Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ БУДУЩИХ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ (НА ПРИМЕРЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ)'

ОСНОВНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ БУДУЩИХ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ (НА ПРИМЕРЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
19
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ / ПОДХОДЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / БУДУЩИЕ МЕДИЦИНСКИЕ РАБОТНИКИ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хрипкова И.А., Тарасюк Н.А.

Статья посвящена рассмотрению основных теоретических аспектов, обеспечивающих формирование ценностного отношения будущих медицинских работников к их профессиональной деятельности на занятиях по иностранному языку. В исследовании представлены основные подходы к организации данного процесса (аксиологический, проблемно-деятельностный, цивилизационный, коммуникативно-когнитивный, контекстный), направленные на овладение наиболее значимыми терминальными и инструментальными ценностями будущими медицинскими работниками. Авторы статьи раскрывают потенциал дисциплины «Иностранный язык», применительно к реализации аксиологической парадигмы в среднем медицинском профессиональном образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хрипкова И.А., Тарасюк Н.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN PEDAGOGICAL APPROACHES THAT ENSURE THE FORMATION OF A VALUE ATTITUDE OF FUTURE MEDICAL WORKERS TO PROFESSIONAL ACTIVITY IN FOREIGN LANGUAGE CLASSES (ON THE EXAMPLE OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION)

The article is devoted to the problem of axiological attitude formation of future medical specialists in the process of the professional training. The authors give the characteristics of the professional values which determine the effectiveness of the professional training future medical specialists. The research reflects the axiologically directed philosophy and the main types of activities which are used at the foreign language lessons in the professional training of future medical specialists.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ БУДУЩИХ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ (НА ПРИМЕРЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ)»

УДК 378

ОСНОВНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ БУДУЩИХ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ (НА ПРИМЕРЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ)

© 2023 И. А. Хрипкова1, Н. А. Тарасюк2

1 соискатель кафедры педагогики и профессионального образования

e-mail: Ch-Ina@mail.ru

2доктор педагогических наук, профессор кафедры теории языка и методики преподавания иностранного языка e-mail: n a tarasuk@mail.ru

Курский государственный университет

Статья посвящена рассмотрению основных теоретических аспектов, обеспечивающих формирование ценностного отношения будущих медицинских работников к их профессиональной деятельности на занятиях по иностранному языку. В исследовании представлены основные подходы к организации данного процесса (аксиологический, проблемно-деятельностный, цивилизационный, коммуникативно-когнитивный,

контекстный), направленные на овладение наиболее значимыми терминальными и инструментальными ценностями будущими медицинскими работниками. Авторы статьи раскрывают потенциал дисциплины «Иностранный язык», применительно к реализации аксиологической парадигмы в среднем медицинском профессиональном образовании.

Ключевые слова: формирование ценностного отношения, подходы, профессиональная медицинская деятельность, будущие медицинские работники, иностранный язык.

THE MAIN PEDAGOGICAL APPROACHES THAT ENSURE THE FORMATION OF A VALUE ATTITUDE OF FUTURE MEDICAL WORKERS TO PROFESSIONAL ACTIVITY IN FOREIGN LANGUAGE CLASSES (ON THE EXAMPLE OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION)

© 2023 I. A. Khripkova 1, N. A. Tarasyuk 2

1 Applicant of the Department of Pedagogy and Vocational Education

e-mail: Ch-Ina@mail.ru 2 Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of the Department of Theory of Language

and Methods of teaching a foreign language e-mail: n_a_tarasuk@mail.ru

Kursk State University

The article is devoted to the problem of axiological attitude formation of future medical specialists in the process of the professional training. The authors give the characteristics of the professional values which determine the effectiveness of the professional training future medical specialists. The research reflects the axiologically directed philosophy and the main types of activities which are used at the foreign language lessons in the professional training of future medical specialists.

Keywords: formation of value attitude, approaches, professional medical activity, future medical workers, foreign language.

