Научная статья на тему 'Основные направления развития русской культуры в xix - начале ХХ в'

Основные направления развития русской культуры в xix - начале ХХ в Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
6689
204
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСКУССТВО / ART / КУЛЬТУРА / CULTURE / ЖИВОПИСЬ / АРХИТЕКТУРА / ARCHITECTURE / ЛИТЕРАТУРА / LITERATURE / МУЗЫКА / MUSIC / СТИЛЬ / STYLE / ЖАНР / GENRE / БАЛЕТ / BALLET / ТВОРЧЕСТВО / ТРАДИЦИИ / ART AND TRADITIONS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Козьменко Ольга Петровна

В статье освещаются основные направления передовой русской культуры в конце XIX начале ХХ в. Это время, как справедливо отмечает автор, вошло в историю России как золотой век русской культуры. Кроме этого, в статье анализируются особенности общественно-культурной жизни России первых десятилетий ХХ в., которое и определило содержание культуры последующие 20 лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BASIC DIRECTIONS IN DEVELOPMENT OF RUSSIAN CULTURE OF XIX - THE BEGINNING OF XX CENTURIES

In article the basic directions of the advanced Russian culture in the end of XIX the XX th century beginning are taken up. This time as the author fairly marks, has become in Russian history, as the Golden Age of Russian culture. Besides, There are analyzed features of a socially-cultural life of Russia of the first decades of the XX th century which has defined the culture maintenance the next 20 years.

Текст научной работы на тему «Основные направления развития русской культуры в xix - начале ХХ в»

ИСТОРИЯ РОССИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ, И ОБРАЗОВАНИЯ

основные направлени

в xix

ния развития русской культуры х^начал/хх в.

кОЗьменко

ального исполнительст:

Кафедра

Московский государственный тарный университет им. М. А Радищевская, 16, Россия,

вешаются основные направления певедвши русской культуры в конце XIX —Яазале^Х^. Это время, как справедлив0Ц|тмеииет автор, вошло в историю России как зовотой век русской культуры. КроМе'этоьйьвгтатье анализируются особенно-стиЧЪшественно-культурной жизни Рос^^и Лярвых десятилетий ХХ в., которое и определило содержание культуры последую

Ключевые слова: искусст ка, стиль, жанр, балет, творче

к культура, живопись, архитектура, литература, музы-адиции.

Как известно, XIX в. вошел в российскую историю наравне с другими знаменательными событиями как «золотой век» русской культуры, что дало возможность России не только достичь высоких результатов в этой области по сравнению с передовыми европейскими государствами, но в некоторых направлениях и значительно опередить их. Уникальность этого явления состоит, по нашему мнению, в том, что оно происходило на фоне политического и социально-экономического отставания российского общества в этот исторический период. В то же время необходимо подчеркнуть, что в условиях модернизации российское государство остро нуждалось в образованных специалистах, подготовка которых проходила в городах, которые также ста-

ли формироваться как основные культурные центры. В свою очередь, этот процесс позитивно сказался на развитии основных направлений русской культуры, в частности литературы, театра, музыки, изобразительного искусства и т.д.

Стремительный рост русского самосознания после победы в Отечественной войне 1812 года также сказался на становлении «золотого века» русской культуры, движении декабристов, мощном подъеме обЩкствшной и философской мысли, появлении уникальных художественных произведений, связанных с началом новой эпохи в русской культуре. Ве\д;о и многое другое изменило к концу XIX в. представление о чтк победивший в

му оставался в творчества велико-

Отечественной войне 1812 года русский народ по-«рабстве и невежестве», что хорошо видно, на го русского поэта А.С. Пушкина. ^^

Этот период способствовал активномУразщтиЮ' двух течений общественной и философской мысли о будущам^Россдр - западничеству и славянофильству, которые глубоко расходились во взглядах на важные аспекты культуры. Как известно, западники \тстаивали европейские образование, науку, просвещение и т.д., определяющие общественную жизнь. Славянофилы, в свою очередь, признаваии самобытный путь развития Мссии^ела-ли ставку на ее религиозно-историческое и культурно-национальное своеобразие. В передовой дворянЯкорусской культуре красной «итию проходила мысль против сословного неравенства, крепостничества, беспредельного произвола властных структур, засилья чиновничьей бюрократии.

