Научная статья на тему 'Основные направления социальной деятельности государства в первые годы советской власти'

Основные направления социальной деятельности государства в первые годы советской власти Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
4908
439
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО / СОЦИАЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ ГОСУДАРСТВА / СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ / ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ / БЕСПРИЗОРНОСТЬ / SOVIET STATE / SOCIAL FUNCTION OF STATE / SOCIAL SECURITY / SOCIAL INSURANCE / LABOR RELATIONS / HOMELESSNESS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Новикова Анна Сергеевна

Представленная статья посвящена изучению и рассмотрению основных направлений в реализации социальной функции в конкретный исторический период развития Российского государства. Проведенный анализ государственной политики Советской власти раскрывает особенности формирования правовых основ социального государства в советский период. Стоящие перед государством цели и задачи по обеспечению всех членов общества средствами к существованию и свободному развитию, определяли приоритетное положение социальной деятельности в государственной политической системе. Последствия военных и революционных событий породили сложную социальную обстановку в стране: низкий уровень жизни граждан, массовая бедность и голод, отсутствие необходимой медицинской помощи и нехватку медикаментов, распространение беспризорности и рост смертности среди населения. Все эти социально-экономические проблемы требовали от государства проведения действенных мероприятий по изменению общественной жизни и налаживанию социальной обстановки в стране. Важнейшими направлениями осуществления социальной политики в первые годы образования Советского государства являлись организация и развитие социального страхования и социального обеспечения; регулирование трудовых отношений и ликвидация безработицы; организация и развитие системы здравоохранения; организация и развитие образования; ликвидация детской безнадзорности и беспризорности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN DIRECTIONS OF SOCIAL ACTIVITY IN THE FIRST YEARS OF THE SOVIET POWER

The presented article is devoted to studying and consideration of the main directions of realization of social function during the concrete historical period of development of the Russian state. The carried-out analysis of a state policy of the Soviet power opens features of formation of legal bases of the social state during the Soviet period. The purposes facing the state and tasks of providing all members of society with means of livelihood and free development, defined the priority provision of social activity in the state political system. Consequences of military and revolutionary events generated a difficult social situation in the country: a low standard of living of citizens, mass poverty and hunger, lack of necessary medical care and shortage of medicines, distribution of homelessness and growth of mortality among the population. All these social and economic problems demanded from the state of carrying out effective actions for change of public life and to adjustment of a social situation in the country. The most important directions of implementation of social policy in the first years of formation of the Soviet state were the organization and development of social insurance and social security; regulation of the labor relations and elimination of unemployment; organization and development of health system; organization and development of education; elimination of children's neglect and homelessness

Текст научной работы на тему «Основные направления социальной деятельности государства в первые годы советской власти»

УДК 364:94(470) «1917-1922»

12.00.00 юридические науки

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА В ПЕРВЫЕ ГОДЫ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ

Новикова Анна Сергеевна аспирант

Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия

Представленная статья посвящена изучению и рассмотрению основных направлений в реализации социальной функции в конкретный исторический период развития Российского государства. Проведенный анализ государственной политики Советской власти раскрывает особенности формирования правовых основ социального государства в советский период. Стоящие перед государством цели и задачи по обеспечению всех членов общества средствами к существованию и свободному развитию, определяли приоритетное положение социальной деятельности в государственной политической системе. Последствия военных и революционных событий породили сложную социальную обстановку в стране: низкий уровень жизни граждан, массовая бедность и голод, отсутствие необходимой медицинской помощи и нехватку медикаментов, распространение беспризорности и рост смертности среди населения. Все эти социально-экономические проблемы требовали от государства проведения действенных мероприятий по изменению общественной жизни и налаживанию социальной обстановки в стране. Важнейшими направлениями осуществления социальной политики в первые годы образования Советского государства являлись организация и развитие социального страхования и социального обеспечения; регулирование трудовых отношений и ликвидация безработицы; организация и развитие системы здравоохранения; организация и развитие образования; ликвидация детской безнадзорности и беспризорности