В соответствии с существующим стандартом среднего профессионального образования приоритетной задачей подготовки будущих медиков выступает не только овладение ими знаниями, умениями и опытом профессиональной медицинской деятельности, но и формирование у них необходимого ценностного отношения к профессиональной деятельности [10]. В. А. Сластенин акцентирует внимание на том, что формирование мотивации к будущей профессиональной деятельности подразумевает обязательное формирование ценностного отношения ко всем ее составляющим [7].

Аксиологическая составляющая медицинской профессиональной деятельности является основой успешности профессиональной деятельности медицинских работников, поскольку правильно сформированные ценностные ориентации кадров данной сферы позволяют им определять приоритетные векторы профессиональной деятельности, которые направлены прежде всего на реализацию задач здоровьесбережения российских граждан.

Анализ результатов теоретических исследований, посвященных профессиональной подготовке медицинских работников, свидетельствует о том, что ее важнейшей составляющей является сформированность необходимого ценностного отношения кадров данной сферы к профессиональной деятельности в целом и к пациентам в частности [8]. Процесс подготовки медицинских кадров предполагает реализацию формулы овладения профессиональной культурой, предложенной И.Я. Лернером, - знать-уметь-творить-хотеть [5]. Все вышеперечисленные компоненты культуры будущего медика представляют собой единство, однако следует отметить, что сформированность ценностного отношения к профессиональной деятельности, предполагающего наличие у будущего медицинского работника желания эффективно и добросовестно выполнять свои профессиональные функции по отношению к пациентам и лечебному учреждению, является приоритетным в их подготовке.

Процесс подготовки будущих медицинских работников будет эффективным, если студентами будет присвоена система базисных ценностей, как терминальных, так и инструментальных (методика Рокича) [6].

Огромным аксиологическим потенциалом обладает дисциплина «Иностранный язык», которая представляет широкие возможности в плане изучения и присвоения ценностей родной культуры, культуры страны изучаемого языка и мировой культуры, относящихся к профессиональной медицинской деятельности. Проводя всесторонний анализ источников профессионально ориентированной медицинской направленности на иностранном языке, студенты получают возможность получить глобальное видение проблем, наиболее значимых для современной медицины, и определить основные векторы их решения как на медицинском, так и на аксиологическом уровне. Аксиологическая составляющая, которая пронизывает всю деятельность медицинского работника, определяет результативность его профессиональной деятельности, поскольку ничего не может быть наиболее важным, чем сохранение здоровья и жизни граждан. Иностранный язык является инструментом овладения аксиологической составляющей медицинской подготовки будущих кадров данной сферы, поскольку позволяет рассмотреть одну и ту же медицинскую проблему под углом зрения представителей родной, иностранной и мировой культур.

Однако анализ работ, посвященных профессиональной подготовке будущих медицинских работников [2], и накопленный эмпирический опыт в данной области свидетельствуют о том, что аксиологическая парадигма в профессиональной подготовке медиков на занятиях по иностранному языку реализуется не в должной

мере в силу неразработанности теоретических и технологических аспектов процесса формирования ценностного отношения кадров данной сферы к их будущей профессиональной деятельности. Указанный факт свидетельствует об актуальности проблемы формирования ценностных ориентаций на основе применения возможностей дисциплины «Иностранный язык». Целью данной статьи является представление основных теоретических подходов, обеспечивающих эффективность формирования ценностного отношения к профессиональной деятельности будущих медиков средствами дисциплины «Иностранный язык».

Учитывая особенности реализации основных видов профессиональной деятельности будущих медиков (лечебная, профилактическая, научно-исследовательская), представляется целесообразным выделить следующие подходы: аксиологический, проблемно-деятельностный, цивилизационный, коммуникативно-когнитивный и контекстный. Обоснуем значимость каждого из подходов для данного исследования.