Одновременно^первой половине XIX в. в русской культуре наблюдается начавшийся^Ъст ее демократизации. В соде туры начинает все больше звучать тема «про деб «жпных^Юдей». Эта тема получает^во ную эпоху, связанную с отменой кре

ании^роизведений куль-ода, положения и су-тие уже в пореформен-в феврале 1861 г. и по-

емской, городской, судебной, во-

щими реформами Алексан, и др.

этой связи необходимо тие русской культуры про ных в Российской импер^ив о' вания и др. И тем самы

•что в рассматриваемый период разило с учетом лучших традиций, накоплен-и литературы, науки, искусства, образо-и русской культуры весь XIX в. характерен своей «цельностью» (1), хоте появились свои особенности. В частности, отмена крепостного права, рыночные отношения, развитие промышленности и т.д. создавали новые условия для развития культуры, прежде всего в области образования. Последнее оказало большое влияние на рост сельских и городских школ, средних технических и высших учебных заведений. Их выпускники увеличивали ряды интеллигенции, что, в свою очередь, сказалось на росте издательств, тиражах газет и журналов, развитии театрального, музыкального и других видов искусств.

По аналогии с XIX в. начало XX в. называют «серебряным веком» русской культуры - главным образом в сфере литературы и искусства. Великие

социальные и военные потрясения, которые произошли в этот сравнительно краткий по времени период российской истории, оказали серьезное воздействие на культуру страны. В этот период Россия прочно вошла в систему мировых держав, тесно связанных между собой экономическими, политическими и культурными узами. Усилилась интеграция русской культуры в общемировую. С одной стороны, в России находили широкое применение новинки научно-технического прогресса передовых стран - телефонгкинемато-граф, граммофон, автомобиль, летательные аппараты, достижения точных наук; широкое распространение в литературе и искусстве^олу«или различные направления - импрессионизм в живописи, модерн в архитектуре, символизм, футуризм, акмеизм и т.д. С другой стороны, «ультура значительно

обогатилась достижениями русской науки, литературы и искусства.

В XIX в. ведущей областью русской Жу^ьтуры^становится литература, для которой была характерна быстрая^менаЭстетических направлений:

классицизм XVIII в. на короткое вр рый уступает место романтизму их происходила в рамках одно ли в своем творчестве отда гражданственность, чувст гда были основой русской

яется сентиментализмом, кото-ему приходит реализм. Смена

поколений, так что некотор личным направлениям. нального самосознания, о^ри туры с древнейших

исате-того, все-ты сохранились и развивались в первой половине XIX в., ^рму тЬолобствовала прежде всего Отечественная война 1812 года. Тема врйны\ратр'иотизма русского народа вошли^ творчество известных русских поэтов: Державина, Карамзина, Жуковского, Крылова, Востокова, Пушкин» Пущина, Лермонтова и многих других. Особое значение для русской культуры имела поэзия декаОрвстов'Кф. Рылеева, А.И. Полежаева и\рг, которая была проникнута патриотизмом, любовью к своей Родине, поисками добра и справедливости. нтиментализм в русской литературе получил распространение на ру-II-XIX вв. Видным представителом сентиментализма был Н.М. Ка-н. Широкую известность^ринесла'ему повесть «Бедная Лиза» (1790 г.). начале XIX в. Карамзин ст|но|вигоя убежденным консерватором и монархистом. Новые воззрения^чсаття^тразились в его главном труде - «История государства РоссийсЦош»^^'

Призыв к возрождению допетровской культуры содержится в бессмертном произведении А. С. Грибоедова «Горе от ума». В комедии писателя Фамусов и Чацкий каждый по своему любят Россию и негодуют на засилье французской моды, а потерявшему национальное лицо Санкт-Петербургу здесь противостоит Москва (2).

