Научная статья на тему 'Основные направления управления прибылью предприятия'

Основные направления управления прибылью предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
798
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Архивариус
Область наук
Ключевые слова
PROFIT / MANAGEMENT / PLANNING / ENTERPRISE / MARKET / ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чернов Евгений Кириллович

Данная статья написана с целью проведения детального анализа рационального управления прибылью на предприятии в рыночной экономике. В представленном тексте пошагово рассмотрены наиболее важные аспекты при распределения полученной прибыли организацией, опираясь на условия современного мира. Диапазон описанных методов проходит от оценки при планировании до применения альтернативных способов управления прибылью для минимизации рисков и получения максимального эффекта при выборе стратегии обеспечения прибыльности. В заключительной части сформулирован вывод о том, что основной целью управления прибылью является обеспечение оптимизации ее формирования, распределения и использования, как в текущем, так и в долгосрочном периоде

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные направления управления прибылью предприятия»

- недвижимость, продажи авто и других товаров, кроме продуктов - 20%.

ВВП Беларуси всего 0,14% от мирового производства. Экономика Республики не является самодостаточной, но зависит от положения в России, Европе, Китае и глобальных процессов. Закрывается или фактически не работает большинство развлекательных учреждений, спортивные клубы, детские кружки, курсы и прочее. А это уменьшение платежей в бюджет и еще большее падение уровня жизни работников этих сфер [3]. Столичные торговые дома теряют до 70-80% выручки. В такой ситуации уже нельзя говорить о какой-то прибыли, только о серьезных убытках.

Падение деловой активности в мире из-за короновируса оказалось настолько масштабным, что привело к рекордному сокращению потребления нефтепродуктов. Обвал цен на нефть произошло еще и потому, что свободной нефти в мире слишком много. Ее потребление сократилось, ведь уменьшилось количество авиарейсов, упал спрос на перевозки людей на автомобилях и дизельных поездах, сократилось потребление нефтепродуктов и промышленными компаниями, которые остановили свои заводы на карантин.

Падение ожидает мировую торговлю - примерно на 13-32% по итогам 2020 года.

Особенность нового кризиса - не только то, что он создает беспрецедентную неопределенность, но и то, что больнее всего он бьет по рабочим местам, меняет цепи производства и доставки товаров, разрушает целые сектора экономики.

Рассмотрев сегодняшнюю экономическую ситуацию во всем мире, можно сделать вывод, что пандемия COVID-19 привела к беспрецедентным проблемам в мировой экономике, последствия которой люди во всем мире будут чувствовать в течение нескольких лет. Новый экономический кризис, наступление которого объявили в Международном валютном фонде, может стать самым большим и самым мощным со времен Великой депрессии 1930-х годов. А дату его завершения и последствия пока почти невозможно спрогнозировать, поскольку пандемия короновируса все еще продолжается.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1 Шимов, В.Н. Национальная экономика Беларуси: учебник для студентов учреждений высшего образования по эк. спец. / В.Н. Шимов и др.; - Минск: БГЭУ, 2012. - 649 с.

2 Экономические последствия короновируса для Беларуси // Министерство финансов Республики Беларусь: [Электронный ресурс] - 2020. - Режим доступа: https://myfin.by/wiki/term/ministerstvo-finansov-rb.

3 Экономика Беларуси // Википедия. Свободная энциклопедия: [Электронный ресурс] - 2020. - Режим доступа: https ://ru.wikipedia.org/wiki/Экономика_Белоруссии.

4 Поствирусная экономика // РКБ. ру: [Электронный ресурс] - 2020. - Режим доступа: https://www.rbc.ru/tags/?tag=мировая%20экономика.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРИБЫЛЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ

Чернов Евгений Кириллович

магистрант 2 курса кафедры экономики Международного инновационного университета города Сочи,

Россия, город Нижний Новгород

Аннотация. Данная статья написана с целью проведения детального анализа рационального управления прибылью на предприятии в рыночной экономике. В представленном тексте пошагово рассмотрены наиболее важные аспекты при распределения полученной прибыли организацией, опираясь на условия современного мира. Диапазон описанных методов проходит от оценки при планировании до применения альтернативных способов управления прибылью для минимизации рисков и получения максимального эффекта при выборе стратегии обеспечения прибыльности. В заключительной части сформулирован вывод о том, что основной целью управления прибылью является обеспечение оптимизации ее формирования, распределения и использования, как в текущем, так и в долгосрочном периоде.

