Научная статья на тему 'Основные направления совершенствования управления службой медицины катастроф регионального уровня'

Основные направления совершенствования управления службой медицины катастроф регионального уровня Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
506
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экология человека
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
Область наук
Ключевые слова
СЛУЖБА МЕДИЦИНЫ КАТАСТРОФ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УРОВНЯ / УПРАВЛЕНИЕ СЛУЖБОЙ / ИНТЕГРАЦИЯ / СКОРАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ / САНИТАРНАЯ АВИАЦИЯ / ФИЛИАЛЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ЦЕНТРОВ МЕДИЦИНЫ КАТАСТРОФ / TERRITORIAL EMERGENCY MEDICAL SERVICE / SERVICE MANAGEMENT / INTEGRATION / AMBULANCE / SANITARY AVIATION / BRANCHES OF TERRITORIAL EMERGENCY MEDICAL CENTERS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Черняк С. И., Лукина И. Н.

На опыте итогов работы лучших территориальных центров медицины катастроф показана определяющая роль управления в дальнейшем развитии службы медицины катастроф регионального уровня

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Черняк С. И., Лукина И. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAIN DIRECTIONS OF IMPROVEMENT OF MANAGEMENT OF REGIONAL EMERGENCY MEDICAL SERVICE

The main directions of improvement of the management system of emergency medical services have been considered. From the working experience of the best territorial emergency medical services, the leading role of management in further development of the Regional Emergency Medical Service has been shown.

Текст научной работы на тему «Основные направления совершенствования управления службой медицины катастроф регионального уровня»

УДК 614.8

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ СЛУЖБОЙ МЕДИЦИНЫ КАТАСТРОФ РЕГИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ

© 2006 г. С И. Черняк, И. Н. Лукина

Всероссийский центр медицины катастроф «Защита» Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию, г. Москва

Созданная Постановлением Правительства Российской Федерации (1994) Всероссийская служба медицины катастроф за сравнительно небольшой период времени прошла значительный путь. За последние 11 лет создана организационная структура службы, система управления, нормативно-правовая база, накоплен значительный опыт работы при ликвидации медико-санитарных последствий техногенных, природных катастроф и террористических актов [2, 7].

В настоящее время в России сложились качественно новые, объективные условия, обусловливающие снижение уровня медицинской защищенности населения при чрезвычайных ситуациях (ЧС). К ним относятся:

• рост тяжелых медико-санитарных последствий на фоне увеличения количества крупномасштабных ЧС природного и техногенного характера [3];

• высокая степень износа производственных фондов;

• рост опасности угроз террористического характера [1];

• реальное формирование в стране многоукладной экономики;

• отсутствие четкого разграничения законодательно оформленных функций между бюджетно-страховой и частной системами здравоохранения;

• незавершенный характер реформы управления здравоохранением и др. [8].

Указанные обстоятельства делают необходимым разработку новых направлений совершенствования организации службы медицины катастроф (СМК) в современных условиях, в т. ч. — совершенствование управления службой на региональном уровне.

Многообразие факторов, определяющих условия формирования и деятельности службы, оказывает непосредственное влияние на решение данной проблемы в каждом регионе. К этим факторам относятся количественные и качественные характеристики существующей на территориях субъектов потенциальной опасности [9], экономическое состояние регионов, уровень развития территориального здравоохранения, размеры территорий субъектов Федерации [6], количество муниципальных образований и их удаленность от региональных центров и др. Совершенно очевидно, что в этих условиях не может быть как единого, стандартного подхода к формированию регионального звена СМК, так и типового варианта совершенствования управления службой.

Одно из приоритетных направлений этой работы — создание внештатных и штатных филиалов территориальных центров медицины катастроф (ТЦМК), которые выполняют функции штабов службы на территориальном уровне и осуществляют организационно-ме-

На опыте итогов работы лучших территориальных центров медицины катастроф показана определяющая роль управления в дальнейшем развитии службы медицины катастроф регионального уровня Ключевые слова: служба медицины катастроф территориального уровня, управление службой, интеграция, скорая медицинская помощь, санитарная авиация, филиалы территориальных центров медицины катастроф.

тодическое руководство СМК местного уровня. В настоящее время штатные филиалы ТЦМК созданы в 7 субъектах Российской Федерации: Свердловской (города Ирбит и Краснотурьинск), Иркутской (Братск), Оренбургской (Бузулук и Новотроицк), Тюменской (Ишим и Тобольск), Пермской (Березники) областях, Алтайском (Бийск, Рубцовск и Славгород) и Хабаровском (Николаевск-на-Амуре) краях.

