Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПО ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЮ'

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПО ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЮ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
24
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ / ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ / ЭНЕРГОСЕРВИСНЫЙ КОНТРАКТ / ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ / ЭНЕРГОАУДИТОР / СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шмидт С. В.

В настоящей статье на основе анализа судебной практики выявлены причины, в связи с которыми в настоящее время не наблюдается активности заключениядоговоров на проведение добровольного энергетического обследования и энергосервисных контрактов субъектами рыночных отношений. В качестве решения указанной проблемы предложено создание системы страхования от неполучения прибыли (экономии) по энергосервисным контрактам. В целях стимулирования страховщиков следует издать ряд законодательных актов, способствующих повышению качества оказания услуг по проведению энергетического обследования, а именно: создание единой системы аттестации энергоаудиторов и принятие единого образовательного стандарта для подготовки специалистов этой сферы. Также рекомендовано предусмотреть на законодательном уровне возможность лишения энергоаудитора права заниматься деятельностью в области энергосбережения на определённый срок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПО ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЮ»

УДК 347.451.01

С.В. Шмидт

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПО ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЮ

В настоящей статье на основе анализа судебной практики выявлены причины, в связи с которыми в настоящее время не наблюдается активности заключениядоговоров на проведение добровольного энергетического обследования и энергосервисных контрактов субъектами рыночных отношений. В качестве решения указанной проблемы предложено создание системы страхования от неполучения прибыли (экономии) по энергосервисным контрактам. В целях стимулирования страховщиков следует издать ряд законодательных актов, способствующих повышению качества оказания услуг по проведению энергетического обследования, а именно: создание единой системы аттестации энергоаудиторов и принятие единого образовательного стандарта для подготовки специалистов этой сферы. Также рекомендовано предусмотреть на законодательном уровне возможность лишения энергоаудитора права заниматься деятельностью в области энергосбережения на определённый срок.

Ключевые слова: энергосбережение, энергоэффективность, энергосервисный контракт, энергетическое обследование, энергоаудитор, судебная практика.

Несмотря на то, что к началу 2013 года посредством разработки нормативно-правовой базы в области энергосбережения созданы необходимые инструменты и механизмы реализации энергосервисной деятельности, создана обширная конкурентная среда Энергосервисных компаний-членов СРО в области в энергетического обследования (на настоящий момент по информации сайта ГИС в области энергосбережения и повышения энергоэффективности в РФ существует 150 некоммерческих партнерств энергоаудиторов) [1], активная реализация энергоэффективных мероприятий наблюдается только в отношении лиц, определенных Законом в качестве обязательных для проведения энергетического обследования. Проведение добровольного энергетического обследования и заключение на его основе энергосервисных контраков прочими лицами скорее исключение из общей практики, чем правило.

В настоящее время не возникает активности субъектов рыночных отношений в отношении в области добровольного заключения энергосервисных контрактов и реализации энергосервисных мероприятий. Это вызвано тем, что реализация энергосервисных мероприятий происходит с определенными затруднениями и сложившаяся правоприменительная практика свидетельствует об этом. Отчасти это вызвано недостаточно подробным и исчерпывающим правовым регулированием вопросов связанных с заключением и реализацией энергосервисных контрактов, а также недостаточно высоким сервисом в области проведения энергетического обследования. Между тем программа повышения энергетической эффективности РФ, провозглашенная Президентом РФ Медведевым Д.А., является наиболее приоритетной для государства, от успехов ее реализации во многом зависит развитие экономики страны в целом.

В этих условиях доработка законодательной базы, регулирующей деятельность по энергосбережению и повышению энергоэффективности, является одним из главных способов устранения существующих барьеров.

Исправное исполнение субъектами правоотношений по энергосбережению обязанности по проведению обязательного энергоаудита обусловлено императивным государственным регулированием, осуществляемым посредством установления административных санкций КоАП РФ [2]. Принятый в ноябре 2009 года федеральный закон № 261 «Об энергосбережении» [3] обязал пройти энергоаудит и получить энергопаспорт все государственные и муниципальные учреждения. Помимо них отчитываться о своей энергоэффективности обязаны компании, оказывающие услуги по регулируемым тарифам (например, работающие в сфере ЖКХ); все предприятия, чьи расходы на водо-, тепло- и энергоресурсы составляют свыше 10 млн. рублей; ор-

© Шмидт С.В., 2013.

