ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИЙ В МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРИМЕРЕ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ Прокопенко Жорж Андреевич, к.э.н., доцент кафедры экономики
Цыганков А.В., аспирант ИМПЭ им.А.С. Грибоедова
Маркетинговая деятельность в настоящее время становится определяющей для обеспечения успешной деятельности предприятия. Рассматриваются методы маркетинга конкретного хозяйствующего субъекта.
Для обеспечения устойчивой деятельности на предприятии ОАО «Щербинский лифтостроительный завод>> разработаны определенные инновационные мероприятия, направленные на повышение эффективности деятельности заводской службы маркетинга.
Проводимые мероприятия направлены на улучшение деятельности предприятия в целом, т.к. именно от маркетинга зависит достижение конечной цели деятельности - повышение объема продаж и завоевание большей доли рынка и, следовательно, максимизация прибыли. Поскольку прибыль является важнейшим показателем эффективной работы предприятия, ее увеличение позволяет не только устойчиво работать, но и успешно конкурировать в рыночной экономике. В условиях конкурентной экономики маркетинг должен не только органично вписаться в деятельность предприятия, но и быть инновационным элементом и фактором, ее определяющим.
Основными направлениями внедрения инноваций в маркетинговую деятельность ОАО «Щербинский лифтостроительный завод» (ЩЛЗ) являются следующие: реорганизация службы маркетинга в условиях динамичной рыночной конъюнктуры, разработка принципов и методов инновационной деятельности отдела маркетинга в кризисных условиях, внедрение инноваций во взаимоотношения отдела маркетинга с другими подразделениями.
Для ОАО «ЩЛЗ» наиболее подходит товарно-функциональная организация службы маркетинга, пришедшая на смену линейно-функциональной, являющейся наиболее распространенной схемой. Здесь специалисты маркетинга руководят разными видами (функциями) маркетинговой деятельности. Они подчиняются зам. генерального директора по маркетингу, который координирует их работу.
Маркетинг сочетает в себе несколько видов деятельности, направленных на выявление, обслуживание, удовлетворение потребительских нужд для решения целей организации. Управление маркетингом - это анализ, планирование, претворение в жизнь и контроль за проведением мероприятий, рассчитанных на установление, укрепление и поддержание выгодных контактов с индивидуальными целевыми покупателями ради достижения определенных результатов деятельности предприятия.
Исходя из вышеизложенного, принято решение изменить организационную структуру предприятия: введена должность заместителя директора по маркетингу, в подчинении у которого на данный момент имеются три бюро: бюро по связям с общественностью; бюро планирования маркетинговых исследований и бюро службы сбыта.
Программа маркетинг проекта представляет собой комплекс практических краткосрочных мероприятий по реализации сформулированных ранее стратегий и тактики (концепции) маркетинг проекта. Непосредственно программа базируется на концепции маркетинга.
В условиях инновационной экономики резко возрастает роль личности в процессе производственной и организационно-управленческой деятельности. Для того, чтобы субъект деятельности мог сполна реализовать свой потенциал, его зарплата должна позволять ему удовлетворять свои потребности в образовании, здравоохранении и жилье за счет зарплаты. На предприятии практикуется индивидуальный подход к работнику, учитывающий конкретный вклад последнего в достижение общих результатов деятельности. Кратному росту зарплаты соответствует больший рост результатов деятельности исполнителя.
Программа маркетинга на ОАО «ЩЛЗ» включает следующие элементы: разработка нового продукта; концепция; инновация (модификация) существующего продукта; место продукта в цикле обновления продукции; изучение рынка; создание нового названия или торговой марки; имидж продукта; сегментация рынка; установление цен; состав продукта; рационализация и стандартизация; подготовка рынка или предварительные продажи; корпоративные и финансовые связи; индустриальные связи; рыночные испытания; послепродажное обслуживание, запасные части, гарантии, инструкции; поддержание заинтересованности и лояльности потребителей.
Задачи отдела маркетинга в динамичной рыночной экономике:
1. Разработка краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной стратегии маркетинга и ориентация работников и производства на выполнение требований потребителей к выпускаемой продукции.
