УДК: 9:332.21/28(447.75).«17»
Кузьмина Л. Л.
доцент кафедры истории России Таврической Академии Крымского Федерального Университета им. В.И. Вернадского
ОСНОВНЫЕ ОТРАСЛИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА
В КРЫМУ В КОНЦЕ XVIII В.
Автором рассматривается состояние основных отраслей сельскохозяйственного производства в Крыму в конце XVIII в. Показано, что основными отраслями сельскохозяйственного производства в Крыму до его вхождения в состав России являлось, прежде всего, животноводство, садоводство, выращивание винограда столовых сортов.
Дана характеристика уровня и особенностей развития этих отраслей хозяйства.
Ко времени вхождения Крыма в состав России, т. е. к 1783 г., земледелие на полуострове было сферой деятельности христианского населения.
Сделаны выводы о том, что часть сельскохозяйственной продукции, произведенной в Крыму, экспортировалась. Однако до вхождения полуострова в состав России его экономический потенциал не был реализован, большинство отраслей сельского хозяйства развивались по экстенсивному пути. Лишь после вхождения Крыма в состав России появились новые возможности для развития всех основных отраслей сельскохозяйственного производства.
Ключевые слова: природно-географические особенности, основные отрасли сельскохозяйственного производства, развитие животноводства, зерновое хозяйство, особенности развития садоводства и виноградарства, изменения в отраслевой структуре сельского хозяйства в Крыму.
Kuzmina L. L.
associate Professor of the Department of history at the Taurida Academy of the Crimean Federal University V. I. Vernadsky
THE MAIN BRANCHES OF AGRICULTURAL PRODUCTION IN THE CRIMEA IN THE LATE EIGHTEENTH CENTURY.
The author discusses the state of the key sectors of agricultural production in the Crimea in the late eighteenth century Shows that the main sectors of agricultural production in the Crimea prior to its entry into Russia was, first of all, livestock breeding, horticulture, cultivation of table grapes.
The characteristic of the level and features of development of these sectors of the economy.
By the time of accession of the Crimea to Russia, i.e., to 1783, agriculture on the Peninsula was the field of activity of the Christian population.
It is concluded that part of the agricultural goods produced in the Crimea, was exported. However, prior to the occurrence of the Peninsula in structure of Russia, its economic potential has not been realized, most branches of agriculture developed in an extensive way. Only after joining of Crimea in structure of Russia has appeared new opportunities for the development of all major sectors of agricultural production.
Keywords: natural and geographical features, main branches of agricultural production, livestock development, grain economy, especially the development of horticulture and viticulture, changes in the sectoral structure of agriculture in Crimea.
Интерес к Крыму издавна был обусловлен не только выгодным расположением в системе мировых экономических связей, близостью к внешним рынкам, но и уникальными природно-географическими особенностями. Рассмотреть которые необходимо для того, чтобы понять, в каких условиях происходили изучаемые нами процессы сладывания аграрных отношений.
Площадь Крымского полуострова составляла 2 360 425,4 десятин земли. Практически все это пространство, за исключением 260 000 десятин, представляло собой степь, тянущуюся от северной границы Крыма до полосы гор и предгорий на юге. [1, с. 3] Эти земли были пригодны для зернового хозяйства. Южнее располагались три гряды Крымских гор, охватывающих Симферопольский, Феодосийский и Ялтинский уезды. Каменистые почвы и скалистые обрывы не давали возможности сеять здесь хлеб. Этот недостаток компенсировался большим количеством рек и водоемов, что давало возможности для выращивания фруктовых деревьев, виноградников и табаководства. Вдоль берега Черного моря также тянулись сады и виноградники, хотя Южный берег Крыма испытывал дефицит земель.
Сочетание нескольких природно-климатических зон открывало перед населением края широкие хозяйственные возможности.
