Научная статья на тему 'Основные направления развития инвестиционной привлекательности Вологодской области'

Основные направления развития инвестиционной привлекательности Вологодской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
158
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ / КОРПОРАЦИЯ РАЗВИТИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные направления развития инвестиционной привлекательности Вологодской области»

Д.Е. Долженко

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Ключевые слова: инвестиции, инвестиционная привлекательность, корпорация развития.

Одним из важнейших условий привлечения инвестиций и ключевым фактором при выработке политики, направленной на обеспечение стабильности экономического роста, является создание и поддержание в области благоприятного инвестиционного климата [4]. Вологодская область имеет удобное географическое положение в сочетании с развитой транспортной инфраструктурой, что в немалой степени обусловливает ее стабильное экономическое развитие. Для повышения активности инвесторов в области принято и находится в процессе постоянного совершенствования инвестиционное законодательство.

Так, в 2011 г. была принята программа мероприятий «Ликвидация административных барьеров в строительстве на территории Вологодской области на 2011-2015 годы», результатом реализации которой должно было стать сокращение общих сроков строительства на всех этапах, начиная с формирования и предоставления земельного участка для строительства до ввода объекта в эксплуатацию [3]. Инвестиционную привлекательность региона для потенциальных инвесторов определяет комплекс мер, принимаемых Правительством области для создания комфортных и стабильных условий для ведения бизнеса. Существующее по состоянию на декабрь 2011 г. областное законодательство ввиду необходимости скорейшего преодоления посткризисных явлений не отвечало в полной мере запросам инвесторов и интересам региона.

Так, действующая на этот период система включения проектов в государственную областную инвестиционную программу и, соответственно, предоставление налоговых льгот зависело от субъективного отношения власти к инвестору. Не было разработано четких критериев отбора для включения в программу, а процедура включения затягивалась, отбор осуществлялся в течение года только один раз. Сроки выполнения работ государственными и муниципальными структурами, предусмотренные программой по ликвидации административных барьеров, требовали корректировки.

Немаловажным был и тот момент, что не существовало механизма четкой обратной связи с бизнесом, который беспокоила неопределенность инвестиционного климата, особенно такие факторы как:

степень прозрачности политической, законодательной и административной сф еры;

- условия ведения бизнеса;

- отсутствие долгосрочной предсказуемости;

- взаимодействие с государственными органами.

Как отмечалось выше, создание благоприятных условий инвестирования является приоритетным направлением работы органов государственной власти Вологодской области. Отсюда естественным образом вытекает необходимость работы в направлении:

© Долженко Д.Е., 2013

- принятия нового закона о государственном регулировании инвестиционной деятельности на территории области;

- налогового стимулирования частных инвесторов на всех стадиях реализации инвестиционного проекта;

- корректировка программы «Ликвидация административных барьеров в строительстве на территории Вологодской области на 2011-2015 годы»;

- создание такой организации, которая бы связывала бизнес и государственные структуры. Такой организацией стала Корпорация развития Вологодской области.

Принятие нового закона области «О государственном регулировании инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории Вологодской области» [2], принятого в первом чтении на мартовской сессии Законодательного Собрания области в 2013 г., предусматривает целый ряд форм и методов поддержки. В их числе - гибкая шкала предоставления налоговых льгот для всех инвестиционных проектов, реализуемых на территории Вологодской области, учитывающая интересы как новых организаций, так и существующих предприятий, вкладывающих значительные денежные средства в расширение и модернизацию собственных производств. Главной новацией этого закона стала замена государственной областной инвестиционной программы (ГОИП) Перечнем приоритетных инвестиционных проектов, ряд из которых будет отбираться по упрощенной системе, а также возможность предоставления организациям инвестиционного налогового кредита. Вместе с тем организации, уже включенные в ГОИП, продолжат пользоваться налоговыми льготами до истечения срока, на который такие льготы были предоставлены.

Преимущественные отличия формирования Перечня приоритетных проектов от действующего порядка могут быть определены следующим образом:

- строго указаны критерии и показатели отбора инвестиционных проектов;

- предусмотрено обязательное проведение независимой экспертизы инвести-ционных проектов уполномоченной организацией;

- разработана прозрачная процедура отбора инвестиционных проектов;

- введен жесткий мониторинг и координация хода реализации проекта и соответствия показателям, предусмотренным бизнес -планом, что, в свою очередь, даст более высокую эффективность использования бюджетных средств.

