местное самоуправление и развитие территорий
УДК 353.2:338.24 П.И. БЛУСЬ, к.геогр.н, доцент кафедры государственного и муниципального управления
ФГБОУ ВПО «Пермский государственный национальный исследовательский университет», г. Пермь, ул. Букирева, 15 Электронный адрес: [email protected]
А.А. УРАСОВА, к.экон.н., старший преподаватель кафедры государственного и муниципального управления
ФГБОУ ВПО «Пермский государственный национальный исследовательский университет», г. Пермь, ул. Букирева, 15 консультант управления документационного обеспечения Аппарат Правительства Пермского края, г. Пермь, ул. Куйбышева, 14 Электронный адрес: [email protected]
основные направления развития и поддержки местного самоуправления на территории коми-пермяцкого округа пермского края
Многие десятилетия вопросы социально-экономического развития Коми-Пермяцкого округа являются предметом исследования экономистов, географов, историков, социологов, управленцев. В числе таких трудов следует назвать в первую очередь диссертационные исследования
О.М. Плюсниной [13], Н.А. Полуянова [14], А.Д. Чеботковой [21], научные статьи и публицистические материалы Н.Г Исаевой [2],
М.Н. Степанова [17], А.Д. Чеботковой [22], О.А. Чиркунова [23] и др. Кроме того, эти вопросы находили отражение в ходе дискуссий ряда научнопрактических конференций.
Значимость указанной проблематики и ее соответствие направлениям государственной региональной политики подчеркивается также и принятием
Статья посвящена рассмотрению вопроса повышения эффективности управления социальноэкономическими процессами на муниципальном уровне на территории Коми-Пермяцкого округа Пермского края, дается анализ комплекса социально-экономических проблем и разрабатывается ряд рекомендаций, способствующих их решению.
Ключевые слова: система стратегического планирования муниципального образования; система менеджмента качества; бюджетное планирование; информационно-аналитическая система; территориальное устройство
VII
© Блусь П.И., Урасова А.А., 2014
113
в 1992 г. указа Президента РФ «О неотложных мерах по социальноэкономическому развитию Коми-Пермяцкого автономного округа Пермской области» [11].
Особое политическое внимание к округу было приковано в первой половине «нулевых» годов, когда объединение Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа в единый субъект Федерации стало «пионерным» для России опытом интеграции субъектов и укрупнения регионов [19]. В целях поддержки объединительного опыта в 2003 г. был принят указ Президента РФ «О мерах по социально-экономическому развитию Коми-Пермяцкого автономного округа и Пермской области» [10].
Вместе с тем, по мнению финского исследователя финно-угорских народов доктора философии Сеппо Лаллукки [3], «социально-экономические проблемы населения края не разрешены и после объединительного процесса и сохраняются до наших дней».
На сегодняшний день в состав Коми-Пермяцкого округа входят семь муниципальных образований: один городской округ - город Кудымкар и шесть муниципальных районов: Гайнский, Косинский, Кочевский, Кудымкарский, Юрлинский, Юсьвинский.
Территориальную организацию Коми-Пермяцкого округа нельзя назвать совершенной, она характеризуется чрезмерной дробностью и мелкоселен-ностью территории. Можно наблюдать: сильную дифференциацию муниципальных образований по социально-экономическим условиям развития, финансовый и кадровый дефицит и, как следствие, общее снижение качества муниципального управления. Существуют территории, где уже продолжительное время отсутствуют крупные, стабильно развивающиеся предприятия (Кудымкарский, Гайнский, Юрлинский муниципальные районы) [7].
Кроме того, стоит отметить особо проявляющееся на территории округа несовершенство двухуровневой системы, а именно дисбаланс во взаимоотношениях «центральное поселение - муниципальный район» [1].
Основными факторами, ставшими в настоящее время ограничительными для развития округа, являются: исторически сложившаяся специализация экономики на лесозаготовках и сельском хозяйстве; ориентация на молевой сплав древесины; создание поселков временного проживания на период освоения лесного ресурса и, как следствие, крайне слабое развитие автотранспортной сети [16].
