Устинова Татьяна Евгеньевна, зам. нач. эксперт.-аналит. отдела, ustinova110369@rambler.ru, Россия, Тула, Департамент экономического развития Министерства экономического развития Тульской области
TAX BURDEN INDEX ASSESSMENT ON VALUE-ADDED TAX ACCORDINGLY "THE CHAIN" OF ENTERPRISES
T. E. Ustinova
There was considered index formation of tax burden on value-added tax of the enterprises applying general tax regulations accordingly "the chain of enterprises-contractors ". There was assessed tax burden index on value-added tax depending on the position of enterprise in "the chain of enterprises-contractors ".
Key words: tax burden, value-added tax, tax burden calculation on value-added tax, "the chain of enterprises-contractors ".
Ustinova Tatiana Evgenyevna - Deputy of the Head of Expert-analytical Division of the Economic Development Department of Economic Development Ministry of Tula region, ustinova110369@rambler.ru, Tula, Tula region, Russia
УДК 621.002:658.5.013
ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ АМОРТИЗАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ НА ПРОМЫШЛЕННОМ
ПРЕДПРИЯТИИ
Э.В. Хлынин
В результате определения основных функций, выполняемых амортизацией, рассматривается возможность использования эвристического и формального подходов для разработки амортизационной политики промышленного предприятия. Для формирования амортизационной политики промышленного предприятия предлагается использовать один из трех методов: приоритетной стратегии, ранжирования стратегий, взаимосвязанных стратегий.
Ключевые слова: основные средства, амортизация, стратегия, износ, воспроизводство, себестоимость.
Одним из важных элементов экономической политики промышленного предприятия является амортизационная политика. Формируемая промышленным предприятием амортизационная политика должна учитывать все изменения, происходящие как во внутренней среде хозяйствующего субъекта, так и во внешнем его окружении. Следует отметить, что амортизационная политика оказывает существенное влияние на финансово-
хозяйственную деятельность промышленного предприятия. Успешное проведение амортизационной политики во многом определяет способность промышленного предприятия к самофинансированию, его финансовую устойчивость и перспективы производственно-хозяйственной деятельности.
Учитывая это, необходимо констатировать, что главная задача формируемой амортизационной политики заключается в максимально адекватном отражении воспроизводственного процесса основных средств, эксплуатируемых на промышленном предприятии, с целью осуществления эффективного управления финансово-хозяйственной деятельностью.
При формировании амортизационной политики промышленного предприятия следует принимать во внимание основные функции, которые призвана выполнять амортизация [1].
Во-первых, амортизация может использоваться для оценки в стоимостном выражении износа средств труда. Степень износа средств труда в различные моменты времени различна и зависит от интенсивности их эксплуатации на промышленном предприятии, силы влияния агрессивной внешней среды, экономических процессов, происходящих в экономике, а также уровня инновационности машино- и станкостроения. Оценочная функция амортизации проявляется в стремлении менеджера промышленного предприятия подобрать такой механизм амортизационных отчислений для различных групп основных средств, чтобы он более точно отражал их реальный износ с течением времени.
Во-вторых, амортизация выполняет воспроизводственную функцию. В результате накопления амортизационных отчислений формируется амортизационных фонд, который представляет собой собственный источник финансирования инвестиций в основные средства промышленного предприятия. Скорость возмещения стоимости основных средств промышленного предприятия в виде амортизационных отчислений характеризует интенсивность реализации воспроизводственного процесса средств труда.
В-третьих, амортизация как безденежные производственные затраты, включаются в себестоимость продукции, выпускаемой промышленным предприятием, увеличивая ее стоимость. Тем самым амортизация выполняет затратную функцию, обеспечивая изменения уровня конкурентоспособности выпускаемой продукции.
В-четвертых, следует указать на налоговую функцию, выполняемую амортизацией. Величина амортизационных отчислений, включаемая в себестоимость продукции, оказывает влияние на размер прибыли от реализации и, в свою очередь, приводит к изменению налогооблагаемой базы и налога на прибыль.
Учитывая все функции, выполняемые амортизацией, формируется амортизационная политика, важным элементом которой является определение срока полезного использования каждого объекта средств труда и выбор способа начисления амортизационных отчислений.
Для определения величины амортизации по группе объектов средств труда предлагается применять один из возможных методов формирования эффективной амортизационной политики [2]: метод приоритетной стратегии; метод ранжирования стратегий; метод взаимосвязанных стратегий.
Любой из перечисленных методов, как способ достижения цели, предполагает осуществление определенным образом упорядоченных действий, направленных на реализацию процесса амортизации имущества промышленного предприятия. В основе каждого из методов лежит использование той или иной модели расчета величины амортизационных отчислений или их сочетание, полученное по определенным правилам.