Приоритетным является аксиологический подход, предполагающий сравнительно-сопоставительное изучение и присвоение ценности родной, иностранной и мировой культур [3]. Реализация аксиологического подхода требует тщательного отбора содержания иноязычного образования, включающего в себя наиболее значимые ценностно ориентированные темы медицинской направленности. К таким темам необходимо отнести следующие: «Человеческий капитал и пути его сохранения и приумножения в современном мире», «Здоровьесбережение в различных странах мира: проблемы и решения», «Приоритетные направления развития современной медицины и их реализация в условиях глобализации».

Следующим важнейшим подходом является проблемно-деятельностный подход, который предполагает подготовку будущих медиков к решению наиболее важных медицинских проблем на основе контекстного обучения. Проблемно-деятельностный подход позволяет погрузить обучающихся в контекст их будущей профессиональной деятельности и познакомить с возможными способами решения проблем с учетом отечественного и зарубежного опыта в области здравоохранения. Данный подход представляет широкие возможности для развития профессионально ориентированного мышления у будущих медицинских кадров.

Формирование ценностного отношения к профессиональной деятельности в условиях глобализации предполагает применение цивилизационного подхода. Данный подход позволяет будущим медикам познакомиться с инновационным опытом, накопленным у представителей различных цивилизаций, с традициями, со спецификой организации медицинской деятельности в различных странах, а также с учетом культурно-исторических особенностей организации медицинского сообщества в различных странах [2].

Представляется правомерным избрать в качестве одного из ведущих коммуникативно-когнитивный подход, который предполагает развитие у обучающихся умений медицинского общения и необходимых когнитивных механизмов, которые являются инструментами эффективного осуществления их профессиональной деятельности. Коммуникативно-когнитивный подход дает возможность создать необходимую когнитивную базу у будущего работника, обеспечивающую его профессиональное становление и развитие не только в условиях среднего профессионального образования, но и на последующих ступенях его профессиональной деятельности [9].

Особо важным для данного исследования представляется контекстный подход, основанный на погружении обучающихся в ситуации профессионально

ориентированной медицинской деятельности [1]. Данный подход представляет широкие возможности для овладения наиболее эффективными приемами и средствами оказания медицинской помощи в наиболее типичных ситуациях медицинской практики. Применение данного подхода предусматривает изучение профессионально ориентированной информации на иностранном языке, представленной в аутентичных источниках с целью представления не только медицинских знаний, но и основных аксиологических ориентиров, определяющих целесообразность и эффективность деятельности медицинского работника.

Таким образом, процесс формирования ценностного отношения будущих медиков к профессиональной деятельности является многоаспектным и требует комплексной реализации вышеперечисленных подходов, интеграция которых позволит не только овладеть медицинскими знаниями, умениями, приемами, но и сформировать у обучающихся потребность выполнять свои профессиональные обязанности в интересах сохранения жизни и здоровья граждан.

Основные теоретические положения исследования нашли отражение в разработке структуры и содержания дисциплины «Иностранный язык» для студентов, обучающихся по направлениям подготовки «Сестринское дело», «Акушерское дело», «Лечебное дело». Разработанный курс базируется на реализации следующих принципов: принцип аксиологической направленности, принцип целостной и развивающейся личности медицинского работника, принцип сравнительно-сопоставительного сравнения ценностей. Данный курс включал в себя образовательные модули, направленные на формирование ценностного отношения будущих медицинских работников к их профессиональной деятельности в процессе изучения следующих модулей дисциплины: «Профессиональная деятельность медицинской сестры в условиях актуальных вызовов здравоохранения в XXI в.», «Профессиональная деятельность акушера: приоритетное направление в реализации задач материнства и детства», «Профессиональная полифункциональная деятельность современного медицинского работника в фельдшерско-акушерском пункте в малонаселенных и отдаленных регионах России».

Необходимо отметить, что целью указанных модулей являлось не только овладение иностранным языком как средством решения медицинских задач, но и формирование у обучающихся необходимого ценностного отношения к своей профессиональной деятельности. Структура каждого модуля включала в себя пять основных сфер деятельности медицинского работника и ценностей, которые формируются у него в процессе овладения наиболее значимыми видами профессиональной деятельности.

