Научная статья на тему 'Основные направления в психолого-педагогических исследованиях проблемы формирования психологической культуры личности'

Основные направления в психолого-педагогических исследованиях проблемы формирования психологической культуры личности Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
541
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Пинигина Галина Вениаминовна, Полякова Людмила Степановна

Приведены основные направления исследований проблемы формирования психологической культуры личности в контексте проблемы общекультурного развития человека. Раскрыта сущность каждого направления исследований по обозначенной проблеме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные направления в психолого-педагогических исследованиях проблемы формирования психологической культуры личности»

Педагогика высшей школы

145

УДК 378.14

Г.В. Пинигина, Л.С. Полякова

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ

КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ

В наше время в обществе от современного руководителя в надежде на успех требуется высокая управленческая культура, к которой приводит психологическая культура управленца.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что понятие «психологическая культура личности» (ПКЛ) не имеет общепринятого определения, но широко используется исследователями в контексте проблемы общекультурного развития человека; позволил выделить несколько основных направлений в исследованиях по формированию психологической культуры личности.

Во-первых, ПКЛ активно обсуждается в контексте проблемы общего культурного развития человека (через развитие психологического компонента культуры или через формирование определенных свойств, качеств личности). В этом случае исследователи рассматривают ПКЛ как расширение возможностей субъекта адекватно взаимодействовать с окружающим миром в ходе целенаправленных внешних воздействий (воспитания, обучения, социальной среды) или саморазвития. Культура личности рассматривается как целостная система, то есть как комплекс упорядоченных избирательно вовлеченных подсистем, компонентов и качеств. Все элементы личностной культуры существуют во взаимосвязи и единстве. Среди таких элементов личностной культуры, как нравственная культура, культура общения, эстетическая и так далее, исследователи особо выделяют ПКЛ. Они утверждают, что исходя из степени выраженности подсистем, компонентов, особенно психологической, духовной, социальной, интеллектуальной, нравственной, эстетической и мировоззренческой культуры, можно выделить уровень развития зрелости личности в целом. Главной целью педагогического процесса в этом направлении является формирование свойств, качеств личности, либо компонентов (элементов) личностной культуры, которые помогают личности осознанно (продуктивно, адекватно, целенаправленно, активно) реагировать в изменяющихся внешних условиях. Определенный уровень сформированно-сти этих качеств (элементов) является критерием выраженности психологической культуры. Ученые предлагают такие компоненты психологической культуры: психические процессы, состояния, свойства, сенситивность, эмпатия, рефлексия.

Во-вторых, ПКЛ рассматривается в контексте профессиональной подготовки и деятельности специалистов. Задача оптимизации профессионального обучения выдвигает на первый план во-

просы целенаправленного формирования психологической культуры профессионала. Эти исследования посвящены анализу личностных изменений, развитию психических процессов, формированию индивидуального стиля деятельности в процессе профессионализации. В современных исследованиях содержания профессионального образования особо подчеркивается значение психологической подготовки к будущей деятельности, которая предусматривает укрепление взаимосвязей между определенными качествами как элементами сложных способностей, необходимых для данной деятельности, и формирование умения пользоваться ими в определенных условиях. Раскрывая сущность и содержание понятия ПКЛ (культуры мышления, чувств, речи, поведения, общения), ученые исходят из того, что это культура создания и восприятия психологических явлений жизни, отношение человека к действительности, с точки зрения психологических законов развития личности и общества, психоаналитическое свойство личности по отношению к себе и соответственно этим феноменам, совершенствование своих личностных свойств и качеств, способствующих эффективной жизнедеятельности. Таким образом, этот педагогический подход предполагает сведение ПКЛ к творческо-профессиональной деятельности, формированию и совершенствованию таких психических процессов (мышление, память, чувство) или личностных свойств и качеств, умений, которые влияют в целом на всю жизнедеятельность человека, в том числе и профессиональную. Развитие ПКЛ через формирование отдельных свойств и умений рассматривается в ходе профессионализации или специально организованного педагогического процесса (спецкурсов или тренингов эмпатии, коммуникативных способностей и так далее), что предполагает широкий спектр деятельности, интегрированную и координированную систему всей воспитательной работы в высших учебных заведениях.

