Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ САНКЦИЙ ЗА ПРИЧИНЕНИЕ ВРЕДА ЗДОРОВЬЮ В УГОЛОВНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ'

ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ САНКЦИЙ ЗА ПРИЧИНЕНИЕ ВРЕДА ЗДОРОВЬЮ В УГОЛОВНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
131
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИЧИНЕНИЕ ВРЕДА ЗДОРОВЬЮ ЛИЧНОСТИ / УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / САНКЦИЯ УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ НОРМЫ / УГОЛОВНОЕ НАКАЗАНИЕ / ПОСТСОВЕТСКОЕ ПРОСТРАНСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кириченко Дмитрий Павлович

Здоровье человека является одним из самых ценных благ. Предметом компаративистского исследования, осуществленного в рамках настоящей работы, выступают санкции за преступные деяния, обладающие повышенным уровнем общественной опасности, в результате совершения которых здоровью потерпевшего причиняется как тяжкий вред, так и иной (средней тяжести или легкий). В статье рассмотрены законодательные подходы к формированию санкций за причинение разной степени тяжести вреда здоровью личности, реализованные в уголовных кодексах бывших союзных республик. Представлен комплексный анализ уголовного законодательства отдельных зарубежных стран постсоветского пространства в части правовой регламентации наказания за названные преступления. Автором выявлены основные закономерности построения санкций за причинение вреда здоровью, установлены отличительные особенности их конструирования в разных государствах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Кириченко Дмитрий Павлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAIN APPROACHES TO THE FORMATION OF SANCTIONS FOR INJURIES TO HEALTH IN POST-SOVIET CRIMINAL LAWS

Human health is one of the most valuable benefits. The subject of the comparative analysis carried out in this paper is the sanctions for criminal acts with an increased level of public danger, which result in serious harm to the health of the injured as well as other (medium or light) harm. Recent studies have examined legislative approaches to the formation of sanctions for causing varying degrees of harm to a person's health, as implemented in the criminal codes of the former Soviet Union republics. A comprehensive analysis of the criminal legislation of various post-Soviet countries in terms of legal regulation of punishment for the above-mentioned crimes is presented. The author has identified the main regularities in the construction of sanctions for causing harm to health and established the distinctive features of their construction in different states.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ САНКЦИЙ ЗА ПРИЧИНЕНИЕ ВРЕДА ЗДОРОВЬЮ В УГОЛОВНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ»

Теория и практика общественного развития. 2021. № 11. С. 143-148. Theory and Practice of Social Development. 2021. No. 11. P. 143-148.

Научная статья УДК 343.615.1

https://doi.org/10.24158/tipor.2021.11.20

Основные подходы к формированию санкций за причинение вреда здоровью в уголовном законодательстве на постсоветском пространстве

Дмитрий Павлович Кириченко

Кубанский государственный университет, Краснодар, Россия, dimonpk@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-2962-9158

Аннотация. Здоровье человека является одним из самых ценных благ. Предметом компаративистского исследования, осуществленного в рамках настоящей работы, выступают санкции за преступные деяния, обладающие повышенным уровнем общественной опасности, в результате совершения которых здоровью потерпевшего причиняется как тяжкий вред, так и иной (средней тяжести или легкий). В статье рассмотрены законодательные подходы к формированию санкций за причинение разной степени тяжести вреда здоровью личности, реализованные в уголовных кодексах бывших союзных республик. Представлен комплексный анализ уголовного законодательства отдельных зарубежных стран постсоветского пространства в части правовой регламентации наказания за названные преступления. Автором выявлены основные закономерности построения санкций за причинение вреда здоровью, установлены отличительные особенности их конструирования в разных государствах.

Ключевые слова: причинение вреда здоровью личности, уголовная ответственность, санкция уголовно-правовой нормы, уголовное наказание, постсоветское пространство

Для цитирования: Кириченко Д.П. Основные подходы к формированию санкций за причинение вреда здоровью в уголовном законодательстве на постсоветском пространстве // Теория и практика общественного развития. 2021. № 11. С. 143-148. https://doi.org/10.24158/tipor.2021.11.20.

