Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЭРГОНОМИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИЗДЕЛИЙ ВООРУЖЕНИЯ И ВОЕННОЙ ТЕХНИКИ'

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЭРГОНОМИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИЗДЕЛИЙ ВООРУЖЕНИЯ И ВОЕННОЙ ТЕХНИКИ Текст научной статьи по специальности «Прочие сельскохозяйственные науки»

CC BY
747
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭРГАТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ / ЭРГОНОМИКА / ОБИТАЕМОСТЬ / СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ И ПОДДЕРЖАНИЯ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ОПЕРАТОРОВ / ЭРГОНОМИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ЭРГОНОМИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА / ERGATIVE SYSTEM / ERGONOMICS / HABITABILITY / SYSTEM OF FORMING AND MAINTAINING OPERATORS' EFFICIENCY / ERGONOMIC SUPPORT / ERGONOMIC EXAMINATION

Аннотация научной статьи по прочим сельскохозяйственным наукам, автор научной работы — Быковец Михаил Юрьевич, Овдиенко Алексей Генрихович, Островский Николай Петрович

Рассматриваются формирование и становление отечественной эргономики как научно-практической дисциплины, комплексно изучающей деятельность человека в системах «человек-машина», современное состояние эргономического обеспечения изделий вооружения и военной техники на стадиях жизненного цикла и основные направления его совершенствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим сельскохозяйственным наукам , автор научной работы — Быковец Михаил Юрьевич, Овдиенко Алексей Генрихович, Островский Николай Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAJOR TRENDS IN IMPROVING ERGONOMIC SUPPORT OF ARMS AND MILITARY EQUIPMENT ARTICLES

The paper examines the formation and establishment of domestic ergonomics as a theoretical and practical discipline that comprehensively studies man within the man-machine systems, and the current condition of ergonomic support of arms and military equipment articles throughout the life cycle, as well as the main improvement trends there.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЭРГОНОМИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИЗДЕЛИЙ ВООРУЖЕНИЯ И ВОЕННОЙ ТЕХНИКИ»

Основные направления совершенствования эргономического обеспечения изделий вооружения и военной

техники

М.Ю. БЫКОВЕЦ

Полковник запаса А.Г. ОВДИЕНКО

Полковник медицинской службы запаса Н.И ОСТРОВСКИЙ, кандидат психологических наук

АННОТАЦИЯ

Рассматриваются формирование и становление отечественной эргономики как научно-практической дисциплины, комплексно изучающей деятельность человека в системах «человек—машина», современное состояние эргономического обеспечения изделий вооружения и военной техники на стадиях жизненного цикла и основные направления его совершенствования.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Эргатические системы, эргономика, обитаемость, система формирования и поддержания работоспособности операторов, эргономическое обеспечение, эргономическая экспертиза.

ABSTRACT

The paper examines the formation and establishment of domestic ergonomics as a theoretical and practical discipline that comprehensively studies man within the man-machine systems, and the current condition of ergonomie support of arms and military equipment articles throughout the life cycle, as well as the main improvement trends there.

KEYWORDS

Ergative system, ergonomics, habitabili-ty, system of forming and maintaining operators' efficiency, ergonomie support, ergonomie examination.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗАЦИЯ современных изделий вооружения и военной техники (ВВТ), представляющих собой сложные эрга-тические (человеко-машинные) системы, широкое применение вычислительной техники и компьютеризация рабочих мест, интенсификация процессов управления и условий деятельности при решении учебно-боевых и боевых задач обусловило появление совокупности новых факторов, вызывающих возрастание психической и физиологической нагрузки на организм человека-оператора и оказывающих существенное влияние на надежность, боевую эффективность, функциональное состояние, профессиональное здоровье и безопасность деятельности личного состава, эксплуатирующего ВВТ.

