Научная статья на тему 'Основные направления в изучении вопросов личного потребления'

Основные направления в изучении вопросов личного потребления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
352
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Креативная экономика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВОСПРОИЗВОДСТВО / ПРОИЗВОДСТВО / ПОТРЕБЛЕНИЕ / ЛИЧНОЕ ПОТРЕБЛЕНИЕ / ИННОВАЦИОННЫЙ ЧЕЛОВЕК / ЧЕЛОВЕК ПОТРЕБЛЯЮЩИЙ / ОБЩЕСТВО ПОТРЕБЛЕНИЯ / REPRODUCTION / PRODUCTION / CONSUMPTION / PRIVATE CONSUMPTION / INNOVATIVE PERSON / CONSUMPTIVE PERSON / CONSUMER SOCIETY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шишкарева Наталья Валерьевна, Савченко Ирина Ивановна, Ухалова Татьяна Сергеевна

В статье акцентируется внимание на необходимость научного осмысления проблем личного потребления в связи с переходом к инновационной экономике и формированием «инновационного человека» как главного субъекта социально-экономических отношений нового времени. Основные признаки модели «инновационного человека» не совместимы с характеристикой «человека потребляющего» как представителя общества потребления. Экономический детерминизм, как результат либеральной модели рыночной экономики, не отвечает задачам современного общества. Подчинение общества институту рынка деформирует мотивы деятельности человека во всех сферах жизни. Возникает необходимость пересмотреть место и роль потребления в воспроизводственном процессе и определить основные направления в исследовании вопросов личного потребления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шишкарева Наталья Валерьевна, Савченко Ирина Ивановна, Ухалова Татьяна Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The main issues of personal consumption study

The article focuses on need for scientific understanding of personal consumption problems due to the transition to an innovation economy and the formation of \"innovative person\" as the main subject of modern socio-economic relations. The main features of \"innovative person\" model are not consistent with the characteristic of \"consuming human\" as a representative of the consumer society. Economic determinism as the result of liberal market economy model does not meet the challenges of modern society. Submission of society to the market institute distorts the motives of human activity in all spheres of life. There is a need to review role and place of consumption in reproduction process and to determine the main aims in the study of issues of personal consumption.

Текст научной работы на тему «Основные направления в изучении вопросов личного потребления»

КРЕАТИВНАЯ ЭКОНОМИКА

Том 11 • Номер 1 • январь 2017 ISSN 1994-6929 Journal of Creative Economy

издательство

Креативная экономика

основные направления в изучении вопросов личного потребления

Шишкарева Н.В.1, Савченко И.И}, Ухалова Т.С.1

1 Дальневосточный федеральный университет

АННОТАЦИЯ:_

В статье акцентируется внимание на необходимость научного осмысления проблем личного потребления в связи с переходом к инновационной экономике и формированием «инновационного человека» как главного субъекта социально-экономических отношений нового времени. Основные признаки модели «инновационного человека» не совместимы с характеристикой «человека потребляющего» как представителя общества потребления. Экономический детерминизм, как результат либеральной модели рыночной экономики, не отвечает задачам современного общества. Подчинение общества институту рынка деформирует мотивы деятельности человека во всех сферах жизни. Возникает необходимость пересмотреть место и роль потребления в воспроизводственном процессе и определить основные направления в исследовании вопросов личного потребления.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: воспроизводство, производство, потребление, личное потребление, инновационный человек, человек потребляющий, общество потребления.

The main issues of personal consumption study

Shishkareva N.V.\ Savchenko I.I.1, Ukhalova T.S.1

1 Far Eastern Federal University

введение

Одним из самых дискуссионных разделов в экономической науке является теория потребления. Содержание понятия личного потребления, его роль и место в экономической и общественной жизни претерпели кардинальные изменения за последние сто с лишним лет. Данные изменения обусловлены закономерностями исторического развития общества.

