УДК159.922
B.В. Некрасов
C.В. Сушков
ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
Аннотация. Целью данной работы является рассмотрение сущности и специфики субъективного благополучия в трудах отечественных и зарубежных исследователей. Выбор данной проблемы детерминирован тем, что в научной литературе существует большое количество подходов к пониманию сущности и природы субъективного благополучия, однако, по мнению авторов, они не в полном объеме раскрывают его особенности и внутреннее строение. Методологической основой работы выступали положения исследований отечественных и зарубежных исследователей в области субъективного благополучия. Результатами проведенного исследования являются теоретико-методологические положения к изучению субъективного благополучия, предложена выявленная структура данного феномена. Ключевые слова: благополучие, субъективное благополучие, гедонистический подход, эвдемонистический подход, структура.
Abstract. The purpose of the given work is consideration of essence and specificity of subjective well-being in works of domestic and foreign researchers. The choice of the given problem is determined by that in the scientific literature there is a considerable quantity of approaches to understanding of essence and the nature of subjective well-being, however, according to the author, they not in full open its features and an internal structure. As methodological basis of work positions of researches of domestic and foreign researchers in the field of subjective well-being acted. Results of the carried out research are theoretik-methodological positions to studying of subjective well-being, the revealed structure of the given phenomenon is offered.
Keywords: well-being, subjective well-being, the hedonistic approach, evdemonistic the approach, structure.
Изучение состояния благополучия личности интересовало и интересует большое количество ученых из различных научных дискурсов. В этом случае психологическое благополучие определяется как базовый субъективный конструкт, отражающий восприятие и оценку своего функционирования с точки зрения вершины потенциальных возможностей человека. Такое рассмотрение термина указывает на высокую роль ценностных и смысловых ориентаций личности в определении собственного благополучия (или неблагополучия).
В продолжение данной точки зрения стоит отметить, что одно из направлений современных психологических исследований - позитивная психология - изучает феномены психической реальности личности, осуществляющие позитивное функционирование человека и совладение с жизненными трудностями. Детальное изучение означенных явлений позволяет обнаружить ценностно-смысловую природу целого ряда позитивных феноменов. Однако структура взаимосвязи и соотношения роли каждого из этих явлений непосредственно в трудной жизненной ситуации или при обычном функционировании человека, по нашему мнению, еще недостаточно изучена.
Семантическое значение слова «благополучие» достаточно неоднородно. Во-первых [5], под благополучием понимается спокойное и счастливое, без каких-либо нарушений, течение дел, жизни, удачливость, достижение желаемого результата. Во-вторых, благополучие используется как синоним счастья, благоприятного физического, психического состояния. В-третьих, благополучие понимается как довольство, материальная (и не только материальная) обеспеченность.
Vasilij Nekrasov Sergej Sushkov
THE BASIC APPROACHES TO STUDYING OF SUBJECTIVE WELL-BEING IN THE DOMESTIC AND FOREIGN LITERATURE
© Некрасов В.В., Сушков С.В., 2014
С середины прошлого века в связи с обращением к позитивным психологическим состояниям, превращением философских понятий счастья и благополучия в предмет самостоятельного анализа проблема психологического благополучия рассматривается в контексте исследований счастья, субъективного благополучия, удовлетворенности жизнью и качеством жизни. Исторически первыми являются попытки описания счастливого человека через набор качеств. Однако уровень благополучия и счастья оценивается самим человеком в соответствии с его системой ценностей и целей, которые всегда индивидуальны. Следовательно, универсальной структуры и критериев благополучия быть не может, поэтому задачей исследователей становится изучение факторов, влияющих на чувство счастья и благополучия. В данном контексте наряду с понятием благополучия используется термин качество жизни, оценивающий позитивное и негативное влияние соматических и психосоматических, социальных и психосоциальных, экономических и психологических факторов.
Достаточно часто понятие благополучия смешивается с понятием удовлетворенности. Это ключевое понятие для группы подходов к изучению благополучия, получивших название гедонистических (от эпикурейского понятия hedonía). Причины этого лежат в ранних исследованиях благополучия, проводившихся в 1980-е гг. под руководством Нормана Брэдбурна, а затем Эда Динера, заложивших теоретическую базу исследований данного феномена в зарубежной психологии. Действительно, Н. Брэдбурн описывал благополучие в терминах, отражающих состояние счастья или несчастья, субъективного ощущения общей удовлетворенности или не удовлетворенности жизнью [13]. Им также было показано, что позитивный и негативный аффект - это не два полюса одной шкалы, что они имеют различную природу. Соответственно, благополучие - это некий баланс, который достигается разносторонними аффектами (позитивными и негативными) который проявляется в виде общего ощущения удовлетворенности либо неудовлетворенности жизнью.
