Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1439
198
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ТЕНДЕНЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ / ОБУЧЕНИЕ / КОМПЕТЕНЦИИ / МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / СИСТЕМА / РЕФОРМЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Уракова Екатерина Андреевна, Гусев Евгений Николаевич, Сидоров Андрей Николаевич

В данной статье авторами рассматривается такое явление, как развитие профессионального образования. В контексте темы были рассмотрены направления современной политики России в области образования, влияние Болонского процесса на профессиональное образование, а также некоторые теоретические аспекты, касающиеся темы. Авторы выделили ряд тенденций образования, так или иначе соприкасающихся с современным процессом обучения. По мнению авторов, одной из важнейших современных тенденций образования является его непрерывность наряду со всеми вытекающими процессами и явлениями. В ходе работы были обобщены основные направления развития профессионального образования, а также были выявлены потенциальные особенности и возможности по модернизации процессов обучения. Авторами также были выделены задачи, решение которых поспособствует изменению системы профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Уракова Екатерина Андреевна, Гусев Евгений Николаевич, Сидоров Андрей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAIN DIRECTIONS OF PROFESSIONAL EDUCATION DEVELOPMENT

In this article, the authors consider such a phenomenon as the development of vocational education. In the context of the topic, the directions of modern Russian policy in the field of education, the influence of the Bologna process on professional education, as well as some theoretical aspects related to the topic were considered. The authors have identified a number of educational trends, one way or another in contact with the modern learning process. According to the authors, one of the most important modern trends in education is its continuity along with all the ensuing processes and phenomena. In the course of the work, the main directions of the development of vocational education were summarized, and potential features and opportunities for the modernization of learning processes were identified. The authors also identified the tasks, the solution of which will contribute to the change in the vocational education system.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

2001. - 32 с.

4. Онучина А.В. Структура универсальных учебных действий обучающихся основной школы // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2018. - №2. - С. 30-40.

5. Приказ Минобразования России от 11.02.2002 г. №393 О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. [Электронный ресурс] / Российское образование федеральный портал -Режим доступа: http://www.edu.ru/documents/view/1660/ (дата обращения: 15.03.2020).

6. Цукерман Г.А. Развитие учебного сообщества //Вопросы психологии. - 2004. - №1. - С. 50-67.

7. Ярычев Н.У., Магомедова З.З. Формирование коммуникативно-речевой компетентности будущего учителя начальных классов в вузе - Кисловодск, 2015.

Педагогика

УДК 377

преподаватель Уракова Екатерина Андреевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); магистрант Гусев Евгений Николаевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); студент Сидоров Андрей Николаевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В данной статье авторами рассматривается такое явление, как развитие профессионального образования. В контексте темы были рассмотрены направления современной политики России в области образования, влияние Болонского процесса на профессиональное образование, а также некоторые теоретические аспекты, касающиеся темы. Авторы выделили ряд тенденций образования, так или иначе соприкасающихся с современным процессом обучения. По мнению авторов, одной из важнейших современных тенденций образования является его непрерывность наряду со всеми вытекающими процессами и явлениями. В ходе работы были обобщены основные направления развития профессионального образования, а также были выявлены потенциальные особенности и возможности по модернизации процессов обучения. Авторами также были выделены задачи, решение которых поспособствует изменению системы профессионального образования.

Ключевые слова: профессиональное образование, тенденции образования, обучение, компетенции, модернизация образования, система, реформы.

Annotation. In this article, the authors consider such a phenomenon as the development of vocational education. In the context of the topic, the directions of modern Russian policy in the field of education, the influence of the Bologna process on professional education, as well as some theoretical aspects related to the topic were considered. The authors have identified a number of educational trends, one way or another in contact with the modern learning process. According to the authors, one of the most important modern trends in education is its continuity along with all the ensuing processes and phenomena. In the course of the work, the main directions of the development of vocational education were summarized, and potential features and opportunities for the modernization of learning processes were identified. The authors also identified the tasks, the solution of which will contribute to the change in the vocational education system.

Keywords: vocational education, educational trends, training, competencies, education modernization, system, reforms.

