Научная статья на тему 'Основные особенности климатической повестки Партии европейских социалистов'

Основные особенности климатической повестки Партии европейских социалистов Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
44
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Партия европейских социалистов / Прогрессивный альянс социалистов и демократов / изменение климата / манифест / европейская «Зеленая сделка» / Франс Тиммерманс / справедливый переход / социальная справедливость / Party of European Socialists / Progressive Alliance of Socialists and Democrats / climate change / manifesto / European “Green Deal” / Frans Timmermans / just transition / social justice

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Алена Денисовна Лисенкова

Данная статья посвящена климатической повестке Партии европейских социалистов (ПЕС). С целью выявления ее текущих основных особенностей автор дает характеристику развитию климатического дискурса партии под влиянием социалистических, рабочих и социал-демократических идеологических основ, а также политической обстановки в Европейском союзе на разных исторических этапах. С помощью сравнительного анализа и дискурс-анализа исследуются как общая эволюция и основные принципы Партии европейских социалистов и ее политической группы, Прогрессивного альянса социалистов и демократов, так и непосредственно развитие и текущие приоритеты климатической повестки. Данный анализ проводится через призму предвыборных манифестов и риторики первых лиц. Актуальность исследования заключается в первостепенности проблемы изменения климата для Европейского союза и его граждан, а также проводимой на современном этапе существенной климатической модернизации наднационального законодательства под руководством Франса Тиммерманса, члена Партии европейских социалистов и Исполнительного вице-президента Европейской комиссии по европейской «Зеленой сделке».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Main Features of the Climate Change Agenda of the Party of European Socialists

This article is devoted to the climate change agenda of the Party of European Socialists. In order to identify its current main features, the author characterizes the development of the climate discourse of the party under the influence of socialist, workers and social-democratic ideological foundations, as well as the political situation in the European Union at various historical stages. Through comparative analysis and discourse analysis, the general evolution and main principles of the Party of European Socialists and its political group, the Progressive Alliance of Socialists and Democrats, as well as the actual development and current priorities of the climate agenda are investigated. Comparative analysis and discourse analysis are carried out through the prism of election manifestos and the top officials’ rhetoric. The relevance of the study lies in the primacy of climate change for the European Union and its citizens, as well as the substantial modernization of supranational legislation under the leadership of Frans Timmermans, a member of the Party of European Socialists and Executive Vice-President of the European Commission for the European “Green Deal”.

Текст научной работы на тему «Основные особенности климатической повестки Партии европейских социалистов»

оригинальная статья

DOI: 10.26794/2226-7867-2022-12-5-127-135 УДК 324,328.183(045)

Основные особенности климатической повестки Партии европейских социалистов

А. Д. Лисенкова

Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия

аннотация

Данная статья посвящена климатической повестке Партии европейских социалистов (ПЕС). С целью выявления ее текущих основных особенностей автор дает характеристику развитию климатического дискурса партии под влиянием социалистических, рабочих и социал-демократических идеологических основ, а также политической обстановки в Европейском союзе на разных исторических этапах. С помощью сравнительного анализа и дискурс-анализа исследуются как общая эволюция и основные принципы Партии европейских социалистов и ее политической группы, Прогрессивного альянса социалистов и демократов, так и непосредственно развитие и текущие приоритеты климатической повестки. Данный анализ проводится через призму предвыборных манифестов и риторики первых лиц. Актуальность исследования заключается в первостепенности проблемы изменения климата для Европейского союза и его граждан, а также проводимой на современном этапе существенной климатической модернизации наднационального законодательства под руководством Франса Тиммерманса, члена Партии европейских социалистов и Исполнительного вице-президента Европейской комиссии по европейской «Зеленой сделке».

Ключевые слова: Партия европейских социалистов; Прогрессивный альянс социалистов и демократов; изменение климата; манифест; европейская «Зеленая сделка»; Франс Тиммерманс; справедливый переход; социальная справедливость

Для цитирования: Лисенкова А. Д. Основные особенности климатической повестки Партии европейских социалистов. Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2022;12(5):127-135. DOI: 10.26794/2226-7867-202212-5-127-135

oRiGiNAL PAPER

Main Features of the Climate Change Agenda of the Party of European socialists

a. D. Lisenkova

Saint Petersburg State University, Saint Petersburg, Russia

abstract

This article is devoted to the climate change agenda of the Party of European Socialists. In order to identify its current main features, the author characterizes the development of the climate discourse of the party under the influence of socialist, workers and social-democratic ideological foundations, as well as the political situation in the European Union at various historical stages. Through comparative analysis and discourse analysis, the general evolution and main principles of the Party of European Socialists and its political group, the Progressive Alliance of Socialists and Democrats, as well as the actual development and current priorities of the climate agenda are investigated. Comparative analysis and discourse analysis are carried out through the prism of election manifestos and the top officials' rhetoric. The relevance of the study lies in the primacy of climate change for the European Union and its citizens, as well as the substantial modernization of supranational legislation under the leadership of Frans Timmermans, a member of the Party of European Socialists and Executive Vice-President of the European Commission for the European "Green Deal".

