Научная статья на тему 'Основные направления совершенствования организации использования системы оперативных и криминалистических учетов при раскрытии преступлений подразделениями уголовного розыска'

Основные направления совершенствования организации использования системы оперативных и криминалистических учетов при раскрытии преступлений подразделениями уголовного розыска Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
учеты / раскрытие преступлений / оперативно-розыскная деятельность / централизованные / децентрализованные / цифровизация / accounting / crime detection / operational investigative activities / centralized / decentralized / digitalization

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Николай Казимирович Пчоловский

Информационное обеспечение деятельности сотрудников уголовного розыска по раскрытию преступлений должно соответствовать сверхдинамично развивающимся в последнее время технологиям обработки информации и ее анализа. В связи с этим организация системы оперативных и криминалистических учетов требует совершенствования. В результате проведенного исследования автором сформулированы основные направления совершенствования системы оперативных и криминалистических учетов. В частности, предложено: установить децентрализованные учеты источником информации для централизованных массивов информации; переводить в цифровой формат все сведения, поступающие в органы внутренних дел, за исключением документов ограниченного распространения; расширить объекты учета сведениями о занимаемой должности, специфических навыках, нахождении в пользовании определенных технических средств, а также результатами оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Николай Казимирович Пчоловский

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The main directions for improving the organization of the use of the system of operational and forensic records in the detection of crimes by criminal investigation units

Information support for the activities of criminal investigation officers in solving crimes should correspond to the technologies of information processing and analysis that have been developing super-dynamically in recent years. In this regard, the organization of the operational and forensic accounting system requires improvement. As a result of the conducted research, the author formulated the main directions for improving the system of operational and forensic accounting. In particular, it is proposed: to establish decentralized records as a source of information for centralized arrays of information; to digitalize all information received by the Department of Internal Affairs, with the exception of documents of limited distribution; to expand the objects of accounting with information about the position held, specific skills, the use of certain technical means, as well as the results of MPM and investigative actions.

Текст научной работы на тему «Основные направления совершенствования организации использования системы оперативных и криминалистических учетов при раскрытии преступлений подразделениями уголовного розыска»

Закон и право. 2024. № 9. С. 267-271. Law and legislation. 2024;(9):267-271.

Научная статья УДК 351.74

https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-9-267-271 EDN: https://elibrary.ru/WZRGPD

NIION: 1997-0063-9/24-489 MOSURED: 77/27-001-2024-9-689

Основные направления совершенствования организации использования системы оперативных и криминалистических учетов при раскрытии преступлений подразделениями уголовного розыска

Николай Казимирович Пчоловский

Санкт-Петербургский университет МВД России, Санкт-Петербург, Россия, nikolaipcholovsky@yandex.ru

Аннотация. Информационное обеспечение деятельности сотрудников уголовного розыска по раскрытию преступлений должно соответствовать сверхдинамично развивающимся в последнее время технологиям обработки информации и ее анализа. В связи с этим организация системы оперативных и криминалистических учетов требует совершенствования.

В результате проведенного исследования автором сформулированы основные направления совершенствования системы оперативных и криминалистических учетов. В частности, предложено: установить децентрализованные учеты источником информации для централизованных массивов информации; переводить в цифровой формат все сведения, поступающие в органы внутренних дел, за исключением документов ограниченного распространения; расширить объекты учета сведениями о занимаемой должности, специфических навыках, нахождении в пользовании определенных технических средств, а также результатами оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий.

Ключевые слова: учеты, раскрытие преступлений, оперативно-розыскная деятельность, централизованные, децентрализованные, цифровизация.

Для цитирования: Пчоловский Н.К. Основные направления совершенствования организации использования системы оперативных и криминалистических учетов при раскрытии преступлений подразделениями уголовного розыска // Закон и право. 2024. № 9. С. 267—271. https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-9-267-271 ББЫ: https://elibrary.ru/WZRGPD

The main directions for improving the organization of the use of the system of operational and forensic records in the detection of crimes by criminal investigation units

Nikolai K. Pcholovsky

St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, St. Petersburg, Russia, nikolaipcholovsky@yandex.ru

Abstract. Information support for the activities of criminal Investigation officers In solving crimes should correspond to the technologies of information processing and analysis that have been developing super-dynam-ically in recent years. In this regard, the organization of the operational and forensic accounting system requires improvement.

