Научная статья на тему 'Основные направления цифровой модернизации банковского сектора в России'

Основные направления цифровой модернизации банковского сектора в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
банковский сектор / информационные технологии / банковские технологии / цифровизация / искусственный интеллект / banking sector / information technology / banking technology / digitalization / artificial intelligence

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ольга Геннадьевна Селютина

Активное внедрение в деятельность коммерческих банков достижений цифровых технологий способствует улучшению эффективности банковского сектора, а также оптимизации финансовых процессов во всей экономике. Статья посвящена обзору изменений, происходящих в банковском секторе под влиянием информационных технологий, а именно рассмотрены основные тенденции перехода современных банковских систем к киберэкономике в процессе цифровой модернизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Main directions of digital modernization of the banking sector in Russia

The active introduction of digital technology achievements into the activities of commercial banks helps improve the efficiency of the banking sector, as well as optimize financial processes throughout the economy. The article is devoted to an overview of the changes taking place in the banking sector under the influence of information technology, namely, the main trends in the transition of modern banking systems to the cyber economy in the process of digital modernization are considered.

Текст научной работы на тему «Основные направления цифровой модернизации банковского сектора в России»

Образование. Наука. Научные кадры. 2024. № 3. С. 188—190. Education. Science. Scientific personnel. 2024;(3):188 — 190.

РЕГИОНАЛЬНАЯ И ОТРАСЛЕВАЯ ЭКОНОМИКА

Научная статья УДК 336.7

https://doi.org/10.24412/2073-3305-2024-3-188-190 NIION: 2007-0062-3/24-146

EDN: https://elibrary.ru/LVERMV MOSURED: 77/27-004-2024-03-346

Основные направления цифровой модернизации банковского сектора в России

Ольга Геннадьевна Селютина

Орловский юридический институт Министерства внутренних дел

Российской Федерации имени В.В. Лукьянова, Орел, Россия, olha.selutina@yandex.ru

Аннотация. Активное внедрение в деятельность коммерческих банков достижений цифровых технологий способствует улучшению эффективности банковского сектора, а также оптимизации финансовых процессов во всей экономике. Статья посвящена обзору изменений, происходящих в банковском секторе под влиянием информационных технологий, а именно рассмотрены основные тенденции перехода современных банковских систем к кибер-экономике в процессе цифровой модернизации.

Ключевые слова: банковский сектор, информационные технологии, банковские технологии, цифровизация, искусственный интеллект

Для цитирования: Селютина О. Г. Основные направления цифровой модернизации банковского сектора в России // Образование. Наука. Научные кадры. 2024. № 3. С. 188 — 190. https://doi.org/10.24412/2073-3305-2024-3-188-190. EDN: https://elibrary.ru/LVERMV.

REGIONAL AND SECTOR ECONOMY

Original article

Main directions of digital modernization of the banking sector in Russia

Olga G. Selytina

Oryol Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation named after V.V. Lukyanov, Oryol, Russia, olha.selutina@yandex.ru

Abstract. The active introduction of digital technology achievements into the activities of commercial banks helps improve the efficiency of the banking sector, as well as optimize financial processes throughout the economy. The article is devoted to an overview of the changes taking place in the banking sector under the influence of information technology, namely, the main trends in the transition of modern banking systems to the cyber economy in the process of digital modernization are considered.

Keywords: banking sector, information technology, banking technology, digitalization, artificial intelligence For citation: Selytina O.G. Main directions of digital modernization of the banking sector in Russia // Obrazovaniye. Nauka. Nauchnyye kadry = Education. Science. Scientific personnel. 2024;(3):188 — 190. (In Russ.). https://doi.org/ 10.24412/2073-3305-2024-3-188-190. EDN: https://elibrary.ru/LVERMV.

Банковский сектор России планомерно входит в цифровую трансформацию, которая призвана повысить эффективность экономических процессов с внедрением новейших цифровых инструментов. В условиях постоянно меняющейся технологической среды, где у клиентов появляются новые ожидания и потребности, банки активно внедряют инновации, для того чтобы улучшить качество предоставляемых услуг.

© Селютина О.Г., 2024

В последние годы особенно наблюдается влияние информационных технологий на традиционные банковские услуги. Онлайн-банкинг, мобильные банки и иные цифровые услуги стали привычными инструментами для всех коммерческих банков, позволяющими привлекать более широкую клиентскую базу.