Отечественный и зарубежный опыт1 свидетельствует, что для создания современной высококачественной и высокоэффективной боевой техники (боевых систем) требуется эффективно функционирующая система эргономического обеспечения (ЭО) изделий ВВТ на всех стадиях их жизненного цикла: исследования и обоснования разработки, разработки, производства, эксплуатации и капитального ремонта2.

Так, в США эргономические исследования как неотъемлемая часть исследований и разработок военного назначения получили свое значительное развитие еще в 80-е годы прошлого столетия. В настоящее время в США ни один вид вооружения не создается без программы (подпрограммы) эргономических исследований и разработок. Этому в немалой степени способствует принятая в министерстве обороны, в военной промышленности и компаниях концепция интеграции всех видов деятельности по разработке, производству и использованию системы оружия, начиная с формулирования тактико-технических требований и заканчивая проектированием, обучением персонала, использованием военной техники и тыловым обеспечением.

Эргономическое обеспечение как составная часть военного строительства и обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации современным вооружением и военной техникой направлено на:

• создание условий для максимальной реализации военными специалистами (боевыми расчетами, экипажами) потенциальных возможностей изделий вооружения и военной техники в боевых условиях при минимизации возможного снижения боеспособности;

• достижение высокого качества деятельности специалистов при эксплуатации изделий ВВТ во всех предусмотренных режимах и условиях;

• снижение отказов техники, аварий и катастроф, обусловленных ошибочными или нерациональными действиями специалистов;

• сокращение сроков и повышение качества освоения изделий ВВТ специалистами;

• обеспечение безопасности боевой работы, формирование и поддержание работоспособности специалистов на требуемом уровне и сохранение их здоровья.

Таким образом, эргономическое обеспечение представляет собой совокупность взаимосвязанных организационно-технических меропри-

ятий, научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ, направленных на системное решение задач согласования личностных свойств человека и тактико-технических характеристик изделий вооружения и военной техники.

Первые попытки комплексного исследования человека в процессе трудовой деятельности, предпринимаемые врачами, физиологами, психологами и инженерами в 20-х годах XX века в США, Японии, Великобритании и других странах, ставили перед собой цель максимального использования физических и психических возможностей человека для достижения предельной интенсивности его труда. Подобные комплексные исследования в СССР проводились в рамках «эргологии» (В.Н. Мяси-щев), «эргонологии» (В.М. Бехтерев), «научной организации труда» (А.К. Гостев, П.М. Керженцев).

Идеи о необходимости сопряжения характеристик машины и психофизиологических особенностей человека, приспособления машины к характеристикам человека получили широкое распространение в среде инженеров-конструкторов в 50-х годах прошлого столетия.

При этом в каждом отдельном случае предлагалось находить пути разумного сопряжения возможностей человека с управляемой им машиной. Для этого требовались знания не только о машине, но и о закономерностях трудовой деятельности человека, способах его взаимодействия с машиной, характеристиках его физиологических и психических функций, закономерностях психических процессов, динамике психических состояний, характеристиках процессов общения между людьми и их групповой деятельности.

Ранее такие характеристики изучались анатомией, физиологией, психологией, социологией прежде всего

для обеспечения нужд медицины, педагогики, организации труда и некоторых других дисциплин. Но возникла необходимость в расширении имеющихся знаний о человеке в плане задач, возникающих при разработке и конструировании новой техники. Результатом этого явилось новое научное направление, основным объектом исследования которого стала система «человек—машина».

Данное направление англичане обозначили термином «эргономика», американцы — «человеческая инженерия», французы — «технопсихоло-гия»3. В нашей стране первоначальное распространение получили два термина — «инженерная психология» и «эргономика», а днем рождения военной эргономики считается 1 июля 1968 года, когда по заданию Генерального штаба ВС СССР ведущими научно-исследовательскими организациями Министерства обороны и народного хозяйства были начаты первые комплексные исследования возможного вклада системотехнического направления в изучение человеческого фактора в повышении эффективности сложных человеко-машинных комплексов, в том числе изделий ВВТ. Именно в процессе данных исследований зародилась отечественная эргономика как системная научно-практическая дисциплина, изучающая закономерности формирования специфических (человеко-ориентирован-ных) свойств систем «человек—машина», оказывающих непосредственное влияние на качество деятельности, функциональное состояние и развитие личности человека, работающего в составе таких систем4.