Original article

Main approaches to the formation of sanctions for injuries to health in Post-Soviet criminal laws

Dmitry P. Kirichenko

Kuban State University, Krasnodar, Russia, dimonpk@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-2962-9158

Abstract. Human health is one of the most valuable benefits. The subject of the comparative analysis carried out in this paper is the sanctions for criminal acts with an increased level of public danger, which result in serious harm to the health of the injured as well as other (medium or light) harm. Recent studies have examined legislative approaches to the formation of sanctions for causing varying degrees of harm to a person's health, as implemented in the criminal codes of the former Soviet Union republics. A comprehensive analysis of the criminal legislation of various post-Soviet countries in terms of legal regulation of punishment for the above-mentioned crimes is presented. The author has identified the main regularities in the construction of sanctions for causing harm to health and established the distinctive features of their construction in different states.

Keywords: personal injury, criminal liability, sanction of criminal law standarts, criminal punishment, former Soviet Union

For citation: Kirichenko, D.P. (2021) Main approaches to the formation of sanctions for injuries to health in Post-Soviet criminal laws Theory and Practice of Social Development. (11), 143-148. Available from: doi: 10.24158/ti-por.2021.11.20. (In Russian)

В юридической литературе небезосновательно указывается, что вопросы преступности и наказуемости деяний поставлены во главу угла уголовно-правовой политики, направлением и средством осуществления которой служит пенализация (Валуйсков, 2015). Как отмечают исследователи, в том числе зарубежные авторы, именно она выступает той «территорией», на которой так или иначе встречаются социально-правовые, экономические, философские и другие явления (Snacken, van Zyl Smit, 2013). Аккумулируя их, пенализация реализуется в законе посредством построения санкций.

Законодательные и теоретические подходы на постсоветском пространстве к построению санкций за причинение вреда здоровью личности обладают как сходными чертами, так и отличительными. Их анализ представляет интерес в ракурсе возможного использования результатов

© Кириченко Д.П., 2021

исследования в процессе совершенствования отечественного уголовного закона в соответствующей его части. Кроме того, он позволит оценить степень влияния геополитического фактора на уголовное законодательство бывших союзных республик.

Наиболее опасным посягательством на здоровье личности, предусмотренным во всех изученных УК, является умышленное причинение тяжкого вреда здоровью личности. Заметим, что далеко не во всех уголовных законах бывших союзных республик оно получило аналогичное наименование. В частности, в УК Кыргызстана законодатель обозначил его как «причинение тяжкого вреда здоровью» (ст. 138)1, законодатели Армении2 и Казахстана3 акцентируют внимание на форме вины - «умышленное причинение тяжкого вреда здоровью» (ст. 112 и 106 УК соответственно), в УК Молдовы оно обозначено как «умышленное причинение тяжкого телесного повреждения или иного тяжкого вреда здоровью» (ст. 151)4, в УК Беларуси - «умышленное причинение тяжкого телесного повреждения» (ст. 147)5, в УК Украины - «умышленное тяжкое телесное повреждение» (ст. 121)6. Эстонский законодатель решил отказаться от словосочетания «умышленное причинение» и использовал такую конструкцию, как «нанесение тяжкого вреда здоровью» (ст. 118 Пенитенциарного кодекса)7.

В анализируемых уголовных кодексах ответственность за умышленное причинение тяжкого вреда здоровью дифференцируется с учетом разнообразных обстоятельств, повышающих степень общественной опасности содеянного. Безусловно, это сказывается и на наказаниях, закрепленных в санкциях уголовно-правовых норм. В одних кодексах статья содержит три части (помимо основного состава, фигурируют квалифицированный и особо квалифицированный) -УК Казахстана, Кыргызстана, Беларуси; в других - две части (УК Украины и Армении). В УК Молдовы в ней закреплены четыре части. При этом в трех частях ст. 118 ПК Эстонии представлены исключительно основные составы названного преступления.

