Научная статья на тему 'Основные подходы к изучению настойчивости студентов высшей школы МЧС'

Основные подходы к изучению настойчивости студентов высшей школы МЧС Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
273
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и наука
Scopus
ВАК
ESCI

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Чуваткина Наталья Викторовна, Зиньковская Светлана Михайловна

В данной работе рассмотрены аналитический и системный подходы к изучению настойчивости. На основании полученных результатов сделаны выводы об особенностях реализации данного свойства у студентов высшей школы МЧС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Чуваткина Наталья Викторовна, Зиньковская Светлана Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные подходы к изучению настойчивости студентов высшей школы МЧС»

4. Вяткин Б. А. Лекции по психологии интегральной индивидуальности человека. - Пермь: ПГПУ, 2000. - 179 с.

5. Германов В. А. Клиническая гемостазиология - новое, междисциплинарное направление советской медицины // Система гемостаза в норме и патологии / Под ред. В. А. Германова. - Куйбышев: КМИ, 1977. - С. 5-19.

6. Губко А. Т. Группы крови и типы нервной системы // Третий всесоюзный съезд общества психологов СССР: Тезисы докладов. - Т. 1: Общая психология и физиология / Под ред. В. П. Зинченко. - М.: МГУ, 1968. - С. 257-258.

7. Лавров Н. Н. Здоровье женщины 4 группы крови. - Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 352 с.

8. Мерлин В. С. Очерк исследования интегральной индивидуальности. -М.: Педагогика, 1986. - 256 с.

9. Ротманова Н. В. Некоторые особенности интегральной индивидуальности студентов с различными группами крови // Образование и наука. Известия УрО РАО. - 2005. - № 3 (33). - С. 112-118.

10. Русаков М. С. Четыре группы крови: характер человека, его болезни и питание. - Минск: Книж. дом, 2004-224 с.

11. Vyatkin B. A., Rotmanova N. V. Blood type and a person’s integral individuality peculiarities // European Journal of natural history - 2006. - № 2. -P. 137-138.

12. Wiener A. S. Blood group. - Lancet, 1959.

Н. В. Чуваткина,

С. М. Зиньковская

ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ НАСТОЙЧИВОСТИ СТУДЕНТОВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ МЧС

В данной работе рассмотрены аналитический и системный подходы к изучению настойчивости. На основании полученных результатов сделаны выводы об особенностях реализации данного свойства у студентов высшей школы МЧС.

In this article are examined the main approaches to the studying of persistence and exactly analytical and systematic ones. On the basis of the received results conclusions are maid about peculiarities of realization of the given property on each of the components of persistence at the students of the high school of the Ministry of Emergency Situations.

Служебная и боевая деятельность представителей одной из наиболее опасных профессий - пожарных - это труд в экстремальных, опасных для жизни условиях. Правильно ориентироваться в окружающей обстановке пожарному позволяют познавательные психические процессы. Между познава-

тельными процессами, чувствами, эмоциями и практическими действиями пожарных существует связь, которую осуществляет воля.

Воля - психический процесс сознательного регулирования человеком своего поведения и деятельности, связанный с преодолением внутренних и внешних препятствий [9].

Воспитание необходимых волевых черт характера и способности к волевой регуляции является составной частью воспитания личности, действующей на основе сознательных побуждений. Волевые черты характера проявляются во всех видах деятельности человека. Так, труд немыслим без волевого усилия, без осознания цели, без умения преодолевать объективные помехи, усталость. Волевые черты необходимы уже в учебной деятельности пожарных. Образовательный процесс требует волевого сосредоточения, упорного преследования цели, умения контролировать себя.

Важнейшими характеристиками воли или волевыми качествами личности являются сила (слабость), целеустремленность, самообладание, решительность, смелость, настойчивость, упорство, самостоятельность и умение рисковать.

Рассмотрим более подробно одно из наиболее важных, на наш взгляд, волевых качеств в подготовке пожарного - настойчивость.

Настойчивость определяется умением личности мобилизовать свои возможности для длительной борьбы с трудностями [9]. При слабом проявлении настойчивости потенциальные возможности личности будут проявляться не в полной мере. Немало студентов высшей школы МЧС учатся ниже своих возможностей в значительной степени по причине недостаточного развития у них такой черты характера, как настойчивость.

По данным А. И. Самошина, О. Б. Барабаш и А. И. Крупнова, настойчивость как волевая черта характера характеризуется

• стремлением постоянно доводить начатое дело до конца;

• умением в течение долгого времени преследовать цель, не снижая энергии в борьбе с трудностями;

• умением продолжать работу при отсутствии желания ею заниматься или при возникновении другой, более интересной деятельности;

• способностью проявить упорство при изменившейся обстановке (смене коллектива, условий труда и т. д.) [2, 6, 10].