Изделия ВВТ при этом были выбраны не случайно. Они реально представляли собой сложнейшие человеко-машинные комплексы, требовавшие инженерно-психологической поддержки на этапах проектирования и эксплуатации, а работы по за-

даниям Министерства обороны были весьма перспективными не только по экономическим соображениям, но и в силу быстрой реализации результатов исследований.

Таким образом, существующее эргономическое обеспечение в организационном и методическом плане является результатом проведенных в 60—80-х годах прошлого столетия серьезных комплексных научных исследований, направленных на создание системы эргономического обеспечения разработки и эксплуатации (СЭОРЭ) военной техники и человеко-машинных комплексов. К середине 80-х годов данная система в основном была сформирована и содержала решение ряда методологических, методических, технологических, нормативных и организационных проблем эргономического обеспечения, актуальных на то время.

Проведение научных исследований и отработка практических вопросов в рамках СЭОРЭ организовывались и координировались на государственном уровне, в частности, на начальном этапе становления эргономики — Координационным научно-техническим советом Министерства обороны по инженерной психологии, а с начала 70-х годов — Комиссией Президиума Совета Министров по военно-промышленным вопросам и специально созданным Межведомственным координационным советом по эргономике в военной технике при Министерстве авиационной промышленности, в состав которого входили представители из числа руководящего состава Министерства обороны и Военно-промышленного комплекса.

По результатам исследований и практического решения проблем СЭОРЭ были отработаны и изданы общее Руководство по эргономическому обеспечению разработки и эксплуатации вооружения и военной

техники и не менее десяти частных руководств применительно к отдельным видам (родам войск) Вооруженных Сил. Данные руководства были крайне необходимы для практической реализации мероприятий эргономического обеспечения в ходе создания и эксплуатации сложных комплексов, управляемых человеком в учебно-боевых и боевых условиях. В 1987 году эргономика получила статус самостоятельной науки в перечне наук, утвержденном Высшей аттестационной комиссией.

Функционирование системы эргономического обеспечения при создании (модернизации) военной техники было достигнуто согласованными действиями Генерального штаба Вооруженных Сил, главных и центральных управлений, военно-научных и заказывающих учреждений главных командований видов Вооруженных Сил, организаций разработчиков и производителей образцов ВВТ, направленными на повышение эффективности образцов путем достижения постоянных высоких темпов совершенствования их эргономических свойств.

Целью функционирования системы эргономического обеспечения являлась оптимизация (рационализация) средств управления, условий и процесса деятельности операторов для обеспечения возможностей выполнения ими функциональных обязанностей по управлению (обслуживанию) системой с высоким качеством в интересах достижения заданного уровня тактико-технических характеристик образцов ВВТ.

Система эргономического обеспечения разработки и эксплуатации ВВТ создавалась и реализовыва-лась для:

• формирования общей структуры образца (распределения функций между человеком-оператором и технической частью системы, опреде-

ления численности и квалификации операторов и обслуживающего персонала);

• организации деятельности человека-оператора, т. е. разработки информационных моделей, выявления структуры и алгоритмов деятельности, определения функциональных обязанностей членов боевого расчета (экипажа), создания системы обучения и тренировки (в том числе с помощью технических средств обучения, тренажеров), специальной и эксплуатационной документации и т. д.;

• разработки технических средств деятельности (пультов и органов управления, индивидуальных и коллективных средств отображения информации);

• формирования условий, обеспечивающих деятельность (планировки обитаемых отделений и рабочих мест, геометрии рабочего пространства, выработки нормативных значений факторов рабочей среды, методов и средств их обеспечения, способов и средств контроля за функциональным состоянием операторов).