Вместе с тем в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа в единый, новый субъект Российской Федерации - Пермский край в течение 2005-2012 гг. были осуществлены значительные вложения в развитие общественной инфраструктуры, приведение в нормативное состояние учреждений бюджетной сферы, наполнение бюджетов муниципальных образований Коми-Пермяцкого округа [20]. Кроме того, в развитие территории было инвестировано 7 млрд руб. из средств федерального, краевого, окружного и местных бюджетов [15].
Стоит отметить, что к настоящему времени во всех муниципальных районах и городском округе - г. Кудымкаре разработаны и реализуются муниципальные программы социально-экономического развития, программы
поддержки малого и среднего предпринимательства; в сельских муниципальных районах округа разработаны и реализуются программы поддержки малых форм хозяйствования на селе.
В частности, в Г айнском, Косинском, Кочевском, Кудымкарском районах, г. Кудымкаре созданы и функционируют фонды поддержки малого предпринимательства. В 2013 году открыты Центры поддержки малого предпринимательства в Гайнском муниципальном районе и в г. Кудымкаре.
Определяющим фактором развития предпринимательства является степень активности банковского сектора экономики на территории и доступности его продуктов для предпринимателей. Так, например, в 2012 году банковскими структурами, находящимися на территории округа, выдано кредитов на сумму более 1,3 млрд руб., инвестиционных кредитов на сумму более 400 млн руб. [15].
Необходимо отметить, что, несмотря на предпринятые меры по развитию малого предпринимательства, расширение сферы предоставления услуг для бизнеса и наметившиеся позитивные сдвиги в росте предпринимательской активности, преодолеть значительное отставание уровня социальноэкономического развития округа от уровня развития Пермского края в полной мере пока не удалось.
К основным проблемам развития Коми-Пермяцкого округа необходимо отнести:
1. В социальном и экономическом развитии:
1) сохраняющееся снижение численности населения округа: по данным Росстата уменьшение численности с 2002 по 2010 гг. составило 19,9 тыс. чел. (14,6%) (с 136,1 до 116,2 тыс. чел.) [15];
2) высокий миграционный отток населения: только в 2012 г. в Коми-Пермяцком округе миграционный отток составил 1254 чел. (в 2005 г. - 138 чел.) [15];
3) высокую заболеваемость социально значимыми болезнями: на 1 января 2013 г. показатель социально значимой заболеваемости в округе составил 86 случаев на 1000 чел. населения, в то время как среднее по краю значение этого показателя составляло 72 случая на 1000 чел. населения [15];
4) недостаточную степень обеспеченности потребностей экономики и социальной сферы в квалифицированных кадрах.