Keywords: Party of European Socialists; Progressive Alliance of Socialists and Democrats; climate change; manifesto; European "Green Deal"; Frans Timmermans; just transition; social justice

For citation: Usenkova A. D. Main features of the climate change agenda of the Party of european socialists. Humanities and Social Sciences. Bulletin of the Financial University. 2022;12(5):127-135. doi: 10.26794/2226-7867-2022-12-5-127-135

© Лисенкова А.Д., 2022

Многолетние международные лидерские амбиции Европейского союза (ЕС) со временем стали сопровождаться намерением стать «первым климатически нейтральным континентом»1. Как постоянное повышение внешнеполитических амбиций, так и необходимость их подкрепления практическими действиями привели к вполне ожидаемым внутренним преобразованиям. Так появились европейская «Зеленая сделка», за которой последовали Европейский климатический закон, План Европейского союза по «зеленому» переходу ('Fit for 55') и др. Граждане Союза, отвечая в 2021 г. на вопрос: «Что из перечисленного вы считаете наиболее серьезной проблемой, стоящей перед миром в целом?», поставили на первое место именно изменение климата2.

Постепенно, прочно закрепившись в числе приоритетных политических тем, аспекты борьбы с изменением климата стали проникать в разные направления европейской политики и общественной жизни. Наиболее заметно это стало проявляться после 2019 г., когда с изменений в составах главных институтов (прежде всего, Европейского парламента и Европейской комиссии) начался новый этап развития Европейского союза. Предшествовавшие этому европейские выборы 2019 г. также показали как высокую озабоченность граждан изменением климата, так и произошедшую трансформацию дискурса основных европейских партий.

Одной из наиболее еврооптимистичных и климатически прогрессивных позиционирует себя Партия европейских социалистов (ПЕС), формирующая в Европейском парламенте политическую группу Прогрессивный альянс социалистов и демократов (обе далее — социалисты и демократы или социал-демократы). Традиционная социальная идеологическая ориентация социал-демократов накладывает свой отпечаток как на общую интерпретацию проблемы изменения климата, так и на отдельные политические инициативы. Наибольшую актуальность для будущего Европейского союза это получило в связи с назначением члена ПЕС, нидерландского политика Франса Тиммер-манса на пост Исполнительного вице-президента Европейской комиссии по европейской «Зеленой сделке».

1 Special Eurobarometer 513: ClimateChange. Report.Fieldwork: March. April 2021. URL: https://europa.eu/eurobarometer/api/ deliverable/download/file?deliverableId=75838

2 Там же.

общая эволюция и основные

принципы пес

В 1953 г., через год после создания Общей Ассамблеи Европейского объединения угля и стали (позднее Европейская парламентская ассамблея и Европейский парламент), в ней появились первые политические группы. Группа социалистов, наравне с Христианско-демократической группой и Группой либералов и союзников, вошла в их число. Несмотря на все последующие трансформации, она и сейчас представлена в Европарламенте под названием Прогрессивный альянс социалистов и демократов3. Ранее, с 2004 по 2009 г., он именовался как Группа социалистов в Европейском парламенте, а в период с 1993 по 2004 г.— группа Партии европейских социалистов4. Последнее связано с образованием наднациональной/транснациональной Партии европейских социалистов в 1992 г. [1], на основе Конфедерации социалистических партий в Европейском сообществе, существовавшей еще с 1974 г. [2].

Идеи о наднациональной партийной координации появлялись и ранее, еще в 1960-х гг., но были отвергнуты национальными партиями как «излишне интеграционистские» [3]. Вопрос снова стал актуален в связи с реальной перспективой проведения первых прямых выборов в Европейский парламент. За 5 лет до этого Конфедерация объединила в себе социал-демократические, умеренно социалистические и традиционные рабочие партии, став первой подобной наднациональной структурой и обогнав на два года другие «политические семьи»: христианских демократов и либерал-демократов [3]. Целесообразность данных наднациональных партийных федераций/конфедераций в первую очередь обуславливалась необходимостью налаживания более глубокого взаимодействия между национальными партиями-членами за пределами Европейского парламента, в том числе для подготовки к каждым очередным выборам. Статистически еще на первых из них группа социалистов и демократов получила наибольшее количество мест, 124 из 434-х. Лидерство социал-демократов сохранялось и в 1984 г. (166 из 518), и в 1989 г. (198 из

3 The ECSC Common Assembly's Decision to Create Political Groups. Writing a New Chapter in Transnational Parliamentary History. URL: https://www.europarl.europa.eu/RegData/ etudes/BRIE/2019/637959/EPRS_BRI(2019)637959_EN.pdf

4 Gepa Maibaum. 3rd parliamentary term. URL: https:// www.europarl.europa.eu/meps/en/1064/GEPA_MAIBAUM/ history/3; Margrietus van den Berg. 6th parliamentary term. URL: https://www.europarl.europa.eu/meps/en/4480/ MARGRIETUS_VAN+DEN+BERG/history/6#detailedcardmep

518), и в 1994 г. (214 из 626). Только в 1999 г. их сместили на второе место христианские демократы, сохраняющие с тех пор свое первенство5.

Со временем Партией европейских социалистов и Прогрессивным альянсом социалистов и демократов были сформированы их современные принципы: демократия, сильные органы государственной власти, свобода, достойный труд, экономический рост и экономика, способствующая социальному прогрессу; экологическая устойчивость, справедливость и солидарность между поколениями, сильное и справедливое общество, открытое и инклюзивное общество, гендерное равенство, свободное, мирное и справедливое общество; а также международная солидарность6.

эволюция климатической повестки

пес через призму ее предвыборных манифестов

На защите окружающей среды, наравне с такими темами, как «демократия», «гендерное равенство» или «рабочие места», Партия европейских социалистов в ее современном понимании сконцентрировалась с момента своего создания7. Под влиянием тенденций, происходящих в Европе и мире, самой широко освещаемой экологической темой со временем стало изменение климата. Рост ее значимости и эволюционные особенности климатического курса партии наиболее явно прослеживаются через призму манифестов к каждым очередным выборам в Европейский парламент. Именно с их помощью можно определить ряд общих постепенно углубляющихся веяний.

