Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ'

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
119
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ / НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ / КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / КОГНИТИВНЫЙ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ / КЕЙСЫ / АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ КОМПЬЮТЕРНАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ануфриев Александр Федорович, Кулиев Николай Сергеевич, Поправко Дина Алексеевна, Чмель Виктор Иванович

Статья посвящена анализу направлений совершенствования профессионального мышления у студентов-психологов. На основе анализа современной отечественной и зарубежной литературы по проблеме профессионального мышления выделяются три основных направления его совершенствования - развитие критического мышления, учет когнитивно- стилевой организации мышления, развитие диагностического мышления. В первом направлении раскрывается специфика и функции критического мышления, подходы к его пониманию, связь критического мышления с метапознанием как знанием о своей познавательной деятельности, намечаются пути формирования критического мышления. При характеристике второго направления дается определение когнитивного стиля мышления, отмечается его связь с метакогнитивными способностями, приводятся данные психологических исследований в области образования и профессиональной деятельности, обращается внимание на то, что когнитивные стили обуславливают успешность различных видов профессиональной деятельности. В третьем направлении совершенствования профессионального мышления показывается специфика диагностического мышления как особого вида познавательно-практической деятельности, излагаются данные эмпирических исследований, дается описание новой автоматизированной компьютерной системы, предназначенной для формирования диагностических навыков психолога при решении причинно-следственных диагностических задач. Отмечается, что развитие диагностического мышления с помощью автоматизированной системы возможно путем решения обучающих кейсов, созданных на основе реальных случаев из диагностической консультативной практики психолога. Показывается, что данная технология может быть задействована не только для формирования диагностического мышления, но и критического мышления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Ануфриев Александр Федорович, Кулиев Николай Сергеевич, Поправко Дина Алексеевна, Чмель Виктор Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAIN DIRECTIONS OF IMPROVING PROFESSIONAL THINKING OF PSYCHOLOGY STUDENTS

The article is devoted to the analysis of directions for improving professional thinking in psychology students. Based on the analysis of modern domestic and foreign literature on the problem of professional thinking, three main directions of its improvement are identified - the development of critical thinking, taking into account the cognitive-style organization of thinking, and the development of diagnostic thinking. The first direction reveals the specifics and functions of critical thinking, approaches to its understanding, the relationship of critical thinking with metacognition as knowledge of one's cognitive activity, and outlines ways to form critical thinking. When describing the second direction, the author defines the cognitive style of thinking, notes its relationship with metacognitive abilities, provides data from psychological research in the field of education and professional activity, and draws attention to the fact that cognitive styles determine the success of various types of professional activity. in the third direction of improving professional thinking, the author shows the specifics of diagnostic thinking as a special type of cognitive and practical activity, presents data from empirical studies, and describes a new automated computer system designed to form the diagnostic skills of a psychologist in solving cause-and-effect diagnostic problems. it is noted that the development of diagnostic thinking using an automated system is possible by solving training cases created based on real cases from the diagnostic consulting practice of a psychologist. it is shown that this technology can be used not only for the formation of diagnostic thinking, but also for critical thinking.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ»

Педагогическая психология

DOI: 10.31862/2500-297Х-2023-1-150-164 УДК: 378

А.Ф. Ануфриев1, Н.С. Кулиев2, Д.А. Поправко3, В.И. Чмель4

1 Московский педагогический государственный университет, 119435 г. Москва, Российская Федерация

2 Общеобразовательное учреждение «Школа в Некрасовке», 111674 г. Москва, Российская Федерация

3 Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России),

117638 г. Москва, Российская Федерация

4 Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана,

105005 г. Москва, Российская Федерация

Основные направления совершенствования профессионального мышления студентов-психологов

Статья посвящена анализу направлений совершенствования профессионального мышления у студентов-психологов. На основе анализа современной отечественной и зарубежной литературы по проблеме профессионального мышления выделяются три основных направления его совершенствования - развитие критического мышления, учет когнитивно-

© Ануфриев А.Ф., Кулиев Н.С., Поправко Д.А., Чмель В.И., 2023

Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License мСД^жГ The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License h^^HI

