Научная статья на тему 'Основные особенности философии Живой Этики'

Основные особенности философии Живой Этики Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
505
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИВАЯ ЭТИКА / КОСМИЧЕСКАЯ ЭВОЛЮЦИЯ / ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ / НОВОЕ КОСМИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / Н.К. РЕРИХ / МЕТАНАУКА / КОСМИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Шапошникова Людмила Васильевна

Энергетическая спираль изложения философии Живой Этики. Живая Этика как синтез всех высших достижений культуры на основе современных научных данных. Научная и метанаучная системы познания. Связь метанаучной системы с внутренним миром человека, с мирами более высокого состояния материи. Метод свидетельства. Профетический характер метанауки. Единство научного и метанаучного типов познания в Живой Этике. Идеи космической эволюции и энергетического мировоззрения как основа Живой Этики. Космос как энергетическая, одушевленная, эволюционирующая система. Энергоинформационный обмен как основа космической эволюции (горизонтальные и вертикальные векторы этого обмена). Творчество как важнейший аспект проявления этого обмена. Космические законы. Н.К.Рерих как историк. Институт «Урусвати». Пакт Рериха. Памятники культуры как носители высокоэволюционной энергетики. Новое космическое мышление (до этого: мифологическое, религиозное, научное).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные особенности философии Живой Этики»

Путь эволюции (от горизонтали к вертикали)

Л.В.Шапошникова

Основные особенности философии Живой Этики

Философия Живой Этики, или, как мы еще называем ее, философия Космической Реальности, столь же сложная (а может быть, еще сложней), как философия Гегеля, Канта, Шеллинга, Соловьева, Бердяева, других современных философов. Ее способ изложения отличается от сочинений упомянутых философов и представляет собой как бы энергетическую спираль, от книги к книге поднимающуюся все выше и выше. В структуре самой философской системы энергетика играет большую роль и призвана влиять на читателя, облегчая ему понимание сложных проблем, затронутых на страницах Живой Этики. Энергетическое начало, заложенное в словах, в построении фраз, в смысле приводимого материала, в XX веке было чем-то новым, необычным и не всегда воспринимаемым неискушенным читателем. Но читатель, постигший эту своеобразную энергетику, проникший в глубь ее, легко справляется со смыслом предлагаемого материала. Книги Живой Этики написаны современным языком, но иногда встречаются архаизмы, достаточно точно обусловленные местом, временем и смыслом. Подобная особенность изложения не была чем-то абсолютно новым, но проявлялась не однажды в разное время в исторических источниках.

Философия Живой Этики в наше время есть часть творчества мировой культуры и науки, без знания которых невозможно понять всю глубину ее смысла. В ее удивительной целостности заключены знания древности и современности, достижения Востока и Запада, раз-

личные системы познания. Все это составляет глубоко синтетическую структуру, результатом которой является и новый вид космического мышления, и новая система познания. И в это мышление, в эту систему познания авторы Живой Этики ввели лучшее, что было достигнуто историей и культурой планеты Земля, и все то, что дало и дает всему этому творчество самого Космоса.

Космическая эволюция и энергетическое мировоззрение

Одной из важнейших основ философии Космической Реальности является Знание как таковое. Без знания невозможна эволюция человеческого общества, без него невозможно совершенствование человека и его продвижение вверх, невозможно сужденное ему преображение.

За много тысячелетий, а возможно, и миллионов лет, на планете сложился комплекс различных знаний и методов его получения, т.е. систем познания. К XX веку в познании оказалось два направления: научное, где эмпирическая наука занималась экспериментальным исследованием плотной материи, и так называемое вненаучное познание или, вернее, метанаучное или сверхнаучное познание.

Метанаучные методы познания связаны с духовным пространством человека и его внутренним миром. Через различные формы метазнание идет из миров иного, более высокого состояния материи. Существует познание и знание земное и познание, если можно так сказать, небесное, или надземное. Методы получения знаний последнего отличаются от экспериментальных методов эмпирической науки. Есть метод свидетельства, когда носитель такого знания поднимается духом в надземное пространство и становится свидетелем инобытия. Есть метод видений, ясновидения и яснослышания. Есть знание, идущее к человеку через сон, особую интуицию, через духовное озарение или вдохновение. Метазнание, опережая знание научное, носит профетический характер, иначе говоря, время в этом пространстве -иное. Прошлое, настоящее и будущее, которые в земных условиях отделены друг от друга, имеют в метазнании цельный, нераздельный характер. Метазнание, или сверхнаучное знание, как правило, связано с Высшим в космосе и в силу этого имеет причинный характер, в то время как научное знание, связанное с исследованиями явлений плотной материи, носит характер следствия. Когда-то оба направления знания находились в одной системе познания, что мы прекрасно видим в мифологии.

