м
fr I
УДК 340/349
DOI 10.37493/2409-1030.2021.2.17
Е. Н. Ярмонова
ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ В СОВРЕМЕННОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКЕ
Актуальность исследования обусловлена тем, что в данной статье рассматривается вопрос о соотношении правовой культуры и иных основополагающих правовых понятий, а также рассматриваются подходы к определению понятия дефиниции «правовая культура». Проводится сравнительный анализ данной категории в различных подходах к этому правовому феномену. Анализируются аксиологический, деятельностный, семиотический подходы к понятию и характеристике правовой культуры.
Изучена связь правовой культуры с общесоциальной культурой и такими ее элементами как материальная, духовная, политическая и других видов культуры. Проведено рассмотрение влияния общей правовой культуры на развитие правовой культуры. Данная проблема является малоизученной, что свидетельствует о ее актуальности.
Исследуется соотношение правовой культуры с правосознанием, признавая, что ее развитие обусловлено тем, что правовая культура основывается на правосознании общества в целом и индивидуальном правосознании граждан.
В статье раскрывается структура правовой культуры, отмечается, неоднозначность ее элементов. Отмечается существование таких понятий, как региональная или местная правовая культура. В исследовании обозначена важность правовой культуры, которая обусловлена тем, что на ее основе форматируются основные, общепризнанные в любом государстве образцы поведения.
Проанализирована связь правовой культуры и правового поведения. Только благодаря такой связи происходит создание устойчивого обеспечения социального порядка в обществе. Раскрыты основные признаки правовой культуры, такие как нормативность и прогрессивность, которые позволяют выделить это понятие из числа других правовых феноменов.
Научная новизна исследования была обусловлена тем, что в статье были изучены проблемы повышения правовой культуры. Важность повышения правовой культуры обусловлена тем, что это является основанием формирования правового государства. В рамках повышения правовой культуры выделяется такое направление как правовое воспитание, направленное на различные возрастные категории, при акценте на правовое воспитание молодежи. Повешение правовой культуры невозможно без повышения общей культуры общества и учета менталитета народа, а также повышения уровня правосознания.
В статье делается вывод о том, что правовая культура является основой развития и формирования многих других правовых явлений, отмечается, что невозможно говорить без повышения правовой культуры населения и отдельной личности о формировании правосознания, правовых отношений и развитие права на современном этапе развития общества, развития гражданского общества и правового государства.
Ключевые слова: правовая культура, право, правосознание, правовые отношения, нормы права, легитимность.
Elena Yarmonova
BASIC APPROACHES TO THE STUDY OF LEGAL CULTURE IN MODERN LEGAL SCIENCE
The relevance of the study is due to the fact that this article examines the issue of the relationship between legal culture and other fundamental legal concepts, and also considers the main approaches to defining the concept of legal culture. As one of the areas of research. a comparative analysis of this category is carried out in various approaches to this legal phenomenon.
The axiological, activity-based, semiotic approaches to the concept and characteristics of legal culture are analyzed.
The relationship between legal culture and general social culture and its elements such as material, spiritual, political and other types of culture has been studied. The influence of the general legal culture on the development of legal culture is considered. This problem is poorly studied, which indicates its relevance.
The correlation of legal culture with legal consciousness is investigated, recognizing that its development is due to the fact that legal culture is based on the legal consciousness of society as a whole and the individual legal consciousness of citizens.
The article reveals the structure of legal culture, notes the ambiguity of its elements. The existence of such concepts as regional or local legal culture is noted.
The study indicates the importance of legal culture, which is due to the fact that on its basis, the basic, generally recognized in any state, patterns of behavior are formatted.
The relationship between legal culture and legal behavior is analyzed. It is only thanks to such a connection that a stable provision of social order in society is created.
The main features of legal culture, such as normativity and progressiveness, are revealed, which make it possible to single out this concept from among other legal phenomena.
The scientific novelty of the research was due to the fact that the article studied the problems of improving legal culture. The importance of increasing the legal culture is due to the fact that this is the basis for the formation of the rule of law. Within the framework of improving the legal culture, such a direction as legal education, aimed at various age categories, with an emphasis on the legal education of
fc I
СКШУ
young people, is highlighted. The hanging of legal culture is not possible without raising the general culture of society and taking into account the mentality of the people, as well as raising the level of legal awareness.