Основой для разработки содержания указанных профессиональных модулей явилась концепция И.Ф. Исаева, в соответствии с которой профессиональная деятельность специалиста характеризуется обязательной аксиологической направленностью и предполагает овладение обучающимися пятью категориями ценностей, среди которых выделяются следующие: ценности-цели, ценности-средства, ценности-знания, ценности-отношения, ценности-качества [3]. В соответствии с указанной классификацией была разработана номенклатура ценностей, приоритетных для будущего медицинского работника на уровне СПО.

В качестве приоритетной ценности-цели будущего медработника выступает формирование личности на основе реализации ценностной парадигмы медицинского образования, предполагающей присвоение обучающимся духовно-нравственного потенциала, который позволит им в дальнейшем успешно интегрироваться в отечественное и мировое медицинское профессиональное сообщество и достойно представлять и защищать интересы пациентов [4].

Следующей значимой категорией ценностей являются ценности-средства, которые определяют приоритетные направления, способы и приемы осуществления медицинской деятельности будущих медицинских сестер, акушеров и фельдшеров. Обучающиеся должны овладеть ценностной составляющей медицинского общения и способов его реализации в различных социальных-культурных условиях. Общение является основной ценностью-средством и рассматривается как канал, обеспечивающий установление продуктивного взаимодействия с различными социальными партнерами, а также как канал последующего профессионального развития и становления будущего медицинского специалиста.

Особую значимость для медицинских специалистов имеют ценности-знания, которые неразрывно связаны с формированием обще-культурных профессиональных компетенций, а также универсальных учебных действий (предметных, метапредметных и личностных). Процесс овладения ценностями-знаниями предполагает овладение:

- медицинской терминологией на иностранном языке; основными речевыми функциями, которые необходимы будущему медицинскому работнику для осуществления профессионального общения на родном и иностранных языках;

- социокультурными знаниями в области медицинской деятельности специалистов в различных странах мира;

- знаниями о приоритетных ценностных ориентациях с учетом специфики различных сфер деятельности медицинских сестер, акушеров, фельдшеров;

- знаниями об истории медицины и ее достижениях в России и различных странах мира;

- знаниями об этических аспектах профессиональной деятельности;

- знаниями в области специальной медицины (и особенностях ее функционирования в современных социально-экономических условиях);

- знаниями об особенности деятельности медработников в чрезвычайных ситуациях, в условиях специальных военных операций;

- знаниями о специфике оказания медицинской помощи различным категориям пациентов (пожилым людям, новорожденным, детям с ограниченными возможностями здоровья);

- знаниями о способах осуществления волонтерской деятельности в условиях пандемии.

Следующей категорией ценностей в профессиональной подготовке будущих медиков выступают ценности-отношения, которые формируются у обучающихся в ходе аудиторной работы на занятиях по различным дисциплинам, включая «Иностранный язык», а также в ходе прохождения производственной практики на базе отечественных и зарубежных образовательных учреждений. В данной категории ценностей наиболее значимыми выступают:

- отношение к пациенту и его здоровью как приоритетной ценности медицинского работника;

- отношение к профессии как каналу развития, обучения, познания и воспитания;

- отношение к профессиональной деятельности в сфере удовлетворения не только личностных и профессиональных интересов, но и приоритетных потребностей своего государства;

- отношение к представителям медицинского сообщества как субъектам профессиональной деятельности, решающим профессиональные задачи в условиях глобального медицинского пространства.

Актуальной категорией ценностей являются ценности-качества, среди которых у будущих медицинских работников наиболее выделяют профессиональную ответственность, эмпатию, доброту, честность, порядочность, гибкость, самоотдачу, целеустремленность, активность.

