УКРАИНА
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА УКРАИНЫ И КНР
Е.Г. Алпеева
Российский университет дружбы народов, Москва, Россия
Аннотация. Данная статья посвящена детальному анализу направлений взаимодействия Украины и Китая. В материале рассмотрены политическая, торговая и гуманитарная сферы сотрудничества двух государств. Определены наиболее приоритетные направления взаимодействия и выявлена динамика развития торгово-экономических отношений между Украиной и Китаем в течение 30 лет с момента обретения Украиной независимости в 1991 г.
Хотя дипломатические отношения между КНР и Украиной были установлены в 1992 году, наращивание экономического присутствия в регионе Китай начал с начала текущего столетия. Сегодня КНР уверенно превратился в участника геополитической борьбы за влияние в странах общего соседства России и Европы (помимо Украины то же самое относится и к Белоруссии, и к Молдавии и даже к странам Балтии).
Восприятие Китая в качестве перспективного экономического партнера возникло на рубеже 1990- 2000-х годов. Тогда Украина уже освоилась с собственной независимостью, параллельно утратив иллюзии, что ее товары легко завоюют западные рынки, стоит только выйти из СССР. При президенте Кучме Украина открыла свои технологические парки в Харбине и Цзинане. Однако Китай быстро перенял интересовавшие его технологии и потерял интерес к дальнейшему промышленному импорту. Многие проекты развалились еще на этапе обсуждения. А тем украинским компаниям, кто все-таки ввязался в экспансию, вскоре пришлось или уйти, или ограничиться символическим присутствием, которое не имеет особого значения даже для них самих, не говоря уже о влиянии на структуру торговли между странами или китайский рынок.
В результате вместо взаимодополняющего обмена промышленными товарами с высокой добавленной стоимостью торговля Китая с Украиной стала строиться по классической схеме китайских отношений с развивающимися странами. Т.е. Украина поставляют Китаю сырье с низкой степенью обработки и легко заменяемыми производителями. А Китай взамен - оборудование и товары массового спроса, вроде обуви, одежды, электроники, игрушек.
За последнее десятилетие сформировалась устойчивая и вряд ли преодолимая специализация, когда 70-80% их экспорта в Китай приходится всего на две-три группы товаров. Для Украины это железная руда (35% в 2019 году), зерно (24%) и подсолнечное масло (14%).
В рамках настоящего исследования рассмотрим основные исторические и политические этапы формирования сложившейся структуры китайско-украинского торгово-экономического сотрудничества.
Ключевые слова: Китай, Украина, сотрудничество, политика, экономика, история.
MAIN DIRECTIONS OF COOPERATION OF UKRAINE AND PRC
E.G. Alpeeva
RUDN University, Moscow, Russia
Abstract. The article is devoted to a detailed analysis of cooperation between the Ukraine and China. The political, trade and humanitarian spheres of cooperation between two states are being discussed. The most priority areas of interaction have been revealed and the dynamics of the development of trade and economic relations between the Ukraine and China have been identified for 30 years since the Ukraine gained independence in 1991.
Although diplomatic relations between China and the Ukraine were established in 1992, the PRC began to build up its economic presence in the region early 21 century. Today, the PRC has confidently become a participant in the geopolitical struggle for influence in the countries of the common
neighborhood of Russia and Europe (apart from Ukraine, the same applies to Belarus, Moldova and even the Baltic states).
The perception of China as a promising economic partner emerged at the turn of the 1990s and 2000s. At that time, the Ukraine had already become accustomed to its own independence, while simultaneously losing the illusion that its goods would easily conquer Western markets as soon as it left the USSR. Under President Kuchma, the Ukraine opened its technology parks in Harbin and Jinan. However, China quickly adopted the technologies it was interested in and lost interest in further industrial imports. Many projects fell apart at the stage of discussion. And those Ukrainian companies that nevertheless got involved in the expansion soon had to either leave, or confines themselves to a symbolic presence, which does not really matter even for themselves, not to mention the impact on the structure of trade between countries or the Chinese market.
As a result, instead of complementary exchange of industrial goods with high added value, China's trade with the Ukraine is based on the classical scheme of Chinese relations with developing countries. The Ukraine supplies China with raw materials with a low degree of processing and easily replaceable producers. And China in return - equipment and consumer goods, such as shoes, clothing, electronics, toys.
Over the past decade, a stable and hardly surmountable specialization has emerged, when 70-80% of their exports to China are in only two or three groups of goods. Concerning the Ukraine, these are iron ore (35% in 2019), grain (24%) and sunflower oil (14%).
Within the framework of this study, we will consider the main historical and political stages in the formation of the existing structure of the Chinese-Ukrainian trade and economic cooperation.
Keywords: China, the Ukraine, cooperation, politics, economy, history.
Политическое взаимодействие.
Трагические события «февральской революции» рубежа 2013-2014 гг. на Украине со всей очевидностью в очередной раз выявили наличие глубокого внутреннего раскола в украинском обществе [Курылев, Ста-нис 2014: 114]. На фоне обострения социальной напряженности перед Украиной стоит задача поиска дополнительных возможностей на международной арене. Эти возможности могут способствовать правильному украинско-китайскому политическому диалогу на высшем уровне, роли Китая как источника инвестиций и технологий, а также военно-техническому сотрудничеству между двумя странами.
Китайско-украинские политические отношения характеризуются доверием и взаимопониманием, сходством взглядов на ведение внешней политики, единством и общностью подходов к урегулированию современных международных проблем. Регулярно совершающиеся обмены межгосударственными визитами на высоком и высшем уровнях позволяют судить о развитии двусторонних связей. Так, например, украинский Президент Л. Кучма наносил государственные и официальные визиты в Китай в 1995, 2002 и
2003 гг. Председатель КНР Цзян Цзэминь посещал Украину с визитами в 1994 и 2001 гг.
В августе 2008 г. вице-премьер-министр Украины И. Васюник прибыл с рабочим визитом в КНР для участия в официальных мероприятиях по случаю открытия XXIX летних Олимпийских игр. В июле 2009 г. в Украину был оказан официальный визит заместителем председателя ВК НПКСК Ван Ганом, в сентябре 2009 г. вице-премьер-министр Украины Г. Немыря приехал в КНР, чтобы принять участие в деятельности саммита «Летний Давос» [Ван Люин 2018: 156].
Стремление Украины и практические шаги по установлению максимально тесных экономических отношений с Европой никоим образом не препятствуют сотрудничеству с Китаем. Даже наоборот, после подписания и ратификации Соглашения об ассоциации с ЕС Украина является, в определенном смысле, "воротами" в Европу, что важно для украино-китайских отношений, особенно в контексте проекта «Новый Шелковый путь».
Общая стратегия внешней политики современного Китая наиболее полно была выражена в теории «мирного подъема/развития Китая». Эта теория начала формироваться и реализовываться в середине 1990-х годов с целью улучшения международной
репутации Китая путем реализации политики «реформ и открытости». «Мирный подъем Китая» — это новый подход, основанный на принципах мирного развития. Развитие, которое будет способствовать миру во всем мире [Pan Chengxin 2009: 129].
