Научная статья на тему 'Основные направления совершенствования законодательства Российской Федерации о свободе совести и вероисповедания'

Основные направления совершенствования законодательства Российской Федерации о свободе совести и вероисповедания Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
559
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СВОБОДА СОВЕСТИ / ВЕРОИСПОВЕДАНИЕ / МИССИОНЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / РЕЛИГИОЗНЫЕ ГРУППЫ / FREEDOM OF CONSCIENCE / RELIGION / MISSIONARY ACTIVITY / LEGISLATION / RELIGIOUS ORGANIZATIONS / RELIGIOUS GROUPS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Чечель Григорий Иванович, Степанян Сусанна Валерьевна

Статья посвящена проблемам современного состояния свободы совести и вероисповедания в Российской Федерации. В ней отражены основные направления изменения законодательства в области регулирования свободы совести и вероисповедания, а также деятельности религиозных организаций. Кроме того, исследуется внедрение в правовую и социальную сферу понятия миссионерской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Чечель Григорий Иванович, Степанян Сусанна Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The scientific article is devoted to the problems dealing with the current condition of the freedom of conscience and religion in the Russian Federation. The main directions of legislation changes in the sphere of the freedom of conscience and religion regulation and the activity of religious organizations are considered. In addition the introduction of the missionary activity notion into the legal and social spheres is investigated.

Текст научной работы на тему «Основные направления совершенствования законодательства Российской Федерации о свободе совести и вероисповедания»

Г. И. Чечель, С. В. Степанян

Основные направления совершенствования законодательства Российской Федерации...

ИРШЧЕШЕ ИНУКП

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О СВОБОДЕ СОВЕСТИ И ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ

Г. И. Чечель, С. В. Степанян

MAIN DIRECTIONS OF IMPROVING THE RUSSIAN FEDERATION LEGISLATION DEALING WITH THE FREEDOM OF CONSCIENCE AND RELIGION

Chechil G. I., Stepanyan S. V.

The scientific article is devoted to the problems dealing with the current condition of the freedom of conscience and religion in the Russian Federation. The main directions of legislation changes in the sphere of the freedom of conscience and religion regulation and the activity of religious organizations are considered. In addition the introduction of the missionary activity notion into the legal and social spheres is investigated.

Key words: freedom of conscience, religion, missionary activity, legislation, religious organizations, religious groups.

Статья посвящена проблемам современного состояния свободы совести и вероисповедания в Российской Федерации. В ней отраженыi основные направления изменения законодательства в области регулирования свободыi совести и вероисповедания, а также деятельности религиозных организаций. Кроме того, исследуется внедрение в правовую и социальную сферу понятия миссионерской деятельности.

Ключевые слова: свобода совести, вероисповедание, миссионерская деятельность, законодательство, религиозные организации, религиозные группыI.

УДК 342.731

Длительный период времени в законодательство России о свободе совести и вероисповедания не вносилось практически никаких коренных изменений, при том, что динамически развивающиеся общественные отношения в этой сфере достигли того момента, когда такие изменения просто необходимы.

Немногочисленные попытки изменить ряд положений Федерального закона № 125-ФЗ от 26.09.1997 г. «О свободе совести и религиозных объединениях» (4) носили провальный характер. Среди актов, призванных изменить текст Закона можно выделить довольно значимый Проект закона «О внесении изменений в Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" и в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (13 октября 2009 года).

Недовольство выразили представители малочисленных религиозных групп и организаций, деятельность которых ставилась под угрозу. Так, Московская церковь евангельских христиан-баптистов обратилась к президенту РФ с письмом, в котором жаловалась, что «законопроект содержит грубые нарушения Конституции РФ, закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" и международных норм. Предлагаемые поправки носят заведомо ограничительный характер, и христиане, соблюдающие во всем заповеди Христа, могут подвергнуться репрессиям, - говорится в обращении. - Принятие этого закона означает переход от свободы совести к репрессиям и гонениям на верующих в России» (2). Представители же Московского Патриархата в проекте закона ничего категоричного не увидели. Естественно, ведь проект готовился с учетом «особой роли православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры», как это сказано в преамбуле Закона № 125-

79(2)/2012

Вестник Ставропольского государственного университета

ФЗ. Во многом это объясняется острым характером отношений в сфере реализации свободы совести и вероисповедания, а также принципом светскости российского государства.

