Научная статья на тему 'Основные направления совершенствования программно-целевого управления и их финансирования для реализации государственных программ в городе Москва'

Основные направления совершенствования программно-целевого управления и их финансирования для реализации государственных программ в городе Москва Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
413
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСИРОВАНИЕ / FINANCE / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРОГРАММЫ / STATE PROGRAM / БЮДЖЕТ / BUDGET / ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ / EXTRABUDGETARY FUNDING SOURCES / ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ МЕТОД УПРАВЛЕНИЯ / PROGRAM-TARGET METHOD OF MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рыбакова Д.В.

В данной статье изложены проблемы реализации государственных программ в субъекте Российской Федерации город Москва. В статье вносится ряд предложений в области финансирования государственных целевых программ, что весьма актуально, в период экономического кризиса в мире и в нашей стране, в частности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN DIRECTIONS OF IMPROVING PROGRAM MANAGEMENT AND FUNDING FOR IMPLEMENTATION OF STATE PROGRAMS IN CITY MOSCOW

In the article problems of realization of state programs in the subject of the Russian Federation Moscow city. The article introduces a number of proposals in the area of financing of the state target programs, which is very important in times of economic crisis in the world and in our country in particular.

Текст научной работы на тему «Основные направления совершенствования программно-целевого управления и их финансирования для реализации государственных программ в городе Москва»

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ И ИХ ФИНАНСИРОВАНИЯ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ В ГОРОДЕ МОСКВА

Д.В. Рыбакова, студент

Санкт-Петербургский государственный экономический университет (Россия, г. Санкт-Петербург)

Аннотация. В данной статье изложены проблемы реализации государственных программ в субъекте Российской Федерации - город Москва. В статье вносится ряд предложений в области финансирования государственных целевых программ, что весьма актуально, в период экономического кризиса в мире и в нашей стране, в частности.

Ключевые слова: финансирование, государственные программы, бюджет, внебюджетные источники финансирования, программно-целевой метод управления.

Как свидетельствует многолетняя практика финансирования различных целевых программ, основными источниками обеспечения финансовыми средствами программных мероприятий являются бюджетные средства, в том числе ресурсы федерального центра, субъектов федерации, а также собственные средства муниципальных образований. Однако ввиду того, что современной финансово-бюджетной политикой предусмотрено повышение эффективности бюджетных средств, необходимо переориентировать такие источники на внебюджетный путь [1].

Начиная с 2014 года, местные власти в лице уполномоченных органов утратили право разрабатывать новые долгосрочные целевые программы. Это обусловлено тем, что был осуществлен переход на программный бюджет на всех уровнях планирования и управления, который потребовал перевести все инструменты программно-целевого планирования, реализуемые на местном уровне, в инновационные -муниципальные программы. Данный факт повлек за собой включение долгосрочных, а также ведомственных целевых программ в единую структуру муниципальных программ. В этой связи возникла настоятельная необходимость в выявлении базовых источников финансирования муниципальных программ [2].

Естественно, без финансовой помощи, оказываемой вышестоящими бюджетами местному бюджету не выполнить все возложенные на него обязанности. Поэтому бюджетные средства должны быть вклю-

чены в перечень источников финансирования в обязательном порядке. При этом необходимо определить максимально возможный лимит средств, который может выделяться из бюджета.

Но особое внимание должно быть сконцентрировано на внебюджетной составляющей финансирования муниципальных программ. Это позволит не только сократить расходование бюджетных средств, но и привлечь общественность к решению ключевых вопросов, входящих в круг местного значения, и выполнению отдельных полномочий государства.

Среди внебюджетных источников следует выделить следующие:

- средства исполнителей целевых программ, включая собственные средства предприятий и организаций;

- средства различных государственных и негосударственных фондов;

- средства общественных организаций;

- капитал отдельных инвесторов (отечественных и зарубежных), которые максимально заинтересованы в осуществлении программы в целом либо отдельных мероприятий в частности;

- средства населения, получаемые в результате осуществления коммерческой деятельности, то есть ресурсы, полученные от продажи (оказания) конкретной бюджетной услуги;

- целевые отчисления, выплачиваемые из прибыли предприятий;

- кредитные ресурсы, предоставляемые международными финансовыми организациями, международными экспертными

агентствами, национальными коммерческими банками и иными субъектами;

- возможности фондового рынка.

Помимо этого, законодательно закреплена возможность осуществления сотрудничества между различными муниципалитетами по вопросам - межмуниципального сотрудничества. Подобный механизм налаживания связей между территориями (финансовых, инновационных, инвестиционных, кадровых и т.д.) поможет укрепить экономические отношения, оптимизировать размещение в них соответствующей инфраструктуры, существенно понизить уровень неэффективных расходов, объединить финансовый потенциал, а также распространить положительный опыт в области социально-экономического развития.

Для того, чтобы привлекать большее количество средств из внебюджетных источников, необходимо четко и своевременно информировать о целях, задачах, необходимости привлечении потенциальных инвесторов программы; точно сфор-

мулировать обязательства по софинанси-рованию и обозначить штрафные санкции за их нарушение [3].

