Научная статья на тему 'Основные направления совершенствования процесса формирования и реализации стратегии развития ВЭД Ростовской области'

Основные направления совершенствования процесса формирования и реализации стратегии развития ВЭД Ростовской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
363
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕГИОНА / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / МЕЖДУНАРОДНОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА / ОБЩЕСТВЕННОЕ ПАРТНЕРСТВО / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА / ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАЗВИТИЯ / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / FOREIGN ECONOMIC POTENTIAL OF REGION / INTERNATIONAL ECONOMIC RELATIONS / INTERNATIONAL DIVISION OF LABOR / SOCIAL PARTNERSHIP / STRATEGY OF DEVELOPMENT OF THE REGION / INNOVATIVE FORMS OF DEVELOPMENT / SYSTEM APPROACH

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Басенко А. М., Ишанов И. В.

В статье авторы рассматривает основные направления совершенствования процесса формирования и реализации стратегии развития внешнеэкономической деятельности области. Результатом стратегического подхода является консолидация интересов населения, деловых кругов, от известных организаций и органов исполнительной власти Ростовской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Authors considers the main directions of improving the process of formation and implementation of the development strategy of foreign economic activity of the area. The result of a strategic approach is to consolidate the interests of the public, the business community, from the well-known organizations and executive authorities of the Rostov region.

Текст научной работы на тему «Основные направления совершенствования процесса формирования и реализации стратегии развития ВЭД Ростовской области»

РАЗДЕЛ 3. ФИНАНСОВО-КРЕДИТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ

А. М. Басенко, И. В. Ишанов

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ВЭД

РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Аннотация

В статье авторы рассматривает основные направления совершенствования процесса формирования и реализации стратегии развития внешнеэкономической деятельности области. Результатом стратегического подхода является консолидация интересов населения, деловых кругов, от известных организаций и органов исполнительной власти Ростовской области.

Ключевые слова

Внешнеэкономический потенциал региона, международные экономические отношения, международное разделение труда, общественное партнерство, стратегия развития региона, инновационные формы развития, системный подход.

A. M. Basenko, I. V. Ishanov

MAIN DIRECTIONS OF IMPROVING THE PROCESS OF FORMATION AND IMPLEMENTATION OF DEVELOPMENT STRATEGY OF FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY OF ROSTOV REGION

Annotation

Authors considers the main directions of improving the process of formation and implementation of the development strategy of foreign economic activity of the area. The result of a strategic approach is to consolidate the interests of the public, the business community, from the well-known organizations and executive authorities of the Rostov region.

Keywords

Foreign economic potential of region, international economic relations, international division of labor, social partnership, strategy of development of the region, innovative forms of development, system approach.

Социально-экономическое развитие Ростовской области находится в прямой зависимости от социально-экономической ситуации в России и мире в целом.

Стратегия развития региона должна изначально базироваться на основании внешнеэкономического потенциала региона, и соответственно особенностей

экономической жизни ЮФО. «С применением многоуровневой целостной системы планирования развития региона, включающей в себя миссию, цели, задачи, приоритетные направления и механизм реализации экономической и социальной политики, с учетом принятых и разрабатываемых программ как на федеральном, так и местном уровне,

концепций и мероприятий социально-экономического развития разных уровней управления. Для выявления и составления остронеобходимых мероприятий, являющихся институциональной основой формирования внутренней и как следствие внешнеэкономической деятельности региона, необходимо:

- проанализировать текущее социально-экономическое положение региона, дать оценку сложившимся тенденциям и трендам социально-экономического развития, определить место и роль Ростовской области в системе международных и межрегиональных социально-экономических связей и отношений;

- определить долгосрочные экономические и социальные приоритеты Ростовской области, достижение которых позволит решить текущие проблемы, минимизировать перспективные риски и угрозы, преодолеть ограничения, использовать имеющиеся возможности и конкурентные преимущества в системе межрегионального и международного разделения труда, обеспечить устойчивое развитие региона;

- определить целевые индикаторы и разработать механизм реализации долгосрочных социально-экономических целей и задач;

- разработать механизм управления процессом стратегирования в регионе на определенные временные периоды» [8].

