Научная статья на тему 'Основные направления совершенствования законодательства Российской Федерации в информационной сфере'

Основные направления совершенствования законодательства Российской Федерации в информационной сфере Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3529
503
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ДОСТУП К ИНФОРМАЦИИ / ИСКАЖЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ / НЕПОЛНОТА ИНФОРМАЦИИ / ДОСТОВЕРНОСТЬ ИНФОРМАЦИИ / РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНТЕРНЕТА / ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ИНИЦИАТИВА / ПОРЯДОК / ОГРАНИЧЕНИЕ / INFORMATION SECURITY / ACCESS TO INFORMATION / INFORMATION DISTORTION / INFORMATION INCOMPLETENESS / INFORMATION RELIABILITY / REGULATION OF THE INTERNET / LEGISLATIVE INITIATIVE / ORDER / LIMITATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гонежук Зара Нальбиевна

В статье анализируется существующий правовой механизм ограничения распространения информации в сети Интернет, а также варианты развития правотворчества в данной сфере. Выводы, изложенные автором, могут быть использованы в научной деятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Гонежук Зара Нальбиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BASIC DIRECTIONS IN THE DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN FEDERATION LAW IN THE INFORMATION SPHERE

The article analyses the existing legal mechanism of limitation of distribution of information in the Internet and variants of development of law-making in this sphere. The conclusions made by the author can be used in scientific activity

Текст научной работы на тему «Основные направления совершенствования законодательства Российской Федерации в информационной сфере»

Научный журнал КубГАУ, №114(10), 2015 года

1

УДК 34: [002:004.7]

12.00.00 Юридические науки

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ИНФОРМАЦИОННОЙ СФЕРЕ

Гонежук Зара Нальбиевна в прошлом - аспирант Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия

В статье анализируется существующий правовой механизм ограничения распространения информации в сети Интернет, а также варианты развития правотворчества в данной сфере. Выводы, изложенные автором, могут быть использованы в научной деятельности

Ключевые слова: ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ, ДОСТУП К ИНФОРМАЦИИ, ИСКАЖЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ, НЕПОЛНОТА ИНФОРМАЦИИ, ДОСТОВЕРНОСТЬ ИНФОРМАЦИИ, РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНТЕРНЕТА, ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ИНИЦИАТИВА, ПОРЯДОК, ОГРАНИЧЕНИЕ

UDC 34:[002:004.7]

Legal sciences

BASIC DIRECTIONS IN THE DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN FEDERATION LAW IN THE INFORMATION SPHERE

Gonezhuk Zara Nalbievna ex-postgraduate student

Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia

The article analyses the existing legal mechanism of limitation of distribution of information in the Internet and variants of development of law-making in this sphere. The conclusions made by the author can be used in scientific activity

Keywords: INFORMATION SECURITY, ACCESS TO INFORMATION, INFORMATION DISTORTION, INFORMATION INCOMPLETENESS, INFORMATION RELIABILITY, REGULATION OF THE INTERNET, LEGISLATIVE INITIATIVE, ORDER, LIMITATION

Российское законодательство в информационной сфере начинает активно развивается на фоне резкого увеличения объема законодательных и нормативно-правовых актов, что в свою очередь, усложнило правовое регулирование информационной сферы. Исходя из многих новых социально-экономических и политических реалий, осознавая крайнюю необходимость противостояния динамично развивавшейся компьютерной преступности, а также, учитывая международные нормы и стандарты, российский законодатель в начале 1990х гг. впервые принял ряд правовых норм, регламентирующих преступления в информационной сфере. Однако, как показала практика, за время действия законодательных актов, имело место немало нормотворческих изъянов, в том числе, юридическо-технического плана.

