Научная статья на тему 'Основные направления развития экологического туризма в рамках рационального природопользования в современных странах (на примере Республики албания)'

Основные направления развития экологического туризма в рамках рационального природопользования в современных странах (на примере Республики албания) Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
376
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЦИОНАЛЬНОЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ / RATIONAL NATURE MANAGEMENT / ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ / ECOTOURISM / УСТОЙЧИВЫЙ ТУРИЗМ / SUSTAINABLE TOURISM / АЛБАНИЯ / ALBANIA / ЭКОЛОГИЯ / ECOLOGY

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Мизинцева Мария Федоровна, Диаманти Э.

В статье рассматриваются основные ресурсы и векторы развития экологического туризма в Албании как нового региона для экопутешествий, ранее непопулярного, но имеющего огромные перспективы для развития в рамках актуализации рационального природопользования. Авторами статьи выделены: влияние развития туризма на окружающую среду, роль экологического туризма в концепции устойчивого развития стран мира, значение актуальности туристского рационального природопользования, а также его основные принципы. В статье также рассмотрены предпосылки, тенденции и перспективы развития экологического туризма в Албании, выделены основные задачи по оптимизации и дальнейшему эффективному становлению экологического туризма как базового направления в туристской сфере данной страны. Даны рекомендации по пропаганде экологического туризма в стране как базового направления туристской сферы; активному продвижению экотуризма Албании для российских туристов; акцентированию внимания на сельском и горном туризме как направлениях экотуризма; активизации маркетинговых инструментов, нацеленных на повышение узнаваемости Албании как бренда в мире туризма; поиску путей законодательного регулирования туристкой деятельности в стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN AREAS OF ECOLOGICAL TOURISM IN THE FRAMEWORK OF RATIONAL NATURE MANAGEMENT IN MODERN ECONOMIES (THE CASE OF THE REPUBLIC OFALBANIA)

The article deals with the basic resources and the vectors of ecological tourism development in Albania as a new region for eco travel, previously not popular but having great prospects for development through mainstreaming the rational nature management. The authors highlight the impact of tourism development on the environment, the role of ecological tourism in sustainable development of the countries of the world, the value relevance of environmental management tourism and its basic principles. The article also describes the prerequisites, trends and prospects of development of ecological tourism in Albania, the main objectives for optimization and further efficient formation of ecological tourism as a basic direction in the tourism sphere of the country. The authors give recommendations for the promotion of ecotourism in the country as a key element of tourism business; the active promotion of ecotourism of Albania for Russian tourists; focusing attention on rural and mountain tourism as ecotourism areas; intensification of marketing tools aimed at increasing awareness of Albania as a brand in the world of tourism; finding ways of legal regulation of tourist activities in the country

Текст научной работы на тему «Основные направления развития экологического туризма в рамках рационального природопользования в современных странах (на примере Республики албания)»

www.volsu.ru

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА

DOI: https://doi.org/10.15688/jvolsu3.2018.L12

UDC 338.484(496.5) LBC 65.9(4An6)433

THE MAIN AREAS OF ECOLOGICAL TOURISM IN THE FRAMEWORK OF RATIONAL NATURE MANAGEMENT IN MODERN ECONOMIES (THE CASE OF THE REPUBLIC OF ALBANIA)

Mariya F. Mizintseva

All-Russian Institute for Scientific and Technical Information, RAS, Moscow, Russian Federation

E. Dhiamandi

Peoples' Friendship University of Russia, Moscow, Russian Federation

Abstract. The article deals with the basic resources and the vectors of ecological tourism development in Albania as a new region for eco travel, previously not popular but having great prospects for development through mainstreaming the rational nature management.

The authors highlight the impact of tourism development on the environment, the role of ecological tourism in sustainable development of the countries of the world, the value relevance of environmental management tourism and its basic principles. The article also describes the prerequisites, trends and prospects of development of ecological tourism in Albania, the main objectives for optimization and further efficient formation of ecological tourism as a basic direction in the tourism sphere of the country.