Что касается внешней политики, то эта концепция рассматривается в тесной взаимосвязи с экономической глобализацией. Теория мирного подъема отождествляется с дальнейшей модернизацией Китая, успех которой зависит от открытых рынков, институционального самосовершенствования и взаимовыгодных отношений с другими странами [Zheng Bijian 2005]. в контексте западных теорий международных отношений мирный подъем Китая в значительной степени является либеральным аргументом, поскольку он принимает экономические и другие аспекты глобализации, чтобы отвергнуть насилие в новом типе взаимозависимости в современной международной системе. Официальное введение новой концепции внешней политики Китая было сделано в нескольких выступлениях Цзян Цзэминя, а затем стало "основным руководством" (М^ Ш^, zhongda zhdao) [1 (Ся ЛиПин), (Цзянсы
Юань) 2004].
В период 1992-2004 годов украинско-китайские отношения развивались стремительными темпами, что было связано с высоким уровнем политического диалога, созданием необходимой правовой базы и практической реализацией достигнутых договоренностей в различных областях сотрудничества (торгово-экономической, военно-технической, научной, образовательной, культурной).
Второй президент Украины Леонид Кучма установил личный контакт с главой Китайской Народной Республики Цзян Цзэминем в 1994-1995 гг., когда они обменялись государственными визитами. Результатом этого стала Декларация о стратегическом партнерстве между двумя странами. Однако этот успешный старт был прерван при президенте Викторе Ющенко в 2005-2010 гг., когда внешняя политика Украины была ориентирована больше на ЕС и США, чем на Китай и другие азиатские страны.
1 International Crisis Group, ICG. // [Электронный ресурс]. URL: https://www.crisisgroup.org/
Внутриполитические споры на Украине в этот период также оказали негативное влияние на украинско-китайские отношения - они, конечно, существовали, но носили декларативный характер без каких-либо значительных достижений. В свою очередь, Китай дистанцировался от стран, где происходили «цветные революции». Провозглашенный Киевом евроатлантический курс привел к «переформатированию» его отношений с Пекином.
В конце 2005 г. Киев повторил свою почти десятилетнюю ошибку, позволив чиновнику из Тайваня посетить Украину. 3-7 ноября 2005 г. заместитель генерального секретаря канцелярии президента Тайваня Хуан Чихфан принял участие в заседании Совета Попечителей НПО «Международная кризисная группа»1, на котором рассматривалась ситуация в Азии. В результате Китай отменил запланированное заседание комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству с Украиной.
Тем не менее, Китай поддержал Украину на ее пути к рыночным изменениям в 2005 году. Протокол между Украиной и Китаем о доступе на рынки товаров и услуг в рамках вступления Украины в ВТО был подписан 16 декабря 2005 года в Гонконге. В свою очередь, Украина признала китайскую экономику "рыночной".
За пять лет пребывания в должности президента В.А. Ющенко ни разу не посетил Китай. После длительного перерыва украинско-китайский политический диалог был возобновлен во время визита Председателя Верховной Рады Украины А.В. Мороза в Китай 27-31 марта 2007 г. Однако, это почти совпало с роспуском Верховной Рады Украины, инициированным президентом В. Ющенко. Для китайской стороны это стало еще одним доказательством того, что Украина находится в зоне повышенной политической турбулентности, что препятствует построению стабильных отношений на высшем политическом уровне.
Тем не менее, даже в этих условиях Китай проявлял заинтересованность в расширении сотрудничества с Украиной, продолжая двусторонние контакты преимущественно на
уровне парламентов и консультативных органов.
В это время Украина продолжала активно работать по ранее заключенным контрактам с Китаем, в частности в военно-технической сфере и в части обмена технологиями. Были заключены и новые контракты. Однако Анатолий Кинах, член парламентского комитета по национальной безопасности и обороне того времени, отметил: «отсутствие стратегии и системных действий в развитии военно-технического сотрудничества и провал практически всех государственных программ по разработке новой техники и вооружений привели к значительному сокращению участия Украины не только в проектах, но и на рынках техники и вооружений Китая». Более того, через пару лет Китай сам постепенно стал конкурентом для украинского ВПК, вытеснение украинских производителей с рынков Азии и Африки.2
В апреле-мае 2005 г. Китай начал работы по авианесущему крейсеру «Варяг», который он купил у Украины в 1998 г. в незавершенном состоянии. 26 сентября 2012 г. корабль официально вошел в состав ВМС Китая под названием «Ляонин».
Итогом "пятилетки " после Оранжевой революции стала стагнация в украинско-китайских отношениях. С апреля 2003 г. по апрель 2010 г. между двумя странами практически не было диалога на уровне глав государств. Более того, украинский министр иностранных дел не посещал Китай в течение шести лет (с июля 2004 по июль 2010 гг.), в то время как его китайский коллега не посещал Украину еще дольше — в течение девяти лет (с апреля 2001 по май 2010 гг.). Только одна встреча глав внешнеполитических ведомств двух стран состоялась за этот период в рамках 60-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в сентябре 2005 г.3
После победы В.Ф. Януковича на президентских выборах в начале 2010 г. Китай инициировал возрождение отношений с Украиной на самом высоком политическом
2 K. Lazarenko. Visit of the Minister of Defense Yurii Yekhanurov to China begins today // Economic News, 13 January 2009. — http://state.eizvestia.com/ full/43880
3 Obraztsova A. Ukraine-China: reset // Profil, 11 Septem-
ber 2010. [Электронный ресурс]. URL: http://
уровне. Первая встреча лидеров двух стран состоялась во время саммита по ядерной безопасности в Вашингтоне в апреле 2010 г. В. Янукович посетил Китай в сентябре 2010 г. В ходе визита одной из обсуждаемых тем стало повышение уровня отношений между двумя государствами. Было принято следующее решение: «стороны приложат совместные усилия для наполнения двусторонних отношений стратегическим содержанием, а также для установления и развития стратегического партнерства».4
Китай подтвердил свои обязательства, данные Украине после последнего ядерного разоружения в 1994 г., и счел возможным продолжить консультации «для дальнейшего укрепления гарантий ядерной безопасности».
Стороны договорились создать комиссию по сотрудничеству между КНР и Украиной под председательством вице-премьеров двух стран и в ее составе подкомитеты по сотрудничеству в области экономики и торговли, науки и техники, сельского хозяйства, космоса, культуры и образования. С этого времени диалог между Киевом и Пекином начал оживать.
Украина поддерживает Китай в инициативах по реформированию ООН и международных финансовых институтов, построению многополярного мира и демократизации международных отношений с целью создания более гармоничного мира с долгосрочным миром и общим процветанием.