Ключевые слова: СОВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО, СОЦИАЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ ГОСУДАРСТВА, СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ, СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ, ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ, БЕСПРИЗОРНОСТЬ

UDC 364:94(470) «1917-1922» legal sciences

THE MAIN DIRECTIONS OF SOCIAL ACTIVITY IN THE FIRST YEARS OF THE SOVIET POWER

Novikova Anna Sergeevna postgraduate student Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia

The presented article is devoted to studying and consideration of the main directions of realization of social function during the concrete historical period of development of the Russian state. The carried-out analysis of a state policy of the Soviet power opens features of formation of legal bases of the social state during the Soviet period. The purposes facing the state and tasks of providing all members of society with means of livelihood and free development, defined the priority provision of social activity in the state political system. Consequences of military and revolutionary events generated a difficult social situation in the country: a low standard of living of citizens, mass poverty and hunger, lack of necessary medical care and shortage of medicines, distribution of homelessness and growth of mortality among the population. All these social and economic problems demanded from the state of carrying out effective actions for change of public life and to adjustment of a social situation in the country. The most important directions of implementation of social policy in the first years of formation of the Soviet state were the organization and development of social insurance and social security; regulation of the labor relations and elimination of unemployment; organization and development of health system; organization and development of education; elimination of children's neglect and homelessness

Keywords: SOVIET STATE, SOCIAL FUNCTION OF STATE, SOCIAL SECURITY, SOCIAL INSURANCE, LABOR RELATIONS, HOMELESSNESS

События октября 1917 года послужили отправной точкой для нового этапа исторического развития Российского государства. Революционные действия привели к переменам в системе общественных отношений,

включая и сферу социальных отношений. Начавшиеся изменения сущности государства обусловили установление тотального контроля над всеми сферами жизни общества, а также определили необходимость проведение действенных мероприятий по реализации социальной политики.

Последствия промышленной революции и капиталистических отношений стали причиной имущественного расслоения общества на классы. Возникшие противоречия между классами привели к нарастанию социальных недовольств в обществе, что требовало незамедлительного решения со стороны государства.

Взяв курс на построение социалистического государства, советская власть стала проводить политику по созданию бесклассового общества. Согласно марксистской теории государство стремилось создать общество всеобщего равенства и социальной справедливости, в котором удовлетворялись бы потребности всего населения. Перед государством стояла задача по обеспечению всех членов общества средствами к существованию и свободному развитию. [1]

С момента образования Советского государства социальная политика занимает одно из ведущих мест в системе его функций. Вся функциональная система носила социальный характер, что было обусловлено стоящими перед новым государством целями и задачами. Сложившейся к тому времени тяжелая социальная обстановка в стране указывала на необходимость проведения незамедлительных мероприятий по совершенствованию социальной сферы государства. Основными направлениями по преобразованию социальной жизни общества являлись социальное обеспечение, здравоохранение, образование и трудовые отношения.

Реализация социальной функции в первые годы советской власти была весьма затруднена сложившейся тяжелой социально-экономической

обстановкой стране. Последствия военных действий и революционных событий порождали недовольства среди населения. Бедственное положение значительной части граждан, низкий уровень жизни, отсутствие необходимой медицинской помощи, распространение беспризорности и высокий уровень смертности, особенно среди детей, требовали незамедлительного изменения социальной обстановки в стране.

Особое значение для развития социальной деятельности Советского государства имела система социального обеспечения. 29 октября (11 ноября) 1917 г. при Совете народных комиссаров создается Наркомат государственного призрения, который в апреле 1918 г. переименовывается в Наркомат социального обеспечения. С этого времени социальная поддержка граждан возлагается на специальные органы государственной власти, ведающие социальным и пенсионным обеспечениям, оказывающие помощь инвалидам и осуществляющие защиту материнства и детства.

Организация и развитие системы социального обеспечения и социального страхования являлись одним из важнейших направлений в реализации социальной функции. Социальная помощь оказывалась представителям наемного труда и членам их семей и охватывала все виды рисков, в том числе болезнь, старость, получение увечий, инвалидность, беременность и т.д.