Первыми специалистами, разрабатывающими и внедряющими СЭОРЭ, были инженеры, психологи, медики, физиологи. К концу 80-х годов ряд высших учебных заведений страны начал подготовку специалистов, обладающих системными знаниями в области «человеческого фактора». В 1989 году впервые была создана учебная выпускающая кафедра «Эргономика и информационно-измерительные системы» в РГТУ «МАТИ» им. К.Э. Циолковского.

Решением Военно-промышленной комиссии (ВПК) созданная СЭОРЭ была утверждена и стала обязательной (в части касающейся) к использованию всеми создающими и эксплуатирующими военную технику предприятиями, учреждениями, воинскими формированиями.

Для согласованного решения задач эргономического обеспечения в интересах народного хозяйства и Министерства обороны в г. Калинине была создана «Лаборатория общей эргономики», на базе которой в ноябре 1990 года решением ВПК сформирован «Межотраслевой центр эргономических исследований и разработок в военной технике» (в настоящее время — ОАО «НПП «Эргоцентр»).

Таким образом, к началу 90-х годов сформировалась система ЭО разработки изделий ВВТ, обладающая определенной терминологической, методологической и технологической базой, способная функционировать, развиваться и осуществлять подготовку профильных специалистов.

Оценка эффективности мероприятий по эргономическому обеспечению изделий ВВТ, проведенная в конце 80-х годов прошлого столетия, показала5, что эффективность оружия, созданного с учетом эргономических рекомендаций, была на 15—30 % выше, чем у аналогичных образцов, созданных по традиционным технологиям, а время освоения этих образцов в войсках уменьшилось в 2—3 раза. Экономический эффект от внедрения эргономических рекомендаций составил 25—30 копеек на 1 рубль годовых затрат при сроках окупаемости 2—3 года.

Также в этот период было установлено, что большие потенциальные возможности техники, достигаемые ценой огромных материальных затрат, личный состав реализует далеко не полностью и отнюдь не по своей вине. При создании образцов ВВТ не учитывались возможности человека, эффективность применения артиллерийских орудий снижалась на 40 %, некоторых типов зенитных ракетных комплексов — на 20—30 %, а танков — на 30—35 %. А в среднем реальный уровень отдачи образцов ВВТ именно

по данной причине на 20—30 % был ниже потенциального6.

В 90-х годах в условиях глубокого политического и экономического кризиса внимание к деятельности человека в системах «человек—машина» и эргономическому обеспечению в целом существенно снизилось. Результатом этого явились серьезные изменения в организации ЭО, нормативно-правовом, методическом, материально-техническом, организационно-штатном и кадровом обеспечении, в подготовке, переподготовке и повышении квалификации специалистов эргономического профиля.

Сегодня система эргономического обеспечения изделий ВВТ не имеет четкой иерархической структуры и единого централизованного управления. В течение последних 25 лет в ходе реформирования Вооруженных Сил изменилась структура, роль и функции органов военного управления по разработке и обеспечению войск изделиями ВВТ. В органах военного управления, в научно-исследовательских учреждениях (НИУ), на испытательных полигонах, в воинских формированиях штатные структурные подразделения (отдельные должности специалистов), отвечающие за эргономическое обеспечение, были реорганизованы, аннулированы или перепрофилированы, а руководство данным обеспечением возложено, как правило, на внештатной основе на должностных лиц, профессионально не подготовленных и ранее не работавших в данной области.

С изменением экономической ситуации в стране изменились и взаимоотношения заказчика (Министерства обороны) и разработчика (предприятий промышленности) изделий ВВТ. В ряде случаев они переведены на договорные отношения без учета необходимости осуществления эргономического обеспечения в новых условиях с соблюдением единых

организационных, нормативных и методических подходов на всех этапах создания образцов ВВТ, а орган (ОАО «НПП «Эргоцентр»), ранее достаточно эффективно осуществлявший межведомственную координацию по вопросам нормативного и методического обеспечения эргономического сопровождения разработки и эксплуатации изделий ВВТ, фактически прекратил функционирование в этом направлении.