Банковские технологии неразрывно связаны с информационными технологиями, которые обеспечивают комплексную автоматизацию банковской деятельности [1]. Они разрабатываются

Региональная и отраслевая экономика

и внедряются с учетом следующих ключевых принципов:

1) модульный принцип построения — обеспечивает эффективную конфигурацию системы с возможностью ее расширения и дополнения с учетом требований потребителя;

2) открытость технологий — позволяют повысить гибкость выбора технической платформы, тем самым адаптируя их к условиям иных аппаратных средств;

3) гибкость банковских модулей — позволяют переносить их на иные аппаратные средства;

4) масштабируемость — позволяет расширить количество функциональных модулей банковских систем;

5) многопользовательский доступ и функциональное объединение технологий в едином информационном пространстве;

6) непрерывное развитие и усовершенствование банковской системы на основе реинжиниринга бизнес-процессов.

Исходя из способа построения информационных банковских систем выделяют следующие виды информационных банковских технологий: операционные, документарные, объектные.

Документарные технологии используются для организации электронного банковского документооборота. Внедряя документальную информационную технологию, банк формализует свои процессы, что дает возможность снизить трудозатраты и повысить скорость финансовых процессов.

Объектные технологии являются результатом развития документарных информационных технологий. Система или обработка отдельного документа могут быть охарактеризованы состоянием документов. В этом случае документы могут быть построены в цепочку со сложными внутренними связями.

Операционные технологии построены в виде цепочки операций, представляющей собой любую работу, выполняемую на одном рабочем месте, независимо от функциональных задач.

Возможность использования интегрированных бизнес-процессов является одним из основных требований, которое характеризует все виды представленных информационных банковских технологий. На практике это означает, что система должна обладать функционалом, позволяющим проектировать и управлять бизнес-процессами и их взаимосвязями в соответствии с потребностями и особенностями конкретной банковской организации, иными словами, подстраиваться под различные цели и задачи учреждения.

К основным направлениям цифровой модернизации банковского сектора в России на совре-

менном этапе относятся следующие: мобильные приложения и онлайн-банкинг, искусственный интеллект, роботизация процессов и автоматизация, блокчейн-технологии и цифровой рубль.

Интернет-банкинг, или онлайн-банкинг, в настоящее время является распространенной информационной технологией в банковском сфере. Развитие систем дистанционного обслуживания привело к созданию систем различных по объему и формам предоставления банковских услуг. С помощью таких систем, как «Интернет-банк», «Интернет-клиент», «Домашний банк» и др., сейчас можно удовлетворить достаточно широкий спектр запросов клиентов [2]. Активное развитие банковских технологий посредством модернизации мобильных приложений и различных сервисов онлайн-банкинга — одно из наиболее актуальных направлений для расширения клиентской базы. Онлайн-банкинг и мобильный банкинг позволили клиентам получить доступ к своим счетам из любого места и в любое время, сократив необходимость физического посещения банка.

Активное внедрение технологий искусственного интеллекта в банковский сектор позволяет не только значительно сократить финансовые и трудовые издержки, но и качественно повысить эффективность деятельности коммерческих банков. Например, у крупнейших банков России, таких как Альфа-Банк, Сбербанк, Тинькофф Банк и др., наблюдается активное применение чат-ботов, представляющих собой виртуальных клиентских помощников, оперативно проводящих консультации и решение вопросов в режиме реального времени с мгновенной обратной связью. Важным аспектом работы данной технологии искусственного интеллекта является способность анализировать ситуации и предлагать автоматизированные решение, а не простое руководство шаблонной информации. Виртуальные помощники работают вне зависимости от количества операторов на линии и степени их загруженности. Таким образом, у банковского сектора снижаются затраты на набор персонала в са11-центры, повышается скорость обработки обращений, появляются новые возможности для взаимодействия с клиентами по различным каналам связи (голосовая помощь, чаты в мессенджерах и т.п.).

Перспективным направлением развития банковских технологий является использование биометрических данных в процессе выполнения финансовых операций. В качестве таких данных могут быть использованы отпечатки пальцев, сетчатка или радужка глаза, ДНК и т.д. Статистические данные показывают, что биометричес-

2024 / № 3 Е^оайоп. Бйепое. БаепйЛс регэоппе!