Особое значение в изучении данных модулей уделялось проведению сравнительно-сопоставительного анализа в культуре страны родного языка и изучаемого иностранного языка. Данный анализ был направлен на выявление общих и отличительных ценностей у представителей различных культур с целью определения наиболее значимых, обеспечивающих аксиологическую направленность деятельности медработников не только в России, но и в мире в целом.

В процессе реализации разработанных модулей применялись следующие формы организации занятий: аксиологически направленные тренинги, дискуссии, ролевые игры, семинары-конференции, профессионально ориентированные кейсы аксиологической направленности. Содержательной основой курса являлись тексты с ценностным потенциалом, изучение и обсуждение которых предполагало погружение студентов в аксиологической аспект деятельности в аудиторной и во внеаудиторной работе.

В ходе прохождения курса была реализована технология формирования ценностного отношения будущих медицинских работников к профессиональной деятельности, которая включала в себя следующие этапы: 1) погружение в профессионально ориентированный контекст деятельности; 2) осознание особенностей аксиологической направленности деятельности медицинского специалиста на основе знакомства с проблемными ситуациями, сопряженными с особенностями деятельности медсестры, акушерки, фельдшера; 3) выявление и анализ ценностей, которые обеспечивают эффективность деятельности медицинского специалиста в конкретной специальной сфере; 4) присвоение ценностей в процессе коммуникативной деятельности на иностранном языке на основе анализа и обсуждения текстов аксиологической направленности по медицинской тематике; 5) рефлексия результатов коммуникативной деятельности на иностранном языке. Необходимо отметить, что в процессе реализации разработанного алгоритма обучающийся обязательно должен выражать свое собственное отношение к рассматриваемым ситуациям профессионального общения с учетом накопленного опыта в медицинской сфере.

Формирование ценностного отношения будущих медицинских специалистов к своей профессиональной деятельности реализуется на основе следующих педагогических условий: 1) выполнение системы заданий, характеризующихся аксиологической направленностью; 2) обеспечение практико-ориентированного контекста образовательной деятельности; 3) применение аксиологически направленных опор в обучении; 4) применение активных методов обучения (проекты методологической направленности, семинары-конференции, дискуссии-пирамиды, ролевые игры).

Библиографический список

1. Вербицкий, А. А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения / А. А. Вербицкий. - Москва: ИЦ ПКПС, 2004. - 84 с.

2. Грибова, Н. С. Основные теоретические положения, обеспечивающие эффективность профессиональной подготовки будущих врачей на основе реализации цивилизационного подхода / Н. С. Грибова // Балтийский гуманитарный журнал. -2021. - Том 10. - № 4 (37). - С. 46-49.

3. Исаев, И. Ф. Моделирование процесса формирования профессионально-ценностной установки будущего специалиста в вузе / И. Ф. Исаев, Е. И. Ерошенкова // Высшее образование сегодня. - 2010. - № 6. - С. 68-70.

4. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект / А. Я. Данилюк,

A. М. Кондаков, В. А. Тишков; Российская академия образования. - Москва: Просвещение, 2009. - 28 с.

5. Лернер, И. Я. Дидактические особенности методов обучения / И. Я. Лернер. -Москва: Педагогика, 1981. - 186 с.

6. Психологические тесты для профессионалов / авт.сост. Н. Ф. Гребень. -Минск: Совр. Шк., 2007. - 496 с.

7. Сластенин, В. А. Педагогика: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под редакцией

B. А. Сластенина. - Москва: Академия, 2013. - 576 с.

8. Чиркова, В. М. Формирование социокультурной компетенции в теории профессионального образования (на примере изучения русского языка как иностранного) / В. М. Чиркова // Вестник КГУ им. Некрасова. - 2009. - № 1. -

C. 414-417.

9. Щепилова, А. В. Коммуникативно-когнитивный подход к обучению французскому языку как второму иностранному: Теорет. основы / А. В. Щепилова. -Москва, 2003. - 486 с.

10. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования. - URL: http//base.garant.ru (дата обращения: 16.02.2023)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.