Порядок отбора проектов согласно вновь принятого закона предусматривает два

способа:

- упрощенный, предусмотренный для проектов с объемом инвестиций до 100 млн рублей (на соответствие требованиям, установленным в законе);

- стандартный (путем голосования на инвестиционном совете), предусмотренный для проектов с объемом инвестиций свыше 100 млн руб.

Решение о присвоении проекту статуса приоритетного инвестиционного проекта будет приниматься на инвестиционном совете не реже одного раза в квартал или по мере необходимости в течение текущего финансового года.

Победителям конкурсного отбора инвестиционных проектов будут предоставлены льготы по налогу на прибыль, налогу на имущество и полное освобождение от транспортного налога.

Срок предоставления налоговых льгот будет напрямую зависеть от объема вложенных организацией инвестиций и составит:

- при объеме вложений от 100 до 500 млн руб. включительно - три года,

- при объеме вложений от 500 млн до 1 млрд руб. включительно - четыре года; при объеме вложений свыше 1 млрд руб. - пять лет.

Организации, направляющие средства на модернизацию и техническое пере -вооружение производства в размере свыше 100 млн руб., смогут воспользоваться государственной поддержкой в виде льготы по налогу на имущество сроком до двух лет. Размер ставки налога уменьшается от 1,5 % до полного освобождения налога в зависимости от коэффициента инвестиционных вложений.

В целях выполнения поставленных задач по повышению инвестиционной привле-кательности и инвестиционных рейтингов Вологодской области, реализации механизмов государственно-частного партнерства, осуществления взаимодействия с органами власти, бизнес-сообществом, внешними и внутренними частными и институциональными инвесторами в феврале 2012 г. была создано открытое акционерное общество «Корпорация развития Вологодской области». Силами Корпорации развития при поддержке Правительства области в муниципальных образованиях области создан институт инвестиционных уполномоченных и рабочие группы с участием представителей бизнес-сообщества, разработаны инвестиционные паспорта районов, проведена большая работа по паспортизации инвестиционных площадок в районах области. При участии Корпорации развития в области подготовлена и реализуется Дорожная карта внедрения Стандарта по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе, которая содержит перечень мероприятий, этапы и сроки их реализации, а также ответственных исполнителей по каждому мероприятию.

На сегодняшний день в области ведется мониторинг хода реализации требований Стандарта агентства стратегических инициатив (АСИ). По состоянию на второй квартал 2013 г. выполнены следующие пункты из перечня стандартов АСИ:

ОАО «Корпорация развития Вологодской области» разработана «Инвестиционная стратегия» Вологодской области до 2020 г. [1], которая определяет основные направления улучшения инвестиционного климата области, а также содержит перечень необходимых мероприятий для повышения инвестиционной привлекательности региона. «Инвестиционная стратегия» одобрена инвестиционным советом при губернаторе области 27 февраля 2013 г. Поскольку «Инвестиционная стратегия» должна быть утверждена законодательным органом субъекта или высшим должностным лицом субъекта и может быть разделом более общего документа, описывающего стратегию развития региона, были подготовлены изменения в утвержденную Стратегию социально-экономического развития Вологодской области на период до 2020 года в части дополнения разделом «Инвестиционная стратегия»;

- утверждена «Инвестиционная декларация» Вологодской области (постановление губернатора области от 12.10.2012 г. № 547);

принято положение о проведении оценки регулирующего воздействия органов государственной власти (постановление Правительства области от 15.11.2011 г. № 1424);

создан инвестиционный совет при губернаторе области, утверждено положение о Совете (постановление губернатора области от 22.01.2010 г. № 18);

функционирует специализированная организация по привлечению инвестиций -ОАО «Корпорация развития Вологодской области»;

- на территории области создана доступная инфраструктура поддержки инвестиционных проектов (индустриальные парки «Шексна» и «Сокол», бюджетное учреждение Вологодской области «Бизнес-инкубатор», некоммерческое партнерство «Агентство городского развития», г. Череповец);

- для оперативной связи и эффективного взаимодействия инвесторов с руководством региона на официальном сайте области и сайте губернатора области работает онлайн-приемная губернатора области;

- действует двуязычный интернет-портал об инвестиционной деятельности.