Стратегия развития внешнеэкономической деятельности Ростовской области должна базироваться на основании федеральных законов, областных программ, опираясь на законодательные и нормативные акты, а также областные ведомственные целевые программы.

Специализация Ростовской области является основой экономического анализа для построения стратегии развития региона.

В сравнении с Российской Федерацией для Ростовской области харак-

терна специализация в таких видах экономической деятельности, как: сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство (превышение доли сектора в структуре ВРП Ростовской области по сравнению с долей в структуре ВВП РФ по данным за 2015 г. составило 2,7 р.); обрабатывающие производства (1,2 р.); производство и распределение электроэнергии, газа и воды (1,07 р.); строительство (1,6 р.); гостиницы и рестораны (1,26 р.); транспорт и связь (1,09 р.); образование (1,36 р.); здравоохранение и предоставление социальных услуг (1,17 р.).

Для определения специализации в разрезе обрабатывающей промышленности используется метод сравнения относительных долей видов деятельности в общем объеме отгруженной продукции Ростовской области с сопоставимыми среднероссийскими показателями. Если доля отгруженной продукции собственного производства в совокупном объеме превышает долю рассматриваемого вида деятельности в отгрузке на уровне Российской Федерации, данный вид деятельности рассматривается как отрасль специализации. Для определения специализации Ростовской области использовались данные об объеме отгруженной продукции собственного производства в 2015 г. (табл. 1) [8].

Для определения доминирующих секторов промышленности Ростовской области выполнена классификация видов деятельности обрабатывающих производств, в зависимости от их доли в общем объеме отгрузки продукции собственного производства по данным за 2015 г.

1. Группа А — доминирующие виды деятельности, обеспечивающие 75 % отгруженной продукции собственного производства обрабатывающей промышленности — включает в себя: «Производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака», «Металлургическое производство и производ-

ство готовых металлических изделий», «Производство транспортных средств и оборудования», «Производство кокса и нефтепродуктов» и «Производство машин и оборудования».

2. Группа В — недоминирующие виды деятельности, обеспечивающие остальные 25 % отгруженной продукции собственного производства обрабатывающей промышленности — включает в себя: «Производство прочих неметаллических минеральных продуктов»,

Исходя из имеющихся данных (табл. 2), можно сделать обобщение о том, что Ростовская область занимает лидирующее место как по Южному федеральному округу, так и в сравнении со среднероссийскими показателями по областям, по темпам экономического роста и развития, показывая темпы роста экономики на уровне 107-113 % в год. С учетом возникших мировых геополитических возмущений, а также роста экономических санкций в отноше-

«Текстильное и швейное производство», «Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования», «Химическое производство» «Прочие производства», «Производство резиновых и пластмассовых изделий», «Целлюлозно-бумажное производство; издательская и полиграфическая деятельность», «Производство кожи, изделий из кожи и производство обуви» и «Обработка древесины и производство изделий из дерева» [8].

нии России, а также последствий мирового финансово-экономического кризиса, можно говорить о некотором снижении динамики экономики региона; если рассматривать в денежном выражении, то можно увидеть снижение в 2014 г. ВРП Ростовской области на 10,8 % относительно уровня 2013 г. В сравнении с динамикой ВВП России и ВРП субъектов ЮФО экономика Ростовской области испытала одно из самых существенных сокращений.