В эпоху Отечественной войны 1812 года, когда особое распространение получают идеи патриотизма, необходимости служения Родине и т. д., сформировался стиль «романтизм». Его характерная черта - противопоставление реальной действительности и идеальных образов, ситуаций, мировосприятия. В. А. Жуковский - поэт, положивший начало развитию романтизма в

нов» и повесть истории Росси

отечественной поэзии. Белинский отозвался о его творчестве как о «целом периоде нравственного развития нашего общества». С писателями романтического направления связано формирование русского исторического романа. Видным популяризатором национальной старины и самобытности в первой половине XIX в. стал герой войны 1812 года М.Н. Загоскин /1789-1852). Написанный им «Юрий Милославский» оказался «первым истор5ческнм русским романом» (3). ^^ ^Г^

С середины XIX в. начал формироваться новый стиль^рУсской литературы - реализм, в котором видную роль сыграло твцрчест1о^-.С. Пушкина. В его произведениях наиболее полно выразились национальные черты русского характера. Как известно, великий русскийпо^явился ярким выразителем русской словесности, родоначальником русского литературного языка. Именно в его творчестве русский язык впервыешредстает действительно великим, могучим, правдивым и свободным!^™ ранние произведения -«Руслан и Людмила», «Цыганы», «Карказсмий пленник» и другие - связаны с романтизмом. Однако позднее^^го^вориестве преобладает реализм, хотя представлены основные виды_и жанры литературы. В частности^^вэтиче-ском творчестве он - певец свободы.

В этой связи необходимо отметить, что в романе «ШгенииЦунегин» Пушкин рисует масштабные кЯртины русской жизни. Траредия^Бйрис Году-апитанская дочка» посвящены значительным событиям в

N

После А.С^Пуш!ина особая роль принадлежат творчеству М.Ю. Лермонтова, которому присущ реализм, показ сложного периода в жизни русского риод

строениях народа. В его творчестве особое место принадлежит роману «Герой нашего времени», патриотическим произведениям «Бородино», «Родина» и др., в которых также ярко высвечена тема гражданственности ,Смерть поэта»), а тема любви Досит драматический характер.

Особая роль в русскоВ^итераГуре первой половины XIX в. принадлежит величайшему русскЬму^раваику Н.В. Гоголю. Острой, ядовитой сатирой пропитан его «Ревизор Трагедия маленького человека со смешным и ставшим нарицательным именем Акакий Акакиевич описана в повести «Шинель». В конце своей жизни, в 1848 г., писатель издал «Избранные места из переписки с друзьями» и «Размышления о божественной литургии», ставшие лучшим образцом русской духовной прозы XIX в. (4).

Во второй половине столетия в литературе окончательно утверждается реализм и появляется критический реализм. Русские писатели в своем творчестве отражали реальные события из жизни общества, давали объяснения существующим несправедливостям. Об этом свидетельствуют названия произведений, например, Чернышевского и Герцена - «Что делать?» и «Кто вино-

сложного

аступившего после декабрьских^обытий 1825 г. Этот пе-разочарованием, неприятием окружающей действительности

ват?» Описывая события, они не только ставили вопросы, волновавшие современное общество, но и предлагали их решение.

На вторую половину XIX в. приходится творчество Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, И.С. Тургенева, Н. А. Некрасова, И.А. Гончарова, М.Е. Салтыкова-Щедрина, А.Н. Островского, А.П. Чехова и других выдающихся русских писателей, которые в своих бессмертных произведениях обращаются к внутреннему миру человека, его духовности, проблемам, независимо от социального статуса (5).