189

кая система России в основном основывается на технологии распознавания лица на государственном рынке (более 50%), в то время как самым популярным методом идентификации клиентов в мире является распознавание по отпечатку пальца [3]. Примером развития данной технологии является запуск инновационного сервиса оплаты улыбкой от компании X5 Group и Сбербанка. Данная технология позволяет произвести оплату за несколько секунд, что сопоставимо со скоростью обычной транзакции с использованием банковской карты. Для осуществления оплаты с помощью данного сервиса нет необходимости иметь при себе банковскую карту или мобильный телефон.

Что касается вопроса роботизации и автоматизации процессов, то здесь стоит отметить ускорение процесса обслуживания клиентов и снижение вероятности возникновения ошибок. Благо даря автоматизации рутинных операций работники банков могут уделять больше времени на занятие сложными, стратегически задачами. Примером такого применения является внедрение крупнейшим банком в России, Сбербанком, системы под названием Sberloga. Данная система использует искусственный интеллект для автоматизации и оптимизации задач, таких как обработка заявок на кредит, проверка документов покупателей и выполнение операций по переводу средств.

Блокчейн-технологии используются в качестве новой системы банковских денежных переводов, что существенно сокращает время для проверки заявок на выдачу кредита, так как вся информация, касаемая кредитной истории заемщика, содержится в обширной банковской системе. Данная технология отличается не только прозрачностью, масштабированностью, но и повышенным уровнем безопасности, что является достаточно актуальным вопросом на сегодняшний день.

Автоматическое исполнение контрактных условий — это одно из главных преимуществ блокчейна, поскольку оно исключает необходимость участия посредников.

Таким образом, на современном этапе мы видим существенную роль информационных тех-

нологий в развитии всего банковского сектора. Коммерческие банковские организации активно инвестируют средства в развитие IT-инфраструк-туры, цифровых платформ, искусственного интеллекта и облачных технологий для обеспечения удобства клиентов, повышения безопасности и эффективности бизнес-процессов.

С уверенностью можно сказать, что в будущем банковские технологии будут продолжать развиваться, изменяя и улучшая качество обслуживания клиентов, путем предоставления новых возможностей для удовлетворения их потребностей, что, несомненно, будет способствовать дальнейшему развитию банковского сектора.

Список источников

1. Иванов М.В. Информационные технологии в банковской сфере / / Молодой ученый. 2023. № 7 (454). С. 8—10.

2. Селютина О.Г. Основные информационные технологии, применяемые в банковской сфере // Научные исследования, разработки и практические внедрения: материалы VII Международной научно-практической конференции: в 2 ч. Ставрополь, 31 января 2022 г. Ч. 1. Ставрополь: Параграф, 2022. С. 442—443.

3. Пологрудова АС. Информационные технологии в банковском секторе: тенденции и перспективы развития / / System Analysis and Mathematical Modeling. 2020. T. 2, № 1. С. 63— 70.

References

1. Ivanov M.V. Information technologies in the banking sector // Young scientist. 2023. No. 7 (454). P. 8—10.

2. Selyutina O.G. Basic information technologies used in the banking sector // Scientific research, development and practical implementation: materials of the VII International Scientific and Practical Conference: in 2 parts. Stavropol, January 31, 2022. Part 1. Stavropol: Paragraph, 2022. P. 442—443.

3. Pologrudova A.S. Information technologies in the banking sector: trends and development prospects // System Analysis and Mathematical Modeling. 2020. T. 2, No. 1. P. 63—70.

Информация об авторе

О.Г. Селютина — старший преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин Орловского юридического института Министерства внутренних дел Российской Федерации имени В. В. Лукьянова, кандидат экономических наук.

Information about the author

O.G. Selytina — Senior lecturer at the Department of Civil Law Disciplines of the Orel Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation named after V.V. Lukyanov, Candidate of Economic Sciences.

Статья поступила в редакцию 05.06.2024; одобрена после рецензирования 05.07.2024; принята к публикации 05.08.2024.

The article was submitted 05.06.2024; approved after reviewing 05.07.2024; accepted for publication 05.08.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.