Переход к инновационному типу экономики предполагает формирование «инновационного человека», что, в свою очередь, обусловливает объективную необходимость изменения потребностей и содержания процесса личного потребления. В Стратегии инновационного развития Российской Федерации отмечено, что «одной из основных

задач инновационного развития является создание условий для формирования у граждан следующих компетенций инновационной деятельности:

• способность и готовность к непрерывному образованию, постоянному совершенствованию, переобучению и самообучению, профессиональной мобильности, стремление к новому;

• способность к критическому мышлению;

• способность и готовность к разумному риску, креативность и предприимчивость, умение работать самостоятельно, готовность к работе в команде и в высококонкурентной среде;

• владение иностранными языками, предполагающее способность к свободному бытовому, деловому и профессиональному общению» [6].

Безусловно, чтобы обладать данными качествами, человек должен соответствовать своему призванию. И он должен быть способен не только к тому, чтобы ограничить удовлетворение своих потребностей пределами необходимости, но и к тому, чтобы принести свое призвание в жертву более высоким обязанностям. «Практическое образование требует, чтобы человек, удовлетворяя свои естественные потребности и влечения, проявлял благоразумие и соблюдал ту меру, которая лежит в границах их необходимости, т.е. необходимости самосохранения» [7].

Но чтобы система потребностей стала органически рациональной не только у отдельных людей, а в широком масштабе, необходимо рационализировать потребление. Уровень потребления, структура и качество зависит от конкретных социально-эко-

ABSTRACT:_

The article focuses on need for scientific understanding of personal consumption problems due to the transition to an innovation economy and the formation of "innovative person" as the main subject of modern socio-economic relations. The main features of "innovative person" model are not consistent with the characteristic of "consuming human" as a representative of the consumer society. Economic determinism as the result of liberal market economy model does not meet the challenges of modern society. Submission of society to the market institute distorts the motives of human activity in all spheres of life. There is a need to review role and place of consumption in reproduction process and to determine the main aims in the study of issues of personal consumption.

KEYWORDS: reproduction, production, consumption, private consumption, innovative person, consumptive person, the consumer society.

Received: 26.12.2016 / published: 31.01.2017

© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Shishkareva N.V. (g-nat@mail.ru)

CITATION:_

Shishkareva N.V., Savchenko 1.1., Ukhalova T.S. (2017) Osnovnye napravleniya v izuchenii voprosov lichnogo potrebleniya [The main issues of personal consumption study]. Kreativnaya ekonomika. 11. (1). - 9-18. doi: 10.18334/ce.1 1.1.37361

номических условий и множества факторов. Проблемы потребления связаны с развитием производства, ростом благосостояния общества, уровнем жизни и степенью дифференциации населения по доходам, с качеством потребительских товаров, со структурой и культурой потребления, с идеологией и психологией потребления, с состоянием окружающей среды, с уровнем образования, религиозными установками, обычаями и традициями народа и т.д.

Согласно закону иерархии потребностей, человек вначале удовлетворяет естественные физиологические потребности, а затем социальные и духовные. Однако в реальной жизни это не столь очевидно, ведь с течением времени представление о том, какие потребности важнее, изменяется. Кроме того, удовлетворение одного типа потребностей бывает неразрывно связано с удовлетворением потребностей другого типа. Но проблема не в том, что, с исторической точки зрения, в соответствии с законом возвышения потребностей, потребности в качественном отношении растут в большей степени, чем в количественном. Проблема в другом, а именно в том, что нарастает опасность перерождения «человека разумного» в «человека потребляющего». И все на это работает: система массовой информации, реклама, маркетинг и т.д.

Более того, остается актуальной проблема расточительного, демонстрационного поведения, о котором писал еще Т. Веблен. Э. Фромм замечательно описывает данную ситуацию. Этот человек «Homo consumens» — «вечный сосунок с открытым ртом, вбирающий в себя без усилий и без внутренней активности все, что ни обрушивает на него индустрия, развивающая скуку (и нагоняющая тоску), — сигареты, спиртное, кино, телевидение, спорт, лекции, — с тем лишь ограничением, что ему по карману. Внутренняя пассивность человека в индустриальном обществе сегодня — одна из наиболее характерных патологических его черт» [8] (Fromm, 2014).

