Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕФОРМ В АГРАРНОЙ СФЕРЕ'

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕФОРМ В АГРАРНОЙ СФЕРЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
115
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Область наук
Ключевые слова
экономика / модернизация / развитие / реформы / агролизинг / инновации. / economy / modernization / development / reforms / agroleasing / innovations.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Багирова Т.А., Тагиева Г.А., Османова Г.Р., Байрамова З.Б., Исмаилова Т.В.

Аграрные реформы Азербайджана представляют собой ряд последовательных законов, разработанных и принятых Государственной комиссией по аграрным реформам. Основным направлением реформы было в первую очередь, переход от государственных и коллективных хозяйств к частной собственности на землю. В статье рассматривается основные цели реформы и начало экономической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN DIRECTIONS OF REFORMS IN THE AGRARIAN SECTOR

Agrarian reforms in Azerbaijan are a series of consistent laws developed and adopted by the State Commission for Agrarian Reforms. The main direction of the reform was, first of all, the transition from state and collective farms to private ownership of land. The article discusses the main goals of the reform and the beginning of economic activity.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕФОРМ В АГРАРНОЙ СФЕРЕ»

46 The scientific heritage No 84 (2022)

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕФОРМ В АГРАРНОЙ СФЕРЕ

Багирова Т.А., Тагиева Г.А., Османова Г.Р.,

Азербайджанский Государственный Аграрный Университет,

экономический факультет, старший преподаватель Байрамова З.Б., Исмаилова Т.В.

Азербайджанский Государственный Аграрный Университет,

экономический факультет, Ассистенты

THE MAIN DIRECTIONS OF REFORMS IN THE AGRARIAN SECTOR

Bagirova T., Tagieva G., Osmanova G.,

Azerbaijan State Agrarian University, Senior Lecturer Bayramova Z., Ismailova T.

Azerbaijan State Agrarian University,

Assistant

Аннотация

Аграрные реформы Азербайджана представляют собой ряд последовательных законов, разработанных и принятых Государственной комиссией по аграрным реформам. Основным направлением реформы было в первую очередь, переход от государственных и коллективных хозяйств к частной собственности на землю. В статье рассматривается основные цели реформы и начало экономической деятельности.

Abstract

Agrarian reforms in Azerbaijan are a series of consistent laws developed and adopted by the State Commission for Agrarian Reforms. The main direction of the reform was, first of all, the transition from state and collective farms to private ownership of land. The article discusses the main goals of the reform and the beginning of economic activity.

Ключевые слова: экономика, модернизация, развитие, реформы, агролизинг, инновации.

Keywords: economy, modernization, development, reforms, agroleasing, innovations.

Постановка проблемы состоит в преобразовании системы землевладения и землепользования.

Анализ последних исследований и публикаций показывает что решение аграрных проблем предполагает глубокие социально-экономические преобразования. Большое внимание уделяется кооперированию сельского хозяйства, механизации, ирригации, демократизации сельскохозяйственного кредитования.

Цель статьи проанализировать основные направления реформы в аграрном секторе Азербайджана.

Устранение зависимости экономики Азербайджана от нефти, развитие ненефтяного сектора и обеспечение высоких темпов роста являются основой экономической политики государства. Сельскохозяйственный сектор имеет особое значение в ненефтяном секторе. Модернизация аграрного сектора, более гибкое применение интенсивных механизмов развития и повышение материального благосостояния аграриев играют важную роль в государственной политике как наиболее

реформируемое и поддерживаемое государством направление. Развитие аграрного сектора означает надежное снабжение населения продовольствием, создание новых рабочих мест и валюты, которая будет поступать от экспорта сельскохозяйственной продукции. Это основа стратегического подхода на современном этапе аграрной реформы [7].

Агролизинговые услуги являются одним из направлений государственной поддержки агропромышленного комплекса. Агролизинговые хозяйства были созданы в ответ на требования времени, и целью создания этих хозяйств было проведение важной работы по улучшению снабжения сельхозпроизводителей в стране, обеспечение фермеров льготными агротехническими услугами. За последние 14 лет «Агролизинг» ввез в страну более 42 000 техники и более 35 000 племенных животных, сдав их в лизинг или продав производителям со скидкой. Необходима модернизация устаревшего оборудования, расширение применения инновационных технологий для достижения высоких показа-

телей производительности, повышение конкуренции и качества при оказании сельскохозяйственных услуг, совершенствование механизма государственной поддержки сельского хозяйства. В целях конкурентоспособности на рынке сельскохозяйственных средств производства совершенствовать механизм льготной реализации техники и племенных животных через лизинг, расширять частные агротехнические услуги, эффективно использовать бюджетные средства, выделяемые на концессии, применяя принцип государственно-частное партнерство «Аграрный кредит» при Минсельхозе Утверждены правила использования средств. Думаю, что деятельность этой организации еще больше повысит роль частного сектора в снабжении аграрного сектора.