Напротив, стратегическое партнерство между двумя странами имело скорее экономическую, чем политическую основу. Было бы более целесообразно использовать преимущества Киева в связи с экономическими преобразованиями, происходящими в Китае после мирового финансового кризиса 20082009 гг., и постепенным переходом Китая к новой модели реформ. К сожалению, некоторые широко разрекламированные достижения о визите Януковича, в частности о значительных китайских инвестициях, осталось только на бумаге.
minprom.ua/digest/51013.html
4 Joint Statement of the PRC and Ukraine on the comprehensive enhancementof the Ukraine-China relations of friendship and cooperation, 6 September. [Электронный ресурс]. URL:http://ua.china-em-
bassy.org/rus/zwgx/t737970.htm
В июне 2011 г. глава китайского государства прибыл с официальным визитом в Украину после десятилетнего перерыва. В ходе визита была подписана Декларация об установлении и развитии стратегического партнерства. Были подписаны и другие соглашения на общую сумму 3,5 млрд долларов. Китайский лидер Ху Цзиньтао высказал четыре тезиса, которые, по его мнению, позволят двум странам воспользоваться «шансами, преимуществами и потенциалом» для сотрудничества:
1. В торгово-экономическом сотрудничестве: увеличение объемов торговли, оптимизация структуры торговли, увеличение доли продукции с более высокой добавленной стоимостью и высокотехнологичной продукции.
2. Реализация крупных проектов сотрудничества. Правительства должны как можно скорее создать условия для того, чтобы эти проекты приносили социально-экономические выгоды.
3. Расширять взаимные инвестиции. Китайское правительство будет поощрять китайские предприятия инвестировать и работать в Украине. Он будет оказывать финансовую поддержку важным проектам сотрудничества.
4. Углублять сотрудничество в области высоких технологий, используя принцип взаимодополняемости. Сотрудничать в таких областях, как авиация, судостроение, биоинженерия, разработка новых материалов. Сотрудничать в осуществлении и применении научно-технических разработок в области промышленного производства.5
Эти слова дают понять, что Китай уже давно имеет для Украины иное значение, нежели превращение ее в поставщика сырья. В 2012 г. исполнилось 20 лет со дня установления дипломатических отношений между Китаем и Украиной. Оказалось, что большинство договоренностей предыдущих
5 Hu Jintao meets with Prime Minister Mykola Azarov, Ukraine // Embassy of China in Ukraine, 21 June 2011. [Электронный ресурс]. URL: http://ua.china-em-bassy. org/rus/zwgx/
6 Air Express placed under the control of the Ministry of
Infrastructure // UNIAN, 23 June 2015. [Электронный ресурс]. URL: http://econom-
ics.unian.ua/transport/1092595-povitryaniyekspres-pereyshov-pid-upravlinnya-mininfrastrukturi.html
лидеров не были выполнены. Некоторые проекты, такие как печально известный «Воздушный экспресс», оказались не реали-зованными.6
В 2012-2013 гг. были подписаны многочисленные украинско-китайские документы и соглашения по конкретным отраслям и направлениям сотрудничества, которые ранее игнорировались.7 Однако, следует отметить, что эта деятельность не повысила эффективности украинского правительства в плане улучшения отношений с Китаем. Значительное количество соглашений не выполняется и остаются только на бумагах.
Тенденция развития и поиска новых возможностей сохранялась в 2012-2013 гг. В рамках украино-китайских отношений стратегического взаимодействия и партнерского сотрудничества. Визит президента В. Януко-вича в Китай в декабре 2013 г. проходил на фоне глубокого внутриполитического кризиса на Украине. Причиной кризиса стал отказ подписать соглашение об ассоциации Украина-ЕС во время Вильнюсского саммита 28 ноября 2013 г. из-за давления со стороны России. Итогом этого визита стало подписание Договора о дружбе и сотрудничестве между Украиной и Китаем (базовый политический документ, о котором стороны говорили почти 15 лет; срок действия договора - 10 лет), совместной декларации о дальнейшем углублении стратегического партнерства между Украиной и Китаем и программы стратегического партнерства между Украиной и Китаем на 2014-2018 гг.8 Таким образом, визит Януковича стал завершением важного этапа в украинско-китайских отношениях, который характеризовался преодолением последствий стагнации в 2005-2010 гг. и достижением «более глубокого стратегического партнерства».
Однако в феврале 2014 г. на Украине произошел государственный переворот и у
7 A total of 57 agreements with China were concluded in 2010-2013. [Электронный ресурс]. URL: https://www.chinalawblog.com/2016/02/china-nnn-agreements.html
8 Договор о дружбе и сотрудничестве между Украиной и Китайской Народной Республикой [Электронный ресурс]. URL: https://za-kon.rada.gov.ua/laws/find/a?text=Договiр+про+дружбу +i+сmвробiтництво+мiж+Украiною+i+КНР
власти оказались радикалы-националисты [Курылев, Станис 2019: 1307].
«Китайская сторона выразила глубокую озабоченность в связи с конфликтом на Украине и призвала стороны сохранять хладнокровие и сдержанность, следовать договоренностям, достигнутым Россией, США, ЕС и Украиной в Женеве, и отказаться от любых сил или насилия, которые могут ухудшить ситуацию. Для смягчения ситуации сторонам необходимо как можно скорее запустить политический диалог и процесс примирения.9
Несмотря на то, что КНР принял позицию сдержанности от комментариев российско-украинского конфликта, Пекин поддержал позицию о территориальной целостности Украины, что является выигрышным для двусторонних отношений Украины и КНР.
Подводя итог вышесказанного, следует сказать, что в политической сфере Украина должна предпринять активные шаги по активизации двустороннего политического диалога. Необходимо не только заявить о готовности к переговорам на самом высоком уровне, но и предпринять эффективные шаги вперед. Встреча лидеров Украины и КНР может стать значимой для развития отношений. С учетом китайского подхода именно Украина должна продвигаться вперед с инициативой и представлять Пекину свои проекты в рамках утвержденных китайских стратегий. Как уже известно, с 1992 г. количество визитов высших лиц глав двух государств было не слишком активным, что значительно сокращает активное сотрудничество и продвижение в политической сфере Украины и КНР.
Торгово-экономические отношения.
По объему товарооборота Украина является третьим крупнейшим торговым партнером Китая в СНГ (после России и Казахстана). Китайская Народная Республика занимает первое место среди торговых партнеров Украины в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Китай обладает значительным инвестиционным потенциалом и крупнейшими в мире запасами золота. Китай является пятым по величине экспортером капитала в мире.
9 Официальный представитель МИД КНР Цинь Ган ответил на вопрос журналиста относительно ситуации вокруг Украины. 03.05.2014. / Сайт МИД КНР. [Электронный ресурс]. URL:
Экономическая дипломатия Китая в первую очередь ориентирована на «идеологически близких» партнеров: развивающиеся страны Азии, Африки и Латинской Америки, которые так или иначе находятся под неофициальной эгидой Китая. Интенсивная активность китайских инвесторов на внешних рынках не привела к увеличению китайских инвестиций в экономику Украины. По состоянию на 2013 год китайские инвестиции составили всего 18,79 млн долларов из общего объема 54,5 млрд долларов иностранных инвестиций в украинскую экономику (чуть более 0,03%). Такая ситуация явно не соответствует потребностям и потенциалу Украины.