Следствием отсутствия единого централизованного управления и межведомственной координации явилось то, что основные нормативные технические документы (НТД) по эргономическому обеспечению, разработанные еще в период становления СЭОРЭ, морально устарели, а работы по переизданию стандартов «Системы стандартов эргономических требований и эргономического обеспечения» (системы СЭТО) проводятся организациями и предприятиями, не имеющими достаточного методического задела и профильных специалистов. Кроме того, сложилась практика отклонения этими организациями по своему усмотрению веских замечаний согласующих организаций под предлогом их неконкретности и «неформатности» и принятием преимущественно замечаний с лояльными формулировками. Как следствие, разрабатываемые документы, определяющие проведение мероприятий ЭО, не всегда согласовываются с существующими НТД и вводятся в действие без учета их требований. Так, с 2013 года для образцов ВВТ, которые разрабатываются промышленностью, эргономическая экспертиза проводится в соответствии с «Правилами разработки (модернизации) вооружения, военной и специальной техники за счет организаций и частных инвесторов», утвержденными Военно-промышленной комиссией при Правительстве РФ (протокол от

26 июня 2013 г.). Эргономическое сопровождение таких работ специалистами по эргономике НИУ Заказчика от Минобороны России, особенно на этапе разработки проекта тактико-технического задания (ТТЗ) на выполнение опатно-конструкторских работ (ОКР), весьма затруднено, и дальнейшее проведение ЭО определяется только качеством проработки исполнителем работы (промышленностью) раздела ТТЗ по выполнению требований эргономики.

Возникло определенное несоответствие между состоянием научной проработки ряда вопросов эргономического обеспечения и требованиями развития ВВТ к процессам, средствам и условиям деятельности человека в них, в частности, по таким направлениям, как:

• создание и эксплуатация беспилотных летательных аппаратов и ро-бототехнических систем;

• внедрение в конструкцию образцов ВВТ элементов искусственного интеллекта с целью автоматизации наиболее трудоемких процессов (программно-технических комплексов, бортовых информационно-управляющих систем, компьютеризированных (автоматизированных) рабочих мест операторов);

• применение вместо традиционных приборов наблюдения обзорных видеокомплексов с видеокамерами кругового обзора и видеосмотровыми устройствами.

Непрерывное совершенствование образцов ВВТ привело к их насыщению новыми специфичными системами, требования к которым не находят отражения в существующих нормативных технических документах, устанавливающих объемы и содержание мероприятий эргономического обеспечения.

В ряде случаев мероприятия по ЭО, в частности эргономическая экспертиза, проводятся в усеченном

виде и ряд показателей, особенно обитаемости и системы формирования и поддержания работоспособности операторов, оценка которых наиболее трудоемка, определяются не в полном объеме или не оцениваются вообще. Немаловажной причиной подобной ситуации являются проблемы с низкой укомплектованностью штатных подразделений по ЭО подготовленными специалистами и плохой обеспеченностью подразделений (специалистов) необходимыми приборами и оборудованием для проведения эргономической экспертизы образцов ВВТ.

Анализ укомплектованности подразделений, осуществляющих эргономическое обеспечение разработки и эксплуатации образцов ВВТ Сухопутных войск, показал, что среди персонала данных подразделений специальную подготовку имеют не более 15—20 %. Столь низкий уровень специальной подготовки является следствием отсутствия в стране в целом и в Вооруженных Силах в частности системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов эргономического профиля.