The authors give recommendations for the promotion of ecotourism in the country as a key element of tourism business; the active promotion of ecotourism of Albania for Russian tourists; focusing attention on rural and mountain tourism as ecotourism areas; intensification of marketing tools aimed at increasing awareness of Albania as a brand in the world of tourism; finding ways of legal regulation of tourist activities in the country.

Key words: rational nature management, ecotourism, sustainable tourism, Albania, ecology.

УДК 338.484(496.5) ББК 65.9(4Алб)433

^ ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ТУРИЗМА

в В РАМКАХ РАЦИОНАЛЬНОГО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

| В СОВРЕМЕННЫХ СТРАНАХ

£ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ АЛБАНИЯ)

©

я

Мария Федоровна Мизинцева

¡§ Всероссийский институт научной и технической информации РАН, г. Москва,

м Российская Федерация

к

§

^ Э. Диаманти

® Российский университет дружбы народов (RUDN University), г. Москва, Российская Федерация

Аннотация. В статье рассматриваются основные ресурсы и векторы развития экологического туризма в Албании как нового региона для экопутешествий, ранее непопулярного, но имеющего огромные перспективы для развития в рамках актуализации рационального природопользования.

Авторами статьи выделены: влияние развития туризма на окружающую среду, роль экологического туризма в концепции устойчивого развития стран мира, значение актуальности туристского рационального природопользования, а также его основные принципы. В статье также рассмотрены предпосылки, тенденции и перспективы развития экологического туризма в Албании, выделены основные задачи по оптимизации и дальнейшему эффективному становлению экологического туризма как базового направления в туристской сфере данной страны.

Даны рекомендации по пропаганде экологического туризма в стране как базового направления туристской сферы; активному продвижению экотуризма Албании для российских туристов; акцентированию внимания на сельском и горном туризме как направлениях экотуризма; активизации маркетинговых инструментов, нацеленных на повышение узнаваемости Албании как бренда в мире туризма; поиску путей законодательного регулирования туристкой деятельности в стране.

Ключевые слова: рациональное природопользование, экологический туризм, устойчивый туризм, Албания, экология.

Введение

Гармоничное сосуществование природы и человека сегодня является одним из важнейших направлений экономики устойчивого развития, которую в последние годы провозглашают десятки государств мира. В условиях актуализации в последние десятилетия внимания к экологическим проблемам, природоохранительным мероприятиям и рациональному использованию природной среды изучение туристической деятельности и ее влияния на окружающую среду представляется сегодня важнейшей проблемой в экономике современных стран. Термины «рекреационное и туристское природопользование», «экологический туризм», «экотуризм», «устойчивый туризм» сегодня уже прочно вошли в обиход как в туристической, так и в социальной, экономической и других сферах, и являются одними из важнейших направлений в развитии современного туризма.

Очевидно, что туризм как отрасль экономики тесно связан со многими сферами хозяйственной деятельности (транспорт, строительство, торговля), а также с природными и социально-культурными факторами. Неконтролируемое развитие туризма, которое влечет за собой активное развитие и других сфер деятельности, может оказать губительное влияние на окружающую среду. Так, активизация туристской деятельности так или иначе способствует опустыниванию земель, сокращению лесных массивов, изменению ландшафтов, загрязнению водоемов и других природных объектов,

приводя, таким образом, к деградации природных ресурсов развивающейся в области туризма местности. Развитие туризма приводит к увеличению населения (как местного, так и приезжего), из-за чего стремительно возрастает объем бытовых отходов; происходит загрязнение воздуха за счет повышения числа автотуристов; увеличивается уровень шума, что приводит к уменьшению популяции животных в водоемах и лесных массивах, и пр. Местные жители в стремлении получить максимум прибыли от туристической сферы не заботятся о сохранении окружающей среды в своем регионе, что приводит к серьезным последствиям, устранить которые подчас представляется крайне трудным.