На сегодняшний день роль информации в различных сегментах жизни

http://ej.kubagro.ru/2015/10/pdf/56.pdf

Научный журнал КубГАУ, №114(10), 2015 года

2

общества растет в геометрической прогрессии. Постоянное использование средств обработки, передачи и хранения информационных данных, а также развитие информационно-коммуникационных технологий закономерно детерминирует появление соответствующих метаморфоз в экономической, социальной и политической сферах системы общественной жизни. Все большее число исследователей приходит к выводу о смене индустриального типа общества на качественно новый тип -информационный. Как следствие можно наблюдать повышение интереса к юридическим вопросам формирования информационного общества, в частности - вопросы обеспечения безопасности деятельности в информационной среде, информационной безопасности. В условиях формирования информационного общества необходимо отметить возрастание роли права и становление обособленного законодательства в информационной сфере.

Стремительное развитие информационных технологий явилось побудительным мотивом качественного изменения и внесения корректив практически во все сферы жизни общества, даже в одну из самых консервативных из них, а именно, юриспруденцию. Механизм электронного документооборота и делопроизводства все прочнее входит в повседневную жизнь, вытесняя аналогичный метод обработки и передачи документов. Большинство традиционных сегментов государственного управления переведены в электронную форму предоставления информационных данных для населения. В масштабном соотношении процессы информатизации общества сопоставимы с такими эпохальными процессами, как индустриализация и электрификация. Преобразование общества посредством информатизации проходит путь оформления юридическими нормами, что в свою очередь, находит отражение в становление сравнительно новой отрасли законодательства -информационного^]. Несмотря на это, процесс изначально бурного

http://ej.kubagro.ru/2015/10/pdf/56.pdf

Научный журнал КубГАУ, №114(10), 2015 года

3

становления информационного законодательства в Российской Федерации в настоящий период времени претерпевает процесс стагнации. Нормативно-правовая база, состоящая из множества разрозненных законодательных актов в достаточной степени противоречива, а ее понятийный и терминологический аппарат далеки от совершенства. Существует множество проблем и вопросов в информационной сфере, которые не находят логического правового отклика, а как следствие, решения данных проблем, что в свою очередь детерминирует отсутствие гарантий реализации прав субъектов информационных отношений.

Важнейшей задачей в современных реалиях является определение основных направлений правового регулирования передачи данных через информационно-коммуникационные сети, в отсутствие решения которой невозможна дальнейшая разработка необходимых научно обоснованных предложений по привнесению изменений в положения законопроектов и приведение российского информационного законодательства к систематизации для слаженной регламентации информационного пространства, а также системного регулирования правоотношений в сети Интернет. В свою очередь, выявление данных направлений являет собой одну из форм реализации государственной политики в информационном правовом секторе.

По своей сущности и стремительному развитию, информационнокоммуникационные сети могут выступать площадкой для социальноэкономических преобразований в жизни общества. Нельзя отрицать факта существенного влияния сети Интернет на социальное, культурное, образовательное развитие общества посредством предоставления пользователям все более новые возможности, упраздняя барьеры и препятствия в создании материалов, а также расширяя доступ к огромному сегменту цифровой информации.

Предоставляя такие широкие возможности для осуществления

http://ej.kubagro.ru/2015/10/pdf/56.pdf

Научный журнал КубГАУ, №114(10), 2015 года

4

деятельности в сети Интернет, огромное число источников и контентов предлагает информационные ресурсы для совершенно законных целей и интересов.

Вместе с тем, не стоит забывать, что интернет-ресурсы включают в себя и огромный сегмент предосудительной и даже противозаконной информации, которая, в свою очередь, может быть использована в преступных целях для преступных деяний.

Несмотря на то, что преимущества, которые предоставляет использование сети Интернет неоспоримы, нельзя игнорировать его недостатки и возникающие в связи с этим, проблемы. Проблемы использования телекоммуникационных средств связи, в особенности интернета, в преступных деяниях - отражение проблем социального, правового, политического и экономического характера и при их игнорировании, возможна ситуация торможения развития сегмента, предоставляющей огромный пласт информации и услуг, пользование которыми дает разнообразные выгоды различным сферам общества. С учетом этих вопросов, стоит подчеркнуть, что при их решении необходимо руководствоваться энергичными и конкретизированными мерами[2].