Заметим, что критерии, согласно которым вред здоровью приобретает статус тяжкого, совпадают. Для его определения обратимся к рекомендательному законодательному акту - Модельному Уголовному кодексу для государств - участников СНГ. В нем под тяжким вредом здоровью понимается причинение телесного повреждения, опасного для жизни или повлекшего за собой потерю зрения, речи, слуха или какого-либо органа, либо утрату органом его функций, либо выразившегося в неизгладимом обезображивании лица, а также причинение иного вреда здоровью, опасного для жизни или вызвавшего его расстройство, соединенное со стойкой утратой общей трудоспособности не менее чем на 1/3 или с заведомо для виновного полной утратой профессиональной трудоспособности, либо повлекшего за собой прерывание беременности, психическую болезнь, заболевание наркоманией или токсикоманией (ст. 119 УК)8.

Санкции за умышленное причинение тяжкого вреда здоровью в кодексах предусматривают схожие виды и размеры наказаний. Как правило, они носят относительно определенный характер. В ряде УК они являются простыми, указывая на единственное наказание, которым выступает лишение свободы. Однако предусматривается возможность выбора сроков последнего, так как законом установлен нижний и верхний его пределы (УК Армении, Кыргызстана, Молдовы, Украины и ПК Эстонии). Несколько иначе обстоят дела в уголовных законах Республики Беларусь

1 Уголовный кодекс Кыргызской Республики [Электронный ресурс] : 2017 г. : в ред. от 12 мая 2021 г. // Централизованный банк данных правовой информации Кыргызской Республики. URL: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/111527 (дата обращения: 22.10.2021).

2 Уголовный кодекс Республики Армения [Электронный ресурс] : 2003 г. : в ред. от 3 июня 2021 г. Гл. 16. Преступления против жизни и здоровья // Национальное собрание Республики Армения. URL: http://www.parliament.am/legislation.php?sel=show&ID=1349&lang=rus#16 (дата обращения: 22.10.2021).

3 Уголовный кодекс Республики Казахстан [Электронный ресурс] : 2014 г. : в ред. от 1 июля 2021 г. // Параграф.Юрист : информ. система. URL: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=31575252 (дата обращения: 22.10.2021).

4 Уголовный кодекс Республики Молдова [Электронный ресурс] : 2002 г. : в ред. от 23 апр. 2021 г. // Континент : информ. система. URL: http://continent-online.com/Document/?doc_id=30394923#pos (дата обращения: 22.10.2021).

5 Уголовный кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс] : 1999 г. : в ред. от 26 мая 2021 г. Ст. 147. Умышленное причинение тяжкого телесного повреждения // Параграф.Юрист : информ. система. URL: https://online.zakon.kz/document/?doc_id=30414984#pos=1381;-47 (дата обращения: 22.10.2021).

6 Уголовный кодекс Украины [Электронный ресурс] : 2001 г. : в ред. от 21 июля 2021 г. Ст. 125. Умышленное легкое телесное повреждение // Параграф.Юрист : информ. система. URL: https://online.zakon.kz/document/?doc_id=30418109#pos=1057;-53 (дата обращения: 22.10.2021).

7 Пенитенциарный кодекс Эстонской Республики [Электронный ресурс] : 2001 г. : в ред. от 31 мая 2021 г. // Jurist Aitab : интернет-портал правовой информации. URL: https://www.juristaitab.ee/sites/www.juristaitab.ee/files/elfinder/ru-seadused/ПЕНИТЕНЦИАРНЫЙ КОДЕКС 31.05.2021.pdf (дата обращения: 22.10.2021).

8 Модельный Уголовный кодекс для государств - участников СНГ [Электронный ресурс] : 1996 г. Доступ из информ.-правового портала «Гарант».

(далее - РБ) и Республики Казахстан (далее - РК). Так, санкции ст. 147 УК РБ и ст. 106 УК РК являются альтернативными и содержат наказания в виде ограничения и лишения свободы. В ПК Эстонии, где ответственность за данное преступление несет также юридическое лицо, санкция содержит и наказание в виде денежного штрафа (ч. 2 ст. 118 ПК).

