Научная статья на тему 'Основные направления развития научной школы профессора А. И. Кащенко'

Основные направления развития научной школы профессора А. И. Кащенко Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
154
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПРОДУКТ / ТЕОРИЯ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА / НАУКОМЕТРИЯ И SWOT-АНАЛИЗ НАУЧНОЙ ШКОЛЫ / DIRECT PUBLIC PRODUCT THEORY OF THE FACTORS OF PRODUCTION / SCIENTOMETRICS AND SWOT-ANALYSIS OF THE SCIENTIFIC / SCHOOL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мелиховский Виктор Михайлович

В статье обобщается опыт деятельности научной школы, основанной профессором А.И. Кащенко (1916-1993 гг.) по исследованию теории непосредственно общественного труда и продукта за последние 25 лет. Выделяются три основных направления. Первое предполагает развитие теории непосредственно общественного продукта как усиление социалистических начал в экономике планового хозяйства, государственной собственности. Второе основано на концепции смешанной экономики, когда развиваются и используются и рыночные и нерыночные методы. Третье направление предполагает оценку места и роли России в мировой интеграции с позиций возрастания процессов рыночной глобализации. Выделено то общее, что объединяет идет авторов методология исследования: раскрытие связи содержания и форм экономических отношений, применение метода теоретического экономического моделирования и оценка событий с позиции сочетания исторического и логического.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные направления развития научной школы профессора А. И. Кащенко»

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ НАУЧНОЙ ШКОЛЫ ПРОФЕССОРА А.И. КАЩЕНКО

Мелиховский Виктор Михайлович

доктор экономических наук, профессор

ФГБОУ ВО «Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова», г. Ярославль, Российская Федерация. E-mail: melikhovsky@mail.ru

УДК 330.8

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ НАУЧНОЙ ШКОЛЫ ПРОФЕССОРА А.И. КАЩЕНКО

Аннотация: В статье обобщается опыт деятельности научной школы, основанной профессором А.И. Кащенко (1916-1993 гг.) по исследованию теории непосредственно общественного труда и продукта за последние 25 лет. Выделяются три основных направления. Первое предполагает развитие теории непосредственно общественного продукта как усиление социалистических начал в экономике - планового хозяйства, государственной собственности. Второе основано на концепции смешанной экономики, когда развиваются и используются и рыночные и нерыночные методы. Третье направление предполагает оценку места и роли России в мировой интеграции с позиций возрастания процессов рыночной глобализации. Выделено то общее, что объединяет идет авторов - методология исследования: раскрытие связи содержания и форм экономических отношений, применение метода теоретического экономического моделирования и оценка событий с позиции сочетания исторического и логического.

Ключевые слова: непосредственно общественный продукт, теория факторов производства, наукометрия и SWOT-анализ научной школы.

THE MAIN DIRECTIONS OF DEVELOPMENT OF SCIENTIFIC SCHOOL OF PROFESSOR A.I. KASHCHENKO

Abstract: The article summarizes the experience of the scientific school-based activities A.I. Kaschenko Professor (1916-1993) to study the theory of direct social labor and product over the last 25 years. There are three main areas. The first involves the development of the theory of the social product directly as strengthening the socialist principles in the economy - the planned economy, the state property. The second is based on the concept of a mixed economy, when developed and used, and the market and non-market methods. The third area involves the assessment of the role and place of Russia in world integration processes from the standpoint of increasing market globalization. Emphasis in common, what unites is the authors - research methodology: Disclosure communication contents and forms of economic relations, the application of the method of theoretical economic modeling and assessment of events with a combination of historical and logical position.

Keywords: direct public product theory of the factors of production, scientometrics and SWOT-analysis of the scientific

school.

В Ярославском государственном университете имени П.Г. Демидова 30 сентября 2016 года была проведена межрегиональная научная конференция, посвященная 100-летию со дня рождения выдающегося ученого доктора экономических наук, профессора А.И. Кащенко. На ней присутствовали ученые Ярославля, Костромы, Иваново, Курска, а также студенты-экономисты. Во вступительном слове ректор профессор А.И. Русаков отметил большие заслуги А.И. Кащенко перед университетом. В 1970-1986 гг. он возглавлял кафедру политэкономии, которая обеспечивала преподавание экономики на всех факультетах. Он сыграл большую роль в создании экономического факультета, в подготовке кадров специалистов высшей квалификации. Им опубликовано 120 научных работ, подготовлено 40 кандидатов наук. Все это позволило научному сообществу оценить деятельность А.И. Кащенко как процесс создания научной экономической школы по изучению общественной формы труда и продукта.

