DOI: 10.12731/2218-7405-2015-11-7 УДК 947.081 (471.64)
ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ: ИЗМЕНЕНИЯ И ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ
Боров А.Х., Тумов А.А.
В статье дана системная характеристика совокупности факторов, определяющих сдвиги во властно-управленческой сфере Кабардино-Балкарской Республики, социально-экономическую и демографическую ситуацию, этнополитическую динамику на протяжении 2014 года. В 2014 году социальная атмосфера, межэтнические отношения и религиозная ситуация находились в спокойном состоянии, но структурные факторы напряженности не устранены. Одни и те же вопросы остаются в повестке дня общественно-политической жизни на протяжении двух десятилетий. Анализ общественно-политической ситуации в КБР должен учитывать более широкую потребность общества в развитии, в модернизационном преобразовании социально-экономических структур и демократическом преобразовании политических практик.
Ключевые слова: Кабардино-Балкарская Республика; общественно-политическая ситуация; экономика; демография; земельный вопрос; религия; экстремизм; модернизация.
BASIC VARIABLES IN SOCIO-POLITICAL DEVELOPMENT OF KABARDIN-BALKAR REPUBLIC: CHANGE AND PERSISTENCE
Borov A.H., Tumov A.A.
In the article is presented systematical account of constellation offactors, which are determining alterations in Kabardin-Balkar Republic politics, its socio-economic and demographic situation, and ethno-political dynamics during the year 2014. In 2014public atmosphere, in-terethnic relations and religious situation were in calm condition, but structural factors of ten-
sion are not removed. The same issues remain on the agenda for two decades by now. Analysis of socio-political situation in Kabardin-Balkar Republic ought to be taking into account more general needs of the society in development, in modernizing transformation of socio-economic structures and democratizing reformation of political practices.
Keywords: Kabardin-Balkar Republic; socio-political situation; economy; demography; land question; religion; extremism; modernization.
Постановка проблемы
Общественное развитие Кабардино-Балкарской Республики в 1990-е - 2000-е годы происходило в контексте общероссийских трансформационных процессов, представляя собой реакцию и адаптацию местного полиэтничного социума к изменениям в окружающей социально-политической среде. Этот базовый механизм общественно-политической динамики сохранит свое действие и на перспективу. События 2014 года правомерно трактовать как общий кризис сложившейся в предшествующие два десятилетия модели российского преобразовательного проекта в его экономическом, политическом и международном измерениях. Они могут сыграть роль поворотного пункта в развитии страны. На протяжении 2014 года существенные изменения произошли и в общественно-политической жизни Кабардино-Балкарии. Исследование этого опыта в контексте общего процесса постсоветских трансформаций необходимо для построения реалистичной стратегии дальнейшего развития республики.
Цель работы заключается в том, чтобы в обзорном порядке зафиксировать основной набор актуальных проблем общественно-политической жизни с тем, чтобы сформировать аналитические рамки исследования процессов, результатов и перспектив общественно-политического развития современной КБР.
Политический процесс
6 декабря 2013 года Президент РФ В.В. Путин принял отставку Главы КБР А.Б. Канокова и назначил временно исполняющим обязанности Главы КБР Ю.А. Кокова. Первые его шаги, выступления и заявления не несли ни огульной критики состояния дел и прежнего руководства, ни широковещательных планов на будущее. Был продемонстрирован конкретный, деловой и требовательный подход к рассмотрению и решению вопросов [1].
По оценке наблюдателей, стиль работы Ю.А. Кокова внушил людям надежды, что с его приходом в республике станет легче жить, перестанут стрелять, а в больницах наконец-то начнут лечить. Играло свою роль и то, что он - выходец из силовых структур [2]. В том числе по
этой причине принятые Парламентом КБР законодательные акты, отменяющие прямые выборы Главы республики, большого интереса или протестных настроений в обществе не вызвали. В комментарии для сайта «Кавказская политика» правозащитник В.Н. Хатажуков отметил, что народ не контролирует власть. По его мнению, ключом для решения общественных проблем могли стать именно прямые, свободные выборы на всех уровнях власти. При этом он и другие критики закона указывали, что если бы прямые народные выборы главы республики прошли в момент его принятия, большинство жителей республики проголосовали бы именно за Ю.А. Кокова [3].