По данным администраций муниципальных районов и городского округа Коми-Пермяцкого округа общая потребность в специалистах составляет около 300 чел., в т.ч. с высшим образованием - более 100 чел., со средним специальным - около 100 чел., с начальным профессиональным образованием - около 100 чел. В разрезе муниципальных образований наибольшая потребность в специалистах - в Юсьвинском, наименьшая - в Косинском муниципальных районах. Больше всего специалистов требуется в лесной отрасли промышленности («лесное хозяйство») и сельском хозяйстве, причем в данных отраслях востребованы специалисты со средним специальным профессиональным образованием;
5) общее снижение численности работающих в крупных и средних организациях в экономике: численность работающих сократилась с 20332 до 19270 чел. [15];
6) увеличение удельного веса фонда оплаты труда, сформированного в отраслях бюджетной сферы: с 69% в 2011 г. до 72% в 2012 г. [15];
7) высокий уровень напряженности на рынке труда Коми-Пермяцкого округа: на 1 июля 2013 г. на одну вакансию приходилось 10 чел. [15];
8) крайне низкий уровень переработки и обработки древесины на территории округа: на момент объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа в структуре производства продукции лесопромышленного комплекса округа преобладала исключительно заготовка древесины (на долю лесозаготовительного производства приходилось 92%), в то время как в Пермской области на лесозаготовительное производство приходилось только 11%, а остальной удельный вес - на деревообрабатывающее производство (24%) и на целлюлозно-бумажное производство (65%). К 2013 году, в связи с закрытием ЗАО «Лесинвест» в г. Кудымкаре, доля лесозаготовительного производства на территории округа еще более увеличилась [15];
9) слабая организация закупки сельскохозяйственной продукции у населения и мелких товаропроизводителей, в то время как более 70% сельхозпродукции в Коми-Пермяцком округе производится 142 крестьянско-фермерскими хозяйствами и широким кругом личных подсобных хозяйств [15];
10) низкая предпринимательская активность населения: в Коми-Пермяцком округе на 1000 чел. населения приходится 29,9 зарегистрированных субъектов малого предпринимательства, в Пермском крае это число составляет 51,6 ед. [15];
11) инвестиционная привлекательность территории ниже средней по краю, наблюдаются уход бизнеса за пределы округа и снижение производственных активов; объем инвестиций в экономику Коми-Пермяцкого округа сократился с 1117,4 млн руб. в 2008 г. до 743,3 млн руб. в 2012 г. [15].
2. В развитии общественной инфраструктуры:
1) слабое развитие транспортной системы округа, ограниченная транспортная доступность Гайнского и Косинского муниципальных районов: на 1 января 2014 г. общая протяженность дорог с асфальтобетонным покрытием составляет 160,659 км, или 4,4% всей протяженности дорог общего пользования [15];
2) высокий износ зданий и сооружений учреждений социальной сферы;
3) отсутствие связи с рядом населенных пунктов муниципальных районов округа, ограниченный доступ к сети Интернет;
4) отсутствие доступа к местному телевизионному вещанию в ряде населенных пунктов на территории Кочевского, Косинского, Гайнского муниципальных районов.
Решение указанных проблем планируется и закрепляется в рамках конкретных нормативно-правовых актов краевого уровня.
Т ак, в соответствии с законом Пермского края 2012 г. среди основных задач социально-экономического развития Пермского края на 2012-2016 гг. названы создание условий для обеспечения эффективного местного самоуправления и социально-экономическое развитие Коми-Пермяцкого округа [12]. Данные общие направления конкретизированы в государственной программе
Пермского края «Региональная политика и развитие территорий» [6] и включают в себя: оптимизацию территориальной организации местного самоуправления Пермского края; формирование эффективной кадровой муниципальной политики; повышение финансовой обеспеченности муниципальных образований; создание и внедрение системы общественного контроля качества предоставления государственных и муниципальных услуг. Все эти направления в значительной степени касаются и территории Коми-Пермяцкого округа, поэтому представляется целесообразным рассмотреть и выявить основные тенденции в совершенствовании развития округа в соответствии с названными направлениями.
Решение проблемы формирования оптимального территориального устройства местного самоуправления может быть связано с укрупнением муниципальных образований, а также усилением агломерационного воздействия районных центров на сопредельные территории.
Как уже было отмечено, территориальное устройство Коми-Пермяцкого округа характеризуется значительным количеством труднодоступных и отдаленных населенных пунктов1. На сегодняшний день определены 14 территорий Коми-Пермяцкого округа, которым присущи: сезонность транспортной доступности и удаленность от административных центров (в частности, минимальное расстояние от административного центра поселения составляет 6,9 км, максимальное - 37 км); отсутствие фельдшерско-акушерских пунктов, общеобразовательных учреждений, экономической инфраструктуры (почты, магазинов, коммерческих предприятий) [15], что существенно ограничивает решение вопросов местного значения, в частности предоставление транспортных, образовательных и медицинских услуг населению. Кроме того, для решения в указанных населенных пунктах инфраструктурных вопросов местного значения (содержание жилищного фонда, электро-, тепло-, газо- и водоснабжение, благоустройство и освещение, осуществление мероприятий по обращению с отходами) из бюджетов муниципальных образований требуется выделение дополнительного объема финансовых средств.