The article concludes that legal culture is the basis for the development and formation of many other legal phenomena, it is noted that it is impossible to speak
Понятие правовой культуры является одним из ключевых понятий в российской гуманитарной науке. Это понятие до настоящего времени остается дискуссионным, в связи с тем, что история нашего государства до последнего времени не располагала к выработке четкой характеристики данного правового феномена. Наличие большого количества оправлений правовой культуры объясняется различными теоретическими подходами к нему разных школ права. Формулировка понятия правовой культуры связана с определенными теоретическими и методологическими трудностями, которые вызваны многогранностью данного феномена [5, с. 151].
Данный правовой феномен можно рассматривать с различных точек зрения, данное юридическое понятие следует охарактеризовать как сложное и емкое понятие. Следует учитывать, что при анализе юридической и общественной значимости это понятия, следует признать важным, тот факт, что данное правовое явление можно рассматривать только как неотъемлемую часть общечеловеческой культуры. Правовая культура, также, как и культура в целом, имеет существенное влияние на развитие личности и ее поведение в различных сферах человеческой жизни. Поэтому для формирования и развития в России правового государства и гражданского общества необходимо изучать и проанализировать различные аспекты правовой культуры. Правовая культура - это совокупность созданных человеком и обществом правовых ценностей в различных сферах жизнедеятельности, существо которых отражается уровень и характер правового развития общества и личности [2, с. 214].
Правовая культура имеет много общего с общесоциальной культуры, но при этом надо учитывать, что она существенно различается от материальной, политической, духовной и других видов культуры. Только правовая культура содержит в себе сочетание вышеперечисленных и других элементов общечеловеческой культуры. Именно в этом во многом состоит принцип её со-циоправовой ориентации.
Исследование правовой культуры имеет длительную историю, так как это явление является одним из основополагающих в юридической науке и благодаря этому существует большое количество различных методологических подходов к изучению и анализу данного правового явления.
В качестве одного из основополагающих следует выделить аксиологический подход. Он имеет большое значение при исследовании ос-
without increasing the legal culture of the population and the individual about the formation of legal consciousness, legal relations and the development of law at the present stage of development of society, development civil society and the rule of law.
Key words: legal culture, law, legal consciousness, legal relations, legal norms, legitimacy.
новных юридических понятий. Аксиологический подход предусматривает возможность говорить о правовой культуре как о собой системе правовых ценностей, которые создаются в процессе развития человеческого общества: это правовая наука, правосознание, правопорядок, правовую деятельность. Все эти ценности должны вырабатываться с учетом всех основных достижений юридической культуры человечества. Правовая культура строится на основе аксиологического подхода и должна выступать как основа гуманизации человеческого общества и отдельной человеческой личности.
Благодаря аксиологическому подходу проще всего провести отграничение правовой культуры от других важных юридических явлений. На основе этого подхода в рамках правовой культуры выделяются основные понятия и явления, которые раскрывают правовое государство и гражданское общество.
Аксиологический подход в качестве основы изучения ставит ценностные аспекты. Подобные ценностные аспекты входят не только в состав правовой культуры, но и культуры в целом.
Правовая культура в соответствии с этим подходом включает в себя как нравственные, так и духовные основы для существования. Аксиологический подход дает нам возможность говорить о том, что «прослеживается связь правовой культуры и нравственности членов общества, без которой правовая культура невозможна» [10, с. 108]. Аксиологический подход не является единственно возможным. Следует рассмотреть также и де-ятельностный. Данный подход в качестве основы имеет человеческую деятельность, а объектом изучения являются отдельные аспекты творческой деятельности.
Только в процессе человеческой деятельности в ее различных, в первую очередь, творческих проявлениях, может возникать, существовать и развиваться правовая культура в многообразных характеристиках данной деятельности. Необходимо учитывать, что творческая характеристика данной деятельности является системообразующим элементом данного подхода, так, как только данный вид деятельности дает возможность нам говорить о возникновении и формировании правовой культуры и иных видов культуры.
Творческая деятельность, лежащая в основе правовой культуры, должна характеризоваться как ее составляющими элементами, так и результативной частью данного процесса. Важным
м
ГС I
направлением деятельностного подхода следует рассматривать технологический элемент данной творческой деятельности. Его представители особо отмечают, что систематизирующим принципом выступает специфический способ организации и развития общественно-человеческой деятельности [3, с. 78].
