Научная статья на тему 'Основные направления совершенствования экономической безопасности Российской Федерации на современном этапе развития таможенной службы'

Основные направления совершенствования экономической безопасности Российской Федерации на современном этапе развития таможенной службы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4494
321
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЕДИНАЯ СИСТЕМА ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ / ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ / ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / UNIFORM SYSTEM OF CUSTOMS BODIES / CUSTOMS AUTHORITIES / CUSTOMS SERVICE / ECONOMIC SECURITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Петрушко Е.Н., Шкилёв В.В.

Среди основных направлений модернизации таможенного дела следует выделить совершенствование таможенных процедур и операций, упрощение таможенных формальностей и дальнейшее развитие информационных технологий и автоматизированных систем управления. В настоящее время в реформировании таможенного дела основное внимание отводится автоматизации и электронному декларированию. Кроме того, остаются нерешенными проблемы, связанные с контролем правильности определения страны происхождения товаров, недостоверным декларированием, занижением таможенной стоимости и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Петрушко Е.Н., Шкилёв В.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Among the main directions of modernization of customs should highlight the improvement of customs procedures and operations, simplification of customs formalities and further development of information technologies and automated control systems. Currently in reforming the customs, the emphasis is given to automation and electronic Declaration. In addition, there remain unresolved problems associated with the control of correctness of determination of the country of origin of goods, false Declaration, understatement of customs value, etc.

Текст научной работы на тему «Основные направления совершенствования экономической безопасности Российской Федерации на современном этапе развития таможенной службы»

Серия Экономика. Информатика. 2015. №19 (216). Выпуск 36/1

МИРОВАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ

УДК 339-54

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

РАЗВИТИЯ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ

THE MAIN DIRECTIONS OF IMPROVING THE ECONOMIC SECURITY OF THE RUSSIAN FEDERATION AT THE PRESENT STAGE OF DEVELOPMENT

OF THE CUSTOMS SERVICE

Е.Н. Петрушко, В.В. Шкилёв E.N. Petrushko, V.V. Shkilev

Белгородский государственный национальный исследовательский университет, ул. Победы, 85, г. Белгород, Россия, 308015 Belgorod State National Research University, 85, Pobedy St., Belgorod, 308015, Russia

Аннотация. Среди основных направлений модернизации таможенного дела следует выделить совершенствование таможенных процедур и операций, упрощение таможенных формальностей и дальнейшее развитие информационных технологий и автоматизированных систем управления. В настоящее время в реформировании таможенного дела основное внимание отводится автоматизации и электронному декларированию. Кроме того, остаются нерешенными проблемы, связанные с контролем правильности определения страны происхождения товаров, недостоверным декларированием, занижением таможенной стоимости и др.

Resume. Among the main directions of modernization of customs should highlight the improvement of customs procedures and operations, simplification of customs formalities and further development of information technologies and automated control systems. Currently in reforming the customs, the emphasis is given to automation and electronic Declaration. In addition, there remain unresolved problems associated with the control of correctness of determination of the country of origin of goods, false Declaration, understatement of customs value, etc.

Ключевые слова: единая система таможенных органов, таможенные органы, таможенная служба, экономическая безопасность.

Key words: uniform system of customs bodies, customs authorities, customs service, economic security.

Таможенная служба по праву считается одним из важнейших регуляторов внешнеэкономической деятельности государства, цель которой определяется в защите экономических интересов государства [Черныш, 2014]. Общее руководство таможенным делом в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации.

Федеральным законом от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» установлена единая система таможенных органов [глава 2 параграф 1 статьи 9-10]. К структурным компонентам единой системы таможенных органов следует относить «Федеральную таможенную службу, региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты». Обращаем внимание, что каждая из подсистем является самостоятельным структурным подразделением или таможенным органом [Макрусев, Пчелинцев, 2013].