Основные экологические приоритеты партии в общих чертах были прописаны еще в тексте 1999 г. «21 обязательство на XXI век», где здоровье окружающей среды было помещено на 11-ю позицию в списке приоритетов партии. Уже на данном этапе было подчеркнуты восприятие окружающей среды как «общего достояния друг с другом и будущими поколениями», а также ведущая роль Европы в международных усилиях по ее защите8. Это определялось как трансграничным характером угроз

5 2019 European election results. European Parliament. Comparative tool. URL: https://www.europarl.europa.eu/ election-results-2019/en/tools/comparative-tool/

6 PES Declaration of Principles. URL: https://pes.eu/en/about-us/our-values/pes-declaration-of-principles/

7 PES history. URL: https://pes.eu/en/about-us/history/

8 Party of European Socialists. Manifesto for the 1999 European

Elections. URL: https://web.archive.org/web/20190619171321/

https://pes.eu/export/sites/default/Downloads/PES-

Documents/Manifeste_1999_EN.pdf_2079287006.pdf

(кислотные дожди, загрязнение), так и значимостью устойчивого развития как основного принципа для европейской не только внутренней, но и внешней политики. В результате в число приоритетных направлений на тот момент вошли: биоразнообразие, выбросы парниковых газов, пищевые продукты, потребление ресурсов, принцип «загрязнитель платит». На данном этапе климатическое направление рассматривалось наравне с другими ключевыми экологическими темами9.

Уже в манифесте 2004 г. «Становимся сильнее вместе. Пять обязательств на следующие пять лет» защита окружающей среды и устойчивое развитие попали в список социальных стандартов ПЕС. Они дополнили перечень таких традиционных социальных направлений, как «занятость», «рабочие места» и др. Тесное переплетение социальных и экологических положений с его последующим углублением стало логичным следствием партийной идеологии, тогда как климатическое направление начало все больше выходить на передний план в экологическом курсе партии. ПЕС подчеркнула важность уже взятых Киотских обязательств по сокращению выбросов, а также амбициозную разработку новых климатических целей10. Все это тесно коррелировало с политическим фоном в союзе того времени, где постепенно происходило осознание необходимости дальнейших климатических действий как из-за низкой эффективности Киотского протокола в целом, так и из-за нежелания США его ратифицировать в частности [4]. Последнее было наиболее актуально из-за первенства США в количестве выброса парниковых газов [5].

Кроме того, на момент принятия манифеста ПЕС, в апреле 2004 г., климатический документ мог и вовсе не вступить в силу, так как необходимое для этого условие ратификации «не менее, чем 55 Сторонами Конвенции [Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата (РКИК ООН)], в том числе Сторонами, включенными в приложение I, на долю которых приходится в совокупности как минимум 55% общих выбросов», выполнено не было11. Хотя было по-

9 Там же.

10 Five commitments for the next five years. Growing stronger together. Manifesto of the Party of European Socialists for the June 2004 European Parliament elections. URL: https:// web.archive.org/web/20190526180316/https://pes.eu/export/ sites/default/Downloads/PES-Documents/Manifesto_2004_ EN.pdf_238143098.pdf

11 Киотский протокол к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата. Организация Объединенных Наций. 1997. Ст. 25.

нятно, что в действительности, при положительном исходе, амбициозные обязательства по сокращению выбросов парниковых газов на 8% в сравнении с 1990 г., которые ЕС взял на себя, позволили бы говорить о международном климатическом лидерстве [6-8]. ПЕС поддерживала европейские амбиции своей нацеленностью на поощрение использования альтернатив природным ресурсам в целом и ископаемым видам топлива в частности12.

Таким образом, под влиянием естественной социал-демократической эволюции и общих европейских целей уже в следующем манифесте «Люди превыше всего: новое направление для Европы» 2009 г. климатическое направление достигло своего пика13.

На данном этапе Европейский союз действительно возлагал серьезные надежды на международную климатическую Конференцию в Копенгагене. Прежде всего речь шла о заключении юридически обязательного международного соглашения, которое начало бы действовать после 2012 г., т.е. после окончания срока действия Киотского протокола к РКИК ООН. Ошибки Киото подтолкнули ЕС к дальнейшей климатической активности, для чего требовалось сближение позиций с США, в первую очередь по обязательствам для крупных развивающихся стран [4]. Все перечисленное вполне объясняет упоминания в манифесте не только международной роли ЕС в защите окружающей среды, но и лидерство непосредственно в борьбе с изменением климата. Последнее, по мнению социалистов и демократов, «является величайшей долгосрочной угрозой, стоящей перед миром»14. Подобное суждение сопровождалось рядом конкретных приоритетов, коррелировавших с амбициями ЕС на Копенгагенской конференции. Сюда вошел и целевой показатель по сокращению выбросов на 30%, а также предполагаемое международное соглашение, имевшее бы обязательства как для развитых стран, включая США, так и для развивающихся, в том числе Китая и Индии15.

Данные страны упомянуты совсем не случайно. Еще в 2007 г. Китай обогнал США по количеству

12 Five commitments for the next five years. Growing stronger together. Manifesto of the Party of European Socialists for the June 2004 European Parliament elections. URL: https:// web.archive.org/web/20190526180316/https://pes.eu/export/ sites/default/Downloads/PES-Documents/Manifesto_2004_ EN.pdf_238143098.pdf

13 PES manifesto. European elections June 2009. URL: https:// pes.eu/export/sites/default/Downloads/PES-Documents/ ManifestoBook_EN_0nline.pdf_1908177665.pdf

14 Там же.

