ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СТИМУЛИРОВАНИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ Гаджиева С.Т. Email: [email protected]
Гаджиева Севда Тофиг - кандидат экономических наук, доцент, кафедра экономики аграрного сектора, Азербайджанский государственный аграрный университет, г. Гянджа, Азербайджанская Республика
Аннотация: малому и среднему бизнесу принадлежит особое место в формировании и развитии свободной конкуренции, что обеспечивает мобильность и динамизм рыночной экономики и считается одним из ее ключевых элементов. Таким образом, наше правительство, проводящее регулятивную политику в направлении совершенствования рыночной экономической системы, осуществляет ряд целенаправленных и системных мер по созданию и развитию малых и средних предприятий. Однако в этой области по-прежнему существуют некоторые проблемы. В то же время для обеспечения эффективного функционирования малых и средних предприятий государственная политика в области создания новых предприятий должна быть устойчивой, а монопольные тенденции, которые могут возникать между предпринимателями, занимающимися экономической деятельностью, должны быть устранены на основе рыночных принципов, а также должны быть выделены меры по предупреждению и ликвидации недобросовестной конкуренции.
Ключевые слова: малое предпринимательство, изобретение, конкуренция, совместное предприятие, рыночная экономика, не нефтяной сектор, экономический рост.
MAIN DIRECTIONS OF THE STIMULATION OF SMALL AND MEDIUM ENTREPRENEURSHIP IN THE REPUBLIC
OF AZERBAIJAN Hajiyeva S.T.
Hajiyeva Sevda Tophig - PhD in Economics, Docent, DEPARTMENT OF ECONOMICS OF THE AGRARIAN SECTOR AZERBAIJAN STATE AGRARIAN UNIVERSITY, GANJA, REPUBLIC OF AZERBAIJAN
Abstract: small and medium-sized businesses have a special place in the formation and development of free competition that ensures the market economy's mobility and dynamism, and is considered one of its key elements. Thus, our government, which pursues a regulatory policy towards the improvement of the market-based economic system, carries out a number of purposeful and systematic measures for the establishment and development of small and medium-sized enterprises. However, there are still some problems in this area. At the same time, the state's start-up policy should be sustainable in order to ensure the effective functioning of small and medium-sized enterprises, and the monopoly trends that may occur between entrepreneurs engaged in economic activity should be eliminated on the basis of market principles, and measures to prevent and eliminate unfair competition should be highlighted.
Keywords: small entrepreneurship, invetion, competition, joint venture, market economy, non-oil sector, economic growth.
УДК 338.43
Одним из основных факторов создания идеальной рыночной среды в странах, где рыночная экономика формируется с опозданием, является становление и развитие предпринимательства. Любой предприниматель стремится максимизировать свою прибыль, и его материальное благосостояние зависит от его бизнеса или дохода фирмы. Предприниматель, работающий не по найму, производит товары и услуги, которые необходимы обществу, создает новые рынки, обеспечивает новые рабочие места и сохраняет то, что доступно, потребляет товары и услуги, созданные другими, и платит соответствующие налоги. Следовательно, чем успешнее предприниматель в стране, тем большую прибыль он получит и тем больше богатства он получит в обществе. В странах, которые принимают социально ориентированную рыночную экономику, предпринимательство оказывает благоприятное влияние на общую социально-экономическую ситуацию в стране. Делая экономику альтернативой государственному сектору, она формирует конкурентную среду, создает дополнительные рабочие места, тем самым снижая социальную напряженность в обществе. В настоящее время широкое проникновение предпринимательского фактора в экономику Азербайджана необходимо для осуществления экономической диверсификации. Необходимо минимизировать влияние нефтяного фактора на экономику страны и увеличить долю не нефтяного сектора в производстве ВВП за счет экономического роста с развитием предпринимательства.
Поддержка предпринимательства, как и во многих странах мира, стала одним из центральных направлений экономической политики государства в Азербайджане. В результате такой политики постоянно совершенствуются и совершенствуются законодательные, организационные и экономические условия предпринимательства, борьба с незаконным вмешательством и искусственными барьерами, постоянно повышается эффективность механизмов государственной поддержки предпринимательства, и его развитие все больше основывается на государственные программы, а не отдельные меры.
Опыт стран с развитой и трансформационной экономикой в поощрении предпринимательства показывает, что существует ряд общих областей, которые оди -наковы для всех стран. Для этого государство готовит комплексные программы для государственных целей и осуществляет свои ресурсы, законодательные, налоговые, таможенные, кредитные, госзаказ, субсидии, премии, гарантии, информацию, маркетинг, регулирование финансового рынка и банкротство, такие как экономические методы и средства [1, 2]. По мере развития рыночных отношений формы и тенденции государственного регулирования экономики также меняются в основном на прямое и административное, а затем и на экономическое и косвенное регулирование (рис. 1).