Словом, указанный выше акт не был утвержден Государственной думой Российской Федерации, следовательно, реализация свободы совести и вероисповедания так и осталась не тронутой. Но 10 октября 2011 года был опубликован Проект Федерального закона Российской Федерации «О внесении изменений в Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях"». Данный акт призван внести в текст Закона 1997 года давно назревшие изменения.

Во-первых, предлагается исключить такое понятие, как «религиозная группа». На наш взгляд, данный шаг является довольно жестким, но в то же время ведущим к верному направлению. Это обусловлено тем, что в законе предусматриваются два вида религиозных объединений: религиозная организация и религиозная группа. Однако религиозная группа имеет иной правовой статус, нежели религиозная организация. Такое положение противоречит принципу равенства всех религиозных объединений. Религиозная группа также носит неформальный характер, то есть фактически отследить деятельность какой бы то ни было религиозный группы не представляется возможным. Под определение «религиозная группа» может подпадать любое сообщество, неформально объединенное для отправления религиозных культов и совместного вероисповедания. Такое положение дел, безусловно, ведет к возникновению безмерного числа религиозных сект, носящих оккультный характер, что в итоге ведет к моральной деградации и расслоению общества, а это в свою очередь может привести к изменению конституционного строя, пусть не напрямую, но данную возможность нельзя исключать.

Вышеизложенные доводы указывают, что действия субъекта законодательной инициативы носят вполне легальный характер, однако такие действия вызывают волну негодования среди малочисленных религиозных групп, которые существуют на территории РФ менее 10 лет, но носят вполне мирный характер.

Фактически с принятием данного проекта эти группы не смогут пользоваться правомочиями свободы совести и вероисповедания. Так, в защиту религиозных групп высказался Председатель Совета Союза Централизованной религиозной организации «Российский Союз Евангельских христиан-баптистов» Смирнов А. В.: «Проект предусматривает отмену права религиозных

групп действовать без государственной регистрации, что является нарушением основополагающих принципов Конституции РФ и целого ряда норм международного права <...>. Следует отметить, что подобное ограничение не предусматривалось даже в репрессивные советские времена. Так, Инструкция ВЦИК СНК от 8 апреля 1929 года «О религиозных объединениях» разрешала деятельность религиозных общин без регистрации; Проект фактически направлен на ограничение свободы совести и неоправданно жесткую регламентацию деятельности религиозных объединений; Проект выводит из правового поля существующие ныне религиозные группы и загоняет их в подполье ...» (3).

Нельзя не согласиться с вышеуказанным мнением, поскольку в действительности, учитывая и мировой и российский опыт, указанные религиозные группы не перестанут существовать, но будут иметь тайный характер, что куда более усугубит и без того накаленную ситуацию.

Во-вторых, в Проекте предлагается выделить религиозные организации в зависимости от их вхождения или невхождения в централизованную религиозную организацию. Так, согласно данному Проекту, местная религиозная организация, не представившая для государственной регистрации документ, подтверждающий ее вхождение в централизованную религиозную организацию в течение 10 лет после ее государственной регистрации, будет не вправе пользоваться следующими правами:

- создавать образовательные учреждения;

- иметь возможность обучать детей религии вне рамок образовательной программы;

- проводить религиозные обряды в лечебно-профилактических и больничных учреждениях, детских домах, домах-интернатах для престарелых и инвалидов, в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы;

- создавать образовательные и другие учреждения, а также учреждать средства массовой информации;

- создавать учреждения профессионального религиозного образования (духовные образовательные учреждения) для подготовки служителей и религиозного персонала;

- приглашать иностранных граждан в целях занятия профессиональной, в том числе проповеднической, религиозной деятельностью в данных организациях в соответствии с федеральным законодательством;

- выступать учредителями централизованной религиозной организации.

Г. И. Чечель, С. В. Степанян

Основные направления совершенствования законодательства Российской Федерации.