В декабре 1917 г. принимается декрет «О страховании на случай болезни» [2], который устанавливал выплату пособий в случае болезни, родов или смерти работника. Кроме того вводилось положение о предоставлении бесплатной медицинской помощи, включающей в себя не только оказание первой помощи, но и всех других видов лечения. Позднее были введены страхование от безработицы.

В 1918 г. вводится в действие Положение о социальном обеспечении трудящихся[3], которым закрепляется новое направление реализации

социальной функции в виде социального обеспечения. Правом на социальное обеспечение обладали трудоспособные граждане в случае временной или постоянной утраты способности к трудовой деятельности. Данное Положение определенные виды предоставляемого социального обеспечения: пособия по временной нетрудоспособности, по безработице, по беременности и родам, на рождение ребенка, на погребение, пенсии по инвалидности, медицинскую помощь, протезирование и другие. Особенностью данного акта являлось то, что его меры социальной поддержки были направлены лишь на представителей рабочего класса. Социальное обеспечение крестьян не являлось частью государственной системы, предоставлялось за счет организаций крестьянской взаимопомощи[4]. По Положению о крестьянских обществах взаимопомощи социальное обеспечение предоставлялось из колхозных касс взаимопомощи семьям военнослужащих, инвалидам, престарелым и самым бедным жителям деревни. Также они оказывали содействие при наступлении бедствий, организовывалась общественная трудовая помощь.

Также существовали и иные категории граждан, как например ремесленники, лица, занимавшиеся индивидуальной трудовой деятельностью, а также выходцы из дворянства, буржуазии, духовенства, бывшие высшие государственные чиновники, которые не обладали правом на социальное обеспечение за счет государства.

Таким образом, принцип общедоступности социальной поддержки был весьма ограничен и скорректирован в соответствии с положениями, определяющими роль труда в обществе. Всеобщее равенство и социальная справедливость на деле оставались лишь провозглашенными лозунгами, поскольку всегда оставались определенные категории граждан, лишенные права на получение социальной поддержки государства.

Еще одним важным направление проявления социальной функции Советского государства стало борьба с безработицей. Тяжелая

экономическая ситуация в стране, приостановка производства, массовые забастовки порождали все большее количество безработных. Но в советском государстве труд являлся «обязанностью и делом чести каждого способного к труду гражданина» [5]. Таким образом, обязательность труда устанавливалась для всех в равной мере, а в случае нежелания трудиться применялись нормы Уголовного кодекса о тунеядстве. Борьба с безработицей заключалась в полном обеспечении занятости населения. В случае невозможности предоставления человеку рабочего места, ему выплачивалось пособие по безработице в размере необходимом для удовлетворения минимальных потребностей. Кроме того для безработных специально создавались общежития, организовывались пункты питания, а также предоставлялись и другие виды трудовой и материальной помощи[6].

Помимо материальной помощи, для решения проблемы безработицы была организована в 1918 г. биржа труда [7]. Она осуществляла учет безработных, оказывала им социальную помощь, подбирала возможные варианты для трудовой деятельности.

Политика обеспечения всеобщей занятости советского населения несомненно требовала правового регулирования трудовых отношений. В 1918 г. принимается Кодекс законов о труде [8], который регулирует трудовые отношения лиц работающих по найму. Кодекс регламентировал вопросы труда и отдыха, устанавливал 8-часовой рабочий день, вводил трудовую повинность для трудоспособного населения. У граждан отсутствовала свобода заключения и расторжения трудовых договоров, они не могли по собственному желанию переходить с одного места работы на другое. Все эти мероприятия были необходимы для осуществления контроля над людьми.

Немаловажное значение в развитии социальной политики Советского государства имело создание пенсионного обеспечения. Первоначально правом на пенсионное обеспечение обладали солдаты Рабоче-Крестьянской

Красной Армии в случае наступления инвалидности и члены их семей при потере кормильца [9]. Лишь в 1930 г. было введено обеспечение по старости, основанием, для предоставления которого являлось наступление пенсионного возраста для мужчин - 60 лет, а для женщин - 55 лет[ 10].