стилевой организации мышления, развитие диагностического мышления. В первом направлении раскрывается специфика и функции критического мышления, подходы к его пониманию, связь критического мышления с метапознанием как знанием о своей познавательной деятельности, намечаются пути формирования критического мышления. При характеристике второго направления дается определение когнитивного стиля мышления, отмечается его связь с метакогнитивными способностями, приводятся данные психологических исследований в области образования и профессиональной деятельности, обращается внимание на то, что когнитивные стили обуславливают успешность различных видов профессиональной деятельности. В третьем направлении совершенствования профессионального мышления показывается специфика диагностического мышления как особого вида познавательно-практической деятельности, излагаются данные эмпирических исследований, дается описание новой автоматизированной компьютерной системы, предназначенной для формирования диагностических навыков психолога при решении причинно-следственных диагностических задач. Отмечается, что развитие диагностического мышления с помощью автоматизированной системы возможно путем решения обучающих кейсов, созданных на основе реальных случаев из диагностической консультативной практики психолога. Показывается, что данная технология может быть задействована не только для формирования диагностического мышления, но и критического мышления.

Ключевые слова: профессиональное мышление, направления развития профессионального мышления, критическое мышление, диагностическое мышление, когнитивный индивидуальный стиль, кейсы, автоматизированная компьютерная система

ССЫЛКА НА СТАТЬЮ: Основные направления совершенствования профессионального мышления студентов-психологов / Ануфриев А.Ф., Кулиев Н.С., Поправко Д.А., Чмель В.И. // Педагогика и психология образования. 2023. № 1. С. 150-164. DOI: 10.31862/2500-297Х-2023-1-150-164

1- о р ^

^ О

2- х

X

ш ¡5

С 1=

DOI: 10.31862/2500-297X-2023-1-150-164

A.F. Anufriev1, N.S. Kuliev2, D.A. Popravko3, V.I. Chmel4

1 Moscow Pedagogical State University, Moscow, 119435, Russian Federation

2 Educational Institution of Moscow "School in Nekrasovka", Moscow, 111674, Russian Federation

3 All-Russian State University of Justice, Moscow, 117638, Russian Federation

4 Bauman Moscow State Technical University, Moscow, 105005, Russian Federation

Main directions

of improving professional thinking of psychology students

The article is devoted to the analysis of directions for improving professional thinking in psychology students. Based on the analysis of modern domestic and foreign literature on the problem of professional thinking, three main directions of its improvement are identified - the development of critical thinking, taking into account the cognitive-style organization of thinking, and the development of diagnostic thinking. The first direction reveals the specifics and functions of critical thinking, approaches to its understanding, the relationship of critical thinking with metacognition as knowledge of one's cognitive activity, and outlines ways to form critical thinking. When describing the second direction, the author defines the cognitive style of thinking, notes its relationship with metacognitive abilities, provides data from psychological research in the field of education and professional activity, and draws attention to the fact that cognitive styles determine the success of various types of professional activity. In the third direction of improving professional thinking, the author shows the specifics of diagnostic thinking as a special type | of cognitive and practical activity, presents data from empirical studies, and iu k describes a new automated computer system designed to form the diagnostic E ¡5 skills of a psychologist in solving cause-and-effect diagnostic problems.

It is noted that the development of diagnostic thinking using an automated 5 S system is possible by solving training cases created based on real cases from the diagnostic consulting practice of a psychologist. It is shown that this

technology can be used not only for the formation of diagnostic thinking, but also for critical thinking.

Key words: Professional thinking, areas of professional thinking development, critical thinking, diagnostic thinking, cognitive individual style, cases, automated computer system

CITATION: Anufriev A.F., Kuliev N.S., Popravko D.A., Chmel V.I. Main directions of improving professional thinking of psychology students. Pedagogy and Psychology of Education. 2023. No. 1. Pp. 150-164. (In Rus.). DOI: 10.31862/2500-297X-2023-1-150-164

Введение

Мышление является сложным и многоаспектным процессом. Оно обеспечивает опосредованное и обобщенное познание объективной реальности [18, с. 51]. В зависимости от контекста (от содержания обучения, выполняемой профессиональной деятельности и т.п.) векторы развития такого познания могут различаться. В связи с этим представляется важным определить пути совершенствование профессионального мышления психолога, которые являются актуальными именно в настоящее время. Проблема проведенного исследования - развитие профессионального мышления психолога. Цель - определение оптимальных путей совершенствования профессионального мышления студента-психолога, описание новой автоматизированной компьютерной системы для формирования диагностических навыков. Предмет - профессиональное мышление психолога (критическое, диагностическое, индивидуальные стили мышления), автоматизированные технологии формирования диагностического мышления.