Так, среди гражданских учебных заведений России подготовка специалистов эргономического профиля в настоящее время осуществляется только в двух учебных заведениях: государственном — СПбГЭТУ «ЛЭТИ» (С.-Петербург) и негосударственном — НОУ ВПО ОНЦ «Институт эргономики и социально-экономических технологий» (г. Тверь)7. Единственная в стране выпускающая техническая кафедра «Эргономика и информационно-измерительные системы» РГТУ «МАТИ» имени К.Э. Циолковского (Москва), 25 лет готовившая инженеров-эргономистов, несколько лет назад была сокращена8.

Не лучше обстоят дела в подготовке, переподготовке и повыше-

нии квалификации специалистов в области военной эргономики из числа военнослужащих и гражданского персонала Вооруженных Сил. В Российской Федерации отсутствуют военно-учебные заведения, где бы осуществлялась подготовка данных специалистов9.

Практика подготовки военных специалистов в области эргономики и обитаемости, сложившаяся в 70—80-х годах прошлого века, в частности в Военной академии имени Ф.Э. Дзержинского (ныне Академии имени Петра Великого), Военно-медицинской академии имени С.М. Кирова и ряде других высших военно-учебных заведений, прекратила свое функционирование в 90-х годах.

Одновременно по целому ряду объективных причин весьма затруднена и подготовка специалистов эргономического профиля на рабочих местах:

• до настоящего времени в РФ нет учебника или учебного пособия по эргономике, соответствующего требованиям Государственного образовательного стандарта;

• отсутствуют руководства, учебные и методические пособия по актуальным вопросам ЭО ВВТ на стадиях жизненного цикла, что не позволяет организовать на должном уровне самоподготовку и самообразование специалистов;

• из-за ограниченного финансирования и введения практики конкурсных процедур при закупках нормативная техническая документация по вопросам ЭО приобретается в единичных экземплярах, что существенно ограничивает ее практическое использование при проведении мероприятий ЭО;

• должности специалистов эргономического профиля замещаются, как правило, лицами с инженерным, медицинским или психологическим

образованием без базовых знаний по эргономике.

В то же время большинство специалистов, имевших знания и опыт практической работы в области ЭО, за последние 15—20 лет уволились по выслуге лет или возрасту. Как следствие — подготовку на рабочих местах проводить некому. Сложившаяся ситуация указывает на острую необходимость формирования в масштабах государства и Вооруженных Сил системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов эргономического профиля, имеющих единую базовую методологическую и методическую подготовку.

В Вооруженных Силах отсутствует унифицированный перечень приборов и аппаратуры, занесенных в Государственный реестр России и предназначенных для практического использования в ходе эргономической экспертизы. Вследствие этого при проведении эргономической экспертизы изделий ВВТ наряду с современными приборами и аппаратурой используются модели явно устаревшие, но по-прежнему состоящие на обеспечении. Подобное разнообразие в вопросах материально-технического обеспечения создает дополнительные проблемы при разработке унифицированного типового методического обеспечения эргономической экспертизы образцов ВВТ.

В связи с вышеизложенным современное состояние военной эргономики, безусловно, требует проведения мероприятий по его совершенствованию. Создание высокоэффективных образцов отечественного вооружения, удобных в эксплуатации и безопасных для личного состава, требует обеспечения соответствия состояния военной эргономики потребностям Вооруженных Сил. Для достижения такого соответствия, по нашему мнению, необходимо принять следующие меры.

Первое. Создать в Вооруженных Силах, а в последующем и на межведомственном уровне систему эргономического обеспечения изделий ВВТ на всех стадиях жизненного цикла с единым централизованным управлением.

Первым шагом в этом направлении может быть введение в действие в рамках Министерства обороны нормативного документа, определяющего цели, задачи, организацию и порядок проведения эргономического обеспечения на этапах создания, испытаний и эксплуатации изделий ВВТ, функциональные обязанности и организацию взаимодействия органов военного управления, научно-исследовательских организаций и испытательных центров (полигонов), военных учебных заведений, органов военной приемки, воинских частей, заказывающих, испытывающих, разрабатывающих и эксплуатирующих ВВТ, а также организаций, осуществляющих подготовку специалистов в области военной эргономики.