Н. Брэдбурн создал модель структуры психологического благополучия, основанную на балансе разносторонних аффектов - позитивного и негативного. По его мнению, соответствующие события повседневной жизни, которые несут противоположные эмоции, отражаются и накапливаются в сознании субъекта в виде надлежащего аффекта. Те события и обстоятельства, которые расстраивают человека, и то, из-за чего мы переживаем, представляются нам в виде аффекта носящего негативный характер, события, которые происходят с человеком в повседневной деятельности, представляющие для него радость и счастье, увеличивают позитивный аффект. Исследования Н. Брэдбурна получили широкое распространение в соответствующих отраслях научного знания, а методика оценивания благополучия используется повсеместно в научных исследованиях данного феномена.
Большую роль в изучении проблемы психологического благополучия имеют работы Э. Дине-ра. Этот автор вводит понятие «субъективного благополучия». По сути, содержание этого термина очень близко к тому толкованию психологического благополучия, которое было предложено в концепции Н. Брэдбурна. Исходя из трудов данного ученого, субъективное благополучие имеет трех-компонентный состав: удовлетворение, приятные эмоции и неприятные эмоции. Все эти компоненты формируют единый показатель субъективного благополучия [15]. Автор отмечает, что здесь идет речь о когнитивной и эмоциональной сторонах самопринятия. Под когнитивной стороной понимается интеллектуальная оценка удовлетворенности различными сферами своей жизни, а под эмоциональной стороной - наличие плохого или хорошего настроения. По мнению автора, все люди каким-либо образом оценивают произошедшее с ними с позиции «хорошо» или «плохо», каждая их которых имеет ту или иную эмоциональную окраску. Кроме функции определения погружения в депрессию или тревогу у субъективного благополучия имеется функция демонстрации преобладания счастья у одного человека над другим. В связи с вышесказанным, можно сделать вывод, что человек имеет определенный уровень субъективного благополучия, в зависимости от того, испытывает ли он удовлетворение от жизни или нет, от количества переживаемых им положительных или отрицательных эмоций или чувств.
По мысли автора, каждый из трех крупных компонентов структуры субъективного благополучия может разбиваться на отдельные составляющие [14]. Например, общее удовлетворение может разделяться на удовлетворение различными областями жизни, такими как развлечения, любовь, брак, дружба и так далее, эти области могут, в свою очередь, так же подразделяться на более частные компоненты. Общая характеристика «приятные эмоции» может включать в себя такие чувства, как радость, любовь и гордость.
Э. Динер отмечает, что теория субъективного благополучия - та область психологии, которую интересует понимание того, как и почему люди оценивают свою жизнь; для исследователей важно научиться отличать не просто различные клинические состояния, но научиться находить различия в уровнях личностного благополучия. Наиболее распространенным методом исследования субъективного благополучия является самоотчет. Такой подход продиктован тем обстоятельством, что субъективное благополучие может определяться только с точки зрения внутреннего опыта респондента. Какие-либо внешние критерии не допустимы при оценивании субъективного благополучия, т.к. человек всегда склонен оценивать уровень собственного счастья исходя из собственной системы координат. Хотя для большей психодиагностической точности в качестве дополнительных инструментов в исследованиях, посвященных проблеме субъективного благополучия, применяется большое количество разнообразных исследовательских приемов, их спектр чрезвычайно широк: от простого анкетирования и метода экспертных оценок до психофизиологических тестов. Несмотря на схожесть трактовок структуры психологического благополучия Н. Брэдбурном и Э. Динером, последний все же не рассматривает их как прямые аналоги. Он считает, что субъективное благополучие лишь компонент психологического благополучия, при этом он отмечает, что для описания последнего необходимо вводить дополнительные характеристики [14].
Продолжая исследования в рамках гедонистического подхода, Э. Динер вводит понятие «субъективного благополучия», которое формируется из субъективной удовлетворенности жизнью, позитивного аффекта и негативного аффекта [14]. По мнению данного автора, речь здесь идет о когнитивной стороне самопринятия (интеллектуальная оценка удовлетворенности различными сферами своей жизни) и эмоциональной стороне (наличие плохого или хорошего настроения). Принятие либо непринятие событий жизни, оценка их как позитивных либо негативных всегда имеет под собой соответственно окрашенную эмоцию. В качестве наиболее общего индикатора благополучия сторонники гедонистического подхода опираются на переживания счастья, удовлетворенности.