Доминирующим внутренним фактором общественно-политического развития были подготовка и проведение выборов в парламент Кабардино-Балкарской Республики. С одной стороны, это были очередные выборы парламента, срок полномочий которого истек еще в марте 2014 г. С другой - избираться должен был парламент, наделенный полномочиями представлять Президенту РФ кандидатуры на пост Главы республики, а затем выбирать его из числа предложенных Президентом РФ кандидатов на эту должность [4].
Избирательная кампания прошла достаточно спокойно. Внимание привлекают лишь отдельные моменты. По результатам проверки сведений о кандидатах КБР оказалась в числе субъектов федерации, где было выявлено наибольшее количество кандидатов, не указавших на наличие судимости [5]. Внутри региональных отделений партий «Яблоко» и «Справедливая Россия» имели место конфликты по поводу исключения или не включения в списки кандидатов. А вот какие-либо открытые признаки межпартийной борьбы в ходе кампании не проявились, и активность практически всех партий в области прямой работы с избирателями была низкой. В целом, накануне выборов наблюдатели фиксировали политическую апатию населения [6].
Данные о ходе голосования и явке избирателей в течение дня выборов не дают оснований для суждений о полной заданности процесса и результатов. Явка избирателей не происходила с механической равномерностью, как это бывало раньше. Общий уровень явки составил 71,06 %, что заметно ниже явки, официально заявленной в ходе предыдущих выборов в парламент республики 1 марта 2009 г. (83,64 %). Разброс уровня явки по районам достаточно велик -от 62,85 % в Чегемском районе до 80,02 % в Баксанском [7].
И тем не менее, убежденность, что действительная активность избирателей в ходе этих выборов значительно ниже официально заявленных данных, широко распространена в обществе. Появились отдельные оценки со стороны участников избирательного процесса. В числе прочих высказывалось мнение: «Выборы прошли как всегда». Итоговые цифры имеют некоторые
особенности, способные навести на мысли об «управляемом голосовании». Это неожиданный успех «Зеленых». Это удивительно равные результаты партийных пар - КПРФ и «Справедливой России», ЛДПР и «Зеленых» [8]. Но вместе с тем, обращает на себя внимание снижение доли голосов, отданных «Единой России» (на 7,1 % по сравнению с 2009 г.) и неравномерность поддержки партий в различных районах, отражающая особенности этносоциальной географии республики. Останутся ли эти характеристики прошедших выборов разовыми отклонениями или приобретут значение «тенденций» покажет время.
Социально-экономическая и демографическая ситуация
Экономика КБР по своей структуре и уровню развития не выбивается из общего ряда экономик субъектов СКФО, хотя размер душевого ВРП ниже среднего по округу. 2014 год открылся с переоценки социально-экономической ситуации в республике. По итогам 2013 года среди 83 субъектов Российской Федерации Кабардино-Балкария занимала 80 место по сводному индексу социально-экономического развития, инвестиционной привлекательности, доходам и занятости населения.
Уже за первый квартал 2014 г. была отмечена положительная динамика по ряду ключевых показателей, которая подтверждалась затем статистическими данными за девять месяцев 2014 года. Однако оценка позитивных изменений в социально-экономической и демографической сфере требует учета некоторых иных обстоятельств. В ряде случаев отсутствует надежная статистика. В республике практически повсеместно наблюдаются факты увода бизнеса в «тень», выплат зарплат в «конвертах», сокрытия налогов. Налоговое изъятие по всей экономике в республике на 35-40% ниже среднероссийского значения. Задолженность в бюджетную систему по Российской Федерации составляет около 10% от годовых поступлений, а в КБР больше 200%, то есть в 20 раз больше [9].