As a result of the conducted research, the author formulated the main directions for improving the system of operational and forensic accounting. In particular, it is proposed: to establish decentralized records as a source of information for centralized arrays of information; to digitalize all information received by the Depart© monoBCKHM H.K. M., 2024.

Original article

LAW & LEGISLATION • 09-2024

ment of Internal Affairs, with the exception of documents of limited distribution; to expand the objects of accounting with information about the position held, specific skills, the use of certain technical means, as well as the results of MPM and investigative actions.

Keywords: accounting, crime detection, operational investigative activities, centralized, decentralized, dig-italization.

For citation: Pcholovsky N.K. The main directions for improving the organization of the use of the system of operational and forensic records in the detection of crimes by criminal investigation units // Law and legislation. 2024;(9):267—271. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-9-267-271 EDN: https:// elibrary.ru/WZRGPD

Необходимость сбора и систематизации информации, значимой для раскрытия преступлений подразделениями уголовного розыска, осознавалась всегда, в связи с этим государством во все времена предпринимались меры по формированию учетов лиц и фактов, имеющих отношение к криминальной деятельности.

Изучению проблем создания, функционирования и использования информационно-поисковых систем в органах внутренних дел посвящено достаточно большое количество научных публикаций [1; 7].

Вместе с тем до настоящего времени ряд проблем в научном плане не решен. К их числу можно отнести определение направлений совершенствования организации использования подразделениями уголовного розыска системы оперативных и криминалистических учетов при раскрытии преступлений. Необходимость такого исследования в современных условиях обоснована потребностью органов внутренних дел (ОВД) соответствовать сверхдинамично развивающимся технологиям обработки информации и ее анализа.

С момента появления глобальных сетей хранения и передачи информации с каждым годом все актуальнее становится вопрос о необходимости отказа от ведения децентрализованных учетов. В настоящий момент в науке не сложилось единого мнения по данному вопросу.

Так, А.В. Серов отстаивает их важность и незаменимость [6, с. 76]. Другие авторы придерживаются мнения, что качественное изменение информационного обеспечения ОРД возможно только путем полного перехода на путь централизации [3].

Среди основных аргументов в защиту децентрализованных учетов можно выделить следующие:

■ высокая детализация накапливаемых сведений, которая позволяет обнаруживать признаки серийности преступлений;

■ приближенность к локальным потребностям конкретного подразделения, что, с одной стороны, позволяет уменьшить объем информации, а с другой — хранить только специфичные сведений, в которых иные подразделения могут быть не заинтересованы;

■ могут применяться там, где большие выборки не целесообразно применять из тактических соображений (например, предъявление для отождествления личности большого количества фотографий «замы-ливает» взгляд опознающего и впоследствии он может вообще никого не узнать);

■ значительно меньший объем выдаваемых сведений, что позволяет сократить время на проверку полученной информации, а в случае ее неподтверждения расширить круг поиска путем обращения к учетам вышестоящих уровней;

■ облегченный доступ к информации по сравнению с отдельными централизованными учетами.

В попытке разобраться в объективности перечисленных тезисов считаем необходимым обратиться к мнению практиков.

Результаты проведенного анкетирования свидетельствуют, что все респонденты в своей деятельности используют децентрализованные учеты1. Однако только по мнению 23,6% из них данные виды учетов доступнее централизованных. 34,7% сотрудников считают, что они в указанном отношении тождественны, а 41,7% отметили более простой путь к получению информации при использовании централизованных учетов. Приведенные результаты, на наш взгляд, вполне объяснимы.

Так, бывают ситуации, когда в сервисы Главного информационно-аналитического центра

1 Всего в период с декабря 2023 г. по март 2024 г. проанкетировано 242 сотрудника уголовного розыска, проходящих службу в Омской, Тюменской, Московской, Ленинградской, Псковской областях, г. Москве, г. Санкт-Петербург.

