Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЕДИНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА ВОЗДУШНО-КОСМИЧЕСКИХ СИЛ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ'

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЕДИНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА ВОЗДУШНО-КОСМИЧЕСКИХ СИЛ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
192
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Военная мысль
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВОЗДУШНО-КОСМИЧЕСКИЕ СИЛЫ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЕДИНОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / AEROSPACE FORCES / INFORMATION TECHNOLOGIES / UNIFORM INFORMATION SPACE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Легков Константин Евгеньевич, Оркин Вадим Витальевич

Рассматриваются основные проблемы, выявленные при формировании Единого информационного пространства Воздушно-космических сил (ЕИП ВКС) в современных условиях. Предложены основные направления развития ЕИП ВКС, задачи и базовые принципы совершенствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Легков Константин Евгеньевич, Оркин Вадим Витальевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN DEVELOPMENT TRENDS IN THE UNIFORM INFORMATION SPACE OF THE AEROSPACE FORCES IN PRESENT-DAY CONDITIONS

The paper looks at the principal problems revealed while the Uniform Information Space of the Aerospace Forces (ASF UIS) was being formed in contemporary conditions. It suggests basic development lines for the ASF UIS, the tasks and fundamental principles of its improvement.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЕДИНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА ВОЗДУШНО-КОСМИЧЕСКИХ СИЛ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ»

Основные направления развития единого информационного пространства Воздушно-космических сил в современных условиях

Полковник К.Е. ЛЕГКОВ, кандидат технических наук

Майор В.В. ОРКИН

АННОТАЦИЯ

ABSTRACT

Рассматриваются основные проблемы, выявленные при формировании Единого информационного пространства Воздушно-космических сил (ЕИП ВКС) в современных условиях. Предложены основные направления развития ЕИП ВКС, задачи и базовые принципы совершенствования.

The paper looks at the principal problems revealed while the Uniform Information Space of the Aerospace Forces (ASF UIS) was being formed in contemporary conditions. It suggests basic development lines for the ASF UIS, the tasks and fundamental principles of its improvement.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

KEYWORDS

Воздушно-космические силы, информационные технологии, Единое информационное пространство.

Aerospace Forces, information technologies, Uniform Information Space.

В СОВРЕМЕННЫХ условиях информационное пространство Воздушно-космических сил нельзя отнести к «единому пространству для всех его пользователей» из-за некоторых проблем.

В процессе формирования Единого информационного пространства ВКС (рис. 1) были выявлены основные проблемы, в том числе организационного характера.

Первая — несоответствие нормативно-правовой базы, определяющей процесс формирования, обработки,

хранения и передачи информации в ЕИП. Данное обстоятельство не позволяет обеспечить выполнение предъявляемых в настоящее время требований к информационному обеспечению управления объединениями, соединениями и воинскими частями ВКС.

Рис. 1. Структура ЕИП ВКС

Кроме того, некоторые документы ограниченного распространения в настоящее время еще ориентированы на представление их в печатном виде, что не позволяет учитывать особенности обработки и передачи информации в современных автоматизированных системах управления (АСУ). Одним из направлений решения данной проблемы является совершенствование нормативно-правовой базы по подготовке и ведению военных действий с учетом современных тенденций по управлению войсками и преимуществ ЕИП ВКС1.

Вторая проблема заключается в отсутствии в ВКС полноценно функционирующих органов обеспечения координации работ по созданию, обработке, хранению и дальнейшему использованию информационных ресурсов (рис. 2). Данная функция сейчас возложена на службу информационных ресурсов ВКС, которая должна обеспечить процедуры создания, ведения и развития единой информационной среды, структурными элементами которой являются информационные органы и подразделения при штабах всех звеньев управления2.

Рис. 2. Состав информационных ресурсов ВКС

Третья проблема — наличие большой номенклатуры разобщенных средств автоматизации в различных родах войск и звеньях управления ВКС, различающихся задачами, вариантами получения исходной информации, алгоритмами, техническими средствами выработки управляющих воздействий и способами организации информационного обмена в контуре АСУ3.