Так называемый «серебряный век» русской лит рубеже веков «золотой век» пушкинской эпохи, прин тературу массу идейных шатаний. В русской щую роль продолжали играть Л.Н. Толсто Сибиряк, А. П. Чехов, придерживавшиеся Эти традиции продолжили и писате. А. И. Куприн, И. А. Бунин. Но наряду революционное десятилетие и

никают различные литературн меистов, футуристов и др. ских норм и представлени

Символизм как разновидность модернистского напр ре и искусстве сложился во Франции в 80-90-е гг. XI организованных выступлений русских символистов символизм» (Ж93|)1Г^котором были представлены так н

сменивший на чественную ли-начала XX в. веду-оленко, Д. Н. Мамин-ритического реализма. о ^поколения - А.М. Горький, аправлением, особенно в пред-енно в поэтической среде, возов, ак-эстетиче-

жки и объединения - символ щиеся отойти от традициош

имволизм как поэзия площение в творчестве А. лучшим стали «Стихи оПр нием идей Вл. Соловьев честве А. Блока на перед

терату-з первых орн"ик «Русский таемые «стар-

шие» символисты Д. С. Мережковский и В.Я. Брюсов. Позже на арену художе-ственной'сювесчрсти вышли «младосимволисты^^АА^лок, К.Д. Бальмонт, 3.Н. Вщспиуо^Андрей Белый (Б.Н. Бугаев),^.И^Иванов и др. В 1904-1905 гг. издавался^урнал символистов «Весы>»^ашкт£иная особенность поэтов-сим-в - высокая «техника» стихосложения, «изобретательство» необыч-ныхслов и выражений (6). ^^^

искусство получил наиболее яркое и полное ока. Среди первых его произведений самым асной Даме», написанные под прямым влия-ии, Вечной Женственности (7). Позже в твор-план выходит тема России, любви к ней -

«Русь», «Скифы», «Родина» и др. К поэзии серебряного века относятся также М.И. Цветаева, С. А. Есенин, Б.Л. Пастернак и многие другие.

В 1910 г. появляется в русской литературе и искусстве другое модернистское течение - футуризм. Футуристы стремились создать «искусство будущего», отрицали традиционную культуру, ее моральные и художественные ценности. Эти принципы были изложены в своеобразном манифесте футуристов под характерным названием «Пощечина общественному вкусу», опубликованном в 1912 г. Главное требование футуристов - абсолютная свобода творчества. К этому течению принадлежали известные поэты В.В. Хлеб-

ников, Д.Д. Бурлюк, И. Северянин. С футуризмом было связано и начало поэтического творчества В. В. Маяковского, Н.Н. Асеева, Б. А. Пастернака.

В русской архитектуре первой половины XIX в. длительное время сохранял свои позиции классицизм, утвердившийся в России в конце XVIII в. Разновидностью классицизма явился ампир, получивший распространение в начале XIX в. В стиле ампир возводились преимущественно зджияобщест-венного назначения: правительственные учреждения, театры^ Храмы. Наиболее видными представителями классицизма в русской архитектуре были А.Н. Воронихин, А. Д. Захаров, К.И. Росси, В.П. Стасрв^Д .И. Жилярди, О.И. Бове. Воронихин возвел в Петербурге Горный\нсГитут и Казанский собор, Росси - новые здания Сената и Синода^а^ккЖ%Главный штаб, Михайловский дворец, Александрийский театр и примыкавшую к нему улицу (названную в честь зодчего улицей Росси)«Ст1ровХЖилярди и Бове возвели монументальные здания в Москве (среди^ихБольшой театр, Манеж, новое здание Московского университета на месте разрушенного при пожаре Москвы в 1812 г.). К середине XIX^. мрдят в моду псевдорусский стиль и псевдоготика. Создателем псевдорусского стиля был Карл Тон, по^щректам которого были возведены в 40-е гг. Большой дворец и Оружейная палата в Кремле, Николаевский вокзал в Москве и Московский в Петербур

Своеобразием отличалась архитектура и скульптура в Ро XIX - начале XX в. Ведущим становится стиль «модерн», кЯко!

