Экономика природообустройства и управление природными ресурсами
УДК 502/504 : 332.36 : 332.142.4 (575.3)
В. Н. КРАСНОЩЕКОВ, Э. Н. ШЕРАЛИЕВ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный университет природообустройства»
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ ТАДЖИКИСТАНА
Разработаны и теоретически обоснованы предложения по развитию эколого-экономического механизма землепользования при производстве сельскохозяйственной продукции в условиях орошаемого земледелия.
Экономический механизм землепользования, социоприродный подход, кадастровая стоимость земли, плата за воду, эффективность, общественная эффективность.
There are worked out and theoretically substantiated proposals on development of the ecological-economic mechanism of land use when producing agricultural produce under the conditions of irrigated farming.
Economic mechanism of land use, socio-natural approach, cadastral cost of land, payment for water, efficiency, public effectiveness.
Темпы экономического роста и эффективность сельскохозяйственного производства в целом во многом зависят от состояния основных компонентов агроландшафта (почвы, растительного и животного мира, поверхностных и подземных вод и др.), уровня использования, охраны и воспроизводства природных ресурсов. Развитие экономических реформ в Республике Таджикистан требует глубоких изменений в аграрно-земельных отношениях, совершенствования механизма их регулирования. Результаты исследований показали, что отсутствие реальных стимулов рационального использования земельно-водных и других ресурсов ведет к чрезвычайно низкой отдаче и развитию деградационных процессов в сельском хозяйстве. По данным Института земледелия Республики Таджикистан, ущерб от эрозии составляет около
4' 2013
150 млн сомони/год, недобор урожая из-за засоленности почвы - более 156 тыс. т (в денежном выражении 188 млн сомо-ни, или 39,3 млн долларов США). Потери хлопка-сырца с 1 га посева в денежном выражении достигают полутора тысяч сомони. Все это свидетельствует о том, что сложившаяся практика экстенсивного землепользования в сельском хозяйстве Республики Таджикистан не обеспечивает рационального использования земельных, водных и биоклиматических ресурсов. Одной из основных причин их неэффективного применения является существующий эколого-экономический механизм землепользования. Дело в том, что при развитии аграрно-земельных отношений в Республике Таджикистан основное внимание уделялось проблемам интенсификации сельскохозяйственного производства и обеспечения населения продовольствием, а не
(эб)
созданию экономических условий для рационального использования природных ресурсов. В связи с этим возникла необходимость в разработке механизмов реализации эколого-ориентированного развития сельского хозяйства. Приоритетным направлением при этом является формирование эффективного экономического механизма рационального землепользования.
В основу разработки методологии формирования и развития эколого-экономического механизма землепользования в сельском хозяйстве положен социоприродный подход, обеспечивающий согласование требований сохранения природных систем с планами хозяйственной деятельности производителей сельскохозяйственной продукции на орошаемых землях. При этом хозяйственная деятельность должна быть оптимизирована на научной основе в интересах человека и природы и направлена на обеспечение сохранения и воспроизводства природных ресурсов и на создание экологически устойчивых и экономически эффективных агроланд-шафтов. Такая постановка проблемы эффективного использования природных ресурсов в сельском хозяйстве требует рассмотрения, с одной стороны, природных систем, состоящих из ряда взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов, а с другой - хозяйственной деятельности по использованию, охране и управлению природными ресурсами.
Составная часть экономического механизма рационального землепользования - экономическая оценка основных компонентов природной среды (земли, воды и др.) на новом уровне экологического мышления и их потребительской значимости. Однако существующие подходы к оценке кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения в республике (кадастровая стоимость -основа определения системы платежей за землю) имеют существенные недостатки: не учитывают в полной мере экологические факторы (динамику изменения состояния компонентов природной среды в результате хозяйственной деятельности, природное и экономическое плодородие и направленность почвообразования, деградацию земель
Юб)
и загрязнение компонентов природной среды, экологически оптимальный мелиоративный режим почв и комплекс мероприятий по его созданию и др.), что ведет к необоснованной величине рентного дохода, в конечном итоге к завышению кадастровой стоимости. Метод определения оценочной продуктивности сельскохозяйственных культур не способствует внедрению прогрессивных технологий земледелия. При расчете балла бонитета не учитываются следующие показатели: содержание и состав гумуса, кислотно-щелочной режим, гидротермический режим, ежегодный возврат биомассы в почву, отчуждение биомассы с убранным урожаем, величина эрозионных потерь почвы, а также система агротехнических, агролесомелиоративных, агрохимических, гидротехнических и других мероприятий и др.