Рассматривая правовую культуру в соответствии с данным подходом, ее можно охарактеризовать как особый вид деятельности, для которой характерно наличие соответствия между данной деятельностью и основным ценностями в правовой сфере. При этом учитывается соотношение деятельности и правовых норм, которыми они должны регулироваться и возможность осуществления их полноценной реализации в соответствии с правовыми требованиями. Благодаря такому подходу к правовой культуре можно говорить о развитии правовой культуры как характеризующего аспекта всего общества, так и как показатель развития отдельной человеческой личности.
Следующим необходимо рассмотреть семиотический подход к понятию и характеристике правовой культуры. В качестве основы развития семиотического подхода необходимо рассматривать положение о там, что культура представляет собой знаковую систему, и определяли её как «непосредственную память коллектива, выражающуюся в определенной системе запретов и предписаний» [8, с. 87].
Выше рассмотренные подходы не являются исключительными. Авторы по-разному определяют правовую культуру. Существует точка зрения, в соответствии с которой, правовая культура представляет собой определенную правовую среду, в которой существует человек. Человек формирует свое правосознание в данной среде и именно она дает возможность говорить о формировании личности с высокой правовой культурой. Также распространённой является взгляд на правовую культуру как на совокупность правовых текстов, дополняя это понятие особыми механизмами по работе с правовыми актами. Можно говорить о правовой культуре как процессе развития правовой действительности.
Можно рассматривать правовую культуру в соответствии с мнением А. Б. Венгерова как «более высокую и емкую форму правосознания» [1, с. 321]. Следует признать, что очень важным выступает отсутствие оценки важности деятельности субъектов, которые обладают признаком правосознания. Данную черту можно рассматривать в качестве недостатка данного подхода. В то же время подобную точку зрения можно рассматривать и как дискуссионную.
Для раскрытия правовой культуры необходимо дать полный анализ структуры правовой культуры, поскольку структура правовой культуры
может выступать показателем значимости правовой культуры и возможности ее реализации. Правовая культура может рассматриваться и как особой совокупностью социальных ценностей процессах, которые относятся к материальным и духовным ценностям.
В настоящее время нет однозначного подхода к характеристике структуры правовой культуры, что не является случайным, поскольку проблематика структуры правовой культуры, так и в целом вопросы развития и формирования правовой культуры являются сложными и небесспорным. Проанализировав различные подходы к структуре правовой культуры, можно говорить о различных элементах, наиболее часто из них можно выделить те понятия, которые подпадают под де-онистическую логику. Деонтические модальности необходимо рассматривать через такие модальные операторы, как «обязательно», «разрешено», «запрещено». Данные модальные операторы могут формироваться на основе правовых знаний, оценок и т.д.
Правовая культура имеет целый ряд характеризующих признаков, раскрывая которые можно говорить о правовой культуре как о социальном явлении. Проявление всех этих характеристик происходит в процессе фактического проявления правовой культуры. Проанализировав, данную ситуацию, можно прийти к выводу о том, что выделение такого большого количества элементов является дискуссионным. Многие из рассматриваемых элементов позволяют провести аналогию не только с правовой системой общества, но и правосознанием, так как речь идет о выражении отношения к праву, правовому поведению и правосудию.
Рассматривая правовую культуру, необходимо признать такой ее признак, как нормативность, который обусловлен тем фактором, что правовая культура выступает как весьма формализованное и стандартизированное явление. Признак нормативности обусловлен тесной связью правовой культуры с правом, ее обусловленностью правовыми нормами.
Правосознание и правовая культура являются очень близкими правовыми феноменами как по формированию, так и развитию, но у них есть ряд существенных различий. Правосознание включает в себя только внутреннюю, духовную жизнь общества. В составе правовой культуры можно выделить следующие элементы: духовные аспекты жизни общества, и их практическая реализация знаний права и уважительное отношение к праву. Правовая культура, выступая емким понятием включает в себя правовые отношения, возникающие в процессе реализации права, юридические учреждения, которые осуществляют применение права и их организацию. В отличие от правосознания, правовая культура также включает
fc I
СКШУ
в себя работу различных правоприменительных органов, их отношения с другими субъектами, осуществление защиты ими законных прав и интересов граждан. Правовая культура соотносится не только с правосознанием. Она находится в тесной взаимосвязи и с другими элементами общей культуры. Общая культура помимо правовой соотносится с научной, художественной, политической и другими.
