Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ИМУЩЕСТВОМ В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ'

ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ИМУЩЕСТВОМ В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
19
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КАЗЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / ВЫРУЧКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Васильева Е.И., Бабаева Г.Т.

Статья посвящена исследованию основных особенностей управления государственным имуществом в Свердловской области. Проанализированы основные результаты работы государственных унитарных предприятий Свердловской области. Выявлены основные проблемы в работе унитарных предприятий и даны практические рекомендации по повышению эффективности деятельности государственных унитарных предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAIN FEATURES OF STATE PROPERTY MANAGEMENT IN SVERDLOVSK REGION

The article is devoted to the study of the main features of state property management in the Sverdlovsk region. The main results of the work of state unitary enterprises of the Sverdlovsk region are analyzed. The main problems in the work of unitary enterprises are revealed and practical recommendations for increasing the efficiency of state unitary enterprises are given.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ИМУЩЕСТВОМ В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

УДК 001.201

Васильева Е.И., к. с.н.

доцент

кафедра регионального и муниципального управления

Бабаева Г.Т. студент магистратуры Уральский институт управления - филиал РАНХиГС ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ИМУЩЕСТВОМ В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Аннотация: Статья посвящена исследованию основных особенностей управления государственным имуществом в Свердловской области. Проанализированы основные результаты работы государственных унитарных предприятий Свердловской области. Выявлены основные проблемы в работе унитарных предприятий и даны практические рекомендации по повышению эффективности деятельности государственных унитарных предприятий.

Ключевые слова: государственное унитарное предприятие, финансово-хозяйственная деятельность, казенное предприятие, выручка.

Vasilyeva E.I.

Babaeva G.T.

MAIN FEATURES OF STATE PROPERTY MANAGEMENT IN SVERDLOVSK REGION

Abstract: The article is devoted to the study of the main features of state property management in the Sverdlovsk region. The main results of the work of state unitary enterprises of the Sverdlovsk region are analyzed. The main problems in the work of unitary enterprises are revealed and practical recommendations for increasing the efficiency of state unitary enterprises are given.

Key words: state unitary enterprise, financial and economic activity, state enterprise, revenue.

Сфера государственного управления имуществом в последние годы подверглась серьезным изменениям в рамках проводимой Правительством государственной политики. Проблема преобразований структуры и собственности - одна из самых важных в любой стране. В одних странах эти преобразования носят системный устойчивый характер, в других они осуществляются в ходе политических и экономических реформ. Экономические преобразования, произошедшие в нашей стране, привели к ослаблению государственного контроля над использованием государственной и муниципальной собственности и в первую очередь имущества, находящегося во владении государственных унитарных предприятий (ГУПов) и муниципальных унитарных предприятий (МУПов).

Согласно ст. 2 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» [1] унитарным предприятием признается

коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия.

На территории Свердловской области исполнительным органом государственной власти, осуществляющим исполнение полномочий в сфере управления и распоряжения государственным имуществом Свердловской области, является Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области.

По состоянию на январь 2017 года в Свердловской области в перечне государственных унитарных предприятий Свердловской области, осуществляющих финансово-хозяйственную деятельность, значится 12 учреждений.

Согласно публичной декларации целей и задач Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области на 2017 год основной целью, стоящей перед ИОГВ, является оптимизация состава государственного имущества. Данную цель планируется достичь посредством реализации одной из задач: достижение оптимального состава и структуры государственного имущества путем сокращения доли государства в экономике, а также оптимизация состава действующих организаций. Предполагаемый ожидаемый результат - количество государственных унитарных предприятий Свердловской области, осуществляющих хозяйственную деятельность в 2017 году, составит 11 единиц. Таким образом, общее количество государственных унитарных должно сократиться с 12 до 11[2].

Ежегодно два раза в год Министерство управления государственным имуществом Свердловской области проводит ранжирование государственных унитарных предприятий по нескольким показателям: выручка, среднесписочная численность и производительность труда. Ниже представлены сведения по наиболее важному показателю эффективности деятельности унитарных предприятий - выручке (таблица 1) [3].

