Научная статья на тему 'Основные направления совершенствования подготовки врачебных кадров'

Основные направления совершенствования подготовки врачебных кадров Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
76
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА МЕДИЦИНСКИХ КАДРОВ / СТУДЕНТЫ / МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / MEDICAL PERSONNEL TRAINING / STUDENTS / MEDICAL UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кучеренко Владимир Захарович, Эккерт Наталья Владимировна

В статье представлен обзор различных аспектов подготовки медицинских кадров в России. Авторы делают заключение о современных проблемах подготовки студентов в медицинских университетах и их возможных решениях

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Кучеренко Владимир Захарович, Эккерт Наталья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Basic directions of the perfection of medical personnel training

The article presents a review of different aspects of the medical personnel training in Russia. The authors make a conclusion about modern problems of the training of the students in the medical universities and the possible solutions of these problems.

Текст научной работы на тему «Основные направления совершенствования подготовки врачебных кадров»

Литература

1. Академик РАМН Александр Александрович Баранов // Казанский медицинский журнал. — 2011. — Т. 92, № 4. — С.616 — 617.

2. Барсуков, М.И. Великая Октябрьская социалистическая революция и организация советского здравоохранения. X.1917—VII.1918 г. / М.И. Барсуков. — М.: Медгиз, 1951. — 315 с.

3. Во имя жизни... Шамиль Каратай: воспоминания / сост. Р.С. Каратай. — Казань: Фолиант, 2011. — 452 с.: ил.

4. Галиуллин, А.Н. Кафедре общественного здоровья и организации здравоохранения Казанского государственного медицинского университета — 80 лет / А.Н. Галиуллин. — Казань, 2004. — 41 с.

5. Галиуллин, А.Н. Становление и развитие социальной медицины, организации и экономики здравоохранения в России / А.Н. Галиуллин. — М., 1997. — 156 с.

6. Жучкова, Н.И. Казанское общество врачей (К 100-летию со дня образования) / Н.И. Жучкова // Советское здравоохранение. — 1969. — № 2. — С.58—64.

7. Лаврова, И.Г. Конференция, посвященная памяти Н.А Семашко и С.В. Курашова — выдающихся руководителей кафедры социальной гигиены и организации здравоохранения 1 Московского медицинского института им. И.М. Сеченова / И.Г. Лаврова, О.К. Николаев // Советское здравоохранение. — 1969. — № 3. — С.93—94.

8. Мирский, М.Б. Первый нарком здоровья / М.Б. Мирский. — М.: Знание, 1974. — 96 с.

9. Мухамедьяров, Ф.Г. Значение социальной гигиены для советского врача / Ф.Г. Мухамедьяров // Красный медик. — 1940. — 15 ноября (№ 36).

10. Мухамедьяров, Ф.Г. Охрана здоровья трудящихся Татарии за 15 лет / Ф.Г. Мухамедьяров, В.В. Трейман // Труды КГМИ. — 1935. — Т.1—2.

11. Мухамедьяров, Ф.Г Протокол заседания гигиенической секции научно-медицинской ассоциации / Ф.Г. Мухамедьяров // Казанский медицинский журнал. — 1935. — № 7—8. — С.788—789.

12. Мухамедьяров, Ф.Г. Профессор Моисей Маркович Гран / Ф.Г. Мухамедьяров // Казанский медицинский журнал. — 1940. — № 6. — С.75—76.

13. Мухамедьяров, Ф.Г. Профилактика — основа советского здравоохранения / Ф.Г. Мухамедьяров // Казанский медицинский журнал. — 1934. — № 7 — 8. — С.80.

14. Мухамедьяров, Ф.Г. Роль медицинской науки в деле охраны здоровья трудящихся: речь на I Поволжском съезде врачей / Ф.Г. Мухамедьяров // Труды I Поволжского съезда врачей в г. Казани. — Казань, 1923. — С.7—8.

15. Очерки по истории 1 Московского Ордена Ленина медицинского института им. И.М. Сеченова. — М.: Медгиз, 1959. — 717 с.

16. Потугалов, Б.М. Н.А. Семашко — врач и революционер / Б.М. Потугалов. — М.: Медицина, 1986. — 120 с.

17. Профессор Валерий Юрьевич Альбицкий // Казанский медицинский журнал. — 2011. — Т.92, № 3. — С.456 — 457.

