УДК 314.7
ОСНОВНЫЕ ПАРАДИГМЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА К ИССЛЕДОВАНИЮ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ (часть 1)
К. Н. Сердюков
Сердюков Константин Николаевич, аспирант кафедры социальных наук, Дальневосточный федеральный университет, Владивосток, с[email protected]
Статья посвящена обзору основных парадигм, составляющих теоретическую и методологическую основу социологического подхода к исследованию миграционных процессов. Подробная характеристика научных направлений данного подхода представлена в составе трех базовых групп: структурная группа включает в себя парадигмы, фокусирующиеся на системно-структурных, организационно-функциональных сторонах миграции, рассматривая ее как целостность, совокупность элементов; интерпретативная группа нацеливает исследователя на изучение человеческого поведения, мотивов, смыслов, значений. Во внимание принимаются индивидуальные особенности восприятия, предполагается использование качественных методов исследования миграционной проблематики; объединительная группа включает в себя парадигмы, основывающиеся на признании объекта исследования как развитой диалектической системы с учетом системно-структурных и динамических характеристик общества, ситуацион-но-средовой и субъектно-личностной детерминации поведения, макро- и микроуровней. Рассмотрены возможности и специфика социологического подхода к исследованию миграционных процессов, что позволяет более комплексно раскрыть феномен миграции, прежде всего как социокультурное явление, учесть важные, но не доступные для других дисциплин грани. Акцентировано внимание на исследовании миграционных процессов через призму социальных взаимодействий, диалектику внешних и внутренних факторов, детерминирующих миграционное перемещение. Ключевые слова: миграция, миграционные процессы, социологический подход, теории миграции населения.
The Basic Paradigms of the Sociological Approach to the Study of Migration Processes (Part 1)
K. N. Serdyukov
Konstantin N. Serdyukov, ORCID 0000-0001-6382-7812, Far Eastern Federal University, 8, Sukhanova Str., Vladivostok, 690090, Russia, с[email protected]
The article is devoted to a review of the main paradigms that make up the theoretical and methodological basis of the sociological approach to the study of migration processes. A detailed description of the scientific directions of this approach is presented in three basic groups: the structural group includes paradigms focusing on the system-structural, organizational-functional aspects of migration, treating it as integrity, the totality of elements; the interpretative group aims the researcher to study human behavior, motives, meanings. Individual characteristics of perception are taken into account, it is proposed to use qualitative methods of studying migration problems; the unifying group includes paradigms based on the recognition of the object of research as a developed dialectical system, taking into account the system-structural
and dynamic characteristics of society, situational-environmental and subject-personal determination of behavior, macro and microlevels. The possibilities and specificity of the sociological approach to the study of migration processes are considered, which allows us to more comprehensively reveal the phenomenon of migration, primarily as a sociocultural phenomenon, to take into account important facets that are not yet accessible to other disciplines. Attention is focused on the study of migration processes through the prism of social interactions, the dialectic of external and internal factors that determine migration. Key words: migration, migration processes, sociological approach, theories of migration.
DOI: 10.18500/1818-9601 -2018-18-3-295-299
Миграция населения - фундаментальный феномен, сложный социальный процесс, значение которого становится все более актуальным на современном этапе развития общества.