Рост промышленного производства на 10,3% в январе-сентябре 2014 года не компенсировал его падение на 11,4% за соответствующий период 2013 года и не достиг уровня 2012 года. Рост сельскохозяйственного производства на 0,3% находится на грани статистической погрешности, и почти в семь раз ниже прошлогоднего прироста, составившего 2%. Темп роста номинальной заработной платы снизился почти в два раза - до 8,2% против 14,2% в 2013 г., а реальной - более, чем в три раза - с 5,5 до 1,7%. В августе наблюдалось снижение реальной заработной платы - на 1% к июлю и на 6% к августу 2013 года. На фоне повышения рождаемости и снижения смертности населения обращает на себя внимание заметное сокращение числа заключенных браков и увеличение числа разводов. В 2014 г. произошло некоторое сокращение
размеров отрицательного сальдо механического движения населения (внешней миграции), но абсолютные масштабы миграционного оттока остаются значительными (6755 чел. январе-августе против 7785 чел. в соответствующий период 2013 г.). Одновременное увеличение миграционного притока (с 4013 до 4967 чел.) может повлечь в дальнейшем усиление напряженности в этой сфере. В республике идет процесс замещения местных трудовых ресурсов более дешевой иностранной рабочей силой, что, в свою очередь, приводит к развитию теневой экономики и выводу денежных средств за рубеж [10].
Земельный вопрос в общественно-политической жизни
Вопрос землевладения и землепользования - земельный вопрос в собственном смысле слова - исторически имел тенденцию перерастать в Кабардино-Балкарии в вопрос территориальный, вопрос о разграничении Кабарды и Балкарии. Нынешний цикл актуализации земельных и территориальных проблем открылся в начале 1990-х годов.
В 1991-1996 годах дискуссии концентрировались вокруг вопроса о «территориальной реабилитации» репрессированного балкарского народа, который нес преимущественно национально-территориальную (политическую) нагрузку. В 2005-2009 годах в коллизии вокруг определения статуса и границ муниципальных образований сплетались воедино хозяйственно-экономические интересы сельского населения (земельный вопрос) и этно-политические притязания активистов национального движения (территориальный вопрос). В 2010-2013 годах наряду с этнически маркированными аспектами земельных/территориальных отношений в республике актуализировались вопросы собственности на землю и землепользования.
Основа для столкновения интересов создана сложившимся в республике порядком, когда фактический развал подавляющего большинства прежних коллективных хозяйств и совхозов не сопровождался выделением земельных паев, распоряжение ими было передано сельским и районным администрациям, был наложен длительный (до 2053 года) мораторий на куплю-продажу земель сельскохозяйственного назначения, а главным механизмом доступа к земле для хозяйствующих субъектов стала аренда.
Между тем официальные власти республики длительное время избегали принятия определенных решений в области земельных отношений, считая эту тему крайне сложной и взрывоопасной. Тем временем в связи с земельным вопросом на протяжении всего 2014 года наблюдались проявления своего рода «аграрного движения» на локальном уровне, когда жители отдельных сел выражали несогласие со сложившейся практикой землепользования. Активизация жителей кабардинских сел следовала за выступлениями ранее развернувшимися в неко-
торых балкарских селах, но не достигла той же степени готовности к самостийному решению локальных проблем и твердости требований к властям. Практически все проблемные узлы поземельных отношений в предгорной и равнинной частях территории республики были озвучены 25 октября на сходе в селении Дейское Терского района: перенаселенность сел и недостаток сельхозплощадей; массовая безработица среди сельской молодежи; отчуждение права распоряжения землей у сельской администрации в пользу районных властей; невозможность для рядового сельчанина арендовать крупные участки земли; несправедливость существующего порядка предоставления земли в аренду через открытый конкурс, дающий преимущество крупным арендаторам «со стороны»; наличие значительных площадей, «исторически» отчужденных у сельского поселения; необходимость распределения сельской земли между жителями села [11].
Важно отметить, что отличие от коллизий с определением статуса и границ муниципальных образований в 2014 году практически не проявилась связь земельных проблем с межэтнической напряженностью. Но ответ на вопрос сможет ли Кабардино-Балкария совершить переход от нынешней «затемненности» земельных отношений к установлению юридически прозрачного и экономически эффективного порядка в этой сфере без ущерба для межнациональных отношений остается делом будущего. К настоящему времени со стороны руководства не были публично обозначены какие-либо определенные планы решения земельного вопроса. По состоянию на конец 2014 г. земельная проблема волновала большинство жителей республики, но продвижения к ее решению не было.