Введение. Политика Российской Федерации в области образования направлена на структурные изменения содержания и конечных результатов обучения студентов. Работодатели с каждым годом представляют все более новые, качественно обоснованные требования к подготовке специалистов в системе среднего и высшего профессионального образования. Подготовка высококвалифицированных специалистов в большей степени зависит как от получаемых фундаментальных знаний, необходимых для дальнейшей трудовой деятельности, так и от практической деятельности обучающегося, непосредственно связанной с формированием их профессиональных компетенций. В связи с этим, в последние десятилетия произошел резкий скачок в области развития профессионального образования. По большей мере, на итоговую составляющую формирующейся системы высшего профессионального образования повлияло присоединение России к Болонскому процессу в качестве страны-участника. Договор, подписанный Российской Федерацией, дал огромный толчок в модернизации системы отечественного образования.

Формулировка цели статьи — теоретически обосновать и выделить основные направления развития профессионального образования, а так же выявить задачи, решение которых поспособствует изменению системы профессионального образования.

Изложение основного материала статьи. Для достижения и дальнейшей реализации поставленной цели стоит рассмотреть теоретические аспекты профессионального образования. Само понятие «профессиональное образование» может интерпретироваться по-разному, т.к. является широкой категорией, затрагивающей социальную, культурно-историческую и антропологическую концепции. С позиции авторов, целесообразнее выделить только антропологическую концепцию понятия «профессиональное образование», т.к. она непосредственно связана с развитием человека, общества и его институтов, а также служит основой для других концепций. Согласно данной концепции профессиональное образование является особой формой развития человека, его становления как личности в этом мире. Важно отметить само определение профессионального образования - процесса и результата становления и развития личности профессионала в

процессе формирования компетенций, сопровождающегося овладением знаниями, умениями и навыками по конкретным профессиям. С каждым годом требования работодателей, как отмечалось авторами выше, к качеству подготовки будущих кадров увеличиваются, что непосредственно сказывается на профессиональном образовании, как единой системе [2]. В связи с этим возникает сложное противоречие между растущими требованиями к деятельности и личности педагога и его фактической готовностью к труду.

Современное Российское образование имеет ряд возможностей, использование которых позволит повысить не только качество и уровень, но и текущий статус обучения в России. Одним из перспективных направлений в политике профессионального образования является следование ведущим тенденциям, которые, в той или иной степени, соответствуют опыту других стран, мировому сообществу, успехам регионального образования. Сами тенденции можно разделить по нескольким направлениям:

— тенденции, направленные непосредственно на самого обучающегося, его личностный рост;

— тенденции, направленные на образовательный процесс.

К первой выделенной группе тенденций можно отнести:

1) Демократизацию, заключающуюся в общедоступности профессионального образования, свободы выбора типа обучения, специальности, сферы подготовки, а также наличие автономности образовательной организации и участников образовательных отношений. В какой-то степени, демократизация является следствием такой тенденции, как гуманизация, т.к. предоставляет право личного выбора человека в процессе обучения. Студент, как лицо, получающее высшее профессиональное образование, имеет право на альтернативный выбор учебных дисциплин, форм получения образования, структуры подготовки. Помимо этого, демократизация способствует преодолению барьера между студентом и преподавателем - создает равноправный диалог, развивает партнерство. Итогом данной тенденции служит достижение более высоких результатов обучения в связи с вовлеченностью студентов в образовательный процесс;

2) Гуманизацию, основанную на личностно-ориентированном подходе к организации процесса обучения. Личность студента, её воспитание и формирование выдвигаются на первый план. Стоит отметить, что многие авторы объединяют данную тенденцию с гуманитаризацией образования - увеличения количества часов на изучаемые гуманитарные и социально-экономические дисциплины. В совокупности данные тенденции становятся ключом к созданию гармоничной системы обучения и воспитания со своими благоприятными методами, формами, ценностями и условиями обучения. Данные тенденции очень важны, т.к. способствуют формированию гуманистического мировоззрения молодых специалистов, развивают духовные потребности и ценности человека.