Специфика функционирования и развития отдаленных и труднодоступных территорий заключается в слабом развитии дорожной сети, высоких затратах на строительство новых дорог, а также сложных погодных условиях, отрицательно влияющих на сохранность существующих дорог. Соответственно, затруднено и привлечение инвестиций в дорожное строительство, что резко ограничивает перспективы социально-экономического развития населенных пунктов, находящихся в таких территориях.
1 Отдаленный и труднодоступный населенный пункт - населенный пункт, расположенный за пределами пешеходной доступности до административного центра муниципального образования (поселения) и обратно в течение рабочего дня, не имеющий регулярного транспортного сообщения, который в силу погодно-климатических условий, техногенных обстоятельств и отсутствия элементов инфраструктуры (отсутствие автомобильной дороги в твердом исполнении, железнодорожного сообщения, мостового сооружения и др.) оказывается исключенным на длительные периоды (30 и более дней в году) от транспортных путей, или требующий по этим причинам организации сложных транспортных схем больших дополнительных финансовых и материальных затрат.
Сказанное обусловливает необходимость и целесообразность реализации мероприятий по переселению граждан, проживающих в труднодоступных и отдаленных населенных пунктах Коми-Пермяцкого округа.
Говоря о реализации кадровой муниципальной политики, нельзя не сказать о том общем фоне низкой эффективности системы информационного взаимодействия между исполнительными органами государственной власти Пермского края и органами местного самоуправления Коми-Пермяцкого округа, который пока не способствует двум уровням публичной власти в полную силу работать в единой системе координат по приоритетным направлениям деятельности.
Деятельность органов местного самоуправления протекает в условиях нескольких, одновременно реализуемых, реформ, а также систематически повышающихся требований к результатам работы. В данном случае, во-первых, недостаточно учитывается реальная способность муниципальных кадров самостоятельно ориентироваться в происходящих процессах, осуществлять нормотворчество и принимать управленческие решения исходя из имеющегося ресурсного и кадрового потенциала. Во-вторых, есть понимание, что в системе управления нельзя предъявлять различные требования и устанавливать разные стандарты результативности для одного и того же муниципального служащего, участвующего в реализации различных, иногда не синхронных, реформ. Вместе с тем только в условиях координации целепола-гания и планирования процессов управления на региональном и муниципальном уровнях возможно наиболее эффективное достижение цели, реализуемой в единой, хотя и в такой многослойной управленческой структуре, какой является система управления развитием региона.
В части повышения финансовой обеспеченности муниципальных образований необходимо отметить значимость современных процессов перехода к программному бюджету, в частности изменений, внесенных в Бюджетный кодекс РФ, относительно практики применения системы государственных и муниципальных программ, а также завершения процесса формирования документов федерального уровня, устанавливающих основы государственного стратегического планирования. Все эти шаги определяют необходимость значительного расширения существующей и, при необходимости, создания новой нормативной и методологической базы системы стратегического планирования Коми-Пермяцкого округа, ключевыми составляющими которой являются документы стратегического планирования муниципальных образований [12].
В этом отношении эффективным инструментом, признанным в мировом сообществе и апробированным в настоящее время во многих территориях Российской Федерации, является система менеджмента качества (далее -СМК), созданная в соответствии с требованиями международного стандарта КО 9001:2008 (ГОСТ КО 9001-2011 «Системы менеджмента качества. Требования») [4]. Опыт внедрения СМК в системе местного самоуправления есть у Ставропольского и Красноярского краев, Калининградской, Тюменской, Ростовской и Московской областей. В Пермском крае сертификат внедрения СМК имеется у администрации г. Соликамска.