В этой связи все чаще стали говорить о туристском природопользовании, которое можно определить как область знаний, связанных с оптимизацией использования природных ресурсов в рекреационных целях. В рамках туристского природопользования, наряду с многочисленными направлениями, ведется поиск оптимальных путей развития туризма, одним из которых сегодня может быть назван экологический туризм - сравнительно новое направление туристской сферы. И хотя данное направление в экономике современных стран относительно ново (им стали заниматься не более 15-20 лет назад), однако сегодня уже накоплена определенная теоретико-методологическая база. Так, к современным авторам, изучающим вопросы экологического туризма, можно отнести: Д. Бесса-раб, Л. Штефан [1], В. Храбовченко [6], Л. Жигулину [3], Н. Гуремину, А. Косолапова [2] и др.

Тем не менее количество трудов по данной проблематике все же недостаточно, что требует более активного изучения и глубокой проработки данной темы, как в теоретическом, так и в практическом планах.

Роль экологического туризма для страны, его виды и принципы

Экологический туризм Всемирной туристской организацией (ВТО) [12] определен до 2020 г. одним из пяти основных направлений развития в мире. Сегодня это направление является одним их самых популярных среди туристов из промышленно развитых и урбанизированных стран, особенно Западной Европы. Туристов, интересующихся экологическим туризмом, можно разделить на две группы. К первой относят путешественников, ценящих дикую природу других стран и регионов: Африки (Кения, Танзания и пр.), Азии (Таиланд, Китай), Латинской Америки (Перу, Эквадор). Вторая группа состоит из туристов, интере-

сующихся местами дикой природы в своей стране или регионе. В Европе, например, это страны Скандинавии (Норвегия, Швеция, Финляндия). В США, России предпочтителен экологический туризм внутри страны.

В настоящее время принятой классификации в области экологического туризма не существует. К нему относят агротурзим (сельский туризм), приключенческий, рекреационный, спортивный, экстремальный (в труднодоступные регионы мира), научный и природопознавательный (поездки в заповедники, заказники и пр.), оздоровительный туризм.

Кроме того, экологический туризм можно разделить и на виды по различным основаниям: по территории, по цели тура, по объекту тура и пр. (рис. 1, 2).

Экологический туризм и его развитие в стране может явиться одним из действенных механизмов так называемой экологизации экономики, о которой сегодня все чаще и чаще говорят в условиях актуальности кон-

Типы экологического туризма

Рис.1. Виды экологического туризма по территории и цели тура

Примечание. Составлено по: [5].

Ботанические, зоологические, геологические и тому подобные туры

Эколого-этнографические, археологические, вообще эколого-культурные туры

Агротуры или сельские «зеленые» туры

--^

Спелеологические, водные, горные туры

Рис. 2. Виды экологического туризма по основному объекту тура Примечание. Составлено по: [5].

Основной объект тура

цепции устойчивого развития. В целях повышения эффективности данного вида туризма и обнаружения положительного его влияния на экономику и другие сферы данный вид туризма должен основываться на следующих принципах: использовании преимущественно природных ресурсов местности; гармонии с местной социально-культурной средой; минимизации ущерба для местности (региона); направленности на экологическое просвещение как местных жителей, так и путешественников; обеспечении устойчивого развития местности (региона). Таким образом, сочетание всех перечисленных выше принципов обеспечит гармоничное существования индивида и природы в процессе развития экологического туризма.