Как объект изучения миграция всегда привлекала ученых из самых разных отраслей знания (география, экономика, история, демография, социология, политология, правоведение, антропология и др.). В рамках данной статьи мы сфокусируемся на социологическом подходе. Современные авторы, исследуя миграцию, в первую очередь опираются на работы классиков социологии, таких как Г. Спенсер, Ф. Теннис, Э. Дюркгейм, М. Вебер, Т. Парсонс, Г. Зиммель, Э. Гидденс, Дж. Мид и др. К области собственно социологического изучения миграционной проблематики можно отнести следующее:
- миграционная мобильность населения и ее интенсивность в различных социальных группах;
- влияние социального происхождения, социального статуса, образования, национальности и т. д. на миграционную мобильность индивидов и социальных групп;
- личностные установки и предпочтения потенциальных мигрантов;
- характеристика и механизмы регулирования миграционного поведения индивидов и социальных групп;
- характер влияния на миграционное поведение индивидов и социальных групп, прежнего и нового социального окружения, референтных групп;
- влияние результата территориального перемещения на социальный статус индивидов и социальных групп;
- интересы, политическое положение, стратегии и ожидания индивидов и социальных групп на новом месте жительства;
- процессы социальной и этносоциальной интеграции и адаптации мигрантов;
© Сердюков К. Н., 2018
- специфические закономерности протекания миграционных процессов;
- дисфункциональные явления, социальные и социально-психологические основания конфликтов и т. д.1
Рассмотрим основные научные направления, составляющие теоретическую и методологическую основу социологического подхода. Применив типологию С. В. Блантер и Е. А. Нагайцевой2, проанализируем содержание основных социологических парадигм, условно разделив их на структурные, интерпретативные и объединительные. Это позволит более комплексно представить данный подход к исследованию миграции.
К структурным парадигмам, в первую очередь, необходимо отнести позитивизм как направление в методологии периода зарождения и становления социологии как науки. В рамках теории миграции позитивизм заключает в себе стремление выявить объективные закономерности миграционных процессов с целью оценки их социальных последствий, а также определения эффективности управленческих мер3. Согласно данной парадигме, миграция является результатом индивидуального выбора, сформированного на основании ряда природных и социальных факторов. Предполагается осведомленность потенциального мигранта в отношении приобретаемых выгод и потерь. В качестве главной цели рассматривается материальная выгода.
В нашем контексте позитивизм опирается на классические экономические теории, построенные на концепции «человека экономического»4.
В западной социологии данная парадигма находила свое выражение преимущественно в виде разнообразных формальных моделей миграционных процессов. Наиболее известные из них: гравитационные модели взаимодействия - В. Рейли, Г. Ципф, Д. Стюарт; модель промежуточных возможностей С. Стоффера; модель сельско-городской миграции М. Тодарои др.
А. Г. Осипов считает целесообразным дополнить позитивизм методологией, основанной на теории социального конструирования. Автор обращает внимание на отсутствие (в социальном смысле) значимости в собственно физической «реальной» миграции, не зафиксированной общественным сознанием, предлагая анализировать миграцию как социальный феномен5.
Другая структурная бихевиористская парадигма рассматривает поведение людей как совокупность реакций на воздействие внешней среды. Хрестоматийная работа У. И. Томаса и Ф. В. Знанецкого «Польский крестьянин в Европе и Америке» (1918) положила начало эмпирической социологии, а также стала первым социологическим исследованием последствий миграционных процессов и адаптации мигрантов. Книга, безусловно, относится к бихевиористским работам. Собранные в данном труде данные со временем перестали быть значимы,
однако бесценной стала представленная методология. Предметом исследования послужило поведение индивидов, испытывающих влияние новых условий среды, а также процесс и результат формирования новых образцов поведения.
Согласно исследованию, внешние факторы влияют на человеческое поведение лишь в той мере, в какой они субъективно восприняты людьми. Начав анализ с рассмотрения микросоциологических организационных единиц (первичные группы, семейные структуры), авторы постепенно переходят к более широким институциональным образованиям, в состав которых включены эти мелкие единицы.
У. И. Томас и Ф. В. Знанецкий соединили субъективно определяемые значения, общие установки и опыт со значением объективных характеристик культурных ценностей и их институциональным воплощением. Авторами были проанализированы такие социальные процессы, как: эволюция системы организации первичной крестьянской группы под влиянием результатов миграции; влияние социальных и политических трансформаций на характер связей между членами первичных групп в Польше; индивидуальная и социальная дезорганизация под влиянием быстрого перехода к новым условиям социальной среды6. Исследование было построено на эмпирическом изучении субъективных источников информации (личных дневников, биографий, писем мигрантов и т. д.), в результате которого, по сути, была сформирована единая теория человеческого поведения.