Таблица 1 — Структура обрабатывающей промышленности по видам деятельности в разрезе отгруженной продукции собственного производства в 2015 г., % [10]

Наименование видов деятельности РФ Ростовская область

Обрабатывающие производства 100 100

из них: Производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака 17,8 26,8

Текстильное и швейное производство 1,0 4,1

Производство кожи, изделий из кожи и производство обуви 0,2 0,5

Обработка древесины и производство изделий из дерева 1,4 0,2

Целлюлозно-бумажное производство; издательская и полиграфическая деятельность 3,2 2,2

Производство кокса и нефтепродуктов 18,6 8,8

Химическое производство 7,7 3,9

Производство резиновых и пластмассовых изделий 2,7 2,6

Производство прочих неметаллических минеральных продуктов 4,4 4,8

Металлургическое производство и производство готовых металлических изделий 18,4 17,3

Производство машин и оборудования 5,0 7,6

Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования 5,9 3,9

Производство транспортных средств и оборудования 9,1 14,4

Прочие производства 4,6 2,9

Таблица 2 — Индекс физического объема валового регионального продукта субъектов ЮФО и РФ в 2009-2014 гг., в % к предыдущему году [10]

Наименование субъекта 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г.

Российская Федерация 107,4 107,6 108,3 108,3 105,7 92,4

Республика Адыгея 111,5 107,9 107,0 116,0 114,0 106,1

Республика Калмыкия 104,2 106,8 103,1 103,4 102,2 101,4

Краснодарский край 109,3 106,1 110,7 110,3 108,8 98,2

Астраханская область 102,8 105,4 107,8 108,5 108,0 89,4

Волгоградская область 109,4 105,2 101,7 107,0 105,7 87,0

Ростовская область 113,2 106,9 112,2 112,4 110,2 89,2

По данным за 2014 г., ВРП Ростовской области в расчете на душу населения составил 131 312,2 руб. Среди субъектов ЮФО Ростовская область стабильно занимает 4-е место, опережая

лишь Республики Калмыкию и Адыгею, при этом значение данного показателя отстает от среднего по ЮФО и существенно ниже, чем в целом по Российской Федерации (рис. 1) [3].

Ряд1; Российская

Федерация (ВРП); 226007,5

Ряд1; Ростовская область; 131312,2

Ряд1; Волгоградская область; 145453,6

Ряд1; Астраханская область; 131400,1

Ряд1; Республика Калмыкия; 84274,1

Ряд1; Краснодарский край; 166469,6

Ряд1; Республика Адыгея; 93548,3

Рисунок 1 — ВРП субъектов РФ и ЮФО в расчете на душу населения

в 2014 г., руб. [10]

В 2014 г. промышленность Ростовской области в целом компенсировала существенное сокращение физических объемов производства, произошедшее в результате финансово-экономического кризиса. По итогам 2014 г., индекс промышленного производства (полный круг предприятий) к 2013 составил 115,9 и 98,0 % к уровню

докризисного 2012 г. Указанная восстановительная динамика в целом повторяет (с незначительным отставанием) динамику данного показателя в целом по РФ. Тем не менее на более длительном временном отрезке Ростовская область продолжает сохранять лидирующие позиции. Так, в сравнении с базой 2009 г. индекс промышленного производства

Ростовской области в 2014 г. составил 158,5 %, что является вторым результатом среди субъектов ЮФО после Республики Адыгеи, где индекс промышленного производства на указанном временном промежутке практически удвоился. По итогам 2014 г. объем отгруженной продукции по промышленным видам деятельности в Ростовской области составил 471 077,3 млн руб. В структуре ЮФО на долю Ростовской области в разрезе данного показателя приходится 30,9 %, что является вторым по величине результатом после Волгоградской области [6].

Анализируя результаты социально-экономического развития Ростовской области, основных трендов, направлений и условий развития мировой, российской и окружной экономики, а также принимая во внимание уникальность потенциала, специфику проблем и рисков развития, миссию Ростовской области можно сформулировать так: «Ростовская область — управленческий и инновационно-технологический центр юга и части ЦентральноЧерноземного региона России, а также граничащих с ней территорий СНГ, обеспечивающий устойчивое экономическое и пространственное развитие, высокий уровень и качество жизни населения Ростовской области» [8].