Анализируя точку зрения Венгерова А. Б., необходимо учитывать, правосознание, которое можно рассматривать как один из признаков правовой культуры, который раскрывает ее в более полном объеме. Следует согласится с тем, что формирование правовой культуры в обществе основывается на уровне правосознания человека и общества в целом. Говоря о правовой культуре необходимо учитывать ценность прав и свобод человека, так как без признания этих прав и полноценной их реализации невозможно говорить о полноценном формировании правовой культуры.
Правовая культура, ее признаки, характеристики и структура являются предметом изучения не только теории государства и права, но и многих других наук, которые относятся к категории социальных. Социология права также рассматривает данные проблемы. Западные представители данной науки выделяют следующие элементы правовой культуры:
1) количество, компетенцию, юрисдикцию судов, способы апелляции в судебные органы; организацию и устройство легислатур; исполнительной власти, уголовно-процессуальные процедуры;
2) правила, нормы (включая законодательство) и образцы поведения людей в рамках системы;
3) отношение людей к праву и правовой системе - их убеждения, ценности, идеалы и ожидания - то, что движет юридическим процессом.
Следует признать, что в качестве элемента правовой культуры, можно рассматривать такие понятия, как региональная или местная правовая культура. Такое понятие применимо не ко всем странам, а только к некоторым. Как правило это страны, которые относятся к категории федеративных. В качестве примера таких стран можно рассмотреть Соединенные Штаты Америки. В данном контексте, говоря о местной правовой культуре, речь идет о локальной системе взглядов о праве [7, с. 97].
Рассмотрение довольно широкого перечня элементов структуры правой культуры не говорит о наличии их исчерпывающего перечня, но он может быть дополнен. Отдельные авторы выделяют в качестве элементов такие моменты, как юридическая профессия и методы разрешения споров, которые не являются сходными с понятием правосознания и носят самостоятельный характер.
Для эффективного анализа правовой культуры общепринято проводить анализ ее структуры по целому ряду направлений. В первую очередь принято выделять следующие компоненты: знание, установки, поведение. Правовая культура и основанное на ней правовое поведение могут иметь в своей основе только полное и соответствующее истине знание. Основываясь на этом постулате, мы должны понимать, что важным показателем правовой культуры и, следовательно, важным ее элементом является изучение правовой информации, интерес к ней, возможность получения свободного доступа у населения к ней.
Говоря о соотношении правовой культуры с другими правовыми явлениями, необходимо провести анализ всех элементов правовой культуры. Такие явления как право, правоотношение, правосознание являются элементами не только структуры правовой культуры, но и элементами правовой системы любого общества и государства. Это не мешает им играть важную роль в реализации правовой культуры общества.
Рассмотрев различные подходы к проблеме структуры правовой культуры, следует признать неоднозначность и дискуссионность всех данных подходов. Можно также сделать вывод о том, что наиболее часто встречающимися и наиболее закономерно выделенными являются следующие элементы: правосознание, право, правовые отношения, законность и правопорядок, правомерная деятельность субъектов, государственные правовые институты, юридическая наука, юридические акты.
Важнейшим показателем правовой культуры общества выступает уровень правосознания общества. Существенный вклад в учение о правосознании внес И. А. Ильин, который доказывал, что правосознание представляет собой еще более значительный феномен, чем право. Оно понимается как «естественное чувство права и правоты», как «особая духовная настроенность инстинкта», как «особого рода инстинктивное правочувствие» - как некая универсалия, которая имеет формально-юридическое, естественно-правовое измерение [9, с. 133].
Правовая культура представляет ценность для современного общества также в связи с тем, что именно на ее основе форматируются основные, общепризнанные в любом государстве образцы поведения. Современное государство должно придавать легитимность только тем правилам поведения, которые в достаточной степени соответствуют сформированному в данном обществе правовому сознанию и правовой культуре. Отсутствие такой зависимости как правило приводит к нелегитимности в деятельности государства или определенной части государственных органов. Такой подход подчеркивает важность связи между правового сознания и правовой культуры, которая должна прослеживаться в любом современном обществе.
м
ГС I
Помимо обусловленности правовой культуры связью с правосознанием, нельзя забывать о необходимости проводить такую взаимосвязь между правовой культурой и правовым поведением. Только наличие такой взаимосвязи может приводить к формированию устойчивого обеспечения социального порядка в обществе. Развиваясь в параллели эти понятия могут приводить к поддержанию фундаментальных сетей отношений. Необходимо выделить такую черту взаимодействия правовой культуры и правового поведения как амбивалентность, данная черта проявляется в наличии как положительных, так и отрицательных черт, которые содержатся в сознании и поведении субъектов политического и правового процесса [6, с. 74].