15 Там же.

выбросов в год, а Индия превысила показатель России, таким образом переместившись на третье место в рейтинге государств-загрязнителей16. Подобная динамика говорила о существенном повышении значимости таких крупных и быстро развивающихся стран для реальных достижений в международной климатической политике. В этом контексте уместным стало упоминание ПЕС намерений по оказанию помощи в адаптации и борьбе с изменением климата, а также передаче технологий развивающимся странам. Все это было бы необходимо для их привлечения в Соглашение. Дополнительно ставилась цель и по разрешению проблемы климатической миграции.

В свою очередь, для реализации собственных внутренних европейских целей ПЕС предложила всеобъемлющую Директиву ЕС по климату, которая «обеспечила бы объединение целей и действий во всех тех секторах, которые еще не охвачены действующим законодательством: энергетика, сельское хозяйство, продовольствие, строительство и транспорт»17. Здесь также стоит отметить, что внутри Европейского союза еще за два года до Конференции была обозначена (а в 2009 г. юридически закреплена в «Комплексе мер в области энергетики и изменения климата — 2020») цель по сокращению выбросов парниковых газов на 20% к 2020 г.18 Тогда как в Копенгагене предполагалось, что «он [ЕС] обязуется увеличить сокращение выбросов до 30% при условии, что другие промышленно развитые страны согласятся на сопоставимые сокращения, а развивающиеся страны внесут адекватный вклад в глобальную сделку»19. Парадокс данного целевого показателя заключался в сохранении разногласий между государствами-членами, даже несмотря на его позиционирование [9].

В то же время ПЕС не отрицала, что изменение климата — не единственная причина для энергетического перехода. Здесь тоже отмечался рост цен на энергоносители, что связывалось партией с глобальным финансовым кризисом, а также недо-

16 Heinzerling A. Global CO2 emissions fall in 2009, but the past decade still sees rapid emissions growth. URL: https:// grist.org/article/global-carbon-dioxide-emissions-fall-in-2009-past-decade-still-sees-rapid-e/

17 PES manifesto. European elections June 2009. URL: https:// pes.eu/export/sites/default/Downloads/PES-Documents/ ManifestoBook_EN_0nline.pdf_1908177665.pdf

18 2020 climate & energy package. URL: https://ec.europa. eu/clima/eu-action/climate-strategies-targets/2020-climate-energy-package_en

19 The Copenhagen climate change negotiations: EU position and state of play. URL: https://ec.europa.eu/commission/ presscorner/detail/es/MEM0_09_493

статочной координацией и регулированием рынка. Кроме того, подчеркивалось, что 50% энергии уже импортируется, и предполагалось, что к 2030 г. этот показатель вырастет до 70%20. Согласно данным Евростата, импортировалось свыше 90% нефти и нефтяных продуктов, свыше 70% газа, но меньше 40% твердого ископаемого топлива (прежде всего, угля)21. Здесь стоит отметить, что, с точки зрения как «чистоты», так безопасности, уголь и нефть являются наиболее вредными источниками энергии. Среди прочего, это подтверждают материалы Our World In Data (OWID)22. В результате достаточно логичным выглядело упоминание необходимости избавления от угля и нефти, но не от атомной энергетики23. Также, в соответствии с OWID, атомная энергетика, как и возобновляемые источники энергии (ВИЭ), наименее вредна24. ПЕС же предполагалось, что решение по ней должно приниматься каждым государством-членом отдельно при условии европейского мониторинга во имя общей безопасности25. Последнее можно объяснить международным опытом, например таким, как чернобыльская авария [10].

«Энергетические амбиции» были дополнены намерением вкладывать средства для повышения энергоэффективности и увеличить поставки ВИЭ. Акцент на энергетике также обусловлен рядом исторических событий 2009 г.26 Помимо уже упомянутого «Комплекса мер в области энергетики и изменения климата — 2020», где содержались цели по сокращению выбросов, повышению энергоэффективности и доли получаемой из ВИЭ энергии27, вступил в силу Лиссабонский договор (немногим

20 PES manifesto. European elections June 2009. URL: https:// pes.eu/export/sites/default/Downloads/PES-Documents/ ManifestoBook_EN_Online.pdf_1908177665.pdf

21 Energy production and imports. Production of primary energy by fuel type, EU, 2009-2019. URL: https://ec.europa. eu/eurostat/statistics-explained/index.php?title=Energy_ production_and_imports#The_EU_and_its_Member_States_ are_all_net_importers_of_energy

22 Ritchie H. What are the safest and cleanest sources of energy? URL: https://ourworldindata.org/safest-sources-of-energy

23 PES manifesto. European elections June 2009. URL: https:// pes.eu/export/sites/default/Downloads/PES-Documents/ ManifestoBook_EN_Online.pdf_1908177665.pdf

24 Ritchie H. What are the safest and cleanest sources of energy? URL: https://ourworldindata.org/safest-sources-of-energy

25 PES manifesto. European elections June 2009. URL: https:// pes.eu/export/sites/default/Downloads/PES-Documents/ ManifestoBook_EN_Online.pdf_1908177665.pdf

26 PES manifesto. European elections June 2009. URL: https:// pes.eu/export/sites/default/Downloads/PES-Documents/ ManifestoBook_EN_Online.pdf_1908177665.pdf

27 2020 climate & energy package. URL: https://ec.europa.

eu/clima/eu-action/climate-strategies-targets/2020-climate-

energy-package_en

позже принятия манифеста). В соответствии со ст. 194 (1) «в контексте создания и функционирования внутреннего рынка и с учетом необходимости сохранения и улучшения окружающей среды политика союза в области энергетики направлена в духе солидарности между государствами-членами на: (а) обеспечение функционирования энергетического рынка; (б) обеспечение безопасности энергоснабжения в союзе; (с) продвижение энергоэффективности и энергосбережения, а также развитие новых и возобновляемых форм энергии; способствование объединению энергетических сетей»28.