Штатные филиалы ТЦМК в виде формирований СМК с собственными оперативно-диспетчерскими отделениями и бригадами различного состава созданы в Алтайском (3) и Хабаровском (1) краях; Свердловской (2), Тюменской (2), Иркутской (2), Читинской (1) областях. Создание филиалов ТЦМК способствует повышению готовности учреждений и формирований СМК к работе в ЧС. Следует отметить, что одним из приоритетных критериев оценки деятельности филиалов становится их экономическая эффективность. Например, в Алтайском крае, где финансирование деятельности филиалов осуществляется через страховую медицину, разработаны специальные отчетные формы, содержащие экономические критерии оценки эффективности работы. Их анализ показал, что за счет работы филиалов ТЦМК количество вылетов санавиации сократилось на 35 % и, как следствие, принесло экономию в 3,5 млн руб. При этом данные средства были вложены в совершенствование материально-технической базы филиалов ТЦМК. В то же время отсутствие такой экономической целесообразности явилось основанием для ликвидации в 2005 году одного филиала в Читинской области.

Внештатные филиалы в виде межрегиональных структур СМК локализованы, как правило, на базе отделений СМК крупных муниципальных ЛПУ. Подобные филиалы успешно работают в Республике Башкортостан, Краснодарском крае и ряде других субъектов Российской Федерации.

Как штатные, так и внештатные филиалы ТЦМК выполняют большую работу в пределах зоны своей ответственности, в т. ч. и как органы управления службой медицины катастроф:

• организационно-методическую;

• учебно-методическую;

• сбор и анализ статистических материалов;

• контроль деятельности СМК муниципального уровня и др. [4].

Следующим направлением совершенствования организации СМК регионального уровня является интеграция ТЦМК с ОЭиКМП (санитарная авиация) [5]. Такая интеграция состоялась в 43 регионах России — республиках Башкортостан, Коми, Карелия, Саха (Якутия); Хабаровском, Приморском, Алтайском краях; Воронежской, Свердловской, Калининградской, Ярославской, Мурманской областях и др.). В условиях единой структуры санитарной авиации и ТЦМК санитарная авиация приобретает новые

функции, характерные для органов управления здравоохранением, в частности — контроль деятельности ЛПУ муниципального уровня. В то же время ТЦМК, в состав которых входит санитарная авиация, приобретает новые функции, в т. ч. консультативную, оказания квалифицированной медицинской помощи, проведения эвакуации больных в лечебные центры и медицинского снабжения.

Эффективность исполнения управленческих функций, выполняемых ТЦМК, в значительной степени определяет особенности объединения ТЦМК со скорой медицинской помощью региона. В некоторых субъектах РФ это объединение существует по всей вертикали СМК (Воронежская обл., Республика Дагестан и др.). Кроме того, эта форма интеграции совершенно органична для муниципального уровня. В то же время имеются различные варианты ее переходных форм.

Одним из проявлений интеграции СМК со службой скорой медицинской помощи является наличие в структуре ТЦМК подразделений с функциями организационно-методического руководства и координации деятельности службы скорой медицинской помощи. Это отдел оперативного медикоинформационного обеспечения скорой (экстренной) медицинской помощи (Москва), оперативно-диспетчерское отделение скорой и неотложной медицинской помощи (Усть-Ордынский Бурятский АО), организационно-методический отдел по вопросам организации службы скорой медицинской помощи областного здравоохранения (Свердловская обл.), отделение скорой медицинской помощи (Воронежская, Нижегородская обл., Чувашская Республика, Приморский край), организационно-методический отдел по работе со службой СМП (Пермская обл.). В ТЦМК Свердловской и Нижегородской областей есть штатная должность заместителя директора по вопросам СМП.

Штатные бригады скорой медицинской помощи имеют в своей структуре ТЦМК Усть-Ордынского Бурятского АО (10), Иркутской (6), Кемеровской (6), Воронежской (12), Липецкой (4), Нижегородской (3), Астраханской (1) областей, г. Москвы (3), Чеченской Республики (2), Республики Татарстан (2).

Примером интеграции с СМП может служить совмещение функциональных обязанностей штатных сотрудников ТЦМК с внештатной деятельностью по курированию службы СМП в органах управления территориальным здравоохранением. Так, сотрудники ЦМК Кемеровской и Нижегородской областей являются областными ведущими специалистами департаментов здравоохранения по службе СМП. Заведующий отделением экстренной и консультативной медицинской помощи (ОЭиКМП), на базе которого находится ТЦМК Ленинградской области, является главным внештатным специалистом по организации службы СМП Комитета по здравоохранению области.