Анализ отечественной и зарубежной психологической литературы позволяет выделить в качестве основных аналитический и системный подходы к изучению настойчивости.

При аналитическом подходе рассматриваются отдельные стороны или аспекты явления, вне их связей и отношений между собой. Относительно настойчивости в центре внимания данного подхода находятся динамические характеристики [5, 6]. Анализируются преимущественно сила (степень волевого усилия); ус-

тойчивость (степень постоянства волевого усилия в однотипных ситуациях); широта (количество видов деятельности, в которык применяется данное свойство).

В зарубежной (прежде всего, англо-американской) психологии в русле аналитического подхода настойчивость представлена как черта характера, определяющая поведение субъекта.

В научный источниках настойчивость трактуется, во-первыгх, как врожденное упорство: выщеляются, главным образом, природные предпосыглки внешних поведенческих проявлений настойчивости. При этом игнорируется активная, деятельная роль сознания. Во-вторыгх, большое внимание уделяется изучению постоянства поведения субъекта в различныгх чрезвыгчайныгх ситуациях. Основными факторами, определяющими настойчивое поведение, исследователи считают готовность переносить неудобства ради выполнения намеченного, привыгчку продолжать начатое. К содержательным факторам, определяющим проявление настойчивости, относится мотивация.

Мотивы выступают в качестве побуждающей и направляющей силы, определяя характер настойчивости. В основе мотивационной сферы личности лежат различные виды потребностей: от физиологических до моральный - потребностей в труде, признании, взаимопомощи и самореализации. В роли мотивов могут выступать влечения, желания, намерения, чувства, интересы, убеждения, идеалы [7].

Успешность деятельности, включая и практику самовоспитания, зависит от силы и степени выраженности мотивов: при слабой мотивации человек не только не осознает, к чему же именно он стремится, но часто не может даже предвидеть результаты собственный действий. Чем сильнее мотивация, тем меньше требуется усилий на целееполагание, поддержание деятельности в соответствии с целью, на противостояние помехам и искушениям прекратить деятельность.

При внешне одинаковых проявлениях настойчивости человек может преследовать как альтруистические, так и эгоистические цели. Целесообразность альтруистической мотивации связана с природой человека: каждый нуждается в глубоких, теплых отношений, дружбе, любви. Потребность человека в человеке может быть удовлетворена только в совместной деятельности, в общении в сопереживании, в служении другим людям и т. д.

Направленность на получение профессиональный знаний может исходить из эгоистических мотивов личности, однако очевидна взаимосвязь так называемой «чисто деловой мотивации», то есть полной погруженности в свое дело, с социальными мотивами: служением другим людям, а возможно, человечеству, потомкам.

Многие зарубежные авторы считают настойчивость важным поведенческим проявлением мотивации. Ряд исследований посвящен специальному анализу регуляторных характеристик настойчивости, где это качество рассматривает-

ся с точки зрения пассивности-активности саморегуляции. Важно учитывать, что проявление настойчивости зависит не только от гетерономного или автономного источника волевой активности, но и от того, какие факторы субъект считает определяющими для успеха своей напряженной деятельности.

К одному из вариантов аналитического подхода относятся также изучение результативной стороны настойчивости. В контексте данной стратегии анализируется, как проявление (отсутствие) настойчивости отражается на результатах деятельности, в различныгх сферах жизни. Очевидно, что результативные аспекты настойчивости, в той или иной мере, зависят от ее динамических и мотивационных аспектов, указанных выше.

Результативность (продуктивность) настойчивости в конкретной ситуации связана с работоспособностью человека, которая зависит от двух групп факторов: внутренних (интеллектуальный способностей, воли, тренированности, состояния здоровья, активности субъекта) и внешних (организации рабочего места, режима труда и отдыгха, величины нагрузки и т. д.). Успешность деятельности не определяется только проявлением волевого усилия, необходимы определенные умения и навыки, знание сферы приложения своей деятельности, конкретной ситуации и способов действия в ней. В свою очередь, от уровня развития настойчивости зависит успешность приобретения знаний, успеваемость, умственное, физическое развитие человека, т. е. эффективность его деятельности в целом [4]. В зарубежной психологии этот аспект настойчивости изучался в зависимости от уровня ожиданий успеха или неудачи (субъективной оценки будущего результата деятельности). Вышвлено, что в экспериментальной ситуации «случайности» (успех не зависит от контролируемых субъектом факторов), в условиях прекращения подкрепления высокий уровень ожидания успеха ведет к быстрому угасанию настойчивости; а в «ситуации навыка» (причины успеха или неудачи представляются субъекту находящимися под его контролем) ожидание успеха вызывает высокую настойчивость.

