Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛИТИКИ «МЯГКОЙ СИЛЫ» США В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ'

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛИТИКИ «МЯГКОЙ СИЛЫ» США В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
345
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
«МЯГКАЯ СИЛА» / США / СТРАНЫ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ / ОБЩЕСТВЕННАЯ ДИПЛОМАТИЯ / ЛИБЕРАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Саттарова Мехрангез Самаджановна

В данной статье представлен обзор проявлений «мягкой силы» США в Центральной Азии посредством анализа действий различных субъектов. К основным направлениям политики «мягкой силы» США в Центральной Азии относятся следующие: образовательные проекты, экономические механизмы влияния, сотрудничество в сфере энергетики, общественная дипломатия, распространение либеральных ценностей, медицина и здравоохранение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN DIRECTIONS OF THE IMPLEMENTATION OF THE US «SOFT POWER» POLICY IN CENTRAL ASIA

This article provides an overview of the manifestations of US «soft power» in Central Asia through an analysis of the actions of various actors. The main directions of the US «soft power» policy in Central Asia include the following: educational projects, economic mechanisms of influence, cooperation in the energy sector, public diplomacy, the dissemination of liberal values, medicine and health care.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛИТИКИ «МЯГКОЙ СИЛЫ» США В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ»

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Основные направления реализации политики «мягкой силы» США в Центральной Азии

Саттарова Мехрангез Самаджановна,

аспирант Дипломатической академии МИД России E-mail: mehrangez-sattorova@mail.ru

В данной статье представлен обзор проявлений «мягкой силы» США в Центральной Азии посредством анализа действий различных субъектов. К основным направлениям политики «мягкой силы» США в Центральной Азии относятся следующие: образовательные проекты, экономические механизмы влияния, сотрудничество в сфере энергетики, общественная дипломатия, распространение либеральных ценностей, медицина и здравоохранение.

Ключевые слова: «мягкая сила», США, страны Центральной Азии, общественная дипломатия, либеральные ценности.

«Мягкая сила» означает способность влиять и убеждать государство, его политических, экономических и культурных субъектов на международной арене, исключая военные средства. В США было учреждено агентство по международному развитию для продвижения интересов страны «мягкими» методами. Будучи образованным в 1961 г., этот институт объединил в себе существовавшие на тот момент различные внешнеполитические программы [13]. В настоящее время Агентство США по международному развитию курирует исключительно невоенную помощь другим странам, в частности на постсоветском пространстве [2:137].

В Центральной Азии американская «мягкая сила» применяется с момента обретения ей независимости. Действия Америки постепенно усложнялись, объединяя новые приоритеты в области гуманизма, экономики, здравоохранения, развития гражданского общества, демократии и прав человека. В соответствии с общей целью интеграции центральноазиатских государств в международное сообщество, проводимая США политика направлена на предотвращение их «вырождения в ксенофобские, экстремистские и антизападные режимы, которые способствовали бы усилению региональной нестабильности» [10:61-72].

Данный регион, безусловно, значимый, но далеко не единственный элемент глобальной стратегии США. В то же время для евразийской геополитики Америке критически важно установить контроль над территорией. По этой причине роль и значение Центральной Азии для Вашингтона возрастают [7:47].

К основным направлениям политики «мягкой силы» США в Центральной Азии относятся следующие: образовательные проекты, экономические механизмы влияния, сотрудничество в сфере энергетики, общественная дипломатия, распространение либеральных ценностей, медицина и здравоохранение.

В распространении «мягкой силы» в регионе участвуют посольства США и дипломатические сети, Агентство по международному развитию - USAID, Национальное агентство развития, различные неправительственные организации, бизнес и др. [11]. Они демонстрируют американский образ жизни, связанный с продвижением либеральных и демократических ценностей.

Оценка «мягкой силы» Соединенных Штатов в Центральной Азии зависит от актуальности многих программ развития, проводимых негосударственными субъектами, их отношений с местными властями, от совместного сотрудничества или отказа от него, что также указывает на значение и эффективность «мягкой силы» в регионе [9:6].