В связи с тем, что лишь в XVII-XVIII веках татары в Крыму начинают вести оседлый образ жизни, в рассматриваемый период доминирующей отраслью сельского хозяйства являлось кочевое и полукочевое скотоводство, в котором овцеводство занимало ведущее место. О том, сколь многочисленны были стада овец в Крыму, свидетельствует сообщение П. Сумарокова о том, что при входе русских в 1737 году в эту страну, только на пространстве от Сиваша до Карасубазара, взято ими в добычу до 100 тысяч баранов. [2, ч.7, с. 18] Среди распространенных на полуострове пород овец, наиболее многочисленными были маличи, степные, цыгейские, мерлушки и чунтуки. [2, ч. 7, с. 19] Не требуя особой заботы, выращивание овец было делом весьма прибыльным, ведь ежегодно от одной овцы хозяин получал: а) шерсти в количестве 20% стоимости овцы; б) количество молока, достаточно для приготовления для одного человека на зиму сыра и в) овца часто дает по два приплода, которые в течение нескольких месяцев при продаже возвращают хозяину деньги, затраченные на покупку матки. Продукция, получаемая в результате овцеводства, находила широкое применение как в быту крестьянских семей, так и в перерабатывающей промышленности.
Другой отраслью животноводства, имевшей отнюдь не меньшее значение для жителей Крыма, было коневодство.
Сложно переоценить роль этого животного в жизни кочевника, да и труд земледельца был бы малопроизводителен без такого помощника. Крымские татары воспринимали лошадь как друга, который спасал на поле боя, в мгновение ока доставлял к месту назначения и кормил. Наиболее ценными качествами признавались выносливость и быстрота бега коня. С этой целью проводили смешение кровей лучших крымских скакунов с чужестранными породами, что давало хорошие результаты. Крымские лошади настолько превосходили породы, известные у соседних народов, что ханы запрещали их продажу на вывод. В походы татары с собой брали до 300 тысяч голов. [3, с. 180]
Но в Крыму лошади разводились только для верховой езды. А в качестве тягловой силы использовали крупный рогатый скот и, в частности, волов. Степные представители этой породы были посредственного роста и не особенно сильны, в связи с чем не получили большого распространения, в то время, как горные, несмотря на небольшой рост, обладали достаточной силой и проворством, что делало их незаменимыми в горах, где отсутствовали колесные дороги. Волы использовались не только в качестве тягловой силы, их кожи активно применялись в перерабатывающей промышленности, а молоко и мясо дополняли рацион.
Поголовье волов и коров, судя по количеству вывозимых из Крыма в 30-е г. XVIII в. солонины и кож, было весьма значительным. Это подтверждается свидетельством
Манштейна о том, что при нашествии в 1737 году графа Ласси на Крым, им пришлось захватить на расстоянии от Чонгарского моста до Карасубазара, то есть на каких-нибудь 50 верстах более 30 тысяч голов. [2, ч. 7, с. 11]
В рассматриваемый нами период весьма распространенными на полуострове животными были верблюды. Завезенные в Крым монголо-татарами из Средней Азии, они не просто прижились, но и стали крымскими татарами активно разводиться. Сила верблюда приравнивается к силе двух быков, он вынослив, приносит шерсть и не требует сена. Использовали верблюдов не только как тягловую силу, но и для верховой езды. В Крыму они встречались преимущественно в северной части полуострова.
Активно разводили коз, особенно в горах. Козы по большей части — маленького роста и странных цветов: черного с огненно-рыжими ногами, брюхом и щеками; другие совсем огненно-желтые или красноватые, всего реже белые. Такое популярностью это животное пользовалось не только в связи с «мясом, молоком, шерстью в избытке получаемым, сколько из-за кож, очень ценимых для выделки сафьяна», [4, с. 193] широко поставляемого на внешний рынок.
Домашняя птица в Крымском ханстве разводилась в минимальнос количестве. Это было связано с необходимостью кормить птицу зерном, которого в избытке не производилось, редкостью проточных вод.
До присоединения к России земледелие в Крыму носило вспомогательную роль. Крымские татары, будучи кочевым народом, землю обрабатывали лишь во время стоянок, т.е. производилась посадка, а через определенный срок — сбор урожая. И лишь в ХУП-ХУШ вв., когда часть населения «оседает на землю», этой отрасли сельского хозяйства уделяется больше внимания.