Результативный компонент настойчивости как бы интегрирует остальные ее составляющие. Такие факторы, как умение правильно ставить цели и добиваться намеченного, доводить начатое до конца, регулировать свои эмоциональные состояния, учитывая индивидуальные особенности психики, определяют, в конечном счете, наличие высоких результатов деятельности. Содержание же этих результатов зависит от мотивационной сферы личности, от того, что именно человек подразумевает под успехом (признание окружающих, популярность, высокий социальный статус, прочные профессиональные знания, материальное благополучие и т. д.). Развитие настойчивости и ее основныгх составляющих зависит не только от внешних, реально ощутимых результатов, но и от внутренней удовлетворенности ими, которая является психологическим и личностным показателем меры удовле-

творенности потребностей человека. И, напротив, внешне результативная деятельность, сопровождающаяся чувством недовольства сделанным, может тормозить или деформировать развитие личности.

Несмотря на то, что очевидна связь и зависимость динамических, мотивационных и результативных аспектов настойчивости, они, повторимся, в рамках аналитического подхода изучаются, как правило, автономно. Недостаточно привлекаются к анализу настойчивого поведения когнитивные, эмоциональные и другие характеристики, которые были обнаружены при анализе различных свойств личности [1, 6].

В системном подходе заложен позволяющий преодолеть односторонний анализ принцип исследования качеств личности (настойчивости, в частности) как системных образований. Понятно, что изучение только одной стороны какого-либо свойства не дает право для заключения об его особенностях в целом и специфике относительно других качеств.

Каждое черта характера личности включает в себя, по меньшей мере, установочно-целевой, динамический, мотивационный, когнитивный, эмоциональный, регуляторный, продуктивный и оценочно-рефлексивный компоненты (рис. 1).

Перспективность и продуктивность системного подхода связана с тем, что, во-первых, он способствует решению фундаментальной проблемы преодоления разрыва между динамическими, смысловыми, результативными и другими характеристиками при изучении различных психических образо-

ваний, которые по своей природе являются целостными, системными. Во-вторых, он открывает возможности познания структуры личностных свойств и внутренних механизмов взаимодействия различныгх компонентов. В-третьих, данный подход создает предпосылки для разработки научно обос-нованныгх технологий развития и коррекции свойств личности. В-четвертых, позволяет учитывать природу различных компонентов свойств личности:

1) динамических, эмоциональных и регуляторный;

2) мотивационных, когнитивныгх и продуктивный.

Первая группа признаков, в большей мере, обусловлена природными предпосылками и зависит от черт темперамента и свойств нервной системы [3, 6, 8]. Вторая же группа, более подвижная и изменчивая, в значительной степени связана с социальным окружением, средой, условиями деятельности.

Нами была проведена опытно-поисковая работа по изучению настойчивости студентов высшей школы МЧС на базе Уральского института государственной противопожарной службы МЧС России, в которой приняли участие 168 чел. Использовался бланковый тест для измерения различных компонентов и переменных настойчивости А. И. Крупнова [6] и метод средних значений. На рис. 2 приведена гистограмма выявленных основных показателей настойчивости.

По результатам исследования высшие значения получили общественнозначимые (36,78) и личностно-значимые (40,75) показатели установочно-целевого компонента. Также высокие значения обнаруживаются у гармонических переменных - динамического, эмоционального, регуляторного, мотивационного, когнитивного и продуктивного компонентов. Например, эргичность или сила проявления настойчивости составляет 34,02 балла, переменная стенич-ности эмоционального компонента набрала 37,46 балла.

Студентам высшей школы МЧС в большей степени свойственна интер-нальность в регуляции настойчивости (32,52). Это означает, что они обладают внутренним контролем, т. е. не надеются на обстоятельства и внешние ситуации, а склонны к самостоятельному их регулированию.

У студентов наблюдается высокий уровень развития социоцентрично-сти мотивации в проявлении настойчивости (34,97): они намерены как можно лучше освоить любое дело; стремятся больше сделать или узнать что-то новое, помочь другим людям; желают заслужить одобрение со стороны окружающих и получить общественное признание в группе.

Высокие значения показала переменная осмысленности в когнитивном компоненте настойчивости (35,65). Следовательно, студенты высшей школы МЧС глубоко понимают смысл проявления настойчивости, выражающийся

в длительности удержания цели, упорстве достижения намеченного, последовательности действий в избранном направлении.