Отсылка к идеологическим приоритетам партии делалась через предложение социального аудита экологической и энергетической политики. Также подчеркивалась важность «чистого» и безопасного водного, воздушного, железнодорожного и городского транспорта и необходимость сотрудничества по европейскому обмену опытом и данными. Это дополнительно подкреплялось аргументом о том, что нужен пересмотр Директивы ЕС по биотопливу, так как оно, несмотря на помощь в сокращении выбросов, не должно вредить окружающей среде29. Данный вопрос также уже находился на повестке дня на момент выборов, а сама Директива была заменена Директивой о стимулировании использования энергии из ВИЭ в том же 2009 г.30

Кроме того, предлагалось использовать Европейский фонд адаптации к глобализации для финансирования различных аспектов, касающихся предвидения изменений в трудовой сфере, в том числе из-за последствий изменения климата31. Позднее именно социалисты и демократы активно продвигали идею о реформировании и переименовании данного фонда, существующего с 2006 г., в Европейский фонд перехода. Среди прочего, это объяснялось важностью учета не только глобализации, но и цифровизации, а также перехода к низкоуглеродной экономике32.

28 Consolidated version of the Treaty on the Functioning of the European Union. URL: https://eur-lex.europa.eu/LexUriServ/ LexUriServ.do?uri=CELEX:12012E/TXT: en: PDF

29 PES manifesto. European elections June 2009. URL: https:// pes.eu/export/sites/default/Downloads/PES-Documents/ ManifestoBook_EN_0nline.pdf_1908177665.pdf

30 Directive 2009/28 — Promotion of the use of energy from renewable sources and amending and subsequently. URL: https://www.eumonitor.eu/9353000/1/j9vvik7m1c3gyxp/ vitgbgiqxxyw

31 PES manifesto. European elections June 2009. URL: https:// pes.eu/export/sites/default/Downloads/PES-Documents/ ManifestoBook_EN_0nline.pdf_1908177665.pdf

32 S&Ds call to make benefits of European Globalisation Adjustment Fund available to more workers. URL: https://

Последствия провала Европейского союза на Конференции в Копенгагене нашли свое отражение в манифесте 2014 г. «На пути к новой Европе», где партия заявила о необходимости «восстановления» европейского лидерства, правда, не только в борьбе с изменением климата, но и с загрязнением, а также в охране природы и ее ресурсов33. Однако практическая неподготовленность Европейского союза к переговорам 2009 г., а также разногласия между странами привели к неудаче в заключении юридически обязательного документа, а ключевую роль на финальном этапе переговоров по политическому Копенгагенскому аккорду взяли на себя США и ряд крупнейших стран с формирующейся рыночной экономикой (Бразилия, Индия, Китай, Южная Африка). Тогда как ЕС остался в стороне

[4, 11].

Прослеживалось и влияние Дохийской поправки к Киотскому протоколу, а также действовавшего «Комплекса мер в области энергетики и изменения климата — 2020» и принятой в том же году «Рамочной стратегии по климату и энергетике до 2030 года»34, в контексте упоминания необходимости следования обязательствам по сокращению выбросов до 2020 г., а также расширения ВИЭ и повышения энергоэффективности. Как следствие, это требовало финансирования «зеленой» экономики, ВИЭ и технологий, а также изменений в моделях мобильности, потребления и производства. Энергетический аспект нашел свое отражение и во внутренних социальных обязательствах ввиду необходимости сокращать нагрузку на природные ресурсы и экологический след, а также гарантировать доступ к энергии для всех35.

В манифесте 2019 г. «Новый социальный контракт для Европы» климатические амбиции и их повышение тесно коррелировали с недавно всту-

www.socialistsanddemocrats.eu/newsroom/sds-call-make-benefits-european-globalisation-adjustment-fund-available-more-workers

33 Towards a new Europe. PES manifesto. Adopted by the PES Election Congress in Rome on 1 March 2014 European Parliament elections 22-25 May 2014. URL: https://web. archive.org/web/20190526180307/https://pes.eu/export/ sites/default/Downloads/PES-Documents/110001306_PES_ Manifesto_UK.pdf_1095316046.pdf

34 2030 climate & energy framework. URL: https://ec.europa. eu/clima/eu-action/climate-strategies-targets/2030-climate-energy-framework_en

35 Towards a new Europe. PES manifesto. Adopted by the PES Election Congress in Rome on 1 March 2014. European Parliament elections 22-25 May 2014. URL: https://web. archive.org/web/20190526180307/https://pes.eu/export/ sites/default/Downloads/PES-Documents/110001306_PES_ Manifesto_UK.pdf_1095316046.pdf

пившим в силу Парижским соглашением, в связи с чем появилось упоминание об обновлении промышленности для лидерства в ВИЭ и «климатической нейтральности» к 2050 г.36 В ноябре 2018 г. именно эта дата была обозначена Европейской комиссией в сообщении «Чистая планета для всех». Предыдущая цель, установленная в 2009 г., предполагала сокращение выбросов только на 80-95% к тому же году37. Стоит отметить, что в манифесте не был упомянут целевой показатель к 2030 г., хотя в соответствии с изначальными обязательствами к Парижскому соглашению он составлял «сокращение выбросов парниковых газов как минимум на 40% (по сравнению с уровнем 1990 г.)».38 ПЕС не продемонстрировала в тексте более высокие амбиции, хотя ранее в партии встречались призывы к отметке в 55%39.