Федеральная таможенная служба, являясь федеральным органом исполнительной власти в области таможенного дела, обеспечивает выполнение функций государства по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенной политики, а также функций агента валютного контроля и специальных функций по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями [Блохин, 2004]. За десять месяцев 2015 года «сумма доходов федерального бюджета, администрируемых таможенными органами, составила 4035,95 млрд. рублей. Оборот внешней торговли Российской Федерации по основным странам и группам за январь-сентябрь 2015 года составил 395676,6 млн. долларов США, в том числе экспорт 261410,4 млн. долларов США и импорт 134266,2 млн. долларов США. В том числе со

E-mail: petrushko@bsu.edu.ru, shkilev_v@bsu.edu.ru

Серия Экономика. Информатика. 2015 № 19 (216). Выпуск 36/1

странами Европейского союза по основным странам и группам за январь-сентябрь 2015 года составил 180293,0 млн. долларов, в том числе экспорт 129172,3 млн. долларов США и импорт 51120,7 млн. долларов США. В страновой структуре внешней торговли России ведущее место занимает Европейский союз, как крупнейший экономический партнер страны. На долю Европейского союза в январе-сентябре 2015 года приходилось 45,6 процента российского товарооборота, на страны Содружества Независимых Государств - 12,4 процента, на страны Евразийского экономического союза - 7,8 процента, на страны Азиатско-Тихоакеанского сотрудничества - 27,8 процента. Основными торговыми партнерами России в январе-сентябре 2015 года среди стран дальнего зарубежья были: Китай, товарооборот с которым составил 46,8 млрд. долларов США, Германия - 34,2 млрд. долларов США, Нидерланды - 34,2 млрд. долларов США, Италия - 24,2 млрд. долларов США, Турция - 18,1 млрд. долларов США, Япония - 16,2 млрд. долларов США, Соединенные Штаты Америки - 15,9 млрд. долларов США, Республика Корея - 13,3 млрд. долларов США, Польша - 10,5 млрд. долларов США, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии - 8,8 млрд. долларов США.»

Развитие таможенной системы России осуществляется в тесном взаимодействии с процессом внедрением информационных технологий. Активное взаимодействие Федеральной таможенной службы с государственными правоохранительными органами и бизнесом в электронном виде - одно из главных её отличий от иных органов власти. «С начала 2015 года таможенными органами было оформлено 3136837 деклараций на товары, из них 3134295 - в электронной форме, что составляет 99,92 процентов от общего декларационного массива.»

В настоящее время единая система таможенных органов находится в процессе институционального развития, которое начало осуществляться с момента создания Таможенного союза между Российской Федерацией, Республикой Казахстан и Республикой Беларусь, вступления России во Всемирную торговую организацию, и продолжает модернизироваться с функционированием Евразийского экономического союза [часть 1, статьи 1, 8], количественными изменениями структуры и объемов пассажиро- и товаропотоков, интенсивностью внешнеторговой деятельности, ростом потребностей транспортных организаций, экспортеров и импортеров [Сауренко, 2013]. За 9 месяцев 2015 года «оборот внешней торговли России со странами Евразийского зкономического союза составил 30929,7 млн. долларов США, в том числе импорт -10490,8 млн долларов США и экспорт - 20438,8 млн долларов США.»