Международное сотрудничество Ростовской области играет важную роль как в социально-экономическом развитии, так и в укреплении позиций региона в качестве управленческого и контактного центра юга и части Центрально-Черноземного региона России, а также приграничных территорий СНГ. В 1998-2000 гг. Ростовская область осуществляла сотрудничество с 95 государствами мира, в 2011 г. их число увеличилось до 110. Несмотря на то что основная доля вышеуказанных контактов осуществляется в торговой сфере, важное значение в развитии международно-

го сотрудничества играет укрепление культурных, образовательных и иных связей. Огромное значение в активизации данного процесса имеют дипломатические представительства. Учитывая стратегическую значимость дипломатических отношений, в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации № 1099-р от 21.08.2001 в Ростове-на-Дону открыто представительство Министерства иностранных дел России. В дальнейшем при активном содействии органов исполнительной власти региона в г. Ростове-на-Дону открыт ряд дипломатических представительств зарубежных государств, в частности, на сегодняшний день действуют Генеральные консульства Украины, Армении, Румынии, работают почетные консулы Словакии, Франции и Республики Кореи. С января 2010 г. работает Отделение Торгового представительства Венгерской Республики, в марте 2011 г. в г. Ростове-на-Дону открыто Отделение Посольства Республики Беларусь.

Практика показывает, что открытие дипломатических представительств в регионе оказывает прямое воздействие на рост показателей, характеризующих внешнеэкономические связи. Внешнеторговый оборот с Республикой Арменией в 2014 г. составил 29,7 млн долл., что в 5,4 раза больше, чем в 2010 г.; с Францией — 37,6 млн долл., что в 2 раза больше, чем в 2010 г.; с Румынией — 54,2 млн долл., что в 20,8 раза превышает уровень 2010 г. [8].

За период с 2009 по 2015 г. в Ростовской области побывали около 100 международных делегаций, более 30 из них возглавляли Чрезвычайные и Полномочные послы. Наиболее часто область посещали Главы посольств США, Великобритании, Франции, Швеции, Германии и Республики Кореи. За последние 5 лет в Ростовской области были проведены мероприятия, имеющие важное значение не только для ре-

гиона, но и в целом для РФ, в частности, встреча на высшем уровне «Россия — ЕС» (май 2010 г.), «Дни Финляндии в Ростовской области», визиты Президентов Венесуэлы, Армении, Абхазии, Южной Осетии, Премьер-министра Республики Беларусь и др.

Развитие внешней торговли Ростовской области, в особенности ее экспортной составляющей, является одним из условий и одновременно индикатором развития конкурентоспособности региональной экономики. Инновационный и модернизационный векторы социально-экономического развития области во многом опираются на рост производительности труда, повышение уровня конкуренции — что обусловлено инвестиционным и технологическим взаимодействием с зарубежными партнерами, совершенствованием технико-технологической базы, управленческих навыков и техники оперирования на зарубежных рынках. Тем более это актуально в свете вступления и деятельности России во Всемирной торговой организации (ВТО).

Цели и задачи долгосрочного развития международного сотрудничества и ВЭД Ростовской области.

Стратегической целью развития международного сотрудничества и ВЭД Ростовской области является увеличение объема и оптимизация структуры внешнеторгового оборота, укрепление позиций области как культурного, делового и управленческого центра юга и части Центрально-Черноземного региона России, а также граничащих с Ростовской областью территорий СНГ.

Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач:

- создание организационных и правовых условий для развития международного сотрудничества и активизации внешнеэкономической деятельности организаций Ростовской области;

- приоритетное развитие ВЭД как фактора экономического роста региона,

обеспечивающего повышение конкурентоспособности Ростовской области на мировых рынках инновационно-интеллектуальных услуг, технологий, сырья и продовольствия;

- создание системы информационно-консультационного обеспечения действующих и потенциальных организаций-экспортеров Ростовской области;

- увеличение доли экспорта в структуре внешнеторгового оборота в целом и, прежде всего, доли экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью;

- формирование привлекательного имиджа региона за рубежом;

- совершенствование системы защиты местной промышленности в процессе интеграции региональной и мировой экономики;

- локализация на территории Ростовской области институтов международных отношений в экономической, социальной, культурной и других сферах [8].

