Научная статья на тему 'Основные направления укрепления позиций России в глобальных финансах'

Основные направления укрепления позиций России в глобальных финансах Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
860
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экономический журнал
ВАК
Область наук
Ключевые слова
Экономический кризис / глобальная конъюнктура / финансовая инфраструктура / международный финансовый центр

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Миренская Мария Владимировна, Николаева Олеся Игоревна

В статье рассматриваются факторы, способствующие укреплению позиций России в глобальной финансовой системе и повышению ее роли на международной арене. Анализируются направления реформирования финансового сектора экономики, позволяющие нашей стране возглавить процесс перестройки глобальной финансовой системы, накопившей множество дисбалансов и противоречий и доказавшей свою несостоятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные направления укрепления позиций России в глобальных финансах»

УКРЕПЛЕНИЕ ПОЗИЦИЙ РОССИИ В ГЛОБАЛЬНЫХ ФИНАНСАХ

Нынешний кризис предельно четко обнажил ключевые проблемы мировой финансовой системы, связанные с гипертрофированными размерами рынков капитала, непрозрачностью многих инновационных финансовых инструментов, чрезмерно широким использованием заемных средств для совершения инвестиционных операций, способствующих надуванию спекулятивных «пузырей» на рынках кредитов и активов. Он показал, что финансовая сфера, накопившая множество дисбалансов и факторов риска, превратилась в мощный генератор дестабилизирующих импульсов для глобальной экономики и нуждается в серьезных переменах.

Мощный генератор нестабильности для мировой экономики и финансов заложен уже в самой однополярной американоцентричной конфигурации современной финансовой системы. Устранение накопившихся дисбалансов и повышение стабильности системы требует кардинального реформирования внутренней архитектуры. Существующая архитектура, сформировавшаяся в послевоенные годы, в значительной степени исчерпала свои возможности и не адекватна современной глобальной экономике.

Вопросы реформирования финансового сектора в настоящее время являются предметом активного обсуждения политических и деловых элит разных стран, мирового экспертного сообщества. Большинство ведущих политиков и экспертов сходятся в том, что сегодня корректировки отдельных норм и положений, регулирующих финансовую деятельность, недостаточно. В масштабной модернизации нуждается сама архитектура глобальной финансовой системы, включающая в себя международные институты, а также базовые принципы и правила, определяющие общий механизм функционирования рынков капитала и обеспечивающие их стабильность. Однополярность мировой финансовой системы вступает в острое противоречие со складывающейся многополярностью глобальной экономики, в которой неуклонно укрепляются позиции развивающихся государств. В целом ускорение процессов пере-стройки мирового экономического ландшафта в пользу ведущих развивающихся стран, в том числе России, может стать одним из наиболее значимых последствий текущего кризиса. Эго в свою очередь делает еще более актуальным вопрос кардинального повышения роли этих стран в глобальном финансовом устройстве.

При этом, как показал кризис, финансовое благополучие даже крупнейших развивающихся держав по-прежнему в значительной степени зависит от поведения инвесторов из западных стран. Последние же в условиях повышения нестабильности предпочитают сворачивать деятельность на развивающихся рынках, считая их слишком рискованными, и репатриировать капиталы. Подобная инвестиционная стратегия выступает значимым фактором риска для мирового хозяйства, поскольку резкое сокращение внешнего финансирования ведет к торможению производства в развивающихся странах и к общему замедлению глобального экономического роста.

В этой связи формирование справедливой многополярной мировой финансовой системы, учитывающей интересы как развитых, так и развивающихся стран, становится одним из ключевых факторов устойчивого поступательного развития глобальной экономики. В конечном итоге это обеспечит переход глобальной финансовой системы от американоцентричнош к более устойчивому и справедливому многополярному устройству, объективно отражающему современную расстановку сил в мировом хозяйстве.