Некоторые правозащитники высказали точку зрения о том, что данный законопроект был пролоббирован ведущими религиозными конфессиями, дабы устранить конфликты в своей внутренней среде. «Насколько я понимаю, это выгодно и власти. Им с «религиозниками» удобно общаться именно таким образом. Через центр. Это вертикаль власти, которая перенесена на религиозные организации. Создаются барьеры для существования местных организаций, не согласных с политикой крупных централизованных объединений. Это касается всех конфессий. Такая тенденция была давно заметна. На практике такая позиция Минюста существовала. К нам поступали жалобы от местных организаций, которые хотели выйти из крупных организаций, пытались зарегистрироваться, а все сводилось к тому, что либо встаете под крышу к централизованной, либо мы вам отказываем», - резюмирует правовой аналитик «Агоры» Рамиль Ахметгалиев (1).

В-третьих, появляется статья, предусматривающая государственную религиоведческую экспертизу. Данная статья является наиболее демократичной в рассматриваемом Проекте, поскольку не носит тотальный характер. Так, Государственная религиоведческая экспертиза проводится с целью определения религиозного характера организации, проверки и оценки достоверности сведений относительно основ ее вероучения и соответствующей ему практики.

Государственная религиоведческая экспертиза может проводиться в случаях:

- поступления в федеральный орган государственной регистрации (или его территориальный орган) в установленном порядке заявления о государственной регистрации: местной религиозной организации, не имеющей подтвер-

ждения, выданного централизованной религиозной организацией того же вероисповедания; изменений, вносимых в устав религиозной организации (в том числе в ее наименование), если эти изменения связаны с указанием или изменением сведений о вероисповедании организации;

- при необходимости экспертной оценки наличия или утраты в деятельности зарегистрированной религиозной организации признаков религиозной организации, установленных настоящим Федеральным законом.

Кроме того, Минюст России опубликовал административный регламент, согласно которому будут регистрироваться в том числе и международные религиозные организации.

Предложенные поправки, возможно, и не помешают людям не совсем «традиционной» веры собираться вместе и молиться. Однако если некие граждане решат объединиться и пропагандировать свою веру, они не смогут обойтись без регистрации.

В-четвертых, довольно странным образом Проект вывел из состава религиозных организаций учреждения профессионального религиозного образования, которые стали «с легкой руки» субъекта законодательной инициативы разновидностью религиозного объединения - наряду с религиозными организациями, что не имеет никакого логического обоснования. Теперь указанные учреждения автоматически лишены предоставленных религиозным организациям многочисленных льгот.

Все вышеуказанные изменения, которые предложено внести в качестве Законопроекта являются довольно резкими и не осуществляют решения проблем, существующих на данный момент в сфере регулирования свободы совести и вероисповедания.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ахметгалиев Р. X. Конец Свободы совести в РФ [Электронный ресурс]. URL: http:// www. evangelie. ru /content.php?r=383

2. Власенко В. Национальные черты и традиции российского баптизма [Электронный ресурс]. URL: http:// www.tverbaptist.ru /kommentarii/komm_3.08.php (дата обращения: 12.01.2012).

3. Смирнов А. В. Письмо Председателя Совета Союза Централизованной религиозной организации «Российский Союз Евангельских христиан-баптистов» [Электронный ресурс]. URL: http:// www.portal-credo.ru /site/

?act=news&id=86932&cf (дата обращения: 15.01.2012).

4. Федеральный закон № 125-ФЗ от 26.09.1997 «О свободе совести и религиозных объединениях» // Российская газета. - № 190. - 01.10.1997.

Об авторах

Чечель Григорий Иванович, ФГБОУ ВПО «Ставропольский государственный университет», доктор юридических наук, профессор кафедры уголовного права. ug_pravo11a@mail.ru

Степанян Сусанна Валерьевна, ФГБОУ ВПО «Ставропольский государственный университет», аспирантка кафедры государственного и международного права.

79(2)/2012

Вестник Ставропольского государственного университета

ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС ШВЕЙЦАРИИ (К СТОЛЕТИЮ ВСТУПЛЕНИЯ В ДЕЙСТВИЕ)

С. Н. Медведев

THE CIVIL CODE OF SWITZERLAND (IN COMMEMORATION OF THE 100th ANNIVERSARY OF COMING INTO OPERATION)

Medvedev S. N.