ЗАКОН И ПРАВО • 09-2024

МВД России зайти быстрее и проще, чем искать сотрудника, ответственного за ведение нужного журнала, фототеки и т.д., которого в нужный момент нет на рабочем месте. Кроме того, нередко при переводе в другое подразделение, уходе на пенсию и т.п. правило преемственности поколений из-за случайности или намеренных действий (например, в случае конфликтной ситуации) не срабатывает и сведения теряются. Также возможна их утрата по техническим причинам (выход из строя карты памяти, жесткого диска и т.д.), в связи с отсутствием, в отличие от централизованных систем, периодического обслуживания техники и программного обеспечения.

Вопрос с детализацией информации, по нашему мнению, решается путем добавления необходимых сведений в централизованные учеты (в настоящее время технические возможности это позволяют) и использования программных фильтров, позволяющих оптимизировать объем выдаваемых данных под конкретную поисковую задачу. Уже сейчас по такому принципу работают крупные коммерческие информационные ресурсы по продаже автомобилей, недвижимости и других товаров (например, Авито, Дром и т.д.). При этом результаты выборки можно отрабатывать постепенно (например, опознающему нужно выдавать порционно по 50 — 100 изображений за один раз).

На основании изложенного мы считаем необходимым, не отказываясь от ведения децентрализованных учетов, закрепить обязанность периодически (например, не реже одного раза в десять дней) вносить содержащиеся в них данные в централизованные массивы информации. При этом в случае ведения первых в электронном виде такая синхронизация не займет много времени и больших трудозатрат. Предлагаемые изменения, на наш взгляд, повлекут кратное увеличение аналитических возможностей подразделений уголовного розыска, облегчит поиск необходимой информации и ее защиту.

Реализовать перечисленные изменения возможно лишь в случае перехода на хранение сведений в цифровой форме. Результаты анкетирования сотрудников уголовного розыска показали, что в случае наличия выбора 84,3% респондентов предпочли бы работу с оцифрованными данными и только 15,7% отдают приоритет документам в бумажном виде.

При этом к недостаткам последних опрошенными отнесены: возможность их одновременного нахождения только в одном месте, что ограничивает количество активных пользователей информации (78,1%); необходимость больших

пространственных объемов для их хранения (65,3%); трудозатратность для перемещения (47,9%); проблемность контроля за ознакомлением с ними (21,9%); иное (5,8%)2.

На наш взгляд, решением данной проблемы вполне может стать оцифровка бумажных носителей информации (документов, фотографий и т.д.). Современные технические средства позволяют производить фото- или светокопии (применяя фотоаппарат или сканер) достаточного качества (в среднем для документов составляет 300dpi) и с высокой скоростью (60 страниц с двух сторон в минуту — потоковый сканер).

В настоящее время указанные возможности широко используются в государственных архивах и музеях для обеспечения сохранности информации, содержащейся в исторических документах. Повсеместно используются программные продукты распознавания рукописного и печатного текста (например, ABBYY FineReader, Freemore OCR и другие программные продукты повсеместно используются копирайтерами). Кроме того, уже сейчас в ОВД все входящие и исходящие документы оцифровываются с целью дальнейшего использования в Единой системе информационно-аналитического обеспечения деятельности подразделений МВД России.

В связи с этим следует отдельно упомянуть об активизации в последнее время в оперативно-розыскной науке исследований в области цифровизации оперативно-розыскного производства, в том числе дел оперативного учета [2]. Не углубляясь в полемику по данному вопросу, выскажем по этому поводу собственное мнение.

На наш взгляд, цифровизация является необходимым условием для соответствия вызовам криминального мира. При этом из общего правила должно быть исключение для сведений, особо охраняемых государством и имеющих гриф ограниченного распространения.

Кроме того, система оперативных и криминалистических учетов должна достаточно полно отражать поисковые признаки лиц и фактов, представляющих интерес для правоохранительных органов. Иными словами, в них должны находить отражение не социальные, криминологические и иные свойства объектов, а те признаки, которые имеют непосредственное оперативно-поисковое значение. Это условие по существу означает, что они должны фиксировать не только индивидуально определенные свой-

2 Общее количество ответов составило более 100%, так как респондентам предлагалось выбрать несколько вариантов ответа.

LAW & LEGISLATION • 09-2024

ства искомых объектов, но и тактически значимые элементы оперативно-розыскной характеристики преступлений (способы совершения преступления; способы противодействия расследованию; правонарушения, сопутствующие преступлению, и др.). Реализация этого требования тесно связана с внедрением в оперативно-розыскную практику достижений теории криминалистической диагностики и оперативно-розыскного учения о поисковых признаках [5, с. 230].