Учитывая международный опыт борьбы с преступностью в сети Интернет, можно выделить основные направления совершенствования правового регулирования распространения информации посредством использования информационных коммуникационных сетей, к которым можно отнести: интенсивное создание саморегулируемой системы

контроля за содержанием интернет-контентов, в том числе, созданием системы горячих линий, целью которых будет являться ограждение общества, в особенности, детей, от вредной и противоправной информации (в частности, от ресурсов, содержащих материалы порнографического характера, материалы, разжигающие межнациональную, религиозную рознь); внедрение механизмов корректировки и фильтрации интернет-

http://ej.kubagro.ru/2015/10/pdf/56.pdf

Научный журнал КубГАУ, №114(10), 2015 года

5

ресурсов на предмет наличия информации, содержащей противоправные материалы; внедрение системы социальных программ, направленных на создание мероприятий по бесплатному ознакомлению родителей и работников образования с грамотной работой в сети Интернет с учетом систем фильтрации противоправной информации для последующего обеспечения безопасности детей и предоставления возможности использования сети Интернет в безопасном режиме.

Российский законодатель рассмотрел несколько законопроектов, положения которых призваны регламентировать информационное пространство. С учетом последних изменений в геополитической ситуации[3], вопрос информационной безопасности стоит как никогда остро, и это понятие вбирает в себя многие аспекты: от информационной безопасности частной жизни граждан до информационной безопасности государства в целом.

На основе изложенного, можно утверждать, что основными направлениями и способами совершенствования российского законодательства в сфере информационного права, а в особенности правоотношений, возникающих в сети Интернет, стоит считать следующие [4]:

В сфере определения направления государственной политики российского государства

- необходимо на законодательном уровне закрепить соответствующие положения и нормы в Федеральном законе о правовом регулировании правоотношений в информационной сети Интернет;

- Проблема поддержки государством российского сегмента Интернета должна найти свое отражение и закрепление в отдельных положениях Федерального закона о бюджете Российской Федерации на последующие года;

http://ej.kubagro.ru/2015/10/pdf/56.pdf

Научный журнал КубГАУ, №114(10), 2015 года

6

- необходима разработка и регламентация порядка и очередности участия органов государственной власти[5], исполнительной власти и иных общественных объединений в решении задачи правового регулирования отношений, возникающих в процессе использования сети Интернет, в особенности, на международном уровне.

Свободный доступ к информационным данным в Интернете

- Предлагаемый Федеральный системообразующий закон об Интернете должен содержать нормы, позволяющие российским пользователям беспрепятственно, на равных условиях осуществлять доступ к сети Интернет и иным сетевым ресурсам[6]. Одновременно с этим, Федеральный закон должен включать в себя перечень условий, при которых такой доступ может быть ограничен.

- Необходимо внести соответствующие изменения в Федеральные законы «О связи»и «О СМИ», предписывающие обязательность лицензирования деятельности операторам отдельных услуг связи, а также определяющие и закрепляющие порядок такого лицензирования;

- Учитывая предыдущий пункт, стоит помнить о международной тенденции лицензирования деятельности отдельных операторов связи как исключительное требование в силу того, что массовое лицензирование необоснованно и малоэффективно. Таким образом, стоит упомянуть о том, что обязание лицензирования тех операторов услуг связи, которые в этом не нуждаются - необъективно и необоснованно.

Обеспечение необходимых условий для информационного обмена учреждений социальной сферы

- Необходима разработка положений об обязательном обеспечении доступа к информационным данным и сети Интернет государственных и муниципальных учреждений социальной сферы, в особенности библиотек, http://ej.kubagro.ru/2015/10/pdf/56.pdf

Научный журнал КубГАУ, №114(10), 2015 года

7

школ, учреждениям высшего и профессионального образования. Такие положения должны быть включены в предлагаемый закон об Интернете. Соответствующие нормы и изменения должны быть внесены в законы «Об образовании», «О музейном фонде Российской Федерации и музеях Российской Федерации», «Об архивном фонде Российской Федерации и архивах».