(7,3 %) 5122,0
(35,7 %)
40012,3
(57%%)
У
25000,8
I нефтегазовый сектор
и ненефтяной сектор
I налог
Рис. 1. Производство ВВП в нефтяном и ненефтяном секторах экономики в 2017 году (основное в текущих ценах, млн. манатов (% от общего числа) www.economy.gov.az 1 $ = 1,7
манат
Основанный на конкуренции либеральный экономический механизм в первую очередь связан с развитием малого предпринимательства, которое формирует рыночную среду. Динамичное и быстрое реагирование на изменение общественного спроса в реальной экономике имеет важное значение. Малые предприятия обладают гибкостью и эффективностью в своей деятельности и адаптируются к местным условиям при низких затратах. Все эти особенности малого бизнеса позволяют создавать крупные предприятия, увеличивать совокупный спрос и предложение, и можно устранить экономический кризис, когда крупные предприятия практически нецелесообразны, несостоятельны и миллионы долларов причитаются бюджету. Таким образом, развитие малого предпринимательства является объективной необходимостью в условиях рыночных отношений [3].
Малый и средний бизнес - это необходимое и законное экономическое событие, которое создает рабочие места. Люди используют свои собственные предпринимательские навыки, чтобы создавать новые рабочие места и в то же время увеличивать совокупный спрос и предложение. Для малого предпринимательства можно выделить следующие характерные особенности:
> формирование конкурентных отношений;
> улучшение качества продукта и расширение его ассортимента;
> влияние экономики на изменение структуры;
> формирование фирменных социальных классов;
> вовлечение различных групп населения (домохозяйств, пенсий) в широкомасштабную трудовую деятельность;
> освоение и использование местного сырья;
> освобождение государства от менее прибыльных и вредных предприятий (путем аренды, покупки).
Одной из важных задач, требуемых в Азербайджане, является активизация инвестиционной деятельности малых и средних предприятий и расширение возможностей для привлечения финансовых ресурсов в этот сектор. Отсутствие средств для малых и средних предпринимателей, ограниченный доступ к сектору из государственного бюджета, кредитные ресурсы коммерческих банков и высокие процентные ставки для кредитных и международных и иностранных финансовых учреждений затрудняют работу малого и среднего бизнеса. Следует отметить, что среди факторов, влияющих на развитие малого и среднего бизнеса в Азербайджане, финансовые факторы оказали самое слабое влияние в течение всего переходного периода к рыночной экономике. Это можно объяснить неэффективным
использованием кредитов, предоставляемых с другой стороны, если не объяснить ограничением финансовых ресурсов, с одной стороны.
ы Turkey -I Great Britain I Russia Iran J USA
Germany w Others
Рис. 2. Структура иностранных инвестиций и совместных предприятий в странах на
2,17%,www.economy.gov.az
Основным источником финансирования для малого и среднего бизнеса является государственный бюджет, кредитные ресурсы коммерческих банков, кредитные линии международных банков и финансовых учреждений [4,6]. В Азербайджане созданы два механизма государственной финансовой помощи малому и среднему бизнесу. Первым механизмом является предоставление ссуд фермерам в форме субсидий. Благодаря этому механизму фермеры должны платить процентные ставки по кредитам коммерческих банков (по процентной ставке Национального банка, но не более 10 000 манатов) вместо фермеров. Второй механизм - инвестировать в малое предпринимательство. На эти цели из государственного бюджета выделяются средства. Эти средства ориентированы на инвестиционные проекты в приоритетных областях предпринимательства в виде льготного долгосрочного кредита. Кредит на производственные цели. Однако трудности в вопросе предпринимательской деятельности в стране в сфере кредитования производства не позволяют малым и средним предпринимателям в полной мере использовать эти источники финансирования.
В то же время возможности, создаваемые макроэкономической стабильностью в экономике страны, не были полностью использованы для ускорения развития МСП. Количество людей, занимающихся предпринимательской деятельностью, меньше доступных. В то время как частный сектор имеет высокую долю в экономике страны, этот сектор все еще слабо развивается со стратегически важными структурными структурами. Влияние малого и среднего сектора на экспортный потенциал страны и улучшение ее структуры ограничено. Нынешний уровень регионального развития предпринимателя не соответствует существующему потенциалу страны. Поэтому сейчас 70 процентов малых и средних предприятий сосредоточены в Баку и его окрестностях. Отношения между отечественными производителями слабы, а сотрудничество и интеграция крупных МСП не достигли необходимого уровня (таб. 1) [5].
Таблица 1. Количество субъектов предпринимательства в экономике страны
№ Категория 01.01.2015 01.01.2016 01.01.2017 01.01.2018
1 Количество предприятий и организаций 94563 100325 107358 118594
2 Количество малых предприятий 75119 79037 86514 96684
3 Индивидуальные предприниматели 519860 576906 685406 794441
www.economy.gov.az
Есть проблемы в региональном развитии предпринимательства в Азербайджане. Причиной этого является концентрация малого и среднего бизнеса в основном в Баку. За последние пятнадцать лет мы видим, что показатели развития между регионами и Баку несколько не положительны на фоне динамичных макроэкономических показателей, полученных в бизнесе страны. В частности, более 70% ВВП приходится на долю Бакинско-Абшеронской экономической зоны, более 80% инвестиций в бизнес-субъекты и около 80-85% налоговых поступлений приходятся на капитал и прилегающие к нему регионы. Делает развитие малого и среднего предпринимательства необходимым для устранения диспропорций.