Со временем, в силу определенных исторических условий, эти направления, научное и метанаучное, разделились, и от этого пострадало и то, и другое направление. Значительную роль в этом отношении сыграла церковная инквизиция, преследовавшая свободомыслие

и смелое творчество. К XVII-XVШ вв. в пространстве познания сложилось положение, при котором эмпирическая наука стала полностью атеистической и ушла от духовных проблем, а метанаука оказалась как бы на нелегальном положении. Противостояние двух систем познания и знания, которые когда-то были единым пространством, привело к прямому и признанному господству эмпирической науки. Метанаука и ее методы познания если не преследовались, то высмеивались, искажались и не принимались в расчет. Эта ситуация сохраняется и до сих пор. Всякого рода комиссии по так называемой лженауке ведут борьбу не столько с шарлатанством и научным невежеством, сколько с самой сутью метанауки.

Философия Живой Этики, в отличие от многих так называемых научных философий, синтезировала оба направления, научное и метанаучное, и открыла науке в целом широкий путь к исследованию Беспредельности.

Философия Живой Этики в целом посвящена космической эволюции и энергетическому мировоззрению в ее исследовании. Картина Мироздания, которую мы находим в Живой Этике, отличается от той, которую дает эмпирическая наука XX века. Мироздание, согласно философии Космической Реальности, представляет собой грандиозную энергетическую и одушевленную систему, которая состоит из различных энергетических структур, включающих в себя человека и нашу планету. И планета, и человек являются неотъемлемой частью Космоса и действуют и живут согласно его закономерностям.

В Мироздании происходит один из важнейших процессов, движущих космическую эволюцию. Процесс этот называется энергоинформационным обменом и составляет основную жизненную силу Космоса. Обмен идет в горизонтальном, вертикальном и глубинном направлениях. На поверхности планеты все предметы и существа обладают энергетикой различных видов. В разнообразных взаимодействиях между ними происходит энергоинформационный обмен, влияющий на качество предметов и развитие человека в ту или иную сторону, в зависимости от качества обмениваемой энергии.

Что касается энергоинформационного обмена вертикального, то он происходит между человеком и Космосом на уровне планет Солнечной системы, созвездий Зодиака и созвездия Орион. Этот вертикальный энергообмен определяет регулярную и последовательную связь человека с Космосом, хотя сам человек не всегда осознает эту связь.

Глубинный энергоинформационный обмен происходит с мирами иных состояний материи. Этот обмен определяет влияние этих миров на земное человечество. Такое влияние проявляется довольно регулярно, хотя совсем и не осмыслено эмпирической наукой. Миры иного,

более высокого состояния материи по отношению к Земле носят причинный характер, который, к сожалению, не учитывается в нашей земной жизни. Живая Этика представляет нам миры трех состояний материи - плотный, тонкий, огненный. По ним движется ближайшая к нам ступень космической эволюции. Тонкий и огненный миры представляют более высокий вид материи и более высоковибрационную энергетику. Согласно Живой Этике, вид материи и энергетики определяется еще одним важнейшим фактором - творчеством. Мир плотной материи (наш мир) - пространство рукотворчества. В тонком мире преобладает мыслетворчество, в мире огненном - духотворче-ство. Космическая эволюция не исчерпывается лишь тремя мирами. Миры иных состояний бесконечны, как бесконечно качество их энергетики и виды их творчества. Измерения миров возрастают по мере повышения состояния материи. Эти миры имеют свои параллельные вселенные, пока не доступные пониманию и исследованию ученых плотного мира. Понимание сложнейшей структуры Космоса в различных измерениях и всем богатстве состояний материи воспринимается и понимается постепенно, вместе с ростом сознания. Поэтому Живая Этика ставит актуальную проблему расширения сознания. Только уровень сознания определяет усвоение того или иного знания, пришедшего к нам различными путями.