щи свободное р сооружений, их ления зданий -В то вр

конце у прису-

тие объемов, асимметрия и вместе с тем монолитность ентальность. Модерн отличался и характером оформ-именением мозаики, витражей керЯмики, скульптуры. енствовалась строительная техника. Стекло, сталь, железобетон, облицовка гранитом стали широко применяться в зданиях различного назначения. Но наряду с сооружениями в стиле модерн возводились в древне-и византийской стилизации здания культового, торгового, администра-общественного назначенвятаковж храм Спас-на-Крови на Екатери-ком канале в Петербурге¿^а месте^ибели Александра II от рук террори-в), Верхние торговые ряды^^оскве (ныне ГУМ, арх. А.Н. Померанцев), здания Исторического музея (арх. В. О. Шервуд) и Московской городской думы (арх. Д.Н. Чичагов), храм^рййтиСпасителя в Москве (арх. К. А. Тон) (8).

Для России XIX в. стЯл^похой формирования национальной музыкальной школы. В предыдущем столетии высокого уровня развития достигла только хоровая духовная музыка; традиции же оперной, камерно-вокальной и симфонической музыки сложились в новом веке. На этот процесс решающее влияние оказали, с одной стороны, западноевропейская культура, а с другой - русский фольклор. Приобщение к европейской культуре не только повысило профессиональный уровень русских композиторов и исполнителей, но и помогло им глубже понять традиции национальной музыки. В XIX столетии в России утвердились европейские нормы концертной жизни. Это было связано прежде всего с основанием Русского музыкального общества (1859),

ые явились создателями

деятельность которого носила просветительский характер. Обществом устраивались регулярные концерты, проводились конкурсы на лучшее музыкальное произведение и т.д.

В стране была создана система музыкального образования европейского типа. В Петербурге (1862) и Москве (1866) открылись консерватории. В XIX в. огромное внимание уделялось изучению фольклора. Русские композиторы считали народную музыку источником вдохновения. Они собирали народные песни и часто использовали их в своих произведениях, при этом не теряя своеобразия собственного музыкального языка.

Для русской музыкальной культуры первой полоBиHЫXIx в. характерно повышенное внимание к опере и камерной вокальной музыке. Серьезный интерес к симфонии появился лишь во второй половине столетия. Особенно популярны были программные симфонические произведения, в том числе симфоническая миниатюра. В русской^узыкепервой половины XIX в. шел интенсивный процесс внедрения национальной мелодики и тематики. Интонации народных мелодий явственно^вудат в романсах А.Е. Варламова, А.А. Алябьева, А.Л. Гурилева, ского романса.

М.И. Глинка, подобно Пушкину в поэзии, был основопо ской классической музыки^^рерной и симфонической^ глубоко осознать особенности русской национальной цы национальной^усской оперы - героико-эпичесТ («Иван Сусанин») и оперы-сказки «Руслан и Людм писал симфоничешие увертюры - «Комаринская», в Мадриде»^ла|одаря творчеству Глинки ру тигла^Люизнанияв Европе (9). ^^ ^ ^

Образцом народно-бытовой драмы явилась опера А. С. Даргомыжского ^«Русвлка»Хпо одноименному произведению АС. Пушкина) и незаконченная опера «Каменный гость». В творчестве композитора центральное место за-ают романсы.

Вторая половина XIX в.^^ремяАрасцвета русской музыкальной культуры. Композитор М.А. Балвк1ре1^идирижер Г.Я. Ломакин стали основателями массового музыкальнцР^образования в России: в организованную ими в Петербурге в 1862 г. бесплатную музыкальную школу принимали всех желающих.

В этот период появилась целая плеяда талантливых музыкантов, но особое место принадлежит творческому объединению русских композиторов, известному как «Новая русская музыкальная школа», «Балакиревский кружок» или, по образному выражению В.В. Стасова, «Могучая кучка», в который входили замечательные композиторы М.А. Балакирев, А.П. Бородин, Ц.А. Кюи, М.П. Мусоргский и Н.А. Римский-Корсаков, создавшие шедевры симфонической, оперной, инструментальной музыки. Так, например, оперы Мусоргского «Борис Годунов» и «Хованщина», Римского-Корсакова «Сад-

город-

рус-ервым ав образ-за царя» оркестра он на-нская хота», «Ночь кальная школа дос-

ко», «Псковитянка», «Царская невеста», Бородина «Князь Игорь» и другие являются всемирно известными произведениями русской и мировой оперной классики.