Продажа продукции для большинства предпринимателей в регионах является проблемой. В отличие от западных стран, большинство предпринимателей в Азербайджане не осуществляют маркетинговую деятельность до производства. Сотрудники Центра по развитию предпринимательства могут изучить рынок и определить, какие продукты будут прибыльными в наступающем году и где они нуждаются в этих продуктах. С другой стороны, поскольку все центры передают информацию, которую они имеют, в один центр в Баку, можно консолидировать всю информацию по всей стране. Центры развития предпринимательства в регионах могут помочь устранить некоторые из следующих региональных проблем предпринимательства:
> координация работы субъектов малого и среднего предпринимательства в регионах;
> решение проблемы продажи товаров и услуг путем оказания помощи в проведении маркетинговой деятельности;
> расширение экономических связей между регионами в Азербайджане;
> открытие новых рабочих мест и использование местных трудовых ресурсов;
> вовлечение в производство сырьевых ресурсов местного значения и их эффективное использование;
> расширение контактов между МСП, работающими в регионах, и зарубежными организациями, занимающимися проблемами частного сектора;
> повышение уровня социально-культурной жизни населения в регионах и сельской местности;
> устранение неравномерности развития промышленного производства по всей стране;
> предотвращение демографических изменений, миграция. Муниципалитеты могут участвовать в решении вопросов финансирования предпринимательства в регионах.
Хотя число малых и средних предприятий в Азербайджане растет, их вклад в экономику страны не значителен. Одним из факторов, препятствующих развитию МСП, является слабый доступ к финансовым ресурсам. При оценке деловой среды в стране как международные организации, так и местные организации также подчеркивают трудность привлечения финансовых ресурсов, необходимых МСП для развития своего бизнеса. Хотя некоторые из них пытаются решить свои финансовые потребности за счет увеличения внутренних возможностей, мало кто из них обращается к иностранным источникам. Малые и средние предприятия, работающие в Азербайджане, предпочитают банковские кредиты в основном из широко распространенных источников финансирования по всему миру. Однако высокие ставки по кредитам, дефицит спроса и более короткие льготные периоды ослабляют доступ МСП к этим ресурсам.
Одним из важнейших направлений стимулирования предпринимательства является оказание различной экономической помощи приоритетным направлениям деловой активности для каждого конкретного периода. Следовательно, эти направления должны быть заранее определены государством и включать конкретные области экономической деятельности, экономические районы, товары и услуги, которые необходимо развивать в течение определенного периода времени.
С точки зрения устойчивого экономического развития в сфере предпринимательства предусмотрены следующие меры:
ускорение интеграции предпринимательства в мировую экономику, усиление роли КОС в повышении экспортного потенциала и решении социальных проблем в обществе;
Мы считаем, что следующие меры по стимулированию малого и среднего бизнеса в Азербайджанской Республике будут уместными:
> Оптимизация отраслевой, региональной и технологической структуры предпринимательской деятельности;
> расширение взаимовыгодного сотрудничества, в том числе производственного и кооперационного, между малыми, средними и крупными предприятиями;
> создание современной предпринимательской модели поддержки предпринимательства, а также продолжение создания консультационных услуг, информационного обеспечения, маркетинговых услуг и других структур для предпринимателей;
> организация ярмарок;
o создание центров повышения квалификации безработных в регионах с учетом направленности местной экономики;
> предотвращение вмешательства в предпринимательскую деятельность.
Список литературы /References
1. Указ Президента Азербайджанской Республики о дальнейшем совершенствовании управления малым и средним предпринимательством. Баку, 2017.
2. Стратегическая дорожная карта по производству товаров народного потребления на уровне малого и среднего предпринимательства в Азербайджанской Республике. Баку, 2016.
3. Асиманов. Малое предпринимательство. Баку, 2009.
4. Ахмедов М., Гусейн А. Основы государственного регулирования экономики. Баку, 2011.
5. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.economy.gov.az/index.php?locale=az&lang=az... Azarbaycan Respublikasinin Tranzit Yukda§imalar uzra Koordinasiya §urasi istehlak Mallarinin Ekspertizasi Markazi www.tender.gov.az Lisenziyalar va/ (дата обращения: 25.03.2019).
6. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.stat.gov.az/menu/11/ Me§a tasarrufati va baliqgiliq statistikasi. Qiymat statistikasi. Milli hesablar va makroiqtisadi gostaricilar statistikasi. Sanaye va tikinti statistikasi; 7.1/ (дата обращения: 25.03.2019).