Слова сознание, знание, познание определяют единый процесс постижения нами особенностей Мироздания, частью которого мы являемся.

Философия Космической Реальности дает нам возможность разобраться в этом сложном, но необходимом для науки процессе. Долгое время мы считали средством познания интеллект. Homo sapiens, или «человек разумный», за миллионы лет развил свой интеллект до высокого уровня, достигнув определенного потолка, выше которого современный человеческий разум физически уже не может подняться. Следующий вид человечества требует для познания каких-то изменений. В системе Живой Этики мы находим целую книгу, которая называется «Сердце». Из нее мы узнаем, что сердце является местом сознания и познания, и то и другое более высокие, нежели пространство интеллекта. Перед новым, приходящим видом человечества стоит задача синтеза интеллекта и сердца, в результате которого интеллект станет нравственным, а сердце умным. Такое объединение в творческом познании приведет к дальнейшему изменению традиционных методов познания и расчистит дорогу для формирования новой синтетической науки. В процессе синтеза творчества интеллекта и сердца не только возрастет сознание как таковое, но и интеллектуальность перейдет в более высокую степень познания - мудрость; она и определяется умом сердца и теми космическими и иномирными связями,

которыми обладает сердце. Древние мудрецы, которые оставили нам богатейший слой метанауки, без которой существование истинной науки невозможно, умели пользоваться сердцем как органом мудрого познания. Такое умение продвинет науку выше по лестнице космической эволюции.

Законы Космоса

В Живой Этике мы находим одно из важнейших положений ее философии: Космос живет и развивается, а космическая эволюция человечества продвигается в согласии с законами Космоса. Эти законы пронизывают весь Космос и действуют не только на дальних мирах и пространствах иного состояния, но и на планете Земля и влияют на ее человечество. Среди этих законов есть общие и есть частные, но все вместе они составляют каркас, на котором держатся Космос и его структуры. Соблюдение или несоблюдение, знание или незнание этих законов приводит к тем или иным последствиям. Законы эти имеют не только практическое значение, но и позволяют глубже и точнее понять не только само Мироздание, но и закономерности самой космической эволюции. Назову лишь некоторые из них: закон причинно-следственных связей, закон Иерархии, закон двойственности, закон противоположений, закон о приоритете Высшего над низшим и др.

Не буду останавливаться на законе причинно-следственных связей, или законе кармы, известном многим из вас.

Очень важен закон Иерархии, закон об одушевленном Космосе и лестнице высокоразвитых личностей, управляющий эволюцией.

Закон двойственности заключается в том, что каждое явление и каждое творение имеет две стороны - материю и дух, плотное и тонкое, земное и небесное. Если при изучении явления или структуры не учитывается вторая сторона, то достигнуть реальной истины невозможно.

Закон о противоположениях стоит у начала сложнейших эволюционных процессов. Взаимодействие противоположений - процесс очень интересный и сложный, который вырабатывает энергию явления. Если изъять из явления одно из противоположений, оно, явление, разрушается и перестает действовать. Так без инволюции нет эволюции и без эволюции нет инволюции. Все космические законы, действующие в пространстве космической эволюции, связаны между собой сложными, а подчас неожиданными взаимодействиями и пронизывают всё космическое пространство.

Эволюция - инволюция. Известно, что есть космический закон: Высшее ведет низшее, и без этого Высшего невозможно развитие и эволюция низшего. В каждом действии космического творчества

существуют свои особенности и формы воздействия на низшее. Есть энергетический импульс Высшего низшему. Нужно помнить, что подобные импульсы идут, как правило, через самого человека и его внутренний мир. Появление в различные эпохи, различные века личностей, намного опережающих время и общий уровень сознания и знания, - это эволюционное действие Космоса. Но это действие проходит через инволюцию. Ибо «спуск» более высокой сущности в мир низший, в данном случае плотный мир третьего измерения, сопровождается инволюцией для этой сущности. Утонченная сущность уплотняется, или «оземляется», и теряет ряд способностей, которыми обладала. Однако такая личность несет определенную миссию, стараясь поднять человечество на более высокую ступень духовного и исторического развития. В истории человечества достаточно таких примеров. Закон реинкарнации знает немало примеров взаимодействия эволюции и инволюции. Каждое воплощение обусловлено этими двумя противоположностями. Закон кармы, закон причинно-следственных связей также действует в пространстве «эволюция - инволюция».