18. Семашко, Н.А. Очерки по теории организации советского здравоохранения / Н.А. Семашко. — М.: Изд-во Академии медицинских наук СССР, 1947. — 47 с.

19. Семашко, Н.А. Пособие для учащихся / Н.А. Семашко, С.А. Блинкин. — М.: Просвещение, 1976. — 125 с.

20. Соловьев, З.П. Строительство советского здравоохранения / З.П. Соловьев. — М.; Л.: Медгиз, 1932. — 366 с.

21. Ткачев, П.Г. Отечественная гигиена и организация здравоохранения в именах / П.Г. Ткачев, И.П. Льгова. — Рязань, 1992. — Т. 2. — 385 с.

22. Труды Института социальной гигиены. — М., 1929.

23. Фатых Гарифович Мухамедьяров / М.Х. Вахитов, Ш.Ф. Мухамедьяров, В.Ю. Альбицкий, Р.С. Чуващаев. — Казань, 1973. — 55 с.

© Кучеренко В.З., Эккерт Н.В., 2013 УДК 614.23/.25:378.147

^^ основные направления совершенствования = подготовки вранебных кадров

Владимир Захарович Кучеренко, профессор, чл.-корр. РАМН, зав. кафедрой общественного здоровья и здравоохранения ГБОУ ВПО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Наталья Владимировна Эккерт, докт. мед. наук, профессор кафедры общественного здоровья и здравоохранения ГБОУ ВПО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова, Москва [[email protected]]

Реферат. В статье представлен обзор различных аспектов подготовки медицинских кадров в России. Авторы делают заключение о современных проблемах подготовки студентов в медицинских университетах и их возможных решениях. Ключевые слова: подготовка медицинских кадров, студенты, медицинский университет.

BAsic directions of THE pERFECTION of MEDicAL pERsoNNEL TRAiNiNG

V.Z. KUCHERENKO, N.V. EKKERT

Abstract. The article presents a review of different aspects of the medical personnel training in Russia. The authors make a conclusion about modern problems of the training of the students in the medical universities and the possible solutions of these problems.

Key words: medical personnel training, students, medical university.

В соответствии со Стратегией развития науки и инноваций Российской Федерации на период до 2015 года в перспективе система здравоохранения, государственные секторы медицинской науки и высшего образования должны приобрести в соответствии с парадигмой развития общества XXI в. новый статус, осно-

ву которого составят технически оснащенные, укомплектованные квалифицированными кадрами, достаточно крупные и финансово устойчивые практические, научные и научно-образовательные организации.

При этом общество озабочено судьбой высшей школы России. Причины кризисных явлений связаны:

- с неустойчивым экономическим развитием;

- низким социально-экономическим статусом профессорско-преподавательского состава;

- снижением конкурсов в высших учебных заведениях вследствие уменьшения численности населения и др.

В ежегодных президентских посланиях последних лет Федеральному собранию не раз выражалась неудовлетворенность состоянием здоровья экономически активного взрослого населения, ставящим под угрозу устойчивость социального и экономического развития страны.

Факторы, угрожающие развитию человеческого капитала в России, хорошо изучены. Это экономические, социальные факторы и все ухудшающееся состояние здоровья населения страны. Все они влияют на состояние и перспективы развития высшей школы и соответственно — на будущее России.

Основой стратегии развития медицинского образования в России является подготовка и повышение квалификации специалистов отрасли с учетом потребности субъектов Российской Федерации в конкретных специалистах. Как и за рубежом, в новых социально-экономических условиях России реальную ценность для здравоохранения представляет лишь широкообразованный врач, способный гибко перестраивать направление и содержание своей деятельности в соответствии с потребностями отрасли. Современная система подготовки врача призвана формировать у него потребность в совершенствовании профессиональных знаний, умений и навыков в течение всей жизни.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) указывает на необходимость совершенствования и развития медицинского образования ХХ! в. Особо подчеркивается важность таких аспектов, как понимание функций врачей в обществе, необходимость непрерывного образования, сотрудничество различных категорий медицинских работников.

Согласно оценкам ВОЗ (2005 г), в результате возрастания смертности населения от сердечно-сосудистых заболеваний, инсультов и диабета наиболее проблемные в этом плане страны (в том числе — Россия) имеют огромные потери как человеческих ресурсов, так и национального бюджета. По расчетам экономистов, эта сумма может к 2015 г достигнуть 66,4 млрд долларов.