Тенденции и перспективы развития экологического туризма в Албании

Экологический туризм, наряду с деловым и образовательным, имеет огромные перспективы, особенно в развивающихся странах и государствах с переходной экономикой. Например, для европейских стран, таких как Сербия, Хорватия, Болгария, Албания, экоту-ризм, несомненно, может быть одним из важнейших направлений дальнейшего развития экономики. В настоящее время туризм в Албании развит недостаточно, однако имеет большие перспективы для дальнейшего развития и становления в качестве одной из важнейших отраслей экономики, что и обусловли-

вает актуальность изучения данного вопроса и разработки основных практических направлений развития туристической сферы. Ожидается, что в ближайшие годы вклад от туризма в ВВП Албании будет увеличиваться стремительными темпами (рис. 3), а также будут увеличиваться и инвестиции в туристскую сферу в стране (см. рис. 4).

Для экотуризма в Албании имеются и большие территории горной местности (70 % территории Албании занимают горы), и самобытные деревни, и выход к морю с чистыми пляжами (береговая линия в стране простирается на 450 км). Сегодня к наиболее популярным направлениям туризма в Албании относят пляжный, оздоровительный, познавательный, религиозный и пр. (см. таблицу). Менее развиты такие направления туризма, как деловой и образовательный.

Экологический туризм в Албании может совмещать такие направления, как пляжный (отдых на диких пляжах морского побережья), оздоровительный (лечение на термальных источниках), природопознава-тельный (походы по горным тропам, посещения заповедных зон), агротуризм (отдых в сельской местности, в том числе в высокогорных отдаленных поселениях) и экстремальный туризм (сплав по горным рекам, дайвинг в море). Таким образом, спектр направлений для экологического туризма довольно широк и раскрывает огромные перспективы своего развития.

1200

315,3

345,3 356,1

031,8

2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2027

1

0

424,7

298,2

0

Рис. 3. Общий вклад от путешествий и туризма в ВВП Албании и прогноз до 2027 г. (млн долл. США) Примечание. Составлено по: [9; 10].

60 -

52,9

10 о

2011 2012 2013 2014 2014 2016 2017 2027

Рис. 4. Капиталовложения Албании в туризм (млн долл. США) Примечание. Составлено по: [9; 10].

Таблица

Основные направления туризма в Албании

Направление туризма Основные разновидности

Пляжный Отдых на Адриатическом и Ионическом морях

Экстремальный Рафтинг, спелеотуризм, парапланеризм, альпинизм, дайвинг

Оздоровительный Лечение на термальных источниках, грязевых курортах, стоматологическое лечение

Познавательный (исторический) Посещение достопримечательностей, исторических и культурных мест, музеев

Познавательный (природный) Посещение природных достопримечательностей (озер, рек, парков, заповедников и заказников), осуществление пеших маршрутов в местах дикой природы

Сельский Посещение самобытных деревень страны, в том числе горных селений

Религиозный Посещение мест наследия католиков, мусульман, православных и бек-ташей

Гастрономический Знакомство с местной кухней

Молодежный Посещение молодежных мероприятий, мест ночной жизни, дискотек

Примечание. Составлено авторами.

Необходимо также отметить, что в стране имеются многочисленные природные достопримечательности. Так, среди них можно выделить: Албанскую Ривьеру (прибрежную зону вдоль Ионического моря), Национальный парк Карабурун-Сазан, «Проклятые горы», парк лебедей Дрилон, карстовый источник «Голубой глаз», Осум-Каньон, озера Комани-Ферри, Бельш, Шкодер. Также в стране находятся такие точки агротуризма, как: горное село Вос-копия, рыбацкая деревня Широка, самобытные деревни Либохова, Джинар, Кукур и др.

Кроме того, в пользу развития именно экологического туризма в Албании говорит и тот факт, что развитие остальных видов туризма в Албании сдерживается рядом фак-

торов (плохое качество дорог, несанкционированное строительство, низкое качество коммунального обслуживания, невысокий уровень образовательной базы и пр.). Эти и многие другие причины в ближайшем будущем будут сдерживать развитие образовательного и делового туризма.

Основные рекомендации

В целях активного развития экологического туризма в Албании сегодня необходимо решить ряд актуальных задач. Важно расширить приток путешественников и их географию. Согласно прогнозам, в ближайшие годы в мире возрастет поток прибывающих в Европу (см. рис. 5).