Этнические группы и власть
Кабардино-Балкария относится к регионам, где по негласной договоренности действует принцип этнического квотирования. Договоренность может быть только негласной, ибо решение кадровых вопросов на основе учета национальной принадлежности противоречит основополагающим нормам Конституции РФ. Как подчеркивают эксперты, эта негласная система квотирования достаточно эффективно регулирует межнациональные отношения в Кабардино-Балкарии, что выгодно отличает ее, скажем, от соседней Карачаево-Черкесской Республики или от Республики Дагестан [12, 208-209]. Но она имеет некоторые другие стороны и следствия.
Единственным «основанием», позволяющим считать то или иное должностное лицо во властной иерархии «представителем» того или иного народа является его принадлежность к нему «по крови». Какие-либо механизмы для реального политического представительства
национальных групп во властной системе республики отсутствуют. Ее кадровый состав формируется исключительно «сверху». Настроения недовольства властью или оппозиция к ней со стороны национальных движений часто выражаются в том, что «своих» людей во власти упрекают в «обслуживании» интересов доминирующей во власти этнической группы.
Оценка уровня и «качества» представительства этнической группы в политической системе оказывается зависящей от отношения к личности и деятельности президента (главы) республики. Приход к власти в КБР А.Б. Канокова практически с самого начала вызывал подозрения и опасения, поскольку в балкарском общественном мнении сложилось представление о нем как о «кабардинском националисте». Отчуждение нарастало и в дальнейшем, а с осени 2008 года приобрело открытую и острую форму. Некоторые маневры, предпринятые им по сближению с объединенной «кабардино-балкарской» оппозицией в конце 2012 - начале 2013 года не дали устойчивого результата, и его отставка в конце 2013 года воспринимается многими как победа балкарского национального движения.
С этой точки зрения наиболее очевидным и значимым в перспективе результатом первых месяцев пребывания Ю.А. Кокова в должности врио Главы КБР было то, что изменилось отношение руководителей балкарского национального движения к первому лицу в республике. Интересным публичным проявлением возможного развития в этой сфере стал традиционный митинг, прошедший 8 марта 2014 года в связи с очередной, 70-й годовщиной принудительной депортации балкарского народа. Дело не столько в том, что Ю.А. Коков принял участие в митинге, а в том, что ведущую роль в его официальной части играло руководство Совета старейшин балкарского народа, который в прежние годы проводил свой оппозиционный митинг по завершении официальной части. Председатель ССНБ И.Ж. Сабанчиев сообщил корреспонденту интернет издания «Кавказская политика», что он был приглашен в оргкомитет по подготовке митинга. Отметив, что прежний руководитель республики «не хотел решать проблемы балкарского народа», И.Ж. Сабанчиев выразил надежду, что «он с точки зрения закона подойдет к решению проблем балкарского народа». «То, что в день 70-летия трагедии с одной сцены выступили руководитель республики и председатель Совета старейшин, стало неким резонансным событием. Многие, с кем я беседовала, говорили об этом с надеждой, что власти повернутся лицом к проблемам балкарцев», - отметила автор статьи Ф. Тикаева [13].
По мнению руководителя регионального отделения всероссийской политической партии «Яблоко» в КБР Хакима Кучмезова, за пять месяцев работы Юрий Коков сделал столько, сколько предыдущий глава не сделал за восемь лет. «Но в первую очередь надо разобраться с земельными отношениями», - подчеркнул он [2]. Характерна оценка балкарского обществен-
ника Мунира Малкондуева в связи с законом от 3 апреля 2014 г. о выборах Главы республики депутатами Парламента. Он не против этого, но при условии, что сами депутаты будут избраны народом: «Депутаты должны быть избраны народом в ходе прямых выборов. Знаете, ни один депутат-балкарец еще не встал на защиту прав своего народа, не сказал, что у нас проблемы с землей, что из-за этого идет отток населения. Получается, некие люди прошли по спискам, просто сидят и ни за что не отвечают. Не нужно создавать отдельных коалиций по этническому признаку, но не надо работать и на обслуживание интересов одной нации, отдельных групп, а всем вместе взяться за проблемы республики, а не обсуждать, как убрать где-то кучку мусора» [3].
Таким образом, от нового Главы республики многие ожидали «решения проблем балкарского народа», и прежде всего, земельного вопроса. Какими возможностями обладает глава республики, чтобы подкрепить эти ожидания и при этом выдержать баланс этнических интересов в республике, покажет время. С другой стороны, представители кабардинских организаций публично не связали свое отношение к врио Главы республики с какими-либо ожиданиями в деле решения проблем национального плана.
