Научная статья на тему 'Основные направления развития государственного управления в РФ и его эффективность'

Основные направления развития государственного управления в РФ и его эффективность Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1735
176
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ОЦЕНКА / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ПОДХОДЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Михайлова Оксана Владимировна

Рассмотрены основные вопросы организации и обеспечения функционирования государственного управления в Российской Федерации. Особое внимание уделено измерению эффективности государственного управления от общих подходов к конкретно-предметным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные направления развития государственного управления в РФ и его эффективность»

4. Логунова, О.А. Общество потребления: этапы становления и развития/ Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2014. - № 3-2 (41). - С. 125-127.

5. К вопросу о двух концепциях феномена милосердия/ Логунова Е.Г.// Дискуссия. 2012. № 3. С. 21-24.

6. Отражение феномена милосердия в романо-германской языковой группе/ Логунова Е.Г.// Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. 2011.№ 10. С. 153-158.

7. Феномен милосердия (опыт социально-философского анализа)/Логунова Е.Г.// диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук / Удмуртский государственный университет. Ижевск, 2012

8. Феномен милосердия/ Логунова Е.Г.// автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук / Удмуртский государственный университет. Ижевск, 2012

9. К вопросу о социально-экономических аспектах развития общества/Логунова О.А., Логунова Е.Г.// В сборнике: Актуальные вопросы развития современного общества, сборник статей 4-ой Международной научно-практической конференции: в 4-х томах. Юго-Западный государственный университет; председатель редколлегии Вертако-ва Ю.В.. 2014. С. 59-61.

Logunova Elena Germanovna, PhD in Philosophy, Department for Sociology, psychology and cultural studies, Kalashnikov Izhevsk State Technical University, Ishevsk, Russia e-mail: gerrusskih@gmail.com

CERTAIN ASPECTS OF ETHICAL PHILOSOPHY LEIBNIZ

Abstract. The article analyzes the ideas of the philosopher Leibniz, who put an equal sign between the categories of charity and justice. According to the philosopher, the sufferings have considerable moral and cognitive benefits. Leibniz believes that suffering is a necessary condition for a man of divine knowledge.

Keywords: charity, compassion, ethics, suffering, not-suffering.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В РФ И ЕГО ЭФФЕКТИВНОСТЬ Михайлова Оксана Владимировна

к.э.н., доцент кафедры МОГУ Юго-Западный государственный университет

Рассмотрены основные вопросы организации и обеспечения функционирования государственного управления в Российской Федерации. Особое внимание уделено измерению эффективности государственного управления от общих подходов к конкретно-предметным.

Ключевые слова: Эффективность, оценка, государственное управление, подходы.

Быстро меняющиеся социально-экономические условия современного мира ставят перед государственной службой новые цели и задачи, несопоставимые по своим масштабам, сложности и комплексности с задачами государства в XX или, тем более, в XIX веке. Для того чтобы дать достой-

ный ответ на эти вызовы, органы государственной власти и государственные служащие вынуждены не только пересматривать привычные, традиционные методы управления, но и постоянно повышать эффективность своей деятельности.

Рассматривая вопрос об оценки эффективности государственного управления, необходимо рассмотреть и само содержание понятий «управление» и «государственное управление».

Управление - функция системы, направленная на выживание этой системы посредством координации, организации, упорядочения элементов данной системы, как между собой (внутри себя), так и с внешней средой. Государственное управление - это практическое, организующее и регулирующее воздействие государства на общественную жизнедеятельность людей в целях ее упорядочения, сохранения или преобразования, опирающееся на его властную силу.

В настоящее время можно выделить несколько теоретико-методологических подходов к определению сущности эффективности. В разных сферах деятельности понимание эффективности имеет свои специфические особенности. Комплексная оценка эффективности деятельности органов власти должна проводиться с учетом следующих двух аспектов.

Целевой аспект - эффективность оценивается исходя из динамики продвижения к нормативным значениям целевых показателей социально-экономического развития в соответствии с критерием «затраты - результаты». Критерии оценки: степень продвижения к актуальным целям; динамика показателей, характеризующих общие цели социально- экономического развития; соблюдение экологических и социальных ограничений развития; эффективный рост ВВП; качество жизни населения; эффективность проектов и программ, реализуемых с участием органа власти.