2. Исследование потребительских свойств производимой продукции и предъявляемых к ней покупателями требований; исследование факторов, определяющих структуру и динамику потребительского спроса на продукцию предприятия, конъюнктуру рынка; изучение спроса на продукцию предприятия и разработка краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных прогнозов потребности в выпускаемой продукции.
3. Организация рекламы и стимулирование сбыта продукции.
4. Своевременная подготовка и заключение договоров на поставку готовой продукции; обеспечение выполнения планов поставки продукции в срок и по номенклатуре; контроль за поставкой продукции.
Цель маркетинговой деятельности ОАО «ЩЛЗ» сводится к обеспечению и стимулированию максимального спроса на выпускаемую продукцию, что, в свою очередь создаст условия для максимального роста производст-
ва и занятости, так как на данном этапе существования предприятия необходимо увеличить объем продаж. Этого можно достигнуть, если вся продукция будет максимально удовлетворять потребностям покупателей.
Отдел маркетинга является самостоятельным структурным подразделением предприятия и подчиняется директору предприятия, возглавляется директором по маркетингу. Структуру и штаты отдела утверждает директор предприятия, исходя из условий и особенностей производства, а также объема работ, возложенных на отдел.
В кризисных условиях отделом маркетинга разработаны принципы и методы инновационной деятельности отдела:
1. Анализ и прогнозирование основных конъюнктурообразующих факторов потенциальных рынков сбыта выпускаемой продукции.2. Исследование потребительских свойств производимой продукции и сбор информации об удовлетворенности ими покупателей.3. Анализ конкурентоспособности продукции предприятия, сопоставление ее потребительских свойств, цены, издержек производства с аналогичными показателями конкурирующей продукции, выпускаемой другими предприятиями.4. Выявление системы взаимосвязей между различными факторами, влияющими на состояние рынка и объем продаж. 5. Выявление передовых тенденций в мировом производстве по профилю предприятия.6. Координация и согласование действий всех функциональных отделов в выработке единой коммерческой политики.7. Сбор, систематизация и анализ всей коммерческо-экономической информации по конъюнктуре потенциальных рынков сбыта продукции предприятия. 8. Определение географического размещения потенциальных потребителей.9. Определение удельного веса продукции основных конкурентов в общем объеме сбыта на данном рынке.10. Исследование структуры, состава и организация работ сбытовой сети, обслуживающей данный рынок.11. Анализ сильных и слабых сторон конкурирующей продукции.12. Организация обратной связи с потребителями: изучение мнения; потребителей и их предложений по улучшению выпускаемой продукции.13. Разработка стратегии рекламы и плана проведения рекламных мероприятий.14. Расчет емкости рынка для продукции пред-приятия.15.Организация рекламы при помощи СМИ; организация и подготовка стратегий для журналов, газет, радио и т.д.16. Организация выста-вок.17. Изучение передового опыта рекламы и стимулирование спроса в стране и за рубежом.18. Анализ организации сбытовой сети, стоимости и технической оснащенности каналов реализации продукции предприятия, оценка эффективности работы сбытовой сети.19. Разработка предложений и рекомендаций по изменению характеристик, конструкции и технологии производства выпускаемой продукции с целью улучшения ее потребительских свойств.20. Подготовка и заключение договоров с покупателями с учетом нормативных актов на поставку продукции. 21. Организация и планирование отгрузки готовой продукции. 22. Проведение надзора за правильностью транспортировки, использования и хранения продукции. 23.
Организация выставок-продаж, выставок на предприятии. 24. Анализ мотивов определенного отношения потребителей к предлагаемой им продук-ции.25. Анализ действенности рекламы, ее влияние на сбыт продукции, информированности потребителей о продукции предприятия; разработка предложений по совершенствованию рекламы. 26. Методическое руководство дилерской службой в области сбыта.27. Анализ состояния реализации продукции предприятия, выявление продукции, не имеющей достаточного сбыта и определение причин. .28. Проведение сравнительного анализа издержек обращения, выявление и ликвидация экономически необоснованных расходов.29. Формирование новых потребителей с целью расширения рынка и поиска новых форм применения выпускаемой продукции. 30. Подготовка предложений и рекомендаций к плану производства продукции предприятия по номенклатуре и количеству, исходя из результатов конъюнктуры рынков и спросы на отдельные виды продукции. 31. Сопоставление годовых, квартальных и внутримесячных планов поставок продукции в соответствии с договорами и контроль, за их выполнением.