Рис. 2. Гистограмма результатов исследования компонентов настойчивости

Хорошо выражен продуктивный компонент, т. е. полезность проявления настойчивости и ее результативность осознаются не только в отношении самих себя, но и окружающих людей. Предметный результат составляет 34,9 балла, а субъектный - 39,7 балла. Другими словами, сформированность данного свойства личности у студентов является залогом успеха в учебе, работе; лучшем освоении специальности, выполнении обязательных, даже неинтересных дел. Высокая продуктивность реализации настойчивости обеспечивает решение поставленных задач; завершение большинства своих дел, быстрое продвижение к цели; улучшение личного благополучия; самостоятельность и уверенность в своих силах. Следовательно, деятельность преподавателей должна быть направлена на работу со студентами по реализации пред-ставленнык аспектов настойчивости.

Мотивационный компонент, по данным математической обработки в нашем исследовании, также показал значительные результаты. Социоцен-трическая мотивация составляет 34,97 балла, эгоцентрическая - 39,35 балла.

Таким образом, обнаруживается очень высокая степень заинтересованности студентов в формировании этой черты характера, что способствует высокой продуктивности в реализации данного качества.

Наименьшие значения имеют показатели аэргичности (13,36) динамического компонента и экстернальности регуляторного компонента настойчивости (16,03). Это свидетельствует о том, что для многих студентов свойственны частый отказ от ранее запланированного, перенос дел «на потом», отсутствие планомерности в достижении целей. Они могут отвлекаться на посторонние дела, отступать в отдельных случаях перед трудностями, иногда работать с неполной отдачей сил. Некоторые студенты высшей школы МЧС в своих неудачах склонны обвинять других людей, списывать все на случайность, временами терять веру в свои силы.

Средние значения по степени выраженности имеют астеничность эмоционального компонента (23,66) регуляторно-динамического блока и осведомленность когнитивного компонента (20,26) продуктивного блока настойчивости, т. е. не все студенты полностью понимают смысл данного свойства. Поскольку настойчивость является профессионально важным качеством, для лучшей реализации будущей деятельности пожарных педагогам необходимо формировать сознательное отношение к нему, максимально полно раскрывая его содержание.

Проявление настойчивости у сіудентов-пожарньїх иногда сопровождается отрицательными эмоциями. Особо выделились операционные (10,06) и эмоционально-личностные (8,58) трудности рефлексивно-оценочного компонента. Гармонический компонент астеничности набрал небольшое количество баллов - 23,7. Данные показатели имеют низкие значения: для студентов высшей школы МЧС в малой степени характерны несформированность волевых привычек и навыков, однако иногда в учебе и самостоятельной работе могут проявляться низкая самооценка, чувство тревожности, неуверенность в себе.

Педагогические задачи состоят в том, чтобы осуществлять коррекцию трудностей, с которыми сталкиваются студенты в обучении, формировать адекватную самооценку и уверенность в себе. Одним из основных результатов исследования настойчивости студентов высшей школы МЧС стал вывод о том, что данное свойство ориентировано на субъективно-личностную сферу, связанную с достаточно широким кругом самореализации и самоутверждения учащихся, при его формировании доминируют стенические эмоции, высокая продуктивность настойчивости обнаруживается в случае понимания тесной связи с будущей деятельностью.

Литература

1. Анцыферова Л. И. Системный подход к изучению и формированию личности // Проблемы психологии личности. - М., 1982. - С. 140-147.

2. Барабаш О. Б. О некоторых трудностях в реализации настойчивости студентов. // Формирование и развитие личности. - М.: Ин-т молодежи, 1992.- С. 23-25.

3. Зиньковская С. М. Рисковать профессионально: Системный взгляд на проблему человеческого фактора в опасный профессиях: Монография. - Екатеринбург, 2006. - 514 с.

4. Конопкин О. А., Прыгин Г. С. Связь учебной успеваемости студентов с индивидуальными особенностями их саморегуляции / / Вопросы психологии. - 1984. № 3. - С. 42-52.

5. Конорева Т. С. Изучение динамических характеристик настойчивости в разных условиях деятельности // Вопросы психофизиологии активности и саморегуляции личности. - Свердловск: СГПИ, 1978. - С. 38-46.

6. Крупнов А. И. Психологическая природа различных составляющих черт характера. // Вест. РГНФ № 2. М., 1997. С. 130-133.

7. Левитов Н. Д. Психология характера. - М.: Просвещение, 1969. - 424 с.

8. Прядеин В. П. Факторный анализ динамических проявлений активности поведения в волевой сфере // Психология и психофизиология индиви-дуальныгх различий в активности и саморегуляции поведения человека. -Свердловск: СГПИ, 1980. - С. 84-86.

9. Самонов А. П. Психология для пожарных. Психологические основы подготовки пожарныгх к деятельности в экстремальный условиях. - Пермь, 1999.

10. Самошин А. И. Психологическая характеристика настойчивости студентов в учебной работе: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 1967. - 18 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.