Подготовка юбилея потребовала проведения большого комплекса мероприятий. Прежде всего, для обобщения исследований по теории факторов производства В.М. Мелиховским (в соавторстве с аспиранткой костромского профессора Сироткина С.П. доцентом А.В. Сухопаровой, а также аспирантами И.Г. Переломовой, А.С. Тростиным, А.Е. Чистяковым, К.В. Курчидисом) изданы в 20132016 гг. три монографии, в которых поднимались следующие проблемы: эволюция научной школы

A.И. Кащенко, роль институционализма в развитии факторов производства, человеческий капитал, рынок знаний, методология и теория длительных прогнозов экономического и социального развития, общественный труд и оценка трудового дохода, предпринимательский ресурс экономики. В 2016 году в журнале перед конференцией были опубликованы три статьи (В.И. Корняков, В.М. Мелиховский,

B.И. Пефтиев) об развитии теории непосредственно общественного труда и продукта. Кроме того, была подготовлена и оцифрована большая фотовыставка об участниках школы за последние 50 лет, а также организована выставка научных публикаций.

В выступлениях участников конференции поднимались важные вопросы. В.А. Гордеев обосновал роль журнала «Теоретическая экономика» как научного издания и как ведущего регулятора направления, обозначаемого как «теоретическая экономика», причем центральной ее частью считается институциональная составляющая. Профессор Е.Е. Николаева (Ивановский государственный университет) предложила издать научный сборник трудов ученых Верхневолжья, в котором обобщить итоги исследований ученых по экономической теории. Профессор В.В. Чекмарев (Костромской опорный университет) рассказал о преобразованиях в новом вузе и обосновал необходимость сохранения научных школ.

Главный итог конференции - обобщение проделанной работы за последние 25 лет и определение перспектив развития. Научная школа создавалась профессором А.И. Кащенко (1916-1993 гг.) с начала 60-х годов в Ярославле. Выход в свет его книги «Общественная форма продукта при социализме» (Ярославль, 1961, изд. ЯГПИ имени К.Д. Ушинского), а затем и защита докторской диссертации положили начало исследованию категории непосредственно общественного продукта как исходной и основной клеточки экономических отношений в обществе. В ней, по аналогии с методологией оценки товара в «Капитала» К. Маркса, отражаются все ведущие свойства системы. Его коллегой по кафедре политэкономии Ярославского пединститута был профессор Н.Г. Наровлянский, который специализировался на изучении проблем общественного труда. Они подключили к своим разработкам аспирантов - М.А. Терентьева, Э.Г. Фомину и других политэкономов вузов Ярославля, выпускали тематические сборники.

А.И. Кащенко удалось включить в работу политэкономов других городов - Костромы, Пензы, Омска, Ленинграда. Особенно плодотворно развивались исследования в связи с работой диссертационного совета в 1980-1990 гг. В его составе были профессора из костромских вузов М.И. Скаржинский, А.В. Соловьев, С.П. Сироткин, аспиранты которых рассматривали актуальные вопросы экономической теории. Всего за эти годы защитились около 100 соискателей, в том числе по политэкономии 70 человек. Одновременно начали издаваться монографические исследования. Профессор А.И. Кащенко с коллективом соавторов (М.И. Скаржинский, Н.Г. Наровлянский, В.И. Корняков) опубликовали базовое исследование «Непосредственно-общественный продукт в условиях развитого социализма» (М., Мысль, 1981 г.). Ученики и соратники шефа издают свои монографии: В.И. Корняков - о затратах и результатах общественного труда (М., Мысль, 1981 г.), М.А. Терентьев -о плановой цене и общественно необходимых затратах труда (Воронеж, 1984), В.М. Мелиховский - о законе распределения по труду (Иркутск, 1987). Все они защитили докторские диссертации.