Авторами усовершенствована методика оценки кадастровой стоимости сельскохозяйственных земель, учитывающая не только ретроспективный анализ состояния земель, но и долгосрочный прогноз ожидаемых последствий воздействия на них комплекса мелиоративных мероприятий. Оценка направленности и интенсивности изменения состояния земель сельскохозяйственного назначения проводится с помощью интегральных показателей: «индекс сухости» (оценка изменения состояния приземного слоя атмосферного воздуха); «индекс почвы» (оценка изменения состояния почвы); общие запасы биомассы и биоразнообразие, ежегодный прирост биомассы, возврат биомассы в почву (опад) и отношение ежегодного прироста биомассы к опаду, зависящие от гидротермического режима, системы земледелия и применяемых видов мелиорации (оценка изменения состояния растительного и животного мира); нормы водопотребления, режим и качество вод, которые определяются интенсивностью поверхностного стока, интенсивностью и направленностью водообмена между почвами и грунтовыми водами и поступлением загрязненных веществ с сельскохозяйственных угодий (оценка изменения состояния поверхностных и подземных вод); структура использования земельных угодий (отношение
4' 2013
площади пахотных земель к общей площади рассматриваемой территории, оптимальное соотношение орошаемых и пахотных земель), экологическая устойчивость ландшафта (оценка изменения состояния ландшафта в целом).
Результаты расчета кадастровой стоимости орошаемых земель с учетом экологических факторов показали, что ее величина в зависимости от природно-
Устойчивое развитие сельского хозяйства в Республике Таджикистан во многом зависит от рационального использования водных ресурсов, так как они играют существенную роль в фор-
климатической зоны превышает существующие значения в 1,5-2,0 раза (табл. 1). Применение полученных значений кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения в практике хозяйствования позволит увеличить поступление платежей в виде земельного налога в различные бюджеты республики (платежи должны использоваться для решения экологических и социальных задач).
мировании экологически устойчивых ландшафтов и экономически эффективных агроландшафтов. Однако, как показывает анализ использования водных ресурсов, они используются в сельском
Таблица 1
Результаты расчета кадастровой стоимости 1 га орошаемых земель в Республике Таджикистан
(по данным проектного института «Точикзаминсоз» Республики Таджикистан)
Виды угодий Существующая кадастровая стоимость 1 га, сомони/га Балл, бонитет Оценочная продуктивность, сомони/га Оценочные затраты 1 га земель, сомони Дифференциальный рентный доход (с учетом плодородия Кадастровая стоимость 1 га земель с учетом
почвы почвы и местоположения земель), сомони/га экологических факторов, сомони/га
Согдийская зона
Пашня 54 800 69 2 764 547 2 217 85 313
Многолетние
насаждения 216 100 69 12 186 291 11 895 333 263
Пастбища и сенокосы 18 267 48 56 31 25 22 788
Гиссарская зона
Пашня 63 400 83 3 234 501 2 733 109 763
Многолетние
насаждения 237 317 83 60 13 489 321 13 168 360 000
Пастбища и сенокосы 19 500 130 31 99 27 988
Гармская зона
Пашня 71 367 86 3 514 300 3 211 130 619
Многолетние
насаждения 313 100 86 18 000 285 17 715 439 300
Пастбища и сенокосы 19 500 69 130 31 99 27 988
Кулябская зона
Пашня 53 183 80 2 597 477 2 120 87 788
Многолетние
насаждения 215 433 80 12 195 340 11 855 334 163
Пастбища и сенокосы 19 650 56 139 31 108 31 163
Вахшская зона
Пашня 73 383 69 3 805 473 3 332 93 013
Многолетние
насаждения 219 850 69 12 433 313 12 120 351 888
Пастбища и сенокосы 18 567 43 74 31 43 27 088
ГБАО
Пашня 55 267 81 2 565 320 2 245 75 163
Многолетние
насаждения 213 367 81 12 000 269 31 11 731 289 300
Пастбища и сенокосы 18 883 60 93 62 27 650
хозяйстве (орошаемом земледелии) нерационально.