Методы исследования

Анализ литературы по теме профессионального мышления психолога, описание разработанной новой автоматизированной компьютерной системы для формирования диагностического навыка. Поиск литературы проводился с использованием ключевых слов: «профессиональное мышление», «критическое мышление», «диагностическое мышление», «когнитивный индивидуальный стиль», «кейсы», «автоматизированные компьютерные системы», «экспертные системы».

Результаты исследования

Анализ литературы позволяет выделить в качестве важнейших векторов совершенствования профессионального мышления студента-психолога развитие критического мышления, учет когнитивно-стилевой организации мышления, развитие диагностического мышления.

1- о

Р ^

^ О

2- х

^ X

ш ¡5

С 1=

Развитие критического мышления

Существует достаточно большое количество определений критического мышления, как в психологии, так и в смежных науках [27]. В данной статье под критическим мышлением понимается использование когнитивных техник и стратегий, которые увеличивают вероятность получения желаемого конечного результата [25]. Критическое мышление по средствам оценки и анализа суждений и умозаключений, логических отношений, в том числе ошибочных, выполняет отбор контрпродуктивного опыта и способов реагирования и выделяет оптимальное направление поиска.

Профессия психолога подразумевает высокие требования к специалисту и ответственность в отношении клиента. Поэтому высокий риск ошибки в данной профессии недопустим. Ряд авторов выделяет перечень профессионально важных качеств практического психолога, связанных с критическим мышлением [5; 13]. Критическое мышление сопровождает различные направления работы психолога. В настоящее время это отмечается исследователями, изучающими взаимосвязь критического мышления и успешности решения профессиональных задач в различных сферах профессиональной деятельности психолога [24].

Психологи используют критическое мышление при осуществлении профессиональной деятельности для анализа ситуаций и определения причинно-следственных связей, генерации гипотез, принятия клинических решений и особенно критического обзора литературы и критического письма [22].

Критическое мышление неразрывно связанно с метапознанием как знанием о своей познавательной деятельности, ее регуляции, планировании и контроле [28]. В таком случае задача критического мышления заключается в том, чтобы осмысливать собственные познавательные способности и психологические механизмы, обслуживающие их. В профессиональном становлении психолога осмысливание познавательных способностей является важным средством, позволяющим анализировать возможные ошибки, выбирать стратегии, оценивать ресурсы для решения задачи.

Наглядным примером, демонстрирующим негативный эффект про-кая фессиональной деятельности психолога, связанный с недостаточным ш к развитием критического мышления, являются когнитивные искажения. Е о Стоит отметить, что когнитивные искажения - самая распространено ная причина диагностических ошибок, способных оказывать влияние ^ и на решение диагноста на всех этапах диагностического процесса и при-

водить к неверным решениям [29]. В ряде исследований отмечается

важность критического мышления в понимании происхождения этих предубеждений и их влиянии на принятие клинических решений, а также значение критического мышления для способности стимулировать рефлексивную практику [23].

Формирование критического мышления не сводится к информированности или общей осведомленности о профессии, ее базовых задачах и т.п. Нельзя с уверенностью утверждать, что, только читая специальную литературу, можно сформировать профессиональное мышление и мыслить критически в соответствии решаемым задачам. Для этого необходимо развитие процессов мышления, погружение в профессиональную деятельность, тренинг необходимых навыков, практическое закрепление и формирование метакогнитивных стратегий и логики профессионального психолога.

Учет когнитивно-стилевой организации мышления

Специфика деятельности психолога подразумевает у него сформи-рованность профессионально важных качеств и связанных с ними когнитивно-стилевых характеристик. Когнитивные стили - устойчивые индивидуальные способы приема, переработки и интерпретации информации об окружающей действительности, мало зависящие от содержания обрабатываемой информации [19]. Когнитивные стили рассматриваются также и как метакогнитивные способности, которые определяют внутренний план любых профессиональных действий и операций.

Многочисленные прикладные исследования показывают, что когнитивный стиль является залогом успеха в конкретном виде деятельности в большей степени, чем уровень общего интеллекта [26]. Когнитивные стили оказывают влияние на академическую успешность [30] и связаны с принятием решений, в том числе и в ситуации неопределенности [21; 26]. В большом количестве исследований показано влияние когнитивных стилей на решение разного рода задач [9; 14 и др.].