Обобщая итоги этого первого этапа, можно выделить его следующие особенности. Первое - исследование развивалось в основном вширь, охватывая разные и зачастую теоретически слабо связанные блоки экономических отношений. Но времени и кадров не хватило на создание полной картины теории непосредственно общественного труда и продукта.

Второе - методология исследования в основном охватывала проблемы оценки развития содержания и форм экономических отношений. Периодизация охватывала лишь известные марксизму этапы - социализм и коммунизм. Однако автором данной статьи в конце 80-х годов предлагались новые подходы к оценке этапов развития и определения степени зрелости экономических отношения в конкретные периоды на основе метода теоретического экономического моделирования. Суть его состояла в том, чтобы в каждом процессе выявить три блока отношений - во-первых, те, которые уже отживают, ибо не соответствуют системе, во-вторых, те, которые адекватно отражают настоящий этап, и те, которые зарождаются и имеют перспективу. В соответствии с таким подходом можно было определить степень зрелости системы. Хотя в исследованиях А.И. Кащенко такой подход не был обозначен, но его оценка данной идеи была положительной. Метод теоретического моделирования оказался применимым к условиям прогнозирования и выбора вариантов развития экономики страны.

Третье - высшим теоретическим достижением стала разработка новой логической структуры по экономической теории на основе концепции непосредственно общественного продукта. В 1982 году был издан сборник научных трудов «Проблемы совершенствования логической структуры политической экономии социализма» (Ярославль, 1982), в котором помещены статьи 13 авторов. Была опубликована программа содержания курса политэкономии коммунистического способа производства, соавторами которой названы: А.И. Кащенко, М.И. Скаржинский, В.И. Корняков, Н.Г. Наровлянский, В.И. Андреев, А.И. Пономарев. Авторы традиционно исходили из деления нового строя на два периода - социализм и коммунизм и оценивали содержание проблем с точки зрения фаз воспроизводства. Но рассмотрение вопросов осуществлялось исключительно с позиции непосредственно общественного продукта. В этом была принципиальная новизна исследования, заявка на дальнейшее изучение свойств и особенностей системы в целом.

Как завершение этого этапа можно оценивать публикацию профессором М.А. Терентьевым в юбилейном сборнике «Концепция непосредственно общественного продукта в современной политической экономии» (Ярославль, ЯГПУ,1995 г.) своего уточненного варианта программы. В ней также автор исходит из концепции коммунистического способа производства, но вопросы рассмотрены с позиции развития товарного производства и его постепенного отмирания. Такой подход, конечно, остается дискуссионным. Однако он не вписывается в современные экономические реалии. Кроме того, ее базовая теория непосредственно общественного продукта прослеживается не во всех разделах программы, что отражает неравномерную разработку данной теории, и может служить путеводителем для тех, кто захочет исследовать проблему в дальнейшем.

Второй этап развития научной школы охватывает период с начала 90-х годов до настоящего времени. В условиях перехода на новую модель хозяйствования в России преподавание политэкономии стало другим. Возросла роль практических проблем, а, главное, фактически не осталось места нетоварным подходам, типичным для теории непосредственно общественного продукта. Исследования в основном ограничивались обобщением итогов проделанной ранее работы. В связи с этим появляются два сборника научных статей, изданных под редакцией проф. М.А. Терентьева в 1995 году о концепции НОП и о противоречиях общественного производства (изд. ЯГПУ). В сборнике о противоречиях были опубликованы статьи 17 авторов из Ярославля, Костромы, Владимира, а также наброски последних статей А.И. Кащенко о путях выхода экономики России из кризиса. В частности, А.И. Кащенко акцентирует внимание на необходимость подвергнуть теоретическому анализу категорию «зарплата», на выявление исторического ресурса товарных отношений при капитализме и в условиях социализма. В сборнике о концепции НОП публиковались статьи 8 авторов, и в нем помещена библиография опубликованных работ А.И. Кащенко. Рецензентами обеих сборников были проф. В.П. Слепцова и доцент Е.В. Сапир. Высказанные рекомендации предполагали развитие теории лишь в рамках уже известных подходов: социализм - коммунизм.

