Научная статья на тему 'Основные направления совершенствования деятельности органов государственной власти по работе с обращениями граждан (на примере города Москвы)'

Основные направления совершенствования деятельности органов государственной власти по работе с обращениями граждан (на примере города Москвы) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
520
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЩЕНИЕ ГРАЖДАНИНА / CITIZEN / ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ / PUBLIC AUTHORITIES / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / PUBLIC INSTITUTIONS / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / LEGAL REGULATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ильченко Светлана Владимировна

В статье на основе анализа обращений в органы власти граждан города Москвы рассматриваются основные направления совершенствования информационного взаимодействия между городскими структурами и населением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE BASIC DIRECTIONS OF PERFECTION OF ACTIVITY OF STATE BODIES ON WORK WITH REFERENCES OF CITIZENS (ON THE EXAMPLE OF MOSCOW)

In article on the basis of analysis of complaints to the authorities of the citizens of the city of Moscow the basic directions of improvement of information interaction between urban structures and population.

Текст научной работы на тему «Основные направления совершенствования деятельности органов государственной власти по работе с обращениями граждан (на примере города Москвы)»

УДК 351

Ильченко Светлана Владимировна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры документоведения, государственного и муниципального управления НОУ ВО «Московский институт юриспруденции», г. Москва e-mail: strelec200763@mail.ru

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ПО РАБОТЕ С ОБРАЩЕНИЯМИ ГРАЖДАН (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА

МОСКВЫ)

Аннотация. В статье на основе анализа обращений в органы власти граждан города Москвы рассматриваются основные направления совершенствования информационного взаимодействия между городскими структурами и населением.

Ключевые слова: обращение гражданина, органы государственной власти, государственные учреждения, правовое регулирование.

Ilchenko Svetlana Vladimirovna,

candidate of pedagogical Sciences, associate Professor, Department of Documentation, state and municipal government NOY VO «Moscow Institute of Law», Moscow e-mail: strelec200763@mail.ru

THE BASIC DIRECTIONS OF PERFECTION OF ACTIVITY OF STATE BODIES ON WORK WITH REFERENCES OF CITIZENS (ON THE EXAMPLE OF MOSCOW)

Abstract. In article on the basis of analysis of complaints to the authorities of the citizens of the city of Moscow the basic directions of improvement of information interaction between urban structures and population.

Keywords: citizen, public authorities, public institutions, legal regulation.

В деятельности любого государственного учреждения особое место занимает работа с обращениями граждан. Они рассматриваются как важное средство осуществления и охраны прав личности. В своих обращениях граждане могут затронуть широкий спектр вопросов, касающихся как интересов всего общества, так и прав, и законных интересов автора обращения или других граждан. Актуальность рассмотрения данного вопроса вызвана необходимостью построения государством качественной работы с обращениями граждан в соответствии с законодательством.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (ред. от 03.11.2015) граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе, юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам. Граждане реализуют право на обращение свободно и добровольно.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ: обращение гражданина — направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления.

Информация и информирование населения являются главным фактором эффективного управления современным миром, основным ресурсом и инструментом власти, определяет характер ее деятельности. Государство может добиться стратегических преимуществ лишь тогда, когда оно обладает полноценными информационными возможностями.

На современном этапе информационная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, нормотворчество и законопроектная работа в сфере информирования приобретают значение особого и специфического вида деятельности, становятся фактически политико-правовыми инструментами реализации принципа открытости власти, прозрачности ее деятельности.

Обеспечение доступа заинтересованных лиц к информации о деятельности государственных органов направлено не только на реализацию конституционного права граждан, но и на повышение качества государственного управления, обеспечение информационной безопасности, создание системы общественного контроля деятельности власти, принятие противокоррупционных мер. Проблема противодействия коррупции путем законодательного закрепления открытости и достоверности информационной государственной политики является в настоящее время одной из первоочередных задач, поставленных Президентом Российской Федерации и закрепленных в Национальном плане антикоррупционных мер.

Эффективная организация информационного обеспечения деятельности органов государственной власти и информирования жителей о наиболее важных решениях и достигнутых результатах требует научного исследования, правового обеспечения, теоретического обоснования, разработки соответствующих рекомендаций для достижения максимально возможного удовлетворения жизненных потребностей населения.

Многообразие источников, регулирующих процесс информирования населения о деятельности органов власти, свидетельствует о необходимости изучения системы правового регулирования доступа к информации о деятельности государственных органов, о значимости места существующих нормативных правовых актов в системе правового регулирования данного института.

Практически все правовые акты имеют непосредственное значение для решения проблемы информированности граждан и обеспечения открытости, прозрачности деятельности органов государственной власти в процессе их взаимодействия с гражданами.

К сожалению, существует ряд проблем, связанных с законодательством в сфере информационных отношений и информирования граждан о деятельности органов государственной власти. Есть системные погрешности в подготовке законов: это и конкуренция норм права, и то, что, законодатели, готовя законы, не обращают внимания, что общественные отношения уже урегулированы другими законами. Очень важно, чтобы формируемое в последние годы правовое обеспечение информационных отношений и информирования граждан вело к расширению информационного поля личности, способствовало более активному использованию современных мировых информационных сетей.

Многими исследователями отмечается недопустимость ограничения права на обращение для иностранных граждан. При этом такой подход не учитывает возможность парализации любого органа публичной власти при массовом направлении в этот орган обращений от имени иностранцев, реальность которых даже нельзя проверить. В таком случае представляется оправданным сохранить право на обращение в российские органы власти только за иностранными лицами и лицами без гражданства, находящимися на территории Российской Федерации [2].