The article deals maintenance and Influence on the civil legislation of foreign countries of the Civil code of Switzerland is considered hundred years ago.

Keywords: the Civil code of Switzerland, Code system, the basic lines, novelty, value.

В статье рассматривается содержание и влияние на гражданское законодательство зарубежных стран Гражданского кодекса Швейцарии, утвержденного столетие назад.

Ключевые слова: Гражданский кодекс Швейцарии, система кодекса, основные чер-ы, новизна, значение.

УДК 347(494)

В этом году Гражданскому кодексу Швейцарии (принят 1 января 1912 г.) исполняется 100 лет.

До конца Х1Х в. в Швейцарии не было единого гражданского законодательства. Часть кантонов взяли за образец Австрийское гражданское уложение 1811 г., во франкоязычных кантонах действовал Французский гражданский кодекс 1804 г. В кантоне Берн с 1824 г., а в Цюрихе с 1853 г. были введены самостоятельные Гражданские кодексы, заимствованные некоторыми другими кантонами.

Однако развитие торговых отношений в Швейцарии требовало создания единого гражданского законодательства. Конституция 1874 г. отнесла к исключительной компетенции Федерации издание законов в области гражданского и торгового права. Эта компетенция была расширена после внесения в нее поправок в 1898 г. В 1874 г. издается Закон о гражданском состоянии и браке. С 1883 г. начал действовать единый для всей Швейцарии Обязательственный закон, но в нем не было норм, регулирующих отдельные виды договоров. При создании этого закона его авторы не пошли по пути разделения гражданского и торгового права, а создали единый обязательственный закон, который был создан при участии видного швейцарского юриста И. Блюнгли.

В 1907 г. вступил в силу первый единый Гражданский кодекс Швейцарии. Если Германское гражданское уложение 1900 г. было аккордом Х1Х века, то Швейцарский ГК открывает ХХ век. Именно в этом кодексе проявились наиболее отчетливо тенденции, характерные для гражданского права нового столетия. Он состоял из четырех книг: 1. Субъекты права - физические и юридические лица; 2. Семейное право; 3. Наследственное право; 4. Вещное право. Обязательственные правоотношения по-прежнему регулировались Законом 1883 г., который был видоизменен только в 1911 г. (введен в действие с 1 января 1912 г.) и считается книгой 5 Гражданского кодекса Швейцарии (1).

С. Н. Медведев

Гражданский кодекс Швейцарии (к столетию вступления в действие)_

Структура ГК Швейцарии

Вводный титул (ст. 1-10).

Книга 1. О лицах

Титул 1. О физических лицах (ст. 11-51). Титул 2. О юридических лицах (ст. 52-89бис).

Книга 2. О семейном праве

Часть 1. О брачном праве

Титул 3. О браке (ст. 90-110).

Титул 4. О разводе и раздельном жительстве супругов (ст. 111-158). Титул 5. О правовых последствиях брака (ст. 159-180). Титул 6. О правовом режиме имущества супругов (ст. 181-251). Часть 2. О родственных связях

Титул 7. О возникновении усыновления (ст. 252-269). Титул 8.Правовые последствия усыновления (ст. 270-327). Титул 9. О семейном сообществе (ст. 328-359). Часть 3. Об опеке

Титул 10. Об общей организации опеки (ст. 360-397). Титул 11. Об управлении опекой (ст. 398-430). Титул 12. О прекращении опеки (ст. 431-456).

Книга 3. О наследственном праве

Часть 1. О наследниках

Титул 13. О законных наследниках (ст. 457-466). Титул 14. О распоряжении на случай смерти (ст.467-536). Часть 2. О получении наследства

Титул 15.Об открытии наследства (ст. 537-550).

Титул 16. О правовых последствиях получения наследства (ст. 551-601). Титул 17. О разделе наследства (ст. 602-640).

Книга 4. О вещных правах

Часть 1. О праве собственности

Титул 18. Общие положения (ст. 641-654а).