Нередко различные параметры «мягкой силы» США связаны с глубокими различиями между странами ЦА. В одних странах существуют традиции недоверия к иностранному, особенно к западному (Туркменистан), другие - наоборот открыты для международного сообщества (Киргизия). Следовательно, для разработки стра-

сз о

сг

0

1

—I

У

=Е СГ

<n

I_

u

OJ

л

тегии Вашингтон должен учитывать региональные и национальные особенности, степень открытости каждой страны [6].

Необходимо отметить, что аспекты, относящиеся к «мягкой силе» США, в частности, продвижение демократии, на самом деле являются частью сложных взаимоотношений с другими странами, в первую очередь с Китаем и Россией.

Новая схема развития отношений между США и Центральной Азией «С5+1» была заложена еще Д. Трампом. Согласно данному формату, «каждая страна должна проводить реформы, которые откроют регион для международных инвестиций и укрепят демократические институты». Однако, наблюдается противостояние Китая.

Соединенные Штаты совместно с Казахстаном и Узбекистаном создали Центральноазиатское инвестиционное партнерство (СА1Р), взяв на себя обязательство инвестировать не менее 1 миллиарда долларов в течение 5 лет для поддержки региональных частных проектов, способствующих расширению экономических связей, торговли и устранению последствий ущерба, нанесенного Covid-19 экономкам стран Центральной Азии [3].

Политика США в отношении Узбекистана оказалась в центре внимания в связи с развитием интересов глобальной державы и их «неоднозначной приоритетностью». Из-за военной мощи страны данное направление какое-то время было одним из главных столпов действий США в Центральной Азии. Впоследствии в стране подтвердилось мнение о западных агентствах, участвовавших в организации «цветных революций» на постсоветском пространстве, как о потенциальных угрозах, что привело к усилению авторитарного режима с резким ограничением деятельности американских неправительственных организаций.

Ситуация стала меняться с приходом к власти Ш. Мирзиеева. Президент Узбекистана посетил Соединенные Штаты в мае 2018 года. А во время своего визита в Ташкент в феврале 2020 года М. Помпео подчеркнул прогресс, достигнутый правительством Ш. Мирзие-ва, способствуя укреплению связей в качестве критерия сотрудничества в Афганистане.

В силу своего экономического успеха Соединенные Штаты часто называют Казахстан потенциальным «маяком» для развития региона. Регулярные визиты официальных лиц США в эту страну подтверждают их статус первых иностранных инвесторов. Реформы, принятые Казахстаном, больше соответствуют улучшению его международного имиджа, чем являются ответом на действия Америки.

«Мягкая сила» США в Таджикистане, на наш взгляд, связана в первую очередь с деятельностью неправительственных организаций, средств массовой информации, финансируемых из-за рубежа, и интернетом. Они могут оказывать существенное влияние на социально-политическую ситуацию внутри стран [1:69-70].

Что касается Туркменистана, то его отказ от демократизации, узаконенный доктриной постоянного нейтралитета страны, является очевидным препятствием для любого влияния со стороны Соединенных Штатов. Формат отношений начал меняться с приходом к власти нового президента Г. Бердымухамедова [9:15]. Это привело к определенным успехам, например, к открытию Комиссии за демократию и права человека к регистрации независимой НПО и ослаблению культа личности [8:154]. Но на практике эти маленькие шаги оказались лишь поверхностными изменениями.

Правительство Соединенных Штатов через Агентство по международному развитию (USAID) объявило о запуске нового регионального проекта «Энергети-

ка в Центральной Азии» сроком на 5 лет стоимостью 38,9 млн долларов. Целью программы является содействие пяти странам ЦА в достижении своих национальных энергетических приоритетов, получения экономических выгод от трансграничной торговли энергией. USAID также работало над укреплением нормативно-правовой базы для развития возобновляемых источников энергии, повышением энергоэффективности [4].