Так в чем же причина такого поведения людей? С чем связано возникновение общества потребления? К. Маркс писал так: «Не только предмет потребления, но также и способ потребления создается производством, не только объективно, но и субъективно. Производство, таким образом, создает потребителя» [2] (Marks, 1980). В свою очередь, П. Кругман отмечает: «Экономисты вообразили идеальную, гладкую рыночную систему. Если мы хотим вернуть былую репутацию, то экономике придется переориентироваться на куда менее заманчивый образ.

ОБ АВТОРАХ:_

Шишкарева Наталья Валерьевна, доцент кафедры экономической теории lg-nat0mail.ru)

Савченко Ирина Ивановна, доцент кафедры экономической теории

Ухалова Татьяна Сергеевна, старший преподаватель кафедры экономической теории

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Шишкарева Н.В., Савченко И.И., Ухалова Т.С. Основные направления в изучении вопросов личного потребления // Креативная экономика. - 2017. - Том 11. - № 1.- С. 9-18. doi: 10.18334/ce.1 1.1.37361

Образ рыночной экономики, у которой есть ряд преимуществ, но которой приходится прорываться сквозь ряд проблем и шероховатостей» [1]. «Рыночная организация общества потерпела неудачу», — пишет К. Поланьи. — «Развиваются какие-то другие формы организации. Задача огромной сложности — интегрировать общество по-новому. Это проблема новой цивилизации» [5] (Polani, 2006).

Каковы же признаки этой новой цивилизации? Нам представляется, что вполне подходит следующее высказывание, определяющее глобальные тенденции развития человечества: «Чем иным является богатство, как не полным развитием господства человека над силами природы, т.е. как над силами так называемой «природы», так и над силами его собственной природы?

Чем иным является богатство, как не абсолютным выявлением творческих дарований человека, без каких-либо других предпосылок, кроме предшествовавшего исторического развития, делающего самоцелью эту целостность развития, т.е. развития всех человеческих сил как таковых, безотносительно к какому бы то ни было заранее установленному масштабу. Человек здесь не воспроизводит себя в какой-либо одной только определенности, а производит себя во всей своей целостности, он не стремится остаться чем-то окончательно установившимся, а находится в абсолютном движении становления» [2, с.481-482] (Ыатк$,1980).

В этой связи возникает необходимость систематизации направлений в изучении проблем, связанных с исследованием личного потребления.

Глубокий анализ изученной литературы по данной проблеме показал, что, начиная

с 20-х годов XIX века и по настоящее время, сложилось несколько направлений в изучении проблем потребления. Это такие направления, как:

• политэкономическое;

• экономическое;

• социологическое;

• психологическое.

Первое, политэкономическое направление, формировалось в условиях недопотребления основной массы трудящегося населения. Все это обусловило необходимость создания такой экономической системы, которая позволила бы добиться стремительного роста производства и повышения благосостояния народа. Представители классической школы политической экономии — А. Смит, Д. Рикардо, Дж. Милль, С. Сисмонди, П. Прудон, Т.Р. Мальтус, К. Маркс и др. — одни из первых, кто проявил научный интерес к исследованию процессов, происходящих в сфере личного потребления. В рамках данного направления личное потребление рассматривалось скорее как неотъемлемый момент системы воспроизводства общественного богатства, и не являлось объектом специального исследования.

Основной целью политэкономического направления являлось познание сущности потребления, а также выявление места и роли личного потребления в системе обще-

ственного воспроизводства. Так, по мнению Д. Рикардо, потребление «...лежит, собственно говоря, вне политической экономии, за исключением того, что оно, в свою очередь, оказывает обратное воздействие на исходный пункт и вновь дает начало всему процессу» [3].

Большой вклад в становление теории потребления внес К. Маркс, который раскрыл значения таких понятий, как «производительное потребление» и «потребительное производство», «закон возвышения потребностей», «товарный фетишизм» и «формационные типы потребления».