Особую роль в развитии сельского хозяйства на научной основе играют государственные центры аграрного развития. Объединяя более 70 услуг, эти центры поддерживают фермеров по принципу «одного окна», всегда находятся рядом с фермерами и способствуют повышению их эффективности[2 с. 195].

В целом государство всегда поддерживает аграриев в повышении их эффективности. Государство взяло на себя половину затрат в этой сфере на обеспечение горюче-смазочными материалами сельскохозяйственной техники. Сельскохозяйственная техника и племенные животные продаются фермерам с большими скидками [6 с. 22].

Предоставляются услуги агролизинга, удобрения, медикаменты и ядохимикаты ввозятся государством и реализуются на льготных условиях. Сельскохозяйственный сектор освобожден от всех налогов, кроме земельного налога. Экспортный потенциал нашей страны продвигается через портал Azexport, торговые дома и торговые представительства. Агентство аграрных услуг создано для обеспечения прозрачности выдачи справок и документов. Все это, конечно, заставляет фермеров производить и продавать более качественную продукцию.

Изучить международный опыт в области растениеводства, выявить мировые тенденции, оценить текущую ситуацию на локальном рынке, а также проанализировать цепочку добавленной стоимости отдельных культур, оценить уровень использования удобрений и пестицидов, повысить экспортный потенциал продукты, проведение анализов и т.д. такие виды деятельности более эффективные^].

Одним из важнейших направлений, безусловно, является более широкое применение инноваций в агропромышленном комплексе. Как известно, недавно в Азербайджане прошел первый Международный форум по аграрным технологиям и зеленой энергетике. Форум дал возможность нашим аграриям и работникам сельского хозяйства ознакомиться с мировым опытом и обсудить с известными специалистами пути повышения производительности за счет применения инноваций.

Учитывая большой общественный интерес, можно сказать, что Азербайджан станет одной из

стран, где инновации наиболее широко применяются в сельскохозяйственном секторе. Развитие регионов Азербайджана является важной частью успешно реализуемой в стране стратегии устойчивого социально-экономического развития.

Реализация задач, успешно реализуемых государственных программах в области регионального развития, а также указов Президента о дополнительных мерах в этой сфере, инвестирование в устойчивое развитие ненефтяного сектора страны стимулировала инвестиции, создала новые предприятия и рабочие места, увеличило занятость и сократило бедность[3].

Указом Президента Азербайджанской Республики N° 467 от 14 января 2019 года «О дополнительных мерах по совершенствованию управления в сельскохозяйственном секторе» в целях оптимизации и повышения эффективности государственных услуг, наблюдается совершенствование административного управления, организация контроля качества при реализации услуг, повышение прозрачности, применение инновационных решений, ускорение перехода на электронные услуги [1].

Указом Президента Азербайджанской Республики № 701 от 21 мая 2019 года утверждено «Положение об Агентстве аграрных услуг при Министерстве сельского хозяйства Азербайджанской Республики».

Указом Президента Азербайджанской Республики от 20 июня 2019 года «О совершенствовании деятельности Научно-исследовательского института овощеводства при Министерстве сельского хозяйства Азербайджанской Республики» об усилении деятельности научно-исследовательских институтов при Министерстве сельского хозяйства, научно-исследовательский институт овощеводства стал публичным юридическим лицом в целях создания правовой базы для формирования инфраструктуры осуществления деятельности, связанной с применением и оказанием иных услуг в данной сфере[4].

В целях повышения гибкости и эффективности системы управления региональные филиалы Мин-сельхоза преобразованы из административных структур в Государственные центры аграрного развития (далее - ДАИР). Фермерам оказывается около 70 услуг по принципу «одного окна», во всех районах и аппарате Министерства созданы Советы фермеров, сформировано Аграрное волонтерское движение, создано 11 аграрных объединений.

