Научная статья на тему 'Основные объективные факторы, влияющие на облик и характер современного международного религиозно-политического экстремизма и террорризма'

Основные объективные факторы, влияющие на облик и характер современного международного религиозно-политического экстремизма и террорризма Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
84
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСТРЕМИЗМ / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ / ИДЕОЛОГИЯ / ЦЕННОСТИ И ИДЕАЛЫ / РЕЛИГИОЗНАЯ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Кочесокова Залина Хазраталиевна

Задачи: Рассмотрение развития человечества, и формирование роли религии и религиозной идеологии в процессе политического и общественно-экономического развития цивилизации, важнейшей частью религиоведение является эволюция религии. Модель и методы Вопросы, затрагиваемые в работе с уверенностью можно отнести к мультидисциплинарным, тат как они затрагивают политические структуры, общественные явления, организационные и идеологические ресурсы, интегративные процессы и мировоззренческие. Выводы и результаты В современных условиях, экстремистские лозунги и идеология часто становятся движущей силой и оправданием совершаемого беззакония со стороны агрессора. Самое главное заключается в том, что истинный агрессор и невиден. Оригинальность и практическая ценность -При организации мероприятий по противодействию экстремизму, необходимо учитывать уже накопленный в этой сфере опыт, в том числе основанный на анализе сведений содержащихся в его источниках. Для эффективного противодействия политическому и религиозному экстремизму в такой большой и многонациональной стране, как Россия в частности на Северном Кавказе необходим комплекс мероприятий, предложенный авторами статьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAIN OBJECTIVE FACTORS AFFECTING THE FACE AND NATURE OF MODERN INTERNATIONAL RELIGIOUS-POLITICAL EXTREMISM AND TERRORRIsm

Objectives: regarding the development of mankind, and the formation of the role of religion and religious ideology in the political and socio-economic development of civilization, religion is the most important part of the evolution of religion. Models and methods Questions raised in the paper can be confidently attributed to the multidisciplinary, tat as they affect political structures, social phenomena, organizational and ideological resources, integrative processes and worldview. Conclusions and results In modern conditions, extremist slogans and ideology are often the driving force and the justification of lawlessness perpetrated by the aggressor. The most important thing is that the true aggressor and invisible. Originality and practical value -When organizing activities to combat extremism, it is necessary to take into account the experience already gained experience in this field, including based on the analysis of information contained in his sources. To effectively counter the political and religious extremism in such a large and multi-ethnic country like Russia in particular in the North Caucasus needs a set of measures proposed by the author.

Текст научной работы на тему «Основные объективные факторы, влияющие на облик и характер современного международного религиозно-политического экстремизма и террорризма»

6. КРИМИНОЛОГИЯ (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.08)

6.1. ОСНОВНЫЕ ОБЪЕКТИВНЫЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ОБЛИК И ХАРАКТЕР

СОВРЕМЕННОГО МЕЖДУНАРОДНОГО РЕЛИГИОЗНО-ПОЛИТИЧЕСКОГО ЭКСТРЕМИЗМА И ТЕРРОРРИЗМА

Кочесокова Залина Хазраталиевна, канд. экон. наук, доцент. Должность: доцент. Место работы: СевероКавказский институт повышения квалификации. Филиал: Краснодарский университет МВД России. Подразделение: кафедра специальных дисциплин.

Аннотация

Задачи: Рассмотрение развития человечества, и формирование роли религии и религиозной идеологии в процессе политического и общественно-экономического развития цивилизации, важнейшей частью религиоведение является эволюция религии.

Модель и методы - Вопросы, затрагиваемые в работе с уверенностью можно отнести к мультидис-циплинарным, тат как они затрагивают политические структуры, общественные явления, организационные и идеологические ресурсы, интегративные процессы и мировоззренческие.

Выводы и результаты - В современных условиях, экстремистские лозунги и идеология часто становятся движущей силой и оправданием совершаемого беззакония со стороны агрессора. Самое главное заключается в том, что истинный агрессор и невиден.

Оригинальность и практическая ценность -При организации мероприятий по противодействию экстремизму, необходимо учитывать уже накопленный в этой сфере опыт, в том числе основанный на анализе сведений содержащихся в его источниках. Для эффективного противодействия политическому и религиозному экстремизму в такой большой и многонациональной стране, как Россия в частности на Северном Кавказе необходим комплекс мероприятий, предложенный авторами статьи.

Ключевые слова: экстремизм, правоохранительные органы, политическая стратегия, противодействие, идеология, ценности и идеалы, религиозная принадлежность.