Лишение свободы (наряду с ограничением свободы в двух отмеченных УК) является практически единственно возможным видом наказания, предусмотренным за указанное посягательство. Во всех названных УК законодатели установили в санкциях как минимальный допустимый срок наказания, так и максимальный. При этом размеры сроков разнятся. Так, в УК РБ и РК нижний предел наказаний в виде ограничения и лишения свободы составляет 3 года. Аналогичный подход в отношении лишения свободы представлен и в УК Армении. Минимальный размер наказания в виде тюремного заключения на срок от 4 лет закреплен в ПК Эстонии. Между тем в УК Кыргызстана, Молдовы и Украины он равен 5 годам. Верхний предел в одних законах лимитируется 10 годами (УК Молдовы), в других - 7 (УК Армении), 7,5 (УК Кыргызстана) или 8 годами (УК РК, РБ, Украины). Примечательно, что максимальный срок лишения свободы, равный 12 годам, установлен в ПК Эстонии.

Важно отметить, что в кодексах регламентированы практически тождественные квалифицирующие признаки (УК Армении, Кыргызстана, РК, РБ, Молдовы). Среди них, в частности, следует выделить совершение преступления группой лиц и (или) группой лиц по предварительному сговору; в отношении лица, заведомо малолетнего или иного лица, находящегося в беспомощном состоянии; в отношении лица или его близких в связи с осуществлением данным лицом служебной деятельности или выполнением общественного долга; с особой жестокостью и др.

Существует тенденция, как, впрочем, и в УК РФ, дублирования обстоятельств, отягчающих наказание (в некоторых УК - ответственность), признаками, квалифицирующими причинение тяжкого вреда здоровью. Вместе с тем некоторые из них характеризуются регламентацией исключительно в нормах Особенной части, например сопряженность указанного посягательства с изнасилованием или насильственными действиями сексуального характера (УК Армении, Кыргызстана), разбоем или вымогательством (УК Кыргызстана), терроризмом (УК Армении) и др. Санкции за квалифицированные виды преступления являются простыми и предусматривают наказание в виде лишения свободы. Единственным исключением служит УК Кыргызстана, где санкция выступает кумулятивной и устанавливает наряду с лишением свободы денежный штраф.

Что касается размеров наказания в виде лишения свободы, то минимальный срок в анализируемых законах установлен и равен 5 годам в УК Армении, РБ, Кыргызстана, Молдовы, 6 годам - в УК РК. Наибольший срок составляет 7 лет (УК Украины). Максимальные сроки лишения свободы серьезно не различаются и равняются 10 годам (УК Армении, РБ, РК, Украины), 12 годам (УК Молдова). Самый малый максимальный срок лишения свободы в УК Кыргызстана - 7,5 лет. Таким образом, содержание законов свидетельствует об усиленной уголовно-правовой охране здоровья личности и признании данных преступлений либо тяжкими, либо особо тяжкими.

Санкции, закрепленные в нормах, предусматривающих особо квалифицированные составы названного деяния, во всех УК устанавливают суровые сроки лишения свободы. Минимальный - 5 лет - в УК РБ, 7,5 - УК Кыргызстана, 8 - УК РК, 12 лет - УК Молдовы. При этом максимальный срок лишения свободы в 15 лет определен в УК РБ и Молдовы, 12 - УК РК, 10 лет - УК Кыргызстана. Между тем полагаем, что содержание санкции в УК Кыргызстана обусловлено обязательным применением дополнительного к лишению свободы наказания в виде денежного штрафа. Представляет интерес подход законодателей к такому последствию, как смерть потерпевшего. В одних УК оно рассматривается в качестве квалифицирующего признака (УК Армении, Украины), в других - причислено к числу особо квалифицирующих (УК РК, РБ, Молдовы, Кыргызстана). В то же время в ПК Эстонии смерть потерпевшего включена в качестве одного из последствий в рамки основного состава.

