Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЦИФРОВИЗАЦИИ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ ПРЕДПРИЯТИЯ'

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЦИФРОВИЗАЦИИ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ ПРЕДПРИЯТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
логистика / транспорт / цифровая логистика / logistics / transport / digital logistics

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кондратюк Д.А., Кисель Е.С.

Главной задачей этой статьи является рассмотрение востребованной на сегодняшний день темы основных трендов цифровой логистики. Логистика в совокупности с системой управления цепями поставок является ключевым фактором в цифровой экономике, с посредством которого координируются взаимоотношения производителя с потребителем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAIN DIRECTIONS OF DIGITALIZATION OF LOGISTICS PROCESSES OF ENTERPRISE

The main task of this article is to consider the topic of the main trends in digital logistics that is in demand today. Logistics, together with the supply chain management system, is a key factor in the digital economy, through which the relationship between the manufacturer and the consumer is coordinated.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЦИФРОВИЗАЦИИ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ ПРЕДПРИЯТИЯ»

УДК 33 Кондратюк Д.А., Кисель Е.С.

Кондратюк Д.А.

Автомобильно-дорожный институт (филиал) Донецкий национальный технический университет (г. Горловка, Россия)

Научный руководитель: Кисель Е.С.

канд. физ-мат. наук Автомобильно-дорожный институт (филиал) Донецкий национальный технический университет (г. Горловка, Россия)

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЦИФРОВИЗАЦИИ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ ПРЕДПРИЯТИЯ

Аннотация: главной задачей этой статьи является рассмотрение востребованной на сегодняшний день темы основных трендов цифровой логистики. Логистика в совокупности с системой управления цепями поставок является ключевым фактором в цифровой экономике, с посредством которого координируются взаимоотношения производителя с потребителем

Ключевые слова: логистика, транспорт, цифровая логистика.

В современных рыночных условиях успешное функционирование любой организации и ее конкурентоспособность напрямую зависят от грамотного взаимодействия всех подсистем предприятия, ведущее место среди которых занимает именно логистическая. Борясь за» место под солнцем», компания тратит много времени, усилий, средств на улучшение определенных внешних показателей. Однако, очень часто проблема находится внутри. Поэтому, именно логистика на предприятии играет одну из важнейших ролей, поскольку решает

целый ряд задач (транспортировка и хранение продукции, поиск точек сбыта и т.д.) с минимальными затратами для фирмы.

Логистические процессы тесно переплетаются с различными сферами деятельности в компании. Например, один отдел предприятия по производству продукции нацелен на закупку сырья, следующий - на хранение товаров, третий - на сбыт готовой продукции потребителям. И именно при неправильной организации всех подразделений, а также безграмотном управлении финансовыми потоками, компания теряет эффективность. Поэтому, многие руководители фирм прибегают к услугам логистических компаний, которые профессионально решают поставленные задачи с максимальной выгодой для своего клиента [1].

Для повышения конкурентоспособности предприятию следует учитывать следующие правила логистики: 1) производство востребованной продукции, 2) Высокое качество товаров, 3) оптимальное количество выпускаемой продукции,

4) своевременная доставка, 5) эффективные точки продаж, 6) минимальные затраты в процессе [2].

Для реализации описанных выше правил, логистике надо интегрировать всех участников логистической цепи в единую систему.

Надо понимать, что логистика призвана снижать затраты на продажу товаров. Обработка заказов, перевозка груза, его хранение на складе, управление продукцией, ее упаковка, послепродажное обслуживание и т.д. - Все это включает определенные затраты, которые при правильном подходе становятся минимальными. Поэтому, улучшение взаимодействия компании с партнерами и поставщиками может сделать предприятие более конкурентоспособным и рентабельным.

Довольно часто логистическую деятельность считают одной из составляющих маркетинга. Стоит понимать, что эти понятия действительно связаны между собой, хотя и имеют разные значения. Оба эти направления ориентированы на 4 главных фактора:

1) сам продукт, 2) его стоимость, 3) его продвижение, 4) его размещение

на рынке.

К тому же, на длину и структуру логистических цепочек влияет ассортимент продукции и ее характеристики. От этого будет зависеть скорость доставки, тип используемых транспортных средств, тип склада, условия хранения и т. д. При появлении новых товаров или изменении габаритов упаковки, структура логистической системы, конечно же, может претерпевать изменения и, соответственно - расходы.

Руководителю компании, как и всем сотрудникам, нужно четко осознавать, что в достижении своих целей они должны ориентироваться на конечного потребителя. И это задача не только маркетинга, но и логистики также. Ведь то, насколько удовлетворены потребности потребителя, влияет на его доверие фирме-производителю, а значит и на объемы дальнейших продаж [2].

Если анализировать современные аспекты функционирования логистики на предприятиях, то в ближайшие годы в сфере логистики произойдет увеличение масштабов цифровизации, чему особое внимание надо уделять предприятиям, которые хотят быть «на высоте». До недавнего времени инновации в перевозках использовались редко и в основном были связаны с отслеживанием грузов. Однако с появлением новых компаний, стремящихся захватить рынок, и логистических фирм, сотрудничающих с технологическими стартапами, развитие логистики ускорилось в десятки раз.