MAIN OBJECTIVE FACTORS AFFECTING THE FACE AND NATURE OF MODERN INTERNATIONAL RELIGIOUS-POLITICAL EXTREMISM AND TERRORRISM

Kochesokova Zalina Hazratalievna, PhD in Econ., associate professor. Position: associate professor. Place of employment: North Caucasian Institute for Advanced Studies. Branch: Krasnodar University of MIA Russia. Department: special subjects chair.

Annotation

Objectives: regarding the development of mankind, and the formation of the role of religion and religious ideology in the political and socio-economic development of civilization, religion is the most important part of the evolution of religion.

Models and methods - Questions raised in the paper can be confidently attributed to the multidisciplinary, tat as they affect political structures, social phenomena, organization-

al and ideological resources, integrative processes and worldview.

Conclusions and results - In modern conditions, extremist slogans and ideology are often the driving force and the justification of lawlessness perpetrated by the aggressor. The most important thing is that the true aggressor and invisible.

Originality and practical value -When organizing activities to combat extremism, it is necessary to take into account the experience already gained experience in this field, including based on the analysis of information contained in his sources. To effectively counter the political and religious extremism in such a large and multi-ethnic country like Russia in particular in the North Caucasus needs a set of measures proposed by the author. Keywords: extremism, law enforcement, political strategy, fighting, ideology, values and ideals, religious affiliation.

К числу наиболее значимых проблем при анализе эволюции религии относится изучение религиозного фундаментализма как влиятельного субъекта современной мировой политики. Как феномен, порожденный исторической атмосферой XX века, религиозный фундаментализм характерен для всех мировых религий и наряду с модернизмом и традиционализмом представляет собой реакцию религии на проблемы, порожденные современностью.

Интерпретация понятия «религиозный фундаментализм» в научных исследованиях указывает на то, что в многообразии терминов, которыми обозначаются различные формы и разновидности религиозного фундаментализма, трудно найти единую систематическую организацию, концептуальную определенность и научную корректность. Однако термин «религиозный фундаментализм», несмотря на «относительную молодость», удивительно быстро прижился в лексиконе современных политологов, социологов, культурологов и журналистов всего мира. СМИ применяют данное понятие регулярно, при том в самых разнообразных контекстах. Рядовой читатель газеты, слушатель радио или же зритель новостной передачи, обращаясь к тексту журналистов, бывает дезориентирован: информация, исходящая из разных источников, часто диаметрально противоположна по смыслу.

Таким образом, проблема теоретического определения сущности феномена религиозного фундаментализма - то, как он формируется и проявляется в общественном сознании - заключается в необходимости прояснения и дальнейшей концептуализации уже существующих формулировок.

Недостаточная исследованность факторов, влияющих на развитие религиозного фундаментализма, требует проведения научных исследований, которые бы раскрывали причины возникновения данного феномена и освещали его сущность.

Вместе с тем, необходимо признать, что отечественная наука еще не располагает достаточным числом работ, которые бы рассматривали фундаментализм как комплексный социально-политический феномен, принципы его распространения в обществе.

Научные труды, посвященные фундаментализму, свидетельствуют о пристальном внимании зарубежных ученых к проблематике. Среди зарубежных исследователей можно выделить публикации Н. Коэна, Дж. Марсдена, С. Пфюртнера, Дж. Стратона, Б. Лоуренса, Б. Льюиса, Д. Пайпса, Ф. Фукуяма и др.

3'2015

Пробелы в российском законодательстве

Необходимо подчеркнуть, что религия занимает определяющую нишу в духовной сфере человеческого бытия. В этой связи религия предстает в качестве универсальной «науки жизни», которая возникает как особый жизненный опыт со своими ценностями и установками, проявляющимися в целостном мироощущении и повседневном бытии верующей личности. При этом принятие религиозной парадигмы или отказ от нее -сугубо личное дело человека, дело его сознательного выбора и совести [2].

В историческом аспекте религия реализует свое де-терминантное присутствие в политической, государственной, культурной и образовательной сферах общественной жизни. Таким образом, в общей форме религия представляет собой активно действующий аспект жизнедеятельности социума; способ выражения и преодоления самоотчуждения; общественную подсистему; отражение действительности; феномен культуры.