Annotation. This publication was written to conduct a detailed analysis of the rational profit management in an enterprise in a market economy. In the presented text step by step discribed the most important aspects of the distribution of profits by the organization based on the conditions of the modern world. The range of described methods ranges from assessment during planning to the application of alternative methods of managing profit to minimize risks and obtain maximum effect when choosing a strategy for ensuring profitability. The final part concludes that the main goal of profit management is to optimize its formation, distribution and use, both in the current and in the long term.

Ключевые слова: profit, management, planning, enterprise, market, economy.

Keywords: profit, management, planning

Актуальность рационального управление прибылью в организациях все больше и больше становится значимой повесткой в современном мире, ввиду того, что прибыль является неотъемлемой и наиболее

весомой движущей силой в рыночной экономике. Прибыль непосредственно осуществляет интересы собственников, обслуживающего персонала и всего государства.

Рыночная экономика диктует свои условия, при которой прибыль является основой показателя результатов хозяйственной деятельности, поскольку являет собой обобщение всех доходов, расходов и потерь от хозяйствования. Прибыль наглядно отображает рентабельность, является основой оценки эффективности функционирования организации и их взаимодействия между собой. Среди прочего, прибыль позволяет осуществлять стимулирование труда, способствует социальному и производственному развитию предприятия, позволяет увеличение собственного капитала и рост имущества.

Положительные финансовые результаты функционирования любого предприятия являются приоритетной задачей, что говорит об актуальности темы исследования. Обоснованием такого положения является тот факт, что сама деятельность предприятия не имеет возможности функционировать, не имея прибыли.

Показатель рентабельности позволяет отследить прибыльность предприятия, поскольку прибыль и рентабельность являются важнейшими показателями характера эффективности производственно -хозяйственной деятельности. Влияние на эти аспекты существования всего предприятия оказывает большое количество факторов [5]. Увеличение предприятием реализации рентабельной продукции ведет к увеличению прибыли, что, следовательно, улучает его финансовое состояние. Это обусловлено тем, что именно наращивание прибыли образует финансовую базу для возможности самофинансирования производства и его расширения, обеспечения поощрения сотрудников в материальном и социальном плане. Все это приводит к неизбежности потребности в анализе прибыли и ее планированию, поиску путей увеличения рентабельности и непрерывной целенаправленной борьбе за прибыльность каждого этапа производства на предприятии.

Путем обеспечения прибыльности предприятия в современных условиях рыночной экономике является необходимость увеличения доходов и снижение затрат на производство продукции. Для обеспечения осуществления данного процесса необходимо непрерывное анализирование, планирование объемов продаж, определение ритмичности производства, оценка эффективности диверсификации, определение соответствия актуальному положению предприятия его ценовой политики и прочих факторов.

Таким образом, следует понимание того, что основой увеличения доходности предприятия в современных условиях служит занимаемая позиция на рынке, а именно грамотное ценообразование и продуктивная стратегия маркетинга в области качества предоставляемой продукции. При акцентировании внимания на эти факторы, необходимо учитывать соблюдение внутреннего контроля рентабельности запускаемых и действующих производств.

Основополагающими шагами для предприятия в целях оптимизации затрат будут осуществление оценки, проведение анализа, планирование статей затрат и обеспечения резервов для их минимизации. Учетная политика имеет большой вес в отношении затрат предприятия. Первоочередными пунктами для оптимизации являются оценочная стоимость товаров, имеющиеся материальные запасы и многие другие. Среди них можно выделить используемые методы начисления амортизации, которые можно производить разными способами.

Среди прочих применяется начисление внеоборотных активов, которое осуществляется путем равномерного перенесения стоимости амортизируемого имущества (линейный метод). Если брать во внимание другие способы, то про них можно сказать о значительном увеличении размера амортизационных отчислений в первые годы эксплуатации активов, что окажет негативное влияние на объем прибыли. В качестве вывода из вышеописанного можно отметить тот факт, что для управления прибылью предприятия стоит обращать особое внимание на учетную политику на современных предприятиях.