Титул 19. О праве собственности на недвижимые вещи (ст. 655-712). Титул 20. О праве собственности на движимые вещи (ст. 713-729). Часть 2. О вещных ограниченных правах

Титул 21. О сервитутах и других обременениях недвижимости (ст. 730-792). Титул 22. О залоге недвижимых вещей (ст. 793-883). Титул 23. О залоге движимых вещей (ст. 884-918). Часть 3. О владении и регистрации недвижимости Титул 24. О владении (ст. 919-941). Титул 25. О регистрации недвижимости (ст. 942-977).

Заключительный титул. О введении в действие и применении Гражданского кодекса (ст. 1-251).

Книга 5. Кодекс об обязательствах

Часть 1. Общие положения

Титул 1. Основания возникновения обязательств (ст. 1-67). Титул 2. Правовые последствия обязательств (ст. 68-113). Титул 3. О прекращении обязательств (ст. 114-142). Титул 4. Специальные обязательственные правоотношения (ст. 143-163). Титул 5. О переводе прав требования и долга (ст. 164-183). Часть 2. Отдельные договоры

Титул 6. О договоре купли-продажи и о мене (ст. 184-238).

Титул 7. О дарении (ст. 239-252).

Титул 8. О найме (ст. 253-274).

Титул 8-бис. Об аренде (ст. 275-304).

Титул 9. Договоры предоставления.

Глава 1. О ссуде (ст. 305-311).

Глава 2. О займе (ст. 312-318).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

79(2)/2012 Г*

Вестник Ставропольского государственного университета ¡ff^j

Титул 10. Трудовой договор (ст. 319-362). Титул 11. Договор подряда (ст. 363-379). Титул 12. Договор о строительстве (ст. 380-393). Титул 13. Договор поручения.

Глава 1. О поручении в собственном смысле (ст. 394-406).

Глава 1-бис. Договор поручения об имущественном посредничестве или о поиске партнеров (ст. 406а).

Глава 2. О письменном кредите или о кредитном поручении (ст. 407-411).

Глава 3. О посредническом договоре (ст. 412-418).

Глава 4. Агентский договор (ст. 418а-418у).

Титул 14. Об управлении без поручения (ст. 419-424).

Титул 15. Комиссионный договор (ст. 425-439).

Титул 16. О транспортном договоре (ст. 440-457).

Титул 17. О доверенности и о других коммерческих поручениях (ст. 458-465).

Титул 18. Договор о содержании (ст. 466-471).

Титул 19. Договор хранения (ст. 472-491).

Титул 20. Договор о поручении (ст. 492-512).

Титул 21. Об играх и пари (ст. 513-515а).

Титул 22. Рента с содержанием и пожизненная рента (ст. 516-529). Титул 23. Простое товарищество (ст. 530-551). Часть 3. О коммерческом обществе и о кооперативном обществе Титул 24. О коллективном обществе (ст. 552-593). Титул 25. О коммандитном товариществе (ст. 594-619). Титул 26. Об анонимном обществе (ст. 620-763). Титул 27. Акционерное коммандитное товарищество (ст. 764-771). Титул 28. Об обществе с ограниченной ответственностью (ст. 772-827). Титул 29. Кооперативное товарищество (ст. 828-926). Часть 4. О регистрации коммерческих организаций, о торговой фирме и о коммерческой отчетности Титул 30. О регистрации коммерческих организаций (ст. 927-943). Титул 31. О торговой фирме (ст. 944-956). Титул 32. О коммерческой отчетности (ст. 957-964). Часть 5. Ценные бумаги (Dei titoli di credito(cartevalori)

Титул 33. Ценные бумаги именные, на предъявителя, ордерные (Dei titoli nominate, dei titoli al postatore e dei titoli all'ordine (art. 965-1156)).

Титул 34. Заемные облигации (Dei presti in obligazioni (art. 1157-1186)). Переходные положения Федерального закона от 30 марта 1911 г. (ст. 1-9).

Надо отметить, что в 1936 г. были внесены некоторые изменения в Кодекс об обязательствах.

Гражданский кодекс Швейцарии в целом включает 2503 статьи без учета переходных положений ГК 1907 г. и Кодекса об обязательствах 1911 г.

Создателем Гражданского кодекса Швейцарии считается Евгений Губер (Eugen Huber) (2).