Бесспорно, названное обстоятельство обладает особым, повышенным уровнем общественной опасности, поскольку деяние посягает на самое ценное благо человека. Поэтому полагаем, что его закрепление в качестве «примитивно» квалифицирующего, наряду с иными объективно менее тяжкими, признака девальвирует ценность жизни. Ни при каких обстоятельствах не следует допускать возможность установления идентичного вида и размера уголовного наказания, например, за умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, совершенного из хулиганских побуждений, с одной стороны, и повлекшего причинение смерти по неосторожности - с другой. Тяжесть такого последствия, очевидно, несоизмерима с тяжестью любого иного, поэтому санкция за подобное деяние должна быть значительно суровее. В связи с этим целесообразно

относить его к особо квалифицирующим признакам или, руководствуясь предложением В.П. Ко-няхина, оценивать состав, осложненный причинением смерти по неосторожности, на одну степень выше по сравнению с другими квалифицированными признаками1.

Таким образом, санкции за умышленное причинение тяжкого вреда здоровью личности в кодексах бывших союзных государств различаются предельно строгими наказаниями, среди которых господствует лишение свободы. При этом максимальные сроки последнего варьируют от 12 до 15 лет. В РК и РБ у правоприменителя имеется возможность выбора альтернативного наказания в виде ограничения свободы при наличии смягчающих обстоятельств за основной состав преступления. Между тем в Кыргызстане санкция в виде лишения свободы сопряжена с денежным штрафом и применяется в таком виде при наличии в содеянном отягчающих обстоятельств.

Следующим преступным деянием против здоровья личности, уровень общественной опасности которого не вызывает сомнений у законодателей, является причинение вреда здоровью средней тяжести. Примечательно, что в рассматриваемых УК оно обозначено по-разному. Так, в одних, как и в УК РФ, - «умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью» (ст. 107 УК РК), практически так же, но с перестановкой слов местами («умышленное причинение вреда средней тяжести здоровью»), в ст. 113 УК Армении. В других законах оно именуется иначе -«умышленное причинение менее тяжкого телесного повреждения» (ст. 149 УК РБ), «умышленное средней тяжести телесное повреждение» (ст. 122 УК Украины), «причинение менее тяжкого вреда здоровью» (ст. 139 УК Кыргызстана), «умышленное причинение телесного повреждения средней тяжести или иного средней тяжести вреда здоровью» (ст. 152 УК Молдовы). Другой подход характерен для ПК Эстонии.

Характерной чертой такого вреда здоровью в названных уголовных законах выступает то, что он не является опасным для жизни и не влечет серьезных последствий, тем не менее вызывает длительное расстройство здоровья или значительную стойкую утрату трудоспособности. В ПК Эстонии законодатель закрепил уголовную ответственность за любое причинение вреда здоровью другого человека, а также насилие, причиняющее боль (ст. 121 «Применение физического насилия»).

Санкции во всех УК являются альтернативными и относительно определенными. В них наравне с лишением свободы применяются такие менее строгие наказания, как штраф (УК РБ, РК, Кыргызстана, ПК Эстонии), арест (УК РБ, Армении), исправительные работы (УК Украины, РК, Кыргызстана, РБ), общественные работы (УК Молдовы, РК), ограничение свободы (УК Украины, РК, РБ). При этом срок лишения свободы корреспондирует со сроком ограничения свободы и составляет до 2 лет в УК РК, до 3 - УК Украины и РБ, в остальных государствах: 2,5 года в УК Кыргызстана, 3 - УК Армении, 5 лет - УК Молдовы и ПК Эстонии.

В части закрепления квалифицирующих признаков законодатели названных государств используют аналогичные подходы, отмеченные ранее при рассмотрении одноименных обстоятельств, установленных применительно к причинению тяжкого вреда, исключая при этом наиболее общественно опасные.