Глобальный кризис также наглядно продемонстрировал, что несмотря на очевидные экономические успехи России ее позиции в мировой финансовой системе остаются непрочными. Сжатие глобальных рынков капитала привело к масштабному оттоку финансовых ресурсов за рубеж, дестабилизации внутреннего финансового рынка и девальвации рубля.

Для России последствия кризиса могли бы оказаться еще более серьезными, если бы не своевременная реализация правительством и Банком России масштабного пакета мер по поддержке финансового и реального секторов экономики, позволившая предотвратить коллапс национальной финансовой системы и сползание экономики в полномасштабную рецессию.

Вместе с тем сохранение потенциала и обеспечение устойчивого роста экономики России требует последовательного укрепления ее позиций в мировой финансовой системе. Без решения этой стратегической задачи невозможно повысить доверие к отечественной валюте, сократить объемы бегства капитала, обеспечить стабильный, не зависящий от состояния глобальной конъюнктуры приток иностранных инвестиций в Россию, и сформировать надежную ресурсную базу для долгосрочного экономического роста страны.

Существенным фактором повышения роли России в международных финансах может служить интернационализация рубля.

В последние годы в России были созданы базовые предпосылки для того, чтобы рубль стал международной валютой, играя значимую роль в обслуживании внешнеторговых и инвестиционных связей страны, обороте глобальных валютных и финансовых рынков. По размеру реального ВВП и экспорта товарной продукции Россия уверенно входит в десятку ведущих стран мира. Была введена свободная конвертируемость рубля, сформирован емкий внутренний валютный рынок. В течение длительного времени (с 2002 г. по сентябрь 2008 г.) укреплялся реальный курс рубля1.

Данные факторы обусловили нарастание интернационализации рубля в докризисный период. В частности, расширялись объемы торговли рублем на зарубежных валютных площадках, объемы выпу ска рублевых еврооблигаций российскими и иностранными финансовыми институтами. Ряд государств СНГ заявил о планах использования рубля для хранения своих официальных резервов.

Глобальный кризис резко остановил эти процессы, вызвав быстрое снижение курса рубля и общее падение спроса со стороны международных инвесторов на финансовые активы развивающихся стран, включая Россию. Это явление, однако, носит временный характер, и по мере стабилизации ситуации в глобальных финансах и российской экономике можно ожидать возобновления роста интереса к рублю в мире.

Особую роль в развитии международного статуса рубля играет региональный аспект. Ведущие экономические и политические позиции, занимаемые Россией на постсоветском пространстве, обеспечивают благоприятные

предпосылки для становления рубля в качестве региональной валюты для стран СНГ, которая обслуживала бы их взаимную торговлю, использовалась для накопления официальных резервов и частных трансграничных инвестиций. В перспективе рубль мог бы стать основной расчетной и резервной валютой стран Содружества, что дало бы новый мощный импульс к развитию интеграционных процессов среди бывших советских республик.

В качестве одного из приоритетов стратегического развития России, направленного на усиление ее позиций в мировых финансах, следует назвать решение правительства о создании в Москве Международного финансового центра (МФЦ). Формирование такого центра позволило бы увеличить приток иностранного капитала в отечественную экономику, нарастить емкость внутренних финансовых рынков, ощутимо снизить издержки привлечения финансовых ресурсов для российского бизнеса, существенно расширить масштабы использования национальной валюты нерезидентами, создать современную финансовую систему, соответствующую лучшим международным стандартам, что, в конечном итоге, окажет позитивное влияние на все сектора экономики.

Для превращения Москвы в крупный международный финансовый центр сегодня имеется множество предпосылок. Российская столица является главным центром концентрации капитала не только на постсоветском пространстве, но и в Центральной и Восточной Европе. На Москву приходится около 80% финансовых потоков страны и свыше половины национального банковского капитала. На московских биржах сосредоточен основной оборот акций и облигаций российских компаний и банков. ММВБ входит в число крупнейших бирж мира. В Москве расположено более половины региональных штаб-квар-тир транснациональных корпораций, работающих в Восточной Европе и на постсоветском пространстве. Докризисные темпы роста экономики мегаполиса на уровне 10% в год опережали даже высокие, по мировым меркам, темпы экономического развития России2.