ганизации, осуществляющие производство и (или) транспортировку и добычу природных ресурсов (природного газа, нефти, угля и др.), а также организации, проводящие мероприятия в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, финансируемые полностью или частично за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов (в соответствии со статьей 16 ФЗ «Об энергосбережении») Так, часть 8 статьи 9.16 КоАП устанавливает санкции за несоблюдение сроков проведения обязательного энергетического обследования. В соответствии с частью 9 статьи 9.16 КоАП, несоблюдение требования о представлении копии энергетического паспорта, составленного по результатам обязательного энергетического обследования, в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти влечет наложение административного штрафа.

Как показывает анализ судебной практики, в Тюменской области неоднократно привлекались к административной ответственности компании, осуществляющие управление общим имуществом многоквартирного дома в соответствии с пунктом 4 статьи 9.16 КоАП, согласно которому несоблюдение лицами, ответственными за содержание многоквартирных домов, требований энергетической эффективности, предъявляемых к многоквартирным домам, требований их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований о проведении обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах влечет наложение административного штрафа.

Компании ООО «УК по СЖФ», ООО «УК «ЯМАЛ» были привлечены к ответственности Государственной жилищной инспекцией по Тюменской области в соответствии с пунктом 4 статьи 9.16 КоАП в связи с несоблюдением ими требований Постановления Правительства Тюменской области от 07.02.2011 № 22-п «Об утверждении Перечня обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме» [4], исполнение которых является обязательным в соответствии частью 4 статьи 12 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении ...», а также на основании ч. 4 ст. 39 Жилищного кодекса РФ [5] и принципов, установленных Правительством РФ, в соответствии с которыми органами исполнительной власти устанавливаются перечни мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, подлежащих проведению единовременно и (или) регулярно.

ООО «УК по СЖФ» не были установлены источники освещения в местах общего пользования, оборудованных энергосберегающими осветительными приборами, системами автоматического регулирования (датчиками движения, присутствия) и антивандальной защитой в многоквартирном доме по адресу: г. Тюмень, ул. Пермякова, д. 21 (решение Арбитражного суда Тюменской области от 27.06.2012 по делу № А70-4295/2012) [6]. Таким образом, был нарушен пункт 4 Перечня обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, установленного постановлением Правительства Тюменской области от 07.02.2011 № 22-п.

ООО «УК «ЯМАЛ» не выполнил требование по установке в домах отражающих экранов к отопительным приборам в местах общего пользования в доме № 82 по ул. Малыгина г. Тюмени. (Решением Арбитражного суда Тюменской области от 27.02.2012 по делу № А70-12084/2011) [7], то есть нарушен пункт 3 Перечня обязательных мероприятий Правительства Тюменской области от 07.02.2011 № 22-п.

Решения Государственной жилищной инспекцией по Тюменской области о привлечении указанных юридических лиц оспаривались в Арбитражном суде Тюменской области и 8-ом арбитражный апелляционный суд, но жалобы были оставлены без удовлетворения.

Необходимо отметить, что, в целом, общей тенденцией рассмотрения дел об оспаривании решений органа исполнительной власти о привлечении к административной ответственности по статье 9.16 КоАП является оставление решения властного субъекта без изменения. Таким образом, можно сделать вывод, что практика в этой области правоотношений является абсолютно единообразной. Вероятно, это вызвано повышением качества работы административных органов, что, в свою очередь, отразилось в надлежащим оформлении соответствующих постановлений и соблюдении порядка проведения проверок, проработанностью и достаточно четкой формулировкой положений закона в этом отношении.

Одним из немногих дел о признании незаконным и отмене решения органа исполнительной власти, по которому было вынесено решение об удовлетворении требования заявителя, является Решение Арбитражного суда Челябинской области по делу № А76-5375/2011 от 02 июня

2011 года. [8] Согласно обстоятельствам дела, областное государственное учреждение «Чебар-кулькое лесничество» было привлечено к административной ответственности по ч.7 ст.9.16 КоАП РФ (за не установку приборов учета в помещениях, принадлежащих ему на праве оперативного управления) на основании постановления, вынесенного Уральским управлением Рос-технадзора неправомерно. Постановления было признано неправомерным в связи с тем, что, согласно ч.1 ст.13 Федерального закона РФ № 261-ФЗ от 23.11.2009. «Об энергосбережении», требования данной статьи в части установки приборов учета, не распространяются на объекты, максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час. Административным органом не доказано, что на проверенных объектах максимальный объем потребления тепловой энергии составляет более двух десятых гигакало-рий в час.