Кроме того, СМК широко используется и активно внедряется также как на уровне органов государственной власти субъектов Российской Федерации (например, в Москве, Республике Башкортостан, Ульяновской области и др.), так и отдельных органов государственной власти (Министерство экономического развития России, Федеральная антимонопольная служба). Существующий опыт позволяет сформировать комплекс знаний о специфике внедрения СМК в органах власти. СМК, как система управления на муниципальном уровне, отличается: приоритетной ориентацией на потребности населения, организацией сплошного и непрерывного контроля качества исполняемых муниципальных функций и муниципальных услуг, высоким уровнем формализации и регулярным внешним анализом действенности СМК.
Поскольку СМК - это система, напрямую ориентированная на результат, то ее внедрение на уровне местного самоуправления в Коми-Пермяцком округе будет способствовать: созданию структурированной, формализованной и эффективно управляемой системы организации процессов органа местного самоуправления; повышению мотивации деятельности муниципальных служащих; уменьшению зависимости повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления от степени компетенции сотрудников и скорости ротации кадров; выявлению и ликвидации недостатков в организации управления в органах местного самоуправления.
При этом одним из основных инструментов, обеспечивающих эффективное бюджетное планирование в условиях ограниченности ресурсов, а также создание механизма контроля качества деятельности органов местного самоуправления, являются унифицированные типовые требования к качеству оказания муниципальных услуг, под которыми понимается набор определенных свойств, позволяющих произвести полное описание услуги и идентифицировать конкретную муниципальную услугу как таковую.
Применение типовых требований позволяет, с одной стороны, создать систему оценки потребности населения в оказании муниципальных услуг, а с другой стороны, повысить эффективность бюджетного планирования в муниципальных образованиях и результативность деятельности органов местного самоуправления и организаций, предоставляющих муниципальные услуги.
Решение задач в рамках вышеназванных направлений требует детального содержательного анализа и методического содействия органам местного самоуправления по вопросам оптимизации муниципальных образований Коми-Пермяцкого округа, в том числе в связи с планами по укрупнению муниципальных образований; комплексного исследования возможностей создания и развития городских и районных агломераций на территории Коми-Пермяцкого округа и возможных схем управления такими агломерациями; строительства жилья для переселения жителей из труднодоступных и отдаленных населенных пунктов Коми-Пермяцкого округа. Кроме того, необходимо сосредоточиться на оказании населению качественных, экономически обоснованных услуг при условии неукоснительного соблюдения законодательства, что, в свою очередь, требует от муниципальной власти компетентного управления ресурсами и процессами, относящимися к ее полномочиям. Проблема низкой
обеспеченности ресурсами, носящая преимущественно объективный характер, нередко дополнительно усугубляется фактором субъективного порядка, а именно - преобладанием инерционного подхода в реализации полномочий конкретными чиновниками в муниципальном управлении. Именно поэтому установление обратной связи с гражданами как непосредственными потребителями услуг, учет их мнения становятся на сегодняшний день важным фактором формирования эффективного местного самоуправления и отвечают тенденциям, превалирующим в федеральных нормативных правовых актах
[7; 9; 18].
В целях создания эффективной системы взаимодействия между регионом и округом имеет смысл проработать вопрос о создании и внедрении Единой информационно-аналитической системы взаимодействия исполнительных органов государственной власти, входящих в функционально-целевое направление «Территориальное развитие» с органами местного самоуправления Коми-Пермяцкого округа (далее - ИАС) [5]. Для этого ИАС должна содержать функциональную составляющую, включающую сервисы по обеспечению информационного взаимодействия между органами государственной власти и органами местного самоуправления и публичную, рассчитанную на транспарентность отдельных аспектов информационного взаимодействия, например по вопросу качества оказания широким слоям населения муниципальных услуг в муниципальных образованиях Коми-Пермяцкого округа [8].