Ко второй группе тенденций можно отнести:

1) Непрерывность образовательного процесса, становление самообразования. Непрерывное образование является перспективной тенденцией, связанной с быстрой сменой технологий. Многие профессии устаревают, потребность в них снижается, а непрерывность образования выступает необходимым условием для становления всеобщего характера глобального прогресса, т.к. определяет будущее общества. Стоит подчеркнуть, что непрерывность образования тесно связана с процессом самообразования, поскольку её сущность заключается в том, что студент, как будущий специалист, постоянно повышает уровень своих знаний, в первую очередь, через самообразование (в том числе и по окончании процесса обучения);

2) Интеграцию (образовательных программ, учебных дисциплин, курсов) с реальным производственным процессом, предполагающую формирование у будущих специалистов определенных умений, навыков, компетенций. Стоит отметить, что данный процесс базируется на взаимодействии трех главных составляющих - образования, науки и производства, которые и обеспечивают такой исход обучения (грамотное формирование должных умений и навыков компетентно-обоснованного характера);

3) Интенсификацию образования, связанную с систематическим усложнением профессиональной деятельности, её принципов, характера и содержания, с постоянно развивающимся научно-техническим прогрессом и современными технологиями;

4) Индивидуализацию обучения, соответствующую принципам самоорганизации деятельности студента - перехода к все большему количеству самостоятельной работы обучающегося за счет снижения количества аудиторных часов;

5) Фундаментализацию, направленную на расширение и углубление подготовки студентов по циклу фундаментальных учебных дисциплин. Фундаментальные науки предоставляют возможность свободного ориентирования в области своей профессии с уклоном на прогнозирование дальнейших результатов деятельности [1].

Упор системы образования на развитие и совершенствование потенциально новых тенденций станет явным толком к созданию новейших реформ системы профессионального образования. Стоит отметить, что в такой ситуации роль педагогического образования возрастает, т.к. его качественная составляющая прямо влияет на формирование кадрового состава России. Развитие профессионального образования может происходить только лишь в условиях наличия качественно подготовленных высококвалифицированных педагогов, способных осуществлять научно-исследовательскую, аналитическую и учебно-воспитательную деятельность. Для успешности процессов развития профессионального образования необходимо полностью переработать систему подготовки педагогических работников, т.к. в дальнейшем именно они будут разрабатывать и реализовывать новые тенденции. Вариантом подготовки таких специалистов может стать разработка инновационной образовательной программы с опережающими методиками обучения.

Также важной становится современная тенденция непрерывности образования, укрепляющая позиции педагогов за счет постоянной организации переподготовки и повышения квалификации. Непрерывное образование является одним из главных условий экономического роста, национальной безопасности, а также устойчивого развития общества. Помимо этого, важно создать все необходимые условия для гармоничного развития педагогов - они должны стать профессионально мобильными, конкурентоспособными и обладающими высоким статусом в обществе специалистами. Создав среду для спокойного развития молодых педагогов, государство получит личностей, способных эффективно действовать в постоянно изменяющихся условиях общества [5].

Результат развития педагогического образования должен привести к обновлению системы с характерными структурными изменениями, направленными на формирование высококвалифицированных педагогов. По мнению авторов, наиболее важно здесь выделить задачи, способствующие изменению системы профессионального образования: 1) Изменение структуры профессиональной подготовки специалистов за

счет оптимизации форм, методов и процессов обучения; 2) Улучшение применяемых методик, форм, средств обучения, используемых для обучения специалистов; 3) Развитие тесной связи образования с наукой и производством (хотя авторами и отмечается данное влияние в контексте развития тенденции интеграции образования, его объективная составляющая на данный момент находится на слаборазвитом уровне); 4) Применение отечественного опыта обучения с интеграцией успешной практики модернизации других стран; 5) Усиление взаимодействия между социальными структурами общества - государством, работодателями, организациями (в том числе образовательными, общественными и другими); 6) Формирование полностью адаптивной образовательной среды, позволяющей получать любое образование людям с ограниченными возможностями здоровья [6].

Реализация данных задач требует разработки новых тенденций, задающих определенные векторы развития. Так, возможным продолжением тенденции образования - компьютеризации, может стать дистанционное образование. Важно отметить, что у каждой тенденции есть свои возможности и преимущества, риски и проблемы, которые стоит учитывать при практическом применении. Например, при решении задач по обеспечению связи обучения и трудового процесса, важно учесть аспекты, связанные с научно-исследовательской деятельностью обучающегося в рамках трудовой деятельности, вопросами, касающимися лицензирования интеллектуальной собственности студентов, организацией исследований, финансирование которых будет происходить за счет работодателей и разработки политики сотрудничества.