Благодаря появлению инновационных технологий, таких как облачная логистика, 1оТ, большие данные и блокчейн, процесс развития отрасли продолжается. Пять технологий, описанных ниже, делают цепочку поставок более ориентированной на клиента [3]:

1. е-А'В. Электронная авианакладная (е-А'В) - первый шаг к цифровизации отрасли. Это стандартизированная цифровая версия существующей бумажной авианакладной, которая сопровождает груз от отправителя к доставке. Е-А'В повышает эффективность отслеживания и обработки данных о грузе, а также прозрачность и безопасность пути

следования. Также ее использование снижает затраты и задержки.

2. Большие данные и машинное обучение. Данные являются самым ценным «товаром» в мире. С помощью big data происходит революционизация бизнес-моделей предприятия. Применение искусственного интеллекта упростило прогнозирование спроса, оптимизацию маршрутов, позволило управлять рисками и использовать прогнозную аналитику. Таким образом, затраты на предприятии сокращаются, в среднем, на 49%, а внедрение новых смарт-решений происходит в 44% случаев (информация из отчета Big Data Executive). В конечном итоге большие данные изменят логистическую бизнес-модель с реактивной на прогнозную. Прогнозная аналитика использует данные онлайн-провайдеров для прогнозирования резких скачков продаж, это означает, что поставщик может отправить дополнительную партию товара, как только в этом возникнет необходимость.

3. Облачная логистика. Облачная логистика быстро становится популярной: 50% поставщиков логистических услуг уже используют облачные сервисы, 20% планируют это сделать. По мере того, как данные переносятся в облако, услуги логистики становятся доступными в рамках оплаты «по требованию». Это означает, что малым предприятиям больше не нужно тратиться на комплексные IT - решения. Они платят только за то, что им нужно и когда нужно. Такие сервисы, как Shipwire и Freightly предоставляют облачные системы управления транспортом в режиме реального времени. Они охватывают все логистические процессы, от закупок до выставления счетов, что делает весь процесс проще и дешевле для компаний.

4. Интернет вещей (IoT). По прогнозам аналитиков, IoT принесет мировой логистической отрасли 1,9 трлн. долл в ближайшие три года. «Умные» грузовики будут собирать данные о перемещении и времени простоя для динамичного планирования маршрута и максимизации использования автопарка. В результате произойдет снижение затрат на техническое обслуживание. Подключенные к IoT склады уже есть у оператора DHL. Компания постоянно получает информацию о статусе грузовиков, маршрутах и местонахождении, обеспечивая прозрачность

складских процессов. Для чувствительных грузов (лекарства и продукты питания) разработаны датчики, которые контролируют температуру и влажность.

5. Блокчейн. Ожидается, что технология блокчейна увеличит мировой ВВП на 5%, а объемы международной торговли - на 15%. Схемы отслеживания товара, основанные на блокчейне, например, такие как Waltra's Food Traceability Initiative, обеспечат полную прозрачность и прослеживаемость продуктов на всем маршруте прохождения товара. С помощью блокчейна можно выполнять автоматическое выставление и оплату счетов, при этом платеж будет обрабатываться, как только товары прибудут в пункт назначения.

Таким образом, грамотное ведение логистических процессов помогает оптимизировать деятельность компании, связанную с производством, упаковкой, транспортировкой, хранением и поставкой продукции конечному потребителю. Правильное построение логистической системы с использованием современных технологий и ее управление положительно влияет на рост эффективности предприятия, поэтому с целью повышения конкурентоспособности компания имеет особое внимание уделять именно совершенствованию логистических процессов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Тренды в логистике 2018: скорость, прозрачность и умная аналитика. Официальный сайт компании «ГЕОЛАИН Техологии» [Электронный ресурс] URL: https:geoline-tech.com/about/profile/ (Дата обращения: 01.04.2024);

2. Зайченко И.М., Смирнова А.М., Шаронова А.Д. Разработка концепции цифровой трансформации системы управления социально-экономическим развитием региона Крайнего Севера // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: Экономика и экологический менеджмент. 2018. № 4(35). С. 106-114;

3. Управление бизнесом в цифровой экономике: вызовы и решения / под ред. И.А. Аренкова, Т.А. Лезиой, М.К. Ценжарик, Е.Г. Черновой. - СПб.: Изд-во С.-

Петерб. ун-та, 2019. - 360 с;

4. Основы цифровой экономики / под ред. М.И. Столбовой, Е.А. Бренделевой. М., 2018. - 238 с.

Kondratyuk D.A., Kisel E.S.

Kondratyuk D.A.

Donetsk National Technical University (Gorlovka, Russia)

Scientific advisor: Kisel E.S.

Donetsk National Technical University (Gorlovka, Russia)

MAIN DIRECTIONS OF DIGITALIZATION OF LOGISTICS PROCESSES OF ENTERPRISE

Abstract: the main task of this article is to consider the topic of the main trends in digital logistics that is in demand today. Logistics, together with the supply chain management system, is a key factor in the digital economy, through which the relationship between the manufacturer and the consumer is coordinated

Keywords: logistics, transport, digital logistics.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.