С позиции данного подхода рассматривает благополучие и Р.М. Шамионов, определяя его как собственное отношение человека к своей личности, жизни и процессам, имеющего важное значение для личности со стороны усвоенных нормативных представлений о внешней и внутренней среде и характеризующееся ощущением удовлетворенности [11].
Другой подход к исследованию благополучия носит название эвдемонистического (от eudaimonic - термина, используемого Аристотелем для описания наиболее высокого из человеческих чувств), в соответствии с которым основной критерий благополучия - это полнота самореализации. Этот подход разрабатывался представителями гуманистической психологии, описывающими различные аспекты позитивного функционирования личности.
Другим автором, предложившим свою теорию психологического благополучия, стала американская исследовательница, доктор психологии Кэрол Рифф [16; 17]. Ее можно считать последовательницей идей Н. Брэдбурна, однако она скептически подходит к его взглядам на психологическое благополучие как баланс между позитивным и негативным аффектами. Критикуя гедонистическое решение проблемы психологического благополучия, которое, по ее мнению, имеет ограниченный характер, автор создает свою теорию, основанием которой послужили основные концепции, так или иначе связанные с понятием психологического благополучия и относящиеся к проблеме позитивного
психологического функционирования (теории А. Маслоу, К. Роджерса, Г. Олпорта, К.Г. Юнга, Э. Эриксона, Ш. Бюлер, Б. Ньюгартена, М. Яходы, Д. Биррена). Интегрировав более ранние работы в области психологии развития, клинической, гуманистической и экзистенциальной психологии, Кэрол Рифф заложила основы представления о психологическом благополучии как комплексном понятии. В исследованиях данного автора выделяется психологическое благополучие, которое имеет шести-компонентный состав: самопринятие, позитивные отношения с окружающими, автономия, управление окружающей средой, цель в жизни, личностный рост. Человек, обладающий высокой автономией, способен быть независимым, он не боится противопоставить свое мнение мнению большинства, может позволить себе нестандартное мышление и поведение, он оценивает себя исходя из собственных предпочтений. Отсутствие достаточного уровня автономии ведет к конформизму, излишней зависимости от мнения окружающих, такому человеку тяжело самому принимать решения, его поведение и образ мыслей сильно подвержены влиянию социума.
Иные субъективные предпосылки психического благополучия были предложены в теории самодетерминации Р. Райана и Э. Деси, по мнению которых личностное благополучие связано, прежде всего, с реализацией базовых психологических потребностей в автономии, компетентности и связи с другими.
Традиционно выделяются только два подхода к исследованию благополучия, однако довольно очевидно наличие и третьего подхода. Семантика слова благополучие предполагает не только счастье и удовлетворенность или достижение желаемого, но и отсутствие негатива, благоприятное физическое и психическое состояние, а также благосостояние, обеспеченность, под которой можно понимать и достаточность ресурсов для достижения желаемого. Функциональные состояния, статус в исследованиях именно психологического благополучия практически не учитываются, хотя очевидна связь благополучия с физическим и психическим здоровьем, с качеством жизни и потенциальными возможностями человека, переживаниями и состояниями здоровой личности. Прежде всего, благополучие - это отсутствие заболеваний, негативных переживаний, чувств и состояний. Не случайно, как отмечает Р.М. Шамионов, понятие благополучия принято Всемирной организацией здравоохранения как основной компонент для определения здоровья: здоровье - это не только отсутствие болезней как таковых или физических недостатков, но и состояние полного физического, умственного и социального благополучия [11]. В работе Марищук и Пыжьяновой [3] важнейшим показателем психического здоровья признается именно психологическое благополучие, которое характеризуется через субъективное благополучие, умение стравляться с трудностями, благоприятный эмоциональный фон, отсутствие конфликта с собой и с социумом.
Синтез существующих подходов приводит к следующим выводам.
1. Благополучие следует рассматривать как комплексное, интегральное явление, синтезирующее физические, психические, социальные аспекты, несводимое к понятию удовлетворенности. В таком случае, чувство благополучия можно определить как интегральный психический феномен, целостное переживание, отражающее успешность функционирования индивида в социальной среде, сопровождающееся благоприятным эмоциональным фоном, функциональным состоянием организма и психики и позитивным самоотношением, доверительным отношением к миру.