При поддержке агентства стратегических инициатив Корпорация развития намерена продолжать работу по внедрению стандарта на территории Вологодской области, провести в дальнейшем общественную экспертизу исполнения требований стандарта и получить подтверждение выполнения требований стандарта от агентства. Корпорация развития также вышла с инициативой по разработке профильными департаментами стратегических программ развития отраслей, декомпозированных до уровня инвестиционных проектов с установкой четких KPI, привязанных к результатам деятельности. В рамках продвижения инвестиционного потенциала области за рубежом были организованы и успешно проведены международные мероприятия в Финляндии, Австрии, Чехии и Германии, в Вологде Корпорация выступила организатором Форума «Вологда Upgrade: инвестиции - основа развития региона». По заказу Вологодских предприятий был проведен ряд маркетинговых исследований, в стадии реализации находятся мероприятия по организации заключения экспортных контрактов.

К середине 2013 г. корпорация развития планирует осуществлять сопровождение порядка 40 инвестиционных проектов на общую сумму около 20 млрд руб. В настоящее время в проработке находится свыше 20 проектов на общую сумму 9 млрд руб. Наиболее значимые из них следующие.

1. В индустриальных парках завершается строительство завода по производству медицинской ваты в Шекснинском районе, разработана проектно-сметная документация на строительство завода горячего оцинкования металлических изделий. В начале 2013 г. завершено строительство биотехнологического завода в индустриальном парке «Шексна».

2. Дорожный сервис - подписаны соглашения о строительстве на территории области сети АЗС ОАО «ГазпромНефть», в рамках программы повышения туристической привлекательности региона - соглашение по развитию придорожных сервисных комплексов.

3. Подписано соглашение с Федеральным центром проектного финансирования о реализации проекта создания энергетического лесопромышленного кластера на территории Вологодской области.

4. Подписано соглашение с Российским союзом строителей по поддержке в реализации ряда строительных проектов на территории области.

В 2013 г. корпорация должна организовать эффективную систему управления региональным инвестиционным процессом и будет нацелена, в том числе, на реализацию ряда стратегических региональных инфраструктурных проектов по формированию новых транспортных коридоров, проходящих по территории области, разработке специализированных программ развития территорий, созданию региональной торговой компании, региональной факторинговой и региональной лизинговой компаний. Первые шаги в деятельности корпорации развития позволяют сделать однозначный вывод о том, что наиболее высокие темпы роста инвестиционных проектов и реализации областных инвестиционных программ воз-

можны только с привлечением частных инвестиций. На данном этапе формат взаимодействия бизнеса и власти в форме государственно -частного партнерства является наиболее эффективным инструментом для достижения целевых показателей развития экономики об -ласти.

Библиографический список

1. Инвестиционная стратегия Вологодской области до 2020 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.invest35.ru

2. О государственном регулировании инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории Вологодской области и о внесении изменений в отдельные законы области: Закон Вологодской области от 8 мая 2013 года №3046 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc; base=RLAW095 ;n=90061

3. О программе мероприятий «Ликвидация административных барьеров в строительстве на территории Вологодской области на 2011-2015 годы» (вместе с «Программой мероприятий «Ликвидация административных барьеров в строительстве на территории Вологодской области на 2011-2015 годы»): Постановление Правительства Вологодской области от 01.12.2010 № 1379 (ред. от 04.03.2013) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.cherinfo.ru/ decree/36588

4. Сизов Ю. Нужен особый налоговый режим для проектов государственно-частных партнерств // Государственно-частное партнерство в России. - 2013. - № 1. - С. 16-21

А.В. Живалева

ОПТИМИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАПАСАМИ ОПТОВОГО

ПРЕДПРИЯТИЯ

Ключевые слова: оптовые предприятия, издержки, товарные запасы, управление запасами, оптимальный план поставки, целевая функция, ограничения, параметры управления.

Развитие товарного рынка и как следствие рост конкуренции ставят перед оптовыми предприятиями требование повышения эффективности финансово -хозяйственной деятельности. Термин «эффективность» трактуется следующим образом [1]: достижение определенных результатов с минимально возможными издержками. Таким образом, оптовые предприятия должны быть нацелены на увеличение прибыли при неизменных или уменьшающихся издержках.

Неотъемлемой составляющей издержек оптового предприятия являются расходы на поддержание и хранение товарных запасов. Запасы требуют больших капиталовложений, таким образом, происходит связывание оборотных средств оптового предприятия. Если товарные запасы недостаточны для покрытия спроса, то возникают издержки, связанные с дефицитом, которые влияют как на функционирование самого предприятия, так и на позиционирование его на рынке. По сути, задача управления запасами оптового предприятия сводится к оптимизационной задаче - выбор в заданном множестве элемента, удовлетворяющего тем

© Живалева А.В., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.