Наличие механизма государственных гарантий в Украинско-Китайских экономических отношениях только затрудняет возможности Украины по получению китайских инвестиций. Поэтому на повестку дня должен быть поставлен вопрос о проработке алгоритма взаимодействия и поиска новых форм сотрудничества. В частности, это использование прямых инвестиций китайских компаний, частичных государственных гарантий и других форм партнерства. Выходом из сложившейся ситуации могло бы стать создание совместного инвестиционного фонда на равных условиях.
По официальным данным таможенной статистики Украины, общий объем импорта и экспорта украинских товаров в 2018 году составил 104,19 млрд долл., что на 12,3% больше, чем в предыдущем году. В частности, экспорт составил 47,37 млрд долл. (рост на 9,4%), а импорт - 56,82 млрд долл. (рост на 14,9%). Дефицит внешней торговли составил 9,45 млрд долл. (увеличившись на 53,3%).
В 2018 г. дефицит наблюдался в торговле Украины с Китаем (5,44 млрд долл., рост на 47,8% по сравнению с предыдущим годом), Россией (4,43 млрд долл., рост на 36,3%), Германией (3,75 млрд долл., рост на 2,0%) и Беларусью (2,48 млрд долл., рост на 20,6%). Положительное сальдо торгового баланса Украины было получено в результате внешнеторговых операций с Индией и Египтом с профицитом в размере 1,56 млрд. долл.
http://www.fmprc.gov.cn/rus/xwfw/iyrth/iyrbthdhdw/t11 52246^Ыш!
Следовательно, можно сделать вывод, что относительная значимость Украины как поставщика товаров в Китай не только невелика сама по себе, но и демонстрирует
отрицательную динамику. В то время, когда Китай набирает все больший вес во внешней торговле Украины, позиции Украины как потенциального партнера Китая ослабевают.
10
Об- Доля Доля Экс- Доля Доля Им- Доля Доля
щий Китая Укра- порт Китая Укра- порт Китая Укра-
объе в об- ины в Укра- в ины в из Ки- в ины в
м щем общем ины и укра- китай- тая в иморте им-
тор- объеме объеме Китая ин- ском Укра- Укра- порте
говли тор- тор- (млрд. ском экс- ину ины, Ки-
с Ки- говли говли дол.) экс- порте, (млрд % тая, %
таем (млрд Украины, Китая, % порте, % % . дол.)
. дол.) %
2001 0,68 2,12 0,13 0,48 2,95 0,07 0,2 1,26 0,19
2002 0,93 2,66 0,14 0,67 3,73 0,07 0,26 1,53 0,22
2003 1,52 3,29 0,17 1 4,33 0,11 0,52 2,25 0,24
2004 1,56 2,52 0,13 0,82 2,50 0,12 0,74 2,55 0,14
2005 2,52 3,57 0,17 0,71 2,07 0,23 1,81 5,01 0,10
2006 2,85 3,41 0,16 0,54 1,40 0,23 2,31 5,12 0,06
2007 3,74 3,40 0,17 0,43 0,87 0,27 3,31 5,45 0,04
2008 6,15 4,03 0,23 0,55 0,82 0,39 5,6 6,54 0,04
2009 4,16 4,88 0,18 1,43 3,60 0,22 2,73 6,01 0,14
2010 6,02 5,36 0,20 1,32 2,56 0,29 4,7 7,73 0,09
2011 8,45 5,59 0,23 2,18 3,18 0,33 6,27 7,59 0,12
2012 9,68 6,31 0,25 1,78 2,59 0,38 7,9 9,33 0,09
2013 10,63 7,58 0,25 2,73 4,31 0,35 7,903 10,26 0,14
2014 8,08 7,46 0,18 2,67 4,95 0,23 5,41 9,94 0,13
2015 6,17 8,15 0,15 2,4 6,29 0,16 3,77 10,05 0,14
2016 6,49 8,59 0,17 1,8 4,94 0,22 4,69 11,97 0,11
2017 7,74 8,34 0,18 2,1 4,84 0,24 5,64 11,40 0,11
2018 9,8 9,40 0,21 2,2 4,64 0,30 7,6 13,37 0,10
Китай является крупнейшим поставщиком электромеханической продукции, неблагородных металлов, пластмасс и каучуков, текстиля и текстильного сырья, мебели и игрушек, обуви и оптических приборов на украинский рынок. В 2018 г. в импорте химической продукции в Украину китайские товары составили лишь 8,5% от общего объема импорта химической продукции, что меньше доли Германии и России.
Анализ динамики структуры торговли между Украиной и Китаем показывает, что доля готовой и промежуточной продукции в украинском экспорте неуклонно снижается, а
10 Динамика и перспективы внешнеэкономических отношений Украины и Китая. [Электронный ресурс]. URL: file:///C:/Users/alpin/Downloads/58-67.pdf
доля минерального сырья и растениеводческой продукции увеличивается. Эта тенденция особенно заметна в случае с черной металлургией, которая в начале 2000-х гг. была доминирующей в украинском экспорте. Сегодня Китай стал главным конкурентом украинских производителей этой продукции на азиатском и мировом рынках.
Зато сельское хозяйство продемонстрировало высокую положительную динамику торгового сотрудничества. Для Китая вопрос продовольственной безопасности остается крайне актуальным, поэтому он может стать стратегическим рынком сбыта украинских
продовольственных товаров, особенно зерна, подсолнечного масла, сахара, продукции животноводства. Как подтверждает анализ динамики структуры экспорта в последние годы, наблюдается устойчивый рост торговли продукцией растительного происхождения. Основным игроком в этом секторе является международной компанией NobleAgri, принадлежащая китайской государственной КОФКО (Китайская национальная зерновые, масла и пищевых продуктов корпорации).11
Приток прямых иностранных инвестиций является важным показателем привлекательности национальной экономики и обеспечения ее конкурентоспособности в мировом масштабе. По состоянию на 31 декабря 2018 г. экономика Украины привлекла 32,3
млрд долл. ПИИ.12 Количество стран, которые инвестировали в экономику Украины, на начало 2019 г. составило 125. Наибольшие объемы прямых инвестиций поступили из 10 стран: Кипра, Германии, Нидерландов, Российской Федерации, Австрии, Великобритании, Франции, США, Британских Виргинских островов и Швеции, которой принадлежит более 81% от общего объема прямых инвестиций в украинскую экономику. Количество предприятий, вовлеченных в иностранные инвестиции, на 1 января 2019 г. составляет почти 19 тыс.13 К сожалению, Китай не входит в число перечисленных стран, которые формируют основу инвестиций в украинскую экономику, хотя эта страна считается крупнейшим кредитором мира.