Формируются новые, промежуточные формы интеграции ТЦМК с санитарной авиацией и скорой медицинской помощью. Так, в региональном центре медицины катастроф Краснодарского края в структуру центра введен отдел взаимодействия с санитарной авиацией и скорой медицинской помощью. Как свидетельствует опыт, это позволяет координировать работу бригад, исключить дублирование деятельности данных служб.

Анализ отчетных материалов, поступивших из ТЦМК, имеющих филиалы, а также интегрированных с санитарной авиацией и скорой медицинской помощью (Республика Саха (Якутия); Хабаровский, Алтайский, Приморский края; Читинская, Иркутская, Свердловская области и др.) показывает, что характер их деятельности существенно превышает объем мероприятий, связанных с ликвидацией медико-санитарных последствий ЧС [8]. Она приобретает элементы экстремальной медицины, направленной на снижение смертности, летальности и инвалидизации населения районов от ургентной патологии. При этом достигается решение следующих задач:

• повышение эффективности управления Службой медицины катастроф регионального уровня;

• сокращение сроков оказания квалифицированной помощи сельскому населению;

• повышение доступности для населения высокоспециализированной экстренной помощи в региональных центрах;

• резкое сокращение сроков доставки больных на этап оказания специализированной помощи и улучшение качества медицинской транспортировки тяжелых больных;

• оптимизация работы межрайонных специализированных отделений и укрепление их материально-технической базы;

• усиление межрайонного уровня СМК для оперативного решения задач по ликвидации медикосанитарных последствий ЧС, возникших в зоне ответственности филиала.

Именно с этих позиций необходимо рассматривать перспективы дальнейшего совершенствования Службы медицины катастроф регионального уровня, что доказано итогами первого Всероссийского конкурса на звание «Лучший территориальный центр России», которые показали, что наилучшие показатели работы характеризуют именно те ТЦМК, в которых особое внимание уделяется совершенствованию функций управления службой (ТЦМК Свердловской, Кемеровской, Омской, Мурманской областей, Пермского, Алтайского, Хабаровского и Приморского краев, Республики Дагестан).

Список литературы

1. Воробьев Ю. Л. Безопасность жизнедеятельности (некоторые аспекты государственной политики) / Ю. Л. Воробьев ; МЧС России. — М. : Деловой экспресс, 2005. — 376 с.

2. Гончаров С. Ф. Всероссийская служба медицины катастроф: создание, задачи, организация, режимы функционирования : пособие для врачей / С. Ф. Гончаров, Г. П. Лобанов, И. И. Сахно и др. — М. : ВЦМК «Защита», 2000.

3. Государственный доклад «О состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

— М. : МЧС РФ, 2005.

4. О выполнении территориальной службой медицины катастроф «Организационно-методических указаний по подготовке службы медицины катастроф и выполнению мероприятий гражданской обороны здравоохранения в области защиты жизни и здоровья населения при чрезвычайных ситуациях на 2005 г.» (Аналитический обзор). — М. : ФГУ «ВЦМК «Защита», 2005. — 32 с. (Приложение к журналу «Медицина катастроф». — 2005. — № 7).

5. Приказ Минздрава России от 03.04.1998 № 98.

6. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2003 : стат. сб. / Госкомстат России. — М., 2003.

— 895 с.

7. Сахно И. И. Медицина катастроф (организационные вопросы) / И. И. Сахно, В. И. Сахно. — М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2001.

8. Семенов В. Ю. Экономика здравоохранения : учебное пособие / В. Ю. Семенов. — М. : МЦФЭР, 2004.

— 656 с. — (Приложение к журналу «Здравоохранение».

— 2004. — № 1/2).

9. Шахраманьян М. А. Оценка природной и техногенной безопасности России: теория и практика / М. А. Шахраманьян, В. А. Акимов, К. А. Козлов. — М. : ФИД «Деловой экспресс», 1998. — 218 с.

MAIN DIRECTIONS OF IMPROVEMENT OF MANAGEMENT OF REGIONAL EMERGENCY MEDICAL SERVICE

S. I. Chernyak, I. N. Lukina

Federal State Institution All-Russian Emergency Medical Center «Protection» Federal Agency for Healthcare and Social Development, Moscow

The main directions of improvement of the management system of emergency medical services have been considered. From the working experience of the best territorial emergency medical services, the leading role of management in further development of the Regional Emergency Medical Service has been shown.

Key words: territorial emergency medical service, service management, integration, ambulance, sanitary aviation, branches of territorial emergency medical centers.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.