н.К.Рерих как историк

Николай Константинович Рерих, как нам известно, занимался много и профессионально археологией и историей. Его первые исторические работы были уникальны и отличались от работ других историков философской наполненностью, ярким и точным описанием исторических событий. Со временем такой характер его работ развивался, и с явлением Живой Этики обрел глубокий метаисторический план, в котором он выступил как творец метаисторического процесса. Если рассматривать метанауку и ее взаимодействие с наукой, то рери-ховский пример в пространстве такой конкретной науки, как история, удивительно интересен и поучителен. Николай Константинович впервые выступил как метаисторик и теоретически, и практически. Его выражение «помимо историков» дает ясное представление о пространстве метаистории, в котором он действовал как творец. Я опускаю здесь художественную часть его творчества, которое целиком проникнуто идеями Живой Этики и, я бы сказала, метаисторическими сюжетами. Напомню, что метаистория является важной частью метанауки, зародившейся в духовном пространстве творчества человека и имеющей связь с Высшим. Связь Н.К.Рериха с этим Высшим несомненна. И философия реального Космоса, и ее создатели - всё это неотъемлемая часть того Высшего, которое определяет творчество космической эволюции на Земле. В сотрудничестве с Высшим Н.К.Рерих получил возможность участвовать в метаисторическом процессе, который имеет причинный характер по отношению к земному историческому про-

цессу. Это его участие в процессе «помимо историков» до сих пор не осмыслено достойным образом. Здесь я укажу на три события «помимо историков», имеющих большую перспективу в земной истории.

Первое из них - Центрально-Азиатская экспедиция 1923-1928 гг., во время которой произошел эволюционно-исторический процесс, получивший название «закладка магнитов» и требующий объяснений, хотя бы кратких.

Закладка магнитов - это энергетическое действие, имеющее своей целью реализацию конкретных творческих усилий космической эволюции. В данном случае в качестве таких магнитов выступили новая энергетика Е.И.Рерих и осколок метеорита под названием «Камень», несущий в себе особую космическую энергию. И новая энергетика Е.И.Рерих, и Камень были связаны непосредственно с действиями Высших Космических Сил. Елена Ивановна прошла вместе с Николаем Константиновичем по всему огромному маршруту ЦентральноАзиатской экспедиции. По этому же маршруту был пронесен и осколок метеорита. В странах и местах, где были «заложены магниты», должны были сформироваться культуры, которые составят новую эпоху наступающей ступени космической эволюции. Здесь мы видим, как энергия, связанная с Высшим, дает начало новому историческому периоду - новой эпохе и новому виду человечества. Время, в которое все это должно реализоваться, было иным, нежели земное время. Так на маршруте Центрально-Азиатской экспедиции начался метаистори-ческий процесс, который со временем обусловит земной исторический процесс. «Помимо историков» перейдет к историкам. К сожалению, они не всегда догадываются о причинах того или иного события на бывшем маршруте рериховской экспедиции и будут напрасно искать случившемуся земные причины. «Закладка магнитов» прошла незамеченной, хотя об этом Рерих написал открыто. Расширение сознания историков со временем исключит из истории слово «помимо».

Вскоре после Центрально-Азиатской экспедиции под руководством Н.К.Рериха был создан Гималайский институт научных исследований «Урусвати», в работе которого приняла участие вся семья Рерихов. Институт расположился в долине Кулу, где Н.К.Рерих жил до своего ухода. «Урусвати» представлял собой уникальное научное учреждение, где был осуществлен не только синтез метанауки и науки, но и были заложены основы той новой науки, о которой писали в Живой Этике ее авторы - космические Иерархи. Такая наука, имея связь с Высшим и во многом следуя традициям метанауки, должна была исследовать тонкоматериальные явления, ее носители должны были соблюдать нравственные и этические нормы в осмысливании тех или иных знаний. К работе Института присоединились иностранные и индийские ученые. Такие выдающиеся ученые, как А.Эйнштейн и Н.И.Вавилов,

вели активную научную переписку с Рерихами. Однако значительная часть носителей эмпирической науки не увидела и не осмыслила выдающегося исторического значения первого института новой науки, которая должна была оказать решающее влияние на развитие науки в целом. К сожалению, с началом Второй мировой войны Институт Гималайских исследований прекратил свою деятельность, которая по ряду причин до сих пор не восстановлена в полном объеме.