Определение и закрепление правового статуса информации, передаваемой посредством использования сети Интернет и иных информационнокоммуникационных сетей [7]

- Определение правового статуса информационных данных, размещаемых и передаваемых на интернет-ресурсах не представляется возможным без внесения определенных корректив и изменений в действующее российское законодательство об информационной сфере и информатизации. Гражданское право относит информацию к объектам гражданских прав, оставляя таким образом, это понятие размытым. Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» относит информацию к объектам вещных прав, что в свою очередь, минимизирует практическую эффективность использования понятия «информация»[8].

Направление определения адресного и доменного пространства российского Интернета

- Правомерное и логично обоснованное распределение адресного и

доменного пространства российского Интернет-пространства является одним из направлений, наиболее остро отражающее необходимость принятия организационно-правовых и технических норм

международного характера, а также привлечения к решению данной проблемы представителей российского «сетевого сообщества»

пользователей[9].

http://ej.kubagro.ru/2015/10/pdf/56.pdf

Научный журнал КубГАУ, №114(10), 2015 года

8

Определение правового статуса электронной коммерции

- Фундаментом для создания эффективного функционирования системы электронной коммерции является определение и принятие на законодательном уровне механизма регулирования правовых отношений сторон сделок и договоров, заключаемых в интернет-пространстве, а также легализация и регламентация порядка взаимных расчетов.

- На сегодняшний день правовой основой системы электронной коммерции в сети Интернет являются Гражданский кодекс Российской Федерации, а также некоторые специальные законы, такие как «О банках и банковской деятельности».[10] В то же время в указанные законодательные акты необходимо внести соответствующие нормы и дополнения конкретизирующего характера, регламентирующие порядок взаиморасчета сторон сделок, совершаемых в интернет-пространстве, а также устанавливающие меры юридической ответственности за несоблюдение правовых обязательств.

Обеспечение информационной безопасности

- Существующее российское законодательство, в особенности, уголовное включает в себя правовые нормы, для обеспечения информационной безопасности граждан, общества и государства[11]. Вместе с тем, эти гарантии не подкреплены действующими и закрепленными на законодательном уровне механизмами их соблюдения, в силу чего носят, как правило, декларативный характер.

- С учетом специфичности отношений, возникающих при использовании сети Интернет, необходимо принятие и внесение поправок в Уголовнопроцессуальный, Гражданско-процессуальный кодексы Российской Федерации, а также в Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации».

http://ej.kubagro.ru/2015/10/pdf/56.pdf

Научный журнал КубГАУ, №114(10), 2015 года

9

- Одним из направлений борьбы с неправомерными деяниями, совершаемыми в сети Интернет является борьба с так называемым «мелким киберхулиганством»[12], общественная опасность от которого не столь высока, однако все же может принести материальный ущерб (несанкционированный взлом страниц пользователей в социальных сетях, рассылка спама и проч.). Необходимо принять соответствующие правовые нормы, регламентирующие подобные «киберхулиганства», которые могли бы быть закреплены в соответствующей главе Кодекса об административных нарушениях.

Подводя итог вышесказанному, стоит отметить, что совершенствование российского законодательства в информационной сфере, с учетом специфики и особенности развития информационных технологий и правоотношений, возникающих в сети Интернет на сегодняшний день необходимо осуществлять посредством введения целесообразных правовых ограничений, обеспечивающих эффективность правового регулирования[13].

Список использованной литературы:

1. Авакьян С. А. Государственная инновационная политика и ее организационноправовое обеспечение // "Государственная власть и местное самоуправление", 2008, №

11.

2. Агапов А. Б. Основы государственного управления в сфере информатизации в Российской Федерации. М.: Юристь, 1997.

3. Бачило И. Л., Лопатин В.Н., Федотов М.А. Информационное право: учебник / под ред. Б.Н. Топорнина. СПб., 2005. 668 С.

4. Бахрах Д.Н. Юридическая ответственность по административному праву // «Административное право и процесс», 2010, № 1.

5. Бачило И. Л. Информация как предмет правоотношения. // Научно-техническая информация. Серия 1. 1997. № 9. С. 17-25.

6. Венгеров А.Б. Право и информация в условиях автоматизации управления (теоретические вопросы). М.:»Юрид. лит.», 1978.