Стремительное развитие производства вызвало всплеск экономических изысканий, которые были ограничены рамками воспроизводственного процесса, являвшегося стержнем экономического развития. В основе данного подхода лежало рассмотрение отношений между людьми в процессе производства. Непосредственному потребителю товаров и услуг не уделялось достаточного внимания, что привело к возникновению ряда малоисследованных проблем в теории потребления. Такой подход к исследованию проблем потребления, как отмечалось ранее, объясняется спецификой исторических условий развития общества и экономики.

На данном историческом этапе развития общества личное потребление являлось всего лишь моментом в производстве капитала и ограничивалось удовлетворением минимума основных биологических потребностей для большинства населения по причине низкого уровня доходов. В связи с чем политэкономическое направление носит общетеоретический и абстрактный характер, который не позволяет решать более конкретные проблемы. Например, такие, которые связаны с системой реализации товаров потребления и многие другие.

Последняя треть XIX века характеризуется резким изменением вектора направленности в изучении экономических явлений в сторону исследования субъектов экономики и активного изучения потребления как обособленного процесса. Такие изменения возможны только в условиях рынка, поскольку капиталистическое рыночное хозяйство предоставило возможность противопоставления сферы производства и сферы потребления. Все это привело к возникновению второго направления — экономического, которое позволяет исследовать проблемы, связанные с определением оптимального соотношения между производством и потреблением, а также прогнозировать спрос.

Важнейшую роль в развитии экономического направления исследования потребления сыграл маржинализм, который заложил основы теории максимизации полезности, теории предельной полезности, теории выявленных предпочтений и т.д. (Г. Госсен, К. Менгер, Ф. Визер, Л. Вальрас, А. Маршалл и другие). Для маржиналистов, в отличие от классиков политической экономии, производство является косвенным видом обмена, который диктуется, в первую очередь, нуждами потребления. В основе их теории лежит модель рационального индивида, основной задачей которого является максимизация своего благосостояния при определенных внешних и внутренних условиях.

Представители экономического направления считали, что анализировать экономические процессы необходимо начинать с изучения непосредственно потребностей людей и их взаимосвязи с личным потреблением, а также мотивов потребительского поведения.

Впервые экономическая теория в качестве исходной точки приняла субъективную мотивацию экономического поведения индивида, т.е. повернулась лицом к человеку. Это был своего рода переворот в экономической науке, который сыграл важную роль в ее дальнейшем развитии. В этой связи, К. Менгер отмечал, что исходным пунктом всякого человеческого хозяйства является человек и его потребности. По мнению А. Маршалла, «Потребление — это цель производства, а все полезное потребление в свою очередь порождает выгоды...» [4] (Marshall, 1993). Таким образом, к концу XIX века сфера потребления становится первичной в системе воспроизводства, а само личное потребление начинает рассматриваться не только как процесс удовлетворения потребностей индивида и его воспроизводство, а как форма потребительского поведения.

В начале XX века на фоне стремительного развития экономики происходит быстрый рост уровня доходов населения. Потребности индивидов начинают не просто расти, а изменяться, и начинают выходить за рамки физиологических потребностей для большей части населения. Вопросы, касающиеся личного потребления, начинают интересовать ученых таких междисциплинарных направлений, как социология и психология. Одной из первых наук, поставивших проблемы потребления в центр исследования, является социология, которая стала рассматривать потребление как важный социальный феномен.

Впервые основы социологического направления исследования личного потребления были заложены в XIX веке. Социологическое направления данного периода рассматривало потребление с точки зрения индивида, преследующего свои собственные интересы. В работах таких классиков социологии, как Т. Веблен, М. Вебер, Г. Зиммель и др., раскрываются основные понятия, связанные с личным потреблением, и обосновываются процессы, происходившие в сфере личного потребления в период с XVII по XIX век. Можно выделить два основных направления в социологии потребления XIX века. Первое направление основано на теории «демонстративного» потребления Т .Веблена.

Как и другие представители институциализма, Т. Веблен трактовал потребление как значимый социальный процесс, как способ поддержания и воспроизводства существующих культурных и классовых различий в обществе. Идеи «демонстративного» потребления Т. Веблена были продолжены М. Вебером, который расширил исследовательскую рамку анализа вопросов личного потребления за счет введения им таких понятий, как «жизненный стиль», избирательность и индивидуальность потребителя.