Одной из фундаментальных парадигм в социологической теории является структурный функционализм. Основной принцип состоит в исследовании социальных явлений и процессов как структурно расчлененной целостности, в которой каждый элемент имеет свое функциональное значение7. Миграция одновременно производит функциональные и дисфункциональные результаты. Социально значимые функции, которые выполняет миграция, могут быть разграничены на явные и латентные. Явные функции - это наблюдаемые объективные последствия, которые подразумеваются, осознаются и признаются результирующими вследствие миграционных процессов. Латентные функции - не распознанные, неосознанные и непреднамеренные объективные последствия миграционных процессов. В свою очередь, дисфункции - негативные, объективные последствия миграционных процессов. Связывая понятие структуры с понятием функции, данная методология, безусловно, является эффективным инструментом анализа феномена миграции.
Основоположником социально-экологической парадигмы является Р. Э. Парк, центральная фигура Чикагской школы социологии. Ученый называл миграцией процесс социокультурной диффузии, взаимопроникновения нормативности различных социальных групп на
территорию и в социокультурное пространство. Единовременно запускаются процессы: социальной сегрегации, т. е. социокультурного обособления групп; конверсии территориального поселения в сообщество; а также ассимиляции, т. е. социокультурного растворения индивидов в группе8. Р. Э. Парк понимал миграцию как одну из форм осуществления исторических изменений. Он полагал, что когда социально-экономический порядок нарушается, миграция на-
Теория экологии человека также активно развивалась такими учеными, как Э. У. Берджес, Л. Вирт, Р. Маккензи, А. Хоули, Г. А. Теодорсон и др.
Теорию ассимиляции, основы которой заложил уже упомянутый Р. Э. Парк, также следует отнести к структурным парадигмам. Ученый понимал под ассимиляцией процесс интерпретации и соединения, где одни индивиды и социальные группы заимствуют элементы культуры у других индивидов и социальных групп, включаясь в общую культурную жизнь. Разработанная автором теория ассимиляции мигрантов легла в основу фундаментальной книги М. М. Гордона «Ассимиляция в американской жизни» (1964). В данной работе ассимиляция рассматривается как одномерный процесс адаптации иммигрантов к принимаемому обществу путем утрачивания старой культуры и идентификации с утверждением культуры нового общества. По мнению М. М. Гордона, существует семь типов ассимиляции:
- аккультурация (изменение культурных установок);
- структурная ассимиляция (вхождение в первичные социальные группы нового общества);
- брачная ассимиляция (объединение);
- идентификационная ассимиляция (единение);
- ценностная ассимиляция (отсутствие предубеждений);
- поведенческая ассимиляция (отсутствие дискриминации);
- гражданская ассимиляция (отсутствие конфликта с властями)11.
Аккультурация - есть исходный базовый тип, а также условие продолжения процесса ассимиляции. Этот процесс развивается не равномерно, все представленные типы проявляются в различной степени. Далеко не всегда процесс до-
селения проявляет себя как способ достижения нового равновесия9.
В социально-экологической парадигме общество рассматривается как биологический феномен, а процесс социального изменения - как движение от конфликта к согласию. В этом движении выделяется ряд последовательных фаз, где каждая фаза - результат предшествующих и воплощение определенной формы конкурен-ции10. Наглядно это представлено в таблице.
стигает структурной ассимиляции, но как только это произошло, все другие типы будут неизбежно реализованы.
Теорию ассимиляции много критиковали за ее этноцентризм и идеологическую нагружен-ность. В течение многих лет она была непопулярна и практически не использовалась. Но в конце 1990-х гг. данная теория стала переосмысливаться и вновь развиваться такими учеными, как А. Пор-тес, М. Чжоу, Р. Румбо, Р. Альба, В. Ни и др.