Таким образом, можно сделать вывод, о том, что административный «аппарат принуждения» в целях реализации положений Закона «Об энергосбережении» работает весьма успешно. Тем не менее, нужно обратить отдельное внимание на механизмы стимулирования активности добровольного заключения обследований и заключения ЭСК участниками рыночных отношений.

Одним из инструментов стимулирования проведения инициативных энергетических обследований является создание системы страхования рисков в данной сфере. Для создания благоприятных условий заключения энергосервисных контрактов участниками рыночных отношений необходимо законодательно оформить обязательное страхование риска неполучения экономии по энергосервисному договору организаций, выполняющих энергетическое обследование, на сумму свыше величины компенсационного фонда СРО. В настоящее время компенсационного фонд СРО большей частью не превышает 500-700 тыс. руб., что значительно ниже стоимости реализуемых энергосервисных мероприятий. Также целесообразно предусмотреть страхование неполучения прибыли по ЭСК вследствие начала процедуры банкротства в отношении Исполнителя (ЭСО) по энергосервисному контракту. Введение подобного страхования минимизирует риски как Исполнителя, так и Заказчика по ЭСК.

В свою очередь, страховщики также были заинтересованы в реализации подобного вида страхования, следует уменьшить вероятность наступления страховых случаев, то есть неполучения экономии вследствие некачественного энергетического обследования, некорректного составления энергетического паспорта и плана ЭЭМ. Таким образом, следует законодательно предусмотреть более строгие меры ответственности СРО за оказание услуг низкого качества, а также улучшить уровень профессиональной подготовки энергоудиторов, ввести единую систему их аттестации.

Судебная практика и статистика ярко свидетельствует о том, что проводимые энергетические обследования далеко не всегда выполняются качественно. Так, принятие в 2010 года Министерством энергетики Российской Федерации приказа № 182 «Об утверждении требований к энергетическому паспорту, составленному по результатам обязательного энергетического обследования...» [9] установило четкие критерии контроля качества энергетических паспортов, и планов энергооффективных мероприятий, которые являются их неотъемлемыми частями. Паспорта, составленные некачественно, с нарушением требований законодательства не принимаются Министерством энергетики к регистрации, что, в свою очередь, дает дополнительные гарантии участникам правоотношений в сфере энергосбережения от заключения энергосервисных контрактов (и Заказчикам, и ЭСО - Исполнителям) на проведение энергоэффективных мероприятий, которые впоследствии не могут дать желаемой экономии энергетических ресурсов. По данным Минэнерго, из 38 тыс. энергопаспортов, поступивших на проверку в 2012 году, принято менее 2 тыс. [10]. Таким образом, регистрацию в среднем проходит один энергопаспорт из предоставленных десяти. Основной причиной возврата на доработку остальных являются неверные данные.

В качестве примера судебных прецедентов составления некачественного энергетического паспорта можно привести дело о нарушении сроков проведения энергетического обследования по договору и взыскания неустойки, рассмотренное в 15-ом арбитражном апелляционном суде рассматривалось (Постановление от 2 октября 2012 года № 15АП-8809/2012). [11] Исполнитель ООО «ЭКЦ «Диагностика и контроль» настаивал на том, что отсутствие отметки о регистрации энергетических паспортов в Минэнерго РФ и отсутствие извещения об их приеме не могут рассматриваться как ненадлежащее исполнение работы по условиям контракта, поскольку регистрация не предусмотрена действующим законодательством. Однако данный довод был отклонен судом в связи с тем, что из условий контракта следует: воля заказчика направлена на получение энергетических паспортов по каждому объекту согласно перечню объектов с отметкой о реги-

страции в Министерстве энергетики РФ, с получением извещения о приемке копии электронного паспорта Министерством энергетики РФ. Кроме того, стороны согласовали случаи, при наличии которых не производится оплата за выполненные работы, одним из оснований указано -отсутствие отметки о регистрации в Министерстве энергетики РФ. При этом закреплено, что оплата не производится до устранения недостатков.