Переход на высокотехнологичный принцип развития экономики, формирование подходящих условий для осуществления эффективной интеграции в мировое хозяйство, изменение объемов, структуры и форм внешнеторговой деятельности окончательно сформировали предпосылки для совершенствования единой системы таможенных органов и разработки стратегии развития таможенной службы на перспективу. Постепенная реализация основных положений, заложенных в Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. № 2575-р [часть 4 разделы 1-11], качественно формирует основу для обеспечения интересов государства в таможенной сфере, противодействии угрозам экономической безопасности и создания выгодных условий осуществления внешнеэкономической деятельности. «По предварительным данным таможенной статистики, в январе-октябре 2015 года импорт товаров из стран дальнего зарубежья в стоимостном выражении составил 132840,2 млн. долларов США и по сравнению с аналогичным периодом 2014 года снизился на 37,9 процентов. В октябре 2015 года стоимостной объем импорта товаров из стран дальнего зарубежья составил 14375,1 млн. долларов США и по сравнению с сентябрем 2015 года практически не изменился. При этом импорт продовольственных товаров и сырья для их производства увеличился на 3,1 процента до 1 851,2 млн. долларов США, машиностроительной продукции - на 2,8 процента до 7184,9 млн. долларов США, химической продукции - на 0,4 процента до 2 748,4 млн. долларов США, а импорт текстильных изделий и обуви сократился на 24,4 процента и составил 700,9 млн. долларов США. В группе продовольственных товаров и сырья для их производства увеличился импорт овощей на 67,6 процента, фруктов - на 34,1 процента, алкогольной и безалкогольной продукции - на 19,0 процентов, масла растительного - на 4,3 процента. При этом стоимостной объем ввоза рыбы в октябре 2015 года по сравнению с аналогичным показателем за сентябрь текущего года уменьшился на 19,7 процента, мяса и субпродуктов - на 18,7 процента, сахара - на 18,7 процента, зерновых культур - на 15,6 процента, молочных продуктов - на 8,0 процентов, табака - на 3,2 процента.» Следовательно, Федеральная таможенная служба играет существенную роль в развитии международной экономической интеграции и внешнеторговой деятельности страны.

Дальнейшее совершенствование таможенной деятельности должно обеспечиваться при помощи формирования универсальных инструментов и установления показателей результативности деятельности в зависимости от активно изменяющейся внешней среды и внутренней политики государства.

Среди основных направлений модернизации таможенного дела следует выделить совершенствование таможенных процедур и операций, упрощение таможенных формальностей и дальнейшее развитие информационных технологий и автоматизированных систем управления. В настоящее время в реформировании таможенного дела основное внимание отводится автоматизации и электронному декларированию. Однако, остаются нерешенными проблемы, связанные с контролем

Серия Экономика. Информатика. 2015. №19 (216). Выпуск 36/1

правильности определения страны происхождения товаров, недостоверным декларированием, занижением таможенной стоимости [Скудалова, 2014].

На современном этапе развития единой системы таможенных органов существует множество проблем, решение которых требует незамедлительного разрешения, и это несмотря на то, что законодательство Евразийского экономического союза, Таможенного союза и Российской Федерации предусматривает четкую регламентацию таможенных процедур и операций. Одной из актуальных проблем таможенной деятельности является повышение эффективности таможенного контроля за перемещением грузов через таможенную границу Таможенного союза [Корняков, 2014]. Необходимо отметить, что таможенные органы неоднократно предпринимали попытки создания эффективных механизмов контроля. Только за последние годы принят ряд документов, устраняющих пробелы в действующем законодательстве. Кроме того, успешно завершилась процедура комплектования единой системы таможенных органов кинологической службой и структурными подразделениями, осуществляющими таможенный контроль с использованием инспекционно-досмотровых комплексов. Применение в пунктах пропуска современных технических средств таможенного контроля позволяет осуществлять быстрый и качественный таможенный контроль крупногабаритных грузов, а также выявлять и пресекать контрабанду. В 2014 году «в рамках решения задачи по предупреждению, выявлению, пресечению преступлений и административных правонарушений, в том числе в области защиты прав интеллектуальной собственности, а также обеспечению мер по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, году таможенными органами возбуждено 1890 уголовных дел, по подозрению в совершении преступлений задержано 168 лиц. Стоимость выявленных незаконно перемещенных через таможенную границу Таможенного союза либо государственную границу Российской Федерации товаров, в том числе стратегически важных товаров и ресурсов, составила 1,7 млрд. рублей. Сумма неуплаченных таможенных платежей составила 3 млрд. рублей. Не возвращено из-за границы средств в иностранной валюте и валюте Российской Федерации на сумму 40 млрд. рублей. Переведено денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации на счета нерезидентов с использованием подложных документов на сумму 8,7 млрд. рублей, незаконно перемещено через государственную границу Российской Федерации наличных денежных средств и (или) денежных инструментов на сумму 228 млн. рублей. В результате принятых таможенными органами мер по установлению фактических обстоятельств совершения противоправных деяний и изобличению виновных лиц, подозреваемых и обвиняемых в ходе расследования уголовных дел, уплачено в федеральный бюджет таможенных платежей на сумму более 32 млн. рублей. Кроме того, в 2014 году таможенными органами возбуждено 80385 дел об административных правонарушениях, по которым принято 79353 решения».