В работах немецкого социолога и философа Г. Зиммеля берет свое начало второе направление в социологии потребления. В своем анализе вопросов личного потребления Г. Зиммель, как и Т. Веблен, использует понятие «подражание». По мнению Г. Зиммеля, потребление является не столько возможностью следовать традиционным канонам, сколько способом демонстрации индивидом своего социального статуса. Ученый начинает изучать влияние на личное потребление такого явления, как мода, которая является не чем иным, как выражением «демонстративного» потребления.

Особенности этапа, связанного с бурным развитием экономики в первой половине ХХ века, отражены в трудах таких западных ученых, как Дж. Гелбрейт, Дж. Катон, У. Ростоу и др. На фоне развития массового производства происходит становление эпохи «общества высокого массового потребления», которое приводит к изменению места и роли личного потребления в обществе. Центром экономической жизни становится потребитель. В этот же период на западе появляется новая отрасль знаний — «социология потребления», предметом исследования которой является потребление как осознанная деятельность потребляющих индивидов. В этой связи К. Кэмбелл отмечает, что потребление есть «деятельность, которая передает информацию об идентичности потребителя всем тем, кто является ее свидетелем» [9] (Campbell, 1995). Этим автор подчеркивает самовыражение и индивидуальность потребителя.

В последние десятилетия ХХ века в процессы потребления как предметов потребления, так и услуг вовлекаются практически все слои населения западных обществ. Изменения, происходящие в обществе в данный период: высокий уровень доходов, развитие индустрии услуг, развитие новых форм организации личного потребления, вызвали сдвиг к истолкованию содержания понятия потребления и его роли и места в обществе. Возникло такое явление, как «сверхпотребление». Потребление стало рассматриваться как область формирования социальных норм, культуры и ценностей. Произошедшие изменения стали толчком для исследования таких аспектов потребления, как: культура потребления; мода; стиль и образ жизни; характер социальных отношений и т.д. Данные тенденции нашли свое отражение в работах таких современных исследователей, как Дж. Дьюзенберри, Ж. Бодрийяр, С. Майлз и др. В частности, Дж. Дьюзенберри обосновал новую концепцию потребления, согласно которой предпочтения индивидов находятся в прямой зависимости от окружения, соседей, на которых индивид ориентирован и которыми восхищается [10].

Как известно, поведение индивида в качестве потребителя определяется не только экономическими факторами, но и напрямую зависит от психологических факторов. В связи с чем возникает необходимость привлечения психологии к исследованию вопросов личного потребления. Так, появляется четвертое направление в исследовании потребления — психологическое, которое развивается в рамках такой научной отрасли, как психология потребления, зародившейся на Западе в 60-е годы ХХ века. Хотелось бы обратить внимание на тот факт, что в США психология потребления существует

как самостоятельная отрасль психологии. В Европе — как раздел экономической психологии потребления. Для России психология потребления является зарождающейся отраслью науки и разрабатывается в рамках как экономической психологии, так и социальной психологии. Сложившаяся тенденция объясняется тем, что в российских научных кругах до сих пор не уделяется должного внимания потребителю и его поведению.

Психологическое направление в изучении проблем потребления рассматривает потребление как элемент в поведении индивида. Само же поведение психологи трактуют как результат универсальных психических процессов и индивидуальных различий. В рамках психологического подхода исследуются такие вопросы, как: отношение потребителя к товару и услуге; процесс принятия решений о покупке; «экономическое сознание»; жизненный стиль и т.д. Основной категорией психологического направления является потребительский выбор. Хотелось бы отметить, что, ввиду своего прикладного характера, данное направление предлагает подходы к экономическим проблемам, другими словами, оно предлагает темы для исследования, а не теоретические позиции.