Социалисты и демократы предложили также ввести социально справедливый налог на выбросы С02 на всей территории ЕС40. Идея не нова, попытки создания подобного налогообложения делались в ЕС еще с 1990-х гг., однако эти инициативы сталкивались с нежеланием государств передавать свои компетенции наверх и страдать от таких налогов41. Кроме того, подчеркивалась важность реализации

36 A new social contract for Europe. Party of European Socialists 2019 Manifesto Draft - to be adopted at the PES Election Congress, Marid, 23 February 2019. URL: https://pes. eu/export/sites/default/.galleries/Documents-gallery/PES-Manifesto-2019_EN.pdf_2063069299.pdf

37 Communication from the Commission to the European Parliament, the European Council, the Council, the European Economic and Social Committee, the Committee of the Regions and the European Investment Bank: A Clean Planet for all A European strategic long-term vision for a prosperous, modern, competitive and climate neutral economy [COM(2018) 773 final].

38 A new social contract for Europe. Party of European Socialists 2019 Manifesto Draft - to be adopted at the PES Election Congress, Marid, 23 February 2019. URL: https:// pes.eu/export/sites/default/.galleries/Documents-gallery/ PES-Manifesto-2019_EN.pdf_2063069299.pdf; 2030 climate & energy framework. URL: https://ec.europa.eu/clima/eu-action/climate-strategies-targets/2030-climate-energy-framework_en

39 PES Environment and Climate Change Network: Sustainability is the bedrock of socialist policies. URL: https:// pes.eu/en/news-events/news/detail/PES-Environment-and-Climate-Change-Network-Sustainability-is-the-bedrock-of-socialist-policies/

40 A new social contract for Europe. Party of European Socialists 2019 Manifesto Draft - to be adopted at the PES Election Congress, Marid, 23 February 2019. URL: https://pes. eu/export/sites/default/.galleries/Documents-gallery/PES-Manifesto-2019_EN.pdf_2063069299.pdf

41 Swedes to push for CO2 tax at EU helm. URL: https://web.

archive.org/web/20091120203530/https://www.euractiv.

com/en/climate-change/swedes-push-co2-tax-eu-helm/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

article-182201

Целей устойчивого развития (ЦУР) с помощью Фонда справедливого перехода42. Предложение о создании фонда появилось еще в 2016 г. в Европейском парламенте, хотя одобрено было только в 2019 г., уже после выборов того же года, параллельно с европейской «Зеленой сделкой»43. В дальнейшем, когда в ЕС принималась «Многолетняя финансовая перспектива на 2021-2027 гг.», был поднят вопрос и о создании фонда, который должен бы был оказывать помощь наиболее уязвимым углеродоемким регионам при переходе к «климатической нейтральности»44.

Последствия принятия ЦУР в 2015 г. получили серьезное отражение в тексте 2019 г. Его раздел, преимущественно посвященный различным экологическим вопросам, даже получил название «Устойчивая Европа, которая защищает нашу планету». Для «устойчивой» Европы были предложены Пакт устойчивого развития с социальными и экологическими целями во избежание превалирования экономических интересов над экологическими и продвижение Плана доступного жилья и чистого общественного транспорта45. Последний позднее упоминался и в принятом в феврале 2021 г. документе «На пути к прогрессивным и устойчивым городам»46. В свою очередь, Сеть по выработке решений в сфере устойчивого развития и Институт европейской экологической политики уже в 2021 г. предлагали превратить Пакт стабильности и роста в Пакт устойчивого развития47.

42 A new social contract for Europe. Party of European Socialists 2019 Manifesto Draft - to be adopted at the PES Election Congress, Marid, 23 February 2019. URL: https://pes. eu/export/sites/default/.galleries/Documents-gallery/PES-Manifesto-2019_EN.pdf_2063069299.pdf

43 Marty O. What should we make of the Just Transition Mechanism put forward by the European Commission? URL: https://www.robert-schuman.eu/en/european-issues/0567-what-should-we-make-of-the-just-transition-mechanism-put-forward-by-the-european-commission

44 Multiannual financial framework for 2021-2027 adopted. URL: https://www.consilium.europa.eu/en/press/press-releases/2020/12/17/multiannual-financial-framework-for-2021-2027-adopted/

45 A new social contract for Europe. Party of European Socialists 2019 Manifesto Draft - to be adopted at the PES Election Congress, Marid, 23 February 2019. URL: https://pes. eu/export/sites/default/.galleries/Documents-gallery/PES-Manifesto-2019_EN.pdf_2063069299.pdf

46 Leading the Way for Progressive and Sustainable Cities. URL: https://publications.pes.eu/wp-content/uploads/2021/03/ Sustainable-Cities-Final-web_bookmarked-1.pdf

47 Europe Sustainable Development Report 2021. Transforming the European Union to achieve the Sustainable Development Goals. Includes the SDG Index for the European Union, its members states, and partner countries. URL: https:// s3.amazonaws.com/sustainabledevelopment.report/2021/Eur ope+Sustainable+Development+Report+2021.pdf