Глобальный характер поставленной задачи предполагает ее решение путем использования принципов декомпозиции и представления АСУ различных классов как совокупности отдельных компонентов с четко выраженным функциональным назначением4. Как правило, укрупненная структура типовой АСУ может быть представлена в виде совокупности функционально самостоятельных и территориально распределенных комплексов средств автоматизации (КСА), объединенных в единую систему средствами коммуникации и передачи информации. Они проводят целевую обработку информации с выработкой рекомендаций и принятием решений в рамках теку-

щей ситуации, а система коммуникации обеспечивает поддержку процессов информационного обеспечения и обмена между отдельными КСА в соответствии с утвержденным системным алгоритмом каждой конкретной АСУ, а также обеспечивает доведение выработанных решений до исполнителей. Таким образом, информационная система в ЕИП ВКС представляет собой важнейшую часть территориально распределенной компоненты АСУ, от принципов построения которой зависят положения концепции развития ЕИП ВКС, варианты информационного обеспечения АСУ, а также способы передачи, хранения, обработки и защиты информации. Поэтому система коммуникации и автоматизации — это техническая основа и транспортная среда для систем управления и информационных систем ВКС, важнейший элемент военной информационной инфраструктуры, определяющий эффективность применения ВКС.

Для достижения качественно нового уровня управления войсками основным принципом построения ЕИП ВКС является широкомас-

штабная автоматизация процедур управления объединениями, соединениями и воинскими частями ВКС, обеспечивающих требуемые значения показателей оперативности, безопасности и устойчивости информационного обмена на основе применения новых информационных технологий. Данное стратегическое направление развития требует разработки и осуществления единой информационно-технической политики в различных звеньях управления войсками ВКС, что должно найти отражение в организационных, нормативно-правовых, методических, технологических, информационных, финансово-экономических и кадровых аспектах развития ЕИП ВКС5.

Информационно-техническая инфраструктура ЕИП ВКС может быть представлена как объединение информационных, информационно-вычислительных, телекоммуникационных систем и сетей; средств автоматизации процедур принятия решений, доведения директив до исполнительных звеньев и процедур контроля выполнения указаний; региональных и центральных баз данных, а также систем сбора, обработки, представления и передачи информации о функционировании структур ВКС с оперативным предоставлением информации и необходимых рекомендаций Главному командованию ВКС и органам государственного управления.

Система информационного обеспечения в рамках ЕИП ВКС в современных условиях подразумевает активное внедрение и развитие перспективных информационных технологий, которые формируются как совокупность средств и методов обработки данных, обеспечивающих формирование, обработку, хранение, передачу, защиту и отображение информационного продукта для достижения максимальной эффективности

деятельности объединений, соединений и воинских частей ВКС.

Анализ текущего состояния информационно-технической инфраструктуры ЕИП ВКС позволяет отметить ряд факторов, оказывающих негативное влияние на ее развитие:

• невысокий уровень системной интеграции объектов ЕИП ВКС, что зачастую выражается в отсутствии единой политики при организации разработок, закупок, испытаний, ввода в эксплуатацию, сопровождения программных и технических средств, а также оснащении ими соответствующих подразделений ВКС;

• слабая координация деятельности по реализации информационно-технической политики развертывания комплексов в составе ЕИП ВКС, невысокий уровень, а в некоторых случаях — отсутствие, стандартизации и унификации разрабатываемых и закупаемых программно-технических средств;

• слабая и в значительной степени устаревшая методологическая и нормативная база разработки и функционирования информационно-технической инфраструктуры ЕИП, что затрудняет проведение аналити-ко-прогнозных исследований проблем создания и развития ЕИП ВКС;

• несовершенство единой системы технического обеспечения, эксплуатации и ремонта средств передачи информации и автоматизированных систем управления;

• ограниченные объемы финансирования НИОКР, проектных, строительно-монтажных работ и закупки информационно-технических средств для разработки и испытаний новейших средств и комплексов с целью построения и развития ЕИП ВКС.