Продолжает исследование теоретических проблем восстановления социалистической модели

непосредственно общественного производства аспирант А.И. Кащенко профессор В.А. Гордеев. В своих многочисленных монография и статьях (им опубликовано 19 монографий и 255 научных статей) он последовательно доказывает неизбежность восстановления в экономике России планового хозяйства, усиления роли государства и роста благосостояния народа на основе отказа от института частной собственности и привлечения к реальному управлению производством всех работников. В числе его учеников и соавторов можно отметить С.В. Шкиотова, А.А. Ананьева и других. Исследование проблем теоретической экономики позволили ему организовать активное сотрудничество с учеными ведущих вузов Москвы, Санкт-Петербурга и с зарубежными исследователями из Беларуси и Казахстана. Важно также отметить его активную пропагандистскую деятельность, когда на страницах газеты «Аргументы и факты» он высказывает свою точку зрения, критикует власти за просчеты в экономике.

Продолжением научных исследований А.И. Кащенко являлась работа коллектива кафедры экономической теории (политэкономии). Заведующий кафедрой в 1989-2006 гг. проф. В.М. Мелиховский организовал научный поиск, результатом которого стала разработка проблемы теории факторов производства. Дело в том, что в своей базовой монографии А.И. Кащенко исследовал такие факторы, как труд, рабочая сила, капитал, деньги, финансы, управление. Это позволяло в дальнейших исследованиях оценивать связи факторов с товарными и нетоварными формами отношений. Тем самым наряду с традиционной для школы А.И. Кащенко концепции государственного социализма, развивается оценка развития в условиях конвергенции методов - рыночных и нерыночных при переходной экономике.

Так сформировалось второе направление в школе А.И. Кащенко. Основными участниками исследований стали аспиранты проф. В.М. Мелиховского - И.Г. Переломова, Е.В. Колдеева, В.Е. Андреев, В.А. Кваша, А.Е. Чистяков, Д.Ю. Данилов, А.С.Тростин, К.В. Курчидис, И.В. Трофимов и другие. Всего за период 1987-2006 годы защитились по специальности экономическая теория (08.00.01) под его руководством в Ярославле и Костроме 26 человек, в том числе за период 2003-2016 - 13 соискателей, которые изучали проблемы развития знаний, информации, финансов, управления. Активно применялись выводы институциональной теории, которая имеет, по моему мнению, глубокие связи с теорией непосредственно общественного продукта. Ведь нормы и правила, применяемые в экономической жизни, имеют в основном по своему содержанию нетоварную природу и могут выражаться в разных видах - товарных и нетоварных.

Третье направление сложилось с участием коллеги А.И. Кащенко по кафедре политэкономии ЯГПУ - проф. В.И. Пефтиева и аспирантки А.И. Кащенко профессора Е.В. Сапир. В своих многочисленных монографиях проф. Пефтиев В.И. неоднократно обращается к работам А.И. Кащенко и оценивает развитие мировой интеграции с позиций роли государства и формирования новых экономических методов взаимодействия субъектов хозяйствования. Одним из первых в российском научном сообществе он формулирует политэкономическую оценку категории «глобализация». Выделим самые существенные признаки данного понятия:

- эволюция капитализма продолжается и потому развивается и глобализация, и мы находимся на начальном этапе ее становления,

- глобализация - феномен наивысшего класса сложности, противоречивости интересов,

- имеется многосоставность агентов, принимающих стратегические и иные решения -суверенные государства, международные организации, ТНК, малый и средний бизнес, диаспоры, некоммерческие организации,

- глобализация несет в себе не только возможности роста и развития, но и угрозы и потери,

- развитие происходит как процесс взлетов и падений; но цикличность в ходе развития глобализации иная, чем ранее, ее предстоит изучить,

- глобальная конкуренция - составная часть феномена - имеет свои особенности, в том числе

новый вид - конкуренция технологий,

- глобализация развивается на фоне институционального кризиса в мире (часто называемого как кризис международного права),

- труд и капитал превращаются в блок «человек - труд - капитал - глобализация», взаимодействия между ними существенно модернизируются по сравнению с предшествующей историей.

Активно развивает данное направление профессор Е.В. Сапир. Еще в 1982 г. она опубликовала в сборнике о логической структуре политэкономии свою статью о формировании НОП в экономических связях стран социалистического союза. Затем в нулевые годы произошла защита ее докторской диссертации и, наконец, заведование кафедрой мировой экономики и статистики на экономическом факультете ЯРГУ.