Финансирование государственных программ города Москва на данный момент, в подавляющей массе осуществляются за счёт городского бюджета и частично государственного бюджета Российской Федерации, но есть и процент частных коммерческих и некоммерческих вложений (спонсоры), но их часть незначительна, за весь период реализации государственной программы «Жилище» 2012-2016 год из 724 038 270,92 тыс. руб., кроме того 1 398 608 000 тыс. руб составили внебюджетные средства (рисунок). Увеличение вливаний средств частных инвесторов в государственные программы позволит значительно сэкономить бюджет города, что приведёт к излишкам средств, которые в свою очередь можно направить или на расширение государственных программ или на решение любых других проблем в сфере городского хозяйства города Москвы и не только [4].

ОВъёмы бюджетных ассигнований

Итого:

Ооший объем бюджетных ассигнований — 724 038 270,92 тыс. руб., в том числе по подпрограммам (1-&) и годам реализации Программы:

21)] 2

2IM3

21)1-1

2Ш5

21)16

итого

1. Завершение строительства по инвестиционным контрактам

0.0

0,0

0.0

0,D

0,0

0.0(1

2. Реновация существующей жилой застройки

327 800,0

3+9 107,0

379 653,9

402 433,1

426 579,1

НИ5 573,1

3. Капитальный ремонт и модернизация жилищного (|юнда

23 476 489,1

24 645 919,6

25 540 743,6 26 82К S 37,7 2 8 IS2 219,2

128 674 209, Î

4. Создание цивилизованного рынка найма и аренды жилья. Развнчне системы улучшения жилищных условии граждан

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0(1

5. Развитие гостиничной отрасли трода Москвы. Увеличение количества мест для временного проживания.

0,0

0,0

ODO

0,0

0,0

0.0(1

6. Комплексная застройка земельных участков в Москве и Московской области

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0(1

7. Выполнение государственных обязательств но обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, в г ч. молодых семей

71 554 344,5

74 774 S79,5

76 989 609,6

80 846 169,9

SÍ4 895 993,6

ЗЯЧ WO 997,1

Я. Управление жилищным фондом в городе Москве. Благоустройство дворовых территорий

35 76К 731,0

ЗК 273 592,6 41 263 891,Б 43 329 583,38 45 781 692,70 20+117-191,48

131 127 364,6 138<143П'Ж7 144 173 898,9 1514071124,14 1592864 84,5Н 7240382711,92

Кроме того, объем финансирования из внебюджетных источников составит 1 398 Й0Я 000 тыс руб., в том числе пп подпрограммам (ПП 1-8) и годам реализации Программы: Рисунок 1. Объемы бюджетных ассигнований [4]

Таким образом, можно выделить все ис- экономическим развитием зависит уровень точники финансирования муниципальных жизни населения. Поэтому вопросы сопрограмм в две крупные группы, а именно: вершенствования системы управления, ее бюджетные и внебюджетные. При этом адаптации к постоянно изменяющимся основной упор требуется делать на воз- внешним и внутренним условиям, выясне-можность получения денег из второй ния проблем и определения путей ее раз-группы. Это позволит сократить бюджет- вития имеют важное теоретическое и ные расходы и получать частным инвесто- практическое значение для Москвы, как рам личные выгоды в виде определенных для столицы России и мегаполиса, уровень льгот и преференций [5]. социально-экономического развития кото-

В заключение хотелось бы сказать, что рого влияет на развитие страны в целом. от эффективности управления социально-

Библиографический список

1. Теория организации [Книга] / авт. Б.З. Мильнер. - Москва : - М.: Инфра, 2000.

2. Муниципализация и муниципальная политика в России. [Книга] / авт. Б. Веселовский Б. - СПб : - 1914, 20 с.

3. Экономика жилищной сферы: учеб. пособие. [Книга] / авт. Бузырев В.В., Чекалин В.С. - М.: Инфра, 2001.

4. Государственная программа города Москвы на среднесрочный период (20122016 гг.) [http://www.im.ru/img/content/File/pdf/GP_ZHILISHCHE_svodnaya_Razdely_1-19-END-3.pdf] / авт. «Жилище». - 2016 г.

5. Жилищно-коммунальная реформа в России. Финансово-экономические особенности. Нормативные документы. [Книга] / авт. Л.Н. Чернышев. - Москва: - М.:Международный центр финансово-экономического развития, 1997.

6. О стратегическом планировании в Российской Федерации: [федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ] [Электронный ресурс] // СПС «Консультант- Плюс»: Законодательство: Версия Проф. - Режим доступа: http://base. consultant.ru

7. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (06.10.03 №131 ФЗ) (ред. 08.11.2007)

8. Указ Президента Российской Федерации от 09.03.04 №314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»

9. Постановление Правительства Российской Федерации «Порядок разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация» от 26 июня 1995 года №594.

THE MAIN DIRECTIONS OF IMPROVING PROGRAM MANAGEMENT AND FUNDING FOR IMPLEMENTATION OF STATE PROGRAMS IN CITY MOSCOW

D.V. Rybakov, student

Saint-Petersburg state university of economics (Russia, Saint-Petersburg)

Abstract. In the article problems of realization of state programs in the subject of the Russian Federation - Moscow city. The article introduces a number of proposals in the area of financing of the state target programs, which is very important in times of economic crisis in the world and in our country in particular.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Keywords: Finance, state program, budget, extrabudgetary funding sources, program-target method of management.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.