ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ УКРЕПЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ В РОССИИ
П.А. Бычкова, студент
В.А. Благинин, старший преподаватель, начальник управления наукометрии Уральский государственный экономический университет (Россия, г. Екатеринбург)
DOI:10.24412/2411-0450-2023-12-1-27-30
Аннотация. Статья посвящена изучению основных направлений возможного развития транспортного машиностроения государства, как одной из основных отраслей хозяйствования. В рамках исследования выделены проблемы развития представленного промышленного комплекса, такие как недофинансирование и недоинвестирование отрасли, кадровый дефицит и отсталый уровень технического вооружения. Транспортное машиностроение - ключевая промышленная отрасль страны, решение стратегических проблем которой, позволят заметно усилить экономический рост.
Ключевые слова: промышленность, машиностроение, транспортное машиностроение, транспорт, транспортная инфраструктура.
В настоящее время под транспортным машиностроением принято подразумевать отрасль машиностроения, которая занимается проектированием, производством и эксплуатацией транспортных средств, включая автомобили, самолеты, поезда и другие виды транспорта. Она включает в себя различные области, такие как автомобильное машиностроение, авиационное машиностроение, судостроение и железнодорожное машиностроение. Основная цель транспортного машиностроения - создание безопасных, эффективных и экологически чистых транспортных средств для удовлетворения потребностей людей в перемещении и перевозке грузов [1].
Целью данной статьи заключается в анализе проблем машиностроительного комплекса Российской Федерации, а также предложения путей их решения (в частности, обеспечение потребностей транспортного комплекса и транспортной инфраструктуры РФ в высокоэффективной технике).
В экономике страны транспортное машиностроение играет важную роль, поскольку оно обеспечивает производство транспортных средств, которые являются неотъемлемой частью ключевой - транспортной инфраструктуры страны. А также является перспективным сектором экономики, который создает рабочие места и
способствует экономическому росту. Он предоставляет работу для многих людей, включая инженеров, технических специалистов и рабочих. Кроме того, транспортное машиностроение имеет высокий потенциал для развития и инноваций. Многие компании работают над созданием новых технологий и материалов, которые могут улучшить производительность и безопасность транспортных средств, что может привести к дальнейшему улучшению экономического роста и производительности страны [1].
Главным экономическим назначением продукции машиностроения является облегчение труда и повышение его производительности путем обогащения всех отраслей народного хозяйства основными фондами технического уровня.
Продукция машиностроения составляет более 20% от общего объема промышленного производства России, что является весомым показателем в рамках среднемирового уровня. Машиностроительный сектор России включает 19 отраслевых комплексов и отдельных производств. В этой сфере задействовано свыше 40 000 предприятий всех уровней и различных форм собственности, из них 2 000 являются крупными [2].
Продукция машиностроительных предприятий играет важную роль в экономике
России, так как она является основой для развития других отраслей промышленности и инфраструктуры. Машиностроение обеспечивает производство многих видов оборудования, машин и инструментов, необходимых для различных отраслей экономики, таких как сельское хозяйство, строительство, транспорт, энергетика и другие. Кроме того, продукция машиностроительных предприятий экспортируется за рубеж, что способствует укреплению экономических связей России с другими странами и привлечению иностранных ин-
вестиций. В структуре промышленного производства доля машиностроения составляет почти 12%.
Проанализировав данные развития машиностроения в России, можно сделать вывод, что показатели представленной отрасли имели положительную динамику в период с 2012 по 2020 гг., за исключением 2016 года, когда был отмечен спад отрасли, что подтверждается объемами продукции машиностроительных предприятий (рис. 1) [3].
10000000 9000000 8000000 7000000 6000000 5000000 — 4000000 — 3000000 — 2000000 1000000 о
I 13,9
108,3
103,6
112,
114,5
110,9
105,6
7026089 6551187 oo о r-о 8320699
r-
140 120 100 80 60 40 20 0
2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019
Объем реализации, млн. руб. Темп роста к прошлому году, в %
Рис. 1. Динамика объемов реализации продукции машиностроения за 2012-2019 гг., млн
руб.
Представленный анализ свидетельствует о том, что несмотря на значительный рост объемов реализации продукции машиностроения, темпы роста заметно снизились. Если в 2012 г. темп роста объемов реализации продукции машиностроения составлял 113,9%, то в 2019 г. составил лишь 105,6% [2].
Перед Россией стоит задача повышения конкурентоспособности отечественной промышленности, в том числе модернизация и внедрение технологических инноваций [8]. Прежде всего это касается высокотехнологичных отраслей. Однако решение этой проблемы также заключается в создании конкуренции и принуждении отечественных производителей повышать качество своей продукции. Машиностроению в России присущ целый ряд проблем.
Одной из основных проблем машиностроения в России является устаревшее оборудование и технологии производства. Это приводит к низкой эффективности производства, высоким затратам на производство и низкому качеству продукции. Кроме того, отсутствие инвестиций в развитие машиностроительной отрасли ведет к сокращению производственных мощностей и ухудшению конкурентоспособности на мировом рынке [4].