«Рациональное использование прибыли возможно при согласованности действий системы экономических рычагов. И первостепенное значение имеет реализация продукции» [5]. Это положение отражается в нескольких наблюдениях. В первую очередь стоит говорить о том, что процесс реализации продукции на рынке являет собой возмещение израсходованных средств производства. Помимо этого, реализация продажа товара возможна тогда, когда продукт получает признание рынком. Таким образом, несвоевременные шаги на пути реализации могут привести к нарушению ритмичности производства, из -за чего последует снижение эффективности деятельности предприятия. Так же немаловажную роль будет играть уверенность кредиторов и акционеров в платежеспособности организации и возвратности ею предоставленных ссуд. Для организации важно сохранять стремление к сохранению прибыли в качестве резерва для укрепления возможности самофинансирования. Для осуществления такой стратегии требуется осуществлять планирование распределения прибыли таким образом, чтобы одновременно с обеспечением благосостояния компания не нанести урон.

Планирование входит в перечень основных методов управления прибылью. При проектировании плана, помимо всех факторов, имеющих влияние на величину возможных финансовых результатов, необходимо учитывать все возможные вариации производственной программы для выявления наиболее эффективных в плане максимизации прибыли.

Для обеспечения эффективного управления прибылью, руководству предприятия приходится сталкиваться с решением задач, которые способствуют росту конечного финансового результата деятельности предприятия:

• Обеспечивать стабильный воспроизводственный процесс необходимыми источниками финансирования;

• Учитывать интересы акционеров и участвующих инвесторов;

• Гарантировать исполнение обязательств компании перед бюджетом и внебюджетными фондами, банками и другими кредиторами;

• Контроль рублем за финансовым состоянием, платежеспособностью и кредитоспособностью корпорации [1].

• Влияние резервов и мобилизация ресурсов в целях эффективного использования прибыли и других доходов, включая и внереализационные;

Основные этапы планирования:

• Исчисление базовых показателей за предшествующий год;

• Выявление целей хозяйственной деятельности на планируемый год;

• Прогнозирование индексов инфляции;

• Расчёт плановой прибыли и рентабельности по возможным вариантам;

• Выбор оптимального варианта [4].

В целях исполнения плана мероприятий по оптимизации управления прибылью необходимо осуществление следующих шагов:

1. Безоговорочное соблюдение заключенных договоров по поставкам продукции. Наиболее важно стимулировать предприятие на производство престижных и необходимых рынку товаров.

2. Инвестирование капитала в масштабную и эффективную политику в области обучения персонала.

3. Усиление эффективности деятельности предприятия по сбыту продукции. Следует акцентировать внимание на увеличении скорости движения оборотных средств, сокращению всех видов запасов, а именно обеспечение быстрого продвижения готовых изделий от производителя к потребителю.

4. Уменьшать непроизводительные расходы, риски и потери.

5. Применять самые современные автоматизированные и механизированные средства.

Успех предпринимательства зависит от его прибыли, которая формирует финансы предприятия. Поэтому приоритетным вопросом является анализ финансовых результатов деятельности предприятия, поскольку он позволяет оценить все грани финансово-хозяйственной деятельности компании. Для обеспечения эффективного и рационального существования предприятия следует принимать меры по стабилизации финансового состояния и увеличению прибыли, среди которых: контроль активов предприятия, ускорение реализации продукции и расчётов с участниками рынка; согласование уловий с банком и кредиторами об отсрочке части платежей и прочие мероприятия, рассмотренные ранее.

Также для руководства предприятия не стоит забывать об иных способах роста прибыли. Возможно вложение средств в ценные бумаги, что, конечно, требует большой осторожности и анализа. Выполнение всех вышеперечисленных мероприятий значительно повысит эффективность управления прибылью.

Список использованной литературы:

1. Алексеев, В. М., Алексеева М. С. Управление прибылью предприятия: основные задачи // Молодой ученый. — 2019. — №23. — С. 198-200.

2. Бланк И. А. Управление прибылью — 2-е изд., расш. и доп. — К.: Ника-Центр, Эльга, 2014.752 с

3. Бухонова, С.М. Комплексная методика анализа финансовой устойчивости предприятия: / С.М. Бухонова // Экономический анализ: теория и практика. - 2011. - №7. - С.8-15.

4. Фокина, О.М. Экономика организации (предприятия) / О.М. Фокина, А.В. Соломка. - М.: КноРус, 2018. - 486 с.

5. Экономика фирмы (организации, предприятия): Учебник / Под ред. Горфинкеля В.Я.. - М.: Вузовский учебник, 2018. - 318 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.