Правовая культура не является статичным понятием, она находится в постоянном развитии под воздействием различных объективных и субъективных факторов. Поведение человека во многом обусловлено развитием правовой культуры в обществе.
Правовая культура имеет свое как теоретическое, так и практическое выражение. Практическое выражение можно видеть в поведении субъектов права как соответствующем нормам права, так и противоправном поведении. Отдельно можно говорить о выражении правовой культуры в поведении определенных общественных групповых субъектов.
Государство и общество заинтересовано в реализации правовой культуры, и в первую очередь, в правомерном поведении индивидуальных и групповых субъектов, так как противоправное поведение является результатом низкого уровня правосознания и низкой правовой культуры. Противоправное поведение может быть обусловлено как сознательным нежеланием соблюдать нормативные требования, так и недостатками правового воспитания, недостаточной правовой информированностью. Низкий уровень правовой может быть обусловлен плохой профессиональной подготовленностью и деловой некомпетентностью отдельных субъектов, осуществляющих реализацию норм права.
Правовая культура имеет не только правовые, но и психологические основы. Это связано с тем, что правовая культура связана с различными сферами общественной жизни. Правовая культура каждого человека обусловлена не только его личными психологическими и правовыми аспектами, но и общей культурой всего общества и государства.
Рассмотрение проблем определения и формирования правовой культуры, обусловлено также необходимостью повышения уровня правовой культуры, путем повышения правосознания граждан.
Надо учитывать различные подходы к повышению уровня правовой культуры. Посредством формирования правовой культуры государством
могут быть решены глобальные задачи становления разумной, грамотной личности, на которую в последующем можно будет опереться [12, с. 78].
Рассматривая различные подходы к пониманию правовой культуры, следует учитывать способы ее проявления, ее связь с различными правовыми явлениями, в том числе и теми, которые являются ее элементами, а также с другими правовыми явлениями. В данном определении необходимо выделять помимо уже рассмотренных элементов, ту сферу жизни, которая подлежит регулированию правовыми нормами, формирующими правовую культуру. Правовая культура включает в себя определенные элементы сознания, в том числе правосознания, а также деятельность, направленную на реализацию права. В этом понятии особо необходимо выделять материальную и духовную сферы жизни, которые подлежат правовому и общественному регулированию.
Рассматривая такое понятие как правовая культура, нельзя обойти такое понятие как правовая жизнь. Следует признать, что понятие правовая жизнь - это весьма сложное и емкое понятие. Правовая жизнь включает различные аспекты развития и функционирования общественных и государственных явлений. В связи с этим следует признать, что правовая жизнь может включать в себя не только положительные, но в отдельных случаях и отрицательные явления и процессы общественной жизни. Исходя из всего этого необходимо признать, что правовая культура является частью правовой жизнью общества.
Правовая культура является также элементом правовой системы общества. Только наличие высокой правовой культуры позволяет нормально развиваться правовой системы общества. Правовая культура - это качественное состояние правовой жизни общества, характеризующее правовой менталитет его граждан.
Нормального развитие любого современного государства требует повышения правовой культуры как отдельных его граждан, так и всего общества. Повешение правовой культуры может происходить по различным направлениям, но наиболее важным и перспективным является развитие правового воспитания и правового обучения. Как правило, отсутствие знаний о праве не дает возможность говорить о повышении правовой культуры. Надо признать, что отсутствие подготовки в правовой сфере дает возможность говорить о низкой правовой культуре.
Рассматривая мнение С. С. Алексеева, необходимо признать, что «ядро, сама суть правовой культуры, а тем более культуры права, заключается в юридических ценностях, которые «овладевают» всем обществом, непрерывно, шаг за шагом, совершенствуясь и обогащаясь» [11, с. 117]. При анализе правовой культуры, необходимо учитывать анализ времени и непрерывности
fr I
СКШУ
процесса при реализации правовой культуры. Для формирования правовой культуры важное значение имеют предпосылки ее возникновения. В качестве подобных предпосылок можно выделить формирование гражданского общества и его демократическая основа. Для развития правовой культуры отдельной личности очень большое значение играет уже существующий в обществе уровень правовой культуры.