В условиях происходящих интеграционных процессов таможенные органы способствуют выполнению интересов государства во внешней торговле, реализации политики протекционизма, осуществляют контрдействия угрозам безопасности России, преступлениям и административным правонарушениям, обеспечивают увеличение доходов федерального бюджета, то есть направляют все силы на создание подходящих условий для успешного осуществления и развития внешнеторговой деятельности и снижение затрат участников внешнеэкономической деятельности путем сокращения времени, необходимого для выполнения таможенных формальностей, повышение качества предоставляемых государственных услуг в области таможенного дела. Анализируя показатели деятельности Федеральной таможенной службы за 1 и 2 кварталы, можно утверждать, что отмечается увеличение скорости совершения таможенных операций при ввозе товаров в Российскую Федерацию и вывозе товаров из Российской Федерации, а также сокращение издержек заинтересованных лиц при совершении таможенных операций. Так, «время совершения таможенными органами операций, связанных с осуществлением государственного контроля в автомобильных пунктах пропуска для товаров, подлежащих ветеринарному, фитосанитарному и санитарно-карантинному контролю сократилось с 34,16 минуты до 33,2 минуты, а для иных товаров, по которым не выявлены риски нарушений с 23,88 минуты до 22,2 минуты. Наблюдается сокращение времени, прошедшего с момента завершения таможенной процедуры таможенного транзита товаров, перевозка которых под таможенным контролем осуществляется автомобильным транспортом, от таможенного органа в месте прибытия до внутреннего таможенного органа до момента выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления с 409,12 минуты до 321,2 минуты. Налицо рост показателя, характеризующего своевременность и полноту поступления таможенных платежей, а именно уровня выполнения прогнозируемого задания по администрируемым таможенными органами доходам в федеральный бюджет, который увеличился с 21,23 процента до 46,9 процента. Кроме того, прослеживается положительная тенденция, связанная с эффективностью противодействия преступлениям и административным правонарушениям. Например, доля товарных партий, подвергнутых таможенному досмотру, в результате которого были выявлены нарушения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле либо в результате которого в выпуске товаров было отказано, в общем объеме досматриваемых партий товаров увеличилось с 34,4 процента до 35,1 процента; доля результативных таможенных проверок после выпуска товаров в

Серия Экономика. Информатика. 2015 № 19 (216). Выпуск 36/1

общем количестве завершенных таможенных проверок также увеличилась с 80,9 процента до 81,1 процента».

В настоящее время особенно актуальным является вопрос обеспечения национальной безопасности страны и, как следствие того, осуществление эффективных мероприятий, направленных соблюдение требований и противодействие опасностям в сфере экономической безопасности. Механизм совершенствования правоохранительной деятельности таможенных органов выделен среди основных направлений совершенствования таможенной деятельности, поскольку основная опасность экономической безопасности при перемещении грузов через таможенную границу Таможенного союза исходит от субъектов внешнеторговой деятельности, осуществляющих нечестные действия, содержащие признаки контрабанды, преступлений и административных правонарушений, отнесенных к компетенции таможенных органов.