Отметим также, что по сравнению с развитыми странами Россия имеет один из самых низких показателей ожидаемой продолжительности жизни.

Еще в начале XX в. удвоение знаний в различных дисциплинах, особенно фундаментальных, происходило за 50—100 лет. Любой молодой человек, поступив в школу, а потом в вуз, за годы систематического обучения узнавал все, что было сделано в данной специальности до него и во время обучения в университете. Начиная с 70-х гг. XX в. удвоение объема информации в разных дисциплинах стало происходить в десятки раз быстрее — за 7 лет, а сейчас, по некоторым направлениям, за 2—3 года (особенно в области биологии, генетики, морфологии и др.). Произошел информационный взрыв.

Подписание Россией Болонской декларации (2003 г.) явилось необходимым условием для процесса интеграции в Европейскую систему образования при

сохранении непрерывной продолжительности (5 или 6 лет) и структуры отечественного высшего медицинского и фармацевтического образования с обязательным продолжением его в интернатуре и ординатуре. Это создает возможности сопоставимости образовательных программ, академической мобильности студентов и преподавателей, функционирования системы накопительных кредитов, что является ключевым моментом принятой в России Болонской декларации.

Проблемы интенсификации в здравоохранении в первую очередь имеют отношение к медицинским кадрам, так как именно через деятельность персонала учреждений здравоохранения осуществляется само функционирование системы.

Отсутствие двух ступеней (бакалавр—магистр) в подготовке врача на квалификационном уровне не является препятствием для участия отечественных медицинских вузов в Болонском процессе. Более того, введение кредитно-модульной системы организации учебного процесса в медицинских вузах России позволит улучшить качество подготовки врачей. Следует осознать не только руководителям и преподавателям высших медицинских учебных заведений, но и врачебному сообществу, что при включении в Болонский процесс появился шанс существенно повысить качество организации учебного процесса и этот шанс нельзя упускать.

Совершенствование системы подготовки медицинских кадров — составная часть реформ, перманентно проводимых в системе образования и здравоохранении, структура последнего не всегда отвечает современным требованиям функционирования и экономического обеспечения.

На одно из первых мест в отрасли выдвигается проблема повышения качества высшего медицинского образования. Подготовка врача должна соответствовать запросам здравоохранения, а если шире — то и запросам общества в целом. Все заинтересованы в том, чтобы врач и провизор были высококвалифицированными специалистами, не только понимающими свои узкопрофессиональные задачи, но и независимо от специальности ориентированными в вопросах общественного здоровья и здравоохранения, адаптированными к социальным, политическим, правовым и экономическим переменам, происходящим в обществе.

За два последних десятилетия в отечественной системе здравоохранения произошло много перемен. Они коснулись и самой системы здравоохранения, ее хозяйственно-экономического устройства, и медицинской науки, выражены в высоких технологиях и компьютеризации, стремительном увеличении объема обновляемой информации. В клинической медицине диагностические и лечебные технологии стали сложными и дорогостоящими. К сожалению, при этом технологии становятся в определенной мере агрессивными и сопряженными с риском осложнений. Наконец, меняется и правовое сознание населения в целом и пациентов в частности. Повышаются требования не только к профессиональной квалификации врача, но и к его ответственности и правовой осведомленности.

Медицинская высшая школа не может не учитывать этих перемен. Появляются новые дисциплины, сопря-

женные со здравоохранением: информатика, законодательство, экономика, маркетинг, менеджмент и др. При этом должны изменяться формы и методы, объем информации и технологии обучения студентов и врачей.

Сегодня методика обучения студентов медицинских и фармацевтических вузов России основана на дисциплинарном подходе. Полученные на ряде теоретических кафедр, в том числе общественного здоровья и здравоохранения, знания порой остаются не востребованными, и студент с трудом может соотнести или использовать их при обучении на клинических кафедрах и в последующем — на практике.

Преподавание в медицинском вузе порой ориенти -ровано на запоминание, а отнюдь не на развитие умения решать конкретные клинические и организационные ситуации, с которыми будущий врач столкнется в своей практической работе.

Учебно-методическое обеспечение преподавания ряда дисциплин, в том числе порой и общественного здоровья и здравоохранения, не всегда соответствует современным международным требованиям. В отдельных случаях студентам предоставляются учебники 10-летней давности. Информация в них, как правило, устаревает не только по содержанию, но и по формам, методам, образовательным технологиям ее подачи. При этом часть учебников написана без учета современной учебной программы предмета, содержание в них отстает от новой информации в медицинской науке, практике, организации здравоохранения, которая в настоящее время обновляется с периодичностью не более чем три года.