К рассматриваемой группе парадигм относится и концепция «притяжения-выталкивания» (pull/push). Отталкиваясь от законов Равен-штейна, она получает свое развитие в 1926 г. с выходом работы Г. Джерома «Миграция и бизнес-циклы». В 1960-х гг. Э. С. Ли прорабатывает теоретическую конструкцию, представляющую собой, по существу, модель миграционных потоков на основе влияния комбинации факторов притяжения и выталкивания. Силы, влияющие на принятие индивидом решения о миграции, можно разбить на четыре группы:
- факторы, определяемые регионом выбытия;
- факторы, определяемые потенциальным регионом прибытия;
- барьерные факторы (вмешивающиеся обстоятельства);
- субъективные факторы (индивидуальные характеристики мигрантов).
В регионе выбытия выделяется роль выталкивающих факторов (push-factors). К таковым следует отнести: низкие экономические возможности; безработицу; войны; политические репрессии; дискриминацию и проч. В регионе прибытия определяющая роль отводится притягивающим факторам (pull-factors). Таковыми выступают: высокий уровень экономического развития; спрос на рынке труда; высокий уровень оплаты труда; политические свободы и проч.12
Процесс социальной эволюции (Парк Р. Э.)
Порядок Общая характеристика порядка Формы конкуренции Эволюция
Экологический Результат пространственного, физического взаимодействия индивидов как «социальных атомов» Борьба за выживание Биотический уровень
Экономический Продукт торговли и обмена Конфликт Социальный уровень
Политический Контроль и регуляция конфликтов средствами политики с целью установления социальной солидарности Адаптация
Культурный Контроль посредством обычаев, норм, законов, институтов и т. д. Ассимиляция
Э. С. Ли подчеркивает селективность процесса миграции, расхождение в степени влияния одних и тех же факторов на конкретных людей. Автор считает, что притягивающие факторы являются наиболее влиятельными для высокообразованных, высококвалифицированных людей. Это характерно, в первую очередь, за счет их высокой мобильности, а также социально-профессиональной востребованности на новом месте. Выталкивающие факторы, напротив, оказывают наибольшее воздействие на малообразованных граждан, представителей низкоквалифицированного труда.
Модель «притяжения-выталкивания» является одной из самых популярных, но вместе с тем широко критикуемых концепций в миграционной литературе. Очевидно, что она не в состоянии объяснить всей сложности и многообразия миграционных процессов (не учтен исторический контекст, характер миграционной политики стран; упрощен сложный комплекс мотиваций мигрантов и проч.)13. Тем не менее, обосновывая притягивающие и выталкивающие факторы миграции, концепция находит широкое применение в зарубежных и отечественных исследованиях.
Обобщая изложенное, следует отметить, что рассмотренные выше парадигмы фокусируются на системно-структурных, организационно-функциональных сторонах миграции, рассматривают ее как целостность, совокупность элементов.
Далее, можно обозначить группу интерпре-тативных парадигм. Сюда, в первую очередь, следует отнести теорию социального действия. По М. Веберу, важнейшим признаком социального действия является наличие субъективного смысла. Предлагая типологию социального действия, ученый описывает целерациональный тип, при котором поведение индивида ориентировано на цель, средства и побочные результаты его дей-ствий14. Миграция на этой основе должна рассматриваться как совокупность поведенческих актов, носящих определенно преднамеренный мотивированный характер. Н. А. Ткачева в этом контексте определяет миграционное поведение как систему мотивированных действий, сформированных на основе индивидуальных потребностей, обусловливающих достижение целей, реализуемых на основании факта миграции15.
Теорию социального действия также активно разрабатывал Т. Парсонс. Согласно автору, в обществе как сложной системе социальных взаимодействий субъекты стремятся максимально удовлетворить свои потребности, реализовать социальные ожидания. Само социальное действие как единичный акт характеризуется состоянием напряженности между нормативными и ситуативными элементами16. Развитие механизмов социальной интеграции (например, комплексная программа по социализации мигрантов, т. е. контролируемое приобщение к нормам и ценностям принимаемого общества) позволяет обеспечивать стабильность и порядок в социаль-
ной системе. Социальная адаптация индивида (мигранта), по мнению Т. Парсонса, реализуется с помощью познавательных, защитных психических и приспособленческих механизмов.