В этой связи Албании в ближайшие годы надо занять свою нишу в области европейского туризма и создать туристскую сферу в своей стране привлекательной не только для европейских туристов, но и туристов из других стран и регионов мира. Сегодня основной поток туристов, приезжающих в Албанию, наблюдается из таких стран, как Черногория, Македония, Греция и Италия. В меньшей степени посещают страну туристы из Германии, Франции, Бельгии и Нидерландов [11]. Приток иностранных туристов в Албанию растет с каждым годом, и ожидается, что через 10 лет достигнет 780 млн человек (рис. 6).

Представляется важным сделать Албанию привлекательной не только для европейских туристов, но и для туристов из Юго-Восточной Азии, с Арабского Востока и, что более реализуемо, из России. Албания и ее богатые ресурсы экологического туризма могут представлять интерес для

российских путешественников - в первую очередь за счет относительно близкого расположения от Центральной России, невысоких цен на туристские услуги, наличия морского побережья.

В целях дальнейшего развития туристской деятельности, повышения узнаваемости страны у туристов (в том числе российских), минимизации существующих проблем может быть предложено следующее: активизация маркетинговых инструментов, нацеленных на повышение узнаваемости Албании как бренда в мире туризма; поиск путей законодательного регулирования туристской деятельности в стране; усиление акцента именно на экологический туризм, особенно такие его виды, как горный и сельский туризм и пр. Для привлечения российских туристов на территории РФ должны активизировать свою деятельность в первую очередь посольство Албании в Москве, а

Рис. 5. Прогноз динамики показателей туристских прибытий по регионам мира, млн человек Примечание. Составлено по: [9].

Рис. 6. Объем международного туризма Албании (ЛЬЬЬп) Примечание. Составлено по: [10].

также Общество дружбы «Албания - Россия», созданное в Албании и имеющее свои представительства в крупных городах нашей страны. И хотя сегодня социально-экономические отношения России и Албании находятся не на самом высоком уровне (из-за спорных вопросов Косово и Крыма), все же в будущем они могут развиваться более динамично [4].

Важно также активно пропагандировать экологический туризм среди путешественников. Основными задачами экологического туризма должны стать: стимулирование людей к существованию в гармонии с природой и к бережному отношению к окружающей среде, осознание важности здорового отдыха в целях улучшения физического развития, особенно детей; привлечение внимания к уникальным местам природы; создание ответственного отношения людей к природе. При таком комплексном подходе к развитию туризма в Албании в дальнейшем эта страна может иметь бренд уникального места для путешествий, основанного на рациональном природопользовании и пропаганды гармоничного сосуществования человека и природы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

1. Бессараб, Д. Экологический туризм в зарубежной Европе / Д. Бессараб, Л. Штефан. - М. : Тетра Системс, 2013. - 304 с.

2. Гуремина, Н. Теория и практика экологического туризма / Н. Гуремина, А. Косолапов. -LAP Lambert Academic Publishing, 2013. - 316 с.

3. Жигулина, Л. Основны экологического туризма : учеб.-метод. комплекс / Л. Жигулина. - М. : Проспект, 2017. - 124 с.

4. Лямеборшай, С. Х. Дружба между Россией и Албанией в прошлом и настоящем / С. Х. Лямеборшай // Власть. - 2014. - №№ 1. - С. 77-79.

5. Портал Travel Group. - Электрон. дан. -Режим доступа: http://www.nmstour.ru/9184-sovremennyie-raznovidnosti-turizma.html.

6. Храбовченко, В. Экологический туризм / Э. Храбовченко. - М. : Финансы и статистика, 2004.- 208 с.