Религия, как сложная структурная система имеет определенное «функциональное единство», которое детерминируется основными элементами ее архитектоники: религиозным сознанием, религиозным отношением, религиозной деятельностью, религиозными организациями. Каждому из указанных структурных элементов присущи определенные функциональные потенции, которые реализуются через различные функции в процессе удовлетворения духовных и иных потребностей верующих[1].

Необходимо отметить, что в контексте новейшего времени социальная роль религии и ее составляющих заметно видоизменяется. Новейшее время предстает существенным фактором трансформации форм религиозного комплекса, поскольку базируется на принципах отсутствия универсальной истины, мировоззренческого плюрализма, толерантности взаимоотношений. В современных условиях религиозная сфера жизнедеятельности общества понимается как особый дискурс, т.е. как живая социокультурная практика, где сталкиваются и взаимодействуют представители самых разнообразных конфессиональных сообществ. Поэтому естественным состоянием такого дискурса выступает не консенсус, означающий не иначе, как стагнацию, а агональное состояние. Поэтому с таких позиций консенсус не может быть конечной целью религии.

Настоящее время, с одной стороны, служит пересмотром многих моментов вероучения, побуждает к адаптации их к условиям современного человека; с другой - способствует переориентации функциональной роли религии в обществе за счет включения в сферу собственной деятельности экономических, политических, правовых, духовно-нравственных и других аспектов. При этом, углубляя процесс переориентации с присущих религии вертикальных отношений «Бог -человек» к горизонтальным «Человек - человек», оно тем самым ведет к исчезновению некоторых функций и появлению новых. В этой связи правомерно мнение о том, что значимыми признаками функций религии являются их системность и динамизм.Рассмотрим подробно традиционные функции религии и тенденции их изменения в современном религиозном обществе.

Демократические процессы, происходящие в условиях российской государственности за последние десятилетия, когда значительно возросла интенсивность этнонациональных и религиозных движений, усилили взаимосвязь этноса и религии[3]. Идеологический плюрализм, пришедший на смену тоталитарной анти-

религиозной идеологии, «породил» в сознании народа принципиально новое отношение к религии, которая постепенно наполнялась национальным содержанием.

Состояние религиозной ситуации в современной России за последние годы характеризуется динамичным развитием религиозной сети, активизацией религиозной жизни, усилением ее влияния на разные сферы жизнедеятельности общества, в том числе политике.

Религиозное «возрождение» по определению означает процесс, обратный процессу секуляризации. Поэтому теоретический анализ этого явления предполагает обращение к содержанию феномена секуляризации. Процесс секуляризации в обществе представляет собой освобождение общественного сознания от религиозных элементов. При таких условиях ведущим выступает светское сознание, самодостаточное по характеру, поскольку не нуждается в поддержке со стороны религиозных структур. Иными словами, светская и духовная власть четко разграничены и принадлежат различным институтам и организациям.

Среди факторов формирования секуляризованного мировосприятия выделяют:

научное мировоззрение;

плюрализм (в обществе могут бытовать различные религиозные убеждения, однако ни одно из них не является господствующим);

индивидуализация религиозной жизни (общественное обсуждение вопросов религии считается нецелесообразным, а сама религия ограничивается частной жизнью людей и их переживаниями) [4].

В зарубежных религиоведческих кругах секуляризацию рассматривают как закономерный процесс, который в целом положительно влияет на жизнь общества и индивида (см. работы П. Ван Бурена, В. Гамильтона, Т. Альтицер, Ю. Мольтмана, Ш. Ордена и др.). Однако сегодня большая часть земного шара отвергает секуляризацию, и именно религия предстает как одна из центральных и ключевых сил, которая мобилизует и определяет мотивы поступков людей[3].

Исследование феномена религиозного возрождения в России дает возможность определить ряд его закономерностей. Не вдаваясь в подробности, подчеркнём, что в научном обиходе наблюдается неоднозначное толкование явления религиозного возрождения[5].

Во-первых, религиозное возрождение часто отождествляется с понятием духовно-нравственного возрождения^], тогда как религия является частью «духовного», а нравственное возрождение может не ограничиваться лишь рамками религиозной системы.

Во-вторых, религиозное возрождение наделяется политическим смыслом, будучи связано, прежде всего, с достижениями традиционных религий.[7].

И наконец, зачастую религиозный ренессанс оценивается только с положительной стороны. Однако противоречивость современных религиозных этносоциальных процессов (социального пространства) проявляется в единстве его положительных и отрицательных моментов. К положительным аспектам возрождения религии относится: рост церковной сети, углубление религиозности населения, омоложение контингента верующих, увеличение удельного веса последних в общем числе населения России, переход от массового атеизма к широкому распространению как традиционных для нашего народа, так и различных нетрадиционных религиозных объединений.

