Научная статья на тему 'Основные ориентиры формирования сбалансированной региональной стратегии государства'

Основные ориентиры формирования сбалансированной региональной стратегии государства Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
88
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ / РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / REGIONAL DEVELOPMENT STRATEGY / REGIONAL DEVELOPMENT / REGIONAL POLICY

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Дохкильгова Д.М.

Проанализированы направления повышения результативности стратегического территориального планирования, основные ориентиры формирования сбалансированной региональной стратегии государства. Обоснована необходимость разработки и реализации государственной региональной политики с учетом проблем построения региональных стратегий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The main guidelines for the formation of a balanced regional state strategy

Analyzed the direction of increasing the effectiveness of strategic territorial planning, the main guidelines for the formation of a balanced regional strategy of the state. The necessity of the development and implementation of state regional policy, taking into account the problems of building regional strategies, is substantiated.

Текст научной работы на тему «Основные ориентиры формирования сбалансированной региональной стратегии государства»

Просьба ссылаться на эту статью следующим образом:

Беляева С.В., Маслова Т.Н. Исследование факторов, влияющих на финансовую устойчивость предприятия: теоретические и практические аспекты. — Системные технологии. — 2018. — № 28. — С. 163—171.

STUDY OF FACTORS AFFECTING FINANCIAL SUSTAINABILITY ENTERPRISES: THEORETICAL AND PRACTICAL ASPECTS Belyaeva S.V., Maslova T.N. Rostov State University of Communications

Abstract

The article is devoted to the study of factors affecting the financial stability of enterprises, in particular car dealerships. The authors considered a number of factors affecting financial stability, they were systematized and classified, which is especially important in the context of the financial and economic crisis.

Keywords:

financial stability; factors; company Date of receipt in edition: 11.09.18 Date of acceptance for printing: 19.09.18

УДК 332.02

ОСНОВНЫЕ ОРИЕНТИРЫ ФОРМИРОВАНИЯ СБАЛАНСИРОВАННОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ ГОСУДАРСТВА

Д.М. Дохкильгова

ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет»

Аннотация

Проанализированы направления повышения результативности стратегического территориального планирования, основные ориентиры формирования сбалансированной региональной стратегии государства. Обоснована необходимость разработки и реализации государственной региональной политики с учетом проблем построения региональных стратегий.

Ключевые слова:

стратегия регионального развития, региональное развитие, региональная политика. История статьи: Дата поступления в редакцию 11.09.18

Дата принятия к печати 19.09.18 В настоящее время успешные региональные стратегии должны основываться на комплексных интегрированных программах развития, делающих особый акцент на эффективном использовании синергизма и дополнительных эффектов между отдельными мероприятиями и проектами в различных областях политики. Выявлены закономерности, влияющие на построение эффективного стратегирования регионального развития России.

В условиях значительного числа региональных проблем, формирование сбалансированной региональной политики и взвешенной государственной региональной стратегии, предполагающей комплексное управление регионами, на наш взгляд, является для России одной из первостепенных задач.

Современный этап развития региональных систем характеризуется существенными глобальными и локальными дисбалансами, которые становятся одним из доминантных факторов дестабилизации, затрудняющим переход к траектории устойчивого и безопасного развития, как отдельных регионов, так и национальной экономики в целом. Направлением повышения эффективности регионального управления в этих условиях является совершенствование механизма формирования стратегии сбалансированного социально-экономического развития региона, направленного на раннее распознавание диспропорций в развитии региональных систем, разработку согласованных управленческих воздействий по нейтрализации их негативных последствий, предупреждению формирования кризисных ситуаций [4].

В этой связи требуется отметить проблематику стратегирования регионального развития РФ. В целом отмечалось, что таковая достаточно долгое время являлась неразработанной [1] . Актуальна также и как потребность в федеральном законе об организации разработки и реализации государственной региональной политики, так и создание общедоступной методической базы по всему кругу вопросов планирования.