Анализ состояния информационно-технической инфраструктуры ЕИП и АСУ различных звеньев управления ВКС позволяет определить ба-

зовые принципы совершенствования ЕИП (таблица), а на этой основе — задачи и основные направления развития ЕИП ВКС. Реализация указанных принципов дает возможность сформировать информационно-технические функциональные подсистемы ЕИП ВКС и рассматривать образующие ее комплексы средств автоматизации и средства передачи информации как единое целое по всей вертикали

В связи с этим необходимо выполнить следующие мероприятия:

• создать комплекс базовых информационных технологий, который бы обеспечивал решение задач ЕИП ВКС на различных уровнях и на различных этапах развертывания в ЕИП информационного обмена;

• обеспечить разработку аппаратно-программных средств и информационно-лингвистического обеспечения

звеньев управления ВКС; обеспечит эффективную обработку и передачу информации в режиме реального времени, с учетом повышения значений показателей надежности, живучести и устойчивости функционирования технических средств ЕИП ВКС, а также решит вопросы защиты, хранения и резервирования информации на основе современных информационных технологий6.

для реализации базовых информационных технологий и эффективного функционирования ЕИП ВКС;

• разработать единую систему технического обслуживания и ремонта аппаратно-программных средств информационной инфраструктуры ЕИП ВКС;

• создать эффективную систему обеспечения информационного обмена в ЕИП ВКС, внедрить унифицированную технологию передачи

Таблица

Базовые принципы совершенствования ЕИП ВКС

1. Целевая ориентация, заключающаяся в подчинении всех задач информационно-технической политики и способов их решения достижению стратегической цели — информационно-технического обеспечения процессов эффективного функционирования различных звеньев управления в ЕИП ВКС

2. Целостность заключается в рассмотрении информационно-технической инфраструктуры ЕИП ВКС и составляющих ее объектов (прежде всего информационных) целостных систем

3. Информационно-техническое единство, требующее использования стандартных единых протоколов информационного обмена в информационных системах и сетях ЕИП ВК, совместимость баз данных и единых процедур агрегации

4. Преемственность аппаратно-программных средств АСУ для обеспечения взаимодействия с существующими комплексами управления и информационными системами с последующим эволюционным переходом к перспективным средствам, входящим в состав ЕИП ВКС

5. Максимальная автоматизация основных процедур функционирования различных звеньев управления в ЕИП ВКС при рациональном распределении функций между должностными лицами и техническими средствами с исключением возможности нерегламентированного вмешательства человека в информационные процедуры АСУ и ЕИП

6. Техническое единство при разработке ЕИП ВКС — выбор программно-аппаратной платформы ЕИП, которая должна быть положена в основу разработки всех перечисленных выше принципов

информации на КСА АСУ, обеспечивающую сопряжение с существующими и перспективными системами с учетом обеспечения требований информационной безопасности в ЕИП ВКС;

• создать систему информационной безопасности, интегрированную в архитектуру и информационные технологии, применяемые при функционировании ЕИП ВКС на всех уровнях управления7.

Для решения задач оперативного управления, обмена информацией в ЕИП ВКС и обеспечения информационного взаимодействия структур ВКС между собой, другими ведомствами и взаимодействующими государственными структурами необходимо разработать и внедрить современную информационную систему с интеграцией услуг, использующую единые информационные направления различной физической природы, технические средства и протоколы информационного обмена для передачи различных видов информации. Необходимо обеспечить рациональное использование канального ресурса, включающего арендованные каналы общегосударственной первичной сети каналов, а также ведомственные каналы, образованные применением различных технических средств.

Внедрение информационной основы в ЕИП ВКС с интеграцией служб в соответствии с концепцией сетей следующего поколения (NGN) должно осуществляться эволюционным путем, обеспечивающим последовательное улучшение тактико-технических характеристик, оптимальное использование информационно-вычислительных ресурсов и рациональное распределение выделяемых материальных средств.

На первом этапе развития ЕИП основной задачей должно являться обеспечение стабильности и бесперебойного функционирования информационных систем ВКС с обя-

зательным сопряжением и совместным функционированием во время переходного периода с действующими системами, при одновременном создании задела для ускоренного развития оперативно-технических характеристик перспективных систем, комплексов и средств инфокоммуни-каций и автоматизации управления.