Несмотря на то, что Исполнитель оспаривал необходимость представления отметки о регистрации в Министерстве энергетики РФ, при заключении Договора, он не заявил возражений относительной данной обязанности, что подтверждает факт нарушение договорных обязательств со стороны исполнителя.

Таким образом, материалами дела подтверждается факт некачественного и несвоевременного выполнения работ по энергетическому обследованию зданий.

Энероаудитор ООО «ЭКЦ «Диагностика и контроль» привлекался к ответственности в судебном порядке за некачественное выполнение энергетического обследования и составление паспорта неоднократно. Так, согласно Постановлению Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2013 № 15АП-16471/2012 по делу № А53-26450/2012 [12] о взыскании суммы ущерба, выразившегося в стоимости оплаченных работ по договору на проведение полного энергетического обследования, пени за нарушение условий договора, суд подтвердил выводы суда первой инстанции. В связи с тем, что Департамент энергоэффективности, модернизации и развития ТЭК Минэнерго России подтвердил, что представленные ООО «ЭКЦ «Диагностика и контроль» энергетические паспорта не могут быть зарегистрированы ввиду наличия многочисленных нарушений при их изготовлении, иск Заказчика по договору (МБОУ ДОД «Детская школа искусств п. Гигант») о взыскании суммы ущерба, выразившейся в стоимости оплаченных работ по договору, которые не могут быть использованы по назначению, взыскании пени за нарушение условий договора был удовлетворен.

Сходным является дело, рассмотренное в восьмом арбитражном апелляционном суде (Постановление от 8 ноября 2012 г. по делу № А46-4925/2012) [13], по материалам которого 19.12.2011 между МИФНС N 6 по Омской области (заказчик) и ООО «Чемпион» (подрядчик) заключен государственный контракт № 171 на проведение энергетического обследования (энергоаудита) с составлением энергетического паспорта для объектов заказчика. По итогам исполнения контракта Заказчик не принял выполненные работы и не подписал акт приемки, ссылаясь на низкое качество выполнения подрядчиком своих обязательств. Наличие в выполненных работах недостатков, подтвержденных выводами судебной экспертизы, которые носят критический и значительный характер, отсутствие потребительской ценности выполненных ООО «Чемпион» работ, в связи с утратой интереса МИФНС № 6 по Омской области к такой работе, явилось в силу статьи 450 ГК РФ основанием для расторжения государственного контракта. Таким образом, вывод суда первой инстанции о расторжении государственного контракта является обоснованным. Решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.

На основании анализа судебной практики, можно сделать вывод, что у Заказчиков появилось возможность выявить некачественную работу энергоаудитора заблаговременно до начала реализации энергоэффективных мероприятий по энергосервисному контракту. Функцию контроля выполняет Министерство энергетики РФ, которое принимает решение о регистрации копии энергетического паспорта или об отказе в регистрации. Однако обязательный государственный контроль Министерства энергетики предусмотрен только для тех объектов, энергетическое обследование которых является обязательным в соответствии со статьей 16 № 261-ФЗ.

Тем не менее, возможность контроля со стороны Министерства энергетики предусмотрена в случаях проведения обязательного энергетического обследования в соответствии со статьей 16 ФЗ «Об энергосбережении». В случаях же добровольного проведения энергетического обследования целесообразно использовать возможность страхования рисков по ЭСК. Также страхование рисков будет актуально при составлении списка нетиповых инновационных энергосберегающих мероприятий, контроль которых также не осуществляется Министерством энергетики при регистрации энергетического паспорта в соответствии с Приказом Минэнерго РФ 19.04.2010 № 182 (ред. от 08.12.2011).

Отчетные документы энергоаудитора с данными, не отражающими действительность на обследуемом объекте, с неверным расчетом потенциала энергосбережения, необоснованными мероприятиями по энергосбережению, (программа энергосбережения), о чем нам ярко свидетельствует сложившаяся в настоящее время судебная практика - яркие показатели необходимости скорейшего принятия мер по улучшению качества образования энергоаудитора. Одним из основных средств повышения качества энергетического обследования - повышение профес-

сионального уровня энергоаудиторов. Сегодня существует огромный спрос собственников энергоаудиторских организаций на обучение энергоаудиторов практическим навыкам проведения энергоаудита, однако преподавательский состав, способный дать энергоаудиторам практические знания, в силу объективных причин весьма немногочисленный. Ведь до вступления в силу Закона об энергосбережении этот вид образовательных услуг не пользовался высоким спросом.