Китайские ПИИ в экономику Украины по видам экономической деятельности по состоянию на 01.01.2019 г. р., %14
Agriculture, hunting, forestry
Manufecturing industry
Trade; repair of cars,
household goods and
personal items Transport and
communications
Нестабильная динамика сотрудничества Украины и Китая во внешнеэкономической сфере обусловлена прежде всего военными действиями на востоке страны, нестабильностью нормативно-правовой базы по защите иностранных инвесторов. Важнейшей задачей во внешнеэкономических связях на современном этапе является значительное привлечение частных инвестиций в реальный сектор украинской экономики и реализация
11 Компания COFCO Agri инвестировала $ 75 млн в строительство нового супермощностного терминала в морском порту. [Электронный ресурс]. URL: https://mtu.gov.ua/news/26913 .html
12 Государственная служба статистики Украины.
[Электронный ресурс]. URL: http://ukrstat.gov.ua/
крупных инфраструктурных и электронных энергетических проектов. Инвестиционное сотрудничество остается ключевой предпосылкой качественных и количественных изменений в структуре двусторонней торговли, что в условиях кризиса может повысить уровень развития страны, способствуя ее устойчивому экономическому росту в XXI в.
Искаженная структура экспорта и импорта, характеризующаяся низкой долей
13 Овденко Л. М. Инвестиции во внешнеэкономическую деятельность // - Киев, 2018. С. 62
14 Китайские ПИИ в Украину в контексте инициативы "дороги и пояса". [Электронный ресурс]. URL: https://www.researchgate.net/publica-tion/335679930_Chinese_FDI_to_Ukraine_in_the_con-text of road and belt initiative
высокотехнологичной продукции в экспорте и преобладанием высокотехнологичного импорта над экспортом, приводит к внешнему технологическому спаду и углублению структурных диспропорций в украинской экономике. Технологическая отсталость промышленных предприятий усугубляется также неэффективной государственной политикой и несовершенной институциональной поддержкой международного сотрудничества, отсутствием эффективных инструментов поддержки инновационных предприятий.
Украина и Китай должны начать с разработки среднесрочных и долгосрочных планов партнерства между двумя странами через производственную кооперацию и создание индустриальных парков и зон технологического развития с привлечением китайского капитала. Благодаря совместному производству высокотехнологичной продукции с Китаем, Украина сможет обеспечить себе достойное место на мировых рынках.
Также для китайских инвесторов важна стабильность и предсказуемость правил для иностранных инвесторов в Украине. До тех пор, пока права инвесторов шатки, инвестиции в Украину будут считаться рискованными.
Несмотря на нынешнюю сложную финансово-экономическую ситуацию, Украина по-прежнему обладает рядом технологических, научных и промышленных возможностей, представляющих интерес для Китая в контексте развития передовых отраслей его экономики и реализации важных стратегических проектов в различных областях. Экономические санкции Украины против России существенно сужают возможности украинского экспорта в Россию и требуют поиска новых рынков сбыта машиностроительной, авиастроительной, военной и продукции двойного назначения. В этом контексте необходимо использовать уже накопленный опыт военно-технического сотрудничества между Украиной и Китаем для его укрепления и переформатирования в современных условиях. Наука и техника — это мощная и прочная основа сотрудничества между странами.
В условиях необходимости быстрой и эффективной модернизации украинской экономики и адаптации ее к современному
мировому рынку инвестиционный, производственный, научно-технический потенциал Китая может стать важным ресурсом для развития и модернизации соответствующих отраслей промышленности Украины. Они могут стимулировать Украину к восстановлению своих позиций на мировом рынке технологий. В то же время это позволяет китайскому бизнесу занять соответствующие ниши на украинском рынке, который быстро интегрируется с Европейским Союзом.
Совместные проекты, реализуемые украинскими и китайскими специалистами, касаются высоких технологий, новых материалов, охраны окружающей среды, производства лекарственных препаратов.
Сотрудничество с Китаем в космической сфере особенно выгодно для Украины, так как позволяет эффективно реализовывать космический потенциал страны. В Украине источники финансирования в этой сфере ограничены, а Китай превращается в одного из ведущих инвесторов в освоение космоса. У Украины есть концепция своей космической деятельности до 2032 г.
Китай имеет достаточно амбициозную и финансово обеспеченную космическую программу и явный интерес к импорту готовой высокотехнологичной продукции. Украине следует воспользоваться этим в интересах национального производства.
Еще один очень важный вопрос украино-китайского сотрудничества — это сотрудничество в сельском хозяйстве. Сельскохозяйственное производство имеет два основных элемента: наличие плодородных земель и новых технологий. В последние годы Китай добился значительного прогресса в выращивании зерновых культур и развитии животноводства. Наличие в Украине больших площадей пахотных земель с высоким потенциалом плодородия имеет стратегическое значение, а также немалую важность для возможного сотрудничества в этой области.
Во взаимовыгодном сотрудничестве с Китаем Украина в полной мере способна внести весомый вклад в обеспечение продовольственной безопасности в мире и стать мощным игроком на международном продовольственном рынке. Со своей стороны, Китай имеет возможность обеспечить
необходимый объем импорта продовольствия из Украины на стратегическом уровне.
Кроме того, приоритетными считаются следующие проекты: строительство в Украине заводов по производству средств защиты растений и удобрений (Украина вынуждена закупать почти всю эту продукцию за рубежом), использование новых технологий, повышение урожайности сельскохозяйственных культур и продуктивности животноводства и птицеводства, развитие логистики в сельском хозяйстве.
Согласно подписанному соглашению, Украина должна была поставлять 4,5 млн т кукурузы и других зерновых культур в 2013 маркетинговом году и 5 млн т ежегодно начиная с 2014 г. и в течение последующих 13 лет. Для украинских аграриев это значимая возможность укрепить свое присутствие на мировых рынках кукурузы, особенно на перспективном китайском рынке. Экспорт кукурузы в страны Дальнего Востока составляет около 13% от общего объема экспорта Украины, а проникновение на китайский рынок позволит Украине как минимум удвоить этот показатель.
Согласно обязательствам и публичным заявлениям руководства Китая, страна стремится удвоить потребление мяса, сои и зерновых в течение следующих двух десятилетий. Это огромный потенциал и возможность для украинского кукурузного и мясного секторов. Отечественное сельское хозяйство нуждается в инвестициях и внедрении передовых технологий. Однако большинство украинских сельхозпредприятий пока ориентированы исключительно на экспорт зерна. Гораздо более перспективными представляются переработка зерна и производство мяса, молока и других продуктов с дальнейшим их экспортом в страны Дальнего Востока.
Украинско-китайское взаимодействие открывает серьезные перспективы в строительстве транспортных коридоров и поставках азиатских товаров в Европу. Не только Китай, но и большинство стран Азии заинтересованы в снижении стоимости и сроков транспортировки товаров из стран-
15 (Лин Лин). ш^^тшшшмтм
Щ (Перспективы и препятствия для торгово-экономических отношений между Украиной и Китаем). ФШ Й ^ № # (журнал Китайская бизнес-теория).