7. Dushku, E. Why You Must Visit Albania / E. Dushku // Huffington Post (2 September, 2011).

8. Giray, L. 10 Reasons 2013 is the Time to Visit Albania / L. Giray // Huffington Post (27 December 2012).

9. TravelClub. Прогноз динамики показателей туристских прибытий по регионам мира до 2020 г. -

Электрон. дан. - Режим доступа: http://www. summertourspb.ru/4771-statistika-po-vidam-turizma. html.

10. Travel & Tourism. Economic impact 2017Albania. World Travel & Tourism Council. Р. 13. -Electronic data. - Mode of access: https://www. wttc.org/-/media/files/reports/economic-impact-research/regions-2017/world2017.pdf. - Title from screen.

11. Treguesit statistikore të turizmit. - Electronic data. - Mode of access: http://www.arkivalajmeve. com/Turizmi-ne-Shqiperi-reklama-per-Evropen-Lindore. 1046860598. - Title from screen.

12. United Nations World Tourism Organization. - Electronic text data. - Mode of access: http://www2.unwto.org/. - Title from screen.

REFERENCES

1. Bessarab D., Stefan L. Ekologicheskiy turizm v zarubezhnoy Evrope [Ecological Tourism in Foreign Europe]. Moscow, Tetra Systems Publ., 2013. 304 p.

2. Guremina N., Kosolapov A. Teoriya i praktika ekologicheskogo turizma [Theory and Practice of Ecological Tourism]. LAP Lambert Academic Publishing, 2013. 316 p.

3. Zhigulina L. Osnovy ekologicheskogo turizma [Fundamentals of Ecological Tourism]. Moscow, Prospekt Publ., 2017. 124 p.

4. Lyameborshay S.Kh. Druzhba mezhdu Rossiey i Albaniey v proshlom i nastoyashchem [Friendship between Russia and Albania in the Past and in the Present]. Vlast, 2014, no. 1, pp. 77-79.

5. Portal Travel Group. URL: http://www. nmstour.ru/9184-sovremennyie-raznovidnosti-turizma.html.

6. Khrabovchenko V. Ekologicheskiy turizm [Ecological Tourism]. Moscow, Finansy i statistika Publ., 2004. 208 p.

7. Dushku E. Why You Must Visit Albania. Huffington Post (September 2, 2011).

8. Giray L. 10 Reasons 2013 Is the Time to Visit Albania. Huffington Post. (December 27, 2012).

9. TravelClub. Forecast of the dynamics of the indicators of tourist arrivals in the regions of the world until 2020. URL: http://www.summertourspb.ru/ 4771-statistika-po-vidam-turizma.html.

10. Travel & Tourism. Economic impact 2017 Albania. World Travel & Tourism Council, p. 13. URL: https://www.wttc.org/-/media/files/reports/economic-impact-research/regions-2017/world2017.pdf.

11. Treguesit statistiko^ të turizmit. URL: http:/ /www.arkivalajmeve.com/Turizmi-ne-Shqiperi-reklama-per-Evropen-Lindore. 1046860598/.

12. United Nations World Tourism Organization. URL: http://www2.unwto.org/.

Information about the Authors

Mariya F. Mizintseva, Doctor of Sciences (Economics), Professor, Head of Department of Scientific Information on Economics and Management, All-Russian Institute for Scientific and Technical Information, RAS, Usievicha St., 20, 125190 Moscow, Russian Federation, [email protected].

E. Dhiamandi, Postgraduate Student, Peoples' Friendship University of Russia, Miklukho-Maklaya St., б, 117198 Moscow, Russian Federation, [email protected].

Информация об авторах

Мария Федоровна Мизинцева, доктор экономических наук, профессор, зав. отделом научной информации по экономике и управлению, Всероссийский институт научной и технической информации РАН, ул. Усиевича, 20, 125190 г. Москва, Российская Федерация, [email protected].

Э. Диаманти, аспирант, Российский университет дружбы народов (RUDN University), ул. Миклухо-Маклая, б, 117198 г. Москва, Российская Федерация, [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.