Перед СРО в связи с принятием № 261-ФЗ встала непростая задача - повышение в кратчайшие сроки квалификации своих членов, иначе достижение профессиональных результатов работы стало бы невозможным.

На наш взгляд, необходимо объединение усилий как со стороны высших учебных заведений - профессионалов в организации процесса обучения, так и со стороны СРО - имеющих непосредственный опыт проведения энергоаудита (через обобщение и анализ деятельности своих членов) с целью создания единого образовательного стандарта энергоаудиторов.В целях повышения уровня профессиональной подготовки энергоаудиторов, в том числе с учетом отраслевой специфики, необходимо ввести механизм аттестацииэнергоаудиторов для подтверждения соответствующей квалификации с учетом отраслевых и функциональных особенностей.

Первые шаги в этом направлении уже сделаны. Так, в 2011 году был принят Приказ Ми-нобрнауки РФ от 24.01.2011 № 79 (ред. от 31.05.2011) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 241000 Энерго- и ресурсосберегающие процессы в химической технологии, нефтехимии и биотехнологии (квалификация (степень) "бакалавр")» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 28.03.2011 № 20317). [14] Данный стандарт создан для подготовки специалистов создания энергосберегающих технологий на производстве, обеспечивает все базовые компетенции, необходимые для решения инженерных проблем повышения энергетической эффективности. Представляется, что так будут готовить именно тех специалистов, которые необходимы для реализации требований закона № 261-ФЗ.

В то же время для специалистов энергетического профиля нет отдельного федерального государственного стандарта прямо ориентированного на энергоэффективность. В действующих стандартах можно обнаружить только отдельные фрагменты профессиональных компетенций, необходимых для энергоаудита, энергоменеджмента и программ повышения энергетической эффективности. (стандарт 140100 «Теплоэнергетика и теплотехника» [15], стандарт 280100 «Природообустройство и водопользование». [16]). В целях реализации № 261-ФЗ и повышения качества работ по проведению энергетического обследования целесообразно создать стандарт по направлению «Энергоаудит и энергоменеджмент», наиболее полно отражающий все специфические особенного подготовки специалистов данной сферы.

Квалифицированный специалист-энергоаудитор, как минимум, должен иметь высшее техническое образование и дополнительную подготовку на специальных краткосрочных курсах. Рекомендации по курсам специальной подготовки энергоаудиторов содержатся в Приказе Минэнерго РФ № 148 от 7.04.2010 г. [17], который впоследствии был отменен Приказом Минэнерго РФ от 27 апреля 2011 года № 155 [18].

Как правило, при специальной подготовке персонала энергоаудитора освещаются вопросы нормативной базы энергосбережения, теории и практики энергоаудита, методического, приборного обеспечения и «типовые» мероприятия энергосбережения. В целом программа должна быть рассчитана на подготовку энергоаудитора, который имеет представление обо всех направлениях энергопользования и, при этом, разрабатывать соответствующие рекомендации, пригодные для практического использования. Возможно формирование программ исходя из стандартов СРО энергоаудиторов применительно к специфике их деятельности и уровню требований к профессиональной ответственности энергоаудиторов.

Еще одной проблемой профессиональной подготовки энергоаудиторов является отсутствие единой системы аттестации энергоаудиторов. В данном случае целесообразно заимствование опыта стран СНГ, как, например, соответствующие стандарты уже были приняты в Республике Берарусь (порядок сертификации экспертов-энергоаудиторов установлен национальной системой соответствия Республики Беларусь). [19].

В целях повышения качества энергосервисных услуг также целесообразно пойти по пути введения личной ответственности энергоаудитора за проведение некачественного энергетического обследования в связи с тем, «сегодня появляется все больше недобросовестных СРО, которые пользуются правовой безграмотностью заказчиков и, не выезжая на объект, выдают фиктивные энергопаспорта» [10].

Актуально использовать опыт Германии, где в случае проведение некачественного энергетического обследования, энергоаудитор лишается права заниматься деятельностью по проведению энергетических обследований и реализации ЭЭМ на срок до двух лет.