Стратегия развития таможенной службы России до 2020 года определила «ключевые условия и приоритеты совершенствования таможенной системы на долговременную перспективу. Так, стратегическим, оперативным и тактическим ориентиром таможенной службы является обеспечение экономической безопасности в сфере внешнеэкономической деятельности и содействие внешней торговле, а стратегической, оперативной и тактической целями - повышение уровня экономической безопасности, создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в российскую экономику, увеличения доходной части федерального бюджета, сохранения и поддержания политики протекционизма, защиты объектов интеллектуальной собственности и наибольшего благоприятствования внешнеторговой деятельности на основе повышения качества и результативности таможенного администрирования. Следовательно, развитие таможенной службы Российской Федерации осуществляется по следующим взаимосвязанным направлениям, соответствующим стратегическим ориентирам и преимуществам таможенной политики:

- совершенствование таможенного регулирования;

- совершенствование таможенного контроля после выпуска товаров;

- совершенствование реализации фискальной функции;

- совершенствование правоохранительной деятельности;

- содействие развитию интеграционных процессов и развитие международного сотрудничества;

- совершенствование системы государственных услуг;

- совершенствование таможенной инфраструктуры;

- совершенствование информационно-технического обеспечения;

- укрепление кадрового потенциала и усиление антикоррупционной деятельности;

- развитие социальной сферы;

- совершенствование организационно-управленческой деятельности».

В связи с вышеизложенным, целесообразно реализовать ряд мер, направленных на:

- упорядочение правовой базы ведения таможенного дела в Российской Федерации «в соответствии с принципами новой Международной конвенции по упрощению и гармонизации таможенных процедур»;

- внедрение новейших информационных технологий совершенствования таможенных операций и таможенного контроля;

- создание межструктурной автоматизированной системы сбора, хранения и обработки данных, используемых при осуществлении видов государственного контроля, в том числе взаимодействие и взаимозависимость баз данных пограничной, налоговой и таможенной служб;

- повышение эффективности таможенного регулирования, предусматривающего создание «условий для привлечения инвестиций в российскую экономику, поступлений доходов в федеральный бюджет, защиты отечественных товаропроизводителей, охраны объектов интеллектуальной собственности, и максимальное содействие внешнеэкономической деятельности»;

- повсеместное внедрение в работу пунктов пропуска различных видов инспекционно-досмотровых комплексов, в том числе стационарных, передвижных и мобильных;

- разветвление сети современных таможенно-логистических терминалов.

Эффективность деятельности таможенной системы по основным направлениям развития определяет необходимость внесения существенных изменений в подходы к совершенствованию организационно-структурной и управленческой деятельности. Успешная реализация установленных мероприятий позволит повысить административно-правовую и экономическую эффективность деятельности единой системы таможенных органов [Алексеева, 2014]. Следовательно, в первоочередном порядке целесообразно использовать возможности таможенных операций, таможенных процедур, «предварительного информирования и электронного декларирования, системы управления рисками, основанной на многофакторном анализе сведений о внешнеторговой сделке и представляющей собой комплексный механизм воздействия на процессы таможенного контроля посредством минимизации рисков, и сформировать единую межведомственную автоматизированную систему сбора, хранения и

Серия Экономика. Информатика. 2015. №19 (216). Выпуск 36/1

обработки информации по осуществлению видов государственного контроля в целях установления системного взаимодействия с налоговой службой и другими контролирующими органами».

Таким образом, среди основных направлений совершенствования экономической безопасности Российской Федерации на современном этапе развития таможенной службы является работа, связанная с решением вопросов повышения уровня развития технологий, позволяющих государственным органам эффективно обеспечивать экономическую безопасность государства и бороться с преступностью.

1. Договор о Евразийском экономическом союзе (в ред. от 10.10.2014, с изм. от 08.05.2015) [Текст]: подписан в г. Астане 29 мая 2014 г. Собр. законодательства Рос. Федерации. 2015. N° 8. Ст. 1107.

Dogovor o Evraziyskom ekonomicheskom soyuze (v red. ot 10.10.2014, s izm. ot 08.05.2015) [Tekst]: podpisan v g. Astane 29 maya 2014 g. Sobr. zakonodatel'stva Ros. Federatsii. 2015. да 8. St. 1107.

2. О таможенном регулировании в Российской Федерации [Текст]: федер. закон от 27 ноября 2010 г. Ж 311-ФЗ (ред. от 13.07.2015). Российская газета. 2010. да 269. 29 ноября.