климатическая повестка пес

на современном этапе

Современный этап для развития климатической повестки начался для всех европейских партий и их политических групп после выборов в Европейский парламент в мае 2019 г. С тех пор социал-демократами проводится планомерной курс на выстраивание ассоциации европейской климатической модернизации со своей партией и лично Ф. Тиммермансом. Как уже было упомянуто, последний получил в Европейской комиссии должность Исполнительного вице-президента по европейской «Зеленой сделке». Доказательством приоритетов партии могут послужить слова Президента ПЕС, С. Станишева о том, что «изменение климата — самая важная проблема нашего времени»48, а «Зеленая сделка» Ф. Тиммерманса станет поворотным моментом в истории ЕС»49. Здесь также стоит упомянуть, что ранее, с момента появления специализированного климатического европейского комиссара, данный пост поочередно занимали Конни Хедегорд и Мигель Ариас Каньете, христианские демократы из Европейской народной партии, основного конкурента ПЕС50.

Несмотря на международные амбиции Партии европейских социалистов в контексте Конференции в Глазго51, а также намерения поддерживать Африку и Латинскую Америку52, текущий фокус преимущественно находится на внутренней климатической модернизации, а также социальной составляющей производимых трансформаций, которые не должны «никого оставить позади», что только подтверждает предвыборною риторику социалистов и демократов53. Если обобщить, ключевыми приоритетами являются модернизация под европейскую «Зеленую сделку» и осуществление «справедливого перехо-

48 Frans Timmermans can deliver a sustainable, green transition that leaves no European behind. URL: https://pes. eu/news_content.php?id=175

49COP25: Progressives look to sustainable new future for Europe. URL: https://pes.eu/news_content.php?id=50

50 European Factbook 2011: The European People's Party and Centre-Right Politics. URL: https://www.martenscentre.eu/ wp-content/uploads/2020/07/factbook_2011.pdf

51 EU must be ambitious on climate action in the lead-up to COP26. URL: https://pes.eu/news_content.php?id=1435

52 Fairness, Sustainability, Respect. PES Council 2021 Resolution. Adopted by the PES Council in Brussels, 16 December 2021. URL: https://pes.eu/.galleries/Documents-gallery/PES-AH-015-21-Council-2021-DRAFT-resolution-ENG-Web.pdf

53 Frans Timmermans can deliver a sustainable, green transition that leaves no European behind. URL: https://pes. eu/news_content.php?id=175

да» (just transition)54. Отдельно также отмечаются мероприятия по ликвидации последствий пандемии COVID-19: План восстановления для Европы (NextGenerationEU) и Механизм восстановления и повышения стрессоустойчивости как ее ключевой инструмент55.

Хронологически наиболее корректно было бы разделить происходящие события на три взаимосвязанных этапа, на которых делает акцент ПЕС. Это принятие европейской «Зеленой сделки», Европейского климатического закона и Плана Европейского союза по «зеленому» переходу, каждый из которых сопровождался бы социально-справедливыми механизмами. Такая риторика сочетает в себе одну из приоритетных тем для граждан Союза с идеологическими социальными основами партии.

Так, европейская «Зеленая сделка» ставится в один ряд с Европейским столпом социальных прав и ЦУР, а вместе они «должны оставаться центральным руководящим принципом всей нашей [ПЕС] европейской политики»56. И, несмотря на то, что европейская «Зеленая сделка» — это комплекс инициатив, главной целью которых является достижение «климатической нейтральности» Европейского союза к 2050 г. [12], «социальная устойчивость и справедливость» не должны оставаться в стороне57. Это означает, что преобразования в рамках «Зеленой сделки» касаются не только экологического перехода и, как следствие, здесь первостепенное значение имеют Механизм справедливого перехода и Фонд справедливого перехода58.

Однако от этого изменение климата не отодвигается на второй план. Как достижение «климатической нейтральности», так и новый целевой показатель по сокращению выбросов парниковых газов (на 55% к 2030 г. в сравнении с уровнем 1990 г.) закреплены в Европейском климатическом законе59. И здесь ПЕС подчеркивает свое широкое вовлечение в его инициирование и принятие. В частности,

54 PES welcomes milestone Climate Law. URL: https://pes.eu/ news_content.php?id=1063

55 Fairness, Sustainability, Respect. PES Council 2021 Resolution. Adopted by the PES Council in Brussels, 16 December 2021. URL: https://pes.eu/.galleries/Documents-gallery/PES-AH-015-21-Council-2021-DRAFT-resolution-ENG-Web.pdf

56 PES ENVI Network: a strong European Green Deal will be the bedrock of the recovery. URL: https://pes.eu/news_content. php?id=360

57 PES Environment Network: This is Europe's opportunity to seize a more sustainable future. URL: https://pes.eu/news_ content.php?id=381

58 Там же.

59 European Climate Law. URL: https://ec.europa.eu/clima/eu-

action/european-green-deal/european-climate-law_en.

речь идет об Исполнительном вице-президенте Европейской комиссии, председательствовавших министрах в Совете от Германии (Свенья Шульце) и Португалии (Жуан Педро Матуш Фернандеш), а также докладчике в Европейском парламенте (Юте Гутеланд)60. Характеризуя деятельность других депутатов Европейского парламента, можно отметить, что Прогрессивный альянс социалистов и демократов был среди групп, изначально поддержавших целевой показатель в 60% (а не принятые в итоге 55%)61.

