¡18 шш
ill
УДК .378.001.5(578)
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В СОВРЕМЕННЫХ УНИВЕРСИТЕТАХ
11
т
ш ill
С.А. Абдыманапов
Евразийский государственный университет им. J1.H. Гумилева
II! ■
ШЖ
ш
И
Университетт1к бшмдердщ дуниежузшк гылыми ypdicmezi орны, фундаментальЫ жене крлданбалы зерттеулгрдщ аса мацызды багыттары, осы замангы университеттерд:ц инновацияльщ iс-эрекетi сарапталган. Университетт1к гылымныц оцу процесин жет1лд1руге, гылым мен классикальщуниверситетте бер1летт бШмнщ терец интеграциялануына ыкрал emyine баса квц/'л аударылган.
Анализируется роль университетской науки в глобальном научном процессе, важнейшие направления фундаментальных и прикладных исследований, инновационная деятельность современного университета. Значительное внимание уделено влиянию университетской науки на coeepuieHcmeoeanue учебного процесса, глубокой интеграции науки и образования в классическом университете.
The article gives the analysis of the university science in the global scientific process, the most important trends of fundamental and applied research, innovative activities of a modem university. Considerable attention is given to the influence of the university science on the improvement of the educational process, and on deep integration of science and education in a classic university.
Неоспоримым фактом стало возрастание влияния науки на все сферы жизни современного общества. Грандиозны перспективы развития, основанные на научных открытиях. Человеческий разум продвигается ко все более глубокому познанию и пониманию окружающего нас мира.
Вместе с тем наука - фундаментальная основа высшего образования и повышения его качества. Уровень и качество высшего образования определяются уровнем отечественной науки, а высшее образование есть основной механизм воспроизводства кадрового и интеллектуального потенциала страны. Че-
№1, 2001г.
91
ловеческий капитал сегодня - главное богатство любого государства.
Подлинно устойчивое развитие любой страны, в том числе новых стран евразийского региона, непосредственно связано с качественным высшим образованием и всемерным развитием научных исследований.
Высшее образование достаточно доказало свою устойчивость и способность к адаптации, возможность изменяться и стимулировать изменения и прогресс общества. Как известно, развитие общества напрямую зависит от знаний его членов. Поэтому обучение и научные исследования выступают как существенные компоненты духовного и социально-экономического развития личности, нации и общества в целом.
Поскольку образование является основным фундаментом прав человека, демократии, устойчивого развития мирового сообщества, оно должно стать в XXI веке первым и главным приоритетом.
Следует подчеркнуть, что научно-исследовательская деятельность является ключевой функцией, базисным компонентом деятельности классического университета. Университет тогда является университетом, когда в нем в едином русле развивается научный и образовательный процесс.
Научные исследования и учебный процесс являются системообразующими компонентами деятельности университета и потому должны соединить в одном лице и
педагога, и ученого.
Университетская наука - необходимое условие обеспечения качества фундаментализации образования. В наиболее престижных университетах приоритетной сферой деятельности является именно научная деятельность, обеспеченная соответствующим кадровым потенциалом и необходимой материально-технической базой.
Сегодня необходимо говорить не просто о научно-исследова-тельской деятельности, а об инновационной деятельности университета, которая включает в себя фундаментальные исследования, научно-конструкторские разработки, маркетинговые исследования, малое производство и т.д.
Инновационный потенциал университета должен производить новые знания, вести новые разработки, организовывать новые производства, создавать рабочие места, и тем самым удовлетворять потребности общества.
В то же время инновационная деятельность ведет к повышению эффективности использования интеллектуальных, кадровых, информационных, материальных и других ресурсов университетов.
Инновационная деятельность органично обеспечивает интеграцию образования, науки и производства за счет использования современных достижений науки в учебном процессе, за счет налаживания тесных связей между образовательными, научными и производственными структурами университе-
та.
Интеграция образовательных, научных, конструкторских, производственных и иных структур обеспечивает функционирование университета в качестве эффективного учебно-научно-инновационного комплекса, создающего интеллектуальный продукт, материализующего его и удовлетворяющего самые разнообразные потребности региона, активно влияющего на формирование инновационного пути социально-экономического развития страны. Это превращает современные университеты в фактор возрождения и успешного процветания суверенного Казахстана.
Как подчеркивает известный специалист в области высшего образования, Президент МАН ВШ В.Е.Шукшунов, в обществе нет более универсального и эффективного социального института, чем университет, тем более университетский комплекс, оказывающий влияние на всестороннее его развитие.
Для наращивания интеллектуального потенциала необходима инновационная технология обучения студентов, основанная на достижениях научных исследований в области вузовской педагогики.
Наука является главным источником ценной информации, потребность в которой может проявляться в будущем, а научные знания, получаемые специалистами, есть основной национальный информационный ресурс.
Очевидно, что развитие образования и науки должно пресле-
довать не только свои специфические интересы, но и более широкие интересы государства и общества.
Инновационная деятельность университета требует создания условий для обеспечения всех ее стадий - от проведения фундаментальных научных исследований до производства и передачи готовой продукции и технологий в промышленность, образование и социальную сферу.