2. Практически отсутствуют работы, в которых учитывается динамичность изучаемого феномена. Не вызывает сомнения, что достичь благополучия раз и навсегда невозможно. Достижение или поддержание благополучия - это постоянное балансирование на грани потребного и реального, постоянный процесс гармоничной интеграции с окружающей действительностью, нахождение в состоянии устойчивого равновесия.
3. В основу понятия благополучия заложен принцип постоянной активности самого субъекта. Невозможно быть одновременно пассивным и благополучным. Несводимость благополучия к удов-
летворенности, обращение к смысловым структурам требует постоянной рефлексии, оценки и переоценки наличной ситуации, что само по себе уже ведет к разрушению удовлетворенности чем-либо.
В работах отечественных ученых, занимавшихся изучением субъективного благополучия личности, были исследованы взаимосвязи данного феномена с различными аспектами жизнедеятельности личности: удовлетворенность собой, стиль социального поведения, толерантность [1], ценностные ориентации и стратегии поведения юношей в возрасте 16-17 лет [2], самоактуализация у взрослых 32-50 лет [9], суверенность психологического пространства у респондентов 18-50 лет [6], климат в педагогическом коллективе [4], профессиональное благополучие педагогов [11] и государственных служащих [8; 12].
Несмотря на то, что удовлетворенность работой является довольно значимым компонентом ощущения субъективного благополучия в период ранней молодости, количество исследований этого феномена в контексте профессиональной деятельности и профессионального обучения явно недостаточно. Отчасти это обусловлено малым числом соответствующих психодиагностических методик для изучения благополучия студентов в профессиональной сфере. В связи с этим была предпринята попытка адаптации опросника, оценивающего уровень социально-психологической адаптации работника предприятия (Р.Х. Исмаилова), для решения задачи измерения уровня удовлетворенности студентов своим профессиональным обучением в вузе. В опроснике, разработанном для измерения уровня удовлетворенности, были приняты утверждения, которые отражали специфику адаптации студентов [7] к обучению выбранной профессии в вузе и получения удовлетворения от этой деятельности. Следующим этапом было адаптирование принятой методики и апробация ее на выборке студентов в комплексе с методикой для изучения субъективного благополучия, ранее разработанной Е.И. Середа, Н.Б. Парфеновой [10].
Исследования благополучия с различных методологических оснований закономерно приводят к неопределенности структуры включаемых в состав изучаемого явления аспектов. Наиболее логичной и полной является концепция К.Рифф [16], однако в ней не учитываются особенности состояния и ряд иных ценностей, кроме автономии. Обобщив различные аспекты благополучия, можно выделить следующие его составляющие.
1. Удовлетворенность как интегральная когнитивно-эмоциональная оценка. Однако анализ самих понятий удовлетворенности, счастья и благополучия не позволяет провести их полную аналогию.
2. Функциональный статус, психическое и психофизиологическое состояния. Отсутствие негативных переживаний и последствий для организма и психики является необходимой составляющей благополучия.
3. Ценностно-мотивационная сфера, как общая осознанность жизни, так и индивидуальная система приоритетов, система координат. Психологическое благополучие связано с переживанием содержательной наполненности, осмысленности и ценности жизни в целом как средства достижения личностных целей (П.П. Фесенко, Э. Динер и др.). Э. Динер напрямую указывает на то, что при исследовании психологического благополучия обязательно должно учитываться как непосредственно измеряемый уровень благополучия, так и внутренняя, индивидуальная система координат [14; 15]. Мотивы, ценности, установки задают необходимые при исследовании благополучия индивидуально -специфичные координаты значимого для человека: для одних благополучие - это материальный достаток, для других - семья, для третьих - профессиональный успех или что-либо еще. Именно ценно-стно-мотивационный фактор задает такой параметр благополучия как его широта - что именно индивид включает в категорию значимого. Широта понятия благополучия, интеграция успешности жизни и деятельности человека в разных сферах ведет к необходимости гибкого, адаптивного поведения как залога успешности поведения в разных ситуациях, адекватности поведения.
4. Умение использовать имеющиеся возможности для достижения поставленных значимых целей, а также общую непротиворечивость потребностей и возможностей - данный компонент благополучия в теории К. Рифф именуется «подконтрольностью жизни».
5. Социальное благополучие, в том числе наличие социальной поддержки, принятие группой, открытость во взаимоотношениях и отсутствие конфликтов, благоприятное социальное окружение и управление окружающей средой. Расширение личной зоны ответственности, непосредственно связанное с широтой образа Я, приводит к необходимости включения в понятие личного благополучия, также и благополучия близких и значимых людей. Нельзя быть счастливым в одиночку.