Американские инвестиции были особенно важны в разработке нефти, например, в нефтяном месторождении Тенгиз, наполовину принадлежащем компании Chevron. Соединенные Штаты поддерживают проекты Транскаспийского или Туркменско-Пакистанского газопровода с целью развития взаимосвязанности и сотрудничества в регионе. Связанные с процессом дипломатических переговоров, эти проекты важны для отношений Соединенных Штатов с пятью государствами и их способности оказывать влияние.

Посредством обмена информацией, а также поддержки местного наследия США внедряют стратегию общественной дипломатии, предназначенную для охвата широкой общественности. Эта сеть, в первую очередь предназначенная для молодежи, помогает популяризировать американские ценности. На правительственном уровне эта мера осуществляется Бюро по делам культуры и образования, которое является филиалом Государственного департамента.

Образование, и особенно программы обмена, являются основным направлением политики США, направленной на «завоевание сердец и умов» в ЦА. Америка продолжает содействовать долгосрочному сотрудничеству и институциональным связям между учеными из Центральной Азии и США.

Соединенные Штаты работают над созданием образовательной сети в американском стиле в Центральной Азии. Помимо международных школ, предназначенных для небольшой элиты, правительство США напрямую финансирует деятельность Американского университета в Центральной Азии, расположенного в Бишкеке [9:21]. Описанный в стратегии 2020 года как «растущий центр, где лучшие молодые умы региона могут получить американские степени, востребованные бизнес-навыки и укрепить прочную региональную принадлежность», университет предлагает степени в различных областях с использованием подхода гуманитарных наук [12].

Что касается сферы здравоохранения, то медицинские центры США по контролю и профилактике заболеваний в центральноазиатских странах сотрудничают с министерствами здравоохранения региона, чтобы помочь им защитить своих граждан от Covid-19 [5].

Таким образом, место американской «мягкой силы» в Центральной Азии остается очень неоднозначным, как из-за меняющейся иерархии американских интересов в этом регионе, так и из-за незаинтересованности цен-тральноазиатских лидеров полностью придерживаться модели, которую они хотели бы продвигать. «Мягкая сила» США, вероятно, имеет довольно слабое влияние на этих лидеров, которые, чтобы поддерживать стабильность своих режимов, могут также полагаться на ресурсы, предлагаемые другими державами, присутствующими в регионе.

Литература

1. Александров Д., Ипполитов И., Попов Д., «Мягкая сила» как инструмент американской политики в Центральной Азии: Таджикистан// Россия и мусульманский мир. 2014. № 4 (262). С. 69-70.

2. Братерский М.В., Скриба А.С. Концепция «мягкой силы» во внешнеполитической стратегии США// Вестник международных организаций. 2014. Т. 9. № 2. С. 137.

3. Пустовойтова Е. Что нового предложат США Центральной Азии?// Фонд стратегической культуры, 05.03.2021. URL: https://www.fondsk.ru/ news/2021/03/05/chto-novogo-predlozhat-ssha-centralnoy-azii-53078.html (дата обращения: 25.11.2021).

4. США запускают проект USAID «Энергетика в Центральной Азии»// by E2nergy 03.10.2020. URL: https:// eenergy.media/2020/10/03/ssha-zapuskayut-proekt-usaid-energetika-v-tsentralnoj-azii/ (дата обращения: 27.11.2021).

5. США сочли дополнительную помощь для борьбы с COVID-19 в Центральной Азии «инвестициями во весь мир»//Каравансарай, 08.05.2020. URL: https://central.asia-news.com/ru/articles/cnmi_ca/ features/2020/05/08/feature-02 (дата обращения: 25.11.2021).