Оперативно-розыскная диагностика является довольно перспективным направлением развития оперативно-розыскной деятельности (ОРД). Дело в том, что диагностический потенциал оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ) очевиден. По существу, большинство из них направлено на распознавание лиц и фактов, имеющих значение для борьбы с преступностью.

«Прогностический подход к формированию автоматизированных баз данных на основе отражения в них тех признаков, наличие которых, во-первых, позволяет предположить о возможной криминальной активности лица в будущем, а, во-вторых, предвидеть возможность их проявления при совершении преступлений, в наибольшей степени отвечает потребностям информационного обеспечения деятельности оперативных подразделений органов внутренних дел по раскрытию преступлений» [4, с. 145].

Изучение приговоров судов различных уровней показало, что к совершению преступлений зачастую имеют причастность лица, обладающие специальными навыками, техническими средствами или занимающие определенную должность, которые облегчают злоумышленникам доступ к объектам (предметам) криминального посягательства.

Например, в совершении мошенничеств, связанных с инсценировкой дорожно-транспортных происшествий, в 28,1% случаев принимали участие сотрудники ГИБДД, в 18,8% — страховых организаций; посягательства на половую свободу несовершеннолетних в 21,4% изученных дел совершали фотографы, в 14,3% — воспитатели (учителя) учебных заведений; в 41,5% случаев совершения краж дорогостоящих транспортных средств одним из соучастников преступной группы был сотрудник автосервиса и т.д.

Рассматривая в качестве неопровержимого аргумента представленные статистические данные, считаем разумным дополнить описание объектов учета такими характеристиками, как занимаемая должность, наличие специфических навыков, а также нахождение в пользовании определенных технических средств.

Другим важным элементом оперативно-розыскной диагностики является получение информации о субъективном отношении лица к противоправной деятельности, отдельным лицам, правоохранительным органам и т.д.

Например, сведения о судимости лица никоим образом не отражают его отношение к совершенному преступлению. При этом ознакомившись с его показаниями, полученными в ходе расследования уголовного дела, можно установить мотивы совершения преступления, в какой обстановке оно происходило, пытался ли злоумышленник сокрыть следы своих действий и т.п. Эти данные позволят оперативному сотруднику спрогнозировать поведение данного лица, а именно: вероятность совершения аналогичного противоправного деяния, признания вины, содействия ОВД и другие важные моменты для выбора тактики ОРД.

Необходимо учесть, что ежедневно на территории России проводятся тысячи ОРМ и следственных действий, в ходе которых устанавливается важная оперативно-розыскная информация (с кем проживает, с кем совершал те или иные действия, место работы, используемые средства связи и транспорт, адреса проживания и посещения и т.д.).

В настоящее время результаты указанных мероприятий накапливаются и систематизируются в делах (оперативного учета и уголовных), которые являются одной из форм децентрализованных учетов. Часто лицо ранее уже подвергалось процедуре опроса (допроса) и предоставило имеющуюся у него информацию (например, что оформило по своему паспорту банковскую карту или сим-карту; зарегистрировало юридическое лицо за денежное вознаграждение, не планируя осуществлять коммерческой деятельности), однако получить информацию об этом возможно лишь путем ознакомления с материалами этого дела. Сложившаяся ситуация значительно замедляет процесс раскрытия преступлений и вызывает необходимость повторного отыскания лица и получения от него пояснений.

Ведение централизованного учета таких сведений в электронной форме, по нашему мнению, позволит значительно сократить время проверки первичной информации, а также розыска лиц, подозреваемых в совершении преступлений. Аналогичная предлагаемой система хранения материалов используется Федеральной налоговой службой и за достаточно длительное время показала свою эффективность.