Сам Ю.А. Коков на встрече с представителями политических партий и общественных объединений высказался за повышение уровня взаимодействия власти и общества во всех сферах жизнедеятельности Кабардино-Балкарии. Он подверг критике прежнюю практику формального подхода к диалогу республиканской власти с обществом, построенному на основе лояльности к ней общественных организаций. Важным представляется следующее его суждение: «У нас нет неразрешимых споров и проблем в сфере межнациональных отношений. Только решать мы их должны цивилизованно, в рамках действующих законов, а не на основе взаимных упрёков и информационных перепалок между лидерами национальных движений и уж тем более не на основе ультимативных требований или давления на власть» [14]. В результате выборов парламента и формирования нового состава правительства заметно изменился баланс этнического представительства в системе органов государственной власти КБР. Казалось, что на данном этапе происшедшие здесь изменения должны быть восприняты с удовлетворением. Тем важнее отметить, что на состоявшемся 23 ноября 2014 г. девятом съезде балкарской общественной организации «Алан» ее руководитель С.У Беппаев заявил, что остается нерешенным целый ряд проблем, в том числе в структуре местной власти. «Необходимо отказаться от мононационального и кланового устройства законодательной и исполнительной власти и перейти к ее формированию на основе равноправия, профессионализма и гражданской ответственности», - подчеркнул он. Применительно к составу парламента республики он указал,
что большинством депутатов одной национальности может быть проведен «любой законодательный акт, ущемляющий интересы другого народа», и для исключения этого «необходимо ввести процедуру выборов на паритетной основе» [15].
Религиозная ситуация и проблема экстремизма
Реалии существования современной Кабардино-Балкарии определяют неразрывную связь религиозной ситуации, молодежной активности и проблемы экстремизма. Официальные оценки ситуации базируются на признании местным руководством реальности и серьезности проблемы и стремлении прямыми и косвенными методами воздействовать на религиозные и социальные практики молодежи в целях профилактики и преодоления экстремизма.
На протяжении 2014 г. активных, целенаправленных и масштабных террористических акций в республике не было. Разного рода подсчеты показывают, что количество жертв вооруженных столкновений силовых структур и бандподполья снизилось более чем вдвое. В Кабардино-Балкарии в 2013 г. в ходе вооруженных столкновений погибло 92 человека, из которых 72 человека участники вооруженного бандподполья. Эта было меньше, чем в предыдущие годы. Руководитель следственного управления СКР по Кабардино-Балкарии в августе 2014 г. заявил, что общая численность вовлеченных в деятельность бандформирований на территории республики, составляет не более 100 человек. Это, в основном, молодежь до 30 лет [16]. За 11 месяцев 2014 г. было уничтожено 36 подозреваемых в участии в деятельности вооруженного подполья.
По официальной версии снижение уровня террористической активности - результат слаженных усилий федеральных и республиканских органов власти, силового блока, институтов гражданского общества и духовенства. Правозащитники, большей частью, связывают спад экстремистской активности с отъездом радикально настроенной, маргинальной по отношению к традиционной для Северного Кавказа культурно-религиозной среде части населения в Сирию, в то время как раньше весь этот поток успешно «поглощало» местное подполье. По данным, приведенным начальником управления ФСБ РФ по КБР С.Л. Кменным, «более 60 жителей Кабардино-Балкарии, входящих в структуры международных террористических организаций, воюют на территории Сирии. Пять выходцев из республики погибли в ходе боестолкновений с правительственными войсками в Сирии» [17].
В целом необходимо отметить определенный позитивный эффект антиэкстремистской деятельности властных структур. Общественная атмосфера несколько смягчилась, напряженность из-за экстремистской и террористической деятельности удалось снизить [18].
Однако это не значит, что проблема экстремизма и активности вооруженного подполья снята для республики. При некоторых колебаниях, Кабардино-Балкария, удерживает второе - после Дагестана - место среди субъектов СКФО по интенсивности столкновений силовых структур с вооруженным подпольем. Правозащитники и часть населения республики выражают обеспокоенность убийствами без суда и следствия «предполагаемых бандитов и экстремистов».