Приступая к характеристике Codice civile svizzero, следует обратить внимание на ст. 1 п. 2, где установлено знаменитое положение о том, что в случае отсутствия решения в законе и обычном праве судья может разрешить гражданский спор, действуя как законодатель (Art. 1-1. La legge si applica a tutte le questioni giuridiche alle quali puo riferirsi la lettera od il senso di una sua disposizione. 2. Nei casi non previsti dalla legge il

giudice decide secondo la consuetudine e, in difetto di questa, secondo la regola che egli adotterebbe

come legislatore. 3. Egli si attiene alla dottrina ed alla giurisprudenza più autorevoli).

(Ст. 1-1. Закон применяется ко всем юридическим вопросам, о которых может говорить буква и смысл его правовой нормы. 2. В случаях, не предусмотренных законом, судья принимает решение на основании обычая, а за неимением его, согласно правилу, которое применил бы как законодатель. 3. Он применяет научную доктрину и судебную практику наиболее авторитетную).

Эта норма вызвала многочисленные неоднозначные оценки (suscitó dall' inizio disparati commenti) (3).

Одни объясняли это положение сложностью законодательной деятельности, другие - влиянием французской и австрийской кодификаций,

С. Н. Медведев

Гражданский кодекс Швейцарии (к стол

немецким кодексом 1900 г., влиянием учения Савиньи.

Параграф 7 Австрийского Гражданского кодекса 1812 г. устанавливал, что в случае отсутствия указания в законе судья обязан разрешить гражданский спор «на принципах естественного права» (Läßt sich ein Rechtsfall weder aus den Worten, noch aus dem natürlichen Sinne eines Gesetzes entscheiden, so muß auf ähnliche, in den Gesetzen bestimmt entschiedene Fälle, und auf die Gründe anderer damit verwandten Gesetze Rücksicht genommen werden. Bleibt der Rechtsfall noch zweifelhaft; so muß solcher mit Hinsicht auf die sorgfältig gesammelten und reiflich erwogenen Umstände nach den natürlichen Rechtsgrundsätzen entschieden werden) (4).

Другие видели основы положения ст. 1 Швейцарского гражданского кодекса в этике Аристотеля (5). Третьи объясняли влиянием работы Франсуа Жени, опубликованной в 1899 г. (6), но это было вскоре опровергнуто изучением переписки Евгения Губера и Франсуа Жени, из которой было видно, что последний не оказал никакого влияния на ст.1 (7). Но чтобы оценить ст. 1 ССS., надо обратиться к представителем так называемой «Freirechtsschule». Без поисков исторической модели трудно найти приемлемое объяснение знаменитой статьи. Действующая в то время наука была посвящена голым абстракциям и чужда повседневной реальности (8).

Исторический экскурс в историю права швейцарских кантонов показывает, что в кантональных кодексах были положения о том, что в случае пробелов в праве судья может принимать решения, действуя как законодатель (9).

Австрийский юрист, профессор гражданского судопроизводства в Венском университете Антон Менгер проводил идею создания социалистического государства через конструкцию права (socialismо giuridico - в итальянском звучании) (10). Эти свои идеи он пытался реализовать через проект Гражданского кодекса Швейцарии, принимая активное участие в его обсуждении.

Используя неоднократно выражение «so-ciaks Privatrechts», Губер стремился провести три идеи: 1. Отказ от социалистического постулата, который бы привел к отмене индивидуальной свободы и таким образом устранил бы все частноправовое; 2. Обеспечение гарантий частному праву; 3. Установление возможного и необходимого социального равновесия внутри частноправового режима (11).

Анализ ГК Швейцарии показывает, что швейцарское законодательство ближе стоит к идеям Гирке, чем Менгера (12). Гирке считал

вступления в действие)

неприкасаемым деление права на публичное и частное, видел в социализме конец свободы и выступал за смягчение социальной напряженности: «В наше общественное право должен проникать дым (ein Hauch) естественно правовой свободы и в наше частное право должна просачиваться капля социалистического масла» (13).

В эти же годы Менгер, напротив, не переставал повторять, что полная реализация юридического социализма вводила отмену каждой договорной связи, которая бы не контролировалась государством (14) и, таким образом, логически исчезала традиционная дихотомия права.