Функциональный аспект - оценка эффективности базируется на показателях качества исполнения основных функций управления и наличии условий для их осуществления.

Критерии оценки: качество системы целевого стратегического планирования и управления; законодательное, нормативное и методическое обеспечение; наличие и качество работы функциональных подразделений целевого планирования и управления; наличие информационно-аналитической системы оценки социально-экономической ситуации; наличие неформальных институтов рыночной инфраструктуры; наличие системы обучения и повышения квалификации работников органов государственного управления.

В последнее время эффективность государственного управления часто рассматривается с позиции двух измеримых составляющих: технической эффективности и экономической эффективности.

Техническая эффективность государственного управления определяется степенью достижения поставленных целей деятельности с учетом общественных интересов. Она отражает соответствие государственного управле-

ния требованиям внешней среды с учетом влияния, которое оно оказывает на состояние общества, и связана количественными и качественными показателями, важными характеристиками которых являются их оперативность и регулярность. Экономическая эффективность государственного управления определяется как отношение стоимости объемов предоставленных услуг к стоимости объемов, привлеченных для этого ресурсов. Она отражает внутреннее положение дел в системе государственного управления, ее собственную деятельность. Как экономическая категория экономическая эффективность отражает отношения по поводу достижения желаемого результата и произведенными при этом затратами. Именно эффективность в наибольшей степени характеризует уровень экономического развития страны, прямо или косвенно отражая качество, состояние и уровень использования всех видов ресурсов, вовлеченных в процесс производства. После того как определив понятие «эффективность государственного управления», необходимо ознакомиться с критериями эффективности государственного управления. Понятие «критерий эффективности» государственного управления обозначает признак или совокупность признаков, на основании которых оценивается эффективность системы управления в целом, а также отдельных управленческих решений. Специфический смысл термина «оценка» - неоднозначность процедуры оценивания людьми результатов и последствий одних и тех же действий и решений управляющего субъекта. Оценка эффективности государственного управления необходима не только для государственных органов власти, но и для общества, позволяющее контролировать качество деятельности государственных институтов. А для государственных служащих - усовершенствование управленческой деятельности. Объектами оценки эффективности являются разнообразные результаты управленческой деятельности: жизненные средства, виды общественных отношений, процессы, конкретные акты деятельности и т.д. Они именуются «предметными ценностями». Объекты оцениваются, т.е. определяется их общественное значение, в соответствии с идеалами, принципами, целями, концепциями, нормами и т.д. Данные явления относятся к числу «субъективных ценностей». Их следует отличать от «предметных ценностей» (объектов оценивания). В основе критериев эффективности - принципы государственного управления, поскольку они являются объективно обусловленными нормативными требованиями, выработанными практикой социального и государственного управления, и средствами регулирования связи между целями и результатами управленческой деятельности. Принципы выражают требования объективных законов управления; их действие связано с реализацией функций системы управления и стимулирует инициативу и самодеятельность управляемых масс. Критерии эффективности государственного управления формируются на базе системы субъективных ценностей, выраженных в идеологии общественно-государственного строя, в стратегических целях правящего субъекта - политическом курсе, в концепциях, политических установках и

нормах системы управления, за которыми стоят общие национально-государственные интересы. Зачастую за таковые выдаются интересы господствующих классов или доминирующих национально-этнических групп. Сказанное объясняет относительность оценочных критериев эффективности, зависимость их прежде всего от типа политической системы, а также конкретно-исторических условий, в которых она функционирует. Ценности, цели, концепции, принципы государственного управления, нормативная база системы управления, наконец, общественные потребности и интересы - все эти элементы критериев эффективности государственного управления представляют собою переменные, обусловленные общественно-государственным строем, политическим режимом и конкретной средой (исторической и природной), в которой живет политическое сообщество. В совокупности они составляют механизм реагирования поведения государства как сообщества людей на изменения внешней среды и внутреннего его состояния, систему контроля над внешними и внутренними процессами изменений. Чем шире сфера контроля, т.е. рационального влияния, тем выше эффективность управления. Но контроль, рациональное управление обществом и средой не может расширяться до бесконечности. В теории организации и административном управлении эффективность определяется как отношение чистых положительных результатов (превышение желательных последствий над нежелательными) и допустимых затрат. В исследованиях по экономике и менеджменту выделяется два подхода к оценке эффективности. Первый связан с оценкой технической эффективности, второй - экономической эффективности. Показатели экономической эффективности характеризует то, как реализуется оцениваемая деятельность, насколько производительно используются затрачиваемые ресурсы, т. е. насколько «правильно делаются эти вещи». Эффективность управленческого или административного труда оценивается путем определения соотношения между полученным результатом и затраченными ресурсами.