Землю крымские татары возделывали при помощи плуга, в который, в зависимости от качества почвы. Впрягали две-четыре пары быков. [4, с. 164] Собирали зерновые в степной части — косой, а на юге — серпом. Мяли в кучки и тут же в поле обмолачивали. Молотили лошадьми, обминая порою в день до 180 снопов, благодаря чему много остается в соломе. [5, с. 16] Интересны татарские мельницы в квадратную сажень объемом, на высокой ножке, часто переносимые с одного поля на другое. [5, с. 17] Зерно хранили в специально вырытых и обожженных или обложенных соломой ямах. Таким образом, крымцы культивируют почти все сорта хлебов. [6, с. 22] В Крыму насчитывалось четыре сорта пшеницы, средняя урожайность которой составляла сам-восемь — сам-двадцать. В изобилии высевали просо, урожайность его достигала сам-сто. [7, с. 110] Практически повсеместно сеяли рожь — не требуя особого ухода, культура приносила сам-двенадцать. В качестве корма для скота выращивали ячмень и просо.
Зерновое хозяйство носило весьма ограниченные размеры. По замечанию Жильбера Ромма «землю возделывали они лишь для своих собственных потребностей». [8, с. 38]
Большое место в хозяйстве Крыма — преимущественно его южной части — занимало садоводство.
На полуострове сформировались две формы ведения садоводства — долинное и горное. «Все более или менее значительные татарские сады были огорожены и тянулись всегда вдоль по течению горных речек и ручьев». [9, с. 37] Основными садоводческими районами были долины: Салгирская, Качинская, Альминская, Бельбекская, Булганакская. [10, с. 108] Многочисленные плодовые деревья также располагались по обоим склонам Яйлинского хребта, изобилующего водяными источниками.
Народом, занимавшимся в Крыму издавна выращиванием плодовых деревьев, были христиане: греки и армяне. И поэтому переселение этих народов в 1778 году в Россию пагубно сказалось на этой отрасли сельского хозяйства, она практически пришла в упадок. Жильбер Ромм пишет: «В Алуштинской долине плодовые деревья старые, и невольно приходит мысль, что все эти остатки древней земледельческой культуры являются следами деятельности греков, населявших наиболее прекрасные места Тавриды». [8, с. 59]
Крымские татары лишь поддерживали старые насаждения, не производя новых посадок. В значительной степени это было обусловлено религиозной догматикой, согласно которой дерево — источник самых неверных доходов, т.к. зависит от природных явлений.
Но вместе с тем, народ этот имел представление о калировке, прищепке и других приемах садоводства.
В горном Крыму широко были распространены окультуренные горные сады — «чаиры». [9, с. 35] Лесные плантации давали в свое время сотни тысяч пудов плодовой продукции для переработки. [9, с. 36]
Габлиц писал: «Рассматривая внутреннее состояние всех садов вообще и хождение (т.е. уход), которое жители за оными употребляют, примечается везде столь мало следов труда и старания, что кажется, будто все оставлено на попечение одной натуры, но при всем том все успевает там наилучшим образом». [7, с. 112]
Древнейшей отраслью сельского хозяйства, существующей в Крыму, было виноградарство, которым на полуострове занимались преимущественно христиане. У мусульман эта отрасль земледелия не находила должного развития, так как основной продукт, получаемый в результате виноградарства — вино, был запрещен к употреблению Кораном.
В 1736 году, по сообщению графа Минина, в Крыму было четыре сорта красного и белого винограда. [2, ч. 6, с. 59]
Факт переселения в Россию христианского населения края самым пагубным образом отразился на этой отрасли земледелия. Из замечаний современников: «Виноград достигал большей величины, несмотря на то, что рос в крайнем небрежении: он стелился по земле или вился по окружающим деревьям наподобие дикого». [7, с. 112] И если и можно было встретить сад в надлежащем состоянии, то он, как правило, принадлежал не переселившимся по каким-либо причинам христианам или караимам.