производителей в страны с крупными потребительскими рынками, в частности в страны Евросоюза.15
Новые транспортные маршруты проходят через Китай, Казахстан, Россию, Белоруссию, Польшу и Германию. Транзитное время составляет 16-18 дней, что на 15 дней быстрее, чем по морю. Администрация города Чжэнчжоу уже обслуживает 6 поездок по новому маршруту с товарами на сумму около 100 миллионов долларов США и планирует увеличить свою пропускную способность до 50 поездок с товарами на сумму 1 миллиард долларов США.
На данном этапе Украина заинтересована активно участвовать в расширении географии этого транспортного коридора. Этому способствуют геоэкономическое положение страны, развитая транспортная инфраструктура, широкие потребительские возможности внутреннего рынка, активные торгово-экономические связи с соседними странами и Китаем.
С тех пор как Китай стимулировал развитие своих восточных и южных регионов и переключил свое внимание на развитие центральных и северо-западных регионов, наметилась новая тенденция выставочной деятельности Китая. Его основные характеристики заключаются в следующем:
1. Вектор событий переместился с юга Китая в центр и на Запад;
2. Ярмарки: Китай-Евразия;
3. Инвестиционные и торговые форумы между Востоком и Западом Китая улучшаются.
По мнению руководства КНР, ярмарки являются местом не только для встреч и подписания соглашений — они также призваны облегчить реализацию более амбициозных планов, в том числе идею создания Экономического пояса Шелкового пути через презентацию инвестиционных и торговых возможностей стран - участниц.
Развитие туризма и содействие контактам между людьми, гуманитарное сотрудничество, сотрудничество в сфере образования и культуры — все это необходимые
[Электронный ресурс]. URL:
https://www.ixueshu.com/document/674fa6ad8a98c6004 b38b3cff1a1d31a318947a18e7f9386.html
составляющие для дальнейшего развития украино-китайского стратегического партнерства.
Не маловажным так же считается история с украинским заводом «Мотор-Сич», который выпускает авиационные двигатели широкого спектра применения. Китай пытается купить контрольный пакет акций украинского завода «Мотор Сич». Это сделка крайне беспокоит США, и не напрасно. Двигатели, которые производят на предприятии, могут быть использованы Пекином как на военных, так и на гражданских самолетах. В частности, Китай может поставить их на региональный лайнер ARJ21. Сейчас на нем установлены американские двигатели, и это фактор риска, учитывая усиливающийся торговый конфликт.16
Летом 2019 г.. в Антимонопольный комитет Украины поступила заявка концерна «Укроборонпром» и китайских компаний Skyrizon и Xinwei Group на концентрацию 25% и 50% акций «Мотор Сич», соответственно, для совместного управления и контроля над предприятием. При этом китайские компании пообещали предоставить гранты авиастроительной отрасли Украины на сумму 100 млн долл., если заявка будет согласована.
Данная сделка очень обеспокоила Вашингтон. По мнению американской стороны, продажа завода в разы увеличит оборонительные способности Китая.
Завод имеет в своем распоряжении «не только технологический цикл для двигателей для самолетов и вертолетов, но еще и для крылатых ракет». То есть речь идет о военных технологиях, за которыми Китай активно «охотится».
Китай уже давно позиционирует себя как производитель не только военных, но и гражданских самолетов и вертолетов. Однако самостоятельное производство двигателей пока дается Пекину сложнее, чем производство собственных самолетов.
16 Битва за украинский завод: зачем Китай покупает «Мотор Сич». [Электронный ресурс]. URL: https://fi-nance.rambler.ru/business/42795989/?utm_content=fi-nance_media&utm_me-dium=read_more&utm_source=copylink
17 Битва за украинский завод: зачем Китай покупает
«Мотор Сич». [Электронный ресурс]. URL:
Это значит, что, получив доступ к опыту украинских двигателестроителей, Пекин может решить часть своих проблем с точки зрения надежности двигателей.17
Между тем, если говорить о финансовой стороне сделки, то, покупка китайскими компаниями более 50% украинской «Мотор Сич» проходит в достаточно комфортных условиях для китайской стороны.
Стоимость завода в текущих экономических условиях занижена, значит, — это хорошая инвестиционная сделка. Так же не стоит забывать, что завод считается стратегически важным объектом Украины.
Бывший начальник вооружений Минобороны А. Ситнов говорит, что интерес к "Мотор Сич" со стороны США — это попытка противодействия как Китаю, так и России.18
Сейчас сложно сказать, кому отойдет контрольный пакет акции «Мотор Сич» и будет ли Украина готова к тому, что такой стратегически важный объект страны отойдет одному из мировых экономических гигантов.
Китайско-украинские торгово-экономические отношения так же имеют важное значение с определенной политической подоплекой.
Во-первых, китайско-украинское развитие торговли — это все аспекты, и китайско-украинское общество получает все необходимое. Развитие торгово-экономической ситуации между Украиной и Китаем дает доступ к китайской валюте. Самым ярким примером расширения торгово-экономического сотрудничества Китая и стратегического партнерства Украины является возможность покупать качественные и недорогие технологии и оружие. Украина, бывшая советская республика, наиболее развитая и сильная в таких областях, как судостроение, электроника и ракеты.
Во-вторых, у Украины есть противоречия в вопросе вступления в НАТО и поставок природного газа с Россией (это противоречие давно известно). Это привело к еще большим
https://finance.rambler.ru/business/42795989/?utm_con-tent=finance_media&utm_me-dium=read_more&utm_source=copylink 18 Кому отойдет "Мотор Сич": Вашингтон разложил "российско-китайский пасьянс". [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/opinions/7102239
разногласиям и вражде между Россией и Украиной. Кроме того, Китай и Россия связывают друг с другом некоторые международные политические позиции. Китайско-украинская торгово-экономическая торговля также удерживает Россию.19
Подводя итог, хотелось бы отметить, что между Украиной и Китаем ведется достаточно активная торгово-экономическая связь, что есть хорошо для обеих стран. Китаю выгоден украинский народно-хозяйственный комплекс, а также очень ценится еще оставшийся потенциал и достижения СССР. Украине, в свою очередь, выгодно сотрудничать с таким экономическим «гигантом», как КНР.
Гуманитарное сотрудничество.
Украина и Китай сотрудничали с давних времен в рамках развития торгового сотрудничества на евразийском пространстве. Великий Шелковый путь проходил из Китая в Европу через Киев и славянские земли.
Китай является мощной экономической и индустриальной державой, сотрудничать и ровняться на которую хотят многие страны.