Таким образом, в целях повышения эффективности деятельности муниципальных образований на территории Коми-Пермяцкого округа целесообразна реализация комплекса мероприятий, в числе которых наиболее значимыми представляются:
- разработка методологии формирования системы стратегического планирования и целеполагания муниципальных образований Коми-Пермяцкого округа и механизмов ее интеграции с системой стратегического планирования регионального и федерального уровней;
- создание и развитие системы менеджмента качества на муниципальном уровне; создание и внедрение системы общественного контроля качества предоставления муниципальных услуг в Коми-Пермяцком округе, для чего необходимо разработать и внедрить методику оценки населением эффективности деятельности органов местного самоуправления Коми-Пермяцкого округа, а также разработать требования к качеству оказания муниципальных услуг на территории округа.
Комплекс указанных мероприятий в сфере развития и поддержки местного самоуправления на территории Коми-Пермяцкого округа позволит:
- создать аналитическую и информационную основу для формирования эффективной территориальной организации местного самоуправления Коми-Пермяцкого округа;
- провести инвентаризацию для исключения из учетных данных административно-территориальных единиц Коми-Пермяцкого округа труднодоступных и отдаленных населенных пунктов, что, в свою очередь, уменьшит затраты органов местного самоуправления Коми-Пермяцкого округа на их содержание и сократит их количество в целом; повысить уровень социально-
экономического развития муниципальных образований Коми-Пермяцкого округа;
- создать эффективную систему взаимодействия между исполнительными органами государственной власти Пермского края и органами местного самоуправления округа; повысить эффективность деятельности муниципальных образований; создать систему общественного контроля качества предоставления государственных и муниципальных услуг
Список литературы
1. Восемь лет на краю. Кто излечит коми-пермяцкую депрессию? [Электронный ресурс]. URL: http://finugor.ru/node/42980 (дата обращения:
11.01.2014).
2. Исаева Н.Г. Создание Пермского края: проблемы и достижения [Электронный ресурс] // Казанский федералист. 2006. № 1-2 (17-18). URL: http:// www.kazanfed.ru/publications/kazanfederalist/n17-18/18/ (дата обращения:
13.01.2014).
3. Лаллукка С. Коми-пермяки и Коми-Пермяцкий округ. История, демографические и этнические процессы. СПб.: Европейский Дом, 2010. 336 с.
4. Международный стандарт ISO 9001:2008 в органах исполнительной власти [Электронный ресурс]. URL: http://www.rair-info.ru/publication/ publication9/ (дата обращения: 29.08.2013).
5. Об отдельных полномочиях Министерства территориального развития Пермского края, Министерства по делам Коми-Пермяцкого округа Пермского края, Министерства по развитию территорий Кизеловского угольного бассейна Пермского края [Электронный ресурс]: указ губернатора Перм. края от 15 авг. 2013 г. № 92. URL: http://base.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=do c;base=RLAW368;n=68198 (дата обращения: 16.07.2013).
6. Об утверждении государственной программы Пермского края «Региональная политика и развитие территорий» [Электронный ресурс]: постановление Правительства Перм. края от 01 окт. 2013 г. № 1305. URL: http://www. garant.ru/hotlaw/perm/360938/ (дата обращения: 29.11.2013).
7. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Региональная политика и федеративные отношения» [Электронный ресурс]: распоряжение Правительства Рос. Федерации от 26 марта 2013 г. № 435-р. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70245668/ (дата обращения: 15.01.2011).
8. Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Пермского края (с изм. и доп.) [Электронный ресурс]: указ губернатора Перм. края от 24 июня 2013 г. № 74. URL: http:// base.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc;base=RLAW368;n=68293 (дата обращения: 11.08.2013).
9. О долгосрочной государственной экономической политике [Электронный ресурс]: указ Президента Рос. Федерации от 07 мая 2012 г. № 596. URL: http://graph.document.kremlin.ru/page.aspx?1610833 (дата обращения:
08.09.2013).