До присоединения Крыма к России на полуострове выращивались только столовые сорта винограда. Это было связано с тем, что крымско-татарское население строго соблюдало требования ислама о запрете употребления вина. В конце XVIII — начале XIX вв. в Крыму начинает развиваться винное виноградарство. В результате было принято решение открыть в 1807 г. в г. Судаке первое в Крыму государственное училище виноградарства и виноделия. [11, с. 224]
Садоводство в Крыму переживало значительные сложности в конце XVIII в. в связи с переселением в Приазовье греков и армян, которые занимались на полуострове этой отраслью хозяйства. Возрождение садоводства в Крыму началось в 1812 г. с Никитского ботанического сада. [11, с. 225]
В минимальной степени, несмотря на благоприятные условия, было развито полеводство, так как бытовало мнение, что Аллах создал зелень лишь в качестве пищи для лошадей.
Значительные посадки огородных культур были у христианской части населения, татарские же семьи отводили лишь небольшие участки, на которых выращивали фасоль, лук, тыквы, огурцы, капусту, маис, баклажаны.
Достаточно часто в Крыму можно было увидеть обширные плантации табака. На основании вышеизложенного можно сделать обобщающие выводы о состоянии сельскохозяйственной жизни Крыма к моменту его вхождения в состав России.
В это время дальнейшее развитие получает традиционное для кочевых народов животноводство. Учитывая, что татары в Крыму стали вести оседлый образ жизни лишь начиная с XVII века, факт этот является вполне закономерным. Скотоводство обеспечивало население едва ли не всем необходимым, а природные условия позволяли, без особых усилий в поисках корма, выращивать животных в достаточно большом количестве. Доминирующей отраслью здесь было овцеводство, практически каждая семья была собственником нескольких голов овец. Не менее развито коневодство, где достигнуты
определенные успехи по улучшению породы. Выращивали мелкий и крупный рогатый скот. Здесь следует отметить. Что количественный фактор преобладал над качеством, а точнее — породой, что снижало рентабельность отрасли.
Земледелие в Крыму было сферой деятельности преимущественно христиан, чьи традиции и знания в этой области были глубоки. И если зерновые культуры крымские татары, пусть и в минимальной степени, выращивали, то садоводство и виноградарство стали уделом армян и греков. И здесь были достигнуты значительные успехи, благодаря посадке различных сортов и их высокой урожайности. Часть производимой продукции экспортировалась.
В целом же экономический потенциал Крыма был использован лишь в минимальной степени. Большинство отраслей сельского хозяйства развивалось по экстенсивному пути. Лишь после вхождения Крыма в состав России появились новые возможности для развития здесь всех основных отраслей сельскохозяйственного производства, изменилось их соотношение в пользу зернового хозяйства, садоводства, виноградарства.
Литература
1. Бененсон М. Е. Экономические очерки Крыма. — Симферополь: Южное корпоративное издательство, 1919
2. Кондараки В.Х. Универсальное описание Крыма. Часть 6,7. — Санкт-Петербург: Типография В.Веллинга, 1875
3. Возгрин В. Е. Исторические судьбы крымских татар. — М.: Мысль, 1992
4. Паллас П. С. Наблюдения, сделанные во время путешествия по южным наместничествам Русского государства в 1793-1794 гг. — М.: Наука, 1999
5. Башкиров А. С. Древние и средние века в истории Крыма. — Симферополь: Крымгосиздат, 1929
6. Тунманн. Крымское ханство. — Симферополь: Таврия, 1991
7. Дружинина Е. И. Северное Причерноморье 1775-1800. — М: Издательство Академии наук СССР, 1959
8. Ромм Ж. Путешествие в Крым в 1786 г. — Л.: Издание Ленинградского государственного университета, 1941
9. Наследие предков. Сборник статей. — Севастополь: ЧП «Термо-сенс», 1999
10. Надинский П. Н. Очерки по истории Крыма. Ч.1 — Симферополь: Крымиздат,
1951