Исследования в области образования показали, что такие когнитивные стили, как полезависимость/поленезависимость, импульсивность/рефлексивность, гибкость/ригидность познавательного контроля оказывают влияние на успешную учебную деятельность студентов [11; 17; 30 и др.]. При проведении исследований установлено, что | существует взаимосвязь между когнитивно-стилевыми особенностя- ш к ми субъекта и показателями уровня его профессионального развития Е о [4; 6; 17 и др.] и что у представителей разных профессиональных групп ^ ^ преобладают те полюса когнитивных стилей, которые наиболее адек- ^ 5 ватны для данной профессии [17]. В этих исследованиях обнаружено

также, что с ростом профессионального мастерства психолога-консультанта происходят изменения в когнитивно-стилевой организации специалиста [4].

Таким образом, полученные данные свидетельствуют о том, что когнитивные стили обуславливают успешность в различных видах профессиональной деятельности и участвуют в формировании профессионального мышления. Однако, в свою очередь, и профессиональная деятельность, профессиональное мышление оказывают влияние на изменение когнитивных стилей. Это значит, что когнитивные стили можно рассматривать как одно из средств совершенствования профессионального мышления.

Развитие диагностического мышления

Одним из основных видов деятельности практического психолога является диагностическая [2]. Диагностическая деятельность реализуется посредством распознавания. Оно может осуществляться в двух формах. В одном случае реализуется процедура оценки, т.е. определяется наличие того или иного параметра у объекта диагностики, а также степень его выраженности. Во втором случае она реализуется как сложный и многоэтапный процесс диагностического поиска. При этом характерными особенностями диагностического процесса являются: оперирование уже имеющимися знаниями о причинно-следственных связях состояния объекта диагностики; работа с единичным объектом; ориентация на разрешение его проблемы (отраженной в запросе) в условиях ограниченного времени (на основе поставленного диагноза должны своевременно разрабатываться меры по возвращению системы в нормальное функционирование) [1]. Сложность в данном случае связана с тем, что один и тот же набор признаков может вызываться различными причинами [2]. Порой не всегда симптомы соответствуют одной какой-либо причине, возможны альтернативные причины. Нередко встречается неопределенность запроса со стороны клиента или запрашиваемых лиц. Таким образом, специалисту-психологу необходимо уметь дифференцировать причины и следствия отклоняющегося поведения, психических свойств и состояний.

Существует ряд исследований данного вида мышления в психоло-| гии и педагогике. Изучены феномены и механизмы диагностическо-ш к го мышления: особенности стратегий решения психодиагностических Е о задач учителями и психологами [12]; характеристика формирования fe g структурных компонентов психодиагностики [7]. Изучались также фак-^ и торы, влияющие на успешное функционирование диагностического

1 мышления. В числе таковых: влияние специфических средств описания

объекта психодиагностики (диагностических таблиц) [8]; влияние коммуникативной компетентности [15] и других личностных качеств (гибкости мышления и др.) [20] на эффективность решения диагностических задач. Изучались также типичные мыслительные ошибки субъекта психодиагностики, связанные с разными компонентами диагностики и их систематизация [16].

Развитие диагностического мышления возможно посредством решения автоматизированных диагностических кейсов. Технология автоматизированных обучающих кейсов - это поисковая обучающая технология (технология активного обучения), реализованная в формате компьютерной программы, позволяющая обучающемуся самостоятельно формировать необходимые составляющие профессионального мышления. На основе анализа вышеизложенного можно говорить о том, что такая технология может быть задействована не только в формировании диагностического мышления, но и критического мышления, а также она может положительно влиять на соответствующие когнитивные стили.

Кейсы разрабатываются на основе реальных случаев из практики профессионального психолога. Последующая автоматизация опирается на систему определенных принципов: самостоятельность обучающегося при решении задания кейса, возможность свободного выбора им алгоритма ознакомления с материалом кейса, избыточность информации, наличие проверки правильности решения и др. Все действия студента, а также все временные параметры его работы фиксируются в «протоколе» решения кейса.