В завершение отметим, что основными направлениями совершенствования организации

ЗАКОН И ПРАВО • 09-2024

использования системы оперативных и криминалистических учетов, на наш взгляд, являются:

1) закрепление в нормативно-правовых актах обязанности периодически (например, не реже одного раза в десять дней) вносить содержащиеся в децентрализованных учетах данные в централизованные массивы информации;

2) перевод в цифровой формат всех сведений, поступающих в органы внутренних дел, за исключением документов, имеющих гриф ограниченного распространения;

3) расширение информации об объектах учета сведениями о занимаемой должности, специфических навыках, нахождении в пользовании определенных технических средств, а также об участии в оперативно-розыскных мероприятиях и следственных действиях.

Список источников

1. Абдуллаев Я.Д. Использование оперативных учетов оперативными подразделениями органов внутренних дел: Учеб. пособие / Я.Д. Абдуллаев, С.Н. Головко. Нижний Новгород: Нижегородская академия МВД России, 2008.

2. Василъченко Д.А. О концепции цифровиза-ции оперативно-розыскной деятельности // Петербургские пенитенциарные конференции: Матер. конф. в 4-х т. Т. II. Санкт-Петербург: С.-Петербургский ин-т ФСИН России, 2021. С. 34—41.

3. Курин А.А., Карданов P.P., Рыжков И.В. Аналитическая обработка учетно-регистрацион-ных данных как направление повышения эффективности системы криминалистической регистрации / / Вестник Сибирского юрид. ин-та МВД России. 2020. № 3. С. 40—45.

4. Луговик В.Ф. Информационное обеспечение деятельности оперативных подразделений органов внутренних дел по раскрытию преступлений: Дис. ... д-ра юрид. наук. Омск: Омская академия МВД России, 2006.

5. Овчинский С.С. Оперативно-розыскная информация: Теоретические основы информационно-прогностического обеспечения оперативно-розыскной и профилактической деятельности органов внутренних дел по борьбе с организованной преступностью / С.С. Овчинский; под ред. А.С. Овчинско-го, В.С. Овчинского. М.: ИНФРА-М, 2000.

6. Серов А.В. О необходимости децентрализованных учетов // Оперативно-розыскная деятельность. 2022. № 1. С. 75—79.

7. Шахматов А.В., Сидоренко А.В. Оперативные учеты как элемент системы информационного обеспечения оперативно-розыскной деятельности ОВД // Вестник Санкт-Петербургского ун-та МВД России, 2007. № 2. С. 87—91.

References

1. Abdullaev Ya.D. The use of operational records by operational units of internal affairs bodies: Textbook / Ya.D. Abdullaev, S.N. Golovko. Nizhny Novgorod: Nizhny Novgorod Academy at the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2008.

2. Vasilchenko D.A. On the concept of digi-talization of operational investigative activities / / St. Petersburg Penitentiary Conferences: Proceedings of the conference in 4 vols. Vol. II. St. Petersburg: St. Petersburg Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, 2021. Pp. 34—41.

3. Kurin A.A., Kardanov R.R., Ryzhkov I.V. Analytical processing of accounting and registration data as a direction for improving the efficiency of the forensic registration system // Bulletin of the Siberian Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2020. № 3. Pp. 40—45.

4. Lugovik V.F. Information support for the activities of operational units of internal affairs bodies to solve crimes: Dis. ... dr. yurid. sciences'. Omsk: Omsk Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2006.

5. Ovchinsky S.S. Operational investigative information: Theoretical foundations of information and prognostic support for operational investigative and preventive activities of internal affairs bodies to combat organized crime / S.S. Ovchinsky; edited by A.S. Ov-chinsky, V.S. Ovchinsky. Moscow: INFRA-M, 2000.

6. Serov A. V. On the need for decentralized accounting // Operational investigative activity. 2022. № 1. Pp. 75—79.

7. Shakhmatov A.V., Sidorenko A.V. Operational records as an element of the information support system for operational investigative activities of the department of Internal Affairs // Bulletin of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2007. № 2. Pp. 87—91.

Информация об авторе

Пчоловский Н.К. — заместитель начальника кафедры оперативно-розыскной деятельности в органах внутренних дел

Статья поступила в редакцию 05.07.2024; одобрена после рецензирования 08.08.2024; принята к публикации 14.08.2024.

Information about the author

Pcholovsky N.K. — deputy head of the department of operational investigative activities in the internal affairs bodies The article was submitted 05.07.2024; approved after reviewing 08.08.2024; accepted for publication 14.08.2024.

LAW & LEGISLATION • 09-2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.