Отчужденность религиозной молодежи от официального мусульманского духовенства не уменьшилось. Значительная ее часть находится в духовно-идеологическом «подполье», и вкупе с существованием вооруженного террористического подполья это составляет взрывоопасный элемент общей ситуации в регионе.
Предварительные итоги
В 2014 году социальная атмосфера, межэтнические отношения и религиозная ситуация находились в спокойном состоянии, но структурные факторы напряженности не устранены. На протяжении двух десятилетий в повестке дня общественно-политической жизни остаются одни и те же вопросы.
Во властно-политической сфере 2014 год стал периодом постепенного и плавного перехода к новой управленческой команде и новому режиму власти. При этом, удалось избежать заметных внутриэлитных трений и несколько повысить дисциплину, управляемость и эффективность чиновничьего аппарата [19]. Но применительно к решению кардинальных проблем развития республики это был только подготовительный период. Справедливой представляется его оценка Полномочным представителем Президента РФ в Северо-Кавказском федеральном округе С.А. Меликовым, как «политической паузы, взятой в декабре минувшего года» [20]. Между тем, на протяжении второй половины 2014 года произошло глубокое и, возможно, долговременное ухудшение общих финансово-экономических условий, в которых существует республика.
Это лишний раз свидетельствует, что замыкание подходов к анализу общественно-политической ситуации в КБР рамки дихотомии «стабильность/нестабильность» не учитывает более широкой потребности общества в развитии, в модернизационном преобразовании социально-экономических структур и демократическом преобразовании политических практик. Стабильность без развития приобретает признаки «застойности», а без активного демократического участия населения - ведет к латентному накоплению социальных противоречий и социального недовольства.
Список литературы
1. В работе госаппарата все должно быть четко, профессионально и понятно людям [Электронный ресурс] Глава Кабардино-Балкарской Республики. URL: http://president-kbr.ru/ru/ kbr-events/news/meeting/9337-l-r.html (дата обращения: 05.07.2014).
2. Арсланова З. Коков в действии [Электронный ресурс] Кавказская политика. URL: http:// www.kavpolit.com/articles/kokov_v_dejstvii-3784/ (дата обращения: 30.04.2014).
3. Арсланова З. Назначать, а не выбирать [Электронный ресурс] Кавказская политика. URL: http://kavpolit.com/articles/naznachat_a_ne_vybirat-2672/ (дата обращения: 18.05.2014).
4. Парламент КБР назначил выборы главы республики на 9 октября [Электронный ресурс] Кавказский узел. URL: http://www.kavkaz-uzel.ru/articles/244890/ (дата обращения: 12.07.2014).
5. Гусейнов О. 9 претендентов на должность главы КБР // Газета Юга. 2014. 21 августа.
6. Арсланова З. Безликие выборы [Электронный ресурс] Кавказская политика. URL: http:// kavpolit.com/articles/bezlikie_vybory-9389/ (дата обращения: 14.09.2014).
7. Избирательная комиссия Кабардино-Балкарской Республики утвердила официальные результаты выборов депутатов Парламента республики пятого созыва [Электронный ресурс] Избирательная комиссия Кабардино-Балкарской республики. URL: http://kabardin-balkar. izbirkom.ru/isp_1/sx/art/961074/cp/1/br/941090.html (дата обращения 01.10.2014).
8. Бахов Т. Мнения аутсайдеров разделились // Газета Юга. 2014. 18 сентября.
9. На встрече Ю.А. Кокова с предпринимательским сообществом республики рассмотрены пути обеспечения нового качества экономики Кабардино-Балкарии [Электронный ресурс] Глава Кабардино-Балкарской республики. URL: http://www.president-kbr.ru/ru/kbr-events/ news/meeting/9821-2014-04-29-16-11-17.html (дата обращения: 21.09.2014).
10. Миграционная обстановка в Кабардино-Балкарии остается сложной - УФСБ [Электронный ресурс] Республиканское информационное агентство Кабардино-Балкария. URL: http:// kbrria.m/proisshestviya/migracionnaya-obstanovka-v-kabardino-balkarii-ostaetsya-slozhnoy-ufsb-4874 (дата обращения: 12.10.2014).