А потому она должна найти поддержку государства, в первую очередь государственное финансирование самых крупных и общественно значимых исследовательских и внедренческих программ и проектов. Здесь мы имеем в виду и подготовку научно-педагогических кадров.
Во многих странах научные исследования педагогического характера ведутся на специальных факультетах и отделениях. Созданы необходимые условия для широких исследований фундаментального и прикладного характера, для этих целей выделяются достаточные финансовые средства (в Японии 13%).
Научные исследования осуществляются на трех структурных уровнях. На первом уровне координация всей научной деятельности государства (фундаментальной и прикладной) осуществляется под эгидой Национального совета по научным исследованиям, например, в Италии.
Второй уровень определяется научно-исследовательскими институтами, имеющими статус науч-
ных учреждений. Такие НИИ могут функционировать как при университетах, так и при различных промышленных фирмах и объединениях.
Третий уровень - это временные научно-исследовательские группы. Они создаются сроком не более чем на 5 лет и нацелены на оперативное и эффективное выполнение конкретных научных исследований в избранной области.
Источники и порядок финансирования вузовской науки в разных странах различны. В США большая часть средств поступает от федерального правительства в виде программ, утверждаемых конгрессом США.
Научные исследования в университетах США ведутся по собственным программам, а также по заданиям внешних организаций: госучреждений и ведомств, промышленных предприятий, ассоциаций и фондов. В США научные исследования - приоритетное направление развития. Они, во-первых, определяют потребность общества в интеллектуальном развитии, во-вторых, научно-исследовательскую базу.
Основная часть научных исследований осуществляется крупными, так называемыми мультиуни-верситетами, как частными, так и государственными.
Важное место в развитии научных исследований занимает взаимодействие прикладного направления и промышленной научно-исследовательской работы. В США основная часть расходов на прикладную науку составляет 87%, а на фун-
даментальные исследования -лишь 13% от всех финансовых ассигнований.
В Великобритании основная часть научных исследований проводится в университетах. На них приходиться 95% ассигнуемых на науку средств. Это позволило Великобритании за последние десятилетия сделать значительные открытия мирового значения.
В Италии в 80-е годы в рамках университетского образования был принят ряд законодательных актов, в которых приоритет был закреплен за фундаментальными исследованиями в области высшей школы. На прикладные исследования в этой стране выделяется около 2/3 государственных средств, предназначенных на научные исследования.
Основным принципом в проведении научных исследований в университетах является взаимодействие фундаментальной науки с практикой. В этом плане во Франции активно внедряется унифицирование научных исследований как средство ликвидации отрыва фундаментальной науки от практики. Высокий уровень научных исследований во Франции признан мировой научной общественностью.
Анализ основных направлений и форм исследований по естественным и гуманитарным наукам в университетах развитых стран подтверждает, что в конце XX и начале XXI столетия научно-исследовательская функция высшей школы, особенно университетов, не ослабевает, а усиливается и занимает важное
место, гак как именно через научное развитие в нынешнем веке будет происходить достижение новых знаний и технологий.
Активизация научной, научно-технической и инновационной деятельности современного классического университета дает импульс и обеспечивает базу совершенствования университетского образования и прогресса отечественной науки.
Среди основных направлений развития научных исследований в университетах особо следует выделить как научную область сферу высшего образования. Наука об образовании, в том числе собственно педагогика высшей школы, занимает особое место в системе наук.
Долгое время науке о высшем образовании уделялось мало внимания и у нас, и за рубежом. Однако в последние десятилетия происходит осознание того, что проблемы высшей школы необходимо исследовать с научно-теоретической точки зрения, а не только в плане описания эмпирического опыта.
Одним из актуальных направлений в исследовании проблем высшей школы сегодня является анализ состояния развития интеллектуальных технологий образования и науки. Проблемы развития высоких интеллектуальных технологий в условиях возрастающей роли науки и образования в обществе, необходимости наращивания интеллектуального потенциала и оперирования огромными потока-
ми научной информации должны стать приоритетными в деятельности научных центров, исследовательских институтов по проблемам высшего образования. Интеллектуально-информационный дуализм является концептуальной основой создания высоких интеллектуальных технологий образования и науки. Организационными формами, стимулирующими научные исследования, сегодня могут быть гранты на научные работы, заказы на научные исследования, научные работы по программам, зарубежные гранты.
Наука о высшем образовании (педагогика высшей школы) должна занять достойное место в системе наук. При этом очевидно, что исследования в области высшего образования должны иметь полинаучный характер, так как сфера высшей школы может быть изучена методами и средствами разных наук, интегрирующихся вокруг педагогики высшей школы.
Таким образом, педагогика, также как и классические гуманитарные науки, является в настоящее время (для зарубежной и для отечественной науки) примером перспективности междисциплинарных исследований. Формы таких исследований могут быть многообразны. Но опыт многих стран (в том числе и Казахстана) показывает, что для ведения такого рода научных работ наиболее эффективны научно-исследовательские центры и институты, организованные при крупных университетах классического типа.