Страна продолжает искать новые пути развития. Да, в сентябре 2013 г. Председатель КНР Си Цзиньпин провозгласил концепцию «Нового Шелкового пути «под лозунгом» Один пояс - один путь». Эта глобальная стратегия включает в себя проекты «экономическая зона Шелкового пути» и «Морской Шелковый путь XXI века» и направлена на создание мощной и разветвленной инфраструктурной сети на пути от западных границ Китая через страны Центральной Азии и Ирана в Европу.20 Инициатива данного проекта («Один пояс, один путь») направлена на устранение «инфраструктурного разрыва» и, таким образом, имеет потенциал для ускорения экономического роста в АТР, Центральной и Во-сточ-ной Европе и Африке для Китая, но, помимо этого открывает новые возможности и для Украины. А также инициатива «Один пояс, один путь» должна быть структурирована
19 ( Почему важны торгово-экономические связи Украины и Китая?). ". [Электронный ресурс]. URL: https://zhidao.baidu.com/question/317348063.html
20 Новый Шелковый путь и культурное сотрудниче-
ство между Украиной и Китаем. [Электронный ресурс]. URL: https://fashion-
как локомотив развития глобальной программы мягкой силы для Китая.
Поэтому Китайская Народная Республика, как страна-лидер мирового развития и главный архитектор экономической зоны строительства современного Шелкового пути из Азии в Европу, который пролегает через Украину, так важна для будущего Украины. Однако самое главное в отношениях между Китаем и Украиной заключается в том, что положительная динамика их развития заключается не в заимствовании чужого, а в глубоком погружении в духовные и культурные истоки этих двух цивилизаций.21
Специалисты констатируют, что инициатива «Один пояс, один путь» может быть одним из самых привлекательных для Украины геоэкономических проектов, который, с одной стороны не противоречит ее стремлениям к дальнейшему сотрудничества и интеграции с Европейским союзом, а с другой -может усилить преимущества Украины и предоставить стимулы к экономическому развитию в целом. Кроме этого, более тесное интеграция с Китаем в рамках «Одного пояса, одного пути» может уменьшить объемы торговли и зависимость от России, которая в настоящее время еще остается крупнейшим торговым партнером Украины [Курылев, Станис 2019: 1310].
В то же время несмотря на то, что Украина первой среди европейских стран на высшем уровне заявила о поддержке китайской инициативы, дальнейшее развитие событий на Украине привел к тому, что до сих пор участие Украины этом проекте является декларативным. Ожидалось, что изменить ситуацию мало третье заседание Комиссии по сотрудничеству между правительствами Китая и Украины, которое состоялось в декабре 2017 г., во время которой была проведена встреча между вице-премьером Госсовета КНР Ма Каем и премьер-министром Украины В. Гройсманом. По ее результатам было объявлено, что Украина и Китай выходят на
diplomacy. com/en/news/culture/new-silk-road-and-cul-tural-cooperation-between-ukraine-and-china/ 21 Новый Шелковый путь и культурное сотрудничество между Украиной и Китаем. [Электронный ресурс]. URL: https://fashion-diplomacy.com/en/news/cul-ture/new-silk-road-and-cultural-cooperation-between-ukraine-and-china/
новый - стратегический уровень взаимодействия, который предусматривает реализацию совместных проектов на общую сумму около 7 млрд долл. Также был подписан ряд договоров, среди которых - План действий Украина-КНР по реализации инициативы построения «Экономического пояса Великого шелкового пути» и «Морского шелкового пути XXI века». В то же время, в документах указано, что Украина будет участвовать в развитии «Одного пояса, одного пути», однако не указано, что Украина становится полноправным членом китайской инициативы. Кроме того, План не содержал конкретных китайско-украинских проектов, которые предполагалось реализовать. Отсутствие содержательного наполнения Плана давало возможность сделать вывод о декларативный характер документа, который ни к чему не обязывает и не принесет ожидаемого результата [Курылев, Станис 2019: 1310].
Учитывая, что мощь Китая растет в современном мире за счет взаимного развития с другими странами, Украина продолжает вести активную политику многостороннего сотрудничества с Китаем. На данный момент Украина является страной, которая стремится превратить свой неисчерпаемый духовный и творческий потенциал в инновационную индустриальную реальность устойчивого развития, причем не за счет, а в интересах всех стран Европы, Азии и всего мира. В этом случае Украину и Китай можно охарактеризовать, как стратегических партнеров. Но нынешнее состояние украинско-китайских отношений, несмотря на подписание Меморандума о стратегическом партнерстве, ориентировано в основном на торгово-экономическую сферу с увеличением Экспортно-импортного дисбаланса в пользу Китая. Для ее минимизации Украине необходимо выйти на другой уровень, на более глубокую производственно-техническую, научно-технологическую, инновационную и инвестиционную базу. Согласно китайскому традиционному мышлению, этому изменению отношений на взаимовыгодных условиях предшествует установление их культурно-этических основ: сначала человеческие отношения, а уже потом - деловые. Для начала необходима взаимная и прежде всего цивилизационная культурная адаптация: украинская - к китайской
культуре, китайская - к украинской и европейской.
В последнее десятилетие китайский язык набирает большие обороты среди всех стран мира. Он становится все более актуальным к изучению и имеет достаточно высокий спрос. С 2004 г. Китай начал развивать сеть международных культурно-образовательных центров, создаваемых Государственной канцелярией по распространению китайского языка за рубежом - Институт Конфуция. В Украине так же открыты Институты Конфуция, которые непосредственно помогают людям, изучающим китайский язык более глубоко понять и прочувствовать китайскую культуру. Так же на базе данного Института осуществляются студенческие стажировки на 6 месяцев в Китай, что способствует развитию украино-китайских отношений.
В 2012 г. подписано обновленное межведомственное Соглашение о сотрудничестве в области образования, в соответствии с положениями которого количество государственных стипендий, предоставляет одна сторона студентам другой стороны, была увеличена в четыре раза: с 25 до 100, начиная с 2013 г.
Согласно Соглашению, стороны взяли на себя следующие взаимные обязательства:
• обмен образцами учебников, пособий, учебных программ, аудио- и видеоматериалами, тестами для средних, профессионально-технических и высших учебных заведений;
• изучение истории, языка и литературы, географии и фольклора обоих государств;
• обмен студентами, аспирантами, докторантами, стажерами и преподавателями;
• обмен научными и научно-педагогическими сотрудниками для проведения совместных научных исследований.
Соглашением установлено, что стороны будут способствовать установлению и развитию непосредственного сотрудничества между учебными заведениями обеих стран, которые, исходя из взаимных интересов, могут заключать отдельные соглашения о сотрудничестве в соответствии с положениями настоящего Соглашения. Стороны будут оказывать возможность гражданам обоих государств получать образование в высших учебных заведениях государства другой стороны
при условии полной оплаты за обучение. Стороны будут способствовать участия ученых в научных программах, проектах, исследованиях, международных мероприятиях, организуемых в обеих странах, и обмениваться информацией о проведении таких мероприятий. 22
Что касается других аспектов гуманитарного сотрудничества между странами, то, так же можно выделить туризм, как один из основных факторов сближения Украины и КНР.