В рамках проекта «Создание системы активных методов обучения по медико-профилактическим дисциплинам» сотрудниками кафедры общественного здоровья и здравоохранения Первого Московского государственного медицинского университета им. И.М. Сеченова подготовлены, обновлены и переизданы:

- учебно-методическое пособие «Организация и оценка качества лечебно-профилактической помощи населению»;

- учебно-методическое пособие «Применение методов статистического анализа для изучения общественного здоровья и здравоохранения» (4-е издание, переработанное и дополненное);

- учебное пособие «Клинический менеджмент» для системы последипломного образования руководителей органов и учреждений здравоохранения;

- сборник ситуационных задач по модулям дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение» «Оценка состояния здоровья населения» и «Организация лечебно-профилактической помощи населению»;

- учебно-методическое пособие для проведения деловых игр по дисциплине «Общественное здоровье и здравоохранение» для студентов медицинских вузов на додипломном этапе обучения.

Кроме того, в 2010 г. впервые в практике преподавания данной дисциплины изданы «Избранные лекции по общественному здоровью и здравоохранению», в которых представлены теоретические основы предмета для студентов IV, V и VI курсов с учетом инновационных решений в системе здравоохранения и обязательного медицинского страхования. Впервые в практике обучения сту-

дентов медико-профилактического факультета кафедрой издано в 2011 г. учебное пособие «Организационно-правовые основы деятельности Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор)».

В 2013 г. для студентов учреждений высшего профессионального образования, обучающихся по специальностям 060101.65 «Лечебное дело» и 060103.65 «Педиатрия», издан в двух томах учебник «Общественное здоровье и здравоохранение, экономика здравоохранения».

В учебнике изложены основные темы дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение, экономика здравоохранения», включающие методы статистического анализа, применяемые при изучении состояния здоровья населения и деятельности учреждений здравоохранения. На уровне современных теоретических представлений и реального опыта представлены организация медицинской помощи, тенденции и проблемы медицинской демографии, методы изучения здоровья населения, организация охраны здоровья населения и современные здоровьесберегающие технологии, показана деятельность санитарно-эпидемиологической, лицензионно-аккредитационной и других служб.

В нем также освещены проблемы реформирования отечественного и зарубежного здравоохранения, управления экономическими процессами, планирования и маркетинга, кадровой политики в отечественном здравоохранении, рисков и безопасности пациентов в медицинской практике.

Однако все еще недостаточно учебников и учебных пособий с приложениями на компакт-дисках, содержащих дополнительную справочную информацию в виде иллюстраций и видеоматериалов. Быстро устаревающая информация в учебниках, ограниченная доступность современных технических средств обучения (компьютеризация, Интернет, дистанционные и визуальные способы подачи информации) — все это сказывается на качестве подготовки специалистов с высшим медицинским образованием.

Подобная ситуация определяет необходимость существенных преобразований в системе высшего медицинского образования. Имеется потребность объединения усилий Министерства здравоохранения РФ, Совета ректоров медицинских вузов, ведущих научных медицинских обществ и РАМН для разработки единой стратегии высшего медицинского образования России XXI в., целью которого должно стать повышение качества непрерывного отечественного медицинского образования до уровня международных стандартов.

Одним из важных механизмов повышения качества подготовки врача должна стать система управления учебным процессом и его результативностью.

Основные условия обновления образовательных программ:

- введение новых учебных планов, в соответствии с развивающейся практикой и зарубежным опытом, а не приспособление старых;

- гарантированный уровень качества на основе приобретенных компетенций, а не только затраченного времени.

Преподаватель из сегодняшнего «ретранслятора» призван стать «генератором» учебного процесса, консультантом для будущего врача и провизора во всем комплексе учебно-методической работы (стандарты, доказательная медицина, ситуационные задачи, практические навыки).

В течение последних десятилетий клиническая медицина перешла в новое состояние, приобрела новую идеологию и направление развития: появляются новые методы диагностики и лечения; число доступных лекарственных средств исчисляется тысячами; поток медицинской информации (даже по узким специальностям) напоминает лавину. В практику приходят новые технологии, требующие для их эффективного использования новых знаний. Компьютер и Интернет стали в руках врача такими же важными инструментами, как стетоскоп. Медицинский мир повсеместно использует принципы доказательной медицины.