Задачей второго этапа развития ЕИП является разработка качественно новой информационной системы и совершенствование прототипа ЕИП ВКС. Это потребует дальнейшего совершенствования систем АСУ и инфокоммуникаций, интеграции различных подсистем и видов информационного обслуживания, создания информационно-управляющих систем, обеспечивающих взаимодействие со всеми силовыми министерствами и ведомствами, а также органами государственной власти. В техническом плане это переход на унифицированные и стандартизированные цифровые методы передачи и обработки информации и дальнейшая компьютеризация деятельности всех звеньев управления ВКС.

Выбор информационных технологий должен осуществляться исходя из реальных условий функционирования системы и охватывать широкий спектр существующих подходов, принципов построения и информационных стандартов, начиная от обеспечения требований при передачи данных с использованием рекомендации Международного консультационного комитета по телефонии и телеграфии (МККТТ), повышенной оперативности и качественных показателей организации взаимодействия и коммутации на принципах NGN, эффективном использовании канального ресурса, обеспечиваемого современными информационными технологиями.

Вместе с тем конкретные технические рекомендации по совершенствованию концепции развития ЕИП

ВКС, в том числе созданию информационной системы ЕИП ВКС с интеграцией услуг и служб, могут быть выданы после анализа исходных данных, в которых должны быть отражены: виды передаваемой информации с оценкой преобладания каждого вида информации в общем трафике; номенклатура дополнительных услуг, предоставляемых пользователями; типы используемых каналов с указанием пропускной способности и вероятности искажения информации; количество, классы информационного обслуживания и приоритет пользователей. Для этого целесообразно назначить ведущих (главных) конструкторов систем и комплексов вооружений по соответствующим направлениям (родам войск ВКС), осуществляющих свою деятельность под руководством Генерального конструктора по АСУ и связи.

В целях качественной реализации мероприятий по дальнейшему развитию ЕИП ВКС необходимо8:

• организовать аудит баз данных и условно-постоянной информации

на этапе разработки изделий, создаваемых в интересах ВКС;

• осуществить корректировку документов по развитию АСУ ВКС и Государственной программы вооружения в части, касающейся ВКС;

• обеспечить в обязательном порядке включение мероприятий авторского надзора и требований довольствующим и заказывающим органам по поддержанию условно-постоянной информации в актуальном состоянии при разработке тактико-технических заданий на НИОКР по разработке (модернизации) вооружения, военной и специальной техники в интересах ВКС, а также передачу дубликатов документации в информационный фонд.

В заключение следует сказать, что важность всех работ по развитию Единого информационного пространства ВКС в современных условиях для повышения обороноспособности государства настолько велика, что даже в сложившейся сложной экономической ситуации реализовать их необходимо в максимально возможно сжатые сроки.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Копытко В.К., Шептура В.Н. Проблемы построения единого информационного пространства Вооруженных Сил Российской Федерации и возможные пути их решения // Военная Мысль. 2011. № 10. С. 16—26.

2 Копытко В.К., Шептура В.Н. Проблемы построения единого информационного пространства Вооруженных Сил Российской Федерации и возможные пути их решения. URL: http://www.avnrf.ru/index. php/p ublikatsii-otdelenij-avn/nauchnykh-otdelenij/voennogo-iskusstva/204-problemy-postroeniya-edinogo-informatsionnogo-prostranstva-vooruzhennykh-sil-rossijskoj-federatsii-i-vozmozhnye-puti-ikh-resheniya (дата обращения: 07.05.2019).

3 Лихачев А.М., Леус В.И., Блахнов Л.Л. Единые профили протоколов в информа-

ционных системах обмена информацией // Информация и космос. 2004. № 1. С. 13—21.

4 Масановец В.В. Основные направления создания информационной инфраструктуры государственного управления Российской Федерации // Информация и космос. 2003. № 1—2. С. 10—13.

5 Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации». 2006. URL: http://rg.ru/2006/07/29/ informacia-doc.html (дата обращения: 07.05.2019).

6 Лихачев А.М., Леус В.И., Блахнов Л.Л. Единые профили протоколов...

7 Там же.

8 Доктрина информационной безопасности Российской Федерации. 2016. URL: http://rg.ru/2016/12/06/doktrina-infobezopasnosti-site-doc.html (дата обращения: 07.05.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.