К сожалению, в российском законодательстве не было предусмотрено создание единой комплексной системы государственного планирования регионального развития, пронизывающей федеральный и региональный уровни. С правовой точки зрения, стратегических документов в области регионального планирования не разрабатывали ни Федерация, ни субъекты. Не рассматривался в российском законодательстве и вопрос необходимой взаимосвязи основных документов социально-экономического планирования федерального и регионального уровней. Таким образом, Россия сегодня не обеспечена самым главным — правовой основой для формирования единой системы регионального планирования и взаимоувязки федеральных и региональных планов. Фактически реализуемая в России региональная политика является не результатом осмысленного планирования, а, скорее, суммой случайных последствий от реализации самых разных документов преимущественно отраслевой направленности. Федерация, не обеспеченная собственным комплексом стратегий и программных документов в области региональной политики, требует наличия таких документов от регионов. Регионы в этой ситуации вынуждены планировать свое развитие в условиях значительной неопределенности по базовым вопросам региональной политики, что, безусловно, сказывается на качестве подготовленных документов.

Региональная политика обобщенно может пониматься как целенаправленная деятельность федеральных и региональных органов власти по разработке и реализации приоритетных направлений развития субъектов РФ и муниципалитетов в целях комплексного, сбалансированного и ресурсного обеспечения решения задач геополитического, демографического, социального, национально-этнического, экономического, инфраструктурного характера на территории субъектов РФ.

Региональная политика тесно связана с региональным развитием — изменением внутренней социально-экономической структуры региона.

Пространственные различия в обеспечении ресурсами, уровне экономического развития и качестве жизни населения, инфраструктурной оснащенности, в экологическом состоянии среды, остроте национальных и социальных конфликтов присущи практически всем странам независимо от их положения в мире. Цели и задачи региональной политики различных государств могут не совпадать и варьировать в различных пределах. Однако существуют общие цели, присущие региональной политике всех стран. К ним следует отнести: создание и упрочение единого экономического пространства и обеспечение экономических, социальных, правовых и организационных основ государственности; относительное выравнивание условий социально-экономического развития регионов; приоритетное развитие регионов, имеющих особо важное стратегическое значение для государства; максимальное использование природных, в т. ч. ресурсных особенностей регионов; предотвращение загрязнения окружающей среды, экологизация регионального природопользования, комплексная экологическая

защита регионов и др. Иными словами, современная региональная политика пытается объединить интересы федерализма и регионализма.

Как показывает мировая практика, в условиях кризисной экономики между сторонниками федерализма и регионализма в региональной политике могут возникать противоречия, выражающиеся через взаимоотношения «центр-периферия» (развитие «сверху») и посредством «внутри-периферийных диффузий» (развития «снизу»).

В основе региональной политики России лежит учет специфики регионов в общероссийской структуре, перенос основных направлений экономических реформ на региональный уровень, всемерная поддержка местного самоуправления и предпринимательства, решение региональных социально-экономических проблем, рациональное использование природных ресурсов. Главная цель региональной политики в соответствии с указом президента от 3 июня 1996 г. «Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации» заключается в укреплении государственности РФ, совершенствовании федерализма, формировании условий для более эффективного и гармоничного развития регионов, а также обеспечении благосостояния населения страны.

Сегодня, к понятию продуманной концентрации задач региональной политики, программ развития и отдельных видов государственного вмешательства добавляется компонент многофункциональности и многомерности. В результате, в настоящее время успешные региональные стратегии основываются на комплексных интегрированных программах развития, делающих особый акцент на эффективном использовании синергизма и дополнительных эффектов между отдельными мероприятиями и проектами в различных областях политики.

В России имеются предпосылки формирования сбалансированной региональной стратегии государства. Принцип крупномасштабного территориального планирования впервые был сформулирован в протоколах КЕПС — Комиссии по естественным производительным силам, под руководством В.И.Вернадского.

В соответствии с Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. №536 «Об Основах стратегического планирования в Российской Федерации», «под стратегическим планированием в РФ понимается определение основных направлений, способов и средств достижения стратегических целей устойчивого развития РФ и обеспечения национальной безопасности. Основным способом достижения стратегических целей устойчивого развития РФ и обеспечения национальной безопасности является реализация стратегических национальных приоритетов, включая приоритеты социально-экономического развития Российской Федерации. Стратегическое планирование осуществляется путем разработки концепций, доктрин, стратегий, программ, проектов (планов) устойчивого развития РФ с учетом задач обеспечения национальной безопасности».