В этих условиях появляется потребность не только в новых знаниях, но и в новых технологиях их приобретения, что определяет новый уровень всей системы непрерывного профессионального образования.

В настоящее время система повышения квалификации врачей представлена институтами усовершенствования врачей и факультетами последипломного образования при медицинских вузах, институтами РАМН и Минздрава России, а также профессиональными медицинскими ассоциациями. Ежегодно в стране повышают квалификацию около 150 000 врачей и провизоров.

Число медицинских кадров в РФ в среднем соответствует европейскому уровню. Вместе с тем качество медицинской помощи и показатели здоровья населения, к сожалению, находятся на существенно более низком уровне по сравнению со странами ЕС. Больные с хроническими заболеваниями в России живут около 7 лет, в странах ЕС — 18—20 лет. Это доказательство того, что наряду с реально существующим недофинансированием отрасли и слабой материально-технической базой оставляет желать лучшего качество работы и подготовки врачей, контроль результатов их труда.

Врачей, не проходивших повышение квалификации последние 5 лет, в стране по отдельным специальностям около 20%. Новая концепция стран — членов Евросоюза — контроль качества медицинской помощи предполагает переход от эпизодического контроля качества к системной концепции контроля на основе индикаторов качества и медицинских ошибок в соответствии с клиническими рекомендациями.

В стране утверждены единые государственные образовательные стандарты (ГОС), требования к организации всех видов послевузовского образования, сроки, периодичность и продолжительность обучения. Создание ГОС позволяет сформировать в России единое образовательное пространство по всем медицинским специальностям.

Для адаптации образовательных традиций российской высшей медицинской школы к европейским образовательным технологиям коллективами ряда институтов, факультетов послевузовского профессионального образования проведена большая аналитическая и методическая работа, важным этапом которой явилась

подготовка образовательных стандартов по специальностям. С этой целью разработан макет образовательного стандарта. Предложена единая по форме и содержанию структура непрерывного послевузовского образования врачей-специалистов России в соответствии с положениями Болонской декларации; определены подходы по рациональному последовательному инкорпорированию европейских образовательных традиций в российскую национальную систему послевузовского образования врачей с использованием системы зачетных единиц (кредитов), модульной организации учебного процесса, дистанционных образовательных технологий с ориентацией на качество образования и профессиональную компетенцию специалистов на основе четких объективных критериев.

Стандартом четко определен статус профессиональной сертификации в рамках послевузовского профессионального образования (интернатура, клиническая ординатура) и ресертификация — в системе непрерывного профессионального развития специалистов.

Непрерывное последипломное профессиональное развитие — система подтверждения профессиональной компетенции на протяжении всей профессиональной деятельности. Это сертификационные и ресертификаци-онные циклы, циклы тематического усовершенствования, реализуемые по традиционной форме обучения с использованием системы накопительных кредитов.

К недостаткам традиционной системы очного обучения относятся: отставание получаемых знаний от уровня развития информационных технологий, низкая адаптация систем образования к различным социально-экономическим условиям, отрыв врачей от лечебного процесса на длительный период и т.д.

Профессиональная карьера организатора здравоохранения, врача любой специальности, провизора зависит от того, насколько качественной была его подготовка за весь период обучения. Понятие «качество» включает:

- качество подготовки специалистов;

- качество преподавания;

- качество инфраструктуры и учебной среды.

Реализация основных принципов, следование которым позволит интегрировать в России европейские образовательные технологии, предполагает сохранение всех форм последипломного профессионального образования врачей, используемых в настоящее время (интернатура, клиническая ординатура, профессиональная переподготовка, аттестационные циклы), а также внедрение системы накопительных кредитов (перевод академических часов в кредиты).

В образовательные программы должны быть включены дистанционные образовательные технологии (видеоконференции, CD, DVD, видеоматериалы).

Банк накопительных кредитов включает:

- освоение новых методов лечения, диагностики и практических навыков;

- учебный тренинг в случаях редко выполняемых практических процедур;

- участие в клинической апробации новых методов диагностики и лечения, фармакологических средств, технических устройств и аппаратуры.