Творчество П.И. Чайковского - яркая страница в истории не только отечественного, но и зарубежного музыкального искусства. Самые известные сочинения - Первый фортепианный концерт, концерт для скрипки и Вариации на тему рококо. Музыка этих произведений полна света, радостной энергии и внутреннего благородства.

Одно из центральных мест в его творчестве при Чайковский создал 10 опер, из которых наиболее популярные Онегин» и «Пиковая дама». В творческом насладия^омРозитора - 6 симфоний, выдающиеся образцы балетной («Лебединаl^аЗера», «Щелкунчик», «Спящая красавица»), симфонической и камерной музыки (более ста романсов).

Конец XIX - начало XX в. ознаменованы.появлением в русской музыке талантливых композиторов: А.К. ГлЯзуновж СИ. Танеева, А.С. Аренского, В.А. Лядова, И.Ф. Стравинского^^.Н^Скрдоина. Глазуновым были созданы широко известные балеты «Раймонда», «Барышня-крестьянка»,.«£.ремена года»; Танеевым - опера «врескея»* ряд произведений камерой музыки,

длежит опере. Всего - «Евгений

леты фонические ей», сона-оевода»; Ля-ьных и оркест-вление творческого пути автора оперы «Але-

«В

романсы, симфонии; Стравинским - на темы русского фо «Петрушка», «Жар-птица», «ВснЯ1священная»; Скрябиным произведения «Божественная комедия», «Поэма экстаза», «П ты, прелюдии, этюды; Аренским - оперы «Сон на Волге» дов получил известность своим циклом фортепианных, вока ровых миниатюр.^ началу XX в. относится стан выдающеГаCЯ^ИяHИста, композитора С.В. Ра<м

ко» и большого количества инструментальной и вокальной музыки (10).

ручкой живописи первой половины XIX в. наметился постепенный от академизма, оплотом которого являлась Императорская академия еств. Наиболее видным представителем академической школы был Карл Брюллов. Брюллов, сохраняя верность академическому искусству, уже яготел к реализму. Наиболе>кцзвестно его грандиозное полотно «Последний день Помпеи». Поэт^гА Баратынский писал тогда: «И стал "Последний день Помпеи" для русснай^иCilИ первый день». Брюллов писал и портреты своих современников - ИАк Крылова, В. А. Жуковского, Н.В. Кукольника и др. О.А. Кипренский и В.А. Тропинин - выдающиеся художники-портретисты первой половины XIX в. Кипренский передавал в портрете сложный внутренний мир настроений, переживаний. Хорошо известен написанный им портрет А.С. Пушкина (1827). Для творчества Тропинина характерна непосредственность изображения. Он любил изображать людей за каким-нибудь занятием. Таковы его жанровые портреты «Кружевница», «Золотошвейка», «Гитарист». Мастером бытового жанра был А. Г. Венецианов. Он создал серию картин, изображавших крестьян и сельский быт (например, «Гумно», «На жатве», портреты многих крестьян).

Значительное место в русской живописи занимает творчество А.И. Иванова. Его картина «Явление Христа народу» явилась главным делом его жизни. Основная идея картины - убежденность в необходимости нравственного обновления людей.

Решительный поворот русской живописи к реализму предс честве П.А. Федотова (40-50-е гг. XIX в.), которого называю' живописи». В небольших жанровых картинах художник с глубоко реалистично показал «темное царство» купечест^ат ар офицерства, тупую спесь и цинизм чиновничества. картины «Сватовство майора», «Игроки», «Аню

лен в твор-« о. Ллем в чески, но йский быт его известные ор». Во второй

половине XIX в. критический реализм занял у^е^Ип^ствующее положение в русской живописи.