Стратегическое планирование — это процесс разработки стратегического плана путем формулирования целей и критериев управления, анализа проблем и среды развития, разработки стратегических идей и конкурентных преимуществ, выбора сценариев и базовых стратегий развития, прогнозирования социально-экономического развития, расчета потребностей в ресурсах и инвестициях, составления бюджета региона, разработки целевых комплексных программ и расчета качества жизни населения для обеспечения эффективного функционирования региона.

Цель разработки стратегии развития региона заключается в поиске источников эффективности и повышения социально-экономического развития региона на основе роста материального благосостояния и всестороннего развития личности граждан.

Разработка стратегического плана развития региона является сложной научно-практической задачей, которая может быть решена совместными усилиями высшего руководства региона и крупных ученых в области регионального управления.

Основным содержанием стратегий социально-экономического развития субъекта Российской Федерации является оценка достигнутых целей социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, приоритеты, цели, задачи и направления социально-экономической политики

субъекта Российской Федерации. Кроме того должны быть определены показатели достижения целей социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, сроки и этапы реализации и ожидаемые результаты реализации стратегии. Необходима, также, всесторонняя оценка финансовых ресурсов, необходимых для реализации стратегии и прочие положения, которые определяются законами субъектов Российской Федерации.

В свою очередь, стратегия социально-экономического развития субъекта Российской Федерации выступает основанием разработки государственных программ субъектов Российской Федерации, схем их территориального планирования и плана мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации.

Государственная стратегия регионального развития страны призвана формировать цели и задачи регионального развития страны, а также определяющая основные предпосылки и механизмы совершенствования этого процесса на основе учета проявления объективных законов развития территориальной организации общества, субъективных тенденций и стратегических приоритетов, уже имеющихся в арсенале науки инструментов управления, огромного потенциала страны, интеллектуального и природно-ресурсного

Интересы федеративного государства и субъектов, естественно, противоречивы. Поэтому деятельность по их согласованию сложна и неоднозначна. При этом, цели государственной стратегии регионального развития должны быть фундаментальны, долгосрочны, синхронизированы по срокам, ресурсам, механизмам реализации. Основными ориентирами стратегии должны быть обеспечение социальной справедливости и рост качества жизни в регионах, территориальная целостность государства, национальная безопасность, включая сохранение среды обитания человека. Средством достижения целей Стратегии должно быть эффективное экономическое развитие, обеспечивающее поступление совокупных ресурсов, необходимых для реализации поставленных промежуточных и конечных целей.

Пространственное развитие как инструмент системно-структурного преобразования территорий с позиции федерального центра фактически изначально предполагает приоритет в реализации концепций, политики, программ и проектов федеральной власти при подчиненной роли регионов. Это вполне естественно, так как речь идет о реализации общегосударственных интересов пространственного развития страны, при условии согласования управленческих решений. При этом стратегирование должно отвечать задачам выделения и удержания высшего слоя (страты) интересов, ценностей и устремлений в соответствии со спецификой региона. При разработке стратегии, несмотря на доминирование государственной властной позиции, стратегирование должно включать всех участников процесса, включая бизнес-сообщество и экспертное сообщество.

Учитывая ресурсный потенциал региона, стратегия обусловливает перспективный образ муниципального образования в определенном будущем, его целевые ориентиры и приоритеты развития, и кроме того, необходимые инструменты для достижения определенных стратегических целей.

Являясь элементом стратегического управления муниципальным образованием, стратегическое планирование устанавливает связь между органами управления и населением, проживающим на данной территории, согласовывает интересы ключевых субъектов территории, акцентирует внимание на наилучшем удовлетворении потребностей местного сообщества.

Суть стратегического планирования развития муниципального образования состоит в определении приоритетной сферы хозяйственной деятельности с учетом факторов внешней среды и имеющихся ресурсов.

В.А. Крапивин и П.П. Мирошкин отмечают, что сущность стратегического планирования на региональном и муниципальном уровне можно определить как «деятельность представительных и исполнительных органов власти региона по реализации централизованного начала управления с целью перспективного обеспечения баланса отраслевых и местных интересов в решении совокупности проблем долгосрочного социально-экономического развития» [3].

При создании и выполнении долгосрочной стратегии руководствуются такими принципами раз-

вития муниципалитета как публичное ответственное и эффективное управление, в целях которого органы местного самоуправления обязаны проводить открытую политику, донося до жителей информацию о планах развития муниципалитета.