В качестве иллюстрации данной технологии приведем кейс в виде автоматизированной компьютерной системы «Психолог-диагност»1. Программа представляет собой набор психодиагностических задач-моделей поискового типа. Процесс моделирования их заключался в том, что реальные случаи из диагностической практики психолога с поставленными диагнозами, проверенными катамнестически, переносились в компьютерную программу. Моделирование диагностических задач опиралось на три важнейших принципа: психологической причинности (имеющийся запрос обусловлен определенными психологическими причинами); избыточности данных о клиенте (в программу закладывались не только данные, необходимые для постановки диагноза по данному запросу, но и данные анамнеза и психодиагностического обследо- | вания, которые с запросом не связаны); реальности диагностического ш к

случая. Е о

Р ^

--¡5 °

1 Ануфриев А.Ф., Чабунин С.Г., Чмель В.И. Психолог-диагност. Свидетельство о госу- Ч х

дарственной регистрации программы для ЭВМ № 2015617164. Дата государственной с с регистрации в Реестре программ для ЭВМ 01.07.2015. *

Каждая задача компьютерной программы содержит запрос, отражающий проблему клиента. Примерами таких запросов могут быть: «Почему Александра Г. боится учителей?», «Почему мой сын совсем перестал разговаривать со мной?» и т.п. Структура программы повторяет описанную применительно к школьной диагностике схему анализа случаев [3]. Она содержит пункты: «анамнез» (где изложены данные, полученные при работе с реальным случаем); «выдвижение гипотез»; «диагностическое обследование» (включает не только методы и методики, необходимые для постановки диагноза, но и избыточные данные по различным психологическим показателям, количество методик варьируется от 30 до 40); «диагноз»; «предложенные мероприятия» (здесь можно не только написать свой вариант предложенных мероприятий по оказанию психологической помощи, но и посмотреть реально проведенные) и «катамнез» (описания состояния клиента после проведения коррек-ционных мероприятий). В пунктах феноменологии, выдвижения гипотез и диагноза, помимо качественного заполнения данных, программа предлагает уточняющие варианты, выбор которых протоколируется. На этапе постановки диагноза, после выбора определенных вариантов, программа информируют о том, правилен ли диагноз и составлен ли в полной мере. Программа содержит шесть поисковых кейсов, смоделированных в разных семиотических конструктах - традиционной и позитивной психологии. Различия касаются понимания причин (поиск дезадаптации в традиционной и развитие сильных сторон в позитивной психологии), используемых методик, мер по возвращению объекта в нормальное состояние.

Автоматический протокол по каждому кейсу фиксирует: время решения задачи; время нахождения на каждом диагностическом этапе (феноменология, гипотезы, их проверка, диагноз и др.); количество гипотез и запрашиваемых методик; вся вводимая испытуемым информация в программу; правильность решения.

Главное достоинство данных кейсов - их поисковый характер, т.е. направленность на формирование диагностического мышления, т.к. каждый диагностический случай предполагает активный поиск причин конкретного (отраженного в запросе и зачастую отклоняющегося от нормы) состояния объекта диагностики. В кейсах нет запросов, свя-кая занных с оценкой заранее заданных параметров (к примеру, профессио-ш к нальных склонностей), при этом каждый кейс на этапе проверки гипотез Е о предполагает ознакомление с данными той или иной диагностической is ° методики, т.е. проведение оценки определенных параметров объекта ^ и диагностики. Также кейсы не включают в себя слишком общие запросы, а ориентированы на конкретные проблемы, связанные к конкретными

жизненными ситуациями различных людей. Эти данные, зафиксированные в автоматическом протоколе, позволяют не только оценить диагностические знания и умения студентов, но и изучать диагностическую деятельность и диагностическое мышление в научных целях.

Прочие достоинства данных кейсов:

а) возможность подгружать новые кейсы в программу (готовится к выходу обновленная программа, содержащая 17 кейсов);

б) наличие детального автоматического протокола;

в) присутствие катамнеза, за счет которого подчеркивается не только реальность случая, но и обоснованность диагноза;

г) возможность работать сразу в двух семиотических конструктах;

д) отсутствие подсказок, испытуемый сам выбирает алгоритм поиска, программа не подсказывает ему значимые шаги (этим программа отличается от существующих автоматизированных компьютерных систем) [10].

В качестве недостатков можно отметить отсутствие видео- и аудио-материалов, а также отсутствие семантического анализа информации, которую испытуемый вводит в свободной форме в программу.