И, наконец, третье историческое действие Николая Константиновича - это так называемый Пакт Рериха, имеющий своей целью защиту культурных и исторических объектов во время войны и в мирное время. Философское значение этой акции трудно переоценить. В ней тесно сплелись два процесса - метаисторический и исторический. Пример такого взаимодействия был поучителен и плодотворен. Позиция Рериха по отношению к культуре как таковой полностью соответствовала концепции Живой Этики и ее авторов. Культура является одной из важнейших основ космической эволюции человечества. Именно через духовное пространство культуры материя более высокого состояния и измерения влияет на земную жизнь и ее развитие. Объекты культуры и истории, такие как древние сооружения, храмы и различные строения, имеющие культурно-историческое значение, а также старинные замки, соборы, дворцы, музеи и библиотеки, хранители культурной информации, - все они были не только свидетелями прошлого, но и носителями нетленной красоты и высоковибрационной энергетики, имеющей эволюционное значение. Последняя аккумулировалась в таких объектах в течение многих веков и составляла главное эволюционное сокровище планеты. Оно должно было быть неприкосновенным, поскольку оно обеспечивало эволюционное продвижение человечества.

За несколько лет до Второй мировой войны (а Рериху было известно время ее начала) был разработан Пакт в защиту культурных ценностей, который в 1935 г. подписали американские страны, а еще раньше в 1931 году в Бельгии (г. Брюгге) состоялась Первая международная конференция, посвященная Пакту. Символом Пакта, получившего название «Пакт Рериха», стало Знамя Мира - на белом фоне темно-красный символ: три малых круга, заключенных в большом - Прошлое, Настоящее и Будущее в едином круге Вечности. Такая трактовка содержит в себе идею культурной преемственности и еще многое другое, связанное с троичной структурой нашего Мироздания. Символ несет в себе формулу космической эволюции и имеет отношение к тем, кто является субъектами этой эволюции и влияет на ее ход.

Но ни историческое творчество Н.К.Рериха, ни Высокие Духи в сложившейся на планете ситуации, обусловленной низким сознанием ее

населения, не смогли остановить войну и предотвратить разрушение культурных сокровищ. После войны страны-участники подсчитывали нанесенный материальный ущерб. Но никто ни в каких единицах и валюте не мог и не стремился подсчитать духовно-энергетический ущерб от разрушения культуры. Прошло много лет. Забылись материальные потери, но потери в культуре до сих пор дают о себе знать. Различные кризисы, которые охватили по времени вторую половину XX и начало XXI веков, - это результат варварского разрушения культуры не только во время Второй мировой войны, но и в период военных конфликтов, которые не утихают до сих пор. Полное непонимание значения культуры, ее духа и энергетики приводит и в мирное время к бедственным результатам.

После войны, в 1954 г., на конференции ООН в Гааге была принята «Международная конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта». В основу Гаагской конвенции был положен Пакт Рериха, и ее подписали многие страны мира. Однако можно с сожалением констатировать, что отношение к культуре в лучшую сторону не изменилось. Земное невежество и зло пока, временно, побеждают даже космические силы.

новое космическое мышление

Явление Живой Этики - это импульс Высшего нашей ступени космической эволюции. Сама философия Космической Реальности есть основа нового вида мышления - космического. Эта же философия содержит и систему познания такого вида мышления.

История человечества знала до XX века три вида мышления -мифологическое, религиозное и научное. Наиболее загадочным для нас является мифологическое сознание, или мышление, представлявшее собой цельную образную систему информации, в которой преобладали космические сюжеты. Этот вид мышления не имеет начальных ступеней на Земле, оно как бы появилось на нашей планете уже в какой-то завершенной структуре, содержавшей общие положения для народов, находящихся друг от друга в отдаленных пространствах. Можно предположить, что такая уникальная информация пришла на Землю из миров более высокого состояния материи и измерения. По-видимому, это был первый энергоинформационный импульс Высшего в пространство низшего.