Было принято решение усовершенствовать механизм аграрного страхования для предотвращения потерь фермеров, работающих в сельском хозяйстве, в результате стихийных бедствий или других причин и для защиты их доходов. 27 июня 2019 года был принят Закон Азербайджанской Республики «Об аграрном страховании» и создан «Аграрный страховой фонд», центральный институт системы аграрного страхования.

Были подготовлены и представлены в соответствующие органы проекты постановлений Кабинета Министров Азербайджанской Республики «Об

утверждении «Правил проведения экспертизы независимых экспертов по аграрному страхованию» и «Положения об информационной системе». Таким образом, на начальном этапе внедрения системы аграрного страхования был включен ряд важных с точки зрения продовольственной безопасности статей, роста экспорта, а также уточнен объем страховых рисков. Аграрное страхование для обеспечения организации, развития и устойчивости создано положение об обеспечении деятельности Фонда.

В отчетном году был реализован новый механизм субсидирования в соответствии с Указом Президента Азербайджанской Республики от 27 июня 2019 года № 759 «О создании нового механизма субсидирования в сельскохозяйственном секторе». Совет по аграрным субсидиям был создан для адаптации механизма субсидирования с целью развития сельского хозяйства.

Совет определяет размер субсидий, предоставляемых в зависимости от площади и вида культуры, по регионам и видам растений. Это повысит гибкость использования инструментов субсидирования в аграрной политике, создаст благоприятные условия для более эффективного использования инструментов поддержки в условиях региональной специализации и совершенствования структуры растениеводческой отрасли.

Решением Совета от 29 августа 2019 года были предприняты первые шаги, утверждены коэффициенты для определения размера субсидии в сфере растениеводства. Утвержденные этим же Постановлением «Правила субсидирования сельскохозяйственного производства» прямо и косвенно обеспечивают сельхозпроизводителей в сфере растениеводства топливом и моторными маслами, пшеницей и рисом, повторные посевы и льготный закуп минеральных удобрений, биогумуса и пестицидов за счет Государственного бюджета предусмотрено сочетание субсидий.

Посевная субсидия покрывает часть затрат производителей на приобретение минеральных удобрений, биогумуса, сертифицированных семян и саженцев, ядохимикатов, используемых при возделывании пашни. В целях закрепления земель и стимулирования создания относительно крупных фермерских хозяйств предусматривается предоставление официально зарегистрированным сельскохозяйственным кооперативам на 10 процентов больше субсидий на посадку многолетних насаждений на площади более 50 гектаров, находящихся в пользовании.

Субсидии сельскохозяйственным кооперативам были связаны с субсидиями для сельскохозяйственных культур, что в конечном итоге снизит административные расходы. По новым правилам субсидирование количества продукции растениеводства продолжится. Поскольку размер субсидии на объем производства напрямую связан с ростом производительности труда, эта субсидия оказывает существенное влияние на стимулирование производства.

Субсидии из государственного бюджета являются одной из важных мер поддержки, принимаемых для стимулирования производства семян и саженцев в стране и улучшения снабжения семенами и саженцами сельхозпроизводителей. В связи с этим новые правила будут предоставлять субсидии производителям семян и саженцев 1 -й и 2-й репродукции, производимых и реализуемых в стране.

В сфере животноводства производители получат субсидию в размере 100 манатов за каждого здорового теленка, полученного путем искусственного осеменения или переноса эмбрионов, 5 манатов за каждый килограмм влажных коконов, доставленных на перерабатывающие предприятия и 10 манатов для пчеловодов.

По новым правилам формируется единая организационная структура предоставления субсидий. Формирование такой структуры позволит устранить существующую розничность в организации субсидирования, профессионально регулировать этот процесс.

Новое правило предусматривает организацию субсидирования через Информационную систему субсидий (далее - СИС), подсистему Электронной сельскохозяйственной информационной системы (ЭИСС). СИС позволяет применять современные и инновационные методы в организации и мониторинге субсидий.

В связи с этим подача производителями электронных деклараций на субсидии, перекрестные проверки в ГИС, организация выездных проверок и применение методов дистанционного зондирования повысят прозрачность и точность процесса субсидирования.