Данная парадигма позволяет эффективно применять различные модели социального взаимодействия, раскрывая сложную совокупность связей и отношений, в которые вступают мигранты в принимаемом обществе.
Процесс социального взаимодействия в контексте миграции соотносится с направлением символического интеракционизма, представители которого (Дж. Мид, Г. Блумер, Ч. Кули) делали акцент на процессах выработки и изменения социальных значений. Эти значения - результат интерпретаций, осуществляемых в ходе интеракции. Устойчивость социального взаимодействия вероятна только на основе взаимного признания норм, ценностей, правил и т. п.17. Теоретико-методологический инструментарий данного направления, например, можно эффективно использовать для сравнительного анализа социальных значений, которые придают мигранты новым социальным реалиям, сопоставляя с аналогичными значениями в интерпретации местного населения. Все это, безусловно, важно для анализа поведения индивидов и социальных групп, участников миграционных процессов.
В группе интерпретативных парадигм значимым является культурологическое направление. Миграция в рамках данного направления рассматривается как особое культурное явление, проявленное в процессе взаимоотношений мигрантов и принимающего общества, в ходе которых обнажаются и трансформируются прежние культурные ценности и установки, а также возникают новые. Господствующие в той или иной культуре ценности и нормы обусловливают поведение людей, характер социальных взаимоотношений, а также способы адаптации к социальной среде в результате миграции.
Как отмечает Ч. Кукатас18, усиление миграционной динамики все чаще приводит к столкновению культурных стандартов, различных систем ценностей и норм, что, по его мнению, является одним из важнейших факторов, влекущих за собой глобальные социальные проблемы современности.
Этносоциология (Ю. В. Артюнян, Л. М. Дро-бижева, А. А. Сусоколов и др.) дополняет и специализирует проанализированное выше культурологическое направление. По мнению исследователей, данная парадигма является глубоким уровнем понимания сложных механизмов миграции с учетом исторических корней и традиций народа, его ментальности, а также прежнего миграционного опыта.
В самом определении «этничность» ведущая роль предписана двум явлениям:
- культуре (общие традиции, обычаи, образцы поведения, ценности, нормы и проч.), выступающей как этническая характеристика;
- идентичности (приписывание к определенной этнической группе)19.
В данном направлении предполагается анализ специфики миграционной подвижности и адаптации разных этносов, который включает: связь особенностей культуры и традиций этноса с ее миграционным поведением; влияние факта миграции на структуру этноса, на характер межэтнических отношений; характер модификаций культурных паттернов в результате миграции; различные аспекты совместимости мигрирующей группы с новой средой и др. Авторы подчеркивают аспект оказываемого влияния на миграционное поведение социальных групп, в состав которых, возможно, входят потенциальные мигранты, а также референтных групп, являющихся источником формирования социальных норм.
Рассмотрев интерпретативные парадигмы, следует заключить, что данная группа нацеливает исследователя на изучение человеческого поведения, мотивов, смыслов, значений. Описанные парадигмы учитывают индивидуальные особенности восприятия, предполагают использование качественных методов исследования миграционной проблематики.
Окончание в следующем выпуске.
Примечания
1 См.: Блантер С., НагайцеваЕ. Социологические подходы к изучению миграции // Методология и методы изучения миграционных процессов : междисциплинарное учеб. пособие / под ред. Ж. А. Зайончковской, И. Н. Молодиковой, В. И. Мукомеля. М. : Центр миграционных исследований, 2007. С. 267-268 ; Юдина Т. Н. Миграционные процессы : теория, методология и практика социологического исследования : автореф. дис. ... д-ра социол. наук. М., 2004.
2 См.: Блантер С., Нагайцева Е. Указ. соч. С. 259.
3 См.: Блинова М. С. Современные социологические теории миграции населения : автореф. дис. ... канд. социол. наук. М., 2010.
