Научная статья на тему 'Основные направления развития и формы организации научных исследований в современных университетах'

Основные направления развития и формы организации научных исследований в современных университетах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
746
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — С. А. Абдыманапов

Анализируется роль университетской науки в глобальном научном процессе, важнейшие направления фундаментальных и прикладных исследований, инновационная деятельность современного университета. Значительное внимание уделено влиянию университетской науки на совершенствование учебного процесса, глубокой интеграции науки и образования в классическом университете.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article gives the analysis of the university science in the global scientific process, the most important trends of fundamental and applied research, innovative activities of a modem university. Considerable attention is given to the influence of the university science on the improvement of the educational process, and on deep integration of science and education in a classic university.

Текст научной работы на тему «Основные направления развития и формы организации научных исследований в современных университетах»

¡18 шш

ill

УДК .378.001.5(578)

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В СОВРЕМЕННЫХ УНИВЕРСИТЕТАХ

11

т

ш ill

С.А. Абдыманапов

Евразийский государственный университет им. J1.H. Гумилева

II! ■

ШЖ

ш

И

Университетт1к бшмдердщ дуниежузшк гылыми ypdicmezi орны, фундаментальЫ жене крлданбалы зерттеулгрдщ аса мацызды багыттары, осы замангы университеттерд:ц инновацияльщ iс-эрекетi сарапталган. Университетт1к гылымныц оцу процесин жет1лд1руге, гылым мен классикальщуниверситетте бер1летт бШмнщ терец интеграциялануына ыкрал emyine баса квц/'л аударылган.

Анализируется роль университетской науки в глобальном научном процессе, важнейшие направления фундаментальных и прикладных исследований, инновационная деятельность современного университета. Значительное внимание уделено влиянию университетской науки на coeepuieHcmeoeanue учебного процесса, глубокой интеграции науки и образования в классическом университете.

The article gives the analysis of the university science in the global scientific process, the most important trends of fundamental and applied research, innovative activities of a modem university. Considerable attention is given to the influence of the university science on the improvement of the educational process, and on deep integration of science and education in a classic university.

Неоспоримым фактом стало возрастание влияния науки на все сферы жизни современного общества. Грандиозны перспективы развития, основанные на научных открытиях. Человеческий разум продвигается ко все более глубокому познанию и пониманию окружающего нас мира.

Вместе с тем наука - фундаментальная основа высшего образования и повышения его качества. Уровень и качество высшего образования определяются уровнем отечественной науки, а высшее образование есть основной механизм воспроизводства кадрового и интеллектуального потенциала страны. Че-

№1, 2001г.

91

ловеческий капитал сегодня - главное богатство любого государства.

Подлинно устойчивое развитие любой страны, в том числе новых стран евразийского региона, непосредственно связано с качественным высшим образованием и всемерным развитием научных исследований.

Высшее образование достаточно доказало свою устойчивость и способность к адаптации, возможность изменяться и стимулировать изменения и прогресс общества. Как известно, развитие общества напрямую зависит от знаний его членов. Поэтому обучение и научные исследования выступают как существенные компоненты духовного и социально-экономического развития личности, нации и общества в целом.

Поскольку образование является основным фундаментом прав человека, демократии, устойчивого развития мирового сообщества, оно должно стать в XXI веке первым и главным приоритетом.

Следует подчеркнуть, что научно-исследовательская деятельность является ключевой функцией, базисным компонентом деятельности классического университета. Университет тогда является университетом, когда в нем в едином русле развивается научный и образовательный процесс.

Научные исследования и учебный процесс являются системообразующими компонентами деятельности университета и потому должны соединить в одном лице и

педагога, и ученого.

Университетская наука - необходимое условие обеспечения качества фундаментализации образования. В наиболее престижных университетах приоритетной сферой деятельности является именно научная деятельность, обеспеченная соответствующим кадровым потенциалом и необходимой материально-технической базой.

Сегодня необходимо говорить не просто о научно-исследова-тельской деятельности, а об инновационной деятельности университета, которая включает в себя фундаментальные исследования, научно-конструкторские разработки, маркетинговые исследования, малое производство и т.д.

Инновационный потенциал университета должен производить новые знания, вести новые разработки, организовывать новые производства, создавать рабочие места, и тем самым удовлетворять потребности общества.

В то же время инновационная деятельность ведет к повышению эффективности использования интеллектуальных, кадровых, информационных, материальных и других ресурсов университетов.

Инновационная деятельность органично обеспечивает интеграцию образования, науки и производства за счет использования современных достижений науки в учебном процессе, за счет налаживания тесных связей между образовательными, научными и производственными структурами университе-

та.

Интеграция образовательных, научных, конструкторских, производственных и иных структур обеспечивает функционирование университета в качестве эффективного учебно-научно-инновационного комплекса, создающего интеллектуальный продукт, материализующего его и удовлетворяющего самые разнообразные потребности региона, активно влияющего на формирование инновационного пути социально-экономического развития страны. Это превращает современные университеты в фактор возрождения и успешного процветания суверенного Казахстана.

Как подчеркивает известный специалист в области высшего образования, Президент МАН ВШ В.Е.Шукшунов, в обществе нет более универсального и эффективного социального института, чем университет, тем более университетский комплекс, оказывающий влияние на всестороннее его развитие.

Для наращивания интеллектуального потенциала необходима инновационная технология обучения студентов, основанная на достижениях научных исследований в области вузовской педагогики.