В юридической литературе возникал вопрос, чьи интересы Швейцарский кодекс выражал? В настоящее время это, может быть, праздный вопрос, но сто лет тому назад это было важно, учитывая, что тогда был в моде так называемый «правовой социализм» (socialismо giuridico) (15). Е. Губер признавал, что он первостепенное значение придавал интересам буржуазии как непреложному факту. В этом смысле кодекс был буржуазным, но дистанцировался от кодекса, «который обычно закрепляет привилегии под внешностью равенства» (16). Он признавал наличие в обществе интересов, прямо противоположных интересам буржуазии, и умудрялся учитывать их путем введения в общие правила исключений (17).

Законодатель в Швейцарском ГК пытается смягчить правовыми средствами напряжение между индивидуумом и обществом. Можно привести следующие примеры: субъективные права защищаются в соответствии с интересами истца (18); облегчено возникновение юридических лиц с неэкономическими целями (19); отдельные члены корпораций защищены от воли большинства (20); принцип пропорциональности господствует в отношениях соседства и ограничиваются права собственника (21).

Для Швейцарского ГК является характерным предоставление широких возможностей при заключении договоров о создании юридических лиц. Ограничения касаются только тех вопросов, которые необходимо соблюдать в интересах государства. Кодекс предусматривает широкое судейское усмотрение.

В последнее время начался процесс реформирования семейного и наследственного права. Расширены права замужней женщины (законы 1984 и 1987 гг.).

В Кодексе об обязательствах содержатся нормы о коллективном трудовом договоре, которые были новшеством в то время. В коллективных договорах предпринимателя берут на себя обяза-

79(2)/2012

Вестник Ставропольского государственного университета

тельства не прибегать к локаутам. Нормы трудового договора подвергались изменениям в 1956 г.

Конституция 1874 г. оставила процессуальное законодательство в ведении кантонов, поэтому в Швейцарии действуют 26 кантональных гражданских процессуальных кодексов, которые принимались в разное время и отражают местные особенности. Споры по торговым сделкам

рассматриваются арбитражем, который регулируется арбитражной конвенцией 1969 г.

Таким образом, Швейцарский Гражданский кодекс первым из такого рода актов испытал на себе влияние новых идей и теорий ХХ века о «социализации права». Он оказал прямое воздействие на кодификацию гражданского права в Турции в 1962 г.

ПРИМЕЧАНИЯ И ЛИТЕРАТУРА

1. В настоящее время в Швейцарии официальными языками являются немецкий, французский и итальянский. Мы пользовались Гражданским кодексом Швейцарии на итальянском языке: ^dice civile svizzero (del 10 dicembre 1907, stato 1 gennaio 2012), Codice delle obbligazioni(Legge federale del 30 marzo 1911 di complement del Codice civile svizzero (Libro quinto: Diritto delle obbligazioni). Entrata in vigore 1 gennaio 1912.

2. Rümelin M. Eugen Huber. Tübingen, 1923; Guhl Th. Schweizer Juristen der letzten hundert Jahre. Eugen Huber 1849-1923. Zürich, 1945. S. 323-359; Egger A. Eugen Huber als Gesetzgeber, Schweizerische Juristen-Zeitung, 37 (1940-1941). S. 93-97; Kieser H-L., MeierA., Stoffel W. Revolution islamischen Rechts. Das Schweizer ZGB in Türkei. Zürich, 2008.

3. Создателем Гражданского кодекса Швейцарии является Евгений Губер. Он родился 31 июля 1849 г. в Швейцарии (кантон Цюрих) в семье врача. университете Цюриха Е. Губер изучал юриспруденцию, где он получил степень доктора в 1872 г., защитив диссертацию «Наследственное право Швейцарии после выделения Старой Швейцарской Конфедерации из состава Священной римской империи». В 1875 г. он стал корреспондентом газеты в Цюрихе, пока не получил должность судьи в Аппенцелле (1877-1880). В 1880 г. Е. Губер получил должность профессора гражданского и государственного права в Базеля и позже в 1888 г. стал профессором университетов в Галле и Виттенберге, где преподавал историю права, частное и торговое право, публичное право, а также церковное право и философию права. Он написал и опубликовал два крупных исследова-ния:«System und Geschichte des schweizerischen Privatrechtes» («Система и история Швейцарского частного права») (4 vol.) (1886-1893) и «Die Bedeutung der

Gewere in deutschen Sachenrechts» («Значение права собственности в немецком вещном праве») (1894).