Из недр мифологического мышления выросло религиозное, когда импульс Высшего обрел новую форму - появление Великих Учителей новых духовных Учений. Сказать, что из религиозного мышления выросло современное научное, вряд ли мы сможем. Если мифологический и религиозный виды мышления человечества были явно свя-

заны с Высшим Космосом, то о научном мышлении мы сказать этого не можем. В этом случае мы сталкиваемся с загадкой, которая может быть объяснена лишь частично. В XVП-XVШ вв. эмпирическая наука становится чисто атеистической, порывает с метанаукой и теряет связь с Высшим, что самым скверным образом повлияло на теорию ее познания. В этом немало повинна церковная инквизиция. Она самым жестоким образом преследовала всякое свободомыслие и, прежде всего, научное.

Новое космическое мышление, концепцию и систему познания которого мы находим в Живой Этике, восстанавливает в новой науке такую связь. В связи с формированием в XX веке нового вида мышления необходимо обратить внимание на одно из важных обстоятельств. Философия Живой Этики давалась на русском языке и предназначалась в первую очередь России. Духовная революция, которая началась в России в конце XIX - начале XX века, в немалой степени способствовала этому обстоятельству. Именно в пространстве этой Духовной революции начали появляться ростки космического мышления. Они ясно прослеживались в философии Серебряного века в работах В.Соловьева, Н.Бердяева, С.Булгакова, братьев С. и Е. Трубецких, П.Флоренского и других. Мы находим их в русской поэзии в произведениях Тютчева, Блока, Белого, Вяч. Иванова и многих других поэтов. Значительный вклад в формирование космизма внесли и русские ученые (В.И.Вернадский, К.Э.Циолковский, А.Л.Чижевский). Во многих их работах мы находим отзвуки космических идей Живой Этики. Русские художники, такие как Чюрлёнис, Рерих, Бенуа, Врубель, а позже творцы «Амаравеллы», в своих прозрениях опережая науку, уже несли в своем творчестве образы будущего нового сознания.

Все это вместе взятое сделало Россию родоначальницей космизма, который впоследствии вышел за ее границы и оказал большое влияние на мысль Запада. Живая Этика как бы подводила итог космического мышления российской Духовной революции, развила ее космические идеи и заложила основы системы познания космического мышления. Именно в ней, в философии Космической Реальности, мы находим плодотворные мысли о новой науке, о синтезе, который предоставит этой науке беспредельные возможности для дальнейшего развития и познания Мироздания во всем его богатстве.

XX век и начало XXI века сделали нас свидетелями еще одного энергетического импульса космической эволюции - появления детей нового сознания, и это подтверждает положение Живой Этики о наступлении новой эпохи и появлении человека Духовного как нового вида человека разумного. Дети нового сознания с их необычными способностями, знаниями и нравственной структурой есть начало

этого нового вида человечества. Наша прошлая научно-общественная конференция1 была полностью посвящена таким детям.

Живая Этика дает нам представление о новой ступени космической эволюции, о новой эпохе, о новом человеке, о новом мышлении, новой науке и новых грядущих знаниях, так не похожих на ныне существующие.

Известно, - и возможно, что это историческая закономерность нашей планеты плотной материи, - что старое всегда противостоит новому, а новое пробивает себе путь в драматической борьбе со старым. И наш, как мы считаем, образованный век не избежал подобного процесса. Не буду останавливаться на позиции церкви, которая в свое время сожгла на костре великого ученого Джордано Бруно и судила другого, не менее великого ученого Галилея за абсолютно верную идею о вращении Земли. Позиция ее спустя века ни в чем не изменилась.