С учетом вышеизложенного становится очевидным, что решение таких кейсов способствует формированию диагностического мышления, а также развитию критичности мышления по отношению к собственным действиям (Получилось ли у меня построить верное заключение? Верно ли я выдвинул гипотезы? Проверил ли я их релевантными методиками? Почему мое заключение неверно? и т.п.). Постепенное формирование диагностического навыка решения таких кейсов будет влиять и на индивидуальные когнитивные стили, связанные с объяснением причин различных жизненных и профессиональных проблем и трудностей.

Выводы

1. Критическое и диагностическое мышление, а также индивидуальный когнитивный стиль являются важнейшими составляющими совершенствования профессионального мышления психолога.

2. В психодиагностике критическое и диагностическое мышление способствуют определению на научной основе степени выраженности психологических особенностей обследуемого, установлению психологических причин имеющихся трудностей по их феноменологическим признакам, отслеживать причины ошибок и предубеждений диагноста. |

3. Учет индивидуальных когнитивных стилей диагноста также спо- ш к собствует повышению эффективности профессиональной диагностиче- Е о ской деятельности. §

^ X

4. Ведущей технологией, осуществляющей переход от имеющихся ^ и знаний к их практическому применению (на основе сформированного

профессионального мышления), является технология автоматизированных кейсов. Посредством таких кейсов имеющиеся знания начинают функционировать в рамках конкретной формы, профессиональной задачи, ситуации. Автоматизированные кейсы носят практико-ориентиро-ванный характер и предполагают активность и самостоятельность обучающихся в решении реальных (взятых из практики) диагностических случаев.

ш и С 1=

Библиографический список / References

1. Ануфриев А.Ф., Чмель В.И. Представление о формировании неспецифических элементов диагностического поиска // Сибирский психологический журнал. 2016. № 59. С. 62-84. [Anufriev A.F., Chmel V.I. The concept of the formation of nonspecific elements of diagnostic search. Sibirskij psihologicheskij zhurnal. 2016. No. 59. Pp. 62-84. (In Rus.)]

2. Ануфриев А.Ф. Практическая психодиагностика. М., 2017. [Anufriev A.F. Prakticheskaya psihodiagnostika [Practical psychodiagnostics]. Moscow, 2017.]

3. Ануфриев А.Ф., Чмель В.И. Развитие диагностического мышления: кейсы из практики психолога: Учебное пособие. М., 2018. [Anufriev A.F., Chmel V.I. Razvitie diagnosticheskogo myshleniya: kejsy iz praktiki psihologa [Development of diagnostic thinking: Cases from the practice of a psychologist]. Moscow, 2012.]

4. Артамонова Ю.Г. Специфика когнитивных стилей психологов-консультантов на разных уровнях профессионализации: Дис. ... канд. психол. наук. М., 2006. [Artamonova Yu.G. Specifika kognitivnyh stilej psihologov-konsultantov na raznyh urovnyah professionalizacii [Specificity of cognitive styles of consultant psychologists at different levels of professionalization]. PhD dis. Moscow, 2006.]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Ачина А.В. Анализ взаимосвязей между стилями мышления и параметрами решения психодиагностических задач у студентов-психологов и психологов-практиков // Российский психологический журнал. 2012. № 9 (3). С. 65-71. [Achina A.V. Analysis of the relationship between thinking styles and parameters for solving psychodiagnostic problems in psychology students and practicing psychologists. Rossijskij psihologicheskij zhurnal. 2012. No. 9 (3). Pp. 65-71. (In Rus.)]

6. Баканов Е.С., Зеленова М.Е. Когнитивно-стилевые детерминанты успешности профессиональной деятельности // Социальная психология и общество. 2015. № 6 (2). С. 61-75. [Bakanov E.S., Zelenova M.E. Cognitive-style determinants of the success of professional activity. Socialnaya psihologiya i obshchestvo. 2015. No. 6 (2). Pp. 61-75. (In Rus.)]

7. Бусарова О.Р. Психологический анализ решения диагностических задач (на материале консультирования подростков): Дис. ... канд. психол. наук. М., 2000. [Busarova O.R. Psihologicheskij analiz resheniya diagnosticheskih

x zadach (na materiale konsultirovaniya podrostkov) [Psychological analysis

of solving diagnostic tasks (based on counseling adolescents)]. PhD dis. Moscow, 2000.]

8. Вахрушев С.В. Психодиагностика трудностей в обучении учителями начальных классов: Дис. ... канд. психол. наук. М., 1996. [Vakhrushev S.V. Psihodiagnostika trudnostej v obuchenii uchitelyami nachalnyh klassov [Psychodiagnostics of learning difficulties by primary school teachers]. PhD dis. Moscow, 1996.]