Проект подобного документа в виде «Положения по эргономическому обеспечению создания и эксплуатации образцов вооружения и военной техники в Министерстве обороны Российской Федерации» был разработан в 2016 году по итогам выполнения НИР «Эргономика РФ», но вопрос его утверждения и внедрения в практику работы до настоящего времени не решен.

В последующем, после введения в действие указанного нормативного документа, было бы целесообразно ввести в действие в видах Вооруженных Сил, родах войск с учетом их специфики аналогичные «Положения по эргономическому обеспечению» и провести с привлечением всех научных организаций Министерства обороны, сохранивших потенциал исследований в области военной эргономики, комплексные научные исследования по разработ-

ке учебно-методического документа (руководства), содержащего теорию и практику эргономического обеспечения изделий ВВТ на всех стадиях жизненного цикла.

Второе. Привести нормативно-техническую документацию системы СЭТО в полное соответствие с системами общетехнических стандартов, в частности СРПП, ЕСКД, ЕСТД, ЕСТПП, обеспечить взаимную увязку стандартов.

Действующая нормативная техническая документация, регламентирующая эргономическое обеспечение, требует тщательной ревизии, по результатам которой актуальные документы должны быть переизданы как национальные стандарты, а документы, утратившие актуальность, переработаны, доработаны или ликвидированы.

Стандарты системы СЭТО должны разрабатываться (переиздаваться) только при условии проведения поисковых и прикладных исследований в ходе проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ консолидированными усилиями специалистов заинтересованных организаций под пристальным контролем заказчика.

Авторы разрабатываемых нормативно-технических документов должны четко представлять предметно-объектную область эргономики, а не расширять ее за счет охвата мероприятиями эргономической экспертизы тех областей, которые согласно действующему законодательству РФ относятся к сферам деятельности органов санитарно-эпидемиологического надзора (Федеральный закон РФ от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения») и органов надзора за соблюдением трудового законодательства (Федеральный закон РФ от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке

условий труда»), в частности: технологических линий и производственных помещений с их оборудованием; офисных зданий и помещений; предприятий, осуществляющих утилизацию изделий ВВТ и т. д.

Подобное расширение предметно-объектной сферы эргономики (в настоящее время это «человек — машина — среда») совершенно не оправдано, так как в рамках эргономического обеспечения оно не проработано ни в методологическом, ни в методическом плане, а эргономические требования к объектам, неспецифическим для эргономики, не регламентированы и методики эргономической экспертизы в отношении их отсутствуют.

Третье. Пересмотреть существующий штат органов военного управления, НИУ, испытательных полигонов, воинских частей и учреждений Минобороны России, выполняющих задачи ЭО образцов ВВТ и обеспечить их комплектование подготовленными специалистами из числа военнослужащих и гражданского персонала. Кроме того, было бы целесообразным восстановить практику комплектования научно-исследовательских организаций специалистами, подготовленными в области эргономики, информационно-измерительных систем, системного анализа и управления, эрготехнических систем, инженерной психологии, биомедицинских систем и технологий, гигиены труда, токсикологии, склонными к научно-исследовательской деятельности и имеющими опыт военной службы (работы) в войсках.

Четвертое. Совершенствовать содержание эргономического обеспечения в процессе организации научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, включая в тактико-технические задания на ОКР не только ссылки на существующие национальные стандарты, со-

держащие общие эргономические требования, а перечень частных эргономических требований, характерных для конкретного образца ВВТ.

Пятое. Создать новое методическое обеспечение эргономической экспертизы изделий ВВТ с использованием современных электронных приборов, аппаратуры и информационно-диагностических программ, а на этапе проектирования образцов ВВТ — систем автоматизированного проектирования, в том числе с использованием программ ЗБ-моделирования. При этом основной упор должен быть сделан на разработку унифицированных по форме и содержанию типовых методик эргономической экспертизы с обязательным применением средств измерений, позволяющих получать результаты в режиме реального времени и включенных в Государственный реестр средств измерений Российской Федерации.