Для решения данной проблемы необходимо Правительством РФ проводятся следующие мероприятия:
1. Инвестирование в обновление производственных мощностей и приобретение нового оборудования. Государство предоставляет льготы и субсидии на модернизацию производственных мощностей.
2. Улучшение условий для развития инновационной деятельности. Создаются специальные инновационные центры и лаборатории, где будут проводиться исследования, созидаться новые технологии и разрабатываться инновационные продукты.
Еще одной проблемой является недостаток квалифицированных кадров. Многие специалисты уезжают работать в другие макрорегионы или переходят в другие отрасли хозяйствования, что приводит к дефициту опытных работников на машиностроительных предприятиях [6].
Также важным фактором является высокая зависимость от импортных комплектующих и материалов, что делает машиностроение России уязвимым к внешним экономическим факторам.
Предприятия, занимающиеся промышленной железнодорожной отраслью, сталкиваются с необходимостью обновления парка тягового подвижного состава.
Развитие транспортной инфраструктуры городов России способствует увеличению спроса на городской рельсовый транспорт и вагоны метрополитена. Важно
расширять присутствие отечественных производителей на зарубежных рынках, для чего необходимо создание собственного производства комплектующих [5]. Международное сотрудничество в области поставок подвижного состава на железные дороги осуществляется на государственном уровне, что подчеркивает значимость этого направления торговой деятельности [6-7].
Наконец, недостаточная государственная поддержка машиностроительной отрасли также является проблемой. Необходимо создавать условия для развития инноваций, поддерживать малые и средние предприятия, а также обеспечивать доступ к финансированию и технологическим ресурсам.
Разработка мер по решению указанных проблем позволит повысить эффективность деятельности транспортной системы и инфраструктуры Российской Федерации, а также полностью удовлетворить платежеспособный спрос на грузовые и пассажирские перевозки и тем самым способствовать ускорению экономического роста.
Библиографический список
1. Распоряжение Правительства Свердловской области от 17 августа 2017 года N 1756-р «Об утверждении стратегии развития транспортного машиностроения Российской Федерации на период до 2030 года и плана мероприятий по ее реализации» // Электронный фонд. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/436759657 (дата обращения 05.12.2023).
2. Европейская электротехника. Машиностроение. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.euroetpao.ru/otrasli/mashinostroenie/ (дата обращения 04.12.2023).
3. Григорьянц А.Г., Лутченко А.В. Современные проблемы развития аддитивных технологий в машиностроении // Наукоемкие технологии в машиностроении. - 2022. -№ 8(134). - С. 27-30.
4. Кандаурова К.А., Плаксина А.М. Основные тенденции развития машиностроения в Российской Федерации // Экономическая теория в условиях глобализации экономики: Тезисы докладов и выступлений XI Международной научно-практической конференции студентов и молодых ученых, Донецк, 13-14 марта 2019 года. - С. 68-70.
5. Евсеева, М.В., Стариков Е.Н., Воронов М.П. Уровень технологического развития индустриальных регионов: экосистемный подход // Управленец. - 2021. - Т. 12, № 3. - С. 1330.
6. Распоряжение Правительства РФ от 17.08.2017 N 1756-р (ред. от 13.10.2022) «Об утверждении Стратегии развития транспортного машиностроения Российской Федерации на период до 2030 года» // КонсультантПлюс. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения 05.12.2023).
7. Анимица, Е.Г. Проблемы и стратегические направления развития системы автомобильных дорог страны / Е.Г. Анимица, М.Н. Гончарова // Тенденции развития экономики России и стран СНГ: Материалы международной заочной научно-практической конференции, Новосибирск, 20 февраля 2015 года. - Новосибирск: НГАУ, 2015. - С. 12-16. -EDN
8. Соколова, Е.В. Технологии искусственного интеллекта в современной экономике / Е.В. Соколова // Многополярный мир в фокусе новой действительности: материалы XIII Евразийского экономического форума молодежи, Екатеринбург, 24-28 апреля 2023 года / УрГЭУ. Том 2. - Екатеринбург: УрГЭУ, 2023. - С. 179-183. - EDN BMBNKC.
THE MAIN DIRECTIONS OF STRENGTHENING TRANSPORT ENGINEERING IN
RUSSIA
P.A. Bychkova, Student
V.A. Blaginin, Senior Lecturer, Head of the Department of Scientometry Ural State University of Economics (Russia, Yekaterinburg)
Abstract. The article is devoted to the study of the main directions of the possible development of transport engineering in the state, as one of the main economic sectors. The study highlights the problems of development of the presented industrial complex, such as underfunding and underinvestment in the industry, personnel shortages and backward levels of technical equipment. Transport engineering is a key industrial sector of the country, the solution of strategic problems of which will significantly enhance economic growth.
Keywords: industry, mechanical engineering, transport engineering, transport, transport infrastructure.