Подходом к выбору одного из трех методов формирования амортизационной политики является весьма распространенный методический прием: определение степени влияния фактора при прочих равных условиях, то есть когда остальные факторы считаются якобы неизменными. В данном контексте под «фактором» следует понимать процесс амортизации, оказывающий воздействие на финансово-хозяйственную стратегию промышленного предприятия и ее основные составляющие, каковыми являются: возмещение физического и морального износа средств труда; формирование финансовых средств для их инвестирования в реальные активы; повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции; уменьшение налоговых платежей.
При определении степени влияния или значимости амортизационного процесса для реализации основных стратегических направлений функционирования промышленного предприятия менеджер может полагаться на свой профессиональный опыт или прибегнуть к формальному описанию этой задачи, используя математический аппарат.
Использование менеджером своего профессионального опыта, знаний, навыков, правил, приемов и упрощений является эвристическим подходом [3] к выбору метода формирования амортизационной политики. Оценив состояние и перспективы развития промышленного предприятия, для принятия эвристического решения менеджер должен проанализировать влияние амортизации на осуществляемую финансово-хозяйственную деятельность в разрезе основных стратегических направлений (таблица).
Оценка значимости процесса амортизации в реализации основных стратегических направлений функционирования промышленного предприятия
Основные составляющие стратегии Показатель (фактор) Влияние амортизации
значительное незначительное
1. Возмещение физического и морального износа средств труда Стоимость амортизируемого имущества Большая Небольшая
Коэффициент загрузки (эксплуатации) Высокий Низкий
Влияние естественных условий агрессивной среды Сильная Слабое
Темп НТП Высокий Низкий
2. Формирование финансовых средств для их инвестирования в реальные активы Коэффициент износа Высокий Низкий
Инвестиционные потребности Значительные Незначительные
Инвестиционные возможности Небольшие Большие
Удельный вес амортизации в инвестиционных средствах Большой Небольшой
3. Повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции Конкуренция на рынках сбыта Высокая Невысокая
Перспективы освоения новых рынков Есть Нет
Удельный вес амортизации в структуре издержек производства Большой Небольшой
Эластичность спроса на выпускаемую продукцию Высокая Низкая
4. Уменьшение налоговых платежей Налоговые изъятия Высокие Низкие
Возможность использования непрямых налоговых льгот Не реализованы Реализованы
Стоимость амортизируемого имущества Большая Небольшая
Изношенность амортизируемого имущества Низкая Высокая
Процедура оценки составлена таким образом, что количество предлагаемых к рассмотрению показателей (факторов) одинаково по любой составляющей финансово-хозяйственной стратегии. Это делает изначально равными шансы для использования любого метода формирования амортизационной политики.
Последовательно выбирая значения показателей из графы 3 или 4 (табл.), менеджер определяет влияние амортизационного процесса на финансово-хозяйственную деятельность промышленного предприятия в разрезе стратегических направлений его функционирования.
Ответ из графы 3 (табл.) увеличивает значимость амортизации для реализации соответствующего направления и, наоборот.
Подводя итоги оценки, решается задача выбора метода формирования амортизационной политики. Если среди четырех выделенных групп есть явный лидер по количеству ответов из 3 графы, то следует использовать метод приоритетной стратегии, в основе которого будет лежать соответствующая этой стратегии модель определения теоретической величины амортизационных отчислений. В противном случае, применяется один из двух оставшихся методов в зависимости от того, желает ли менеджер учитывать взаимосвязи между стратегиями (например, при значительном влиянии амортизации сразу по нескольким или всем выделенным стратегически направлениям) или ему достаточно будет ограничиться априорными оценками значимости. Используемые в методе ранжирования стратегий априорные оценки значимости амортизации рассчитываются:
К 3.
К 31
К 3! + К 32 + К 33 + К 34 (1 = 1,4)
где К - априорная оценка значимости амортизации для 1-й составляющей финансово-хозяйственной стратегии; к3 - количество ответов из 3 графы
для 1-й составляющей финансово-хозяйственной стратегии.
Эвристический (неформальный) подход к выбору методов формирования амортизационной политики можно заменить формальным решением данной задачи на основе использования корреляционно-регрессионного анализа [4].
Корреляционно-регрессионный анализ дает возможность определить степень влияния каждого фактора на результативный признак путем построения уравнения множественной регрессии. Это позволяет установить, в каком направлении и на какую величину изменится результативный показатель при вариации каждого из факторов, входящих в модель.