Особое внимание социальной политики было направлено на развитие системы здравоохранения. Существовавшая к моменту образования Советского государства высокая смертность и массовое распространение различных инфекционных заболеваний, нехватка квалифицированных кадров и специализированных учреждений указывали на глубочайшие недостатки в системе здравоохранения. В связи с этим 26 октября (8 ноября) 1917 г. при Военно-революционном комитете Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов создается Медико-санитарный отдел, а со временем и в остальных районах были созданы аналогичные отделы и Врачебные коллегии. Но для налаживания организации и дальнейшего развития здравоохранения необходимо было создать единую систему, что обусловило образование Народного комиссариата здравоохранения, в ведение которого перешло все руководство медико-санитарным делом страны[11].

Вся система здравоохранения Советского государства основывалась на положения бесплатности и общедоступности. Развивалось повсеместное строительство государственных больниц и лечебных учреждений. Немаловажное значение имели и профилактические медицинские мероприятия по оздоровлению общества и предупреждению развития инфекционных заболеваний. В первые годы советской власти было принято значительное количество нормативных актов, регламентирующих деятельность системы здравоохранения. Только В.И.Лениным как председателем Совнаркома было подписано больше 200 декретов и постановлений [12].

Другим направлением в реализации социальной функции Советского государства стала социальная защита несовершеннолетних и борьба с беспризорностью. Государство уделяло большое внимание воспитанию детей, поскольку стремилось привить им идеологические основы построения социалистического государства, ведь они являлись «будущей нашей опорой коммунистического строя» [13].

Социально-экономические проблемы общества в большей степени влияют на незащищенные слои населения, особенно на детей. Вследствие чего в стране широко была распространена беспризорность и безнадзорность среди молодого поколения. Причинами этому были также: голод, бедность, безработица и т.д. Родители не могли не только обеспечить, но и прокормить себя и своих детей. Кроме того много детей потеряло родителей во время Первой мировой и Гражданской войн. Толпы детей перемещались по стране в поисках какого-либо пропитания и пристанища. Результатом развития данной проблемы стало распространение различных заболеваний среди детей и рост детской смертности.

Вопросы организации помощи беспризорным детям находились в ведении Народного комиссариата государственного призрения, а затем перешли к Наркомату социального обеспечения. В 1919 г. был создан Совет защиты детей[14], с 1921 г. образована Комиссия по улучшению жизни детей[15]. Задачами указанных органов являлось оказание помощи несовершеннолетним в виде одежды, продовольствий, жилья и т.д. Для ликвидации детской беспризорности создавались детские дома, в которых предоставлялось питание и медицинское обслуживание.

В 1920-е гг. создаются детские адресные столы, а при Наркомпросе РСФСР - Центральный детский стол. Эти подразделения сосредоточивали все сведения о детях РСФСР, которые потеряли родителей или утратили

связь с ними. Они были предназначены для розыска родственников и возвращения детей домой.

Задача государства о полной ликвидации беспризорности в первые годы советской власти была практически невыполнима. Для этого необходимо было наличие огромных материальных средств, которых в тот период катастрофически не хватало. Но государство смогло предотвратить дальнейшее развитие беспризорности, приостановить ее рост и распространение. Были заложены основы для дальнейшей борьбы с этой проблемой.

Другим направлением реализации социальной функции стало организация и развитие образования, культуры и науки. В 1918 г. произошло отделение церкви от государства и школы от церкви[16], тем самым были введены светские принципы обучения.

Перед государством стояла задача по проведению культурной революции для социалистического преобразования страны. Для этого необходимо было ликвидировать неграмотность среди населения, обеспечить развитие народного просвещения, подготовить квалифицированные кадры, организовать развитие науки и культуры.

При Совнаркоме был создан Народный комиссариат просвещения. В его ведении находились все начальные, средние, высшие, открытые и закрытые, общеобразовательные и специальные учебные заведения[17].

В 1919 г. принимается декрет «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР», обязывающий граждан, не умевших читать и писать, обучаться грамоте[18]. Целью данного акта была полная ликвидация неграмотности в стране. Повсеместно проходило создание школ, как для детей, так и для взрослых. Грамотное население привлекалось для обучения неграмотных.