Для реализации поставленных целей и задач, решения проблем, сдерживающих долгосрочное развитие международных отношений и ВЭД Ростовской области, необходимо выполнить следующие мероприятия [8].

1. На основании многолетнего опыта области по реализации областных целевых программ поддержки экспорта в 2009-2016 гг. обеспечить стратегическое лидерство Ростовской области на юге России в практике работы с участниками ВЭД.

2. Разработать и актуализировать систему стратегических документов, направленных на развитие международных отношений и внешнеэкономической деятельности и поддержку приоритетных направлений экспорта.

3. Продолжить развитие системы оказания финансовой поддержки организациям-экспортерам Ростовской области.

4. Активизировать работу по открытию в Ростове-на-Дону торговых

представительств и отделений Посольств зарубежных стран, а также визовых центров, что значительно облегчит установление прямых деловых контактов, увеличит приток иностранных инвестиций и количество совершаемых экспортно-импортных торговых операций.

5. Создать на принципах государственно-частного партнерства совместно с органами власти, банками и частным бизнесом специализированной организации — Центра инвестиционного инфраструктурного развития Ростовской области, осуществляющей приобретение и инфраструктурное обустройство земельных участков для последующей передачи их инвесторам — участникам ВЭД под строительство промышленных предприятий.

6. С учетом мнения участников ВЭД Ростовской области содействовать разработке экономически привлекательного для внешнеторговых перевозчиков порядка процедуры таможенного транзита внешнеторговых грузов из стран Азии и Ближнего Востока в Чер-номорско-Средиземноморский бассейн по российским внутренним водным путям, в части порядка взимания залоговых платежей, таможенного сопровождения на основе использования современных информационных и контрольно-навигационных технологий.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Разработать механизм и расширить практику обратной связи между участниками ВЭД (прежде всего, средние и малые предприятия) и ФТС РФ по различным проблемам ВЭД. Ввести в постоянно действующую практику проведение прямого диалога между таможенными органами и предпринимательским сообществом.

8. Содействовать расширению использования нефинансовых, информационно-консультационных мер и механизмов государственной поддержки экспортеров, ликвидации административных барьеров при осуществлении ВЭД.

9. Содействовать изменению подходов к действующим образовательным стандартам и процессу получения высшего, второго высшего и дополнительного профессионального образования по профилям направлений «Менеджмент» и «Экономика» в целях расширения объемов и углубления практики изучения курсов «международный бизнес» и «организация внешней торговли предприятия и организации». Реализовать на базе вузов Ростовской области пилотный проект в рамках данного направления подготовки профессиональных кадров.

10. Проводить на территории Ростовской области различные международные мероприятия в сферах бизнеса, культуры, образования и пр.

Важным инструментом активизации ВЭД является развитие таких институциональных механизмов, как:

- учреждение представительств Ростовской области за рубежом;

- обучение и повышение квалификации участников ВЭД по технике ведения и развития ВЭД;

- информационное обеспечение управленческих решений;

- защита приоритетных отраслей экспорта (снижение пошлин на комплектующие части для производства машинотехнической и другой готовой экспортной продукции);

- содействие региональным экспортерам готовой продукции.