Результативным признаком в многофакторной регрессионной модели выступает величина амортизационных отчислений, а в качестве факторов - по одному из структурных элементов, описывающих состояние системы, от каждого стратегического направления функционирования промышленного предприятия. Для выбора показателя по каждой составляющей финансово-хозяйственной стратегии промышленного предприятия, используемого в уравнении регрессии в качестве факторного признака, можно воспользоваться информацией, представленной в графе 2 (табл.). Например, в состав факторов, оказывающих влияние на величину амортизационных отчислений, могут войти [5]: коэффициент загрузки (эксплуатации); удельный вес амортизации в инвестиционных средствах; удельный вес амортизации в структуре издержек производства; размер налоговых изъятий.
Состав факторных признаков может быть и другим. Это зависит от доступности необходимой информации и возможности ее достоверно ко-
личественно оценить. В любом случае, в уравнение множественной регрессии должно входить четыре фактора и в общем виде оно запишется:
Ух = а0 + а1 • Х1 + а2 ■ х2 + а3 ■ х3 + а4 ■ х4 , (!)
V - аА
где х - теоретическая величина амортизационных отчислений; 0 - свободный член уравнения регрессии; а1,а2, а3, а4 - коэффициенты регрессии; XI, х2, х3, х4 - факторные признаки.
В силу того, что факторные признаки имеют разную размерность,
для оценки тесноты связи между результативным признаком (Ух) и факторами предлагается перейти к стандартизированному уравнению регрессии. Для этого в уравнении регрессии (1) необходимо заменить переменные ух, х1, х2, х3, х4 стандартизированными переменными гу, г2, г3, г4, полученными следующим образом:
+ у - У = х] ~ ХJ
(у =--(] = ^ —
у а у , а х] (] = 1,4),
где у, х - значение соответственно результативного и ]-го факторного признаков; у, х] - среднее значение соответственно результативного и ]-го факторного признаков; ау, ах - среднее квадратическое отклонение соответственно результативного и ]-го факторного признака.
Эта процедура называется стандартизацией переменных. В результате ее проведения осуществляется переход от натурального масштаба показателей у, х к центрированным и нормированным отклонениям г ^. В
стандартизированном масштабе среднее значение показателей равно нулю (гу = о, г] = 0), а среднее квадратическое отклонение - единице
(а(у = 1, а(] = 1) .
При переходе к стандартизированному масштабу переменных уравнение множественной регрессии принимает вид:
(у =Р, • ^ +Р2 • г2 +Р3 • г3 +Р4 • 14 , (2)
где ^, р2, рз, р4 - коэффициенты стандартизированного уравнения регрессии.
В уравнении (2) р -коэффициенты представляют собой стандартизированные коэффициенты множественной регрессии. Каждый р -коэффициент характеризует изменение результативного признака в зависимости от вариации соответствующего фактора при постоянном уровне остальных. Кроме того, р -коэффициенты позволяют оценить степень воздействия факторных признаков на результат. Так как все р -коэффициенты
выражены в одинаковых единицах измерения, при ^ >Р2 фактор х1 сильнее влияет на результативный признак, чем фактор х2 .
Стандартизированные коэффициенты множественной регрессии р^ определяются по методу наименьших квадратов из системы уравнений:
Гу1 = Р1 + Г12 -р2 + Г13 -р3 + Г14 -04, Гу 2 = Г21 • Р1 + р2 + Г23 • р3 + Г24 - Р4, Гу3 = Г31 - Р1 + Г32 - Р2 + Р3 + Г34 - Р4,
Гу4 = Гц • Р1 + Г42 - Р2 + Г43 - Р3 + Р4,
где гу! =1 I ^ • ^ - парный коэффициент корреляции результативного при-
п
знака с ]-тым фактором; г!к =1 I ^ • ^ - парный коэффициент корреляции
го и к-го факторных признаков.
После того как получено стандартизированное уравнение множественной регрессии, необходимо измерить тесноту связи между результативным и факторными признаками. Для измерения степени совокупного влияния отобранных факторов на величину амортизационных отчислений рассчитывают коэффициент детерминации по формуле:
<хьх2,х3,х4 = Р1 • Гу1 + Р2 • Гу2 + Р3 • гу3 + Р4 • гу4
Коэффициент детерминации изменяется в интервале от нуля до едины. Если, в результате проведенных расчетов, его значение близко к единице, то это свидетельствует о том, что при построении модели множественной регрессии учтены важные факторы, влияющие на величину амортизации. В противном случае, следует вернуться к выбору факторов и изменить их состав за счет ввода другого показателя по тем составляющим финансово-хозяйственной стратегии промышленного предприятия, для которых величина Р • гу- слишком мала.