Наука является главным источником ценной информации, потребность в которой может проявляться в будущем, а научные знания, получаемые специалистами, есть основной национальный информационный ресурс.

Очевидно, что развитие образования и науки должно пресле-

довать не только свои специфические интересы, но и более широкие интересы государства и общества.

Инновационная деятельность университета требует создания условий для обеспечения всех ее стадий - от проведения фундаментальных научных исследований до производства и передачи готовой продукции и технологий в промышленность, образование и социальную сферу.

А потому она должна найти поддержку государства, в первую очередь государственное финансирование самых крупных и общественно значимых исследовательских и внедренческих программ и проектов. Здесь мы имеем в виду и подготовку научно-педагогических кадров.

Во многих странах научные исследования педагогического характера ведутся на специальных факультетах и отделениях. Созданы необходимые условия для широких исследований фундаментального и прикладного характера, для этих целей выделяются достаточные финансовые средства (в Японии 13%).

Научные исследования осуществляются на трех структурных уровнях. На первом уровне координация всей научной деятельности государства (фундаментальной и прикладной) осуществляется под эгидой Национального совета по научным исследованиям, например, в Италии.

Второй уровень определяется научно-исследовательскими институтами, имеющими статус науч-

ных учреждений. Такие НИИ могут функционировать как при университетах, так и при различных промышленных фирмах и объединениях.

Третий уровень - это временные научно-исследовательские группы. Они создаются сроком не более чем на 5 лет и нацелены на оперативное и эффективное выполнение конкретных научных исследований в избранной области.

Источники и порядок финансирования вузовской науки в разных странах различны. В США большая часть средств поступает от федерального правительства в виде программ, утверждаемых конгрессом США.

Научные исследования в университетах США ведутся по собственным программам, а также по заданиям внешних организаций: госучреждений и ведомств, промышленных предприятий, ассоциаций и фондов. В США научные исследования - приоритетное направление развития. Они, во-первых, определяют потребность общества в интеллектуальном развитии, во-вторых, научно-исследовательскую базу.

Основная часть научных исследований осуществляется крупными, так называемыми мультиуни-верситетами, как частными, так и государственными.

Важное место в развитии научных исследований занимает взаимодействие прикладного направления и промышленной научно-исследовательской работы. В США основная часть расходов на прикладную науку составляет 87%, а на фун-

даментальные исследования -лишь 13% от всех финансовых ассигнований.

В Великобритании основная часть научных исследований проводится в университетах. На них приходиться 95% ассигнуемых на науку средств. Это позволило Великобритании за последние десятилетия сделать значительные открытия мирового значения.

В Италии в 80-е годы в рамках университетского образования был принят ряд законодательных актов, в которых приоритет был закреплен за фундаментальными исследованиями в области высшей школы. На прикладные исследования в этой стране выделяется около 2/3 государственных средств, предназначенных на научные исследования.

Основным принципом в проведении научных исследований в университетах является взаимодействие фундаментальной науки с практикой. В этом плане во Франции активно внедряется унифицирование научных исследований как средство ликвидации отрыва фундаментальной науки от практики. Высокий уровень научных исследований во Франции признан мировой научной общественностью.

Анализ основных направлений и форм исследований по естественным и гуманитарным наукам в университетах развитых стран подтверждает, что в конце XX и начале XXI столетия научно-исследовательская функция высшей школы, особенно университетов, не ослабевает, а усиливается и занимает важное

место, гак как именно через научное развитие в нынешнем веке будет происходить достижение новых знаний и технологий.

Активизация научной, научно-технической и инновационной деятельности современного классического университета дает импульс и обеспечивает базу совершенствования университетского образования и прогресса отечественной науки.

Среди основных направлений развития научных исследований в университетах особо следует выделить как научную область сферу высшего образования. Наука об образовании, в том числе собственно педагогика высшей школы, занимает особое место в системе наук.

Долгое время науке о высшем образовании уделялось мало внимания и у нас, и за рубежом. Однако в последние десятилетия происходит осознание того, что проблемы высшей школы необходимо исследовать с научно-теоретической точки зрения, а не только в плане описания эмпирического опыта.

Одним из актуальных направлений в исследовании проблем высшей школы сегодня является анализ состояния развития интеллектуальных технологий образования и науки. Проблемы развития высоких интеллектуальных технологий в условиях возрастающей роли науки и образования в обществе, необходимости наращивания интеллектуального потенциала и оперирования огромными потока-

ми научной информации должны стать приоритетными в деятельности научных центров, исследовательских институтов по проблемам высшего образования. Интеллектуально-информационный дуализм является концептуальной основой создания высоких интеллектуальных технологий образования и науки. Организационными формами, стимулирующими научные исследования, сегодня могут быть гранты на научные работы, заказы на научные исследования, научные работы по программам, зарубежные гранты.

Наука о высшем образовании (педагогика высшей школы) должна занять достойное место в системе наук. При этом очевидно, что исследования в области высшего образования должны иметь полинаучный характер, так как сфера высшей школы может быть изучена методами и средствами разных наук, интегрирующихся вокруг педагогики высшей школы.

Таким образом, педагогика, также как и классические гуманитарные науки, является в настоящее время (для зарубежной и для отечественной науки) примером перспективности междисциплинарных исследований. Формы таких исследований могут быть многообразны. Но опыт многих стран (в том числе и Казахстана) показывает, что для ведения такого рода научных работ наиболее эффективны научно-исследовательские центры и институты, организованные при крупных университетах классического типа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.