Однако, как показывает мировой опыт, создание международного финансового центра не может быть обеспечено исключительно ростом количественных показателей экономического развития. Создание МФЦ в Гонконге, Дубай, Сингапуре, Шанхае стало результатом целенаправленной государственной политики.

В феврале 2009 г. правительство одобрило концепцию по созданию в Москве МФЦ3. Документ предусматривает, что до 2012 г. одна из российских бирж должна войти в число 12 мировых лидеров по торговому обороту и объемам размещений акций и облигаций, а доля иностранных бумаг в биржевом обороте составит не менее 10%.

Концепция предполагает две фазы создания Между народно го финансового центра:

до 2010 г. —развитие национального фондового рынка и его интеграцию в региональную финансовую инфраструктуру (лидерство в рамках СНГ);

2010-2012гг. — достижение уровня конкурентоспособности на глобальном уровне, становление российского финансового рынка в качестве регионального финансового центра, одного из ведущих на евроазиатском пространстве.

Для создания Между народно го финансового центра планируется разработать и принять более 40 федеральных законов и подзаконных нормативных правовых актов, в том числе Банка России, а также внести изменения в уже действующее законодательство.

Формирование МФЦ в Москве предполагает принятие государством мер, стимулирующих приток долгосрочных инвестиций на фондовый рынок, в том числе за счет снижения налогов на операции с ценными бумагами и дальнейшего упрощения к нему доступа зарубежных участников.

К задачам, требующим первоочередного решения, отнесены институциональное развитие финансового центра (усовершенствование системы торгов, расчетов и др.), в т.ч. развитие инфраструктуры фондового рынка, отвечающей международным стандартам; привлечение иностранных профучастников, институциональных инвесторов для работы в финансовом центре; ужесточение требований по раскрытию информации; и, конечно, усиление роли рубля в международных расчетах.

Активное вовлечение рубля в между народный оборот будет способствовать увеличению притока иностранного капитала в национальный финансовый сектор благодаря повышению привлекательности инвестиций в рублевые активы для нерезидентов; укреплению доверия к российской валюте внутри страны и к снижению долларизации национальной экономики; получению дополнительных доходов от наращивания объема обращающихся за рубежом наличных рублей, представляющих, по сути, беспроцентное кредитование экономики России; в перспективе — финансированию дефицита текущего баланса за счет выпу ска рублевых долговых обязательств.

К числу необходимых мер можно отнести поддержку формирования интегрированных банковских групп и холдингов, упрощение процедур слияний и поглощений, а также повышение требований к минимальному размеру уставного капитала российских банков. Все это ускорит появление в России банков и банковских групп международного уровня, которые могли бы на равных конкурировать с ведущими западными финансовыми институтами.

Расширение международной экспансии российских банков способствовало бы укреплению имиджа России как глобального игрока. Национальный банковский капитал выступает для бизнеса главной опорой в его международной экспансии, создавая более комфортные условия работы на зарубежных рынках. Глобальное присутствие национальных банков способствует углубле-

нию торгово-экономических и инвестиционных связей страны, усилению ее позиций в мировой экономике и росту геополитического влияния. Их экспансия играет одну из ключевых ролей в расширении использования национальной валюты за рубежом.

В последние годы происходил активный рост зарубежной сети отечественных кредитных организаций. При этом кардинально изменились характер и мотивы экспансии. Если в 1990-е годы отечественные банки, открывая свои подразделения в других странах, в основном руководствовались задачами привлечения иностранного капитала и имиджевыми соображениями, то сегодня они ставят перед собой масштабные цели: освоить перспективные рынки банковских услуг, провести региональную диверсификацию бизнеса, обеспечить комплексное финансово-банковское сопровождение трансграничных проектов и сделок национальных корпораций.