В этой связи следует заметить, что поскольку Россия является поликонфессиональной страной, то «пестро-

та» разнообразных конфессий и религиозных организаций порождает и негативные стороны, которые проявляются в экстремизме, сепаратизме, фундаментализме, конфессиональной исключительности, межконфессиональных конфликтах, распространении некоторых религиозных новообразований деструктивного характера и т.д.

Противоречия между религиями нередко разрушают общественную мораль, угрожают стабильности и безопасности государства. Учитывая данный факт, здесь на первый план выходит преодоление имеющихся межконфессиональных и межцерковных конфликтов, которое можно достичь лишь при условии соблюдения принципов мировоззренческого и конфессионального плюрализма, толерантности межконфессиональных отношений.

Таким образом, религия на современном этапе восстановила свою значимость, как в частной, так и в общественной жизни, на уровне национальных государств, и в межгосударственных отношениях [5].

Религия, без сомнения, выступает как особый вид мироощущения, как своеобразная и специфическая система взглядов на мир в целом и на место в нем человека, а также как определенная совокупность идеалов и убеждений, как идеология, обусловливающая образ жизни человека. Большая часть населения страны рассматривает знания о функционировании религии и принципах ее организации как общественно-значимые и необходимые для индивида.

Список литературы:

1. Гараджа, В.И. Социология религии: учебное пособие для студентов и аспирантов гуманитарных специальностей / В.И. Гараджа. - 3-е изд., перераб. и доп. -М.: ИНФРА-М, 2005. - С. 87.

2. Геляхова Л.А. Тенденции развития информационного экстремизма в современном обществе. Научный журнал. /Пробелы в Российском законодательстве.

2014. № 4. с. 258-261.

3. Кочесокова З.Х..О некоторых вопросах государственной политики в сфере национальной безопасности. Теория и практика общественного развития.

2015. № 9.

4. Машекуашева М.Х.Психологическое обеспечение деятельности сотрудников спецподразделений в условиях массовых беспорядков. Научный журнал. /Пробелы в Российском законодательстве. 2014. № 3. с. 258-261.

5. Актуальные вопросы использования социально-психологических тренингов в деятельности сотрудников правоохранительных органов. Кочесокова З.Х., Машекуашева М.Х. Вопросы современной юриспруденции. 2013. № 28. с. 115-120.

6. Терроризм как угроза национальной безопасности. Машекуашева М.Х. В сборнике: Современные проблемы уголовной политики материалы международной научно-практической конференции. Под редакцией А. Н. Ильяшенко; Министерство Внутренних Дел РФ, Краснодарский университет МВД России. 2012. с. 107112.

7. Машекуашева М.Х., Кочесокова З.Х. О некоторых вопросах повышения уровня адаптации сотрудников ОВД.В сборнике: безопасность и адаптация человека к экстремальным условиям среды и деятельности. Сборник материалов всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Под редакцией Е.В.Елисеева, Е. Г. Кокоревой, В. Д. Иванова.Челябинск, 2014. с. 145-149.

Рецензия

на научную статью доцента кафедры специальных дисциплин СКИ(ф) КрУ МВД РФ к.э.н., доцента Коче-соковой З.Х.

Предоставленная для рецензирования научная статья, безусловно, посвящена актуальной на сегодняшний день теме. Автор анализирует религиозного фундаментализма, его историко-теоретический аспект.

К числу наиболее значимых проблем при анализе эволюции религии относится изучение религиозного фундаментализма как влиятельного субъекта современной мировой политики.

Недостаточная исследованность факторов, влияющих на развитие религиозного фундаментализма, требует проведения научных исследований, которые бы раскрывали причины возникновения данного феномена и освещали его сущность.

Исследование феномена религиозного возрождения в России дает возможность определить ряд его закономерностей. Не вдаваясь в подробности, подчеркнём, что в научном обиходе наблюдается неоднозначное толкование явления религиозного возрождения.

В рецензируемой работе, автора основании анализа обширного перечня теоретических работ, норм действующего законодательства формулирует ряд собственных выводов, которые заслуживают внимания и поддержки.

Научная статья Кочесоковой З.Х. отвечает всем предъявленным требованиям такого рода работам и может быть рекомендована к опубликованию.

Рецензент - профессор кафедры СКИ (ф), к.ю.н., доцент, полковник полиции Х.А.Аккаева

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.