Шестое. Разработать унифицированный перечень приборов и аппаратуры (по возможности отечественного производства), занесенных в Государственный реестр средств измерений и подлежащих использованию в ходе эргономического обеспечения, создания и эксплуатации изделий ВВТ, обеспечить его регулярное уточнение и обновление. Одновременно требуют проработки процедура и источники финансирования закупки, ремонта и централизованной государственной поверки приборов и аппаратуры, необходимых для проведения эргономической экспертизы образцов ВВТ.

Седьмое. Создать многоуровневую систему поэтапной подготовки специалистов эргономического профиля, предусматривающую:

• подготовку в военных образовательных учреждениях высшего профессионального образования специалистов-эргономистов с инженерным, медицинским и психологическим образованием;

• переподготовку по вопросам эргономического обеспечения изделий ВВТ офицеров и гражданского персонала Вооруженных Сил на курсах повышения квалификации (академические курсы, офицерские курсы, классы и т. п.) в течение нескольких месяцев;

• изучение курсантами военных училищ, академий, университетов, институтов и слушателями военных академий, обучающихся по специальностям, предусмотренным в МО РФ, общей профессиональной дисциплины объемом до 100 часов, предназначенной для подготовки офицеров по вопросам эргономического обеспечения.

Для создания системы подготовки требуется в первую очередь прове-

дение анализа возможностей военно-учебных заведений Минобороны России и гражданских учреждений высшего профессионального образования по подготовке, переподготовке и повышению квалификации специалистов эргономического профиля.

В качестве выводов следует отметить, что разработка и эксплуатация современных высокоэффективных изделий ВВТ требует качественного эргономического обеспечения, которое в настоящее время остро нуждается в обновлении и совершенствовании организационных и методических подходов, создании системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов эргономического профиля.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Evaluation of Human Work, Fourth Edition by John R. Wilson, Sarah Sharples. CRCPress, 2015.

2 ГОСТ PB 15.004-2004 Система разработки и постановки продукции на производство. Военная техника. Стадии жизненного цикла изделий и материалов. Введ. 01.01.2015. М.: Госстандарт России, 2007.

3 Инженерная психология в применении к проектированию оборудования/ Разработано и составлено Объединенным координационным комитетом сухопутных, военно-морских и военно-воздушных сил США. Нью-Йорк: Торонто: Лондон/ пер. с англ. под редакцией чл.-корр. АПН СССР проф. Б.Ф. Ломова и инженера В.И. Петрова. М.: Издательство «Машиностроение», 1971.

4 Львов В.М., Шлаен П.Я. Эргономика. Вводный курс: учебное пособие для вузов. Тверь: ООО «Издательство «Триада», 2010. С. 20.

5 Шлаен П.Я. Зарождение и развитие военной эргономики в России (фрагменты из книги «Дни моей жизни») // Про-

блемы фундаментальной и прикладной психологии профессиональной деятельности. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2008.

6 Вязицкий П., Кудрин И.у Дьяконов М.у Тихонов М. О человеке забыли // Военный вестник. № 4. 2004 (1991).

7 Назаренко Н.А.У Падерно П.И. Подготовка эргономистов в Санкт-Петербурге: Материалы VIII Международной конференции «Психология и эргономика: единство теории и практики» (24— 25 сентября 2013 г., г. Тверь). Часть 3 / Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики. С. 104—107.

8 Эргономист/Бюллетень Межрегиональной эргономической ассоциации. №41.2015. Апрель. С. 4.

9 Найченко М.В.У Копченое C.B. Военная эргономика: направления развития: Материалы VIII Международной конференции «Психология и эргономика: единство теории и практики» (24—25 сентября 2013 г., г. Тверь). Часть 2 / Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики. С. 56—58.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.