В последние годы поток туристов двух стран увеличился в связи с взаимным интересом. Как уже было сказано выше, до 2010 г. связи между Украиной и Китаем особо не развивались, но, что касается дальнейших лет, то можно отметить, их нарастание, а, следовательно, и туристический прирост. Однако, события 2014 г. приостановили Украино-Китайские связи в культурной сфере. Но, в 2016 г. ситуация начала стабилизироваться, что говорит о притоке туристов в обеих странах. Однако был и другой фактор. В 2015 г. Украина сделала заметные шаги в сторону либерализации визового режима для китайских граждан. В частности, с 20 июня 2016 г. в киевском аэропорту «Борисполь», а с 1 октября — еще и в аэропорту «Одесса» (Одесса, Южная Украина) действует упрощенный порядок въезда на украинскую территорию для китайских бизнесменов и туристов. Он предполагает оформление виз сроком до 15 дней по прибытии в один из двух указанных воздушных портов.
2016 г. был также весьма насыщен китайско-украинскими культурными проектами, самым важным из которых стало открытие на юге Пекина музея-галереи выдающего украинского поэта и художника Тараса Шевченко. Этот музей будет использоваться как площадка для постоянной экспозиции, а также временных выставок, знакомящих с работами современных китайских и украинских художников, скульпторов и фотографов.
Для увеличения количества подобных совместных проектов осенью 2015 г. КНР посетила украинская делегация во главе с министром культуры Украины Е. Нищуком. В
22 Ши Яцзюнь. Правовые и экономические возможно-
сти изучения китай-ского языка на Украине// Киевский национальный лингвистический университет. -2017. - с.31
ходе переговоров Нищука с его китайским коллегой Ло Шуганом был обсужден широкий круг вопросов, среди которых: создание в КНР украинских культурных центров, пути взаимного продвижения прикладных народных ремесел, проведение концертов с участием артистов из обеих стран и т.д.
Китай также уделял немало внимания предоставлению Украине материально-технической помощи в сфере образования. В частности, он передал украинским школам 23,5 тыс. новых компьютеров и оборудовал три лингафонных кабинета в Киевской гимназии восточных языков № 1, где китайский язык изучает около 600 детей. Помимо этого, Международная торговая палата «Шелкового пути» выделила Украине 200 тыс. долл. на образовательные проекты для школьников с особыми потребностями.23
По мнению аналитиков, все это свидетельствует о том, что Китай заинтересован в непрерывном развитии Украины, а также дальнейшем укреплении двустороннего сотрудничества на взаимовыгодной основе. Украине, в свою очередь, следует занимать еще более активную позицию в продвижении межгосударственного взаимодействия для нахождения новых точек соприкосновения.
Отношение китайского общества к Украине за последнее десятилетие изменилось: люди, которые учились в Советском Союзе, в том числе на Украине, и работали с украинскими специалистами, а также те, кто оказывал техническую помощь Китаю после Второй мировой войны, больше не проявляют профессиональной активности. В наши дни молодые китайцы мало что знают об Украине и получают информацию об Украине в основном из третьих источников. Сейчас, когда между Россией и Украиной ведется информационная война, укрепление украино-китайского сотрудничества в информационной сфере приобретает стратегическое значение. Она включает в себя активизацию совместной медийной деятельности двух стран и развитие новых передовых технологий.
Так же важно отметить, что хотя Китай дистанцируется от оценок течения
№( Сближение с Украиной в рамках проекта «Один пояс-один путь») [Электронный ресурс]. URL: https://www.sohu.eom/a/139941969_755233
украинского-российского конфликта, подчеркивая преданности принципам международного права и мирного решения любых конфликтов, Пекин демонстрирует поддержку территориальной целостности Украины. С учетом китайской специфики внешней политики, принципы которой закреплены в Конституции КНР24, а также в «Белых книгах» КНР25, гласящие о невмешательстве Китая в международные дела, такой подход уже является выигрышным для Украины и
ожидать большего в настоящее время не следует [Курылев, Станис 2019: 1311].
Подводя итог, автор отмечает, что отношения Украины и Китая в гуманитарной сфере развиваются и имеют большой потенциал развития в рамках образования. Так же не последнее место занимает туризм, в частности приток туристов из Украины в Китай. Ведь многие студенты, путешествуя, понимают, что хотели бы изучать китайский язык и его культуру.
Библиографический список
Pan Chengxin. Peaceful Rise and China's new international contract: the state in change in transnational society // Chelan Li, Linda. The Chinese State in Transition, Processes and contests in local China. Routledge, 2009. P. 129. ZhengBijian. China's 'peaceful rise' to great power status // Foreign Affairs. 2005, Sept/Oct. №5. P. 18-24.
Ван Люин. Украина и Молдавия в региональной политике КНР // Вестник РУДН. Серия: Всеобщая история. 2018. №2. С. 156. Курылев К.П., Станис Д.В. К вопросу об украинско-китайских отношениях // Постсоветские
исследования. 2019. С.1307. Курылев К.П., Станис Д.В. Этноконфессиональная ситуация на Украине как фактор внутриполитической нестабильности // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2014. № 53 (43). С. 114-117.
Овденко Л.М. Инвестиции во внешнеэкономическую деятельность // Киев, 2018. С. 62 Ши Яцзюнь. Правовые и экономические возможности изучения китайского языка на Украине
// Киевский национальный лингвистический университет. - 2017. - С.31. Ж^¥(Ся Ли Пин), ГТШж (Цзянсы Юань). ФШ^П^МШ (Мирный подъем Китая). ААЖ (Пекин), 2004. С. 139-140.
Сведения об авторе: Алпеева Елена Григорьевна - магистрант кафедры теории истории международных отношений РУДН (e-mail: [email protected]).
References
Van Lyuin. Ukraina i Moldaviya v regional'noj politike KNR// Vestnik RUDN. 2018. S. 156. Kurylev K.P., Stanis D.V. K voprosu ob ukrainsko-kitajskih otnosheniyah // Postsovet-skie issledo-vaniya. 2019. S.1307
Ovdenko L.M. Investicii vo vneshneekonomicheskuyu deyatel'nost' // Kiev, 2018. S. 62
Shi YAczyun'. Pravovye i ekonomicheskie vozmozhnosti izucheniya kitajskogo yazyka na Ukra-ine
// Kievskij nacional'nyj lingvisticheskij universitet. - 2017. - S.31. M^¥(Sya Li Pin), ¿XW^(Czyansy YUan'). (Mirnyj pod"em Kitaya). ААЖ (Pekin
, 2004. S. 139-140.
About the author: Alpeeva Elena Grigor'evna - master's degree student of the department of theory and history of international relations of the Peoples' Friendship University of Russia (e-mail: [email protected])
24 Ф^АК^РЭ^Й ( Конституция КНР). [Элек-
тронный ресурс]. URL: https://baike.baidu.com/item^ ^AKÄffS^ S/241136?fr=aladdin
25 Ф^АК^РЭЙЖ^ (Белая книга КНР). [Электронный ресурс]. URL: http://www.gov.cn/zhengce/baipishu/index.htm