Таблица 1

Рэнкинг государственных унитарных предприятий Свердловской области по итогам 1 полугодия 2017 года, показатель - выручка

№ Наименование государственного унитарного предприятия Свердловской области Выручка, тыс. рублей

1 Фармация 818 232,0

2 Газовые сети 339 607,0

3 Управление снабжения и сбыта Свердловской области 295 946,0

4 Монетный щебеночный завод 184 588,0

5 Свердловское областное объединение пассажирского автотранспорта 149 278,0

6 Санаторий "Обуховский" 92 286,0

7 Областной государственный Центр технической инвентаризации и регистрации недвижимости Свердловской области 87 053,0

8 Распорядительная дирекция Мингосимущества Свердловской области 47 276,0

9 Совхоз "Шумихинский" 42 264,0

10 Государственный региональный выставочный центр "ИнЭкспо" 40 192,0

11 Свердловсквторресурсы 2 955,0

12 УРАЛ-2018 2 650,0

По представленным данным в таблице можно делать вывод о низких финансовых результатах в деятельности унитарных предприятий. Ряд унитарных предприятий в значительной степени не достигают среднего значение в 89669,5 тыс. рублей, соответственно эффективность их коммерческой составляющей недостаточна. При этом для 75% предприятий среднее значение по показателю «выручка» составляет 142054,4 тыс. рублей.

Данные цифры объясняются существующими наиболее характерными проблемами, которые присущи для современных унитарных предприятий:

1. Низкая эффективность действующих систем управления предприятием, которая обусловлена наличием следующих ключевых факторов: отсутствием стратегии в деятельности предприятия и ориентация на краткосрочные результаты в ущерб среднесрочным и долгосрочным; отсутствие эффективной маркетинговой системы; низким уровнем квалификации администраторов и персонала, падением престижа рабочих и инженерно-технических профессий; неэффективность финансового менеджмента и управления издержками производства; недостатком оборотных средств, необходимых для бесперебойной работы предприятия

[4].

2. Низкий уровень ответственности руководителей предприятия перед учредителями за последствия принимаемых решений, сохранность и использование имущества предприятия, а также за финансово-хозяйственные результаты деятельности.

3. Практика перекрестного субсидирования и деформированная структура издержек производства вследствие дифференциации (по потребителям) цен и тарифов на товары и услуги естественных монополий, оказывающих существенное влияние на конкурентоспособность продукции предприятия.

4. Отсутствие достоверной информации о финансово-экономическом состоянии предприятия для потенциальных инвесторов и кредиторов.

Для изменения сложившейся тенденции необходимо предпринимать меры по реформированию унитарных предприятий, заключающиеся в изменении принципов функционирования, способствующие улучшению управления предприятием, повышению эффективности производства и конкурентоспособности выпускаемой продукции, производительности труда, снижению издержек производства, а также улучшению финансово-экономических результатов. При этом органы государственной власти должны выполнять стимулирующую роль в реформировании унитарных предприятий посредством создания более благоприятных условий

хозяйствования, несмотря на это ОГВ должны оставлять за собой право регулирующего воздействия: утверждение уставов предприятий, назначение руководителей и уточнение с ним отдельных положений контракта (должен содержать условия, ставящие размер вознаграждения и ответственности руководителя в зависимости от достигнутых социально-экономических показателей), анализ предоставляемой отчетной документации и др.

Использованные источники:

1. О государственных и муниципальных унитарных предприятиях: Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗДоступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

2. Публичная декларация целей и задач: официальный сайт Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области [Электронный ресурс] // URL: http: //mugiso .midural. ru/documents/pdeclaration.php (дата обращения: 13.09.2017).

3. Рэнкинг крупнейших ГУПСО: официальный сайт Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области [Электронный ресурс] // URL: http: //mugiso .midural .ru/region/analitics/guprating/ (дата обращения: 13.09.2017).

4. Плотников А.Г. Управление государственным имуществом: учеб. пособие. М.: СибаАГС, 2014. 312.

УДК 33

Вашакидзе Д.З.

студент кафедра Аудита

Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)

Институт магистратуры Россия, г. Ростов-на-Дону АУДИТ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФИНАНСОВОЙ СТРАТЕГИИ

КОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Ключевые слова: стратегический аудит; финансовая стратегия; финансовая эффективность.

Аннотация: Проводя аудит эффективности финансовой стратегии, аудитор исходит из правила, что в рыночных условиях управлять коммерческой организацией без стратегического подхода невозможно.

Vashakidze D.Z., student ROSTOV STATE ECONOMIC UNIVERSITY (RSEU) Institute of magistracy. Chair Of Audit Russia, Rostov-on-Don

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.