O tamozhennom regulirovanii v Rossiyskoy Federatsii [Tekst]: feder. zakon ot 27 noyabrya 2010 g. да 311-FZ (red. ot 13.07.2015). Rossiyskaya gazeta. 2010. да 269. 29 noyabrya.

3. Об утверждении Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года [Текст]: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. да 2575-р (ред. от 15.04.2014). Собр. законодательства Рос. Федерации. 2013. да 2. Ст. 109.

Ob utverzhdenii Strategii razvitiya tamozhennoy sluzhby Rossiyskoy Federatsii do 2020 goda [Tekst]: Rasporyazhenie Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 28 dekabrya 2012 g. да 2575-r (red. ot 15.04.2014). Sobr. zakonodatel'stva Ros. Federatsii. 2013. W 2. St. 109.

4. Алексеева Т.С. 2014. Административно-правовое регулирование деятельности таможенных органов по обеспечению экономической безопасности Российской Федерации. Автореф. дис. ... канд. юр. наук. Саратов, 22.

Alekseeva T.S. 2014. Administrativno-pravovoe regulirovanie dejatel'nosti tamozhennyh organov po obespeche-niju jekonomicheskoj bezopasnosti Rossijskoj Federacii. Avtoref. dis. ... kand. jur. nauk. Saratov, 22. (in Russian).

5. Блохин В.В. 2004. Правовое регулирование деятельности таможенных органов по обеспечению экономической безопасности Российской Федерации. Автореф. дисс. ... канд. юр. наук. М., 23.

Blohin V.V. 2004. Pravovoe regulirovanie dejatel'nosti tamozhennyh organov po obespecheniju jekonomicheskoj bezopasnosti Rossijskoj Federacii. Avtoref. diss. ... kand. jur. nauk. M., 23. (in Russian).

6. Корняков К.А., Егоров Ю.Н., Яцушко А.Н. 2014. Новые технологии как средство модернизации таможенного контроля. Люберцы, Российская таможенная академия, 166.

Kornyakov K.A., Egorov Yu.N., Yatsushko A.N. 2014. Novye tekhnologii kak sredstvo modernizatsii tamozhen-nogo kontrolya. Lyubertsy, Rossiyskaya tamozhennaya akademiya, i66. (in Russian).

7. Макрусев В.В., Пчелинцев Н.В. 2013. Управление развитием таможенных органов. Люберцы, Российская таможенная академия, 144.

Makrusev V.V., Pchelintsev N.V. 2013. Upravlenie razvitiem tamozhennykh organov. Lyubertsy, Rossiyskaya tamozhennaya akademiya, 144. (in Russian).

8. Сауренко Т.Н. 2013. Развитие теоретических основ таможенной политики Таможенного союза. Ав-тореф. дисс. . док. экон. наук. M., 53.

Saurenko T.N. 2013. Razvitie teoreticheskikh osnov tamozhennoy politiki Tamozhennogo soyuza. Avtoref. diss. ... dok. ekon. nauk. M., 53. (in Russian).

9. Скудалова Т.В. 2014. Развитие научно-методических основ таможенного регулирования перемещения товаров физическими лицами через таможенную границу Таможенного союза. Люберцы, Российская таможенная академия, 148.

Skudalova T.V. 2014. Razvitie nauchno-metodicheskikh osnov tamozhennogo regulirovaniya peremeshcheniya tovarov fizicheskimi litsami cherez tamozhennuyu granitsu Tamozhennogo soyuza. Lyubertsy, Rossiyskaya tamozhennaya akademiya, 148. (in Russian).

10. Черныш А.Я. 2014. Разработка основ экономики таможенного дела в интересах обеспечения экономической безопасности государства. Люберцы, Российская таможенная академия, 226.

Chernysh A.Ya. 2014. Razrabotka osnov ekonomiki tamozhennogo dela v interesakh obespecheniya ekonomich-eskoy bezopasnosti gosudarstva. Lyubertsy, Rossiyskaya tamozhennaya akademiya, 226. (in Russian).

Список литературы

References

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.