В 1870 г. было создано «Товарищество %удВж|стьенных передвижных выставок», в которое вошли наиболее известные русские художники - И.Н. Крамской, Н.Н. Ге, В.Н. Суриков, В.ГГ^Перов, В.Е. Маковский, Г.Г. Мясоедов, А.К. Саврасов, И.И. Шишкин,^овдне1^Я^им присоединились художники младшего поколения: И.Е. Редин, А*. Куинджи, И.И. Левитан.

представитель русской батал й живопи-ы картин об Отечественной вн|^812 г., 1878 гг. «Туркестанская^коллекя^> (об ис-

военных ражающие без

В.В. Верещагин - выд си. Известны его знаменит о Русско-турецкой войне 18

тории завоевания Средней Азии). Художник сам бы действий на Балканах. и в Средней Азии. Его картЯ

прикрас тяготы

Кру сано ски

ны, являлись осуждением войны

дожником-маринистом был^-К^йБазовский. Им напи-с. картин о море, о борьбе людей с морской стихией, мор-Русская пейзажная живопись была представлена такими вы-художниками, как И.И^ШЯЩЮиЗ,A.К. Саврасов, А.И. Куинджи, Женов, И.И. Левитан, Ф.А^Васильен.

конце XIX - начале XX^. к новому поколению передвижников при-длежали братья А.М. и В:М^Васзецовы, Н.А. Касаткин, С.А. Коровин, И.И. Бродский, В. А. Серов, И ФТЮон. Передвижничество этого периода выражалось в работах на сюжеты из жизни крестьян, рабочих, жителей городов, сел и деревень. Серов создал серию ярких по реалистичности портретов современников, в том числе императоров Александра III и Николая II. Глубокой поэтичностью отличаются полотна братьев Васнецовых на исторические и сказочные сюжеты.

В 1898 г. возникло творческое объединение художников «Мир искусства» (просуществовало до 1924 г.). В него вошли видные художники А.Н. Бе-нуа, Д.С. Бакст, И.Я. Билибин, М.В. Добужинский, Е.Е. Лансере, Б.М. Кустодиев. К нему примыкали также К.А. Коровин, И.И. Левитан, И.Э. Грабарь и Н.К. Рерих. Они пропагандировали высокую живописную культуру, новые формы средств выражения. Их картины отличались яркой декоративностью,

тонким чувством стиля. Под редакцией А.Н. Бенуа и С.П. Дягилева издавался большой иллюстрированный журнал «Мир искусства», проводивший идею защиты «искусства для искусства». Периодически устраивались выставки художников этого объединения (11).

В начале XX в. появились новые, модернистские направле живописи, особенно богатой талантливыми художниками, творческой манеры и сюжетной тематики. Так, своеобразно крупнейшего художника М.В. Нестерова. В картинах «« фоломею», «Пустынник», «Великий постриг» художнЛ^а роды изображает монашескую Русь, создает поэтичес зы. Произведения М.А. Врубеля отличаютс стью - «Демон сидящий», «Демон летящи тинах Б.М. Кустодиева даны красочные сцен быта дореволюционной России. Кустодиев б

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

в русской м их ворчество Варе русской при-игиозные обра-еской напряженно-оверженный». В кар-еческого и мещанского мечательным театральным

известен написанный им порт-

художником и мастером портрета рет Ф.И. Шаляпина. ¿Г

Русское искусство получило широкое признание во многих е странах. Проводимые СЛ^ДяТилевым Русские сезоны в Пар ХХ в. явились этапными сЪбытиими в истории отечествен вописи, оперного и балетного^скусства. В 1906 г. пар] ставлена выставка «Два века русской живописи и ску

щем году в кон ки до Скряби Ф.И. Шаляпин, и го «Бо бале

х они могли познакомится с р 8 г. с исключительным успехом олнивший партию царя Борисам оп ». Наконец с 1909 г. в авшиеся в течение нес

ейских чале жи-

была пред-следую-зьжой от Глин-риже выступал е М.П. Мусоргско-лись Русские сезоны лет. Большой успех имели шка», «Весна священная», м историческим эпохам, к народ-

балеты Иф. Стравинского «Жар ^ рых чувствовался интерес Обрядности фольклору.