Для смягчения последствий вступления России в ВТО администрация Ростовской области должна предпринять комплекс мер, нацеленных на повышение конкурентоспособности предприятий области:

- формирование специальной рабочей группы (межведомственной комиссии) при администрации Ростовской области;

- стимулирование технического и технологического перевооружения предприятий (за счет субсидирования процентной ставки по привлекаемым

кредитам и использования др. финансовых механизмов);

- организация работ по аттестации предприятий на соответствие международным стандартам Системы менеджмента качества серии К09000;

- усиление информационного сопровождения процесса вступления и деятельности РФ в ВТО: проведение «круглых столов», научно-практических семинаров и конференций по различным аспектам ВТО, проведение информационной кампании в СМИ, формирование специального раздела на сайте администрации области;

- проведение экспертизы действующего и разрабатываемого регионального законодательства в целях приведения его в соответствие с нормами и принципами ВТО;

- содействие формированию и нормальному функционированию отраслевых ассоциаций предприятий;

- создание финансово-экономического механизма, стабилизирующего ситуацию на ключевых для региона рынках;

- организация мониторинга развития ситуации и оценка позиций ростовских предприятий на рынках специализации (совместно с ТПП, РСПП и отраслевыми ассоциациями) с целью информирования и консультирования предприятий и организаций о последствиях вступления в ВТО, а также оперативной разработке мероприятий по снижению рисков;

- организация подготовки и переподготовки кадров в сфере правового регулирования ВТО, применение мер защиты от недобросовестной конкуренции, разрешение торговых споров, использование международных стандартов финансовой отчетности и др.;

- разработка совместно с вузами области образовательных программ, организация и проведение обучения специалистов: менеджеров, экономистов, юристов, бухгалтеров и других по проблемам ВТО.

Библиографический список

1. Кретов, И. И., Садченко, К. В. Внешнеторговая дело. — 2-е изд. — М. : Дело и Сервис, 2010. — С. 50.

2. Панкратов, В. Г., Федоткин, В. В. Таможенное регулирование внешнеторговой деятельности в России. — М. : Финансы и статистика : ИНФРА-М, 2008. — С. 17.

3. Регионы России. Социально-экономические показатели 2014 г. : стат. сб. / Росстат. — М., 2014.

4. Региональная экономика и управление / Е. Г. Коваленко, Г. М. Зин-чук [и др.]. — СПб. : Питер, 2007.

5. Российский статистический ежегодник 2014 : стат. сб. / Росстат. — М., 2015.

6. Россия в цифрах — 2014 : стат. сб. — М., 2014.

7. Россия: Интеграция в мировую экономику. — М. : Финансы и статистика, 2008.

8. Стратегия социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 г. в редакции Постановления Законодательного Собрания Ростовской области № 1752 от 24.11.2011.

9. Хамидулин, А. М. Институциональное обеспечение сбалансированного развития муниципальных образований в регионе // Современные проблемы науки и образования. — 2012. — № 2.

10. ИАС «Прогноз» Министерства экономического развития Ростовской области. Дата обращения: июнь 2015 г.

Bibliographic list

1. Cretov, I. I., Sadchenko, K. V. Foreign business. — 2nd ed. — M. : Business and Service, 2010. — P. 50.

2. Pankratov, V. G., Fedotkin, V. V. Customs regulation of foreign trade activities in Russia. — M. : Finance and Statistics : INFRA-M, 2008. — P. 17.

3. Regions of Russia. Socioeconomic indicators 2014 : stat. compilation / Rosstat. — M., 2014.

4. Regional economics and management / E. G. Kovalenko, G. M. Zinchuk [etc.], — SPb. : Peter, 2007.

5. Statistical yearbook 2014 : stat. compilation. —M. : Rosstat, 2015.

6. Russia in Figures 2014 : stat. compilation. —M., 2014.

7. Russia: integration into global economy. — M. : Finance and statistics, 2008.

8. Strategy of social and economic development of Rostov region for period

till 2020 in edition of Resolution of Legislative Assembly of Rostov region № 1752 from 11.24.2011.

9. Hamidulin, A. M. Institutional support balanced development of municipalities in region // Modern problems of science and education. — 2012. — № 2.

10. IAS «Forecast» of Ministry of economic development of Rostov region. Date of access: June, 2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.