Основные причины нерационального использования водных ресурсов:
техника и технология полива, система земледелия, низкие урожаи, отсутствие механизма платности за использование водных ресурсов и др. (табл. 2).
Таблица 2
Урожайность основных сельскохозяйственных культур
(по данным Госкомстата Республики Таджикистан)
Сельскохозяйственные культуры Потенциальная урожайность, ц/га Фактическая урожайность, ц/га Недополучен возможный урожай, ц/га
Среднее значение за 1981-1990 годы 2000 год 2010 год Среднее значение за 1981-1990 годы 2000 год 2010 год
Зерновые (без
кукурузы и риса) 65,0 24,2 26,7 20,9 40,8 38,3 44,1
Кукуруза 91,3 46,4 27,9 38,4 44,9 63,4 52,9
Рис 69,4 43,1 37,9 31,9 26,3 31,5 37,5
Хлопок-сырец 41,0 29,8 14,3 15,6 11,2 26,7 25,4
Табак 31,6 11,6 19,4 14,7 20,0 12,4 16,9
Овощи 530,0 204,0 114,0 198,8 326,0 416,0 331,2
Картофель 540,0 168,0 119,0 226,9 372,0 421,0 313,1
Бахчевые 350,0 98,0 91,0 197,6 252,0 259,0 152,4
Фрукты 126,0 48,4 24,4 35,5 77,6 101,6 90,5
Виноград 330,0 88,4 32,7 36,9 241,6 297,3 293,1
Люцерна 175,0 67,5 37,9 38,1 117,5 137,1 136,9
Вопрос о платном водопользовании в сельском хозяйстве не решен до настоящего времени, хотя результаты анализа отечественного и зарубежного опыта взимания платы за использование водных ресурсов в сельском хозяйстве свидетельствуют о том, что система платного водопользования является эффективным средством обеспечения рационального использования водных и других видов ресурсов. Существующие подходы к определению нормативов платежей за использование водных ресурсов не учитывают финансового положения сельскохозяйственных предприятий, ориентированы на использование оросительных норм, которые определяются исходя из полного удовлетворения требований растений в воде (при этом не учитываются требования к регулированию теплового, солевого, химического, биологического режимов почв, процессов почвообразования, регулирования биологического и геологического кругооборотов), не отвечают принципам устойчивого развития отрасли и требуют дальнейшего совершенствования.
Авторами усовершенствована методика определения норматива платы за воду с учетом накопленного отечественного и зарубежного опыта рабо-
Юв)
ты водохозяйственных организаций и сельскохозяйственных предприятий в условиях платного водопользования. Предлагаемый научно обоснованный подход к определению платы за использование водных ресурсов (обоснована целесообразность введения одно-ставочного тарифа - покубометровой ставки) в орошаемом земледелии учитывает: вероятностный характер изменения природно-климатических условий; изменение состояния основных компонентов агроландшафта; оценку влияния качества воды на урожайность сельскохозяйственных культур и плодородие почв; механизм возмещения производителю сельскохозяйственной продукции ущерба от использования для орошения некачественной воды; хозяйственные и экономические условия сельскохозяйственных предприятий и водохозяйственных эксплуатационных организаций; особенности согласования экономических интересов участников процесса сельскохозяйственного производства на мелиорируемых землях (бассейновые водохозяйственные управления, водохозяйственные
эксплуатационные организации и сельскохозяйственные предприятия), проявляющиеся в обеспечении
4' 2013
позитивного влияния платного водопользования на конечные результаты их хозяйственной деятельности. Это позитивное влияние заключается в применении такого механизма платы за использование водных ресурсов, который исключает возможность получения доходов водохозяйственными эксплуатационными организациями в случае возникновения убытков по их вине на сельскохозяйственных предприятиях.