Назову лишь основные идеи ее монографий:

Геоэкономическое измерение локальных систем (2005 г.),

- Геоэкономика и конкурентоспособность России: научно-концептуальные основы геоэкономической политики России (коллективная монография, 2010 г.),

- Инновационное развитие экономики: сущность, стратегии, измерение (коллективная монография, 2009 г.),

- Иностранные инвестиции и их роль в формировании экономики знаний в России (соавтор Е.А. Сидорова, 2010 г.),

- Малые инновационные предприятия в научно-образовательном кластере региона (соавтор А.И. Волкова, 2015 г.),

- Инструменты формирования новой кластерной политики региона (соавтор И.А. Карачев, 2015 г.)

Совершенно четко прослеживаются три проблемы - геоэкономика, инновационное развитие

и становление кластеров. Все они связаны с факторами производства, с капиталом, пространством (территория), знаниями. Она вместе со своими молодыми соавторами создала новое перспективное направление исследования.

Таким образом, в научной школе проф. А.И. Кащенко в настоящее время функционируют три направления.Первое базируется натеории социализма и предполагает развитие теории непосредственно общественного продукта как усиление социалистических начал в экономике - планового хозяйства, государственной собственности, отказа от итогов приватизации и национализации частного капитала. Второе направление основано на концепции смешанной экономики, когда развиваются и используются и рыночные и нерыночные методы. Третье направление предполагает оценку места и роли России в мировой интеграции с позиций возрастания процессов рыночной глобализации. При всех их внешних различиях у них имеется общее - методология исследования, применявшаяся А.И. Кащенко и дополненная его учениками и последователями. Это - раскрытие связи содержания и форм экономических отношений, применение метода теоретического экономического моделирования и оценка событий с позиции сочетания исторического и логического.

Юбилейные события усилили интерес к вопросу, что такое научная школа и каковы ее признаки. Выскажу свое мнение, которое базируется на опыте школы А.И. Кащенко. Первое - должны быть один-два-три лидера, которые могли бы организовать сотрудничество коллег. Второе - должна быть интересная и перспективная теоретическая и методологическая идея, с помощью которой можно было объединить разные интересы ученых. Тем самым это не просто содружество коллег, а команда людей, объединенных общими взглядами. Третье - должны быть ученики - аспиранты, магистранты, которые целенаправленно изучают тему не как любители, а как профессионалы. Четвертое - нужно беспокоиться о создании резерва для развития школы и с точки зрения квалификации, и с позиции возраста участников.

В связи с отмеченными признаками можно выделить и систему показателей научной школы. Это, по моему мнению, количество докторов и кандидатов наук, привлеченных к изучению темы,

количество изданных монографий и статей по теме, наличие аспирантуры и диссертационных советов, количество проведенных тематических конференций и семинаров, а также наличие межрегиональных связей. К числу качественных можно отнести опубликованные рецензии на научные труды участников, ссылки в литературе на труды авторов.

Для оценки этих признаков и показателей приведем обобщающие данные об итогах деятельности группы активных ярославских ученых, вовлеченных в сферу научной школы за 1991-2016 годы.

- В.М. Мелиховский (профессор ЯРГУ, зав. кафедрой экономической теории ЯРГУ в 19892006 гг.): опубликовано 64 научных работы, в том числе 10 монографий (из них одна в немецком издательстве), подготовлено 26 аспирантов по экономической теории (а всего 30 человек).

- Е.В. Сапир (аспирантка А.И. Кащенко, профессор ЯРГУ, зав кафедрой мировой экономики и статистики): опубликовано более сотни научных работ, в том числе 10 монографий (одна в немецком издательстве), подготовлено 5 аспирантов.

- В.И. Пефтиев (профессор ЯГПУ): опубликовано 169 научных работ, в том числе 29 монографий, подготовлено 3 аспиранта.

- В.А. Гордеев (аспирант А.И. Кащенко, профессор ЯГТУ, зав кафедрой экономической теории ЯГТУ в 2000-2014 гг., редактор теоретического электронного журнала «Теоретическая экономика»): опубликовано 276 работ, в том числе 19 монографий, подготовлено 4 аспиранта.

