THE MAIN DIRECTIONS IN THE FORMATION OF A HEALTHY LIFESTYLE OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN Nurmatova M.I. (Republic of Uzbekistan) Email: [email protected]
Nurmatova Maktuba Isakdjanovna - Elementary School Teacher, SCHOOL № 8,
ZANGIATA DISTRICT, TASHKENT REGION, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: this article reveals the main directions in the formation of a healthy lifestyle of the younger student. A healthy lifestyle is an ideological and behavioral system of a person, ensuring his physical, mental and spiritual well-being in accordance with the age and sex and individual characteristics. Therefore, in working with younger students it is necessary to conduct work in several directions. Personal hygiene. Public hygiene. Nutrition. Physical activity. A healthy lifestyle also implies healthy teamwork.
Keywords: healthy lifestyle, younger student, personal hygiene, nutrition, physical activity.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА Нурматова М.И. (Республика Узбекистан)
Нурматова Мактуба Исакджановна - учитель начальных классов,
школа № 8,
Зангиатинский район, Ташкентская область, Республика Узбекистан
Аннотация: в данной статье раскрыты основные направления в формировании здорового образа жизни младшего школьника. Здоровый образ_жизни - это мировоззренческая и поведенческая система человека, обеспечивающая его физическое, психическое и духовное благополучие в соответствии с половозрастными и индивидуальными особенностями. Поэтому в работе с младшими школьниками надо вести работу по нескольким направлениям: личная гигиена, общественная гигиена, питание, физическая активность. Здоровый образ жизни подразумевает и здоровые отношения в коллективе. Ключевые слова: здоровый образ жизни, младший школьник, личная гигиена, питания, физическая активность.
Что же входит в понятие «здорового образа жизни»? Рассмотрим, как это понятие раскрывается в разных источниках.
Здоровый образ жизни - образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья [2].
Здоровый образ жизни - рациональный образ жизни, неотъемлемой чертой которого является активная деятельность, направленная на сохранение и улучшение здоровья [3].
Здоровый образ жизни - это мировоззренческая и поведенческая система человека, обеспечивающая его физическое, психическое и духовное благополучие в соответствии с половозрастными и индивидуальными особенностями [1].
Можно сделать вывод, что под здоровым образом жизни человека подразумевается сохранение и укрепление здоровья, а также профилактика заболеваний и создание условий для этого.
Поэтому в работе с младшими школьниками надо вести работу по нескольким направлениям. 1. Личная гигиена. Как правило, привитие и соблюдение правил личной гигиены начинается в семье, и порой кажется, что много уделять внимания этой теме не следует. Однако, практика показывает, что пришедшие в первый класс дети не всегда владеют этими правилами. Систематическая небрежность в одежде, в прическе, отсутствие носового платка, расчески, неподстриженные ногти, пятна на одежде и теле с прошлого
учебного дня. Делать замечания при всем классе - это, конечно же, неэтично, но указать ребенку на недостатки во внешнем виде надо.
2. Общественная гигиена. Не все дети, пришедшие в школу, знают, как себя вести в коллективе, чтобы сохранить своё здоровье, а также здоровье окружающих. Даже такие процессы, как чихание, кашель, высмаркивание вызывают затруднения и не оговариваются в семье. Как это сделать так, чтобы не обидеть окружающих и в то же время не повредить своему здоровью. Не все дети знают, для чего нужен носовой платок, как им пользоваться. Дети должны понимать, что соблюдение личной гигиены влечет за собой гигиену общественную. Люди общаются между собой, пользуются общими предметами, совместно выполняют какую-либо работу.
3. Питание. Все говорят о здоровом и правильном питании. Но если посмотреть, чем любят питаться школьники, то станет ясно, что это только разговор. Родители порой согласны на то, чтобы их дети питались булочками, пиццами, пирожками, лишь бы они были сыты. Но, где же здесь сбалансированное питание? Где нужные организму жиры, белки и углеводы? Да, одними разговорами о полезности и вредности тех или иных продуктов учитель мало чего может добиться. Но если учащимся не только объяснить, но ещё и показать наглядно (например, 1 класс - с участием сказочных персонажей, 4 класс - презентация, имеющая научное объяснение), что происходит при употреблении тех или иных продуктов, а ещё привлечь к этому врачей, то можно получить положительный результат. Конечно же, не сразу все дети сделают выводы и начнут питаться правильно. Но вода и камень точит. Значит, подобные беседы-презентации надо проводить регулярно, привлекать детей к созданию таких сообщений. Не надо забывать и о родителях, ведь они могут провести классные часы, лекции, беседы, презентации. Мнение ребенка меняется, когда он видит, что его мама говорит о чем-то не только ему, а всему классу, и её слушают. Также надо учитывать и то, что социальный статус, материальное положение, образование, информированность в различных вопросах в каждой семье разная.
4. Физическая активность. Движение - это жизнь. Эта фраза у всех на устах. Но это не значит, что бегающие на перемене дети ведут здоровый образ жизни. Движение, приносящее пользу, должно быть организованно с умом. Подвижные игры должны приносить и физическое, и моральное удовлетворение. Правила не должны рождаться спонтанно. Игры должны развивать различные группы мышц, координацию движения, внимание, память, находчивость, активность. И здесь огромная роль отводится учителю, потому что младшие школьники не могут в достаточной степени организовываться самостоятельно.
Здоровый образ жизни подразумевает и здоровые отношения в коллективе. Ведь эмоциональный фон влияет на наше здоровье так же, как движение и питание. С прекрасным настроением мы можем «свернуть горы». Поэтому перед учителем стоит задача создания доброжелательной и комфортной атмосферы как в общении между одноклассниками, так и между их родителями. Этому способствуют совместные мероприятия, экскурсии, поездки за город, помощь семьям, оказавшимся в тяжелой жизненной ситуации.
Таким образом, сохранение, укрепление здоровья, профилактика заболеваний зависит от настроя человека, его информированности, желания быть здоровым, то есть от личного отношения к своему здоровью. А учителя и родители должны поддерживать стремление ребенка вести здоровый образ жизни.
Список литературы /References
1. Безрукова В.С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога), 2000. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://didacts.ru/dictionary/1010/word/zdorovyi-obraz-zhiznizozh, свободный/ (дата обращения: 22.02.2019).
2. Википедия, свободная энциклопедия. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki, свободный/ (дата обращения: 22.02.2019).
3. Медицинская энциклопедия. © Академик, 2000-2014. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://dic.academic.ru/contents.nsf /enc_medicine/, свободный / (дата обращения: 22.02.2019).