Отдельным направлением повышения правовой культуры следует рассматривать правовое воспитание, которое должно осуществляться для всех слоев общества, затрагивая в первую очередь молодое поколение. В то же время следует признать, что деятельность по правовому воспитанию является сложным и длительным процессом, который может дать результаты по повышению правовой культуры спустя длительный промежуток времени. Правовое воспитание должно осуществляться по различным направлениям и затрагивать все возрастные категории. Нельзя рассчитывать на быстрое повышение правовой культуры как у отдельной личности, так и в обществе в целом.
Все это приводит к необходимости говорить о необходимости преодоления правовой безграмотности в обществе для повышения правовой культуры и построения правового государства. В российском обществе существуют определенные недостатки в построении гражданского общества и правового государства.
Сложносочиненное понятие правовой культуры, направленное на преодоление правового нигилизма и правовой безграмотности следует разделить на целый ряд элементов, объединенных общей целью, к их числу, по мнению И. А. Иванникова, следует отнести следующие: 1) правосознание; 2) право; 3) правовые отношения; 4) законность и правопорядок; 5) правомерная деятельность субъектов; 6) государственно-правовые институты; 7) юридическая наука; 8) юридические акты [4, с. 14.].
Данное правовое явление и все его элементы могут развиваться только в рамках общественного прогресса. Правовая культура должна обладать признаком прогрессивности, так как уровень правосознания общества и индивида должны постоянно развиваться и совершенствоваться. Любая личность с момента своего возникновения и формирования как личности получает потребность знать и защищать свои права и свободы. Каждый субъект в определенной степени осознает правовую культуру как правовой феномен. В то же время, личное осознание понятия правовой
культуры, понимание прогрессивного характера данного правового явления, не отменяют влияние общего осознания уровня правовой культуры всего общества и государства. Только проанализировав особенности правовой культур различных слоев общества и проведя соотношение с другими правовыми явлениями современного общества, можно говорить о форматировании и развитии понятия правовая культура.
Следует признать, что правовую культуру нельзя рассматривать в отрыве от общей культуры любого общества, в том числе и российского. Это дает нам возможность говорить, о том, что правовую культуру можно охарактеризовать как часть общей культуры. На основании этого мы можем сделать вывод о том, что правовая культура должна формироваться и развиваться на тех же началах и основах, которые характерны для общей культуры.
Следовательно, в рамках правовой культуры должны находить отражения особенности менталитета того или иного народа, при условии отсутствия противоречия с нормативным регулированием данного государства. При формировании правовой культуры проявляется общий уровень культуры общества.
Современное российское общество находится на этапе формирования правового государства, как определено в ст. 1 Конституции Российской федерации. Это ставит перед нами цели по изучению и совершенствованию правовой культуры. Для достижения этих целей формируется правовое воспитание, которое в настоящее время имеет общегосударственное значение.
Правовая культура является основой развития и формирования многих других правовых явлений. Без правовой культуры невозможно формирование правосознания, правовых отношений и развитие права на современном этапе развития общества. Развитие правовой культуры как личности, так и общесетевая в целом способствует совершенствованию таких правовых понятий как законность и правопорядок. На основе высокой правовой культуры должна осуществляться правотворческая и правоприменительная деятельность. Изучение правовой культуры имеет не только теоретическое, но и практическое значение. По итогам проведенного исследования следует говорить о необходимости вырабатывать рекомендации по повышению правовой культуры в Российской Федерации, что являете необходимым для реализации целей, внесенных поправками в Конституцию Российской Федерации, принятыми в этом году.
Литература
1. Венгеров А. Б. Теория государства и права: учебник. М.: Омега-Л, 2017. 607 с.
2. Витман В. Н. Правовая культура: понятие, функции и виды // Modern Science. 2019. № 4-2. С. 214-217.
3. Воронцова Н. В. Влияние глобализации на правовую культуру // Законность в современном обществе: сборник статей международной научно-практической конференции. Уфа: ООО «Аэтерна», 2017. С. 78-80.
м
fr I
4. Иванников И. А. Концепция правовой культуры // Правоведение. 1998. № 3. С. 12-16.
5. Ивлев Ю. В. Логика для юристов: учебник для вузов. М.: Проспект, 2019. 272 с.
6. Кейзеров И. М. Политическая и правовая культура: Методологические проблемы. М.: Юридическая литература, 1983. 232 с.