Останавливаясь на принципах построения региональных стратегий, отметим, что наиболее успешны они в развитых экономиках в силу накопленного в соответствующих странах опыта стратегического целеполагания и реализации соответствующих документов. Центральное место в современной региональной политике и формировании предпосылок всех подходов к региональному планированию занимает устойчивость процессов развития; акцент все более делается на среднесрочные и долгосрочные результаты экономического и политического вмешательства государства [2].

Необходимо обеспечение баланса интересов всех слоев общества и общественного согласия, с опорой на собственные силы. Следует придерживаться последовательности в проведении политики социально-экономического развития [5]. Преследовать сохранность стабильности развития на средне, или долгосрочный период, независимо от общественно-политической и хозяйственной ситуации.

В России разработка региональных стратегий отделена от инициатив на уровне муниципалитета.

Муниципальные образования, включая крупнейших города, устранены от процесса стратегирования на основании как Закона об основах организации местного самоуправления, так и Бюджетного и Налогового кодексов.

Также, несмотря на случаи широких по составу участников обсуждений документов, претендующих на стратегичность, обсуждения носят также факультативный характер. Отчасти это связано с принципиальной невозможностью вывода стратегий на иной качественный уровень, неисполнимостью требования взаимной увязки «системы приоритетных направлений, целей и задач деятельности органов субъектов РФ с «целевым сценарием, приоритетными направлениями развития региона, концепцией развития электроэнергетики, основными положениями политики социально-экономического развития РФ, проводимой и декларируемой Правительства РФ», что ставит перед регионами задачу такого уровня сложности, которая не может быть решена имеющимися в их распоряжении средствами даже при рассмотрении одного сценария развития, не говоря о всех возможных сценариях.

Во всех аспектах и сферах социально-экономического развития необходимо достаточно четкое разведение целей региональной политики по их значимости, по субъектам тех механизмов, которые в состоянии эти цели реализовать. При условии становления в России реального федерализма и местного самоуправления, превращения региональных и местных органов власти в субъектов собственности, расширения их внешних функций и компетенции, предметов ведения и полномочий на своей территории, региональная политика государства становится совокупностью политик, различных субъектов. Таким образом, региональная политика государства — это система целей, задач и механизмов регулирования регионального развития страны, направленного на обеспечение основных прав граждан и выполнение функциональной сущности государства.

Стратегия территориального развития должна определять приоритеты и этапы реструктуризации экономики регионов и национального экономического пространства, а федеральная региональная политика — увязывать конкретные меры по осуществлению стратегии со всеми другими направлениями социально-экономической политики и ресурсными возможностями федеративного государства. Стратегическая платформа включает пирамиду из трех базовых элементов: конкурентоспособные стратегические экономические субъекты (ключевые предприятия региона — СЭС), привлекательный бизнес-климат и эффективную администрацию, обеспечивающие конкурентоспособность региона и рост благосостояния населения. Пирамида, базируется на региональном капитале (ресурсах). Цель стратегии — повышение благосостояния населения и обеспечение прироста регионального капитала.

Указывается также на двойственную природу государственной региональной политики [5]. Два направления государственной поддержки территориального развития суть — региональная политика, име-

ющая целью решение социально-экономических задач на отдельных локальных территориях, и государственная политика, направленная на существенное изменение уровня развития и хозяйственной специализации значительной части территории. Первое направление имеет целью поддержание нормальных условий жизнедеятельности в регионах. Второе связано с реализацией наиболее важных целей общегосударственного характера, имеющих принципиальное значение для всех регионов и населения всей страны. Соответственно источники и масштабы выделяемых средств должны быть различными: для решения региональных проблем, имеющих стратегический характер общенациональных приоритетов, необходимо создавать механизмы мобилизации ресурсов на общефедеральном уровне; проблемы, имеющие локальный характер решаются на базе региональных ресурсов при ограниченной поддержке государства.

Учет данных аспектов в «Программе 2020» (концепция долгосрочного социально-экономического развития (КДР) Российской Федерации до 2020 года), определял связную систему целей, где на первый план с очевидностью выходила технология достижения таковых, и в этой технологии внятная, согласованная региональная политика и грамотная стратегия территориального развития выступали на первый план.