В соответствии с санкциями за причинение умышленного средней тяжести вреда здоровью с отягчающими обстоятельствами установленное наказание в виде лишения свободы является безальтернативным в УК Молдовы, Украины и Армении. При этом нижний предел четко определен: в УК Молдовы - 5 лет, УК Украины - 3 года. Максимально допустимый срок лишения свободы составляет 5 лет в УК Украины и 7 лет в УК Молдовы. В УК Армении обозначен исключительно верхний предел наказания, равный 5 годам. Более лояльно к определению вида и размера наказания за названное деяние подошли законодатели Казахстана, Кыргызстана и Беларуси. Так, при наличии в деянии квалифицирующих признаков наряду с лишением свободы предусматриваются альтернативные наказания - штраф (Ук РК, Кыргызстана), исправительные работы (УК РК), общественные работы (УК РК), ограничение свободы (УК РК, РБ). Стоит отметить, что УК Кыргызстана предусматривает особо квалифицированный состав указанного преступления. Так, при наличии нескольких отягчающих обстоятельств или в случае совершения преступного деяния в отношении лица или его близких в связи с осуществлением данным лицом служебной, профессиональной деятельности или выполнением общественного долга к виновному применяется безальтернативная относительно определенная санкция в виде лишения свободы на срок от 5 до 7,5 лет с обязательным дополнительным наказанием в виде денежного штрафа в размере от 1 400 до 1 800 расчетных показателей (ч. 3 ст. 139 УК).

Следующим по степени тяжести является легкий вред здоровью. Однако далеко не каждый законодатель предусматривает за него уголовную ответственность и посвящает этому деянию

1 В.П. Коняхиным предложено дифференцировать квалифицирующие признаки по степеням. См.: Уголовное право Российской Федерации : программа курса : учеб. пособ. / сост. В.П. Коняхин, Н.В. Огородни-кова, М.В. Феоктистов ; под ред. В.П. Коняхина. Краснодар, 2013. С. 3, 12.

самостоятельную статью в уголовном законе. В некоторых из них, как и в УК РФ, деяние обозначено как «умышленное причинение легкого вреда здоровью» (ст. 117 УК Армении), в других именуется иначе - «умышленное легкое телесное повреждение» (ст. 125 УК Украины), «умышленное причинение легкого телесного повреждения» (ст. 153 УК РБ), «применение физического насилия» (ст. 121 ПК Эстонии). В УК Молдовы, РК и Кыргызстана причинение легкого вреда здоровью не криминализовано.

Санкции как за простой, так и за квалифицированный (присутствует только в УК Украины) виды причинения легкого вреда здоровью содержат альтернативные наказания, все они без исключения являются относительно определенными. По частоте закрепления в кодексах превалирует наказание в виде денежного штрафа, причем, например, в УК Армении он установлен в кратном размере минимальной зарплаты, а в УК Украины - в определенном размере не облагаемых налогом минимумов доходов граждан. В УК РБ размер штрафа не установлен. Представляется, что он будет определяться правоприменителем, исходя из основных принципов назначения наказания. Помимо штрафа, в санкциях используются такие виды наказаний за названное деяние, как исправительные работы, общественные работы, арест и даже ограничение свободы за квалифицированный его вид в УК Украины.

В рассматриваемых УК законодатели неоднозначно подошли к неосторожному причинению вреда здоровью. Реализуются две основные концепции в рамках решения рассматриваемого вопроса. Первая заключается в установлении уголовной ответственности за неосторожное причинение как тяжкого, так и средней тяжести вреда здоровью; вторая предполагает установление уголовной ответственности только за первое из указанных деяний. При этом в одних нормативных актах преступное деяние обозначено как «нанесение тяжкого вреда здоровью по неосторожности» (ст. 119 ПК Эстонии), в других - «неосторожное тяжкое или средней тяжести телесное повреждение» (ст. 128 УК Украины), «причинение тяжкого или средней тяжести телесного повреждения или иного тяжкого или средней тяжести вреда здоровью по неосторожности» (ст. 157 УК Молдовы), «причинение тяжкого или менее тяжкого телесного повреждения по неосторожности» (ст. 155 УК РБ), «причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности», как и в УК РФ (ст. 120 УК Армении, ст. 141 УК Кыргызстана), «неосторожное причинение вреда здоровью» (ст. 114 УК РК).