7. Лазарев В. В. Теория государства и права: учебник для академического бакалавриата / В. В. Лазарев, С. В. Ли-пень. - 5-е изд., испр. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2019. 521 с.
8. Лотман Ю.М., Успенский Б.А. О семиотическом механизме культуры. СПб.: Искусство-СПБ, 2010. 704 с.
9. Основы государства и права: учебное пособие / Под ред. О. Е. Кутафина. М.: Проспект, 2014. 478 с.
10. Петров А.В., Рухтин А.А. Правовая культура и «права человека» в культуре // Размышления о Человеке. Научные статьи профессоров, преподавателей, докторантов и аспирантов кафедры философии, биоэтики и права с курсом социологии медицины. Волгоград Волгоградский государственный медицинский университет, 2018. С. 104-118.
11. Теория государства и права / Под ред. Алексеев С. С., Архипов С. И. и др. Отв. ред. В. Д. Перевалов. М.: Норма: ИНФРА-М, 2018. 495 с.
12. Шиханова Е. Г., Кленкина О. В. Содержание и структура правовой культуры личности // Общество: политика, экономика, право. 2020. № 2 (79). С. 73-78.
References
1. Vengerov A. B. Teorija gosudarstva i prava (Theory of State and Law): textbook. Moscow: Omega-L, 2017. 607 p. (In Russian).
2. Vitman V. N. Pravovaja kul'tura: ponjatie, funkcii i vidy (Legal culture: concept, functions and types) // Modern Science. 2019. No. 4-2. P. 214-217. (In Russian).
3. Voroncova N. V. Vlijanie globalizacii na pravovuju kul'turu (Impact of globalization on legal culture) // Zakonnost' v sovremennom obshhestve: sbornik statej mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Ufa: Ajeterna, 2017. P. 78-80. (In Russian).
4. Ivannikov I. A. Koncepcija pravovoj kul'tury (Legal culture concept) // Pravovedenie. 1998. No. 3. P. 12-16. (In Russian).
5. Ivlev Ju. V. Logika dlja juristov (Logic for lawyers): textbook. Moscow: Prospekt, 2019. 272 p. (In Russian).
6. Kejzerov I. M. Politicheskaja i pravovaja kul'tura: Metodologicheskie problem (Political and Legal Culture: Methodological Problems). Moscow: Juridicheskaja literatura, 1983. 232 p. (In Russian).
7. Lazarev V. V. Teorija gosudarstva i prava (Theory of State and Law): Textbook. Moscow: Izdatel'stvo Jurajt, 2019. 521 p. (In Russian).
8. Lotman Ju. M., Uspenskij B .A. O semioticheskom mehanizme kul'tury (On the semiotic mechanism of culture). St. Petersburg: Iskusstvo-SPB, 2010. 704 p. (In Russian).
9. Osnovy gosudarstva i prava (Fundamentals of State and Law): textbook / ed by O.E. Kutafin. Moscow: Prospekt, 2014. 478 p. (In Russian).
10. Petrov A. V., Ruhtin A. A. Pravovaja kul'tura i «prava cheloveka» v kul'ture (Legal culture and «human rights» in culture) // Razmyshlenija o Cheloveke Nauchnye stat'i professorov, prepodavatelej, doktorantov i aspirantov kafedry filosofii, biojetiki i prava s kursom sociologii mediciny. Volgograd: VSMU publ., 2018. P. 104-118. (In Russian).
11. Teorija gosudarstva i prava ((Theory of State and Law)) / ed by Alekseev S. S., Arhipov S. I., Perevalov V. D. Moscow: Norma: INFRA-M, 2018. 495 p. (In Russian).
12. Shihanova E. G., Klenkina O. V. Soderzhanie i struktura pravovoj kul'tury lichnosti (The content and structure of the legal culture of the individual) // Obshhestvo: politika, jekonomika, pravo. 2020. No.2 (79). Р. 73-78. (In Russian).
Сведения об авторе
Ярмонова Елена Николаевна - кандидат юридических наук, доцент, заведующая кафедрой кафедрой правовых дисциплин Кубанского государственного университета (филиал в г.Армавир) (Армавир) / vlada02@mail.ru
Information about the author
Yarmonova Elena - PhD in Law, Associate Professor, Head of the Chair of State and Municipal Administration and Law, Kuban State University (branch in Armavir) / vlada02@mail.ru