4. В 1892 г. по предложению Швейцарского правительства Е. Губер стал работать над проектом Гражданского кодекса, который был подготовлен в 1904 г., утвержден в 1907 г. и вступил в действие с 1 января 1912 г. В 1908 г. он стал иностранным корреспондентом первого журнала сравнительного права в США.

5. Caroni P. Anton Menger ed il codice civile svizzero del 1907 // Quaderni fiorentini per la storia del pensiero giuridico moderno. 3-4 (19741975). Il"Socialismo giuridico". Tomo 1. A.Giuffre editore Milano. P. 276

6. Meier-Hayoz A. Der Richter als Gezetzgeber. Zürich, 1951. S. 27; Laufs A. Rechtsentwicklungen in Deutschland. Berlin; New York, 1973. S. 139.

7. Sauter J. Die philosophischen Grundlagen des Naturrechts. Wien, 1932. S. 44; Mitteis H. Über das Naturrecht. Dtrlin, 1948. S. 11.

8. Geny F. Methode d'interpretetation et sources en droitprive positif.Paris, 1899.

9. Gauye O. Francois Geny est-il le pere de l'article 1er.2. al. Du CCS? in RDS, 92 (1973), 1. P. 271-281.

10. Meyer-Hayoz A. Op. cit. P. 24-25, 33-36.

11. Caroni P. Savigny's "Beruf' und die heutige Krise der Kodification // Tijdschrift voor Rechtsgeschiedenis. 39 (1971). P. 451, 474; Kundert W. Die Zivilgesetzgebung des Kantons Thurgau // Basler Studien zur Rechtswissenschaft, Heft 102, Basel-Stutttgart, 1973. S. 43.

12. Caroni P. Anton Menger ed il codice civile svizzero del 1907. Op. cit. P. 302.

13. Huber E. System und Geschichte, IV. Op. cit. S. 277-278, 280, 299-300.

14. Peter H. Vom Einfluss der deutschen Zivilrechtswissenschaft auf die Schweiz, in Festschrift K. S. Bader. Zürich-Köln-Graz, 1965. S. 321-342.

15. Girke O. «... in unserem öffentlichen Recht muss ein Hauch des naturrechtlichen Freiheitsraumes

С. Н. Медведев

Гражданский кодекс Швейцарии (к столетию вступления в действие)

wehen und unser Privatrecht muss ein Tropfen sozialistischen Öles durchsickern». Die soziale Aufgabe des Privatrechts. Wien, 1889. S. 486.

16. Menger A. Neue Staatslehre. 1902 S. 88, 109, 112.

17. Ungari P. In memoria del socialismo giuridi-co //Politica del diritto, 1 (1970). P. 387.

18. Rossel V. La reforme sociale et le droit civil // Actes de la societe jurassienne d' emulation. II, Serie, vol. 9, 1902. P. 134.

19. Huber E. Die Bedeutung des schweizerischen Civilrechts für die Landwirtschaft. Schweiz. Bauernverband. 1901, S. 3.

20. Girke O. Die soziale Aufgabe des Privatrechts. Op. cit. S. 490-491.

21. Heini A. Die Vereine in Schweizerisches Privatrecht. Basel-Stuttgart, 1967. S. 519-522.

22. Coroni P. Le origini del dualismo comunale swizzero. Vilano, 1964. P. 214.

23. Liver P. Kommentar zu dem Grunddienstbarkeiten, n. 25-29 all'art. 736 CCS; То же самое: Privates und öffentliches Baurecht, in Rechtliche Probleme des Bauers. Bern, 1969. S. 9-11.

Об авторе

Медведев Станислав Николаевич, ФГБОУ ВПО «Ставропольский государственный университет», доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой гражданского права и процесса. Сфера научных интересов - история государства и права зарубежных стран, римское право, гражданское право. grpravo @ stavsu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.