Активное проведение социальной политики в первые годы Советского государства было обусловлено сложившейся социально-экономической

обстановкой в стране. Последствия Первой мировой и Гражданской войн оставили после себя только разруху в хозяйстве, голод, нищенство. Начавшиеся изменения в социальной сфере жизни общества позволили решить многие проблемы издавна существовавшие в стране. Был ликвидирован «синдром бедняка», что способствовало увеличению продолжительности жизни людей и снижению детской смертности.

Советская власть смогла обеспечить занятость большой части населения, создала возможность для предоставления бесплатной медицинской помощи, развивала систему всеобщего бесплатного образования, пенсионного обеспечения, осуществляла социальную защиту беспризорных детей. Став единственным субъектом социальной политики, государство осознало всю важность и значимость социальной функции, и благодаря планомерной реализации социальной деятельности в социальной сере произошли существенные изменения. Но это были лишь предпосылки для дальнейшего развития системы социальной поддержки населения.

Литература

1. В.И. Ленин. Полное собрание сочинений, Т.6. С. 232.

2. Декрет «О страховании на случай болезни» от 22 декабря 1917 Г.//СУ РСФСР, 1917, №8, с. 111

3. Декрет Совнаркома «Об утверждении Положения о социальном обеспечении трудящихся» от 31.10.1918//Декреты Советской власти./Ред. колл.: Г.Д.Обичкин, С.Н. Валк, Л.С. Гапоненко. - М.: Государственное издательство политической литературы, 1959. - Т. 3.

4. Положение о крестьянских обществах взаимопомощи от 28.09.1924//СУ РСФСР, 1924, №81, с.813

5. Ст. 12 Конституции СССР от 5.12.1936//Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических республик. С изм. и доп., принят. На седьмой сессии Верховного Совета СССР восьмого созыва. - М.: «Известия», 1974.

6. Декрет от 3.09.1918 «О воспрещении безработным отказываться от работы»// Декреты Советской власти/Ред. колл.: Г.Д.Обичкин, С.Н. Валк, Л.С. Гапоненко. - М.: Государственное издательство политической литературы, 1959.-Т. 2

7. Декреты Советской власти. Т. 1. М.: Госполитиздат, 1957. С. 424 - 426.

8. См.: Кодекс законов о труде РСФСР. Утв. IV Сессией Всерос. Центр. Испол. Кол. Советов IX созыва 30.10.1922. -М., «Вопросы труда», 1985. - 126 с.

9. Декрет СНК от 7.08.1918// СУ РСФСР, 1918, №58, с. 637

10. Правила обеспечения по старости от 11.02.1930//Известия НКТ СССР, 1930,

№10, с. 234.

11. Декрет СНК РСФСР от 18.07.1918 "О Народном Комиссариате Здравоохранения (Положение)" // "СУ РСФСР", 1918, N 52, ст. 590 "Известия ВЦ,ИК", N 153, 21.07.1918

12. Сергеев Ю.Д. Профессия врача. Юридические основы: Учебник. Киев: Высшая школа, 1988. С. 56.

13. ЦА ФСБ России. Ф. 66. Оп. 1. Д. 102. Л. 30

14. Постановление СНК от 04.01.1919 г. «Об учреждении Совета защиты детей»// Собрание узаконений и распоряжений правительства за 1919г. Управление делами Совнаркома СССР. М. 1943, стр. 38.

15. Декрет ВЦИК от 10.02.1921 "О Комиссии при Всероссийском Центральном Исполнительном Комитете по улучшению жизни детей"// "СУ РСФСР", 1921, N 11, ст. 75; "Известия ВЦИК", N 31, 12.02.1921.

16. СУ РСФСР. - 1918. № 18. - Ст. 263.

17. Постановление Наркомпроса РСФСР от 23.02.1918 "О передаче всех учебных заведений в ведение Народного Комиссариата по Просвещению" // "СУ РСФСР", 1918, N 28, ст. 367; "Газета Рабочего и Крестьянского Правительства", N 31, 23.02.1918.