Право граждан на обращение в органы государственной власти и органы местного самоуправления — важнейшее средство проявления активности граждан в жизни страны и общества, проявления интереса к общественной жизни, это зачастую первое и самое доступное средство защиты своих прав. Любое обращение гражданина в органы власти —

это его личная связь с органами власти страны, его «прямая линия» в доведении до власти конкретных вопросов, волнующих человека [1].

Анализируя обращения москвичей, трудно не заметить, что авторитет управ районов, к сожалению, снижается. Москвичи ждут от власти на местах оперативного решения своих насущных проблем, а управы районов сделать этого не могут, потому что реальная власть у них поступательно изымается: сегодня в округах и районах нет средств резервного фонда, осталось мало вопросов, на которые главы районов влияют непосредственно и могут принимать окончательное решение.

Таким образом, в области государственной политики обеспечения свободного доступа населения к социально значимым информационным ресурсам, государственным услугам, информации органов власти, а также информационной безопасности сегодня имеется ряд проблем, прежде всего правового характера.

Немаловажно для совершенствования правового обеспечения деятельности органов власти по информированию граждан и достаточное финансирование законопроектной работы, включая проведение правовых экспертиз законопроектов, правового мониторинга, а также проведение мероприятий по повышению правовой культуры населения.

Необходимо более активно и плодотворно развивать систему взаимодействия органов государственной власти столицы с федеральными структурами, участие городского управления в планировании федерального законодательства, разработке проектов федеральных законов, в обсуждении и проведении экспертной оценки.

Наши регионы проводят большую работу, внедряя и «электронное правительство», и электронные услуги, но нужно, чтобы эта работа была скоординирована. Кроме того, необходимо тиражировать программы, которые были разработаны в том или ином регионе и показали свою эффективность. Для создания механизмов,

обеспечивающих согласованность государственной политики по развитию информационного общества, нужен постоянный диалог между всеми участниками этого процесса [3].

Таким образом, вышеперечисленные меры должны обеспечить осуществление единой государственной политики в области информационных отношений, создать правовое обеспечение информирования населения о деятельности государственных органов.

В настоящее время очень актуально и крайне важно информационное взаимодействие между городскими структурами и населением, способствующее взаимопониманию и росту доверия людей к власти. При этом возрастает необходимость дальнейшего совершенствования механизма правового регулирования обеспечения доступности информации.

Необходимо законодательно урегулировать ряд принципиально важных вопросов, определив:

- состав информации, подлежащей обязательному обнародованию органами государственной власти;

- основания, порядок и ограничения для отнесения той или иной информации к информации для служебного пользования;

- порядок и способы предоставления органами государственной власти информации, представляющей общественный интерес или затрагивающей личные интересы граждан;

- закрепление обязанности органов государственной власти предоставлять информацию по обращениям граждан;

- четкие правила и процедуры предоставления информации органами государственной власти по обращениям граждан;

- ответственность должностных лиц за непредоставление информации, неполное предоставление информации, дезинформацию, которые повлекли нарушения прав граждан.

Таким образом, совершенствование правовых основ деятельности

средств массовой информации и Интернет по вопросам информирования населения о деятельности органов власти города Москвы должно быть направлено на предупреждение конфликта интересов, снятия напряженности в обществе в сложившейся социально-экономической ситуации.

Анализ обращений в органы власти за последние годы показывает, что москвичи в большинстве своем верят власти, надеются на нее. С каждым годом число обращений возрастает примерно на 10 процентов. Прежде всего, потому, что число каналов связи с населением становится все больше. К традиционным формам добавилась масса современных возможностей - это и электронная почта, и Интернет, и обращения к руководителям округа и районов в ходе их выступлений в телевизионных прямых эфирах, в сеансах телефонной «горячей линии» и многое другое. Да и население стало другим. Поэтому крайне необходимо активно развивать в общении с жителями современные информационно-коммуникационные технологии.

Успешная реализация городских и окружных программ в немалой степени зависит от участия в них самих жителей, что в свою очередь во многом определяется уровнем и качеством их информированности.

В своей работе с населением органы власти исходят из того, что качественный итог всех усилий - это одна из предпосылок для решения сложнейшей на сегодняшний день задачи - создания условий, необходимых для построения в стране гражданского общества. В России, где гражданское общество строится сверху, стараниями государства, и, прежде всего органов на местах, нельзя добиться цели, если население этих усилий не примет. И потому так важно последовательно добиваться со стороны москвичей доверия, понимания и готовности к сотрудничеству.

Список литературы

1. Давыдова Э.Н. Работа с обращениями граждан: учебник./ Э.Н. Давыдова, А. Е. Рыбаков. - Минск: Регистр, 2013. С. 44.

2. Лихачева Е.А. Перспективы организации работы с обращениями граждан в органах местного самоуправления//Политическое управление: научный информационно-образовательный электронный журнал (Political management: Scientific Information and Education Web Journal). [Сетевое электронное издание, ISSN 2221-7703]. 2013. № 03 (06). С.38.

3. Храмцовская Н.А. Уточнен порядок рассмотрения анонимных и повторных обращений граждан/ Н.А. Хравмцовская. // Делопроизводство и документооборот на предприятии, 2013.- № 2. С.18.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.