- М.А. Терентьев (р. 29.11.1935, аспирант А.И. Кащенко, профессор ЯГПУ, заведующий кафедрой политэкономии (экономической теории) ЯГПУ в 1986-2011 гг.) опубликовал всего в 1970-2011 гг. 125 научных трудов, в том числе 6 монографий, подготовил 5 аспирантов.

- В.И. Корняков (р.05.09.1929, коллега А.И. Кащенко с 1955 г., профессор Ярославского филиала ЛГУ имени А.С. Пушкина): опубликовал всего за 1952-2016 гг. около 250 научных трудов, в том числе 7 индивидуальных и 30 коллективных монографий, подготовил 3 аспирантов.

Дело здесь не столько в наукометрии, в оценке сведений данной школы, сколько в отражении в цифрах существенных изменений в направлении ее деятельности. Можно выделить следующие процессы:

- большой объем проработанной и опубликованной научной информации, которая требует переосмысления,

- увеличение доли тех авторов, которые ранее лишь начинали свое участие в деятельности школы, а сейчас занимают лидирующие позиции,

- рост подготовки кадров высшей квалификации - кандидатов наук по политэкономии и потребность в кадрах новых докторов наук,

- появление потребности в оценке вклада ученых в развитие идей научной школы, чтобы выявить тенденции дальнейшего исследования.

Последнее направление уже начинает складываться. На страницах нашего журнала часто стали публиковаться рецензии на научные труды ученых, в том числе на монографии В.И. Пефтиева, В.М. Мелиховского, В.А. Гордеева. На очереди оценка других работ, для чего могут использоваться заседания вновь созданного при редколлегии журнала семинара-школы политэкономов Ярославля (куратор - член редколлегии проф. В.М. Мелиховский).

Развитие научной школы А.И. Кащенко проходило в условиях существенных преобразований в составе самой кафедры, о чем практически не знает научная общественность. В 90-е годы из-за перманентного сокращения объема часов на изучение экономической теории, роста учебной нагрузки на каждого преподавателя и перевода нагрузки по преподаванию экономической теории на экономическом факультете на кафедру мировой экономики и статистики этого факультета произошел переход ряда преподавателей на кафедры экономического факультета - доцентов Е.В. Сапир, Т.С. Блиновой, Г.И. Вовненко, А.П. Прохорова. Они были заменены новыми молодыми преподавателями кандидатами наук - И.Г. Переломовой, Е.В. Колдеевой, А.С. Тростиным и другими.

На кафедре осталась лишь межфакультетская учебная нагрузка и сформированный заново блок учебных дисциплин по специализации «экономика социальной работы» на факультете социально-политических наук, где с начала 90-х годов находилась кафедра. По сравнению с 80-ми годами, когда кафедрой заведовал А.И. Кащенко, количество преподавателей сократилось с 14 до 6-7 человек. Все они имели ученые степени и разработали многие спецкурсы, в частности, менеджмент социальной работы, теория организации, социальный маркетинг, рынок труда и занятость населения и другие.

Споры с экономическим факультетом шли в основном по вопросу, каково участие кафедры в разработке других учебных курсов по выпускающим специальностям. Но эти споры закончились в связи с принятием решения о выводе экономической теории из числа обязательных образовательных предметов. Теперь все факультеты получили право самим определять, какие учебные курсы по экономике и в каком объеме нужно вводить в рабочие планы. Это в итоге существенно сократило нагрузку и ставки по экономике не только в ЯРГУ, но и в других ярославских вузах. В настоящее время в них нет кафедр экономической теории, что лишало вузы права быть ведущими организациями при защитах диссертаций.

Хронологически процесс раздела нагрузки и преподавателей начался в 2006 году, когда по предложению ректората ЯРГУ одна часть кафедры (В.М. Мелиховский, А.Е. Чистяков и аспиранты) перешла на факультет информатики и вычислительной техники для работы по новому блоку учебных дисциплин по специальности «прикладная информатика в экономике». Это позволило расширить теоретическую базу исследования факторов производства, а также разработать ряд новых спецкурсов, в частности основы бизнеса, теория организации, информационный менеджмент, сетевая экономика. Появилась возможность привлечь в аспирантуру выпускников отделения прикладной информатики в экономике. Сейчас на кафедре информационных и сетевых технологий работают два доктора экономических наук и два кандидата экономических наук, которые ведут курсы для бакалавров и магистров по направлению информационные технологии в экономике.