4 См.: Блантер С., Нагайцева Е. Указ. соч. С. 260.
5 См.: Бритвина И. Б. Миграция и эффективность массовой коммуникации : учеб.-метод. пособие. Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2014. С. 13-14.
6 См.: Тангалычева Р. К. Теоретико-методологические основы социологического изучения межкультурной коммуникации. СПб. : Скифия-принт, 2014.
С. 133-134 ; Ситникова Е. Л. Идеи Чикагской школы социологии в современных исследованиях миграции населения // Вестн. НГГУ. Сер. Социальные науки. 2009. № 4. С. 118-123.
7 См.: Решетников С. В., Антанович Н. А., Гречне-ваЕ. Ф. [и др.]. Политология / под ред. С. В. Решетникова. Минск : ТетраСистемс, 2011. С. 41.
8 См.: Пирогов С. В. Конспект лекций по курсу «Социология города». Томск : ТГУ, 2003. 180 с. URL: http://lawbooks.news/sotsiologiya_910_912/chikagskaya-shkola-sotsialnoy-ekologii-gorod-40548.html (дата обращения: 01.03.2017).
9 См. подробнее: Park R. E. Race and Culture. Glencoe : Freepress, 1950.
10 См.: Баньковская С. П. Роберт Парк // Современная американская социология / под ред. В. И. Добренькова. М. : Изд-во МГУ, 1994. С. 3-20.
11 См.: Gordon M. M. Assimilation in America Life : The Role of Race, Religion and National Origins. N. Y. : Oxford University Press, 1964. 276 p. URL: http://en.bookfi.net/ book/1278021 (дата обращения: 15.03.2017).
12 См.: Амбражевич А. И. Миграционное поведение и миграционное настроение населения Республики Беларусь // Социология. 2014. № 3. С. 115-123 ; Шевцова Е. В. Миграционная политика. Новосибирск : Изд-во СибАГС, 2015. C. 38.
13 См.: Иванюк И. В. Развитие миграционной теории в условиях глобализации // Век глобализации. 2015. № 1. С. 36-51 ; Юдина Т. Н. Социология миграции. М. : Академический Проект, 2006. С. 119-120.
14 См.: Вебер М. Избранные произведения : пер. с нем. / сост., общ. ред. и послесл. Ю. Н. Давыдова ; предисл. П. П. Гайденко ; коммент. А. Ф. Филиппова. М. : Прогресс, 1990. С. 629.
15 См.: Ткачева Н. А., Белоножко М. Л. Миграционная политика и безопасность личности, общества и государства. Тюмень : Изд-во ТюмГНГУ, 2013. С. 51.
16 См.: Парсонс Т. О структуре социального действия. М. : Академический Проект, 2000. С. 274.
17 См.: ЭфендиевА. Г., КравченкоЕ. И., ПушкареваГ. В. [и др.]. Общая социология : учеб. пособие для вузов / под ред. А. Г. Эфендиева. М. : Инфра-М, 2009. С. 170.
18 См.: Кукатас Ч. Важна ли культура для развития // Фонд «Либеральная миссия». URL: http://www. liberal.ru/anons/4755 (дата обращения: 21.03.2017).
19 См.: Ахметова С. А., Гузельбаева Г. Я., Егорова Л. Г. [и др.]. Социология : конспект лекций. Казань : Изд-во Казан. ун-та, 2014. С. 153.
Образец для цитирования:
Сердюков К. Н. Основные парадигмы социологического подхода к исследованию миграционных процессов (часть 1) // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Социология. Политология. 2018. Т. 18, вып. 3. С. 295-299. DOI: 10.18500/1818-96012018-18-3-295-299
Cite this article as:
Serdyukov K. N. The Basic Paradigms ofthe Sociological Approach to the Study of Migration Processes (Part 1). Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Sociology. Politology, 2018, vol. 18, iss. 3, рр. 295-299 (in Russian). DOI: 10.18500/1818-9601-2018-18-3-295-299