Концепция должна была использоваться как руководство при производстве документов, планов и показателей деятельности органов исполнительной власти. Ряд положений КДР предполагал законодательные полномочия для их реализации. Ввиду отсутствия конкретных шагов и законопроектов для реализации КДР, а также возникшего финансового и экономического кризиса 2008 года по состоянию на 2018 год программа остаётся нереализованной.

Устойчивым основанием государственной региональной политики может служить различение между задачами исправного функционирования государства по исполнению обязательств государственного бюджета и задачами развития. Если вопросы первой группы целиком находятся в ведении региональных властей и местного самоуправления, то во второй группе и региональные власти, и муниципалитеты должны быть партнерами федеральной власти. Второе основание — фундаментальное различение между тем, что является предметом прямого управления, от того, что может быть предметом рамочного регулирования через закон, или политику мягкого экономического стимулирования, и того, наконец, что по отношению к месту или региону является внешним обстоятельством. В стратегиях развития такое различение не сделано, вследствие чего в одной корзине оказываются планы трансрегиональных (часто транснациональных) корпораций, планы крупных частных предпринимателей, программы, полностью финансируемые из регионального бюджета, наконец, проекты софинансирования и прямого федерального финансирования. При этом разрабатываются и отчасти реализуются планы муниципальных образований, которые, согласно законодательству, формируются автономно, вследствие чего взаимодействие между органами МСУ и региональными властями выходят из нормативного поля и осуществляются путем скорее персональных договоренностей, чем в рамках согласованных программ развития. Прямые согласования между соседними муниципальными образованиями относятся к разряду редких исключений. Это подтверждает перспективность частно-государственного партнерства, в котором муниципалитеты и общественные организации оказываются на стороне «частное», тогда как и федеральные и региональные власти — на стороне «государственное», что может стать реальным основанием института стратегирования.

Разработка стратегий развития территорий — это не только требование, идущее от федерального уровня управления, но и внутренняя необходимость, определяемая потребностями самих регионов и муниципальных образований. Поэтому необходимыми условиями для успешной разработки и реализации Стратегии являются как согласование отраслевых приоритетов Стратегии с профильными федеральными министерствами и ведомствами, так и участие бизнеса в разработке Стратегии, в частности, руководства крупнейших предприятий и естественных монополий, работающих на территории региона (муниципального образования), для согласования с корпоративными стратегиями.

Передовой опыт разработки стратегий развития территорий свидетельствует, что администрация региона (муниципального образования), выступающая основным заказчиком Стратегии, не

может ограничиться взаимодействиями только с профильными федеральными министерствами и ведомствами, естественными монополиями и крупным бизнесом. Разработка Стратегии — не кабинетный, а коммуникативный процесс, в который необходимо вовлечь все значимые субъекты, имеющие и готовые обсуждать собственную позицию по поводу стратегического развития региона или муниципального образования.

Такими качествами «стратегических субъектов», или «стейкхолдеров» развития российских территорий, помимо администраций регионов и муниципальных образований, соответствующих законодательных и представительных органов, федеральных министерств и ведомств, естественных монополий, также обладают:

• бизнес-сообщество, в том числе инвесторы, промышленные предприятия и малый бизнес;

• инновационное сообщество, в том числе организации, разрабатывающие и производящие наукоемкую продукцию;

• малый инновационный бизнес, научная общественность;

• население территории, выражающее свою позицию через органы территориального общественного самоуправления, общественные организации, а также посредством участия в выборах и референдумах.

Одна из проблем, которая возникает при взаимодействии «стратегических субъектов» развития территории — это согласование региональных, отраслевых и корпоративных стратегий.

Вместе с тем, общая проблема реализации стратегий, как в европейских государствах, так и в российских регионах, — ограниченность финансовых, материальных и человеческих ресурсов, что повышает требования к размещению средств, определению комплекса задач.

Государственное вмешательство в стратегирование, к примеру, через структурные фонды Европейского Союза, в реальности было рассредоточением усилий по региональному развитию, и должно быть исключено в будущем, как и необоснованная концентрация на отдельных проектах, отраслях, областях политики или территориальных единицах. Целевое (стратегическое) использование ресурсов и, уровень эффективности вмешательства определяют успешность стратегий регионального развития.