Нас должно больше всего интересовать пространство науки. Его можно условно разделить на две части - науки гуманитарные и науки естественные и точные. На обе части в значительной мере влияли и исторические обстоятельства, и обстоятельства познания как такового. Что касается гуманитарных наук, куда входит и философия, то это наиболее консервативная часть. Положение с ней усугубляется еще и тем, что долгое время существование тоталитарного, одномерного государства сделало эти науки носителями его идеологии. В результате то новое, что сейчас входит в нашу жизнь, крайне трудно воспринимается «застоявшимися» мозгами, лишенными возможности мыслить самостоятельно, и в основном опровергается ими. Среди российских философов, прошедших школу идеологического тоталитаризма, большинство его попросту не воспринимают. У философов часто возникает стремление определить это новое старыми, архаическими терминами, давно утратившими свой смысл и малопонимаемыми самими философами. В результате такого процесса положения Живой Этики искажаются, а ее новая система познания такими исследователями остается просто незамеченной. И поэтому одни философы, неудачно критикуя Живую Этику, обвиняют ее в отсутствии теории познания, а другие относят философию Космической Реальности к эзотерике, что крайне неверно. Всем грамотным людям известно, что эзотерика - это система закрытых знаний. Считать таковой Живую Этику не приходится. В ней закрытых знаний не существует. Если эти знания непонятны читающему философу из-за узкой культурной подготовки, то это проблема самого философа, а не философии Живой Этики. Не

1 Международная научно-общественная конференция «Дети нового сознания». МЦР, 2006.

воспринимается Живая Этика и многими историками, филологами, журналистами и т.д. Но оставим их в покое и займемся теми, кто заинтересовался этой философией и начал понимать ее значение. В гуманитарных науках таких единицы. В естественных и точных науках их больше, но далеко не достаточно, чтобы говорить о восприятии этого нового большинством носителей таких наук. Однако в последнее время их количество увеличивается, что свидетельствует об углублении процесса постижения нового в пространстве науки как таковой.

В 2003 году по инициативе четырех организаций - Международного Центра Рерихов, Российской академии естественных наук, Российской академии космонавтики им. К.Э.Циолковского, Российской академии образования - в Музее им. Н.К.Рериха состоялась научно-общественная конференция «Космическое мировоззрение - новое мышление

XXI века». В работе ее секций и пленарном заседании приняли участие более 900 ученых различных научных организаций и институтов, в том числе и академики, членкоры и сотрудники Российской академии наук. В конференции участвовали 13 академиков, 83 доктора наук и большое количество кандидатов наук. На конференции была единогласно принята резолюция, в которой среди остальных решений было два пункта. Один - о необходимости ввести в научный оборот философию Живой Этики, другой предлагал на базе Международного Центра Рерихов создать научный центр по проблемам нового космического мышления. Надо отметить, что полного единства на конференции не было и не могло быть. Всех участников объединяло одно - интерес к новому космическому мышлению и философии Космической Реальности. На конференции присутствовали представители различных областей науки, каждый из которых имел свое понимание по обсуждаемой теме. Поэтому и на заседаниях секций, и за «круглым столом» конференции шли дискуссии по затронутым вопросам. Был ряд спорных моментов и во время обсуждения резолюции. Однако конференция пришла к единому мнению, что работу по новому космическому мышлению надо продолжать, поскольку его исследование имеет немалую научную перспективу.

В декабре 2004 года на базе МЦР был создан Объединенный Научный Центр проблем космического мышления (ОНЦ КМ), куда с полным основанием вошла Живая Этика. При ОНЦ КМ начал действовать Ученый совет под руководством академика РАН заместителя руководителя Уральского отделения РАН Большакова Владимира Николаевича. Был подготовлен сборник научных трудов ОНЦ КМ и развернута работа секций научного центра.

Можно считать конференцию 2003 года в какой-то мере исторической, после которой в проблемы Живой Этики включились научные конференции государственных университетов, таких как Уральский,

Томский, Саратовский, Башкирский, Белорусский. За это время выпущено немало публикаций по Живой Этике чисто научного характера. Российская академия наук предоставила страницы своих изданий для публикаций ученых, работающих в ОНЦ КМ и занимающихся проблемами Живой Этики. Из работ этих ученых составлен сборник «Живая Этика и наука», который выйдет в ближайшее время.

Все вышеперечисленное свидетельствует о значительном расширении интереса к философии Космической Реальности, к ее проблемам и ее новой системе познания в научном пространстве.

Сегодняшняя конференция «Живая Этика и наука» подтверждает своими работами и докладами положительные тенденции, связанные с формированием нового вида мышления - космического. Участие в этом процессе ученых является обнадеживающим фактором в развитии дальнейших исследований в этой области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.