18. Декрет Совета Народных Комиссаров о ликвидации безграмотности в Республике от 26 декабря 1919 г. // Собр. Узак., 1919, N 67, ст. 592).

References

1. V.I. Lenin. Polnoe sobranie sochinenij, T.6. S. 232.

2. Dekret «O strahovanii na sluchaj bolezni» ot 22 dekabrja 1917 G.//SU RSFSR, 1917, №8, s. 111

3. Dekret Sovnarkoma «Ob utverzhdenii Polozhenija o social'nom obespechenii trudjashhihsja» ot 31.10.1918//Dekrety Sovetskoj vlasti./Red. koll.: G.D.Obichkin, S.N. Valk, L.S. Gaponenko. - M.: Gosudarstvennoe izdatel'stvo politicheskoj literatury, 1959. - T. 3.

4. Polozhenie o krest'janskih obshhestvah vzaimopomoshhi ot 28.09.1924//SU RSFSR, 1924, №81, s.813

5. St. 12 Konstitucii SSSR ot 5.12.1936//Konstitucija (Osnovnoj zakon) Sojuza Sovetskih Socialisticheskih respublik. S izm. i dop., prinjat. Na sed'moj sessii Verhovnogo Soveta SSSR vos'mogo sozyva. - M.: «Izvestija», 1974.

6. Dekret ot 3.09.1918 «O vospreshhenii bezrabotnym otkazyvat'sja ot raboty»// Dekrety Sovetskoj vlasti/Red. koll.: G.D.Obichkin, S.N. Valk, L.S. Gaponenko. - M.: Gosudarstvennoe izdatel'stvo politicheskoj literatury, 1959.-T. 2

7. Dekrety Sovetskoj vlasti. T. 1. M.: Gospolitizdat, 1957. S. 424 - 426.

8. Sm.: Kodeks zakonov o trude RSFSR. Utv. IV Sessiej Vseros. Centr. Ispol. Kol. Sovetov IX sozyva 30.10.1922. -M., «Voprosy truda», 1985. - 126 s.

9. Dekret SNK ot 7.08.1918// SU RSFSR, 1918, №58, s. 637

10. Pravila obespechenija po starosti ot 11.02.1930//Izvestija NKT SSSR, 1930, №10, s.

234.

11. Dekret SNK RSFSR ot 18.07.1918 "O Narodnom Komissariate Zdravoohranenija (Polozhenie)" // "SU RSFSR", 1918, N 52, st. 590 "Izvestija VCIK", N 153, 21.07.1918

12. Sergeev Ju.D. Professija vracha. Juridicheskie osnovy: Uchebnik. Kiev: Vysshaja shkola, 1988. S. 56.

13. CA FSB Rossii. F. 66. Op. 1. D. 102. L. 30

14. Postanovlenie SNK ot 04.01.1919 g. «Ob uchrezhdenii Soveta zashhity detej»// Sobranie uzakonenij i rasporjazhenij pravitel'stva za 1919g. Upravlenie delami Sovnarkoma SSSR. M. 1943, str. 38.

15. Dekret VCIK ot 10.02.1921 "O Komissii pri Vserossijskom Central'nom Ispolnitel'nom Komitete po uluchsheniju zhizni detej"// "SU RSFSR", 1921, N 11, st. 75; "Izvestija VCIK", N 31, 12.02.1921.

16. SU RSFSR. - 1918. № 18. - St. 263.

17. Postanovlenie Narkomprosa RSFSR ot 23.02.1918 "O peredache vseh uchebnyh zavedenij v vedenie Narodnogo Komissariata po Prosveshheniju" // "SU RSFSR", 1918, N 28, st. 367; "Gazeta Rabochego i Krest'janskogo Pravitel'stva", N 31, 23.02.1918.

18. Dekret Soveta Narodnyh Komissarov o likvidacii bezgramotnosti v Respublike ot 26 dekabrja 1919 g. // Sobr. Uzak., 1919, N 67, st. 592).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.