Эффект региональных стратегий в значительной мере определяется, наряду с оптимальным размещением ресурсов, уровнем концентрации мероприятий на эндогенном (внутреннем) потенциале региона в соответствии с пространственными и целевыми аспектами. Поскольку эффективное использование сильных сторон региона производит дополнительный эффект развития, оно будет способствовать региональным процессам роста. Кроме того, на этот процесс оказывает влияние географическое и социально-экономическое положение региона. Это подразумевает, что регион должен прилагать значительные усилия по интеграции в макроэкономические (наднациональные, национальные, межрегиональные) структуры и улучшать свои связи с экономиками соседей, чтобы постоянно пользоваться преимуществами эффекта воздействия внешнего роста на процесс внутрирегионального развития.

Современная инновационная стратегия регионального развития и вспомогательные инструменты, создаваемые для ее реализации, охватывают широкий спектр дополнительных проблем, таких, как система соцобеспечения и рынок труда, профессиональная подготовка и повышение квалификации, охрана окружающей среды и т.д. Таким образом, к понятию продуманной концентрации задач региональной политики, программ развития и отдельных видов государственного вмешательства добавляется компонент многофункциональности и многомерности. В результате, в настоящее время успешные региональные стратегии основываются на комплексных интегрированных программах развития, делающих особый акцент на эффективном использовании синергизма и дополнительных эффектов между отдельными мероприятиями и проектами в различных областях политики.

Поскольку политика развития не может более рассматриваться как задача, относящаяся исключительно к компетенции центральных департаментов и администраций (ни на национальном, ни на

региональном уровнях), но, как результат совместных усилий различных институтов и департаментов на всех уровнях управления, полномочия национального правительства должны быть ограничены определением общих макроэкономических принципов и основной политической структуры.

Одним из основных трендов регионального развития является тенденция усиления дисбалансов. Данная тенденция проявляется на уровне как макрорегионов, так и внутренних регионов. К негативным последствиям ее проявления относится повышение чувствительности реагирования индикаторов развития на влияние внешних «шоков», рост социальной напряженности [4].

Усугубление структурных дисбалансов, неконтролируемая реакция региональных систем на дестабилизирующие факторы и управленческие воздействия, увеличение сложности, неопределенности внутренней и внешней среды региональных систем определяют важность совершенствования механизмов регионального управления социально-экономическим развитием регионов, разработки сбалансированной региональной стратегии государства.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аналитический альманах «Россия и мир: политические реалии и перспективы. Москва: «Автодидакт», 1998.

2. Генисаретский О.И. О предложенной Правительством РФ «Стратегии территориального развития и федеральной региональной политике» http://prometa.ru/archive/csi/3/15

3. Крапивин В.А., Мирошкин П.П. Стратегическое планирование социально-экономического развития региона (на примере Нижегородской области). — Н.Новгород: ООО Изд-во Пламя, 2012. — 176 с.

4. Пискун Е.И., Кудревич В.В. Механизм формирования стратегии сбалансированного развития региона// Вестник Волгоградского гос. ун-та. Сер. 3, Экономика. Экология. 2015. № 4 (33)

5. Учитель В. А. Развитие федерации и проблемы региональной политики 1999 http://www.yabloko.ru/Persons/ O uchitel/applic1.html

Просьба ссылаться на эту статью следующим образом:

Дохкильгова Д. М. Основные ориентиры формирования сбалансированной региональной стратегии государства. — Системные технологии. — 2018. — № 28. — С. 171—178.

THE MAIN GUIDELINES FOR THE FORMATION OF A BALANCED REGIONAL STATE STRATEGY D.M. Dokhkilgova

FSBEI of HE «Chechen State University»

Abstract Keywords:

Analyzed the direction of increasing the effectiveness of strategic regional development strategy, regional

territorial planning, the main guidelines for the formation of a balanced development, regional policy regional strategy of the state. The necessity of the development and Date of receipt in edition: 11.09.18

implementation of state regional policy, taking into account the Date of acceptance for printing: 19.09.18

problems of building regional strategies, is substantiated.

At present, successful regional strategies should be based on integrated integrated development programs that place particular emphasis on the effective use of synergies and additional effects between individual activities and projects in various policy areas. The patterns affecting the construction of an effective strategy for regional development of Russia are identified.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.