11. Гусейнов О. «Нам надо по 2-3 гектара» // Газета Юга. 2014. 30 октября.
12. Республики Северного Кавказа: этнополитическая ситуация и отношения с федеральным Центром: Монография / научный ред. и сост. И.Г. Косиков. М.: МАКС Пресс, 2012. 504 с.
13. Тикаева Ф. Невзгоды и лишения не сломили балкарский народ [Электронный ресурс] Кавказская политика. URL: http://kavpolit.com/articles/nevzgody_i_lishenija_ne_slomili_balkar-skij_narod-1466/ (дата обращения: 11.03.2014).
14. Все, кто действительно болеет за республику, найдут понимание и поддержку. Юрий Коков встретился с руководителями политических партий и общественных объединений КБР [Электронный ресурс] Глава Кабардино-Балкарской Республики. http://president-kbr.ru/ru/ kbr-events/news/meeting/9918-2014-05-29-15-39-13.html (дата обращения: 05.07.2014).
15. Застой в экономике Кабардино-Балкарии тормозит развитие балкарских сел, отмечают в организации «Алан» [Электронный ресурс] Кавказский узел. URL: http://kabardino-balkaria. kavkaz-uzel.ru/articles/252905/ (дата обращения 29.11.2014).
16. Силовики Кабардино-Балкарии разыскивают за участие в НВФ 32 жителей республики [Электронный ресурс] Республиканское информационное агентство Кабардино-Балкария. URL: http://kbrria.ru/proisshestviya/siloviki-kabardino-balkarii-razyskivayut-za-uchastie-v-nvf-32-zhiteley-respubliki (дата обращения: 21.08.2014).
17. Более 60 жителей Кабардино-Балкарии принимают участие в боевых действиях в Сирии [Электронный ресурс] Информационное агентство REGNUM. URL: http://www.regnum.ru/ news/polit/1829616.html (дата обращения: 25.07.2014).
18. Коков: напряженность в регионе удалось снизить [Электронный ресурс] Информационно-аналитическое агентство «Вестник Кавказа». URL: http://www.vestikavkaza.ru/news/Kokov-napryazhennost-v-regione-udalos-snizit.html (дата обращения: 10.07.2014).
19. Ю.А. Коков обратился с Посланием к Парламенту Кабардино-Балкарской Республики [Электронный ресурс] Глава Кабардино-Балкарской Республики. URL: http://president-kbr.ru/ru/kbr-events/news/ceremonies/10423-2015-02-12-12-42-37.html (дата обращения 28.02.2015).
20. Главой Кабардино-Балкарской Республики единогласно избран Юрий Коков // Кабардино-Балкарская правда. 2014. 10 октября.
References
1. All should be efficient, professional and understandable for people in operations of state apparatus. [Online resource] Head of Kabardin-Balkar Republic. URL: http://president-kbr.ru/ru/kbr-events/news/meeting/9337-l-r.html (date of access: 05.07.2014).
2. Arslanova Z. Kokov in action. [Online resource] Caucasian politics. URL: http://www.kavpolit. com/articles/kokov_v_dejstvii-3784/ (date of access: 30.04.2014).
3. Arslanova Z. To appoint, not to elect. [Online resource] Caucasian politics. URL: http://kavpolit. com/articles/naznachat_a_ne_vybirat-2672/ (date of access: 18.05.2014).
4. Parliament of KBR appointed the election of the Head of Republic on October 9. [Online resource] Caucasian knot. URL: http://www.kavkaz-uzel.ru/articles/244890/ (date of access: 12.07.2014).
5. Gousseinov O. Nine candidates for the office of the Head of Republic // The Southern Newspaper. 2014. August 21.
6. Arslanova Z. Faceless elections. [Online resource] Caucasian politics. URL: http://kavpolit.com/ articles/bezlikie_vybory-9389/ (date of access: 14.09.2014).
7. Electoral Comission of Kabardin-Balkar Republic has affirmed official results of elections of the deputies of the fifth convocation of Parliament of Republic. [Online resource] Electoral Comission of Kabardin-Balkar Republic. URL: http://kabardin-balkar.izbirkom.ru/isp_1/sx/art/961074/ cp/1/br/941090.html (date of access: 01.10.2014).