Стоит отметить, что реализация вышеперечисленных задач возможна лишь при тесном сотрудничестве государства, общества и образовательных организаций в ключе создания принципов модернизации системы образования. В контексте темы стоит выделить достаточно инновационный модульно-компетентностный подход к организации процесса обучения, направленный на соединение двух устаревших, но результативных подходов (предметно-ориентированного и личностно-ориентированного). Сущность данного явления заключается в объединении двух систем в одну единую, связанную с рассмотрением обучающегося как ценного объекта образовательного процесса с развитием его творческого, духовного, активного и инициативного как главной части личности с уклоном на современные образовательные тенденции (самообразование, гуманизм, непрерывность образования за счет индивидуализации и саморазвития и так далее). Содержание обучения при модульно-компетентностном подходе разделяется на модульные блоки и входящие в них учебные элементы, что дает возможность индивидуального подхода к организации учебной деятельности [4]. Так, Львов Л.В. отмечает, что при использовании компетентностного подхода в обучении «в основе личностного и профессионального развития лежит принцип саморазвития... приводящий к творческой самореализации специалиста». Действительно, использование компетентностного подхода является успешным направлением модернизации профессионального образования, т.к. приводит к самоопределению, самоактуализации и развитию индивидуальности человека за счет создания условий для формирования необходимых компетенций у будущего специалиста, что обеспечивает его полную готовность к дальнейшей профессиональной деятельности и успешности. Вместе с этим, в случае соединения компетентностного и контекстного подходов, предыдущее соединяется с потенциально новыми возможностями в овладении «сквозной, разноуровневой системой компетенций». Конечно, возможным это становится лишь в случае соблюдения последовательности образовательной деятельности с упором на социальную и профессиональную мобильность будущего специалиста [3].

Выводы. Таким образом, современное профессиональное образование принимает реформы, влияющие на развитие системы подготовки специалистов. Вместе с тем, изменения на данном этапе носят скорее теоретический, нежели практический характер. С позиции авторов, важным является то, что современное Российское образование нацелено на достижение высоких результатов в области изменения подходов к профессиональной подготовке специалистов, что подтверждается как вовлеченностью педагогов к решению данной проблемы (все большему росту исследований по данной тематике), так и принятием мер со стороны государства по реализации новой образовательной политики. Вместе с тем, ведущие тенденции образования, так или иначе, коснулись профессиональной образовательной системы Российской Федерации, поспособствовав к структуризации изменений. Также стоит отметить, что важным решением современного Российского образования является присоединение к Болонскому процессу. Стоит отметить, что на данном этапе, в своей совокупности тенденции образования способствуют реорганизации процессов обучения, переходу на потенциально новый уровень развития, при котором будут формироваться не только высококвалифицированные специалисты различных профилей подготовки, но и новые педагогические кадры, способные поддерживать развитие образования в нужном направлении.

Таким образом, развитие профессионального образования является сложным и многоступенчатым процессом, в ходе которого, при создании потенциально новой системы, произойдут социальные изменения, тесно связанные с подходами к организации образовательных реформ.

Литература:

1. Маркова С.М., Котенко Е.Ф., Григорян Н.М. Основные тенденции развития содержания профессионального образования // Проблемы современного педагогического образования. 2019. №62-4. С. 124-127.

2. Маркова С.М., Зиновьев О.А., Уракова М.Н. Информационные технологии в профессиональном образовании // Социальные технические сервисы: проблемы и пути развития. Сборник статей по материалам VII Всероссийской научно-практической конференции. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина". 2021. С. 123-125.

3. Селенков Н.Б., Олейниченко Л.Г., Рыбаков А.В. Инновационные подходы к модернизации профессионального образования и возрождение престижности рабочих профессий // Россия: тенденции и перспективы развития. 2011. №6-2. С. 691-694.

4. Сулейманкадиева А.Э., Сулейманкадиева А.Э. Тенденции развития системы высшего профессионального образования в контексте его непрерывности // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития. 2012. №1. С. 93-95.

5. Уракова Е.А., Уракова М.Н. Роль теоретического и практического обучения в профессиональном образовании // Инновационные подходы к решению профессионально-педагогических проблем. Сборник статей по материалам V Всероссийской научно-практической конференции. Мининский университет. 2020. С. 53-55.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.