7. Гаврилов Э.П. К вопросу об охране коммерческой, служебной и личной тайны. Гражданско-правовые аспекты // Хозяйство и право. 2003. № 5. С. 29..

8. Гулемин А.Н. Международная интеграция международного законодательства // Российский юридический журнал, 2008, № 3.

9. Кузнецов П.У. Проблемы формирования источников нормативного

обеспечения информационной среды // Информационное общество: проблемы развития

http://ej.kubagro.ru/2015/10/pdf/56.pdf

Научный журнал КубГАУ, №114(10), 2015 года

10

законодательства. Сборник научных работ. — М.: ИГП РАН, 2012 С.29-41.

10. Лазарев В.В. Ограничение прав и свобод как теоретическая и практическая проблема // «Журнал российского права», 2009, № 9.

11. Назарова Д.Н. Проблемы правовой охраны операторами персональных данных // Информационное право. 2010. № 1.

12. Стрельцов A.A. Теоретические и методологические основы правового

обеспечения информационной безопасности России: автореферат на соискание

диссертации кандидата юридических наук. М., 2004.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Строганова И. В. Правовой режим конфиденциальной информации: Автореф. дисс. канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2004. 26 С.

14. Терещенко JI.K. Правовые проблемы использования Интернет в России // «Журнал российского права», № 7-8, 1999.

References:

1. Avak'jan S.A. Gosudarstvennaja innovacionnaja politika i ee organizacionno-pravovoe obespechenie // "Gosudarstvennaja vlast' i mestnoe samoupravlenie", 2008, № 11.

2. Agapov A. B. Osnovy gosudarstvennogo upravlenija v sfere informatizacii v Rossijskoj Federacii. M.: Jurist', 1997.

3. Bachilo I.L., Lopatin V.N., Fedotov M.A. Informacionnoe pravo: uchebnik / pod red. B.N. Topornina. SPb., 2005. 668 S.

4. Bahrah D.N. Juridicheskaja otvetstvennost' po administrativnomu pravu // «Administrativnoe pravo i process», 2010, № 1.

5. Bachilo I.L. Informacija kak predmet pravootnoshenija. // Nauchno-tehnicheskaja informacija. Serija 1. 1997. № 9. S. 17-25.

6. Vengerov A.B. Pravo i informacija v uslovijah avtomatizacii upravlenija (teoreticheskie voprosy). M.:»Jurid. lit.», 1978.

7. Gavrilov Je.P. K voprosu ob ohrane kommercheskoj, sluzhebnoj i lichnoj tajny. Grazhdansko-pravovye aspekty // Hozjajstvo i pravo. 2003. № 5. S. 29..

8. Gulemin A.N. Mezhdunarodnaja integracija mezhdunarodnogo zakonodatel'stva // Rossijskij juridicheskij zhurnal, 2008, № 3.

9. Kuznecov P.U. Problemy formirovanija istochnikov normativnogo obespechenija informacionnoj sredy // Informacionnoe obshhestvo: problemy razvitija zakonodatel'stva. Sbornik nauchnyh rabot. — M.: IGP RAN, 2012 S.29-41.

10. Lazarev V.V. Ogranichenie prav i svobod kak teoreticheskaja i prakticheskaja problema // «Zhurnal rossijskogo prava», 2009, № 9.

11. Nazarova D.N. Problemy pravovoj ohrany operatorami personal'nyh dannyh // Informacionnoe pravo. 2010. № 1.

12. Strel'cov A.A. Teoreticheskie i metodologicheskie osnovy pravovogo obespechenija informacionnoj bezopasnosti Rossii: avtoreferat na soiskanie dissertacii kandidata juridicheskih nauk. M., 2004.

13. Stroganova I. V. Pravovoj rezhim konfidencial'noj informacii: Avtoref. diss. kand. jurid. nauk. Ekaterinburg, 2004. 26 S.

14. Tereshhenko JI.K. Pravovye problemy ispol'zovanija Internet v Rossii // «Zhurnal rossijskogo prava», № 7-8, 1999.

http://ej.kubagro.ru/2015/10/pdf/56.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.