Санкции за названные деяния - альтернативные и относительно определенные. В зависимости от степени общественной опасности деяния конструкции уголовно-правовой нормы наказание в виде лишения свободы установлено во всех кодексах, за исключением УК РБ. При этом, помимо лишения свободы, имеют место такие альтернативные наказания, как штраф (во всех УК, за исключением Украины), общественные работы (УК Украины, Молдовы, РК, РБ), исправительные работы (УК Армении, Кыргызстана, Украины, РК, РБ), арест (УК Армении, РК, РБ), ограничение свободы (УК Украины, РК, РБ). Сроки исправительных работ различаются несущественно и составляют в пределах от 1 года до 2 лет за неквалифицированный вид причинения вреда здоровью по неосторожности. Сроки лишения свободы в тех УК, где наказание установлено в качестве альтернативной меры, различаются несущественно и составляют до 1 года (ПК Эстонии), до 2 лет (УК Украины, Молдовы), в УК Кыргызстана - 2,5 года. В части закрепления квалифицирующих признаков неосторожного причинения вреда здоровью наблюдается четкая последовательность законодателей. В УК Армении, РК и ПК Эстонии причинение такового двум лицам или более является обстоятельством, обусловливающим отягчение уголовного наказания. При этом в УК РК в силу специфики уголовно-правовой нормы этот признак установлен за нанесение как тяжкого вреда здоровью, так и вреда средней тяжести. Эстонский законодатель установил ответственность за неосторожное причинение вреда здоровью и для юридических лиц. Несмотря на наличие квалифицирующих признаков, подавляющая часть законодателей предусматривает альтернативные санкции за названные деяния, повышая размер наказания. Исключение - ПК Эстонии, где закреплена безальтернативная санкция в виде тюремного заключения до 3 лет (ч. 2 ст. 119).

На основании изложенного можно заключить, что, несмотря на различие географических и социокультурных факторов, на постсоветском пространстве законодательные подходы к правовой регламентации уголовной ответственности за причинение вреда здоровью личности преимущественно идентичны, что свидетельствует о влиянии предшествующего нахождения государств в составе СССР. Однако на общем фоне наиболее ярким своеобразием выделяется эстонское уголовное законодательство, что говорит о превалирующем западном влиянии на страны Балтии.

Видится более обоснованным законодательное закрепление не только верхнего предела наказания за умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, но и нижнего. Полагаем, что для исключения коррупциогенных и иных негативных факторов отечественному законодателю сле-

дует вернуться к указанному подходу. Кроме того, обращает на себя внимание практика закрепления кумулятивных санкций за составы, осложненные квалифицирующими признаками, в УК Кыргызстана. Представляется, что применение обязательного наказания в виде штрафа наряду с лишением свободы, во-первых, послужит дополнительной превентивной мерой, направленной на предотвращение преступлений, во-вторых, защитит особо уязвимые слои населения.

Список источников:

Валуйсков Н.В. Понятие новейшей уголовно-правовой политики // Статистика и экономика. 2015. № 5. С. 22-24.

Snacken S., Zyl Smit D. van. Distinctive Features of European Penology and Penal Policy-Making // European Penology? / ed. by T. Daems, D. van Zyl Smit, S. Snacken. Oxford, 2013. P. 3-26. http://doi.org/10.5040/9781474200059.ch-001.

References:

Valuyskov, N.V. (2015) The latest concept of penal policy. Statistics and Economics. (5), 22-24. (In Russian)

Snacken, S. & van Zyl Smit, D. (2013) Distinctive Features of European Penology and Penal Policy-Making. In: Daems, T., van Zyl Smit, D. & Snacken, S. (eds.) European Penology? Oxford, Hart Publishing, 3-26. Available from: doi: 10.5040/9781474200059.ch-001.

Информация об авторе Д.П. Кириченко - аспирант кафедры уголовного права и криминологии Кубанского государственного университета, Краснодар, Россия.

Information about the author D.P. Kirichenko - PhD student, Department of Criminal Law and Criminology, Kuban State University, Krasnodar, Russia.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 07.10.2021; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 21.10.2021; Принята к публикации / Accepted for publication 02.11.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.