Глобальный кризис, резко ограничивший ресурсную базу российских банков, вынудил многих из них отказаться от планов развития международного бизнеса. Между тем отечественные кредитные организации сегодня имеют уникальную возможность приобрести существенно подешевевшие в ходе кризиса доли участия в зарубежных банковских институтах, значительно сократить свои издержки, связанные с созданием заграничной сети.

В настоящее время готовится реформа глобальной финансовой системы. Важное значение для укрепления стратегических позиций России приобретает активизация ее работы в основных между народных финансовых организациях (МФО) и международных экономических форумах (МЭФ).

Россия как член МВФ, Всемирного банка, Банка международных расчетов участвует в деятельности многих влиятельных МЭФ, включая «большую восьмерку» и «большую двадцатку». Представительство в них позволяет нашей стране поддерживать постоянный диалог с развитыми и развивающимися странами по актуальным проблемам функционирования глобальной экономики и мировых финансов. Вместе с тем из-за ограниченного веса России в МФО и МЭФ развитые государства блокируют выдвигаемые ею инициативы, если они идут вразрез с их экономическими и политическими интересами. Эго снижает эффективность представительства страны в \ гсжд\ народных организациях и объединениях.

В этих условиях необходимо преяеде всего расширить взаимодействие с крупнейшими развивающимися странами, включая страны БРИК, для выработки консолидированного подхода по ключевым вопросам регулирования международных экономических и финансовых отношений.

Одной из ключевых задач, которую Россия должна решить в рамках своего участия в деятельности саммита «большой двадцатки», других значимых МФО и МЭФ, — это пересмотр существующих механизмов ценообразования на глобальных рынках сырья, направленный на ограничение чрезмерного колебания мировых цен на сырьевые товары. В последние годы усиление цено-

вой нестабильности негативно сказывается на экспортирующих сырье государствах, включая Россию, и на мировой экономике в целом.

Наряду с этим России следует предпринять шаги по вступлению в отдельные представительные МФО и МЭФ, которые, как ожидается, будут играть важную роль в выработке предложений по реформированию глобальной финансовой архитектуры. К их числу относятся, в частности, Форум финансовой стабильности и Базельский комитет по банковскому надзору. Возможность участия России в этих прежде закрытых для нее финансовых институтах сегодня закреплена в Декларации ноябрьского саммита G204.

Другим авторитетным МЭФ, участие в котором содействовало бы повышению инвестиционной привлекательности России и увеличению притока долгосрочного зарубежного капитала в отечественную экономику, является Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

Членство в этом представительном форуме, объединяющем наиболее развитые государства мира, рассматривается международными инвесторами как своеобразный знак качества, указывающий на приверженность страны рыночным принципам и на соответствие ее законодательной базы международно-признанным нормам и правилам.

Стремление России усилить свою роль в глобальных финансах, а также меры, предпринимаемые государством для предотвращения коллапса отечественной экономики, должны вывести страну из затяжного экономического кризиса с наименьшими потерями и усилить ее позиции на международной арене. Реализация данных задач позволит России снова занять достойное место в мировых финансах, подобающее ее статусу одной из ведущих экономических держав.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Министерство экономического развития РФ. Режим доступа: http://www.economy. gov.ru/wps/wcm/economylib/mert/pressservice/news/

2 Основные направления повышения роли России в международных финансах // Вектор. 2009. №4. С. 35-41.

3 Постановление правительства Москвы от 19.05.2009 №445-ПП «О концепции развития города Москвы как национального и международного центра финансовых услуг». Режим доступа: http://www.consultant.ru/law/review/reg/md2009-06-01.html

4 Информационное агентство РИА Новости. Режим доступа: http://www.rian.ru/trend/ G20 summit 14112008/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.