Таким образом, краткий анализ направлений в изучении проблем личного потребления показывает, что в условиях стремительно изменяющейся экономики в исследовании вопросов потребления все труднее опираться только на экономику. Социология, антропология, философия, психология, математика, эконометрика исправно предоставляли и продолжают предоставлять ценные данные о вопросах, связанных с потреблением. Так, например, зарубежные психологи полагают, что будущее психологии потребления лежит в более глубоком описании экономического сознания и поведения людей. По их мнению, вплоть до недавнего времени прогресс психологии потребления основывался на попытках исследователей сохранять расстояние между психологическими, социологическими и экономическими подходами к изучению вопросов потребления. Но в современных условиях продолжение подобной поляризации может привести к тому, что экономика исчезнет из сферы изучения субъективных смыслов потребления.

В этой связи необходимо отметить, что в теории потребления зарождается новое направление в исследовании вопросов личного потребления — междисциплинарное. Данное направление предполагает исследование вопросов потребления с позиций различных наук, что существенным образом обогатит теорию потребления и выведет ее на новый уровень, соответствующий реалиям нового времени.

заключение

1. Переход к инновационной экономике ставит проблему становления инновационной личности, с соответствующими компетенциями. Однако в рыночной экономике, в которой господствует экономический детерминизм и сформировалось общество потребления, потребности людей и, соответственно, масштабы, структура и характер потребления не отвечают требованиям новой цивилизации.

2. Возникает необходимость проанализировать в историческом аспекте основные направления развития экономической мысли о месте, роли, условиях и факторах потребления как важнейшей составляющей воспроизводственного процесса.

3. На современном этапе развития экономической науки требуется междисциплинарный подход, с учетом философских, социологических, психологических и исторических взглядов.

источники:

1. Кругман Пол Почему экономическая наука бессильна. [Электронный ресурс]. URL: httpc://slon.rueconomics/pochemu_ekonomicheskaya_nauka_bessilna-130856.xhtml.

2. Маркс К. Экономические рукописи 1857-1861 гг. / (Первоначальный вариант «Капитала»). В 2-х ч.Ч.1. — М.: Политиздат, 1980. — 29 c.

3. Маркс К., Энгельс Ф., Соч. Т.46., ч.1, С.25

4. Маршалл А. Принципы экономической науки. / Том 1. — М.: Прогресс, 1993. — 123 c.

5. Поланьи Карл. О вере в экономический детерминизм. / «Великая трансформация» Карла Поланьи: прошлое, настоящее, будущее: сб. / общ. ред. Р. М. Нуреев. — М.: ГУ ВШЭ, 2006. — 28-37 c.

6. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020г URL: https://rg.ru/pril/63/14/41/2227_strategiia.doc.

7. Философско-экономические воззрения И.К. Смирнова Избранные труды. / Составители: Н.Ф. Газизуллин, Е.Г. Скобельцина и др. — СПб.: Изд-во НПК «Рост», 2015. — 254 c.

8. Фромм Э. Революция надежды. / пер. с англ. — М.: АСТ, 2014. — 212-213 c.

9. Campbell C. The Sociology of consumption//Acknowledging Consumption. A review of New Studies / Ed.By D/Miller.-London., N.Y,:Routledge. — London., N.Y.: Routledge, 1995. — 111 p.

10. Duesenberry J. // Human Development Report. 1998. P-39

references:

Filosofsko-ekonomicheskie vozzreniya I.K. Smirnova Izbrannye trudy [I.K. Smirnov's philosophical and economic views. Selected Works] (2015). SPb.: Izd-vo NPK «Rost». (in Russian).

Campbell C. (1995). The Sociology of consumption//Acknowledging Consumption. A review of New Studies / Ed.By D/Miller.-London., N.Y,:Routledge London., N.Y.: Routledge.

Fromm E. (2014). Revolyutsiya nadezhdy [The Revolution of hope] M.: AST. (in Russian).

Marks K. (1980). Ekonomicheskie rukopisi 1857-1861 gg [Economic Manuscripts of 1857-1861] M.: Politizdat. (in Russian).

Marshall A. (1993). Printsipy ekonomicheskoy nauki [The principles of economics] Moscow: Progress. (in Russian).

Polani Karl. (2006). O vere v ekonomicheskiy determinizm [On faith in economic determinism] M.: GU VShE. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.