Выводы и предложения

Проанализируя реформы в аграрном секторе можно прийти к выводу что реформы стабилизируют экономику, улучшают социально-экономическое положение населения. Задачи реформы — формирование новых отношений собственности на землю и имущество, изменение и совершенствование производственных отношений путем создания и развития различных видов хозяйств в производственной сфере и инфраструктуре применительно к рыночной экономике. Продолжать обмен опытом и сотрудничество на международном уровне и с максимальной отдачей использовать опыт, почерпнутый за рубежом (например, в ходе ознакомительных поездок). Установить процедуры контроля качества, которым будет следовать компетентная организация в интересах получения верных данных от частного сектора и гарантирования высокого качества баз данных.

Для повышения эффективности аграрных реформ предлагаем следующие:

- формировать новые отношения собственности в аграрном секторе;

- обеспечить аграрный сектор за счет государства;

- согласовать аграрные реформы с экономической политикой государства;

- обеспечить полную свободу товаропроизводителей в организации хозяйственной деятельности и распоряжении своей продукцией;

- развивать социальную защиту населения села;

- Следует более внимательно анализировать ход развития и динамику рынка.

- Необходимо создать механизм сбора и анализа рыночных цен на землю, с тем чтобы прогнозировать изменения рыночной конъюнктуры и при необходимости корректировать транзакционные процедуры и устранять основные препятствия, а также публиковать информацию о рыночных ценах;

- Государству следует поощрять кредитные учреждения к более активному участию в развитии земельного рынка путем использования закладных на основе ипотечного законодательства.

Список литературы

1. Закон Азербайджанской Республики, Законодательство Азербайджанской Республики. Дата обращения: 17 апреля 2018. Архивировано 18 апреля 2018 года.

2. Г. Мамедов «Земельная реформа в Азербайджане: правовые и научно-экономические вопросы», Баку «Елм» 2000г.

3. Алиева-Мамедова Г. Экономика Азербайджана в 90-ые г.г. XX — в начале XXI в.в. XIII Международная научно-практическая конференция «Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история» (2012).

4. Экономические реформы, Дата обращения: 17 апреля 2018. Архивировано 24 апреля 2018 года.

5. Нора Дадвик. Аграрная реформа в пост- социалистическом пространстве: Опыт Болгарии, Молдовы, Азербайджана, и Казахстана / Дэвид Се-дик. — №94. — Вашингтон, округ Колумбия: Международный банк реконструкции и развития/Всемирный банк, 2007. — ISBN 0-8213-7034-0. — ISBN 0-8213-7035-9.

6. Гордеев А. Приоритетные направления долгосрочной аграрной политики// АПК: экономика и управление, 2008 №4, с.22

7. https ://vergiler. az/news/articles/1032. html

ЭВОЛЮЦИЯ МЕТОДОВ ИСПРАВЛЕНИЯ ОШИБОК НА СЧЕТАХ БУХГАЛТЕРСКОГО

УЧЕТА

Шибанова А.А.

старший преподаватель, кандидат экономических наук Московская академия Следственного комитета Российской Федерации

Россия, г. Москва

EVOLUTION OF ERROR CORRECTION METHODS ON ACCOUNTING ACCOUNTS

Shibanova A.

Senior Lecturer, Candidate of Economic Sciences Moscow Academy of the Investigative Committee of the Russian Federation

Moscow, Russia

Аннотация

В статье рассмотрены основные этапы развития методов исправления ошибок на счетах бухгалтерского учета, которые отражают подходы и требования к информации, формируемой в рамках бухгалтерского учета. Выявлены основные допущения и господствующие стереотипы при разработке отдельных бухгалтерских процедур. Изучение методов исправления ошибок на счетах бухгалтерского учета позволило также оценить вклад российских ученых в данной сфере.

Abstract

The article discusses the main stages of the development of methods for correcting errors in accounting accounts, which reflect the approaches and requirements for information generated within the framework of accounting. The main assumptions and prevailing stereotypes in the development of individual accounting procedures are revealed. The study of methods of correcting errors in accounting accounts also allowed us to evaluate the contribution of Russian scientists in this field.

Ключевые слова: бухгалтерский учет, ошибка, метод, сторно, записи, проводки, операции.

Keywords: accounting, error, method, reverse, records, transactions, operations.

Бухгалтерский учет, как система формирования документированной и систематизированной информации о деятельности экономического субъекта и его финансовом состоянии, является неотъемлемым условием ведения деятельности. При этом, к сожалению, часто ведение бухгалтерского

учета является обусловлено не потребностью в информации соответствующих пользователей, а ввиду обязательных требований законодательства. В связи с этим встречаются случаи, когда отдельные процедуры ведения бухгалтерского учета в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.