Была предложена система накопительных кредитов, которой предусматривается получение специалистом за 5 лет 144 кредитных единиц исходя из расчета: один кредит равен одной кредитной единице. Накопление кредитов должно проводиться ежегодно и подтверждаться документально. К примеру, система накопительных кредитов включает публикацию статьи в медицинском журнале (3—4 кредита), статьи в местной печати (1—2 кредита), защиту кандидатской диссертации (7 кредитов), защиту докторской диссертации (15 кредитов), выступление на съезде, симпозиуме, научной конференции (2—5 кредитов) и т.д.

Профессиональная подготовка врача также должна учитываться. К примеру, она может включать освоение новых технологий (5 кредитов), участие в апробации новых лекарственных средств (3 кредита), руководство интернами и ординаторами (10 кредитов), рационализаторские предложения и изобретения (5—10 кредитов) и др.

Таким образом, варианты накопительных кредитов для практикующего врача можно реализовать по различным схемам:

- 144 кредита — традиционный сертификационный цикл;

- 144 кредита — цикл усовершенствования 72 ч и 72 кредита по выбору врача, равномерно распределенные на 5 лет;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- 144 кредита — 108 кредитов, равномерно распределенных по годам на 5 лет и 36 ч одного цикла усовершенствования; возможны и другие варианты.

С целью дальнейшего совершенствования и развития системы послевузовского и дополнительного профессионального образования специалистов отрасли необходимо:

• разработать модели взаимоотношений, регламентирующих рациональное использование специалистов отрасли, подготовленных как за счет средств федерального бюджета, так и на контрактной основе;

• пересмотреть номенклатуру специальностей в учреждениях здравоохранения;

• разработать новое поколение квалификационных характеристик специалистов;

• совершенствовать систему аттестации медицинских кадров и правила их допуска к практической деятельности;

• разработать и утвердить новые государственные образовательные стандарты подготовки специалистов в интернатуре и ординатуре, а также приложения к сертификату специалиста с указанием количественных показателей практических навыков и умений врача и провизора;

• разработать программы и начать проведение циклов по новым перспективным направлениям развития здравоохранения с учетом последних достижений науки.

Реформы высшего медицинского образования должны проводиться планомерно, взвешенно и обоснованно. Как одно из направлений реформирования образования предполагается создание крупных университетских комплексов, включающих вузы, научно-исследовательские институты и клиники, моделью такого комплекса является Первый МГМУ им. И.М. Сеченова.

Представляется целесообразным при организации подобных комплексов предусмотреть возможность вхождения в них организаций и учебных заведений иных форм собственности (так называемый за рубежом корпоративный университет). Такая многоукладная экономика высшей медицинской школы будет способствовать ее развитию и совершенствованию.

Таким образом, в новых социальных и экономических условиях реальную ценность для здравоохранения России представляет лишь широко образованный врач, способный гибко перестраивать направления и содержание своей деятельности в связи с переходом на современные высокие технологии в соответствии с требованиями рынка.

Акценты на узкопрофессиональную подготовку должны быть перенесены из вуза на послевузовское обучение врача. Специфика новой системы подготовки врача проявляется в том, что она не только вооружает обучающегося знаниями, но и формирует у него потребность в самостоятельном непрерывном овладении профессиональными знаниями, умениями и навыками в течение всей его жизни.

© Решетников В.А, Сквирская Г.П., Тимина Е.И., 2013 УДК 614.23/.25:378.147

== проблемы подготовки специалистов = по управлению здравоохранением

Владимир Анатольевич Решетников, докт. мед. наук, профессор, проректор по лечебной работе

ГБОУ ВПО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» [[email protected]]

Галина Петровна Сквирская, докт. мед. наук, профессор, зав. лабораторией систем управления здравоохранением

НИИ общественного здоровья и управления здравоохранением ГБОУ ВПО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова, Москва

[[email protected]]

Елена Ивановна Тимина, канд. мед. наук, доцент кафедры экономики и менеджмента ГБОУ ВПО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова, Москва [[email protected]]

Реферат. В статье рассматриваются проблемы подготовки и профессиональных компетенций специалистов в области управления здравоохранением, концептуальные подходы к совершенствованию системы подготовки специалистов с медицинским и немедицинским образованием для выполнения ими функций управления здравоохранением в современных условиях с учетом отечественных и международных требований.

Ключевые слова: управление здравоохранением, подготовка кадров, компетентностная модель подготовки специалистов, дополнительное профессиональное образование, бакалавриат, магистратура.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.