Затем был принят План Европейского союза по «зеленому» переходу, комплекс определенных предложений по изменению законодательства, необходимых для реализации установленных климатических целей62. ПЕС широко приветствовала включение предложения по созданию Климатического социального фонда63, целью которого является защита уязвимых потребителей64.

выводы

Как одна из ведущих еврооптимистичных транснациональных партий Партия европейских социалистов и ее политическая группа, Прогрессивный альянс социалистов и демократов долгие годы транслируют климатический дискурс, тесно коррелирующий с проводимым политическим курсом Европейского союза. Наиболее явно это прослеживается на примере международных климатических амбиций и достижений ЕС и их ретрансляции в предвыборных манифестах социалистов и демократов разных лет. Другим примером может послужить переключение фокуса партии с внешних амбиций на внутренние трансформации. С одной стороны, это связано с европейскими внутренними глубокими изменениями, необходимыми для дальнейшего укрепления внешнеполитического лидерства и внутриполитических результатов. С другой стороны, непосредственное влияние здесь имеет сама партия. Обладая достаточным политическим весом, она

60 Fit for 55 package will lead to a more sustainable and socially fair future. URL: https://pes.eu/news_content.php?id=1440

61 Timmermans puts Europe on course for climate neutrality by 2050. URL: https://pes.eu/news_content.php?id=1311

62 Fit for 55. The EU's plan for a green transition. URL: https:// www.consilium.europa.eu/en/policies/green-deal/eu-plan-for-a-green-transition/

63 Fit for 55 package will lead to a more sustainable and socially fair future. URL: https://pes.eu/news_content.php?id=1440

64 Taylor K. EU's proposed social climate fund comes under fire from all sides. URL: https://www.euractiv.com/section/ energy-environment/news/eu-social-climate-fund-comes-under-fire-from-environment-ministers/

воздействует на процесс принятия климатических решений, где социальные проблемы граждан союза являются ключевым приоритетом. Назначение Ф. Тиммерманса на должность Исполнительного вице-президента Европейской комиссии по европейской «Зеленой сделке» имеет определяющее значение и является шансом для социал-демократов

увеличить свою привлекательность для избирателей в контексте грядущих выборов в 2024 г. Прежде всего это связано с широким интересом общественности к проблеме изменения климата и курсом партии на проведение ассоциации между своей политической активностью и текущими климатическими достижениями союза.

список источников / references

1. Aust A. From 'Eurokeynesianism' to the 'Third Way': The Party of European Socialists (PES) and European employment policies. Social Democratic Party Policies in Contemporary Europe. Bonoli G., Powell M., eds. London: Routledge; 2003.

2. Lodge J., Herman V. Direct Elections to the European Parliament: A Community Perspective. London: Palgrave Macmillan; 1982.

3. Hix S. The Party of European Socialists. Social Democratic Parties in the European Union: History, Organization, Policies. Ladrech R., Marliere P., eds. London: Palgrave Macmillan; 1999.

4. Houser T. Copenhagen, the Accord, and the Way Forward. Policy Brief. 2010;10(5):1-17.

5. Hovi J., Skodvin T., Andresen S. The Persistence of the Kyoto Protocol: Why Other Annex I Countries Move on Without the United States. Global Environmental Politics. 2003;3(4):1-23.

6. Van Schaik L. G., Schunz S. Explaining EU Activism and Impact in Global Climate Politics: Is the Union a Norm- or Interest-Driven Actor? Journal of Common Market Studies. 2011;50(1):169-186.

7. Bäckstrand K., Elgström O. The EU's Role in Climate Change Negotiations: from Leader to 'Leadiator'. Journal of European Public Policy. 2013;20(10):1369-1386.

8. Bosello F., Buchner B. The Kyoto Protocol: Current State and Implication for EU-25 Member States. A Focus on Agriculture and Forestry. MEACAP WP2 D 3. London: Institute for European Environmental Policy; 2004.

9. Groen L., Niemann A., Oberthür S. The EU as a Global Leader? The Copenhagen and Cancun UN Climate Change Negotiations. Journal of Contemporary European Research. 2012;8(2):173-191.

10. Kiyar D., Wittneben B. B.F. Nuclear Energy in the European Union after Fukushima: Political and Economic Considerations. CESifo DICE Report. 2012;10(3):9-15.

11. Kreienkamp J. The Long Road to Paris: The History of the Global Climate Change Regime. Brussels: Global Governance Institute; 2019.

12. Леонард М., Пизани-Ферри Ж., Шапиро Д., Тальяпиетра С., Вульф Г. Геополитика «Зеленой сделки» Европейского союза. Вестник международных организаций. 2021;16(2):204-235.

Leonard M., Pisani-Ferry J., Shapiro J., Tagliapietra S., Wolf G. The Geopolitics of the European Green Deal. Vestnik mezhdunarodnyh organizacij = International Organisations Research Journal. 2021;16(2):204-235. (In Russ.).

информация об авторе / about the author

Алена Денисовна Лисенкова — аспирантка факультета международных отношений, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия

Alena D. Lisenkova — postgraduate student, School of International Relations, Saint Petersburg State University,

Saint Petersburg, Russia

https://orcid.org/0000-0002-2457-3466

alena.denisovna@yandex.ru

Конфликт интересов: автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. Conflicts of Interest Statement: The author has no conflicts of interest to declare.

Статья поступила 02.02.2022; принята к публикации 15.05.2022. Автор прочитала и одобрила окончательный вариант рукописи. The article was received on 02.02.2022; accepted for publication on 15.05.2022. The author read and approved the final version of the manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.