6. Cooley А. Great Games, Local Rules: the New Great Power Contest in Central Asia, Oxford University Press, 2012.

7. Laumulin M. U.S. Strategy and Policy in Central Asia// Central Asia and the Caucasus № . 4(46), 2007. P. 47.

8. Levine I. US Policies in Central Asia. Routledge, 2016. P. 154.

9. Le soft power des États-Unis en Asie centrale// IFEAC, Working paper № 31. 2020. P. 6.

10. Lord C. Diplomatie publique et soft power// Politique américaine. Vol.3, № 3, 2005, pp. 61-72.

11. Petric B. Le Kirghizstan: soft power et inflation électorale// Hérodote. Vol. 129, № 2, 2008, pp. 145-165.

12. Report Bureau of South and Central Asian Affairs, United States Strategy for Central Asia 2019-2025, 05.02.2020. - URL: https://www.state.gov/united-states-strategy-for-central-asia-2019-2025-advancing-sovereignty-and-economic-prosperity/ (дата обращения: 25.11.2021).

13. U.S. Agency for International Development (USAID). Режим доступа: http://www.usaid.gov/whowe-are (дата обращения: 27.11.2021); The Foreign Assistance Act of 1961. URL: http://pdf.usaid gov/pdf_docs/pcaab142. pdf (дата обращения: 27.11.2021).

THE MAIN DIRECTIONS OF THE IMPLEMENTATION OF THE US «SOFT POWER» POLICY IN CENTRAL ASIA

Sattarova M.S.

Diplomatic Academy of the Ministry of Foreign Affairs of Russia

This article provides an overview of the manifestations of US «soft power» in Central Asia through an analysis of the actions of various actors. The main directions of the US «soft power» policy in Central Asia include the following: educational projects, economic mechanisms of influence, cooperation in the energy sector, public diplomacy, the dissemination of liberal values, medicine and health care.

Keywords: «soft power», USA, Central Asian countries, public diplomacy, liberal values.

References

1. Alexandrov D., Ippolitov I., Popov D., «Soft power» as an instrument of American policy in Central Asia: Tajikistan// Russia and the Muslim world. 2014. No. 4 (262). pp. 69-70.

2. Bratersky M.V., Skriba A.S. The concept of «soft power» in the US foreign policy strategy// Bulletin of International Organizations. 2014. Vol. 9. No. 2. p.137.

3. Pustovoitova E. What new will the USA offer to Central Asia?// Strategic Culture Foundation, 05.03.2021. - URL: https://www. fondsk.ru/news/2021/03/05/chto-novogo-predlozhat-ssha-centralnoy-azii-53078.html (accessed: 11.25.2021).

4. USA launches USAID project «Energy in Central Asia»// from E2nergy 03.10.2020. URL: https://eenergy.media/2020/10/03/ ssha-zapuskayut-proekt-usaid-energetika-v-tsentralnoj-azii / (accessed: 11.27.2021).

5. The United States considered additional assistance to combat COVID-19 in Central Asia as «investments in the whole world»// Caravanserai, 08.05.2020. URL: https://central.asia-news.com/ ru/articles/cnmi_ca/features/2020/05/08/feature-02 (accessed: 11.25.2021).

6. Cooley A. Great games, local rules: The New Competition of the Great Powers in Central Asia, Oxford University Press, 2012.

7. Laumulin M. U.S. Strategy and Policy in Central Asia // Central Asia and the Caucasus No. 4(46), 2007. p. 47.

8. Levin I. U.S. Policy in Central Asia. - Rutledge, 2016. - p. 154.

9. «Soft power of States» - The Central Union of Asia // IFEAC, Working Paper No. 31. 2020. p. 6.

10. Lord K. Public Diplomacy and soft power // Politics of America. Volume 3, No. 3, 2005, pp. 61-72.

11. Petrik B. Kyrgyzstan: soft power and inflation // Herodotus. Volume 129, No. 2, 2008, pp. 145-165.

12. Report of the Bureau of South and Central Asian Affairs, United States Strategy for Central Asia for 2019-2025, 05.02.2020. -URL: https://www.state.gov/united-states-strategy-for-central-asia-2019-2025-advancing-sovereignty-and-economic-prosperity / (accessed: 11.25.2021).

13. The United States Agency for International Development (USAID). Access mode: http://www.usaid.gov/whowe-are (accessed: 11.27.2021); on Foreign Aid 1961 Law. - URL: http:// pdf.usaid gov/pdf_docs/pcaab142.pdf (accessed: 11.27.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.