9. Волкова Н.Н. Когнитивно-стилевая регуляция решения сенсорных задач: Дис. ... канд. психол. наук. М., 2018. [Volkova N.N. Kognitivno-stilevaya regulyaciya resheniya sensornyh zadach [Cognitive-style regulation of solving sensory tasks]. PhD dis. Moscow, 2018.]

10. Забродин Ю.М. Информационные технологии и проблема доступа молодых специалистов к интегрированному знанию в области практической психологии // Портал психологических изданий. 2011. № 2 (27). С. 115-117. [Zabrodin Yu.M. Information technologies and the problem of young specialists' access to integrated knowledge in the field of practical psychology. Portal of Psychological Publications. 2011. No. 2 (27). Pp. 115-117. (In Rus.)]

11. Костенко Е.Г., Мирзоева Е.В., Лысенко В.В. Развитие индивидуального когнитивного стиля студентов в процессе образовательной деятельности: Монография. М., 2017. [Kostenko E.G., Mirzoeva E.V., Lysenko V.V. Razvitie individualnogo kognitivnogo stilya studentov v processe obrazovatelnoj deyatelnosti [Development of individual cognitive style of students in the process of educational activities]. Moscow, 2017.]

12. Костромина С.Н. Исследование процесса решения психодиагностических задач практическим психологом: Дис. ... канд. психол. наук. М., 1997. [Kostromina S.N. Issledovanie processa resheniya psihodiagnosticheskih zadach prakticheskim psihologom [Study of the process of solving psychodiagnostic problems by a practical psychologist]. PhD dis. St. Petersburg, 1997.]

13. Матюхин И.В. Личность психолога в контексте решения диагностических задач // Психолог. 2015. № 5. С. 56-75. [Matyukhin I.V. The personality of a psychologist in the context of solving diagnostic problems. Psiholog. 2015. Vol. 5. Pp. 56-75. (In Rus.)]

14. Перикова Е.И. Когнитивно-стилевые особенности преодоления перцептивной неопределенности: Дис. ... канд. психол. наук. СПб., 2016. [Perikova E.I. Kognitivno-stilevye osobennosti preodoleniya perceptivnoj neopredelennosti [Cognitive-style features of overcoming perceptual uncertainty]. PhD dis. St. Petersburg, 2016.]

15. Пучкова Е.Б. Особенности решения психодиагностических задач учителями с различным уровнем коммуникативности: Дис. ... канд. психол. наук. М., 1998. [Puchkova E.B. Osobennosti resheniya psihodiagnosticheskih zadach uchitelyami s razlichnym urovnem kommunikativnosti [Features of solving psychodiagnostic tasks by teachers with different levels of communication].

PhD dis. Moscow, 1998.] £

16. Рыжкова А.Н. Типичные ошибки при решении психодиагностических и к задач: Дис. ... канд. психол. наук. М., 2010. [Ryzhkova A.N. Tipichnye g E oshibki pri reshenii psihodiagnosticheskih zadach [Typical mistakes in solving о ° psychodiagnostic tasks]. PhD dis. Moscow, 2010.] ¡J g

17. Тесля М.А. Структура и динамика интеллектуальных способностей ^ ¡^ и когнитивных стилей в учебной и профессиональной деятельности:

Дис. ... канд. психол. наук. М., 2005. [Teslya M.A. Struktura i dinamika intellektualnyh sposobnostej i kognitivnyh stilej v uchebnoj i professionalnoj deyatelnosti [Structure and dynamics of intellectual abilities and cognitive styles in educational and professional activities]. PhD dis. Moscow, 2005.]

18. Ушаков Д.В. Психология интеллекта и одаренности. М., 2011. [Ushakov D.V. Psihologiya intellekta i odarennosti [Psychology of intelligence and giftedness]. Moscow, 2011.].

19. Холодная М.А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума. СПб., 2004. [Kholodnaya M.A. Kognitivnye stili. O prirode individualnogo uma [Cognitive styles. On the nature of the individual mind]. St. Petersburg, 2004.].