Другая часть преподавателей была включена в состав кафедры мировой экономики и статистики для работы на экономическом факультете. Несколько человек вынуждены были перейти в другие вузы (доценты В.И. Корнилов, И.Г Шатохин, А.Г. Шатохин).

Конечно, такое разобщение затруднило, но не отменило наши научные теоретические исследования. При участии проф. Гордеева В.А., Родиной Г.А., Бабаева Б.Д. (Иваново) в 2008-2014 на базе ЯГТУ и Ярославского Филиала ВЗФЭИ проводились международные научные конференции по актуальным вопросам экономической теории. На межвузовской основе (преподаватели Ярославля, Костромы, Твери) по инициативе экономического факультета в середине 90-х годов в ЯРГУ был вновь открыт диссертационный совет по защите кандидатских, а затем докторских диссертаций (председатели профессора Ф.Н. Завьялов и Л.Б. Парфенова), в котором защищались работы по экономической теории и работали ученики проф. А.И. Кащенко - проф. Сапир Е.В., Гордеев В.А., Терентьев. М.А. Совет, к сожалению, закрылся по приказу Минобразования 10 сентября 2016 г.

В настоящее время ведущим инструментом координации научных исследований научной школы А.И. Кащенко стал электронный экономический журнал «Теоретическая экономика», издаваемый Ярославским техническим университетом с 2011 года. Главным редактором является ученик А.И. Кащенко профессор В.А. Гордеев, членами редколлегии - его соратник профессор В.И. Корняков, его ученица профессор Е.В. Сапир. В журнале обсуждаются самые разнообразные вопросы, в том числе и проблемы развития теории НОП. Думаю, что такая ситуация полностью соответствует реалиям новой информационной эпохи, когда организатором и координатором становится электронное научное издание.

Обобщая исследование, автор впервые предлагает свой вариант SWOT-анализа истории развития научной школы и ее современного состояния по известным проблемам: сильные и слабые стороны, возможности, угрозы и риски.

1.Сильные стороны.

- большой объем аналитической и дискуссионной информации,

- доктора экономических наук - до 10 человек, кандидаты наук - до 35 человек, то есть очень высокий уровень квалификации участников,

- инструменты для научного контакта: диссертационный совет, теоретический журнал, аспирантура,

- набор квалифицированных специалистов достаточен для экспертизы по многим вопросам теории факторов производства и процессам интеграции и глобализации,

- крепкие межрегиональные связи с учеными-политэкономами Костромы, Иваново, Твери, Москвы.

- крепкие международные контакты с учеными -политэкономами Беларуси, Казахстана,

- опыт проведения международных и межрегиональных научных конференций.

2. Слабые стороны.

- разобщенность научных сил по вузам Ярославля и по факультетам ЯРГУ,

- возрастной состав неравномерный, нет резерва роста молодых докторов наук,

- отсутствие финансирования тематических научных изданий по проблемам научной школы (монографии, сборники),

- низкий уровень материального и морального стимулирования роста специалистов высшей квалификации - кандидатов и докторов наук,

- невысокое качество аспирантуры, когда защищаются не все аспиранты,

- слабое привлечение студентов с помощью научных кружков по экономической теории в самих вузах и на межвузовской основе.

3. Возможности и потребности.

- В связи с возможным созданием регионального опорного университета имеется потребность в воссоздании кафедры экономической теории. Если эта возможность будет упущена, то можно создать при ЯРГУ межвузовскую кафедру экономической теории с функционированием при ней экспертного совета ведущих профессоров-политэкономов Ярославля,

- имеются возможности для возобновления деятельности диссертационного совета с включением в его состав ярославских специалистов по экономической теории,

- предлагается при теоретическом журнале создать семинар-школу по экономической теории для преподавателей ярославских вузов.

4.Угрозы и риски.

- заморозка реформирования вузов Ярославля,

- сохранение разобщенности в деятельности преподавателей -политэкономов,

- отсутствие финансирования деятельности научных школ,

- возрастные «провалы» участников научной школы.

Таким образом, эволюция научной школы политэкономов в Ярославле имеет достаточно большую историю и реальное будущее.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.