К третьему направлению следует отнести исследования посвященные развитию отдельных компонентов ПКЛ (психическая регуляция деятельности, коммуникативная компетентность, социально-перцептивная компетентность, общительность, наблюдательность, сенситивность, де-центрация и так далее). Ученые выделяют три элемента ПКЛ: познание себя, познание другого человека, умение строить свои взаимоотношения с людьми и заботиться о своем психическом здоровье. Развитие ПКЛ в данном направлении рас-

146

Г.В. Пинигина, Л.С. Полякова

сматривается как формирование отдельных ее свойств и умений. Каждый из видов психологической компетентности может с полным правом рассматриваться как некий элемент психологической культуры человека. Психологическую компетентность руководителя ученые представляют как совокупность его психических образований (знаний, умений, качеств), обеспечивающую психологически грамотное, обоснованное осуществление профессиональной деятельности и общения. Ряд исследователей уделяют внимание формированию отдельных компонентов ПКЛ (например, культура мышления). Культура мышления и деятельности предполагает своей основой рефлексию деятельности и мышления, разработку и применение средств организации рефлексии. Исследованию и формированию рефлексивности студентов посвящено немало работ. Однако следует согласиться с мнением авторов, что это направление ограничивает необходимость рассмотрения ПКЛ как целостного системного явления. Они утверждают, что нельзя сводить целое (психологическую культуру) к одному ее элементу или сумме ее составляющих, и считают, что в приобретении психологических знаний, как и любых других, эффективность существенно нарастает при наличии системы, элементы которой должны быть, по возможности, фундаментально обоснованы. Более того, по мнению многих ученых, компетентность носит более инструментальный, прикладной характер, тогда как культура - личностное образование.

Авторы четвертого направления анализируют пути воздействия на ПКЛ в конкретной общности. Исследователи, анализируя пути воздействия на ПКЛ в целом, а не через развитие у нее отдельных компонентов, тем или иным способом изучают психологическую культуру конкретной общности людей в целом, чтобы анализировать отдельные стороны этого целого. В этом случае ученые определяют ПКЛ как иерархию принимаемых ею норм, ритуалов, запретов, стереотипов поведения, и выделяют такие важные черты психологической культуры человека, как интерес к проявлениям иной культуры, восприимчивость к этим проявлениям, терпимость к представителям других культур. Для некоторых специалистов по управленческому консультированию за рубежом, психологическая культура человека - это, прежде всего, механизм, помогающий им жить в своей среде и сохранять единство и целостность сообщества при взаимодействии с другими сообществами. Таким образом, индивидуальная психологическая культура каждого является основой продуктивного

□ Авторы статьи:

развития всей организации (группы, коллектива). Основной способ воздействия на психологическую культуру в группе - это рефлексия, осознанность индивидуальной психологической культуры, стремление к саморазвитию, учет влияния условий групповой психологической культуры.

Завершая анализ психолого-педагогической литературы по вопросу формирования ПКЛ, следует отметить, что педагогические аспекты приобщения к психологической культуре студентов технического университета не выступали предметом специальных исследований. В настоящее время этот феномен как целостное образование еще не изучен. Более того, психологическая культура не рассматривается как самостоятельное понятие ни в одном из существующих отечественных психологических словарей. Опираясь на изложенные четыре направления в исследованиях, мы будем считать, что определяющими психологическую культуру управленца являются: рефлексия, толерантность, эмпатия, культура общения. Психологическая культура реализуется через коммуникативную деятельность и предполагает культуру общения. Важнейшим основанием культуры управленца, критерием ее выраженности в нем выступает его общение с другими. Будущему специалисту, специалисту нового поколения необходима культура общения, уровень которой проявляется в наличии деловых коммуникативных умений.

По мнению исследователей, рефлексия, толерантность, эмпатия - неотъемлемые составляющие деловых коммуникативных умений. При этом рефлексивный компонент психологической культуры является доминирующим, дающим основу для творчества, поиска, создания новых культурных образцов профессиональной деятельности. Рефлексия - это размышление, самонаблюдение, самопознание, осмысления своей деятельности в системе отношений с миром, в котором живет человек. Она выступает в форме осознания действующим субъектом того, как он воспринимается и оценивается другим индивидом. Психологическая культура проявляется в понимании людей, сопереживании им, можно сказать, в культуре чувств. Способность к эмпатии, которую авторы понимают, как способность улавливать настроение людей, выявлять их установки и ожидания, сопереживать их нуждам, способность говорить приятное, умение замечать чувства, проявлять терпимость к людям - неотъемлемые качества современного руководителя.

Пинигина Полякова

Галина Вениаминовна Людмила Степановна

- канд. пед. наук, доц., зав. каф. пси- - старший преподаватель кафедры

хологии и педагогики психологии и.педагогики

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.