8. Bakhov T. Outsiders divide in their opinions // The Southern Newspaper. 2014. September 18.
9. Paths to achieving new quality of Kabardin-Balkar economy have been asessed on the meeting of Yu.A. Kokov with the business community of Republic. [Online resource] Head of Kabardin-Balkar Republic. URL: http://www.president-kbr.ru/ru/kbr-events/news/meeting/ 9821-2014-04-29-16-11-17.html (date of access: 21.09.2014).
10. Migration situation in Kabardin-Balkaria remains complicated - Federal Security Service Department says. [Online resource] Republican Information Agency Kabardin-Balkaria. URL: http:// kbrria.ru/proisshestviya/migracionnaya-obstanovka-v-kabardino-balkarii-ostaetsya-slozhnoy-ufsb-4874 (date of access: 12.10.2014).
11. Gousseinov O. «We need 2-3 hectares» // The Southern Newspaper. 2014. October 30.
12. North Caucasus Republics: Ethno-Political Situation and Relations with Federal Center. M.: MAKS Press, 2012. 504 p.
13. Tikayeva F. Hardships and sufferings did not crush Balkar people. [Online resource] Caucasian politics. URL: http://kavpolit.com/articles/nevzgody_i_lishenija_ne_slomili_balkarskij_ narod-1466/ (date of access: 11.03.2014).
14. All who really worry about Republic will find our understanding and support. (Yuriy Kokov had a meeting with the leaders of political parties and non-governmental organizations of KBR) [Online resource] Head of Kabardin-Balkar Republic. URL: http://president-kbr.ru/ru/kbr-events/news/ meeting/9918-2014-05-29-15-39-13.html (date of access: 05.07.2014).
15. Stagnation of the Kabardin-Balkar' economy hinders development of Balkar villages. [Online resource] Caucasian knot. URL: http://kabardino-balkaria.kavkaz-uzel.ru/articles/252905/ (date of access: 29.11.2014).
16. Security officers are searching for 32 Republic's residents on the ground of their membership in unlawful armed bodies. [Online resource] Republican Information Agency Kabardin-Balkaria.
URL: http://kbrria.ru/proisshestviya/siloviki-kabardino-balkarii-razyskivayut-za-uchastie-v-nvf-32-zhiteley-respubliki (date of access: 21.08.2014).
17. More than 60 residents of Kabardin-Balkaria participates in fighting in Syria. [Online resource] Information agency REGNUM. URL: http://www.regnum.ru/news/polit/1829616.html (date of access: 25.07.2014).
18. Kokov: We succeeded in lessening the tensions in the region. [Online resource] Information-analytic agency «Caucasian Herald». URL: http://www.vestikavkaza.ru/news/Kokov-napryazhen-nost-v-regione-udalos-snizit.html (date of access: 10.07.2014).
19. Yu.A. Kokov performed his Address to the Parliament of Kabardin-Balkar Republic. [Online resource] Head of Kabardin-Balkar Republic. URL: http://president-kbr.ru/ru/kbr-events/news/ ceremonies/10423-2015-02-12-12-42-37.html (date of access: 28.02.2015).
20. Yuriy Kokov is unanimously elected to the office of The Head of Kabardin-Balkar Republic // Kabardin-Balkar Truth. 2014. October 10.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ
Боров Аслан Хажисмелович, кандидат исторических наук, доцент Кабардино-Балкарский государственный университет
ул. Чернышевского, 173, г. Нальчик, Кабардино-Балкарская республика, Россия aslan-borov@mail.ru
Тумов Аскер Асланбекович, магистрант Кабардино-Балкарский государственный университет
ул. Чернышевского, 173, г. Нальчик, Кабардино-Балкарская республика, Россия tumovasker@mail.ru
DATA ABOUT THE AUTHORS
Borov Aslan Hazhismelovich, candidate of historical sciences, associate Professor Kabardin-Balkarian State University
Chernyshevskogo st., 173, Nalchik, Kabardino-Balkarian republic, Russia aslan-borov@mail.ru
Tumov Asker Aslanbekovich, Master's Degree student Kabardin-Balkarian State University
Chernyshevskogo st., 173, Nalchik, Kabardino-Balkarian republic, Russia tumovasker@mail.ru