По найденным значениям стандартизированных коэффициентов множественной регрессии Р делается выбор метода формирования амортизационной политики. При небольших значениях трех из четырех коэффициентов следует использовать метод приоритетной стратегии. Если различия в значениях стандартизированных коэффициентов несущественны, то применяется метод ранжирования стратегии. Необходимые для этого метода оценки значимости амортизации по соответствующему стратегическому направлению функционированию промышленного предприятия рассчитываются:
К, = -А_ (1=14).
IР!
j=1
Метод взаимосвязанных стратегий выбирается для формирования амортизационной политики при наличии в стандартизированном уравнении множественной регрессии мультиколлинеарности. Под мультиколли-неарностью понимают тесную корреляционную связь между двумя и более факторными признаками. Коллинеарность возникает между факторами, для которых парный коэффициент корреляции (г^) по абсолютной величине превышает 0,85. В этом случае уравнение регрессии неадекватно отражает реальные экономические взаимосвязи, а интерпретация стандартизированных коэффициентов множественной регрессии р затруднена. Для
устранения мультиколлинеарности в уравнении регрессии необходимо оставить только один факторный признак из числа сильно коррелирующих между собой. Если все четыре фактора мультиколлинеарны, то множественное уравнение регрессии превращается в парную регрессию и, при наличии связи между результативным и факторным признаками (коэффициент корреляции г имеет значение близкое к единице), амортизационная
политика формируется на основе использования метода взаимосвязанных стратегий. Если в результате устранения мультиколлинеарности уравнение регрессии остается многофакторным, то для формирования амортизационной политике следует применять комбинацию методов. Для стратегий, чьи факторы коллинеарны, амортизация рассчитывается по методу взаимосвязанных стратегий, а за тем применяется метод ранжирования стратегий, при условии, что все стандартизированные коэффициенты регрессии р -
значимы.
Таким образом, на основе проведенных исследований предложены методы выбора одного из возможных методов формирования рациональной амортизационной политики. Каждый из выбранных методов позволяет установить теоретическую траекторию изменения интенсивности амортизационных отчислений, учитывающую специфические требования, выдвигаемые промышленным предприятием, к формированию амортизационной политики, и определить наиболее подходящий способ начисления износа для рассматриваемой группы средств труда.
Список литературы
1. Хлынин Э.В., Коровкина Н.И. Формирование стратегии управления воспроизводством основного капитала предприятия // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2009. № 6. С. 62-63.
2. Хлынин Э.В., Городничев С.В. Методы и модели управления процессом воспроизводства основного капитала // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2014. № 3-1. С. 114-123.
3. Александров Е.А. Основы теории эвристических решений. Подход к изучению естественного и построению искусственного интеллекта / под ред. П.Г.Кузнецова. М.: Советское радио. 1975. 254 с.
4. Теория статистики: учебник / под ред. проф. Г.Л. Громыко. М.: ИНФРА-М. 2000. 414 с.
5. Хлынин Э.В., Андрюхин А.В. Использование процессно-структурного подхода для формирования механизма обновления основного капитала предприятия // Финансы и кредит. 2012. № 21. С. 69-79.
Хлынин Эдуард Валентинович, д-р экон. наук, проф., hklynin'a,yandex.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет
THE BASIC APPROACHES TO THE FORMATION OF AN AMORTISATION POLITICS AT THE INDUSTRIAL ENTERPRISE
E.V. Khlynin
As a result of definition of the basic functions which are carried out by amortization, the opportunity of use of heuristic and formal approaches for development of an amortisation politics of the industrial enterprise is considered. For formation of an amortisation politics of the industrial enterprise it is offered to use one of three methods: priority strategy; rangings of strategy; the interconnected strategy.
Key words: basic means, amortization, strategy, deterioration, reproduction, cost
price.
Khlynin Edward Valentinovich, doctor of economics, professor of chair, hklyn-in@yandex.ru, Russia, Tula, Tula State University
УДК 331.101.6
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВЗАИМОСВЯЗИ РЕЗЕРВОВ И ФАКТОРОВ РОСТА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБОРУДОВАНИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
Г.Р. Папян
Представлены результаты исследования экономических особенностей формирования и реализации основных резервов и факторов роста эффективности использования производственного оборудования предприятия. Обосновано, что формирование и реализация различных резервов и факторов роста обеспечивает повышение производительности производственного оборудования и увеличение показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
Ключевые слова: производительность оборудования, эффективное управление, резервы и факторы роста, эффективность использования.