В исследованиях эффективности государственного управления можно выделить несколько теоретико-методологических подходов, связывающих эффективность с определенными факторами.

1) Подход, основанный на концепции лидерства. Представители данного направления увязывают эффективность организации с лидерскими навыками, стилем управления, индивидуальными характеристиками и качествами руководителей органов власти, системами подбора, оценки выполнения задач, мотивацией и профессиональным развитием государственных служащих.

2) Подход, развивающий теорию веберовской рациональной бюрократии. С позиции данного подхода внимание акцентируется на иерархической структуре, функциональной специализации, наличии четких принципов регламентации профессиональной деятельности государственных служащих, которые рассматриваются как необходимые предпосылки для эффективной деятельности властных структур.

3) Подход к эффективности деятельности, связанный с теорией жизненных циклов, состоит в рассмотрении эффективности государственного управления во взаимосвязи с оценкой влияния постоянно и циклично формирующихся коалиций или групп влияния в органах власти. Характер принятия решений в бюрократических структурах и их эффективность рассматриваются в контексте жизненных циклов развития организации.

4) В рамках концепции профессионализма эффективная деятельность ставится в прямую зависимость от профессионализации органов государственной власти, наличия карьерных (профессиональных) чиновников, от уровня их профессионализма и компетентности.

5) Экономический подход, связывающий повышение эффективности деятельности органов государственной власти с наличием механизма конкуренции среди ведомств, системой внедрения инноваций, а также политической и социальной подотчетностью государственных органов, в первую очередь перед налогоплательщиками.

6) Экологический подход, в рамках которого подчеркивается, что результаты деятельности бюрократии зависят от характера внешней среды (экологии организации) и способности органов государственной власти управлять изменениями и инновациями с целью адаптации к этим изменениям.

7) Подход, основанный на концепции управления качеством. В рамках данного подхода основное внимание акцентируется на создании в органах государственной власти системы постоянного совершенствования процессов и государственных услуг; вовлечении в эту деятельность государственных служащих, максимально используя их творческий потенциал и организуя их групповую работу. Управление качеством основано на взаимосвязи потенциала органов государственной власти и результатов деятельности при постоянном соотнесении со стратегическими целями и вовлечении служащих в процессы качества, их обучении, увеличении их компетентности и мотивации. Определение эффективности управления по признаку соответствия результатов решений и их последствий признанным государством ценностям, выраженным в политической стратегии, мы называем ценностно-рациональным критерием. Если в качестве показателя эффективности управления принимается соответствие результатов исполнения решения поставленным целям, практическим задачам, выраженным в государственных программах и планах, то такой критерий называется це-лерациональный. Измерение эффективности управления по типу - «затраты - выпуск» или «затраты - результат» характеризует прагматический критерий. Данные критерии управления являются общими, так как могут применяться при оценке решений, относящихся к деятельности управляющего субъекта в любой сфере общественной жизни. Интегральный показатель - соответствие результатов интересам государства и общества также более конкретен, чем "соответствие ценностям". Отмеченные показатели оценивания могут фиксироваться количественными методами и ка-

чественными характеристиками. Например, показатели уровня и качества жизни, политической активности граждан - избирателей, состояния здоровья. Эффективность многих государственных решений высшего и регионального уровня не поддается количественным измерениям, однако и в таких ситуациях последние могут выполнять вспомогательную роль. Прагматический критерий эффективности предполагает оценку действенности отдельных конкретных решений органов управления разных уровней. Эффективность государственного управления в целом и деятельности органов государственной власти в частности на три вида:

1. Общая социальная эффективность. Она раскрывает результаты функционирования системы государственного управления (т. е. совокупности государственных органов и управляемых ими объектов). Виды критериев общей социальной эффективности: - уровень производительности труда, соотносимый с мировыми параметрами по его соответствующим видам; -темпы и масштабы прироста национального богатства, исчисляемые в методике ООН; - уровень национального благосостояния жизни людей в расчете на душу населения и с разбивкой доходов различных категорий, а также в сравнении со стандартами развитых стран; - упорядоченность, безопасность и надежность общественных отношений, их воспроизводство с нарастающим позитивным результатом.

2. Специальная социальная эффективность. Она характеризует состояние организации и функционирования самого государства как субъекта управления общественными процессами. К критериям этого вида относятся: - целесообразность и целенаправленность организации и функционирования государственно-управляющей системы, ее крупных подсистем и других организационных структур, которая определяется через степень соответствия их управляющих воздействий целям, объективно исходящим из их положения и роли в обществе. Необходимо законодательно установить, какие должен реализовывать цели каждый государственный орган и по их достижении оценивать соответствующих руководителей и должностных лиц; - нормативы затрат времени на решение управленческих вопросов, на выработку и прохождение любой управленческой информации; - стиль функционирования государственного аппарата; - нормативы, технологии, стандарты, которым обязан следовать каждый руководитель и государственный служащий; - сложность организации государственного аппарата, проистекающая из его «дробности», многоступенчатости и обилия управленческих взаимозависимостей; - издержки на содержание и обеспечение функционирования государственного аппарата.

3. Конкретная социальная эффективность. Она отражает деятельность каждого управленческого органа и должностного лица, каждого единичного управленческого решения, действия, отношения. Среди критериев можно выделить такие, как степень соответствия направлений, содержания и результатов управленческой деятельности органов и должностных лиц тем ее параметрам, которые обозначены в правовом статусе (и компетенции)

органа и государственной должности; законность решений и действий органов государственной власти и местного самоуправления, а также их должностных лиц; реальность управляющих воздействий. Таким образом, представляется необходимым сформировать эффективную систему государственного управления процессами социально-экономического развития с учетом современных требований по обеспечению прозрачности и эффективности деятельности государственных институтов.

Список литературы

1. Михайлова О.В. Проблемы инновационного развития России [Текст]/

0.В.Михайлова // Научный альманах Центрального Черноземья. 2014. № 3.С.71-74

3. Михайлова О.В. Трансформация государственного регулирования экономики в условиях глобализации [Текст]// Научный альманах Центрального Черноземья. 2014. №

1. С.76-78

3. Игнатов В. Повышение эффективности государственной власти и управления — жизненно важная проблема сохранения российской государственностью. - М.: Дело, 2009.

4. Халиков М.И. Система государственного и муниципального управления: учебное пособие. М.: Флинта, 2010. — 448 с. 4. Хольцер М, Производительность, государственное управление

О НОРМАТИВНОМ РЕГУЛИРОВАНИИ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА Москалева Ольга Алексеевна, к.э.н., доцент кафедры «Экономика и финансы» Курский филиал Финуниверситета при Правительстве РФ

В статье рассматриваются вопросы нормативного регулирования малого предпринимательства в РФ, а также основные вопросы их государственной поддержки

Законодательный уровень нормативного правового регулирования малого и среднего предпринимательства включает в себя акты двух видов:

- специального законодательства, регулирующего малое и среднее предпринимательство;

- общего законодательства о предпринимательской деятельности.

Анализ налогового законодательства позволяет сделать вывод о том, что

применительно к субъектам малого предпринимательства в первую очередь следует говорить о таких специальных налоговых режимах, как упрощенная система налогообложения и система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.

В новом законодательстве о бухгалтерском учете в должной мере воплощено закрепленное Законом о малом и среднем предпринимательстве правило упрощения ведения бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства. Для его реализации необходимо принятие специальных федеральных стандартов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.