10. О мерах по социально-экономическому развитию Коми-Пермяцкого автономного округа и Пермской области [Электронный ресурс]: указ Президента Рос. Федерации от 03 нояб. 2003 г. № 1283. URL: http://graph.document. kremlin.ru/page.aspx?1610833 (дата обращения: 08.11.2013).
11. О неотложных мерах по социально-экономическому развитию Коми-Пермяцкого автономного округа Пермской области [Электронный ресурс]: указ Президента Рос. Федерации от 16 сент. 1992 г. № 1085. URL: http://graph. document.kremlin.ru/page.aspx?1610833 (дата обращения: 16.10.2013).
12. О Программе социально-экономического развития Пермского края на 2012 - 2016 годы» [Электронный ресурс]: закон Перм. края от 20 дек. 2012 г. № 140-ПК. URL: http://base.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc;base=R LAW368;n=66962 (дата обращения: 10.08.2013).
13. Плюснина О.М.Адаптация локального административнохозяйственного комплекса к новым хозяйственно-управленческим условиям (на примере Коми-Пермяцкого автономного округа) [Электронный ресурс]: автореф. дис. ... канд. экон. наук. Екатеринбург, 1996. URL: ttp://economy-Hb.com/adaptatsiya-lokalnogo-administrativno-hozyaystvennnogo-kompleksa-k-novym-hozyaystvenno-upravlencheskim-usloviya-na-primer#ixzz2rs3QSdPF (дата обращения: 24.08.2013).
14. Полуянов Н.А. Особенности социально-экономического управления высокодотационным субъектом РФ (на примере Коми-Пермяцкого автономного округа) [Электронный ресурс]: дис. ... канд. экон. наук. Ижевск, 2000. URL: http://www.dissercat.com/content/osobennosti-sotsialno-ekonomicheskogo-upravleniya-vysokodotatsionnym-subektom-rf-na-primere- (дата обращения:
24.08.2013).
15. Портал Министерства по делам Коми-Пермяцкого автономного округа Пермского края [Электронный ресурс]. URL: http://www.minkpo.permkrai.ru (дата обращения: 24.08.2013).
16. Социально-культурный аспект населения Коми-Пермяцкого округа. Территориальные системы: проблемы делимитации, развития, управления: материалы междунар. науч.-практ. конф. (21 - 24 сент. 2005 г., Пермь). Пермь, 2005.
17. Степанов М.Н., Плюснина О.М. Коми-Пермяцкий автономный округ: проблемы развития и размещения производительных сил. Свердловск, 1987.
18. Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс]: утв. указом Президента Рос. Федерации от 19 дек. 2012 г. № 1666. URL: http://graph.document. kremlin.ru/page.aspx?1;1644521 (дата обращения: 26.08.2013).
19. Укрупнение субъектов Федерации как путь к укреплению российской государственности: сб. материалов по итогам второго Перм. полит. форума. Пермь, 2004.
20. Устав Пермского края от 27 апр. 2007 г. № 32-ПК [Электронный ресурс]. URL: http://www.rg.ru/2011/08/10/pk-ustav-reg-dok.html (дата обращения: 06.09.2013).
21. Чеботкова А.Д. Качество и образ жизни населения Коми-Пермяцкого округа [Электронный ресурс]: автореф. дис. ... канд. геогр. наук. URL: http:// rudocs.exdat.com/docs/index-256458.html (дата обращения: 06.12.2013).
22. Чеботкова А.Д. Уровень и качество жизни населения Коми-Пермяцкого округа Пермского края [Электронный ресурс] // Вестн. Тюмен. гос. ун-та. 2009. № 3. С. 122-128. URL: http://www.utmn.ru/docs/1776.pdf (дата обращения: 08.12.2013).
23. Чиркунов О.А. Дорога к Белому морю даст толчок Коми-Пермяцкому округу [Электронный ресурс]. URL: http://ria.ru/interview/20101217/310067795. html (дата обращения: 17.12.2013).