20. Юдина Е.В. Соотношение личностных качеств практического психолога и эффективности диагностической деятельности: Дис. ... канд. психол. наук. М., 2001. [Yudina E.V. Sootnoshenie lichnostnyh kachestv prakticheskogo psihologa i effektivnosti diagnosticheskoj deyatelnosti [The ratio of the personal qualities of a practical psychologist and the effectiveness of diagnostic activities]. PhD dis. Moscow, 2001.]

21. Armstrong S.J., Cools E., Sadler-Smith E. Role of cognitive style in business and management: Reviewing 40 years of research. International Journal of Management Reviews. 2012. No. 14. Pp. 238-262.

22. Bensley D.A. Critical thinking in psychology: A unified skills approach. Thomson Brooks; Cole Publishing Co, 1998.

23. Bhatti A. Cognitive bias in clinical practice nurturing healthy skepticism among medical students. Advances in Medical Education and Practice. 2018. No. 9. P. 235.

24. Halonen J.S., Smith R.A. Teaching critical thinking in psychology. D. Dunn (ed.). Wiley-Blackwell, 2008.

25. Halpern D.F. Thought and knowledge: An introduction to critical thinking. Psychology Press, 2013.

26. Kozhevnikov M. Cognitive styles in the context of modern psychology: Toward an integrated framework of cognitive style. Psychological Bulletin. 2007. No. 133. Pp. 464-481.

27. Lai E.R. Critical thinking: A literature review. Pearson's Research Reports. 2011. № 6. Pp. 40-41.

28. Magno C. The role of metacognitive skills in developing critical thinking. Metacognition and Learning. 2010. № 5 (2). Pp. 137-156.

29. Royce C.S., Hayes M.M., Schwartzstein R.M. Teaching critical thinking: A case for instruction in cognitive biases to reduce diagnostic errors and improve patient safety. Academic Medicine. 2019. № 94 (2). Pp. 187-194.

30. Tinajero C. et al. Cognitive style and learning strategies as factors which affect academic achievement of Brazilian university students. Psicologia: Reflexao e Critica. 2012. № 25 (1). Pp. 105-113.

Статья поступила в редакцию 05.11.2022, принята к публикации 04.12.2022

и

ш CK

1- о

Р ^

^ о

2- х

^ х

ш ¡5

С 1=

Сведения об авторах / About the authors

Ануфриев Александр Федорович - доктор психологических наук, профессор; профессор кафедры психологии труда и психологического консультирования Института педагогики и психологии, Московский педагогический государственный университет

Alexander F. Anufriev - Dr. Hab. in Psychology; Professor at the Department of Labor Psychology and Psychological Consulting of the Institute of Pedagogy and Psychology, Moscow Pedagogical State University E-mail: [email protected]

Кулиев Николай Сергеевич - педагог-психолог, государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа в Некрасовке», г. Москва

Nikolai S. Kuliev - educational psychologist, Educational Institution "School in Nekrasovka", Moscow

E-mail: [email protected]

Поправко Дина Алексеевна - преподаватель колледжа, Всероссийский государственный университета юстиции (РПА Минюста России), г. Москва

Dina A. Popravko - teacher at the College, All-Russian State University of Justice, Moscow

E-mail: [email protected]

Чмель Виктор Иванович - преподаватель центра дополнительного образования, Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана

Victor I. Chmel - teacher at the Center for Continuing Education, Bauman Moscow State Technical University E-mail: [email protected]

Заявленный вклад авторов

Ануфриев А.Ф. - общее руководство исследованием, разработка идеи представленной работы, планирование исследования, участие в подготовке текста статьи

Кулиев Н.С. - разработка идеи представленной работы по теме «Критическое мышление», участие в подготовке текста

Поправко Д.А. - разработка идеи представленной работы тивные стили», участие в подготовке текста и ^

Чмель В.И. - разработка идеи представленной работы, планирование иссле- § ^ дования, участие в подготовке текста ° §

¡5 х ш ¡5

С 1=

Contributions of the authors

A.F. Anufriev - general management of the study, development of the idea of the presented work, planning of the study, participation in the preparation of the text N.S. Kuliev - development of the idea of the presented work on the topic "Critical thinking", participation in the preparation of the text

D.A. Popravko - development of the idea of the presented work on the topic "Cognitive styles", participation in the preparation of the text

V.I. Chmel - general management of the study, development of the idea of the presented work, planning of the study, participation in the preparation of the text

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи All authors have read and approved the final manuscript

i_ о

P ^

is о 2- x

s

ш ¡5

с ¡z

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.