6. Самооценка и самоотношение, в том числе уверенность в собственных возможностях при преодолении негативных обстоятельств, принятие личной ответственности за собственную жизнь, отсутствие внутреннего конфликта. Нерешенным остается вопрос о влиянии локуса контроля на состояние благополучия. Имеющиеся данные о связи интернальности с состоянием благополучия достаточно противоречивы.
7. Самоэффективность, достижение намеченных целей и наличие смыслообразующих перспектив. В определенном смысле это тоже компонент самооценочного фактора, субъективного восприятия наличной ситуации и самооценка достижений. Во многих работах по данному направлению показано, что напрямую ни уровень физического здоровья, ни материальное благосостояние, ни удовлетворение поставленных потребностей не связаны с переживаниями счастья и, тем самым -благополучия.
Справедливо также предположить, что различные компоненты благополучия будут по-разному сочетаться и иметь различную значимость в зависимости от индивидуальных, профессиональных и иных факторов, однако это уже задача отдельного исследования.
Исходя из вышеизложенного, а также опираясь на анализ различных источников, нами выявлена структура субъективного благополучия личности, которая состоит из следующих основных компонентов (см. рис.).
Рис. Структура субъективного благополучия
Обобщая разные подходы к пониманию субъективного благополучия, можно выделить несколько ключевых характеристик:
1. позитивность измерения благополучия как наличие разных по интенсивности позитивных показателей и переживаний;
2. глобальность измерения - взаимосвязь всех аспектов жизни человека (социальных, биологических, психологических, физических);
3. пролонгированость во времени, динамичность;
4. субъективность как зависимость переживания благополучия от оценки, отношения и личного опыта.
Библиографический список
1. Бахарева Н.К. Субъективное благополучие как системообразующий фактор толерантности: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Хабаровск, 2004.
2. Бочарова Е.Е. Взаимосвязь ценностных ориентаций, стратегий поведения и субъективного благополучия личности: атореф. дис. ... канд. психол. наук. - Саратов, 2005.
3. Виноградова Г.А. Климат в педагогическом коллективе и субъективное благополучие личности педагога / Г.А. Виноградова. - Тольятти: ТГУ, 2010.
4. Марищук Л.В., Пыжьянова Е.В. Удовлетворенность качеством жизни как критерий психологического здоровья // Психология XXI века: материалы междунар. науч.-практ. конф. молодых ученых, Санкт-Петербург, 24-26 апреля 2008 г. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2008.
5. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М.: А Темп, 2006.
6. Панина Е.Н. Взаимосвязь суверенности психологического пространства и субъективного благополучия личности: автореф. дис... канд. психол. наук. - Красноярск, 2006.
7. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / Под ред. Г.С. Никифорова [и др.]. - СПб.: Речь, 2001. - С. 116.
8. Психологическое благополучие личности в современном образовательном пространстве: сб. статей. - Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т., 2013. - 146 с.
9. Пучкова Г.Л. Субъективное благополучие как фактор самоактуализации личности: автореф. дис ... канд. психол. наук. - Хабаровск, 2003.
10. Середа Е.И., Парфенова Н.Б. Оценка эффективности технологий психологического сопровождения студенческой молодежи // Вестник образования и науки. Педагогика. Психология. Медицина. - 2011. - № 1. С. 53-66.
11. Шамионов Р.М. Психология субъективного благополучия личности / Р.М. Шамионов. - Саратов: Издательство Саратовского университета, 2004.
12. Утюганов А.А. Смысловые компоненты переживания боевого стресса // Сибирский педагогический журнал. - 2011. - № 3. - С. 260-271
13. Bradburn N.M. The structure of psychological well-being. Chicago: Aldine, 1969.
14. Diener E. and Rober-Biswas Diener (2008) Happiness: Unlocking the Mysteries of Psychological Wealth. Blackwell: Oxford.
15. Diener E., Lyubomirsky, S., King, L., The Benefits of Frequent Positive Affect: Does Happiness Lead to Success? Psychological Bulletin, 2005, Vol. 131, No. 6, Pp. 803- 855.
16. Ryff C.D. Happiness is everything, or is it? Explorations on the meaning of psychological well-being // Journal of Personality and Social Psychology. 1989. Vol. 57. Pp. 1069-1081.
17. Ryff C.D. Psychological Well-Being // Encyclopedia of Gerontology. 1996. Vol. 2. Pp. 365-369.