Для эффективного функционирования отдел маркетинга должен активно взаимодействовать с другими подразделениями ОАО «ЩЛЗ» и иметь с ними информационные связи, в частности, с материально-техническим отделом по поводу заявок на горюче-смазочные материалы и другие материалы, согласованные с транспортным отделом; с планово-экономическим отделом рассматриваются на предмет утверждения сметные калькуляции на работы и услуги, выполняемые отделом, сметы на содержание отдела, предложения по изменению цен, исходя из конъюнктуры рынка и состояния спроса на данную продукцию, сведения об отгрузке продукции потребителям, сведения об остатках продукции на складах, сумме недопоставляемой по договорам продукции за отчетный месяц и нарастающим итогом с начала года, отчет о выполнении плана поставок с учетом заключенных договоров; с бухгалтерией согласовываются товарно-транспортные накладные и прилагаемые к ним документы на отгрузку готовой продукции, ведомости на железнодорожный тариф, документы по командировкам специалистов; с отделом кадров готовится отчетность по вопросам движения, подбора, расстановки кадров, резерв на выдвижение на руководящие должности, заявки на потребность в кадрах, табели или другие документы учета рабочего времени, заявки на повышение квалификации работников предприятия; совместно с производственными цехами собираются сведения о выявлении дефектов по вине цехов, заказы на ремонт (восстановление) узлов, агрегатов, машин, документов по взаимным расчетам; с отделом труда и зарплаты рекомендательные и тмате-риального поощрения, соблюдению трудового законодательства, штатное расписание; положение о премировании, коллективный договор, график работы предприятия.
Успешная деятельность отдела маркетинга в кризисных условиях позволила предлриятию сохранить позиции на внутреннем рынке России и наметить выход на внешний рынок.
Список литературы
1. Амблер Т. Маркетинг и финансовый результат: новые метрики богатства корпорации, М.: Финансы и статистика, 2003.
2.Ильенкова С.Д. Инновационный менеджмент, М.: ЮНИТИ-ДИНА, 2012.
3.Конина Н.Ю. Маркетинг и конкурентные позиции ТНК, М.: Маркетинг, 2009.
4.Котлер Ф. Основы маркетинга, М.: Прогресс, 1999.
5.Шумпетер Й. Теории экономического развития, М.: Прогресс,1982.
ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА Сарычева Ольга Александровна, студентка Плахов Артём Владимирович. к.э.н., доцент кафедры «Финансы, инвестиции и кредит» Орловский государственный аграрный университет
В данной статье рассмотрены проблемы существующие в системе налогообложения субъектов малого бизнеса, а так же пути совершенствования системы налогообложения субъектов малого бизнеса.
По данным Росстата на 1 января 2014 года, в России зарегистрировано 5,6 млн. субъектов малого и среднего предпринимательства. На них работают 25% от общей численности занятых в экономике и приходится около 25% от общего объема оборота продукции и услуг, производимых предприятиями по стране.
Проблемы налогообложения малого бизнеса являются одной из основных причин низкой предпринимательской активности населения нашей страны. В настоящее время многие люди предпочитают не открывать собственного дела из-за запутанной ситуации с налогообложением, а также необходимостью отчислять существенные суммы различным государственным органам.
В настоящее время предприниматели могут выбрать общую или упрощенную систему налогообложения, которые, в любом случае, приводят к заполнению обилия различных документов для предоставления их в налоговые органы. [2]
Недостатками существующие в системе налогообложения субъектов малого бизнеса:
Проблемы
Сложность системы Высокое налоговое Не стабильность законодательств Сложность налоговой
н алого обложения Эремя отчётности
Рис.1