Библиографический список

1. Минэнерго обновило перечень СРО энергоаудиторов. Новости. Сайт государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Режим доступа: http://gisee.ru/news/law/43703/ (дата обращения: 22.03.2013).

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: федеральный закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 23.02.2013): Собрание законодательства РФ. 2002 г. № 1 (ч. 1) Ст. 1.

З.Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федеральный закон от 23 ноября 2009 г. N 261:Собрание законодательства Российской Федерации. 2009г. № 48. Ст. 5711.

4. Об утверждении перечня обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме: постановление Правительства Тюменской области от 07.02.2011 г. (ред. от 21.09.2011) № 22-п: Парламентская газета Тюменские известияN 28,2011.

5. Жилищный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 29.12.2004 N 188-ФЗ(ред. от

25.12.2012)(с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2013): Собрание законодательства РФ. 03.01.2005. N 1 (часть 1). ст. 14.

6. Решение Арбитражного суда Тюменской области от 27.06.2012 по делу № А70 -4295/2012. Режим доступа: http://kad.arbitr.ru/Card/1fc12e8f-d66a-404d-8b33-212739e4f7a1 (дата обращения 25.03.2013).

7. Решение Арбитражного суда Тюменской области от 27.02.2012 по делу № А70-12084/2011. Режим доступа: http://kad.arbitr.ru/Card/1fc12e8f-d66a-404d-8b33-212739e4f7a1 (дата обращения 25.03.2013).

8. Решение Арбитражного суда Челябинской области от 02 июня 2011 года по делу № А76-5375/2011. Режим доступа: http://kad.arbitr.ru/Card/06f9ad21-f5eb-4543-8667-32f85e2f41d6 (дата обращения 25.03.2013).

9. Об утверждении требований к энергетическому паспорту, составленному по результатам обязательного энергетического обследования, и энергетическому паспорту, составленному на основании проектной документации, и правил направления копии энергетического паспорта, составленного по результатам обязательного энергетического обследования: Приказ Минэнерго РФ от 19.04.2010 (ред. от 08.12.2011) № 182: Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. № 27. 05.07.2010.

10. Новости. Сайт государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Режим доступahttp://gisee.ru/news/law/42975/ (дата обращения:

22.03.2013).

11. Постановление 15-ого арбитражного апелляционного суда по делу № 15АП-8809/2012от 2 октября 2012 года. Режим доступа: http://kad.arbitr.ru.

12. Постановление 15-ого арбитражного апелляционного суда по делу по делу № А53-26450/2012 от 04.02.2013. Режим доступа: http://kad.arbitr.ru.

13. Постановление 8-го арбитражного апелляционного суда по делу по делу № А46-4925/2012от 8 ноября 2012 г.Режим доступа: http://kad.arbitr.ru.

14. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 241000 Энерго- и ресурсосберегающие процессы в химической технологии, нефтехимии и биотехнологии (квалификация (степень) "бакалавр"): Приказ Минобрнауки РФ от 24.01.2011 (ред. от 31.05.2011) N 79: Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. N 21. 23.05.2011.

15. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 140100 Теплоэнергетика и теплотехника (квалификация (степень) "бакалавр"): Приказ Минобрнауки РФ от 18.11.2009 (ред. от 31.05.2011) N 635: Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. № 11. 15.03.2010.

16. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 280100 Природообуст-ройство и водопользование (квалификация (степень) "бакалавр": Приказ Минобрнауки РФ от 21.12.2009 (ред. от 31.05.2011) № 776: Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. N 13.2010.

17. Об организации работы по образовательной подготовке и повышению квалификации энергоаудиторов для проведения энергетических обследований в целях эффективного и рационального использования энергетических ресурсов: Приказ Минэнерго РФ от 07.04.2010 № 148. Режим досту-пa:http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=483281.

18. Об отмене Приказа Минэнерго России от 07.04.2010 N 148: Приказ Минэнерго РФ от 27.04.2011 № 155. Режим доступа:http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n= 504774;Ш=134^=100004;ГМ=0.6814922989733225.

19. ЭСКО Электронный журнал энеросервисной компании «Экологические системы» № 6 июнь 2007. Режим доступа: http://esco.co.ua/journal/2007_6/art65.htm.

ШМИДТ Светлана Викторовна - магистрант Института права экономики и управления Тюменского государственного университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.