Таким образом, русская культура XIX - начала XX в. приобрела мировую звестность. Ее отличали гуманизм игражданственность, народность и демократизм. Дальнейший расСваг отечественная культура получила в ХХ в., когда к ее богатству были прйрощ1йы все слои населения советского общества.

ПРИМЕЧАНИЯ

(1) Андреев Л.Г. Импрессионизм. - М., 1980.

(2) Бердяев Н.И. Судьба России. - М., 1990. - С. 40.

(3) «Вехи». Сборник статей о русской интеллигенции. - М., 1990.

(4) Гомберг-Вержбинская Э.П. Передвижники. - Л., 1970.

(5) Там же.

(6) Дмитриев С.С. Очерки русской культуры начала XX в. - М., 1985.

(7) История русского и советского искусства / Под ред. Д.В. Сарабьянова. Изд. 2-е, перераб. и доп. - М., 1989. Гл. 9.

(8) Культура и искусство России XIX в. - Л., 1985.

(9) Лившиц В. Полутороглазый стрелец. Бубновый валет и Ослиный хвост // Наше наследие. - 1989. - № 1.

(10) О России и русской философской культуре. - М., 1990.

(11) Серебрянов Д.В. Стиль модерн. - М., 1989.

(12) Соколов А.Г. История русской литературы конца XIX - начала XX в(—М., 1988.

(1) (2)

(3)

(4)

(5)

(6)

(7)

(8) (9)

REFERENCES

Andreev L.G. Impressionizm [Impressionism]. - Moscow BerdjaevN.I. Sud'ba Rossii [Fate of Russia]. - Moscow^ 19' «Vehi». Sbornik statej o russkoj intelligencii [«Milestone!» Russian intelligentsia]. - Moscow, 1990. Gomberg-Verzhbinskaja Je.P. Peredvizhniki [Wanderer Tam zhe. % ^^^

Dmitriev S.S. Ocherki russkoj kul'tury n; beginning of XX century]. - Moscow, 1 Istorija russkogo i sovetskogo isku dop. [History of Russian and Si enlarged]. - Moscow, 1989. G

Kul'tura i iskusstvo Rossii XIX v\Russian Culture and Art of the X ningrad, 1985.

Livshic V. Polutoroglazyj str^tei^Bubnovyj valet i Oslinyj hvost lutoroglazy Sagittarius. Jack of Diamonds and The Donkey's

(10) O Rossii i russkojfilosofskoj kul'ture [About Russia and Rus: Moscow, 19

(11) Serebrjanov DVfStiT^odern [Nouveau style]. - Mosc<

(12) Sokolov A.G_IstQriia russkoj literatury konca XIX- m v. [History of Russian late XIX - early XX century]. -

ntof russian culture f xx centuries

llection of articles on the

Leningrad, 1970.

laXX^^tSketches of Russian culture at the

d. D.V. Sarab'janova. Izd. 2-e, pererab. i DV Sarabyanova. Ed. 2nd, revised and

- Le-

die. [Po-№ 1. culture]. -

basic directions in dev of xix - the be

Moscow State Verkhnaya Radis

zmenko

Irian University of M.A. Sholokhov evskaya st., 16, Moscow, Russia, 109240

In article the basic directions of the advanced Russian culture in the end of XIX -the XXth century beginning are taken up. This time as the author fairly marks, has become in Russian history, as the Golden Age of Russian culture. Besides, There are analyzed features of a socially-cultural life of Russia of the first decades of the XXth century which has defined the culture maintenance the next 20 years.

Key words: art, culture, art, architecture, literature, music, style, genre, ballet, art and traditions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.