Обоснована необходимость поэтапного введения платного водопользования в сельском хозяйстве и целесообразность государственной поддержки водохозяйственных организаций и сельскохозяйственных предприятий на каждом этапе. В основу определения размера компенсации государством затрат водохозяйственной организации положен нормативный уровень рентабельности производства сельскохозяйственных культур.
Развитие платного землепользования будет существенно влиять на изменение структуры использования посевных площадей и способствовать сокращению оросительных норм сельскохозяйственных культур. Известно, что формирование структуры землепользования в республике происходило под влиянием тенденции хозяйственной специализации всего Центрально-Азиатского региона с доминирующим положением развития хлопководства (в структуре орошаемой пашни более половины занимают посевы хлопчатника, а в разрезе сугубо хлопкосеющих районов и хозяйств этот показатель доходит до 80 % и выше) и не способствовало сохранению и повышению плодородия почв. Выполненные прогнозные расчеты по обоснованию структуры посевных площадей показывают необходимость доведения площади орошаемых земель к 2025 году под овощные культуры до 86,1 тыс. га (в настоящее время эта площадь составляет 33,4 тыс. га), бахчевые - до 31,5 тыс. га (9,2 тыс. га), кормовые - до 159,8 тыс. га (110 тыс. га) и под картофель - до 34,7 тыс. га (28 тыс. га) за счет уменьшения
площади под хлопчатником.
Составной частью экономического механизма рационального землепользования являются вопросы комплексного инвестиционного обеспечения устойчивого развития сельского хозяйства (система планирования и финансирования развития мелиорации земель). Из-за углубления экономических реформ и обострения экологических проблем в сельском хозяйстве появилась тенденция качественно нового научного обоснования эффективности создания устойчивых агроландшафтов, ориентированных на производство высококачественной продукции в объемах, соответствующих природному потенциалу региона и обеспечивающих сохранение и воспроизводство почвенного плодородия. В связи с этим авторами разработаны рекомендации по развитию методических подходов к оценке эколого-экономической эффективности использования сельскохозяйственных земель с учетом экологических, хозяйственных и социально-экономических факторов, позитивных результатов и негативных последствий деградации сельскохозяйственных земель, требований рационального землепользования и охраны окружающей среды, а также с учетом комплекса мелиоративных мероприятий, включающего реконструкцию оросительных систем.
Обоснована эколого-экономиче-ская эффективность комплекса мелиоративных мероприятий, направленных на предупреждение и ликвидацию последствий деградационных процессов (эрозии, засоления, заболачивания, повышения уровня грунтовых вод и др.), на повышение продуктивности сельскохозяйственных земель и стабильности сельскохозяйственного производства. Проведение комплекса мелиоративных мероприятий в целом по республике на площади 720 тыс. га, включая реконструкцию оросительных систем на площади 400 тыс. га, совместно с адаптивно-ландшафтной системой земледелия позволит достичь наилучших показателей. Результаты расчета эколого-экономической эффективности
предлагаемых мелиоративных мероприятий в целом по Республике Таджикистан указывают на целесообразность отказа от сложившейся системы земледелия (вариант 1) и перехода к приро-
доулучшающему типу хозяйствования (вариант 2), способствующему сохранению и дальнейшему развитию эколого-экономического потенциала сельскохозяйственной угодий (табл. 3).
Таблица 3
Оценка эколого-экономической эффективности проведения комплекса мелиоративных мероприятий при возделывании хлопчатника в Республике Таджикистан
Показатели Всего орошаемой пашни, тыс. га
Существующая система земледелия (вариант 1) После проведения комплекса мелиоративных мероприятий, включая реконструкцию оросительных систем (вариант 2)
Площадь, га 720,0 720,0*
Урожайность, ц/га 19,1 39,5
Производство валовой продукции,
тыс. сомони 1372,0 28448,0
Выручка от реализации
сельскохозяйственной продукции,
тыс. сомони 3292,8 6828,0
Суммарные издержки, тыс. сомони 1432,3 5685,0
В том числе:
затраты на использования воды,
тыс. сомони 28,3 18,1
затраты на внесение минеральных
удобрений, тыс. сомони 1404,0 2985,1
затраты на предотвращения эрозии,
тыс. сомони - 1080,0
затраты на обслуживание лесных
насаждений, тыс. сомони - 153,3
затраты на промывку засоленных 504,0
земель, тыс. сомони -
Ущербы от потери
сельскохозяйственной продукции,
тыс. сомони 1860,5 314,3
Капитальные вложения на
реконструкцию оросительной 800,0
системы, тыс. сомони -
Затраты на создание
лесомелиоративных насаждений,
тыс. сомони - 144,0
Общественная эффективность
(интегральный эффект), тыс. сомони -235,0 8307,0
Примечание: на площади 720 тыс. га проведен комплекс мелиоративных мероприятий, включающий реконструкцию оросительных систем на площади 400 тыс. га.
Проведение комплекса мелиоративных мероприятий (агротехнических, агролесотехнических, химических, биологических) на площади
720 тыс. га и реконструкция оросительной системы на площади 400 тыс. га (вариант 2) позволит повысить уровень плодородия почвы за рассматриваемый период (20 лет) на 26,1 % (вариант 2), величина эффекта составит 8307,0 тыс. сомони.
Выводы
Разработан методологический подход к формированию и развитию эколого-экономического механизма
землепользования в сельском хозяйстве, неотъемлемой составной частью которого является согласование требований землепользователей и техноприродных систем, воспроизводство и сохранение водно-земельных ресурсов, повышение экономической эффективности
сельскохозяйственного производства, уровня и качества жизни населения.
Обоснована эколого-экономиче-ская эффективность комплекса мелиоративных мероприятий, включающего реконструкцию оросительных систем, и прогрессивных систем земледелия, направленных на снижение антропоген-
ной нагрузки на компоненты ландшафта, увеличение биоразнообразия и повышение экологической устойчивости агроландшафтов в рассматриваемом регионе.
Материал поступил в редакцию 11.10.13 Краснощекое Валентин Николаевич,
доктор экономических наук, профессор, проректор по научной работе E-mail: [email protected]. Шералиев Эмомали Нуралиевич, кандидат экономических наук,докторант Тел. 8-926-036-72-59 E-mail: [email protected]
УДК 502/504 : 338.24 : 330.15 Е. В. МАРГОЛИНА
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный университет природообустройства»
Т. А. СПИЦЫНА
ОАО ВТБ-24
НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ЧАСТНО-ГОСУДАРСТВЕННОГО ПАРТНЕРСТВА В ПРИРОДОЭКСПЛУАТИРУЮЩИХ ОТРАСЛЯХ ЭКОНОМИКИ
Рассматриваются механизмы и формы частно-государственного партнерства (ЧГП). Показано, что такая форма ЧГП, как концессия, является наиболее эффективной при реализации долгосрочных проектов в природоэксплуатирующих отраслях экономики. Рассматриваются относительно новые подходы к развитию частно-государственного партнерства, способствующие решению задачи ресурсосбережения и обладающие значительным мультипликативным эффектом.
Частно-государственное партнерство, «теневые» и «традиционные» концессии,
концедент, концессионер, водосервисные услуги, водосервисные компании.
There are considered mechanisms and forms of private-state partnership (PSP). It is shown that such a form of PSP as a concessionare is the most effective one under realization of long-term projects in nature exploiting fields of economics. There are considered relatively new approaches to the development of private-state partnership facilitating to solve a task of resource saving and which possess a substantial multiplicative effect.
Private-state partnership, «shadow» and «traditional» concessions, concessionare,
water-servicing services, water-servicing companies.
Партнерство государства и частно- Основной принцип концепции
го сектора, или частно-государственное ЧГП состоит в следующем: государство партнерство (ЧГП) представляет собой определяет, в модернизации и возведе-стратегический, институциональный нии каких объектов инфраструктуры альянс между государством и бизне- оно нуждается, а частные инвесторы вы-сом в целях реализации общественно двигают предложения, которые должны значимых проектов в широком спек- в наибольшей степени соответствовать тре сфер деятельности: от базовых от- требованиям государства. Частно-раслей промышленности до оказания государственное партнерство позволяет общественных услуг [1]. каждому партнеру сконцентрироваться
4' 2013
101